Долгая дорога на Байкал (лето 2000г.)ч.3
На следующий день я планировал добраться до Актюбинска. Путь выбрал через Орск, т. е. зацепляя участок Оренбуржской области. По самым скромным подсчетам, это было, около, 750 км. Ориентироваться в Казахстане легко, т. к. все указатели на русском языке и втречаются часто. До Джетыгоры я добрался сравнительно легко, но, потом до границы с Россией я, впервые, столкнулся с Казахстанским бездорожьем и узнал, что такое дорога в стиле "грейдер". Более 100 км шла ухабистая грунтовка, разровненная грейдером. Среди огромных ям лежали куски глины вперемешку с камнями. С первого взгляда было видно, что на моем мотоцикле здесь ехать нельзя. На этот случай, вдоль основной дороги шла степная дорога, она была ровнее, но покрытие ее составлял 20-ти сантиметровый слой желтой пыли. Я поехал по степной. Через 500 метров сложно было отличить меня от дороги, т. к. я и мотоцикл стали одного цвета и были похожи на комок глины. Вскоре мое положение еще более осложнилось. Я заметил, что мой генератор стал сильно гретья и выть, в аккумуляторе началось бурление. По собственному горькому опыту я понял, что началась перезарядка и нужно менять реле-регулятор, иначе, можно спалить обмотку статора. Самое обидное было то, что я брал с собой запасное реле, но оставил его у Васи и Вовы.
До Орска оставалось еще 250 км. Временно отключая генератор, я продолжил движение. Усугубляла ситуацию сильная жара. Вскоре я добрался до таможни. Она напоминала картину из фильмов о Безумном Максе. Посреди голой степи стояло небольшое здание, вокруг него не было ни каких признаков жизни. Подъехав, я постучался, вышел таможенник. Сам понимая глупость положения, он, не смотря мои документы, пропускает меня. Через 20 км начался асфальт, и я почувствовал себя на Родине. До Орска добрался уже под вечер. Нашел дешевую общагу за 30 р. в сутки, рядом, встолярке на халяву договорился поставить внутрь мотоцикл и еще принял у них горячий душ. Через дорогу от общаги, был кабак, где я втарился пивом. Сидя на лавке, наблюдая за заходящим солнцем и попивая пивко, я почувствовал блаженство. На следующий день в 7.00 я ловил такси, чтобы отправиться на поиски реле-зарядки. На 500 ватный генератор подходило без переделки только реле от ГАЗели нового образца.
Безрезультатно объехав все автомагазины, меня привезли на авторынок. После долгих поисков, какой-то барыга достал из большой занычки нужную мне запчасть, заломив за нее 250 р! Сторговавшись до 200 р., пришлось купить. На поиски реле потратил большую часть дня. Поставив исправный генератор, я обнаруживаю, что требуется новый аккумулятор, т. к. мой от перезарядки осыпался и умер. На новый денег нет, пришлось объехать все штрафные стоянки в надежде за небольшую плату взять б/ушный аккумулятор. Мои надежды оправдались. После долгих уговоров со сторожами я меняю свой убитый аккумулятор на еще не совсем убитый за 3 литра пива, которое выпиваю вместе со сторожами, заодно подбивая их скупить весь мотохлам со стоянки и создать местный мотоклуб. Утром следующего дня покидаю гостеприимный город Орск и через 30 минут подъезжаю к границе, чтобы опять буриться в степи Казахстана в направлении Гурьева(Атырау).
На таможне у местных жителей узнаю не утешительные для меня новости. Во первых, плохая дорога будет только до Октябрьска (около 250 км), а потом, до самого Гурьева (600 км) будет очень плохая дорога, по которой вообще стараются не ездить, во вторых, в этом направлении бесчинствуют казахи, которые закидывают камнями всех иноземцев, в третьих, по дороге нет АЗС и почти нет населенных пунктов. В общем, моего решения ехать именно там никто не понял, но мне было все равно, и я поехал. До Октябрьска добрался легко, если не считать огромного полчища саранчи размером с воробья. Эти насекомые залепили своими кишками меня и мотоцикл с ног до головы.
