ВВЕДЕНИЕ
из книги "Ремонт тяжелых мотоциклов"
Дорожные тяжелые мотоциклы с коляской «Урал» Ирбитского и «Днепр» Киевского мотоциклетных заводов пользуются заслуженной популярностью у мотолюбителей. К их положительным качествам, обусловленным удачной компоновкой и продуманной конструкцией, относятся: значительная допустимая нагрузка, хорошая тяговая динамика, высокая проходимость, плавность хода, карданная передача на ведущее колесо, простота разборки и регулирование механизмов, удобство в управлении, надежность в эксплуатации.
Технические характеристики тяжелых мотоциклов
Ирбитского и Киевского мотоциклетных заводов приведены
в табл. 1, а внешний вид мотоциклов «Урал» М67-36, «Днепр»
МТ 10-36 и «Днепр-12» показаны на рис. 1.
В конце 1941г. в г.Ирбите на эвакуированном из Москвы мотоциклетном заводе была изготовлена первая партия тяжелых мотоциклов М-72. Позднее, в 1952 г., эту же модель начали выпускать на мотоциклетном заводе в р. Киеве. К концу пятидесятых годов на заводах начались работы по совершенствованию
конструкции тяжелых мотоциклов, продолжающиеся и в настоящее время. Выпускаемые заводами различные модели тяжелых мотоциклов имеют много общего в устройстве и компоновке основных узлов и агрегатов. Общий вид тяжелого мотоцикла с коляской показан на рис. 2. Рама мотоцикла, сваренная из труб, двойная,
закрытого типа. Она прочна и обладает большой жесткостью за счет пространственного расположения труб. Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач крепится на раме в двух нижних точках шпильками, проходящими через раму и картер двигателя, и одной верхней точкой — к кронштейну правой трубы рамы.
Двигатель — четырехтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения, с оппозитньм расположением двух цилиндров. На ранних моделях тяжелых мотоциклов устанавливали двигатели с нижним расположением клапанов. Последние модели имеют двигатели с верхним расположением клапанов.
Сцепление — сухое, двухдисковое работает совместно с маховиком двигателя. Коробка передач — четырехступенчатая. На последних моделях Киевского завода коробка передач имеет задний ход. Крутящий момент от коробки передач через упругую муфту и карданный вал передается главной передаче, связанной
с задним колесом мотоцикла.
Передняя подвеска — вилка телескопического типа, задняя —
маятниковый рычаг. Пружинно-гидравлические амортизаторы двустороннего действия обеспечивают большой ход. повесок и комфортабельность. На верхних кронштейнах передней вилки установлен руль с рычагами управления сцеплением и тормозами
переднего колеса, рукояткой привода дроссельных заслонок карбюраторов, кнопкой звукового сигнала. В фаре или на отдельном щите (в последних моделях) смонтированы спидометр, центральный переключатель системы электрооборудования, замок зажигания. Бензиновый бак установлен на верхней трубе рамы. Он может быть с ящиком для инструмента (в верхней части) и без ящика. Колеса, передние и задние, одинаковые, легкосъемные, взаимозаменяемые. Устанавливаются на регулируемых конических подшипниках. Одноместная боковая коляска мотоцикла состоит из рамы и кузова. Рама коляски присоединяется к раме
мотоцикла в четырех точках: двумя цанговьми зажимами снизу и двумя регулируемыми по длине тягами сверху. В задней части кузова коляски помещается запирающийся багажник. На специальном штыре, укрепленном на крышке багажника,
устанавливается запасное колесо.
Идя навстречу пожеланиям мотолюбителей в повышении мощности двигателя тяжелого мотоцикла, Ирбитский завод в 1961 г. начал выпуск мотоцикла М-62, который сменил устаревший М-72 и переходную модель М-61, выпускавшуюся в 1960 г.
