Электронное реле поворотов на таймере 555
Я давно уже, где-то в глубине души, догадывался, что схема електрооборудования моего Днепр 11 далека от совершенства и с этот вопрос надо было как-то решать. Поскольку сейчас не маленькие и в гараже пиво медленно, но уверено замерзает, то я решил в домашнем тепле взятся за паяльник.
Начал я с малого — реле поворотов. Поскольку мы таки живем в 21 веке, то реле должно было быть безконтактным и работать с любой нагрузкой (лампы, светодиоды).
Так как лень - двигатель прогресса, то для начала была испытана вот эта . Но увы, она меня разачаровала - то ли "гранаты у меня не той системы", то ли еще что... Вообщем частота мигания моего светодиода была довольно высока и отрегулировать ее до потребного уровня не удалось. Эта схема весьма привлекательна, но для нее надо подбирать мигающий светодиод с нужной частотой вспышек.
И тут я обратился к любимому миллионами радиогубителей таймеру 555, а точнее к класическому генератору на его основе. Конечно деталек поболе будет, чем в предидущей схемке, но тут регулировка частоты импульсов и ее стабильность! На рис. 1 схема реле поворотов, где резисторами R1 і R2 можна подбирать частоту вспышек. При моих номиналах частота составляет 0,8 Гц - это около 48 вспышек в минуту (по стандарту, если не ошибаюсь, должно быть 50-90). Управляет нагрузкой транзистор . Этот товарищь может пропустить через себя до 23А, так что заморачиватся по поводу мощности ламп (светодиодов) в поворотниках не стоит.
Реле имеет три вывода и подключается довольно просто (рис. 2). Х1 - плюс питания; Х2 - к переключателю поворотов на руле (нагрузка); Х3 - масса. В своей схеме я реализую еще и аварийную сигнализацию, но если вам она не нужна, то нужно выбросить из схемы подключения VD1, VD2 и SA1.
По результатам прикидок была разработана печатная плата (рис. 3), вытравлена и напаяны детальки. Вместо правой верхней перемычки (белая г-образная линия) установлен диод. Впринципе, он не обязателен, но позволяет реализовать защиту от дурака - на случай неправильного подключения
питания к схеме. Устройство получилось размером 25х25 мм (рис. 4), а на транзистор был прицеплен попавшийся под руку алюминевый радиатор, как говориться, на всякий случай.
Давненько делал на базе такойже микросхемки...хорошая вещь
Реле по похожей схеме лет 5 уже работает. Сбоев не было.
Будем надется, что и у меня работать будет без проблем. ))
Не помешает затвор транзистора подтянуть к +12В резистором килоом 10. Может меньше греться будет.
ну если "по науке", то да. а так он у меня не греется. ну может быть слегка теплый...
Аффтару - РЕСПЕКТ !!!
Повторю обязательно !!!
Схема отличная!!! Но вот почему применён именно полевой транзистор? Можно ведь было би-полянрый поставить. Хотя в принципе разницы нет :) просто у меня Протеус на полевом не работал, а на би-полярном замигало) хотя ссылаюсь на глюк программы. А так круть!!!
полевик, по сравнению с биполярным обладает практически нулевым сопротивлением перехода, а соответственно меньшими потерями.
в протеусе иногда не работают отдельные модели. я моделировал на полевике не раз.
спаибо за отзыв.
интересно можно ли нагрузить на него одновременно 15-20 светодиодов, и будет ли оно потреблять меньше чем 2 простые лампочки?
С таким реле я лампочки заменил на светодиоды. Потребляет гораздо меньше.
можно конечно. главное чтобы общий ток через транзистор не превышал 23А. а насчет потреблять - тут какие светодиоды поставишь, так они потреблять и будут - они мощнее ламп бывают, просто светоодача у СД выше.
Я бы прикупил парочку таких релюшек под лампы, может кто делает на продажу?
можно подумать над этим. сколько надо, насколько срочно. пиши в личку - поговорим.
а можете мне печатку скинуть на мыло [email protected]? Хочу сделать на днях)))
скинул печатку. получайте.
Спасибо!
подскажите поточнее пожалуйста параметры конденсатора С1
4,7 мкФ 16В или выше
я бы даже брал напругу выше чем 16В, например на 50В - мало ли какие всплески в бортовой сети бывают. у меня на 100В стоит (на фото изделия видно)
зачем так мудрить. Полевик, "мигающий" светодиод в затвор и коммутация нужной частоты вам гарантирована.
