Муравей, Тула, Турист, Тулица
Привет всем. Это моя немного старая статья про тульские мотороллеры, писал для своего блога http://gessor.livejournal.com/ на днях разместил ее в инете, где мне посоветовали поделиться статьей здесь. Правда я и не оппозитчик, и тут у меня блог пустой, но вдруг кому будет интересно, или кто молодость вспомнит, ну и блог свой слегка попиарю, прошу сильно не пинать.
Давно убедился, что многие, оказывается, даже не знают, как выглядит мотороллер Муравей, хотя почти все его видели, но что он так называется – не догадывались. Поэтому хочу в общих чертах рассказать, про модели Тульского машиностроительного завода, имена конструкторов и более обширную информацию можно будет найти по ссылкам в конце поста.
Началось все 27 апреля 1957 года, когда с конвейера Тульского машиностроительного завода официально сошел первый мотороллер (сейчас мы это называем скутер) Тула Т-200.
Прародителем Тулы стал Goggo-roller ТА200 выпускавшегося в ФРГ.
Тула имела восьмисильный двигатель рабочим объемом 199 см3, 4-ступенчатую коробку передач в одном блоке с мотором, цепной привод заднего колеса, 10-дюймовые колеса, вилку толкающего типа передней подвески. Вес -155 кг, максимальная скорость - 80 км/час, расход топлива при движении со скоростью 45-50км/ч на 100 км – не более 3,4 литра. Емкость топливного бака 11 литров 0,5 резерв, допускалось использование бензина А-66. Так же она имела принудительное воздушное охлаждение, электрозапуск вместо кик стартера и однотрубные амортизаторы, в то время практически не применявшиеся даже на мотоциклах.
На приборной панели находился спидометр, центральный переключатель (служит для включения света и объединен вместе с замком зажигания), индикатор включенной передачи, индикатор нейтральной передачи (зеленый глазок) и индикатор заряда аккумулятора (красный глазок), а под панелью находился крючок для сумок.
В ногах слева располагалась педаль переключения передач, а справа - педаль заднего тормоза.
Моторный отсек был оборудован фонарем, на следующих моделях его убрали.
В 1961 году вышла в свет обновленная «Тула», модель Т-200М, у которой масса была снижена до 145 кг, а мощность за счет применения измененной головки цилиндра возросла до 9 л. с. Помимо всего она получила кик-стартер, изменился тип передней вилки. Вместо вилки с рычажной подвеской толкающего типа стали использовать вилку тянущего типа и главное визуальное отличие - другое по форме крыло, а так же много других мелочей.
Под седлом находился ящик для инструментов.
Проводка так же как и у Т-200 шла под мотороллером.
В 1961 году была выпущена партия из 94 легковых мотороллеров с боковым прицепом Т-200К. Кузов "коляски" был позаимствован у бокового прицепа "ИЖ-56", рама имела оригинальную конструкцию. Ходовая часть мотороллера была усилена.
Следующая модернизация произошла в 1967 году, модель назвали «Турист». В этой конструкции было устранено большинство недостатков мотороллера Т-200/Т-200М. Несущий капот позволил отказаться от массивного трубчатого подрамника в задней части машины, новая передняя рычажная вилка толкающего типа обеспечила хорошую управляемость. Мотороллер имел существенно измененный дизайн. Старый, но форсированный мотор путем внесения некоторых корректив (за счет улучшения фаз газораспределения, формы камер сгорания и увеличения степени сжатия), увеличился в мощности на 20% - с 9 л.с. при 4500 об/мин. до 11 л.с. при 5600 об/мин. Повышение степени сжатия потребовало применения бензина с октановым числом не менее 72. Максимальная скорость - 85 км/час, бак на 12 л, расход топлива 3-3,5 литра на 100 км, так же появились сигналы поворота, чего еще не было в штатном исполнении на Т-200М. Кузов "Туриста" стал намного прочнее, центр тяжести заметно снизился. В крыле переднего колеса располагался ящичек для инструментов.
В 1971 году была осуществлена модернизация "Туриста". Модель именовали "Турист-М". Самое основное - степень сжатия была увеличена до числа 7,8, мотор теперь работал на бензине А-76, и его максимальная мощность возросла до 12 л.с. Максимальная скорость, возросла до 90 км/час. Мотороллер получил новый глушитель сигарообразного типа. Инструментальный ящик, который поначалу располагался в нише кожуха переднего колеса, переехал под седло.
