Про сварку в пятиступке
Недавно очередной блоггер (возможно, просто админ группы или еще что-то такое) решил порисоваться и упрекнул меня в том, что в моей пятиступке шестерня пятой, "ай-яй-яй", держится на сварке... Я уже не раз говорил, что мне самому очень не нравится сварка, но:
1. Это сильно дешевле.
2. Качественнее и надежнее в длительной эксплуатации.
Но, видимо, надо разжевать, ибо люди, далекие от металлообработки, слабо себе представляют сложности соосной шлицевой посадки внатяг шестерни на вал. А все дело именно в ней, в соосности.
Для начала о том, как посадку осуществляю я.
1. Вал выставляется в станке, шлифуется место под пятую (обниженный зуб шестерни задней) .
2. Напрессовывается втулка.
3. Вал выставляется по стрелочному индикатору, втулка протачивается в размер.
4. На горячую сажается шестерня (натяг 3 - 5 соток).
5. На вал сажаются подшипники и на вращающемся относительно подшипников валу проверяется биение шестерни относительно вала. Более 4 соток - шестерня со втулкой спрессовываются и повторяется пункт 2 и далее.
6. Если биение менее 4 соток - шестерня "приваривается". Слово "приваривается" я не просто так взял в кавычки. Ибо делается прихватка от вершины зуба задней передачи на цилиндрически выступ шестерни пятой, время горения дуги не более 2 секунд. За это время получается именно прихватка, основание зуба шестерни задней толком не прогревается, сам вал тем более, шестерня пятой тоже. И - остывание до комнатной температуры. Таким образом, вал "варится" несколько часов, все это именно ради отсутствия перегрева. Как результат - НИ ЕДИНОГО НАРЕКАНИЯ ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ к этой части кпп. При том, был случай, когда у человека на каком то пробеге отломало зуб на второй передаче, он решил сам, по быстрому, перекинуть шестерню пятой на новый вал, посадил и, от души, обварил. Через некоторое время вал лопнул. Именно поэтому я повторял и повторяю: "шестерня посажена внатяг и, для страховки, прихвачена сваркой к вершинам зубьев задней".
Теперь к шлицевой посадке. Почему я не делаю шлицевую посадку? Потому что мастерам насрать на результат. А за "не насрать" плати ка ты сильно больше.
Для СООСНОЙ посадки шестерни на вал нужно, что бы:
1. Шлицы на валу были соосны оси вращения.
2. Шлицы в шестерне были соосны венцу (делительному диаметру).
Посадка на шлицах может быть с натягом по внешнему диаметру (это не желательно) и по боковинам шлица (так правильнее). Ибо если посадка идет по диаметру, то, рано или поздно, шестерня начнет на шлицах люфтить, выть и тд.
Вал:
На заводе вал делается по следущим этапам: токарка, зуборезка, термообработка, шлифовка. Шлифуются посадки и зуб. Таким образом, получаются соосные посадкам подшипников венцы шестерен 1, 2 и задней передачи вала. Ибо вал в печках ведет и сильно. КМЗшные валы шлифованы без фанатизма, только боковина зуба, впадины между зубьев имеют следы фрезы. И уж, тем более, никто никогда не шлифовал обниженный зуб на краю вала, куда и сажается шестерня пятой. То есть, эти "шлицы" по определению не соосны посадкам подшипника, я говорю сейчас об боковинах "шлица". Да, боковинам можно сделать шлифовку, выставившись, предварительно, от посадки подшипника, но, во-первых, это дополнительный процесс, во-вторых, для того, что бы мастер гарантированно выставил вал с минимальными биениями, мастеру надо смотреть на руки. И пройти все шлицы по несколько раз, ибо камень сыпется.
Шестерня:
Надолбить 9 пазов в отверстии шестеренки не проблема. Вообще не проблема. Проблема в их форме и ширине.
Ширина. Какая? Все валы немного разные. Если делать посадку по боковинам шлица, то допуски очень небольшие, на долбежном станке сделать такие шлицы точно можно, но времени у мастера уйдет втрое больше. Если делать посадку по диаметру - то да, можно делать зазор с запасом, но посадка по диаметру - это не желательно. А еще - все шлицы всех шестерен долны быть "аки близнецы", иначе они будут садиться на оправку у зуборезчика как попало и соосность венца шестерни и шлица внутри будет плавать от детали к детали. Электроэрозионка? Да, конечно. Но, ценник на нее ни разу не гуманен.
Вот и результат.
Если сделать натяг по боковинам шлица (вершины зубьев шлицевой с шестерней не контактируют), то, во-первых, поймать соосность будет существенно труднее, а переделать, после контроля, уже не выйдет, а, во-вторых, ценник будет "ой".
Если делать посадку по внешнему диаметру (боковины шлицов вала с шестерней не контактируют), то дать гарантию на то, что посадка надолго останется с натягом я не могу.
Да, я неоднократно держал в руках разные валы для пятиступки с посадкой пятой на шлицах. Посадка везде была дай Босх сотку. Почти от руки. Видели, что происходит с ведущим валом под шестерней 4 передачи, если посадка прослаблена? Да, выбивает яму под ней с одной стороны от шпонки. Ровно то же самое произойдет и со шлицами. Меня не устраивает вариант, что через 10к пробега шестерня начнет люфтить на шлицах. Не устраивает. Точка. И не ссылайтесь на то, что шестерня задней ведомого вала на шлицах. У нее наработка за годы эксплуатации считанные минуты, а на пятой и за день можно часов десять наехать.