На мотоцикле М-62 был установлен двухцилиндровый, оппозитный, верхнеклапанный двигатель. Рабочий объем двигателя 650 см3, мощность — 20,6 кВт. Цилиндры двигателя — взаимозаменяемые, отлиты из высоколегированного чугуна. Алюминиевые головки цилиндров с полусферическими камерами сгорания
снабжены двумя подвесными клапанами. Каждый из них подвешен на двух спиральных пружинах, значительно увеличивающих надежность работы механизма газораспределения. Металлокерамические направляющие в головках цилиндров обеспечивали работу клапанного механизма без заедания и преждевременного
износа. Усиленные поршни имели по четыре кольца: два компрессионных
и два маслосъемных. Пористое хромирование верхних компрессионных колец позволило обеспечить лучшее смазывание зеркала цилиндра и, следовательно, уменьшило его изнашивание.
Двухискровая катушка зажигания и прерыватель с центробежным автоматом опережения устанавливали независимо от водителя, оптимальные режимы работы двигателя, что улучшило динамические и экономические свойства мотоцикла. Совершенствование двигателя позволило снять с единицы рабочего объема большую мощность, повысить тяговые и динамические свойства мотоцикла.
Снижение рабочего объема двигателя в значительной степени
уменьшило металлоемкость конструкции и, следовательно, массу мотоцикла. Диски сцепления армировали новым фрикционным материалом КФ-3 о высоким коэффициентом трения и износостойкостью.
На мотоцикле была установлена принципиально новая коробка передач с мелкошлицевым механизмом включения, что в значительной мере устранило дефекты коробки передач М-72. Задняя передача с карданным валом также претерпела ряд изменений. Прессовое соединение карданного вала заменено шлицевым, а вместо бронзовых вкладышей установлены игольчатые подшипники.
Ход передней телескопической и задней вилок увеличен, что в сочетании с более совершенными гидравлическими амортизаторами значительно улучшило комфортабельность мотоцикла при езде по бездорожью. На М-62 установлены усиленные колеса с увеличенной тормозной площадью поверхности и лабиринтным
уплотнением, препятствующим попаданию на нее грязи и песка. Это увеличило срок службы тормозов в их надежность. Чтобы улучшить посадку водителя, изменили форму руля и снабдили седло резиновым элементом. С введением двухтросовой ручки
«газа», применением новых рычагов переднего тормоза и сцепления стали более удобными и механизмы управления мотоциклом.
В 1964 Р. Ирбитский завод выпустил новую модель — М-63,
Усовершенствовав верхнеклапанный двигатель (650 см3) и увеличив степень сжатая до 7,0, конструкторы довели мощность двигателя до 23,5 кВт. В задней подвеске были установлены пружинно-гидравлические амортизаторы, что повысило плавность хода мотоцикла по неровной дороге; Большой ход задней подвески с увеличенным до 150 мм дорожным просветом обеспечили мотоциклу хорошую проходимость.
На Киевском заводе одновременно выпустили модель "Днепр" К-750М. Конструкторы значительно усовершенствовали агрегаты ходовой части мотоцикла, выполнив их подобными агрегатам "Уралов". Но старый нижнеклапанный двигатель с рабочим объемом 759 см3 развивал мощность лишь 19,1 кВт и не позволял повысить динамические свойства мотоцикла. Выпуском этих моделей началась совместная работа двух заводов по унификации мотоциклов. Многие узлы и детали были либо совершенно одинаковы, либо взаимозаменяемы. Для мотолюбителей значительно
улучшилось снабжение запасными частями. Такие разные по конструкции узлы, как рама мотоцикла, кузоз коляски, двигатель в сборе, коробка передач, передняя вилка, приборы электрооборудования, боковая коляска, колеса, амортизаторы, получили
одинаковые присоединительные размеры и в сборе могли быть заменены аналогичными узлами другой модели.
