Президент, министр обороны и мальчик Новый год. часть 2
часть 1 http://oppozit.ru/article92197.html
Сообщили, что президент приедет к 16:00. Этого не произошло, потому что по новой информации он должен быть к 18:00. Ну, ладно. Ждём. Нам уже и так не скучно. Мы уж перезнакомились все. Собирались было пойти на Ёлку. Она уже начала своё выступление на площади Ората. Ещё маленько и будет не до президента, так что ему бы поторопиться. Тут ещё шаманы как из под земли выросли и начали камлать.
Время неумолимо летит в 18:00. Наше доблестная полиция в оцеплении не дремлет Стали появляться девочки в национальных одеждах Начались репетиции. Значит скоро всё случится. И тут по рации сообщают, что самолёт президента в 18:00 вылетает. А время, как бы, седьмой час вечера. Девочек быстренько построили, минут через 30 отпустили на травку отдохнуть. В таких костюмах на жаре стоять нужно то ещё здоровье. Минут через 20 снова построили. Потом опять оптустили и уже совсем. Хлеб-соль и белые шарфы не пригодились. Вместо девочек поставили омон. Открыли ворота и стали запускать людей. Стало ясно, что президент не приедет. Через несколько минут приехал глава правительства Тувы Шолбан Кара-оол. Произнёс речь. Должен признать, что говорить он умеет. И начался праздник торжественного открытия набережной и монумента. Очень красивое зрелище. Я не любитель танцев, но это представление смотрел с удовольствием. Среди артистов был замечен Альберт Кувезин- солист этно-рок группы Ят-Ха. По моему вполне гармонично вписался После праздничного открытия глава правительства и ВИП гости направились к выходу значит и нам можно тоже собираться.
Так сложились обстоятельства, что волею судьбы мы познакомились, а позже познакомились поближе с организаторами праздника Наадым и руководством лагеря на горе Тос-Булак.Это очень приятные и отзывчивые люди из министерства сельского хозяйства Тувы. Они предоставили нам для ночевки свою юрту. Следующую ночь мы проведём в Тос-Булаке.
На утро третьего дня к юрте подкатил новенький УАЗ Патриот. Это главный приз победителю в скачках. Скачки верхом на лошадях по значимости стоят чуть ли не выше соревнований по борьбе Хуреш. Все призы в период праздников были не хилые. За первое место в борьбе Тойота РАВ4, и все призовые тоже автомобили. За хорошо проведённую зимовку и сохранение поголовья новенькие трактора Беларус 82.1 их отдали на самые дальние зимовья. К примеру в Монгун-тайгинский кожуун гнать больше 500км. Доехать-то он доедет, а вот что останется от резины... Хм, ну, это так, размышления. Сначала мы пошли позавтракать. С утра везде варят блюда из свежей баранины. В уже полюбившейся нам харчевне варились свеженькие бузы. Хозяева обдирали очередного барана и рядом с ними крутился ребёнок. Сперва мы подумали, что девочка, а оказался мальчик. Мальчик по имени Новый год. Это по нашему Новый год, а на тувинском его зовут Шагаа. Он родился в буддийский новый год и его так назвали. Подробнее про буддистский новый год Шагаа Биле можно почитать здесь http://oppozit.ru/article89294.html После завтрака немного побродили по торговым рядам. Накупили сувениров. Погуляли по лагерю.
Так вот. Вернёмся к скачкам. Этого события ждёт каждый тувинец. В течение года готовятся. Гонки проходят верхом и без седла, и даже без уздечек, как кто-то обмолвился. Но я видел с уздечками. Этапы разделены на возрастные категории лошадей от 2 лет и старше. Лошади не монгольской породы (т.е. обычные здоровые коняги) выступают отдельной категорией. Хозяева увозят своих лошадей к местам старта. Их много. Начиная с 5км. дистанции, потом на 10км, 15, 20 и т.д. до 40км отметки. Это на озере Чедер. Оттуда старт последней группы. Финиш у всех общий возле юрточного лагеря на горе Тос-Булак. Ажиотаж вокруг этого события бешеный. Народу тьма. Менты трассу перекрывают в обоих направлениях. Чтобы никто не обгонял и не ехал на встречу. Пробка стоит до самого Кызыла (9км). Трасса для скачек проходит вдоль федералки М54 поэтому следить за гонками очень удобно. Все обочины заставлены машинами. Вот появились первые всадники. А этот парень особенно симпатичен.
Посмотрели первый заезд и выехали в сторону дома. Нам предстоит проехать более 800км, преодолеть несколько перевалов, порядка 300км в горах по тайге без сотовой связи и населённых пунктов. Движение на трассе Акдовурак-Абаза напоминает нитевидный пульс. Причем я хочу успеть поснимать на закате на Сотом перевале. А дорога в том направлении в не лучшем состоянии.