Перед водителем располагался спидометр, слева был переключатель дальнего/ближнего света и кнопка звукового сигнала, справа переключатель указателей поворотов, под рулем находилось до 3 контрольных глазка, индикатор нейтральной передачи (зеленый), индикатор заряда аккумулятора (красный глазок), индикатор указателей поворота (оранжевый). Под ними находился замок зажигания и кнопка включения освещения, а ниже - панель закрывающая электропроводку.
В 1978 году начиналось серийное производство мотороллера "Тулица" (модернизация Турист-М). Он получил двигатель с алюминиевым цилиндром и чугунной гильзой (что позволило полностью избавиться от главной беды "чугунка" - прихватов поршня), трех-канальную продувку. Все это увеличило максимальную мощность двигателя до 14 л.с. Машина полегчала до 140 кг и имела максимальную скорость 97 км/ч. Внешне новый мотороллер почти не отличался от "Туриста" - его можно было узнать лишь по алюминиевым литым ступицам колес и укороченному глушителю.
Последняя модификация 1986 года Тулица-02М. Как всегда, увеличили мощность и уменьшили вес: 14,5 л.с. и 134 кг, на впуске поставили лепестковый клапан, что позволило уменьшить расход, и также обновили облицовку. Максимальная скорость 100 км/ч.
На этом история легковых мотороллеров заканчивается, но на базе каждого из них был создан грузовой мотороллер, по сути это был легковой вариант, просто сзади было 2 колеса и кузов. Грузовые мотороллеры имели даже большую популярность, чем легковые, все они были с разными заводскими индексами, но называли их одним словом – Муравей.
В начале 1957 года первые образцы грузового мотороллера ТГ-200 (названия «Муравей» еще не носил) были изготовлены и начались дорожные испытания.
В опытных образцах – использовались узлы из выпускаемой в г.Серпухове инвалидной мотоколяски : дифференциал и балансиры. В остальном грузовой мотороллер имел унифицированные с легковым узлы: двигатель, рулевая вилка с передней подвеской и колесом, рулевое управление, электрооборудование, система выхлопа, передний щит с настилом, кожух переднего колеса, колесо переднее с тормозом, электрооборудование и двигатель с глушителем. Благодаря дифференциалу, мотороллер получил передачу заднего хода. При испытаниях появилась необходимость, кроме электростартера, иметь дублер – кикстартер, в дальнейшем его внедрили и на легковом мотороллере Т-200М. После непродолжительного его выпуска эта модель была переделана и в таком виде выпускается до сих пор, сменились только конструкции облицовки, седла, руля. На базе мотороллера ТГ-200 были разработаны и освоены производством его модификации с кузовом-фургоном и изотермическим фургоном ТГ-200Ф и ТГ-200И.
Помимо всего, в процессе эксплуатации у потребителя выявилась необходимость изменения параметров рулевого управления и жесткости передней подвески, поэтому на мотороллере был сделан еще и демпфер руля.
Первые серийные грузовые мотороллеры ТГ-200 имели следующие технические данные: двигатель 2х-тактный, рабочий объем 199 см3, мощность 8 л.с., грузоподъемность 200 кг, максимальная скорость 50 км/ч., расход топлива на 100 км. – до 7л. масса 265 кг (с кузовом) и 310 кг ( с фургоном).
Все изменения, улучшающие легковой мотороллер, незамедлительно внедрялись и на грузовом мотороллере, поэтому в принципе по двигателю ничего нового сказать нельзя, разве что с каждым разом у грузового мотороллера увеличивалась грузоподъемность и максимальная скорость.
После появления модернизированной Тулы Т-200М в 1962 году аналогичной модернизации подвергся грузовой мотороллер. Он имел тот же индекс ТГ-200.
Первые серийные мотороллеры "Турист" сошли с конвейера в 1967 году, а в 1968 году началось изготовление грузового мотороллера ТГА-200 "Муравей" с узлами новой базовой модели и увеличенной до 250 кг грузоподъемностью.
Под кузовом находилось запасное колесо и ящик для инструментов.
