Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 12.1. 1996 год
1996 год.
Главе госадминистрации г.Киева Л.Г.Косакивскому
Открытое письмо
Уважаемый Леонид Григорьевич!
Написать открытое письмо «вдохновил» ответ (точнее отписка) заместителя Министра Минмашпрома г.Лящева на обращение от имени трудового коллектива Киевского мотоциклетного завода относительно назначения его директора. Цитирую дословно:
«Председателю профкома Киевского мотоциклетного завода
Оноприенко А.И.
Министерство рассмотрело Ваше письмо относительно назначения директора Киевского мотоциклетного завода и сообщает. Минмашпром предоставил свои предложения для рассмотрения в Киевскую городскую госадминистрацию и Фонд государственного имущества Украины, который согласно действующего законодательства назначает руководителя на эту должность с заключением договора».
Таким образом Вы, Леонид Григорьевич, теперь также являетесь прямо ответственным за события и последствия, которые происходят на мотозаводе. И, в первую очередь, за судьбу трех с половиной тысяч работников предприятия, которые фактически остаются безработными. В прошлом ведущее мотостроительное предприятие страны, на котором работало шесть тысяч человек, 40 лет производило мотоциклы с прицепом с годовым объемом производства 90-110 тыс. штук. Из-за нашего бездорожья киевские мотоциклы всегда пользовались высоким спросом потребителей, особенно сельских тружеников и не только Украины. 35 лет наш завод был единственным из мотозаводов СССР поставщиком «двора его величества», - он разрабатывал и производил мотоциклы для эскорта партии и правительства Кремля. А спортсмены мотоклуба с гордостью представляли завод и Украину в Союзе и за границей, на заводе воспитаны десятки мастеров спорта и даже мастеров спорта международного класса. Дом культуры Киевского мотозавода создал два самодеятельных коллектива: фольклорный ансамбль Украинской народной песни «Чарівниця» и хор народной песни, получившие высокое звание «Народных». У нас была нормальная жизнь! И это предприятие всего за 4 года преступной деятельностью руководства, направленной на разрушение производства, бездействием и беспринципностью профкома доведено до состояния кризиса: производство практически остановлено, 3000 работников покинули завод (думаю Вы знаете, что первыми это делают высококвалифицированные специалисты), с 1994 г. не заключались коллективные «договоры». Администрация и профком избегали нормальной приватизации (аренда, аренда с выкупом), зато им удалось более 8 месяцев скрывать от сотрудников введение предприятия в этап корпоратизации. Трудовой коллектив переведен на трехдневную рабочую неделю даже без материальной помощи работникам за дни простоя по вине администрации (которая, кстати ходит на работу все дни). Закрыв фирменные магазины на территории Украины и отдав рынки сбыта коммерческим структурам (поляки торгуют нашими мотоциклами в Германии) возвели реализацию продукции практически к нулю, породив вынужденную безработицу, низкую заработную плату, неуверенность в завтрашнем дне. 26.10.95 года работники завода, возмущенные очередной остановкой производства, пригласили администрацию на собрание представителей трудового коллектива, и, не получив конкретного ответа касательно мероприятий стабилизации работы и выхода завода из кризиса, выразили недоверие директору г.Подшивалову. Оргкомитет по проведению общего собрания трудового коллектива, выбраный на этом собрании, - обратился к Минмашпрому, районной и городской госадминистраций, Фонду госимущества Украины, ЦС профсоюзов АСМУ, доведя до них ситуацию, что сложилась на мотозаводе, просил содействия выхода КМЗ из кризиса и пригласил представителей этих организаций на общее собрание трудового коллектива предприятия. 28.11.95 г. состоялось общее собрание трудового коллектива КМЗ. Собрались около двух тысяч работников завода… Администрация (от директора до начальников цехов) вместе с председателем профкома г.Тараненко открестилась от трудового коллектива нарядами милиции и не пришли на собрание. Как ни прискорбно, но и от городской Госадминистрации, уважаемый Леонид Григорьевич, представителя не было. Искренне приветствовали участники собрания присутствие заместителя председателя районной Госадминистрации г. Колганина. И, наконец, делегацией удалось пригласить на вечернее заседание начальника управления 4/1 Минмашпрома г. Ничая. С восьми часов утра до шести часов вечера ожидали «визита» директора, главного инженера и председателя профкома две тысячи человек и не дождались. Не дождались они ответов на поставленные вопросы по выходу завода из кризиса и стабилизации его работы. Фактически указанные властные структуры проигнорировали право людей на труд и защиту своих социальных интересов, как граждан правового государства. Поэтому собрание единогласно:
- еще раз подтвердило недоверие директору с требованием его увольнения;
- выразило недоверие главному инженеру г.Мазуренко;
- оказало недоверие профкому во главе с председателем г.Тараненко;
- избрало г.Оноприенко председателем профкома, а оргкомитет (5 человек) – членами профкома;
- предложило к рассмотрению Минмашпромом 3 кандидатуры на должность директора КМЗ и настаивало на назначении директора до 31.12.95 года.
