Таховольтметр | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Таховольтметр

Возникает необходимость порой проконтролировать напряжение батареи аккумуляторов? с каких оборотов идёт зарядка? что с генератором?
Несложная доработка штатного тахометра позволяет его превратить в вольтметр с растянутой шкалой с нижним измеряемым напряжением 10в.

Что есть "растянутая шкала"? значения 14в будет отображаться на шкале 4,12-соответственно-2 итд.
доработка заключается в разрыве 1 провода от непосредственно измерительной головки и введением нескольких деталей,которые легко размещаются внутри тахометра.исключение составляет только переключатель(или кнопка с контактами на переключение),который будет необходимо вывести наружу и разместить в удобном месте(желательно всёж непосредственно рядом с тахометром)
по приведённой схеме видно,что тахометр дополняется всего 4 деталями,которые могут быть смонтированны как навесным монтажём,так и на небольшом кусочке стеклотекстолита,впоследствии размещаемого и фиксируемого внутри тахометра с помощью клея.схема доработки проста,но требует исполнения некоторых "пунктиков"-стабилитрон VD1-должен подбиратся по падению напряжения на нём РОВНО 10в. точность подбора стабилитрона определит точность работы вольтметра.желательно выбрать из прецезионных,накрайняк серий д818, чуть хуже по стабильности д814, кс510,воспользоваться последовательно соединёнными цепочками стабилитронов-диодов-стабисторов или найти среди иностранных приборов.

резистор 2.2ком-должен быть многооборотным (сопротивление резисторов некритично и может быть измененно в ту или иную сторону)
резистор в 1 ком и диод VD2 (любой маломощный германиевый -Д2,Д9,Д18) защищает измерительный прибор при первом включении, когда движёк подстроечного резистора может случайно оказаться в верхнем положении.

калибровать как с помощью регулируемого источника напряжения так и непосредственно подключив на мото или к аккумулятору.

в обоих случаях потребуется калибровочный вольметр.
подключив, первым делом убеждаемся в падении напряжения на VD1 10 вольт. если не соответствует-подбираем стабилитроны до точности 0.05-0.1в.

после этой операции приступаем к калибровке непосредственно шкалы.подключив калибровочный вольтметр к источнику питания(11-16в) выставляем вращением движка подстроечного резистора на шкале тахометра такое же значение напряжения.желательно проконтролировать на регулируемом источнике соответствие точности положения стрелки на нижних и верхних пределах измерения.при больших погрешностях произвести подбор стабилитрона и взять его следует из другой партии-типа(с меньшей зависимостью напряжения стабилизации от тока).или,если устроит погрешность,откалибровать в среднем диапазоне напряжений.пока вскрыт тахометр желательно нанести для большей точности измерений доп риски на шкале,соответствующие показаниям "калибровочного" вольтметра. значения рисок-12.6в,13.8в,14.2в.первое значение-напряжение заряженного отстоянного кислотного акб,второе и третье-соответственно нижний и верхний предел номинальных напряжений работающего генератора. на этом этапе можно уже и производить сборку прибора.

дополню.если кнопка или переключатель будут сдвоенны-точность можно ещё повысить,беря контролируемое напряжение не со входа тахометра(исключается просадка напряжения на подводящих к замку зажигания и непосредственно на замке при нагрузке),а непосредственно с вывода + генератора или акб. в этом случае желательно ввести разрыв в провод соединяющий + со входом вольтметра,дабы не увеличивать на ток потребления вольтметра(при 12 вольтах это будет меньше 2 ма,но всё же...) утечку акб. тут и пригодится незадействованная группа контактов сдвоенного переключателя разрывать это соединение.

Подобная доработка возможна также и на автотахометрах,с аналогичными доработками.
возможно, что второй вывод измерительной головки тахометра в каких-то моделях тахометров непосредственно не будет связан с землёй,ничего страшного.его тоже можно коммутировать.если окажется соединённым с + питания-схему зеркально отобразить.с данными номиналами деталей работал тахометр с током полного отклонения 0.8ма,возможны варианты с другим,большим током -соответственно прийдётся уменьшить сопротивление резистора с 1к до 470-560ом.

manowar

1987 год... на каве GPZ такое ужо реализовано....))))))

NUS's picture

ИМХО Цифровой тахометр и вольтметр - здорово конечно, (я таким тоже пользуюсь ...) но, если надо сохранить классическую схемму и компоновку, то такая доработка безусловно имеет смысл!
Автору - Респект!

Имхо - бред, уж проще отдельный вольтметр поставить

даа, придумал конечно здорово, но если вам не принципиально, чтоб таховольтметр был именно стрелочным, то можно купить готовый автошный цифровой. Рублей 400 он нынче стоит. Размером раза в 3 меньше стрелочного. Количество цилиндров настраиваеется (обычно от 2 до 8). В общем рекомендую. Я вобще его вместо спидометра поставил, а спидометр выкинул.

Великолепная идея- объединить два приборав одном корпусе переключая их по очереди.

User login