Запасся водой и тронулся в путь до Гурьева. Через 100 км я почувствовал, что окончательно оторвался от цивилизации. Вокруг до горизонта расстилалась голая, выженная солнцем степь без единого деревца. Изредка, вдоль дороги попадались мазары-казахские захоронения, издалека, они казались мистическими строениями древних городов. Дорога прекратила свое существование, и я ехал по степи вдоль разбитого фурами "грейдера". Но, иногда, степная дорога уходила слишком далеко в сторону, и приходилось ехать по основной дороге со скоростью не более 30 км/ч. От бешеной тряски постоянно развязывался багаж и вскоре отвалился правый глушитель.
Попадались и асфальтированые участки, езда по которым требовала особой внимательности. Из-за того, дорога не ремонтировалась со времени ее постройки, выбоины на асфальте превратились в чудовищные котлованы. Вовремя заметить яму и затормозить можно только ориентируясь на черные тормозные следы фур или объезды на обочинах. Поэтому асфальтовые оазисы на дороге меня не особенно радовали. По степи можно ехать со скоростью 90 км/ч, единственным недостатком был 15 сантиметровый слой пыли. Ехать приходилось почти всегда на юго-запад, и солнце с 10 часов светило в лицо, которое сильно обгорало. Крем от загара помогал мало, и пришлось нос заклеить пластырем.
Редко попадающиеся селения казались не жилыми, заброшеные, полуразрушеные заводы и предприятия стояли нагромождением ржавого метоллолома. Движение транспорта отсутствовало. На этой дороге со мной произошел случай. Навстречу ехала "шоха" не с казахскими номерами. Водила поморгал мне и остановился, я тоже остановился. Из машины вылез толстый мужик асирийского типа и подбежал ко мне. На ломаном русском объяснил мне, что он болгарин, у него полная машина детей, сломался синхронизатор в коробке передач, дети хотят есть, а денег на еду и ремонт нет. Поэтому я должен купить у него золотое кольцо за 40 $. Я начал объяснять, что уменя нет этих денег, и мое положение не лучше чем его. Он упал на колени и вознося молитвы Аллаху, начал умолять меня, купить кольцо. Цена от 40$ быстро поползла вниз и остановилась на 100 рублях. Мужик вскочил на ноги и всевозможными методами принялся доказывать мне, что кольцо - действительно золотое и я могу продать его влюбой момент за 100$. Тогда я сказал, что кольцо мне не надо, но я готов помочь ему с деньгами и согласен купить его часы за 100 рублей. Реальная цена часов была около 100$. Мужик не ожидал такого поворота событий и растерялся. Я сразу понял, что меня хотят нае...ать и воспользовавшись моментом, дал газу.
Вечерело, от однотипных унылых пейзажей и ужасной дороги я сильно устал, меня охватила тоска. Ехать до Гурьева еще 250 км, а дорога становилась все хуже и хуже. Около 2-х часов я пробирался со скоростью 20 км/ч по застывшей мешанине из глины и камней. Меня одолевали страшные мысли, что я заблудился, и мне придется ночевать в степи без палатки, среди шакалов, змей и пауков-людоедов. Эта перспектива меня пугала до усрачки, и я продолжал продвигаться вперед. Вскоре я понял, что еду правильно. Дорога стала лучше, появился транспорт, чувствовалось приближение города, на горизонте я увидел огни. До Гурьева осталось 100 км. В темноте, при отсутствии разметки, выписывая сумасшедшие кульбиты между выбоинами, я проехал это расстояние.