04.12.95 г. ЦС профсоюзов АСМУ подтвердил решение собрания о выборах председателя и новых членов профкома. 05.12.95г. мы письменно проинформировали Министра Минмашпрма г. Малева, Вас, Леонид Григорьевич, об этом решении последнего собрания, попросили назначение директора КМЗ провести в срок до 31.12.95 г. и способствовать участию трудового коллектива в приватизации предприятия. Дальше пошли, на мой взгляд, аппаратные игры команд Минмашпрома, Киевской городской госадминистрации и ЦС профоюзов АСМУ совместно с администрацией Киевского мотозавода:
- удовлетворено заявление на увольнение г.Подшивалова по собственному желанию с почетной грамотой и премией от Минмашпрома;
- профком, которому оказано недоверие, принял отставку г.Тараненко с должности председателя и вместе с администрацией завода и ЦС профсоюзов АСМУ затягивает с проведением профсоюзной конференции, на которой предусмотрено доизбрание нового профкома;
- г. Мазуренко, личность, которой оказано недоверие трудового коллектива, исполняет обязанности директора;
- г. Лящев, зам. Министра, игнорируя мнение трудового коллектива, протягивает г.Мазуренко , как единственного кандидата, на должность директора КМЗ;
- попытки обратить внимание вице-премьера и главы администрации президента Украины на наши проблемы не удались – наши письма переадресованы «родному» Минмашпрому и ответ на них Вы прочитали в начале этого письма. Круг замкнул г. Лящев. Это свидетельствует о том, что и Вы, Леонид Григорьевич, также проигнорировали мнение трудового коллектива и вопреки его воле, согласились на назначение директором завода г. Мазуренко. В чем заключается логика и законность Ваших деяний? Где работникам искать социальной и правовой защиты? Наконец, каким образом защитить человеческое достоинство? Забастовками, манифестациями, митингами?.. Разве законно то, что игры аппаратные компенсируют отсутствие мероприятий по выводу предприятия из кризиса и будут продолжаться до того времени, пока номенклатурный айсберг не «прихватит» КМЗ. Нам говорят, что стоимость нашего завода 116 млрд. крб – это, по сути, стоимость аж 300 мотоциклов. Обращаю Ваше внимание, что таким образом полностью дискредитируется эффективность рыночных реформ и практическая реализация идеи независимости Украины.
С уважением Председатель профкома Киевского мотоциклетного завода,
избранный 28.11.95 г. А.И.Оноприенко»
[газета «Хрещатик». 25 січня (рос. января) 1996 года].
Полагаю, исчерпывающе, существенных замечаний у меня нет.
А в этот же день 25 января Министр Минмашпрома В.Малев подписывает ДОГОВОР №4702/07-10-96 с председателем правления ОАО (открытого акционерного общества) «Киевский мотоциклетный завод» А.Мазуренко (?, акций никто не видел, выборов не было. С.А.) на «Разработку КД, ТД, внедрение в производство двигателя внутреннего сгорания мотоцикла серии «Дніпро» с новой системой очистки масла и измененной конструкцией коленчатого вала». Использование этой НТП (научно-технической продукции) осуществляется на ОАО «КМЗ» путем серийного ее производства. Цена вопроса 30 млрд. крб., оплата поэтапная, аванс 25% суммы договора, источник финансирования – Госбюджет Украины. Сдача работ по договору ІІІ квартал: 3.Этап. Передача КД, ТД в серийное производство – сентябрь 1996 г.