Через несколько лет на Киевском заводе создали верхнеклапанный двигатель с рабочим объемом 650 см3, модель «Днепр» К-650 стала первой в новом направлении совершенствования конструкции тяжелых мотоциклов и послужила основой для выпуска в 1971 г. модели «Днепр» МТ-9. Новый «Днепр» избавился
от некоторых «недугов» предшественников и приобрел ряд ценных качеств. Это прежде всего касается силового агрегата. Водители тяжелых мотоциклов знают, как бывает трудно развернуть в узком месте или вытащить из грязи груженую машину. Для владельцев МТ-9 эти процедуры были значительно облегчены: его коробку
гхередач снабдили передачей для движения задним ходом. Другую новинку — автоматическое выключение сцепления при переключении передач — также впервые применили на тяжелых мотоциклах. Механизм переключения подвергся реконструкции, благодаря которой значительно повысились надежность и четкость
его работы. Включение нейтральной передачи отмечалось датчиком и лампой, расположенной в фаре.
Из других нововведений, направленных на увеличение ресурса
двигателя, можно назвать установку наконечников на стержни клапанов, бронзовых втулок в коромысла, а также съемных стальных стоек, исключающих изнашивание посадочного отверстия оси коромысел при ослаблении ее крепления, более совершенный редукционный клапан улучшил работу смазочной системы.
Он стал двойным: внутри плунжера установлен шариковый клапан, перепускающий избыток масла в тех случаях, когда проходного сечения, открываемого плунжером, недостаточно.
Новый карбюратор K-301-Б обеспечил мотоциклу более высокие динамические свойства. Для улучшения ездовых качеств мотоцикла увеличен ход амортизаторов подвески заднего колеса и предусмотрено ступенчатое регулирование жесткости подвески в зависимости от нагрузки и характера дороги.
Модель Ирбитского завода «Урал» М-66, выпущенная в 1972 г., отличалась повышенной надежностью, а значит и долговечностью.
Все новые конструктивные решения проходили испытания не только в заводских лабораториях, но и на спортивных мотоциклах. Во время соревнований нагрузки значительно болыше, чем при эксплуатации дорожных машин даже в трудных условиях. Головка двигателя М-66 такая же, как на спортивном мотоцикле М-63К, а шатунные подшипники 864708 ДМ коленчатого вала, передняя вилка, амортизаторы с унифицированными клапанами раньше применялись только на спортивных машинах. Новый коленчатый вал намного прочнее старого. Применение шатунного подшипника 864708 ДМ с 18 роликами позволило заметно увеличить ресурс двигателя до капитального ремонта. Впервые кузов бокового прицепа крепился в задней части к двум унифицированным резиновым рессорам, укрепленным на кронштейнах задней
трубы рамы коляски. Передняя часть кузова соединялась с передней трубой рамы двумя хомутиками с резиновыми подушками.
Сошедшие с конвейера в 1974 г. в г. Ирбите мотоциклы «Урал»
М-67 и в г. Киеве—«Днепр» МТ-10 были первыми моделями, в которых применялось электрооборудование с 12-вольтным напряжением вместо 6-вольтного. Это позволило снабдить мотоцикл современными светотехническими приборами, отвечающими
требованиям международных стандартов. Основной источник электроэнергии — новый генератор переменного тока мощностью 150 Вт со встроенным выпрямительным блоком — обеспечил потребность всех потребителей в темное время суток. Изменился
способ крепления генератора к картеру двигателя. Его корпус снабдили фланцем, который при помощи двух шпилек притягивался к гнезду. Таким образом, исключили встречавшийся ранее дефект — подтекание масла по соединению. Дорожные испытания показали надежность нового генератора в любых условиях и минимальном
уходе при пробеге мотоцикла не менее 40 тысяч километров.
Работая над новыми моделями мотоциклов, конструкторы все более совершенствовали их унификацию. Усовершенствования затронули не только электрооборудование. Для удобства обслуживания и ремонта изменили конструкцию рамы. Стойки крепления задней маятниковой вилки сместили на 20 мм, что дало
возможность снимать коробку передач и заменять упругую муфту карданного вала, не демонтируя двигатель. Кроме того, благодаря этому изменению конструкции рамы на М-67 можно установить и коробку передач о задним ходом, выпускаемую Киевским
мотоциклетным заводом для мотоцикла «Днепр» МТ-10. В связи со значительным ростом интенсивности движения возникла необходимость повышения эффективности торможения мотоцикла.
