Мотоцикл или трактор? | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Мотоцикл или трактор?

1991 год город Ирбит.
У меня собственное конструкторское бюро, КБМТС.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Закончив, немыслимые чуть ранее, войны с администрацией мотозавода, у меня наступил период благостного ожидания новой творческой жизни. Перестало побаливать сердечко. Я даже приступил к утренним пробежкам, а на воскресенье планировал рыбалку с отцом, или выезд за грибами. Выезжал и раньше, но для успокоения и релаксации, а сейчас для радости жизни.
В ожидании творческих заказов, я рассылал письма (интернета тогда не было в помине), встречался с влиятельными людьми. Рассказывал всем о своих возможностях и намерениях, но каких-то подвижек не происходило. Более того, я был несколько удручен некомпетентностью многих должностных лиц, известных авторитетов в области мотоспорта, других местных представителей технического развития.

А между тем не только у меня был слом жизни. Очень многие энергичные люди как-то стали себя переориентировать. Много кто начинал свое дело, много кто менял политические взгляды, много кто стал планировать уехать из этой страны ( у нас в Ирбите было много специалистов с немецкими и еврейскими фамилиями.). Менялась страна, менялись устои и понятия. Больше всего меня удивляли активисты комсомола и партии (КПСС), мгновенно становясь бизнесменами и членами других партий.
Для меня слом был только юридически оформлен в 1991 году, а прошел несколько ранее. Практически не так много менялось, и виной этому двигатель с жидкостным охлаждением, который мы делали мелкими партиями. Делали для спорта через систему ДОСААФ, делали самодельщикам на вездеходы и еще куда-то. Были заказы, был доход, был коллектив, были конструкторские планы, а вот заказов на что-то новое не было.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Вдруг Анатолий Ваганов (переводчик с мотозавода) знакомит меня с региональным руководителем страховой компании «АСКО», который предлагает сделать проект минитрактора для коммунального хозяйства. Представительство компании находилось в соседнем городке Реж, откуда и ее руководитель, а встретились мы в Ирбите в гостинице Ница.
Номерок страшненький, свет приглушенный, кресло продавленное, и голос предполагаемого партнера вкрадчивый, осторожный.
— Предполагается трактор, который нужен для транспортировки грузов, включая и длинномерные; для перевозки трех – пяти рабочих с комплексом инструментов. Летом нужно поливать, зимой снег вывозить. ….
— Мотозавод собирается делать трицикл «Богатырь», он вроде подходит. – но Страховщик прервал меня:
— Такие трициклы в Европе делали после войны, от бедности. Потом они стали делать модульные системы из тягача и комплекса функциональных приспособлений, для того, чтобы покупатель сам комплектовал свою систему. И потом, зачем нам скорость 100 км в час? Ваш главный инженер скоростью хвастается, а в рамках двора или парка такой не нужен.
— Главный уже не мой, но я понял, что вы имеете в виду. Мне ориентироваться на уже существующие системы для мотоплугов, мотособак и т.д.?
— Не, не. Ты говоришь о любительском инвентаре, хозяйстве, я предлагаю создать минитрактор, как тягач, как модуль, а далее систему приспособлений для вида работ. У тебя есть водяной двигатель, он надежный и простой, вот от него и надо плясать…… А главное, он должен быть простым и большая часть деталей и узлов унифицирована, например, с мотоциклом Урал.
Мы проговорили часа три-четыре. Покидал я номер гостиницы с двояким чувством. С одной стороны я не хотел делать какой-то трактор, а с другой, это первый заказ, конструкторский заказ.
Через пару недель тот же пахнущий старьем номер в гостинице, продавленное кресло, и внимательный партнер:
— Мы покупаем завод в Реже у военных, они там гильзы для артиллеристов делали. Специальное оборудование они увозят, а универсальное нам оставляют. Наша компания каких-то работников готова оставить на заводе, но проект минитрактора нужен. Как вы, Виктор Николаевич, готовы работать? Вы подготовили Техническое предложение?
Я несколько оторопел, не предполагая такой динамики. Я начал рассказывать, что все начинается с Технического задания, которому предшествует эскизное проектирование, технико-экономическое обоснование, анализ аналогов и аналоговых решений. Я энергично просвещал собеседника, но был скоро прерван:
— У нас есть деньги, у нас простаивает завод, у нас проекта нет.
Страховщик протянул мне проект договора, который видимо, намеревался сейчас подписать, а я в него уставился, не понимая многих разделов. Мы оговорили мои эскизы и предложения по комплектации и унификации с мотоциклом, а далее я просто упрашивал недельку отсрочки.
Делали образец и делали документацию одновременно. Ко мне перебрался еще один конструктор с мотозавода, еще один слесарь. Работали на территории Клуба технического творчества, на территории мотозавода легально и нелегально.