Жесткие условия сотрудничества с МВФ, Мировым банком и ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) привели к тому, что правительство Украины научилось реально оценивать макроэкономические показатели: прогноза ВВП (валового внутреннего продукта), инфляции, дефицита бюджета и др.,- и уже в 1996 году удалось обуздать гиперинфляцию и остановить стремительную девальвацию купоно-карбованцев. 2 сентября обесцененные купоны заменила гривня - новая национальная валюта Украины. Первую партию банкнот отпечатали в Канаде еще в 1992 году. Обменный курс определили просто: провели деноминацию в соотношении 100000:1. За $ 1 давали 1,76 гривны. Итого: со 2 сентября по этому договору из госбюджета ОАО («открытому акционерному обществу») «КМЗ» «положено» 300 тысяч грн или $ 170454,54. А что такое коррупция?
«Выполнение» договора стремительное: уже 12 апреля (через 2,5 месяцев) имели аннотационный отчет председателя правления ОАО «КМЗ» А.Мазуренко о готовности 8 из 10 разделов обоих этапов выполнения всей работы. Оказалось, (основной «разработчик» Ф.Шипота, участники В.Радулевич, Н.Овчаренко, А.Рудницкий, М.Оноколь. Таки да: Шипота и Оноколь из КБ серии выпускали извещения, новый главный конструктор Радулевич до этого назначения работал в ЗАО «АТЭК». С.А.):
«1.По этапу 1:
1.1. Разработана КД «по системе тонкой очистки масла двигателя внутреннего сгорания объемом 649 куб.см… ОГК 14 февраля выпустил извещение № 6920 ДП на эту «новую» конструкцию...
1.2. «Силами экспериментального участка 39 изготовлен 1 опытный образец двигателя, проведены стендовые испытания на протяжении 10 часов, также дорожные испытания на 10000 километров… Протокол испытаний прилагается. Также цехом силовых агрегатов №2 изготовлено 4 образца для проведения стендовых испытаний на протяжении 250 часов и ходовых испытаний (Таки да, моторный цех 2 изготовил несколько таких моторов, но это было год назад и один из этих моторов мы установили на мотоцикл «Днепр-16» для редакционных испытания журналом МОТО, Москва. А извещение 6868 на подготовку производства этого мотора ОГК выпустил 27.06.1994 года. С.А)
1.3. Техническим отделом разработано 25 новых технологических процессов на изготовление новых деталей и сборки самого двигателя. Для изготовления новых деталей в цеху силовых агрегатов №2 организован участок… Изготовление части деталей типа втулка, вал размещено в автоматном цеху №1. Согласно технологических процессов конструкторскими бюро технического отдела спроектировано новых:
- приспособлений разных – 41 единица,
- литьевых форм – 3 ед.,
- штампов – 3 ед.,
- режущего инструмента – 72 ед.,
- вспомогательного инструмента – 76 ед.,
- мерительного инструмента – 8 единиц…
Всего заказано и изготовлено инструментальным цехом №15 427 наименований разной технологической оснастки для изготовления двигателя.
1.4. На технологическом оборудовании и на технологической оснастке отработаны технологические процессы изготовления деталей и сборки двигателя. К 1 марта 1996 года изготовлено 52 двигателя с новой системой очистки масла с использованием бумажного фильтра тонкой очистки. По результатам изготовления опытно-промышленной партии двигателей техническим отделом и отделом главного конструктора 04.04.1996 года закрыты извещения № 6920 и № 6920 для внедрения в серийное производство. Конструкторская и технологическая документация сдана в архивы отдела главного конструктора, технического отдела и зарегистрирована в журнале учета, а также выдана в подразделения, занимающиеся организацией, изготовлением, контролем, приемкой, реализацией и учетом изготовленной продукции (ПДВ, ОАСУП, ОТИЗ, ОМТС, ОТК и др.).
По этапу 2:
2.1. Разработана КД двигателя внутреннего сгорания с новой конструкцией коленчатого вала… На технологическую проработку и подготовку производства в технический отдел выдано извещение 6618 15.09.1992 года. С.А).
2.2. «Силами экспериментального участка 39 изготовлен опытный образец двигателя со сборным стальным коленчатым валом. Проведены стендовые и дорожные испытания. Протокол испытания прилагается».
(На самом деле выполнено в 1992 году, а серийный моторный цех 2 не изготовил ни одного вала и мотора. С.А.)