Аккумулятор и проводка так же как на Туристах и Тулице находились между ног водителя.
Существовал и грузопассажирский вариант, не менее популярный чем просто грузовой.
В 1980 году было освоено производство нового семейства грузовых мотороллеров на базе узлов "Тулицы" с символически увеличенной до 255 кг грузоподъемностью (индекс ТГА-200-01). С 1983 года началось постепенное внедрение в производство узлов новой гаммы моделей (ТМЗ-5.403). На первом этапе было освоено изготовление нового трубчатого регулируемого руля, воздушного фильтра с пластмассовым корпусом и бумажным фильтрующим элементом, установлен более экономичный карбюратор К62.
В 1986 году мотороллеры получили облицовку новой формы - плод коллективного труда заводских дизайнеров. Легковой мотороллер стал называться "Тулица 2", а грузовые, у которых за счет обновленного двигателя грузоподъемность поднялась до 320 кг, - индекс ТМЗ-5.403-01 или Муравей 2.
Тульские мини-грузовички были чрезвычайно популярны в стране и за рубежом — из произведенных на ТМЗ в 1988 году 97 996 мотороллеров доля «Муравьев» составила 84 %. Показательно, что запчасти к ним сегодня можно купить не только от отечественных кустарей, но и с заводов в Чехии, Польши и, конечно, Китая.
Для грузовых мотороллеров выпускали варианты с закрытой кабиной. Они представляли собой штампованную сварную конструкцию из листовой стали весом 50 кг. Стекло панорамного типа обеспечивало хороший обзор, оно было оборудовано стеклоочистителем с ручным приводом. Двери с резиновым уплотнением и мягкое сиденье делали поездку в кабине достаточно комфортной. За счет тепла, отводимого от работающего двигателя, при морозе до -25 °С в кабине температура не опускалась ниже 8.
С середины 90-х годов в выпускались так же пластмассовые кабины. Но оба варианта кабин очень редки в наше время.
Необычный заказ был получен заводом в конце 50-х годов: изготовить партию мототакси для ВДНХ. Конструкторская документация разработана совместно с ЦКЭБ, и в 1960 году партия из 50 мототакси Т-200Т поступила к заказчику. Эти машины имели пристыкованный к задней части легкового мотороллера открытый двухместный кузов довольно простой конструкции, с двумя передними управляемыми колесами.
Для легкой защиты водителя от непогоды и встречного ветра для грузовых и легковых мотороллеров с 1960 года до остановки производства мотороллеров выпускался съемный ветровой щит.
Грузовой мотороллер всегда пользовался хорошим спросом на зарубежном рынке, и с целью расширения экспортных поставок в 1989-1991 году была выполнена работа по созданию документации на сборочные группо-комплекты грузового мотороллера и мотоцикла для предприятий Мексики, Колумбии, Аргентины. Руководил работой опытный начальник бюро Е.И.Гололобов. Отправка изделий группо-комплекты позволила значительно снизить затраты на перевозку экспортируемой мототехники. Общее количество отправленной техники по адресатам составлено 12 868 изделий.
А вот Муравей на службе у аргентинской полиции =)
Так же в 1985 году началось серийное производство мотоцикла повышенной проходимости «Тула» ТМЗ-5.951.
Наиболее яркой чертой машины были широкопрофильные шины размером 6,70-10”. Мотоцикл имел абсолютно новую конструкцию за исключением двигателя. Он был был оснащён обычным тульским двухсот кубовым мотором с лепестковым клапаном на впуске и имел мощность 15 лошадиных сил. После модернизации в 89 году мотоцикл получил индекс «5.952».
Существовал вариант Тулы повышенной проходимости на трех колесах, он имел индекс 5.971 и назывался Тула трицикл. Все узлы были идентичны мотоциклу, только сзади стоял редуктор от Муравья, при необходимости, его легко было переделать в двухколесный вариант.
Так же завод имел много различных разработок, которые существовали либо как экспериментальные, либо были выпущены в ограниченном количестве. Например Муравей с самосвальным кузовом.
Самосвальный модуль к тульскому легковому мотороллеру.
Была разработка грузового мотороллера «Муравей-4» с кабиной и дизельным двигателем, рассчитанным на длительный ресурс (80 тыс. км) и большую грузоподъемность (620 кг) для использования в городской черте и в сельской местности.