Недалеко от Кызыла есть смотровая площадка над Енисеем. Оттуда открывается красивый вид. В 40км от Кызыла есть этнокультурный комплекс Алдын-Булак. Это такая элитная база отдыха. Сделано всё очень качественно и дорого. Несколько юрт установлены на повозки, как во времена кочевых войн Чингизхана когда ютры устанавливались на огромные повозки и их тащили буйволами и людьми. Прародители современных вагончиков. База расположена в очень живописном месте и вид с её смотровых площадок открывается просто чумовой.
Проведя на базе час времени едем дальше. Нужно будет обязательно туда вернуться и пожить там хоть пару дней. Правда, ценники там конские.
Дорога на Акдовурак интересная, но состояние плохое. В Акдовураке мы поели в кафе Мираж. Хорошее заведение. Рекомендую. Заправились под пробку. До самой Абазы заправок не будет. Это тоже дальнобоям на заметку. Постепенно подъехали к долине реки Алаш. Пейзаж совершенно другой. Алаш зажата в ущелье между высоких желто-буро-бардовых гор. Склоны голые, а деревья только по берегам. Начинается подъём в Орлиный перевал. После него дорога пойдёт в пойме реки Ак суг (Ак хем). Подъём на Орлиный перевал не долгий, но крутой. Со смотровой открывается вид на долину Ак суг. Спуск с Орлиного перевала Дальше дорога пойдёт вдоль Ак суг.
Наконец-то перед подъёмом на Сотый перевал асфальт сжалился над нами и закончился. Начался нормальный ровный грейдер. Теперь можно разогнаться. Солнце было в своей наилучшей фото фазе. Вечер приближался в 8 часам. В горах это закат. Я успеваю поснимать при самом лучшем освещении- мистическом. Перед перевалом Поднялись на перевал. Высота Сотого перевала составляет 2244м.н.у.м(если верить последним данным, до этого было 2204м). На перевале проходит граница Хакасии и Тувы. Мы дома. Дует очень холодный ветер. Вообще странно, что на Сотом не было снега. Обычно он там всегда лежит. На такой высоте солнце почти в зените. Я схватил фоторюкзак и побежал на ближайшую вершину. Бегать на такой высоте тяжеловато. Думал лёгкие выплюну, но ниче. Добежал. Даже успел пофотографировать в заходящих лучах. Немного марсианских пейзажей. Это небольшие озёра у подножия Сотого перевала со стороны Тувы Тундровая зона под перевалом. Обратите внимание как меняются краски со сменой освещения Стоило облаку прикрыть солнце и вся палитра тут же погасла
Дальше на спуск. Внизу уже ночь. Дорога до Абазы не менее красива. Много скал, мостов и рек. Река Она самая полноводная в тех краях. Красивые перевалы, серпантины и прижимы, но это будет уже ночью. Дорога по Хакасии не в пример лучше чем по Туве, но хорошей она становится только перед Абазой. Дома мы были 4 минуты первого ночи. Хорошо, что ночные воскресные трассы пустые.
Этим летом мы с женой 11дней путешествовали по Горному Алтаю. Я привёз массу материала и впечатлений, но за эти три дня Саянского Кольца я привёз больше. Вчера друзья сказали, что отменён визовый режим в Монголию. Если это так то поездки туда становятся доступней. Чуйский тракт считается одной из самых красивых дорог мира. Дорога в Саянах не хуже. Это я вам говорю, как проехавший и ту и другую. Если закольцевать маршрут Алтай-Монголия-Тыва-Хакасия то это будет самый красивый маршрут в мире. Маршрут через две горные страны. Я уже работаю над логистикой.
Интересный рассказ, хорошие фотографии.
Так и напоминаешь, как много у нас самобытных мест, куда обязательно стоит съездить. Спасибо!
Ещё как стоит. Спасибо за отзыв.
Места красивые. Как говорит мой сосед: "Аж в яйца щекотно!" Спасибо за рассказ.
Офигенно ! Очень я люблю такие рассказы с окунанием с головой в самобытность какого-нибудь края или народа. Особенно понравились скульптуры мистических чудищ из первой части, шаманы и танцовщицы с бутылочными горлышками из второй и милиционерша :-))) Ну про пейзажи уж молчу.
P.S. И это - вы на 4-х колесах что ли гоняли ? :-)))
Я люблю путешествия с погружением, с атмосферой, путешествия наполненные смыслом. Впечатления от таких путешествий очень стойкие, а осмысление приходит постепенно. В таких путешествиях учишься, меняешься, приходит равновесие и спокойствие. Никогда не понимал галопирующие оголтелые пробеги.
Вот это красотища! Это - Россия наша - Родина!
Очень красиво и интересно. Сидючи в Маскве воспринемаешь это всё как другую планету!
/но всё-таки, при чём здесь Оппозит?/
С точки зрения страны Масква тоже как другая планета;)
ни одного мотоцикла в кадре
спасиБо за рассказ. я был в Тыве и Монголии 16 лет назад. так что увидеть ваши фотки, Тракторист, было как минимум приятно. слава путешественникам!
Красотищща! Спасибо за отчет.
Красота!Мега отчет!
Какая же красота то!!!
Отличный отчет!!!