Итог: оплата была, серийного производства нет.
«Учреждение сильно занизило свои возможности. Хотят тут мало, а делают еще меньше. Директивы второсортного начальника третьесортным подчиненным свидетельствуют о мизерных целях и негодных средствах. Никто не хочет работать лучше, так как начальник не смог бы управлять учреждением, работающим с полной отдачей. Третьесортность стала принципом. "Даешь третий сорт!" - начертано золотыми буквами над главным входом. Однако можно заметить, что сотрудники еще не забыли о хорошей работе. На этой стадии им не по себе, им как бы стыдно, когда упоминают о передовиках. Но стыд этот недолговечен. Вторая стадия наступает быстро. Ее мы… и опишем» [http://lib.ru/DPEOPLE/PARKINSON/parklaws.txt].
14 июня вышла новая/старая многотиражка «Трибуна мотозаводця» (рос. «Трыбуна мотозаводця») №1(1860), газета уже трудового коллектива и администрации Киевского мотоциклетного завода, а не орган его парткома, завкома, комитета комсомола и дирекции, основанный в сентябре 1956 года под названием «Трибуна передовика». И сразу же под новым названием в траурной (? С.А.) рамке этой газеты статья «ПЕРСПЕКТИВИ Є» М.Притулы, главного инженера правления. Он ведает:
«Тяжелое экономическое положение в стране не обошло стороной и наш завод… Для выхода из кризисного состояния руководством завода разработан бизнес-план на 1996-2000 года. Согласно этого плана выполнена реорганизация структуры сбыта продукции. Выполненный анализ мирового рынка мототехники указывает, что значительные резервы реализации наших мотоциклов находятся в регионах Латинской и Южной Америки, Африке, Австралии, Новой Зеландии. Теперь основной поиск партнеров будет осуществляться именно в этих регионах;…Важным условием реализации продукции является ее конкурентоспособность. Поэтому в последнее время на заводе появились новые разработки молодежных мотоциклов, выполненные ОГК и цехом №39. Речь идет о мотоциклах одиночках «Чоппер» и «Эндуро», дизайн которых соответствует современным требованиям (бляга Притулы (Лернера), см.
[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D1%80_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB, С.А.)]; Сейчас отделу главного конструктора нужно быстрее закончить конструкторские разработки дискового тормоза и электрозапуска. Ведь их уже давно ожидает конструирование нового, более мощного двигателя; Инженерным службам быстрее закончить модернизацию существующего двигателя (системы тонкой очистки масла, стальной сборный вал); Настоящее требует расширения номенклатуры параллельного производства. Сейчас его объем в общем уже составляет 12%. Внедренные в производство отопительные батареи – конвекторы для строительных организаций…. Но это, понятно не предел. Отделом главного конструктора разработан и работниками цеха №39 изготовлен экспериментальный конный воз «фермер-1» с современным дизайном; Все инженерные службы должны приложить максимум усилий для расширения параллельного производства (в частности запасных частей к автомобилям, гаражного оборудования, рациональному использованию площади участка №43); Остановлюсь еще на одном едва ли не самих главных вопросов: реализации любого вида нашей продукции. Кстати, для улучшения сбыта открываются фирменные магазины в Старобэльску и Хмильныку; Реализация и качество нерозрывные... Качество еще не стало у нас на заводе неоспоримым делом каждого, имеет место случаи, когда продукция изготавливается «лишь бы с рук». Стыдно даже подходить к так называемым «американским» мотоциклам-одиночкам: электрооборудование не работает, масло течет, не отрегулирован двигатель, рама перекошена... Заботимся, чтобы не исчезали заводские традиции и достижения мотозаводцев, в частности спортивные. Восстановить заводской спортивный клуб нужно; И еще хочу отметить, что музейная коллекция не исчезла, все экспонаты целы, правда, их состояние оставляет желать лучшего. Сейчас для музея оборудуется новое помещение и, надеюсь, вскоре музей откроет свои двери перед заводчанами. Следовательно, как видите проблем достаточно и внешних и внутренних. Скорейшее решение их позволит стабилизировать работу, сохранить предприятие, единственный в Украине мотоциклетный завод и его коллектив». Слова, слова, ни до конца года, ни вообще никогда ничего из этих призывов-задач не было выполнено.
(продолжение следует)