Усовершенствование электрооборудования мотоцикла
Схемотехника электрооборудования даже современных мотоциклов типа «Урал-Вояж», «Урал-Волк» не блещет изысканностью и фактически не менялась с середины прошлого века. Все тот-же принцип построения схемы: аккумулятор и генератор соедененны между собой, + питания на все потребители идет через замок зажигания.
Давно уже задумывался об усовершенствовании данной схемы.
Причина? Она проста. На моем мотоцикле установлен генератор 500W и аккумулятор емкостью 55 А*Ч, казалось-бы, что проблем с установкой мощного света проблем быть не должно. Но после установки лампы фары мощностью 90/100W вместо лампы 55/60W у меня не возрасла яркость, мало того,она уменьшилась!
Вооружившись тестером замерил напряжение на генераторе(двигатель заведен, обороты около 1500), все в порядке, 13.9 вольт,но на самой лампе присутствовало чуть выше 10 вольт! Причина оказалась проста, все эти потери вносит проводка и переключатели.
Питание фары было разведенно вышеописанным образом. Аккумулятор +генератор соединяются с замком зажигания, от замка провод идет на руль, к переключателю режима «день-габариты-ночь», от этого переключателя ко второму, «дальний-ближний» и уже от последнего к самой фаре. При этом ток проходит ещё и 4 соединения в разьемах! При этом ещё удивительно, что на 100W лампе присутствует 10 вольт!
Многие могут возразить, что мощность лампы завышена, что повышенное сопротивление контактов можно уменьшить поджимая и очищая их. Всё это, конечно, так….но как говорится, чем меньше соединений в цепи, тем надежнее.
Выношу на ваш суд схему коммутатора питания (далее по тексту К), который позволит отказаться от такого обилия проводов в мотоциклетной проводке. Особенность данной схемы-непосредственая коммутация питания потребителей в бортовой сети, отсутствие пуков проводов, опутывающих руль. Данная схема позволяет сделать проводку максимально простой, не потребуется коммутировать «родными» переключателями десятки ампер, ток через контакты замка зажигания составит 200-260ма, а через остальные переключатели и кнопки не более 2ма! Естественно, увеличится и ресурс контактов.еще одна, немаловажная особенность-все управление осуществляется замыканием сигнального провода на «массу», те на корпус мотоцикла, что позволит, разнося управление, отказаться от дополнительного провода + питания(многие размещают замок зажигания на правой панели, прикрывающей аккумулятор).
Приступим к обсуждению схемы: оставлено соединение аккумулятора и генератора, оставлен аварийное отключение «массы» аккумулятора. + питания с аккумулятора поступает на параллельно соединенные обмотки реле (автомобильного типа, на замыкание) и параллельно соединенные контакты этих реле. Тут небольшое отступление:
Реле – это конечно шаг в прошлое, но это максимально простой способ коммутации значительного тока нагрузки без больших потерь и к тому-же оно не чувствительно к «наводкам», менее чувствительно к залитию водой замка зажигания.
При замыкании замка, реле подключат основную внутреннюю шину питания К, лампы подсветки приборов, габариты и через резистор сопротивлением 200 ом и лампу конторя (ЛК) зарядки обмотку подмагничивания генератора. Кстати, резистор можно не ставить, но в случае перегорания лампы контроля не будет идти тока возбуждения генератора.
Диод, включенный параллельно обмоткам отсечет индуктивный выброс обмоток реле.
«Фишка» схемы- коммутация осуществляется мощными Р-канальными полевыми транзисторами с изолированным затвором. Исток подключен к внутреннему плюсу К, сток к нагрузке, управление осуществляется замыканием затвора на землю. Резистор между затвором и истоком нужен для разрядки затвора и для создания тока через контакты управления. его сопротивление может лежать в пределах от сотен ом до десятком килоом. В последнем случае схема становится чувствительной к наводкам и к влажной среде.
Оптимально от 400 ом до 2.2кОм. Диод, включенный параллельно исток –сток защищает транзистор от пробоя выбросами напряжений, наводок.