На М-67 она увеличена на 35—55% благодаря применению двухкулачкового тормоза переднего колеса. Тормозные колодки снабжены регулировочными болтами, компенсирующими изнашивание фрикционных накладок. Установка вместо раздельных треугольных седел седла-подушки обеспечила удобную посадку водителю
и пассажиру, придала мотоциклу современный вид и открыла доступ к аккумуляторной батарее.
Кроме дорожных тяжелых мотоциклов обычного типа Киевский завод выпускает тяжелые мотоциклы повышенной проходимости с приводом на колесо коляски. Выпускаемый мотоцикл "Днепр-12" заменил модели МВ-750 (1964 г ), МВ-750М (1973 г.) и МВ-650 (1976 г.). У них картер главной передачи сблокирован с картером межколесного дифференциала, передающего вращение поперечному
карданному валу и колесу коляски. Мотоцикл «Днепр-12» отличается от модели «Днепр» МТ-10 лишь приводом на колесо коляски и двигателем. Двигатель К-750 развивает мощность 19,1 кВт, но имеет более благоприятную характеристику вращающего момента.
Последние модели «Уралзв М67-36 и «Днепра МТ 10-36 имеют двигатели мощностью 26,5 кВт. Прирост мощности получен за счет применения новых головок цилиндров с увеличенным сечением выпускных клапанов и использования модернизированных карбюраторов К-301Г с большим диаметром диффузора и пропускной способностью главного жиклера. У глушителя выпуска объем в 1,6 раза больше, что позволило снизить шум на 10 дБ.
В процессе эксплуатации у тяжелых мотоциклов появляются неисправности. Их причинами являются: неправильное управление мотоциклом, нарушение периодичности технического обслуживания, изнашивание деталей, аварии и столкновения Неумеренно быстрая езда по плохим дорогам и загрузка мотоцикла
выше установленной нормы содействуют ускоренному изнашиванию и поломке отдельных деталей. Проведение контрольных, крепежных и смазочных операций после определенного пробега мотоцикла обеспечивает безопасность движения, предотвращает аварийные неисправности и выход из строя наиболее ответственных
и дорогостоящих агрегатов мотоцикла. При продолжительной работе все механизмы, даже при самом тщательном уходе, регулярном смазывании и хороших условиях эксплуатации, изнашиваются и теряют работоспособность. Поэтому для восстановления исправности мотоцикла необходимо производить текущий ремонт.
Мотолюбитель, обладающий слесарными навыками, может самостоятельно выполнить большинство операций текущего ремонта тяжелого мотоцикла заменой отдельных деталей, узлов, агрегатов или восстановлением деталей и сопряжении при помощи специального инструмента, приборов и оборудования. При отсутствии технических возможностей проведения самостоятельного ремонта следует обращаться к помощи специализированных мастерских и заводов.
Да, кстати, для чайников (типа меня), которые даже зажигание не могут выставить самостоятельно - ОЧЕНЬ нужна такая литературка (на сайте, желательно)
Проще по моему только штатная инструкция. Отличная книга особенно в издании 1990 года.Библия можно сказать! А вот зачем введение?
У меня такая есть!
для ажиотажа
У меня тоже есть эта книжонка,написана она коротко,лаконично и только по теме ,есть хорошие эскизы,сводные таблицы размеров,хорошо описаны коробки(это о хорошем).Но в кучу по всем моделям двух мотозаводов,половина тем освещены не полностью(сборка главной передачи,карбюраторы и т.д.) ,особенно по КМЗ(это о нестрашном).Редактирование этой книги велось вслепую(может за рюмкой чая) или не велось вообще.Скажу как инженер,хоть эта книга претендует на отношение к технической литературе,нормоконтроля она не видела и писалась недоучками ,много ошибок особенно по зазорам , доупскам и посадкам(зазоры поршневых колец, посадка седел клапанов и т.д.)это только то,что помню.По сравнению со всеми остальными она действительно хороша,по крайней мере лучше не было ,пользоваться ей можно ,но лучше проверять за авторами,есть большой риск запороть свое ведро с болтами.