ШПОНОЧКА
Снимая распредвал я заметил выроботку шпоночной канавки распредшестерни. Из-за этого, шестерня неплотно сидела на валу. Решил починить...
Расточили канавку на шестерне. Распредвал не трогали. Изготовили шпонку Т-образную в сечении. Поставил. Все хорошо село. Выставил зажигание. Завел - работает, как часы.
Покатался, все было хорошо. Но как-то прихожу в гараж, завожу моц, работает не стабильно. Значения особого не придал(такое бывает - свечи не очень хорошие), тем более, что далеко ехать не собирался.
И это было моей ошибкой! По пути мотоцикл начал грется. Перестал тянуть и стал дымить как паровоз. Остановился. Дал ему немного остыть. Вывернул свечи, почистил вроде все нормально. Начал заводить - ни как. Катить очень не хотелось, потому что катить пришлось бы через мост("путепровод"). Завелся, но работал отвратительно, тянул плохо. Проехал мост и все! Заглох окончательно. Прокатил около километра. Умучился! (одиночку тяжело катить да, ещё Урал).
На следующий день начал разбирать. Открыл зажигание. Ужас! Весь прерыватель в комок. Все пружины растянулисть, намотались, кое что отломилось. Я в магазин. Покупаю новое зажигание, устанавливаю - не заводится. Снял цилиндры. На каждом поршне сломано первое компрессионное кольцо. Поменял, но это то же не помогло.
Пришлось раскинуть мозгами - не помогло. Снял переднюю крышку(от безъисходности), начал снимать распредшестерню и вижу... шпонки нет! Оказывается ее срезало. Одна часть оталась на валу, другая в шестерне.
Не знаю, кто был виноват. Может я, поставив такой вид шпонки, может мне шпонку сделали плохую. Но результатом стал горький опыт, которым решил поделиться, что бы не повторяли моих ошибок.
P.S. Купил в магазине новый комплект шестеренок. Поставил. Работает!
Т-образная шпонка - это один сплошной концентратор напряжения для ее металла, она и обязана была сломаться, из чего бы ее не делали.
Причиной могло быть разбитое посадочное место шестерни. Нагрузка постоянно была на шпонку, в то время как шпонка предназначена воспринимать большей частию статические нагрузки. У меня похожая картина была с двигателем Ш-58. Срывало ротор генератора. После замены ротора стал нормально работать.
Перебирая древние запасы в гараже, я давно обратил внимание, что советские шпонки плохо пилятся напильником и все в окалине по торцам (следы термообработки). Современные шпонки помягче будут. Ну а поскольку раньше делали лучше и правильней, то значит шпонки должны быть калёными.
Легко отделался. У меня история кончилась печальнее. Разболтавшаяся шестерня на распредвале сломалась, обломки заклинили шестерню на коленвале , от удара разбило шпоночный паз на колене. И все это в 200 км от города .
Шпонка должна входить плотно в оба паза - и на валу, и на шестерне (смотрите внимательно чертежи М-72). И должна быть достаточно твердой (если только она не специально срезаемая, как та, что на гребных винтах). Согласно данныи по металлам и их термообработке Атласа все шпонки изготавливаются из стали 45, данные по твердости приведены только для шпонки маховика: Hrc=40-45. Каленая она, однако.
У меня батя притащил пруток металический, 5 метров, квадрат 10 гдето, грит - это есть ШПОНОЧНАЯ сталь, типа какая то специальная, значит шпонку если делать то из старой шпонки, побольше, или такой же пруток искать :)
(одиночку тяжело катить да, ещё Урал), интересно а МТ-ха, что легче что ли?
Шпонку срезало, у как то раз тарелка клапана отвалилась, пришлось менять недавно расточенную
поршневую, и голову левую.
Очередной пример того, что мотор из нормальных запчастей и нормально по книжке собирать надо. И он еще сомневается, кто виноват... :D
ну конечно хз, но гроверы работают просто изюм,мож просто посадки нормальные?
вообще то шпонки не должны термообрабатываться или быть из какой либо сверхстали, надёжность соединений обеспечивается плотной посадкой сопрягаемых деталей и соответствия размеров шпонки размерам паза..
И у меня есть опыт печальный. Если шпонка один раз разболталась, то уже посадка шестерни на валу хреновая. Мой совет - менять вал, шпонку и шестерени сразу. Или озаботиться восстановлением посадки.
У меня тоже на одном из моторов разболтался распред.
Я просто поставил новый распред и ГРМ с новой шпонкой, а перед сборкой намазал клеем-фиксатором сверхпрочным. Он держит так, что можно и без шпонки ездить:)
Можт конешно металл был не в... но вообще т-образная шпонка - это не выход. Ест-но ее срезало: места где шпонка расширяется являются концентраторами напряжений - самое ненадежное место.
Я делал шпонки из гроверов, зубилом вырубал нужный кусок, и усё у порядке...
буду знать, что вот такие гадости может приподнести эта гадость маленькая! спасибо за совет!
Надо было профрезеровать новый шпоночный паз под нормальную шпонку напротив убитого (через 180 гр.) и перенести метку на шестерне.
я, когда на "газульке" катался в детстве, делал шпинки из расплющенного гвоздя..
"Не знаю, кто был виноват. Может я, поставив такой вид шпонки, может мне шпонку сделали плохую."
Пришлось раскинуть мозгами - не помогло-))))))))))))))))))))))
Знакомая ситуация у самого шестерня свободно садится на коленвал и шпоночный паз немного разбит посоветуйте что делать в Этом случае?