На каждый потребитель собран модуль(в состав входит транзистор, диод, резистор), аналогичный примененному на данной схеме для коммутации лампы фары. для простоты обозначенный на схеме прямоугольником с 3-мя выводами :вход, управление, выход.
Оригинальное решение: в качестве реле поворотов применен «мигающий» светодиод совместно с вышеописанным модулем. И генератор импульсов и индикация.
Детали и конструкция: вся схема смонтирована на фольгированном текстолите, в железном корпусе 60Х90Х140 мм. на одной стороне корпуса прикреплена винтовая планка, используемая в силовой электротехнике, в качестве «сигнального» использован разъем LPTпорта компьютера DB25, установлен с другой стороны.
реле : стандартные «автомобильные» с током потребления 90 ма (не принципиально), с номинальным напряжением 12 вольт (проверенно, срабатывают и от 6 вольт), с максимальным током до 30а.
транзисторы: IRF9540N, IRF9Z34N c максимальным током 19 А, сопротивление сток-исток в открытом состоянии 0.1 ома. Установлены с двух сторон на одном радиаторе через слюдяную пластинку и пасту КПТ-8 (корпуса тр-ров должны быть изолированны друг от друга и корпуса!)
для мощных потребителей (фара, сигнал) рекомендую устанавливать тр-ры по два в параллель - потери еще уменьшатся. Экперементально проверенно, при включении транзистора через предохранитель в 15 А к аккумулятору и открытии его транзистор выживает, испытав большую перегрузку по току.
Блок предохранителей - автомобильный.
Шунтирующие диоды можно использовать любые кремниевые с прямым током не менее 0.5 а и обратным напряжением не менее 30 вольт (кд212, кд105, кд258). В качестве VD4-VD5 допустимо использование диодов с макс током 100 ма.
Мигающий светодиод-подойдет фактически любой, небольшая корекция частоты возможна резистором между истоком и затвором транзистора.
Если не удастся найти такой светодиод -сойдет и генератор выполненный на мс 561 серии, на таймере 555(ви1) или простой мультивибратор.
Резисторы-млт 0.125-0.250 кроме R1(2 W). Сопротивление R1 – 150-300 ом.
Остальные резисторы рекомендую в ределах от 500ом до 2.2 кОм.
Единственный конденсатор С1 служит для компенсации индуктивности и сопротивления проводов, идущих к зажиганию. тут чем больше емкость-тем лучше, но разницу почувствовать уже можно и с 1000мкф. напряжение –не ниже 25 вольт.если есть возможность –устанавливать как можно ближе к катушке зажигания- возрастет энергия искры.особенно это будет заметно с низкоомными катушками и электронном зажигании.
Не помешает и аналогичные конденсаторы по цепям питания сигнала, по внутренней шине К.
Корпус К оптимально установить под бензобаком или, что немногим хуже-под сиденьем мотоцикла. Вся сигнальная проводка убирается в руль.
После сборки и проверки плата покрывается 3-4 слоями цапон-лака (можно и древесным и разбавленной ацетоном эпоксидкой). Сигнальная проводка выполняется проводом МГТФ с сечением не менее 0.1 мм (весьма механически и термически прочен, одну жилу образуют 21 жилка, изоляция –фторопласт. выдерживает многократные перегибы и температуру до 300С). Провода также нелишне убрать в ПВХ трубку, оплетку от кабеля подходящего сечения или в «термоусадку»
Силовая проводка выполняется проводом не менее 0.75мм, соединение АКБ генератора и К –не менее 1.0 мм (взять из останков старой проводки). Предохранители обязательны!
Данная схема может работать на всех мотоциклах (да и на автомобилях) с питанием постоянным током от 6 до 12 вольт. Потребуется добавить или убрать дополнительные модули, возможно потребуется установка до 3-4 транзисторов в параллель. Также неплохо и включить между истоком и затвором транзисторов стабилитроны на 15-18 вольт катодом к затвору. Для увеличения срока службы ламп можно и реализовать плавное включение ламп. Для этого нужно установить 2 детали:конденсатор емкостью 220-500 мкф между затвором и истоком (- к затвору) и резистор, в 3-4 раза меньшего сопротивления чем R2 в разрыв цепи управления. После установки на мотоцикл места пайки проводов управления в разьемах, в переключателях и кнопках покрыть тем-же цапон-лаком, а в сами пульты закачать салидол или другую токонепроводящую смазку.