И вот такие модели:
Много внимания уделялось разработке абсолютно нового, 250-ти кубового двигателя, но на мотороллеры его ставить так и не начали.
Были попытки воссоздать производство в 90-х годах, был разработан и выпущен ограниченным тиражом скутер Фрегат, который не выдержал конкуренции с японскими аналогами и кризис...
После 1995 года завод перестал выпускать всю мото продукцию, оборудование было распродано и сейчас на ТУЛАМАШ заводе делают одни пулеметы...
Информацию брал:
http://motoroller.org.ru  форум любителей советских мотороллеров
http://moto.tula.ru/moto0.html  Тульский Музей "Мото-Авто-Арт"
http://retro.alfaspace.net/tulica/history.html
http://www.motocafe.ru/moto-help/1161-motorollers-scooters-made-in-ussr....
остальные фото:
http://photofile.ru/users/gessor/
Сейчас готовлю подборку статей из старых журналов "За рулем" и "Мото" где когда-либо упоминались мотороллеры, если будет интересно, могу потом ее и сюда выложить...
интересно конечно, вкладывай!
очень яркая интересная статья, спасибо!
Спасибо!
очень интересно)
Спасибо! очень много интересного, фотографии образцов просто прекрасные! удивила приборная панель с индикатором передачи и электрозапуск на Т200 о_О и фонарик в моторном отсеке
Печально все это....
Хорошая статья.Особенно удивил двухмостовый мотороллер. Эх сколько же всего сами и загубили....
Да уж, всё что нажито непосильным трудом, всё разрушили. Но хоть Урал остался!
Ух ты, как много нового узрел. Спасибо за статью
Не в том направлении шли. последний - уродец.
Спасибо за статью. Хотим ещё ))
Спасибо за труд. Очень интересная статья.
очень интересная статья,автор молодец
Очень познавательно, жаль что мотороллеры ТУЛАМАШ уже история, современная продукция этого предприятия была бы достойной альтернативой китайским скутерам... Думаю многие ждут продолжения статьи)
бодрая статья
Спасибо! Довольно познавательно) Одно время хотел себе тулу) никак найти не мог
а у меня и сейчас есть грузовой Муравей. и даже на ходу. на нем классно ездить на рыбалку или просто отдохнуть-хлама в кузов входит пол-дома. конечно Урал-сила, но и Мураш себя в обиду не даст. только у него ресурс маловат. хотя полусинтетика увеличивает жизнь. скоро снег сойдет, откопаю гараж, сфотаю и покажу еще одного своего друга.
На базе Тулы уже почти сделали квадроцикл. Жаль что все остановилось.
а у меня тулица есть. красотка красно - белая. убойная весчь правда тяжело в повороты в попервах вваливать может завалиться. а так бомба для города. мало жрет хорошо идет. правда есть беда. это очень ограниченный срок жизни ЦПГ который равен 10000 км. после проточка. для меня 10000 это один сезон. но пока поршневые на муравей продаются еще спастись можно а так там помимо поршневой ее родную когда убрали придется морочится с выпускным коллектором. на новые поршневые он в диаметре толще да и все потроха к новой ЦПГ придется подводить по новой. там уже все под лепестковый клапан и под новый карб не к36ф а уже под к 65г вот тогда и начинается беда. но пока все сделал все путем. есть тулица на продажу кстати с доками переоформляемыми думал сделать каракат но жалко очень. хотя рук она требует как минимум добрать недостающее и собрать и покрасить а так если кому надо спишемся пока приберегу. жалко. не так много их осталось даже меньше чем к750. а тула это вообще дохлый номер на нее запов днем с огнем не найдешь. тот же цпг. так что теперь это уже музейный экспонат нежели чем транспорт. а альтернатива скутеру бомба. правда все они тяжеловаты. да и еще скутер в маневренности выигрывает у тулицы база от конца до конца 2а с лишним метра.
Если есть сильное желание продать, можете предложить у нас на форуме http://motoroller.org.ru/index.php Лично я считаю, что их и так мало осталось, а пилить их и колхозить что-нибудь совсем несерьезно...
Познавательно и печально.
Что печального? Вполне закономерный конец. В Европе было то же самое, все производители мотороллеров, кроме Piaggio, разорились, только было это на 20 лет раньше.