В городе меня ждал не приятный сюрприз. Полное отсутствие бензина на заправках. По моим подсчетам, я уже около 50 км еду на одних бензиновых парах, т. к. последний раз заправлялся утром в Орске - 35 литров, а проехал уже 750 км, из которых 500 км по жестокому бездорожью. На одной из заправок, выстояв часовую очередь, заливаю 20 л 76-го по баснословной цене - 60 теньге (12 руб) за литр, а 93-й предлагали с рук по 1$ за литр. Опять возникает проблема с ночлегом. Еду на ж/д вокзал, расчитывая на привокзальную гостиницу. На вокзале у таксиста спросил о гостинице и тут же неожиданно получил приглашение идти ночевать к нему домой. Но оказалось, что его дом в 30 км от города в противоположную сторону. Тут же находим запасной вариант, и я остаюсь ночевать на стоянке в кабине МАЗа, за то, без платно. На ужин меня угостили арбузом с хлебом, что было в тему, т.к. я целый день ничего не ел. Лег спать с мыслью о том, что завтра буду в Астрахане, а это уже Россия и нормальные дороги.
Утром я проснулся с мыслью о том, что мне до чертиков надоели степи и пустыни и хочется быстрее попасть на Кавказ. Все зависело только от меня и моего мотоцикла на котором я ехал. С бодрым духом я рванул в сторону Астрахани. Дорога стала на много лучше и позволяла держать среднюю скорость 60 км/ч. Окружающая степь сильно полысела и стал проглядывать белый песок. Чувствовалось приближение пустыни. Вдоль дороги стояли стада верблюдов. Часто стали появляться нефтяные насосы и буровые вышки, что напоминало о цивилизации. По карте я выбрал место, где дорога пролегает ближе всего к берегу Каспийского моря. Это был буровой поселок с названием типа "Забуруй". Повернув с дороги налево, я начал пробираться между барханами белого песка к берегу моря. Моя затея окончилась неудачей, я застрял в песках и повернул назад, боясь перегреть мотор.
Проехав чуть дальше по дороге, я еще раз повернул к морю, на этот раз я прорвался к Каспию. Увиденное мной напоминало фрагмент из фильма "Белое солнце пустыни". За одну минуту меня окружили рыбаки из местной деревни. Все они гоняли на Уралах и Днепрах. Т.к. глубина моря у берега была мала, то рыбаки заезжали на мотоциклах прямо в воду и вытаскивали на буксире лодки и сети с рыбой. Отдохнув около часа, я поехал дальше. За 100 км до границы с Россией дорога опять пропала. Напоследок, решил попробовать кумыса из верблюжьего молока. Вдоль дороги им торговали в изобилии. Ограничился только пробой, т. к. после первого глотка почувствовал, что меня мутит. Наверное, с непривычки.
Сразу после российской таможни, гружусь на паром. Меня, как великого путешественника, переправили бесплатно. Перед самой Астраханью был еще один паром, переправа обошлась мне 1.5 рубля, и 1 час времени. Наконец-то, я на родине, она встречает меня дешевым бензином и нормальными дорогами. Держу направление на столицу Калмыкии - Элисту. До нее 350 км. Дорога идет новая, с разметкой, но через каждые 50 км стоят блок - посты родного ГИБДД.
Рядом Чечня. Эти посты напоминают настоящие бастионы. На каждом по 20-30 чел до зубов вооруженных ОМОНовцев в бронежилетах и касках, на обочине в кустах запрятан танк, все вокруг обнесено бетонными блоками с бойницами, замотано колючей проволокой и сверху накрыто маскировочной сеткой. Такое ощущение, что въезжаешь на поле боя. Кроме этого, вскоре возвращается казахстанский кошмар. До горизонтов расстилается, выженная солнцем, голая калмыцкая степь, и дорога прекращает свое существование. Можно впадать в отчаяние. Я слез с мотоцикла и полчаса лежал на траве, собираясь с духом, чтобы проехать этот участок. Еще 150 км тряски, глотания пыли и потеря времени. До Элисты добрался уже затемно.