555я конечно хорошо но громоздко и не нужно. Уж коли охота микросхему то проще взять микросхему управления светодиодами (их наверное десятка полтора разных типов в прошлом году в РМ ряд статей по ним был) и собрать поворотники на светодиодах
Вариант с мигающим СД был опробован первоочередно, но мне не подошел, поскольку частота мигания была довольно высока, а других СД у меня не оказалось - это раз. На 555 устройство конечно габаритнее получается, но не катастрофично - это два.
А что вы имеете ввиду под "микросхему управления светодиодами"?
есть специализированные микросхемы для управления группами светодиодом набранных как отдельно так и последовательно в кластер или несколько кластеров. Работают от 3.5 вольт имеют встроенный поввышающий преобразователь могут управляться внешним импульсом типа меандр с меняющейся скважностью (управление яркостью свечения) либо стабильным сигналом по управляющему входу.
Подробно про них написано в журнале РАДИОМИР номера середины прошлого года. Если надо подробно то могу назвать.
ага, понял! да, слыхал о таких, но вживую не видел, да и говорят, что дорогие они и редкие ((( а вообще парочкой таких с удовольствием обзавелся бы.
в мск в любом крупном радиомагазине найти можно и даже заказать. средняя цена до 100 рублей. Дорогие только драйверы внешнего ключа под мощные светодиоды и то дорогие это условно
У меня эта схема лет 6 уже работает верой и правдой
а можно мне тоже на мыло скинуть печатку? [email protected]
Заранее благодарен.
отправил. проверяй мыло!
пришло. спасибо.
гыгы..а это случайно не ты на радиокоте выставил? :) http://radiokot.ru/circuit/digital/automat/37/
приятно увидеть ещё одного радио-оппозитчика :)))
таки я )))
спасибо! мне тоже приятно, коллега! ))
Вот спаял недавно по этой схеме; реле не работает с сопротивлением R1 в 180к ставлю меньше мигает как пулемет (все собрано из новья, возможно что таймер глючит) далее отмечалась не стабильная работа, менялась частота вспышек, в чем проблема не пойму(
у меня была подобная фигня с другой схемой на 555 - оказался бракованый таймер (в китайском производстве это не редкость). а еще это R2 должно быть 180к, а R1 22к (или около того).
попробуем поменять таймер
а можно мне тоже на мыло скинуть печатку?: [email protected] спасибо :)
сегодня скинул. получайте!
Спасибо!
Я делал так
разгрузка выключателя, актуально только если стоят лампы и на пульт идут очень тонкие провода (у меня МГТФ 0,07 спрятан в трубу руля).
Ну для того схемка и была задумана )))
А вот особого смысла маятся с 3 транзисторами в вашей схеме я особо не вижу, хотя этот вариант тоже вполне жинеспособен.
Доброго времени! а можно и мне разжиться на печатку? [email protected] заранее спасибо!
Доброго! Не вопрос! Скинул печатку на мыло!
Скиньте печетку на мейл [email protected]
плату скинул. получайте!
TNT Красавчик!, спасибо, заработало с полпинка!, как нестранно попался хороший и не очень китайский таймер :-), СПАСИБО !!!!!!!!!!!!!! :-)))))
Всегда пожалуйста! Рад что помогло. Как будет свободное время хочу собрать эту же схему на смд-элементах, что сулит уменьшение габаритов конструкции на 20-30%.
Для тех кто еще не знает что такое транзистор и тому прочее:
http://scsiexplorer.com.ua/osnovnie-ponyatiya.html
Дружище TNT мне пожалуйста тоже вышли печатную плату на [email protected]
Отправил. Поздно увидел что посты обновились)))
Собрал это реле в качестве замены контактному ВАЗовскому, т.к. с ним на работающем двигателе у меня очень часто мигали поворотники. Поставил это, и ситуация не изменилась, только теперь частота мигания зависит от оборотов. Похоже косяк где-то в мотоцикле/проводке. Подскажите, как побороть эту напасть?
p.s.поворотники светодиодные
Странно... Судя по всему пляшет напряжение в сети, соответственно зависящее от оборотов. Но в моей схемке частота мигания не зависит от напряжения питания благодаря применению таймера 555. Хотя все может быть... Можно попробывать перед схемой реле поставить итегральный стабилизатор напряжения 7812 типа этого http://www.scribd.com/doc/23318214/7812-pdf
А вообще в проводке надо обратить внимание на диодный мост. Возможно один из диодов пробит.
автор и те у кого имеется печатка скиньте будте добры в почту [email protected] ... lubluoppozit твою бы тоже не помешало