Вот и получается, что шестерня на цилиндрической посадке с прихватками сваркой просто надежнее, повторюсь, ни единого отказа. И дешевле.
Ну и ответ на вопрос "а что делать, когда шестерня пятой изностится, как я ее поменяю, если она не съемная?". А никак. Даже если она и съемная. Вы все равно не сможете нигде купить эту шестерню, а, значит, обратитесь ко мне. А я вам просто пришлю вал в сборе с шестерней пятой.
Я смогу купить шестеренку 5-передачи вместе с валом. Новодельным валом. По адекватной цене. А не к примеру по той, что заломили(50.000 руб.) мне ребята с завода поршень за 2 шестеренки 21/25 зубьев на дерпрокпп. И шестерня будет на шлицах. И биение будет в пределах допусков. Но оно мне не нужно, 5-передачу на трехколесном. Меня вполне устраивают и четыре передачи + задняя.
А насчет че-там-как - можно спросить и у Владимира Тураева https://vk.com/turvlvich
"Че там как" я и сам знаю. Самая разумная посадка - цилиндрическая с натягом, как вариант, со шпонкой. Реализовать посадку шестерни пятой на месте задней не возможно.
Да и не спрашивал я "как". Я говорю о том, что шлицевая прсадка дороже и менее надежная, хотя выглядит "правильнее". Но, меня больше волнует не вид деталей, а ресурс узла в целом и снижение обращений по гарантии.
Я делал шпонку в самопальных валах 2,3 1,7 1,3 1,0 для 1й передачи, прессовая посадка соток 5, шпонка делается так- в шестерне ножовочным полотном, она сырая внутри, в валу сточенным диском от болгарки, шпонка сегментная само собой выпиливается, если работать аккуратно, соединение можно сделать с приемлемыми зазорами
Тонкое там все... Вал то полый. Думал я про шпонку, но не стал так делать.
Кстати на эскортных мотоциклах была КПП с 5 передачами вперед и задней и все это помещалось в стандартном картере кпп МТ-804. Только вот чтобы все шестерни поместились - они должны быть узкие. Подозреваю что для сохранения ресурса КПП - шестерни из другой какой-то стали или изготавливались с другой термообработкой, отпуском, упрочнением. Но нужны другие первичный и вторичный, другая кулиса(сектор) и еще кой-чего. Если бы надыбать чертежи, это был бы уже прорыв.
Жаль Днепромото пал и не воскрес.
Там картер был не совсем 804-й. та КПП была нехило длиннее обычной. Спроси у Драгстера, у него была похожая коробка.
Та фото, что выложил ниже, это в стандартных габаритах днепрокпп. 5 передач плюс задняя.
Нет, они не узкие, там шестерня совмещена с подвижной муфтой (как в кпп ижей, к примеру) и за счет этого умещено 6 передач. Но сделать два таких вала - это тысяч двести, если с гарантией и все по науке. Плюс, механизм переключения, вилки, доработка корпуса. Ценник кпп будет под триста.
На самом деле, вся эта страсть к пятиступкам это от дохлого и не моментного мотора.
Кава вулкан 88, он же VN1500 прекрасно обходится четырёх ступкой))
Вот бы спереть такую коробку где... Нередко хочется и З/Х попользоваться, а нет его(
Че то не понял я, где там сварка, хоть бы картинку вложил, что-ли...
Хотя видно так себе. Других фото нет.
Наверное это выставочный образец, что-то всё очень аккуратное.
Шланс, это точно твои сектор и вилки?
Единственное, что уцелело после аварии в Крыму на моем Урале, Это КПП и Редуктор. На выходных КПП буду разбирать для деффиктовки(заменю сальники и подшипники). Пробег на прошлую осень на этой КПП был 63400. Скину с разрешения автора фотки сюда. Замечаний за этот пробег ни к сцеплению ни к КПП не было.
С уважением, Махонин Алексей
А что собственно плохого в сварке? Она отвалилась или биения? нет?
На авто кардан на сварке, а там нагрузка поболе будет. Если кого то терзают сомнения относительно самодельных карданов (те что переварили) так я делал самопальные. На мотоцикл Урал нижнеклапанник (срезало шлицевую, от перегруза, я вёз несколько рельс в сопку) сварил, ходило долго, не отвалилось. Делал на легковые авто, м/а таунайсо-литайсы, на Камаз сваривал. Всё ездило.
:)))
Давай варить всё подряд: "палки приводов", рулевые валы, колёсные оси))
Гараж54(клоуны с ютуба) коленвал сварили, а уж какие-то оси, швстерни, точно тыщу лет проходят.
это сваривал тоже ;) и всё работает по сей день. Одну палку привода правда в этом году на токарном центровали, а то я её на коленке варил и получилось косо :))), колёсная ось там же сварена из двух коротких, всё это на 2вд урале. Пока ходит.
Рулевой вал сваривал на эль 200, там люфт был, хозяин попросил "капнуть", ну я капнул...
:)))
Рулевой вал сварной у меня на транзите сломался, хорошо в городе и на никакой скорости.
возможно сварной накосячил, возможно вал такой что не поддаётся рукоприкладству :)
Самодельщики уже много лет и на поток укорачивают ВАЗовские классические мосты (минитрактора делают), полуоси именно варят. Конечно эти мосты в целом слабоваты и мосты у них периодически рвёт, но не всегда по сварке (или рядом с ней). Схема работает, хоть мне совершенно не нравится