Неожиданно для себя принимаю решение ехать дальше до Ставрополя, т.е. еще 260 км. Ночная езда меня не вгоняла в сон, а наоборот бодрила. Но была проблема, на моих светлых очках поцарапались стекла, что сильно ухудшило видимость. Так, со скоростью 80 км/ч, практически без очков, в 3 часа ночи я добрался до ставропольского поста ГАИ. Мой внешний вид не внушал доверия ментам. Весь покрытый грязью и пылью с красными, слезящимися глазами шатающейся походкой я подошел к сержанту. На его вопрос о самочувствии я ответил, что сегодня я проехал больше 1000 км от Гурьева, пересек границу, перепраился на 2-х паромах, короче, немного устал. Менты предостерегли меня от ночных поездок в этом районе, сославшись на бесчинствующих чеченцев и показав простреленный бронежилет и соженый УАЗик. Мне стало не по себе.
Где-то нужно искать ночевку. Проехал в сторону Невинномысска еще 30 км, я почуствовал, что сейчас упаду с мотоцикла от усталости. Слева от дороги заметил грузовое АТП, куда и постучался, в надежде получить ночлег. Сторож оказался пожилым понятливым мужиком и пустил меня на постой до 6 часов утра, пока не придет начальство. Проспав в сторожке эти заветные 2.5 часа, я снова тронулся в путь. Целью этого дня было, во что бы это не стало, добраться до Черного моря, т. е. до Туапсе. Я ехал и радовался жизни. Была отличная дорога, природа радовала глаз, я подъезжал к Кавказу. Но, все настроение испортили менты. На развязке я случайно пересек какую-то линию разметки, за что тут же был остановлен этими суками. Штраф 167 рублей был равносилен для меня 3 дням голодания, т. к. денег уже не оставалось даже на обратную дорогу. Я начал объяснять, что не отношусь к туристам - толстосумам, едущим на своих крутых тачках на море, что бы просадить там чертову кучу бабок, а являюсь путешественником и по совместительству испытателем новой мототехники, которую испытываю за свои деньги, уже почти закончившиеся. Я попросил к себе снисхождения, на что эта скотина ответил, что снисхождение с его стороны стоит 50 рублей. Пришлось раскошелиться.
Еду дальше с мыслью о том, как было бы хорошо УБИТЬ ВСЕХ МЕНТОВ !!! Проехал Адыгею и перевал Гойтхский, на спуске с которого меня догнала Нива с зелеными полосами. Из нее вышли двое крепких ребят в комуфляже и с ружьями. Я начал лихорадочно вспоминать, что я совершил противозаконного зо последние 3 часа. На ум пришел только экологический пост, работников которого я послал на х... В этом направлении и решил лепить отмазки. Но отмазываться не пришлось, парни оказались местными байкерами, по совместительству один из них (Алексей) работал начальником лесоохраны. Вечером договорились встретиться у Лехи дома.
До вечера я побывал на Киселевой горе, где снимался эпизод с рыбалкой в фильме "Бриллиантовая рука". Очень красивое место. Вечером приехал к Лехе. Мы поездили по городу, попили пива. Я много интересного узнал о мотодвижении в Краснодарском крае и в частности на побережье. В Краснодаре, оказалось, процветает могущественная байкерская организация, взявшая под свой контроль целые района городов и вытеснив от туда оборзевших кавказцев. Но я не разделяю их национализм, тем более, что позднее в Крыму я познакомился с Ашотом, который, не смотря на свое кавказское происхождение, оказался, просто, глуховым чуваком и настоящим байкером. Но, про него позже.
Переночевав у Алексея дома, на следующий день я тронулся дальше по Черноморскому побережью в сторону Порт Кавказа, что бы потом на пароме переправится на Украину. Путешествие по этим местам доставляет одно удовольвствие. Вокруг очень красиво. Дорога представляет собой крутой серпантин, но с отличным покрытием и разметкой. У Геленжика встретил человек десять московских байкеров, от которых узнал, что на байк-шоу в Тамани я уже не успел, но это меня не расстроило. К ночи добрался до парома. Процедура была мне знакома по прошлому году. Билет на меня и мотцикл стоил 170 рублей. Отправления прождали до глубокой ночи. На пароме познакомился с одним мужиком, к мотоциклам отношения не имевшего никакого. Рассказал ему свою историю. Он (Саня) уговорил остаться на ночь у него дома в Керчи.