Какой был смысл в 90-х годах выпускать моторолллеры из конца 50-х?
Ни мощности, ни тормозов, ни вариатора.
Смысл тот же, с которым все это время выпускали мотоциклы Урал.
Это все очень легко поправимые вещи были. Предположу что завод провалился с мотопродукцией в то время, когда его просто выкинули в рыночную экономику. С детскими садами, котельными отапливающими город, и прочей нагрузкой которая лежала на себестоимости. Если сегодня на них посмотреть со стороны - вполне оптимизированное предприятие.
А дизайн конца 50-х вечен, потому что: "Все сложное - не нужно, все нужное - просто" (с) М.Калашников
Выпускай сегодня Тулицу наш российский завод, купил бы ее себе вместо тайваньского скутера.
Неконкурентоспособные предприятия гибнут. Это нормально.
Кстати, завод провалился с продукцией задолго до конца совка.
Я отлично помню пыльные, никому не нужные мотороллеры в спортивных магазинах.
То, что они отбросили нерентабельное и исходно навязанное им сверху производство - совершенно правильно, потому что весь завод удержался на плаву.
Ты бы купил Тулицу, а другим 100000 человекам с деньгами она нахрен не нужна, потому что слабая, тяжелая, двухтактная и ресурс маленький.
Ну и берут они ретро-скутеры, и правильно делают. И дизайн, и надежность, и ценник гуманный.
Ну, ресурс, у двухтактного импортного итальянского мопеда 50сс, 6000 -8000 км. У мопеда объема 150 сс 10000 км. То же - у мотора Тулицы.
Остальное выше уже написал - можно доработать (напильником) )))
А как там закрывали производство- известно одному неизвестному человеку закрывавшему производство.
Пушки важнее мотороллеров и возиться с выделением в отдельную бизнес единицу мото производства никто не стал. А зря.
А мотор кстати дизельный для мотороллера они все же сделали.
В статье нет про "Лотус". Тот вполне мог бы сегодня быть на уровне Скараберо например, а стоить тысяч на пятьдеят дешевле.
Это откуда такая информация?
И почему в заграницах я видел множество Весп 80-х годов с многими десятками тыщ на спидометре?
Ты считаешь, они все капиталенные по 3 раза?
Так как статья старая и я ее оставил в первозданном виде, я тогда не знал про существование скутера Лотос, который должен был придти на смену Тулице. Там был и вариатор как раз, тормоза думаю со временем на дисковые поменять было бы наименьшим делом. Про этот Лотос есть 2 статьи в будущей подборке, он был выпущен и на нем даже катались люди из журнала "Мото"
я если честно даже не продал бы а подарил. правда самовывоз.
Эх ребят!!!Люблю я нашу советскую технику. Жалко что не смог ею пользоваться. НО!!!Мне кажется если бы завод выжил в 90-е то ныне модное ретро не дало бы ему закрыться(как и уралу). Вот так вот ребята.ИМХО
Если в нише мотоциклов ИМЗ кое-как занял место под солнцем, то в сегменте ретроскутеров уже лет 20 идет настоящая война.
Такие модели выпускают и Пьяджо, и другие европейские фирмы поменьше, и японское трио, а теперь еще Китай с Тайванем подтянулись.
Вот только ТМЗ там и не хватало, ага.
П.С.Прекрасная статья дружище!!!!Патриотичная!!
Хорошая статья!
+1. С удовольствием взял бы 5.952. Почемуто не могу найти в своем регионе.
ресурс пихла это фигня, если хочеш ездить найдется как.
отличная статья
Оружие у туляков лучше получалось.Как впрочем и вятскополянцев,которые моторолеры паралельно с АПСами клепали.
Гого роллер то вообще брутально сомтрится
полностью надо было копировать - прям из Ред Аллерта)))
Валяется у меня двигатель от тулицы. Могу продать.
БЫл у меня муравей, в селе ох какая хорошая техника. сколько я под ним полазил...
но об этом не жалею, вспоминаю только с радостью!! Почитал эту статью, вспомнил... Спасибо! Хорошая статья!
Ну да. Кому нужны моторолеры. Вот пулемёты это другое дело , кудаж без пулемёта. Дебилы.