При эксплуатации в жестких погодных условиях рекомендую уменьшить сопротивления исток-затвор до 100-200 ом и увеличить мощность резисторов до 2 W.
А можно ли вместо релюх поставить транзистор IRF4905? у него максимальный ток 74А при 25М и сопротивление канала 0.02Ом. http://www.promelec.ru/pdf/irf4905.pdf
И еще, а у IRF9540N разве максимальный ток не 23А при 25С? и как я понял ток через сигнальные провода будет всетаки порядка 20мА если поставить сопротивления номиналом как на схеме?
Ну и чё? Как обычно ни кто н чего конкретного не сказал...
Сложновато немногие разберутся, да и полевые транзисторы у нас достать трудновато. Года четыре тому назад я столкнулся с подобной проблемой у меня выплавилась клема замка зажигания. Нежелая иметь подобной проблемы в будующем я поступил просто, заменил замок зажигания штатнуую проводку не трогал вообще, но в разрыв разьёма который идер на фару сделал вставку с двумя обычными релюшками. + взял дополнительной отпайкой от того, что приходит на замок зажигания, а управлением являются штатные провода которые ранее подавали напряжение на фару. В результате получил, что через замок проходят только комутационные токи реле. В цепи фары остался только один разьём и реле. Оптику поставил с копейки под галогеновую лампу, лампа галогенка 65/55W работает четко. Думаю проблемы поставить мощнее не будет только предохранитель побольше поставить. Просто надёжно доступно. Несудите за примитивизм.
Автор, скажи пожалуйста, зачем два реле в парралель пускать?
Чет я не понял :(
ManOwaR, я правильно схему перерисовал? А то там выключатели какието непонятные были. [ http://DenisZ.nm.ru/Arhiv/El-My2.gif ]
тоесть вместо реле? пока очень дороги транзюки для токов до 200 Р канальные... транзюки в паралель набирать-тож не дело.
Схэма Good. Но зачем дублёж, без него нельзя на одном траанзюке.
А как насчет сигналки на заднем плане, мона схемку для просмотра.
Не хило получаетсЯ
2-Spoil- а хз... надо побольше аппаратуры в детстве ломать ...
у меня проводка только на зарядку собранная по схеме.
+ 2 провода (фара и габарит задний) через выключатель оторванный от настенной лампы.
2 fuckTor эээ... вообще свет не гасишь?
да люблю я полевики.... в бп использую, в усилках, в различного рода коммутаторах тока, преобразователях.. собрал где-то в марте...
To:Manowar Снимаю шляпу перед гуру... Ума не хватило закон Ома применить... Пошел вешаться. Действительно, рассеивать то почти и нечего.
А ты эту схему только собрал или уже давно с ней катаешься? Мне интересно, как она себя в реальной жизни покажет. Вдруг фигня какая-то вылезет.
достаточно оторвать от реле-регулятора +.
"токи большие,радиаторы маленькие".... ну если бы коммутацию осуществлял с помощью транзисторов кт818(как самые дешевые и более-менее подходящие по току ,кстати, можно в схеме чуток сьэкономить и влепить их вместо мосфетов ,резюк ,который пойдет на землю ом 100-200 2вт , ставить в малочувствительные к просадке напряжения места(стопарь,поворотники,сигнал)..
тогда бы мы и говорили о потере мощности на них(до 1.5 вольт при 10 а=15 ватт в нагрев ушло-бы если коммутировать фару)
а когда сопротивление в паралель включенных мосфетов менее 0,05 ом...Х10А=0.5вт ... нагрева уже нет....