Надо заметить, что Украинская таможня на много серьезнее чем Казахская и доставляет на много больше геморроя. Немеряно разных сборов и взносов, которые обдерут до копейки не знающего человека. Прежде чем платить, узнайте, можно ли не платить. Например, декларация на ввоз транспорта стоит 20 гривен (100р), но можно заполнить ее самому абсолютно безплатно. Страховоки и сборы - это чистейшее вымогательство денег, как правило половину из них можно не платить. Сразу после таможни на трассе стоит самый зверский в Крыму пост ДАI (по нашему ДПС). Подъезжая к нему, нужно быть готовым к тому, что вас и ваш транспорт обыщут, придеруться к малейшему нарушению и взыщут по полной программе. Я проехал легко, т. к. ДАIшник помнил меня с прошлого года. Добравшись до Сани, я поставил мотоцикл к нему в гараж, его жена (Лариса) дала нам поесть, а дальше я завалился спать и проспал до утра.
Утром мы с Саней и его дочкой пошли на море. Там меня научили ловить рапанов и мидий, а так же готовить их, что потом спасло меня от голодной смерти по причине отсутствия денег. Гостеприимство людей затронуло меня до глубины души. Оно очень помогает в путешествии. Но, рассчитывать на него в полной мере можно, только, путешествуя одному. После обеда я поехал дальше, до самого КаZантипа. На серпантине в районе Коктебеля, я встретил чувака на Днепре с коляской. Его звали Butch, он путешествовал из Австралии и являлся членом клуба RMOA В Хабаровске купил себе Днепр и поехал путешествовать по России. Зимой в Пскове познакомился с Аленой, и они поехали вместе. Уже на Украине у Алены украли ее Яву, но она продолжила путешествие вместе со своим австралийским другом на его мотоцикле. Договорились встретится через 2 дня на КаZантипе.
Итак вечером 9 августа закончилась вторая часть моего путешествия, и я прибыл на КаZантип. К своему удивлению ни Вову, ни Васю я там не встретил. Этим же вечером познакомился с двумя киевскими байкерами и еще с целой кучей народа. На следующий день приехали друзья из Самары, и я затусовался с ними в лагере. Постепенно стало появляться все больше и больше людей на мотоциклах. Из Полтавы прикатил Руслан на своем BMW 30-х годов, к которому сзади была прицеплена тележка от Явы. Собралась целая толпа крымских байкеров. Дня через три подъехал Василий, но без Вована. Я был очень рад увидеть знакомую физиономию Васи, тем более, мне было, что рассказать, ведь мы не видились около 3-х недель. Но, у Васи, то же, было, что рассказать.
Оказалось, не доезжая до Кургана, у него на Волке рассыпалась шестерня распредвала. Пришлось менять все шестерни ГРМ. Далее, под Челябинском, неудача постигла Вову. На скорости 100 км/ч у него взорвалось заднее колесо. Резина не выдержала нагрузок. Вова чудом остался жив, но съехал в кювет, разбил мотоцикл и сильно повредил ноги. С трудом дотянув до Тольятти, Вован остался дома. Далее Василий поехал один. На Кубани мотор на Волке ловит клина. Вася вынужден менять поршневую в станице Дядьково. Там он остановился в пьяном гараже, где горе-механики проводили время в безконечных пьянках и драках. Соответственно, замененная поршневая через 500 км снова начала подклинивать. Вася, передвигаясь короткими перебежками, в ночное время суток, чтобы не перегревать мотор, продолжал движение к Морю. По дороге его преследовали бандиты от которых пришлось прятаться в кустах на обочине, в одном кафе, где он остановился выпить кофе, его чуть не убили местные дебилы за вызывающий внешний вид. Так, весь на изменах, Василий чудом добрался до КаZантипа.