ШПОНОЧКА | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

ШПОНОЧКА

Снимая распредвал я заметил выроботку шпоночной канавки распредшестерни. Из-за этого, шестерня неплотно сидела на валу. Решил починить...

Расточили канавку на шестерне. Распредвал не трогали. Изготовили шпонку Т-образную в сечении. Поставил. Все хорошо село. Выставил зажигание. Завел - работает, как часы.
Покатался, все было хорошо. Но как-то прихожу в гараж, завожу моц, работает не стабильно. Значения особого не придал(такое бывает - свечи не очень хорошие), тем более, что далеко ехать не собирался.
И это было моей ошибкой! По пути мотоцикл начал грется. Перестал тянуть и стал дымить как паровоз. Остановился. Дал ему немного остыть. Вывернул свечи, почистил вроде все нормально. Начал заводить - ни как. Катить очень не хотелось, потому что катить пришлось бы через мост("путепровод"). Завелся, но работал отвратительно, тянул плохо. Проехал мост и все! Заглох окончательно. Прокатил около километра. Умучился! (одиночку тяжело катить да, ещё Урал).

На следующий день начал разбирать. Открыл зажигание. Ужас! Весь прерыватель в комок. Все пружины растянулисть, намотались, кое что отломилось. Я в магазин. Покупаю новое зажигание, устанавливаю - не заводится. Снял цилиндры. На каждом поршне сломано первое компрессионное кольцо. Поменял, но это то же не помогло.
Пришлось раскинуть мозгами - не помогло. Снял переднюю крышку(от безъисходности), начал снимать распредшестерню и вижу... шпонки нет! Оказывается ее срезало. Одна часть оталась на валу, другая в шестерне.
Не знаю, кто был виноват. Может я, поставив такой вид шпонки, может мне шпонку сделали плохую. Но результатом стал горький опыт, которым решил поделиться, что бы не повторяли моих ошибок.

P.S. Купил в магазине новый комплект шестеренок. Поставил. Работает!

Hunter2006
SerDUKEdd's picture

Т-образная шпонка - это один сплошной концентратор напряжения для ее металла, она и обязана была сломаться, из чего бы ее не делали.

Причиной могло быть разбитое посадочное место шестерни. Нагрузка постоянно была на шпонку, в то время как шпонка предназначена воспринимать большей частию статические нагрузки. У меня похожая картина была с двигателем Ш-58. Срывало ротор генератора. После замены ротора стал нормально работать.

Перебирая древние запасы в гараже, я давно обратил внимание, что советские шпонки плохо пилятся напильником и все в окалине по торцам (следы термообработки). Современные шпонки помягче будут. Ну а поскольку раньше делали лучше и правильней, то значит шпонки должны быть калёными.

BESToloch's picture

Легко отделался. У меня история кончилась печальнее. Разболтавшаяся шестерня на распредвале сломалась, обломки заклинили шестерню на коленвале , от удара разбило шпоночный паз на колене. И все это в 200 км от города .

Шпонка должна входить плотно в оба паза - и на валу, и на шестерне (смотрите внимательно чертежи М-72). И должна быть достаточно твердой (если только она не специально срезаемая, как та, что на гребных винтах). Согласно данныи по металлам и их термообработке Атласа все шпонки изготавливаются из стали 45, данные по твердости приведены только для шпонки маховика: Hrc=40-45. Каленая она, однако.

У меня батя притащил пруток металический, 5 метров, квадрат 10 гдето, грит - это есть ШПОНОЧНАЯ сталь, типа какая то специальная, значит шпонку если делать то из старой шпонки, побольше, или такой же пруток искать :)

(одиночку тяжело катить да, ещё Урал), интересно а МТ-ха, что легче что ли?
Шпонку срезало, у как то раз тарелка клапана отвалилась, пришлось менять недавно расточенную
поршневую, и голову левую.

Messer's picture

Очередной пример того, что мотор из нормальных запчастей и нормально по книжке собирать надо. И он еще сомневается, кто виноват... :D

Dikiy_Mex's picture

ну конечно хз, но гроверы работают просто изюм,мож просто посадки нормальные?

вообще то шпонки не должны термообрабатываться или быть из какой либо сверхстали, надёжность соединений обеспечивается плотной посадкой сопрягаемых деталей и соответствия размеров шпонки размерам паза..

Misha_B's picture

И у меня есть опыт печальный. Если шпонка один раз разболталась, то уже посадка шестерни на валу хреновая. Мой совет - менять вал, шпонку и шестерени сразу. Или озаботиться восстановлением посадки.

EasyRider's picture

У меня тоже на одном из моторов разболтался распред.
Я просто поставил новый распред и ГРМ с новой шпонкой, а перед сборкой намазал клеем-фиксатором сверхпрочным. Он держит так, что можно и без шпонки ездить:)

Можт конешно металл был не в... но вообще т-образная шпонка - это не выход. Ест-но ее срезало: места где шпонка расширяется являются концентраторами напряжений - самое ненадежное место.

Крутой's picture

Я делал шпонки из гроверов, зубилом вырубал нужный кусок, и усё у порядке...

буду знать, что вот такие гадости может приподнести эта гадость маленькая! спасибо за совет!

РЕКЛАМА's picture

Надо было профрезеровать новый шпоночный паз под нормальную шпонку напротив убитого (через 180 гр.) и перенести метку на шестерне.

я, когда на "газульке" катался в детстве, делал шпинки из расплющенного гвоздя..
"Не знаю, кто был виноват. Может я, поставив такой вид шпонки, может мне шпонку сделали плохую."

Пришлось раскинуть мозгами - не помогло-))))))))))))))))))))))

dred80's picture

Знакомая ситуация у самого шестерня свободно садится на коленвал и шпоночный паз немного разбит посоветуйте что делать в Этом случае?

User login