в кучу:еще один "советик" любителям компов и тишины и электроники: в блоке питания компа биполярные силовые транзюки махнуть на наши кп948.фактически сразу перестает греться радиатор ...остается только греющиеся диоды... тут-уж напряжения поменьше-можно и радиатор поболее или махнуть их на совок кд2998 -после всего этого можно кулер выбросить...на атлоны такой комп конечно не пойдет,но для "среднего" ящика P3-XXX с одним хардом и сд -длительная работа к перегреву не приводит..
Вот надежность то меня и смущает. Токи большие, радиаторы маленькие. А если радиаторы большие, так и преимущества все пропадают. Ток управления у рэлюшек сурово выше, но проводам, подходящим по жесткости для руля, эти токи до фонараря (хе, каламбурчик вышел). Рэлюхи на разъемах в дороге и поменять легче, чем искать радиомагазаин и паяльник. Это мое IMHO. Я просто тоже разрабатывал схемку проводки. Но по другому и на рэлюшках. Вот теперь и озадаченный весь такой. Последний мой аргумент, правда, не катит, т.к. я и сам собирался ставить не автомобильные реле, а малогабаритные импортные.
Было у меня желание запитать возбуждение генератора через цепь "Engin Stop", чтобы при выключенном зажигании не садить на него аккум. И "+" с генератора пустить на аккум через релюху. А то как-то не здорово иметь свободный плюс на легкодоступной клемме... Тут в историях было про запуск движка монеткой на генераторе, не хочу. Хотел ставить PIC для регулировки УОЗ, от него же можно и поворотники включать (управление только землей, минус один провод в проводке). На этот-же ПИК загнать и звуковой сигнал - выкинуть нафиг "звонковую" систему из него и выставить частоту и скважность по своему вкусу. Ну и сигналку в него-же, со снятием с охраы хитрой комбинацией тормоза-поворотников-сигнала.
именно! по идее штука выйдет вечной....
Я так и не понял, чем эти мосфеты лучше рэлюшек? Только габаритами и током управления?
PS на схеме у меня видны еще 2 реле,одна на запуск стартера,вторая -для сигнализации. на паре мс реализованна сигнализация
2 darkalex в транзисторе irf9z34 диод есть, а в irf9540 диода нету...у меня были и те и другие.. диоды шоттки там точно не нужны. назначение-защитить от импульсных выбросов при коммутации. затвор-исток поставил еще и диоды.выбросы от зажигания хорошо фильтруются.
2 asd там скрывается сигнализация и ртутный датчик качения..
2 саleb стоит защита от кз.на схеме вместо нее указал предохранители. транзюки выдерживают время выгорания предохранителяпри кз.
вопрос на схеме невидо микросхем а на собранном устройстве присудствует аж две штуки это генератор поворотов на них собран ?
под седолом места больше. а под бак лазить труднее...
Полевые транзисторы теоретически могут и сгореть в такой схеме. Дело в том, что для нормального открывания полевого транзистора в момент его включения нужно подавать повышенное напряжение затвора. Только тогда у открывающегося канала транзистора будет сразу маленькое внутреннее сопротивление. Если этого не делать (как в этой схеме), то в момент включения будет большое сопротивление канала транзистора, ток через еще не раскалившиеся нити накала ламп в разы выше чем у зажженной лампы, соответствено этот большой ток может выжечь транзистор.
Я так понял у вас всё работает. Либо еще не пришел тот момент когда транзистры погорят, либо у транзисторов достаточной большой запас по току и достаточный по размеру для этой схемы радиатор.
Всё что выше - чисто теория, и мое личное мнение. Я такую схему собирать не стану.
Кстати, полевики можно поискать на старых материнках от компьютеров. Только там они в корпусе D-PAK, надо будет еще и придумать как их на радиаторы прилепить плотненько и надежно. Скобами какими-то можно.
Насчет выгорания транзюков не согласен. Ибо у того же IRF9540N максимальный постоянный ток 23А, что при лампе в 60Вт даст 5А (ощущается запас) ну и без радиатора тут никуда.
Мне вот только непонятно зачем параллельно выводам транзисторов сток-исток лепить диоды? Они в конструкции уже и так есть (еще называются паразитными). Все вышесказанное справедливо для большенства современных полевиков, в том числе и для IRF9540N.