Через неделю я представил три эскизных проекта: четырехколесного транспорта, трехколесного с двумя задними ведущими; трехколесными с одним задним ведущим. К проектам прилагались ведомости унификации к серийно выпускаемому ИМЗ 8-103 и сметы соответственно затрат. Естественно последние, больше всего интересовала Страховщика. Минут пятнадцать диалога и договор подписан и руки пожаты.
За неделю я объехал всех самодельщиков города, кто «лепил» себе трактор из Урала. Ничего особенного я не узрел, кроме как необходимости блокировки дифференциала. Поэтому я решил вообще не делать его, а главный момент привести жестко на два мотоциклетных колеса. Пятно контакта мотоциклетного колеса меньше автомобильного, поэтому в угоду экономии дорогой дифференциал отменяем и обходимся простым, но очень нагруженным редуктором задней оси.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Через месяц был в целом готов технический проект, рама и двигатель. Еще через неделю мы поехали, а еще через неделю я пригласил Страховщика на показательные испытания.
Проект был принят, оплачен, и заключен новый на систему приспособлений, где первым этапом являлась разработка унифицированного прицепа.
Но показывать прицеп оказалось некому. Страховщик вдруг слег в больницу со страшной болезнью, а вновь назначенный, вернее это была дама, смотрел на меня с нескрываемым подозрением. От меня потребовали вернуть мини трактор на территорию АСКО, а далее избегали любого общения.
А маховик производства был нами запущен: изготовили более 10 редукторов с задними осями, сколько-то рам с навеской и облицовкой. Через месяц собирается второй экземпляр без центральной облицовки. И что далее?
Продолжая домогаться до компании АСКО, я попытался заинтересовать мэра Ирбита г-на Анисимова. Мэр назначил нам смотрины во дворе администрации города, пригласив ряд чиновников.
За час мы приготовили для демонстрации минитрактор с прицепом, готовность утащить Волгу на тросе и что-то еще. Я доклад с картинками приготовил.
Выходит мэр, здоровается с каждым, что-то рассказывает всем, а потом спрашивает:
— Трактор когда привезете?
— Да, мы его, да, да вот же он!
Мэр уставился на наше изделие и уже с возмущением на меня.
— Это мотоцикл. Вы же мне говорили про трактор для городского коммунального хозяйства, он где?
Пауза. Потом я начал объяснять, что такое трактор, что это тягач, что тяга создается …… А он:
— Трактор, это когда сзади два колеса больших, а спереди два маленьких. Вы мне пытаетесь голову заморочить. Виктор, я на мотозаводе тоже работал, поэтому могу отличить мотоцикл от трактора. А бочка зачем?
— Для воды, строителям, для полива ….
— Я думал, вы меня выручите, а вы с бюджета денег увести хотите.
Мэр минут пять углублял нас в проблемы ремонта дорог и дворов, в отсутствие техники и работников. Протянул руку в сторону нашего объекта, потом махнул и побрел к дверям, унылый и обиженный. А я был ошеломлен его логикой и эпатажем. Потом кто-то из моих парней начал смеяться и передергивать фразы Анисимова. Задержавшийся начальник отдела городского хозяйства стал оправдывать поведение мэра, отмечая его большой жизненный опыт, да и свой тоже.
А мне поплохело. Плохо, что не договорились, но гораздо хуже, что я увидел твердолобость и тупиковость городского начальства. А я голосовал за него.
Это было первое разочарование в начальстве, избранным мной и народом. Потом будут и более тяжелые разочарования в нашем выбранном начальстве.
Проект завис.
Провели испытания на приличные нагрузки, поснимали на натуре и отдали заказчику. Все.
А нет. Еще была попытка поиска другого заказчика, в том числе и через печать.
Видимо еще по инерции продолжал выходить советский журнал «Автомобильная промышленность». До демократизации, это был очень серьезный журнал, да и писать раньше было о чем. Вот я и опубликовал в нем статью о нашем мини-тракторе.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Статья вышла только через год, когда я уже увлекся другим проектом. Ни журнала, ни статьи повидать не удалось.
Лет через 8-9 я был в одном из НИИ Екатеринбурга по вопросам сертификации. Образовалась вынужденная пауза ожидания. Коридорное времяпровождение мне предложили посещением распродажи. Продавалось содержимое технической библиотеки какого-то НИИ, вроде даже «номерного». Я зашел и начал бродить среди пачек книг, альбомов, журналов. Вдруг прямо передо мной вижу зеленую обложку «Автомобильной промышленности» с моим мини-трактором.
фотка для oppozit.ru
— Сколько стоит журнал? А еще есть? …… Тогда дайте только этот.
Так, через много лет, все- же я увидел свою статью, да еще с фото на обложке.

umelec1
Тракторист's picture

ВОМ, пониженый ряд были? За счёт чего обеспечивалась тяга для 1,5т. прицепа? Как осуществлялось торможение 1,5т. прицепа?

antoserd's picture

Вопросы в глаз.

Olega's picture

Не скучное время у вас было.

antoserd's picture

Вопросы ТРАКТОРИСТа риторические и не в бровь, а в глаз "ученым" из "Автомобильной промышленности".

Syava's picture

Мой трёхколёсник, по прямой уверенно тянет армейский прицеп от газ 69, гружённый грунтом (с горочкой). А вот в гору, движка это дело не вывозит. На 2х первых передачах вытягивает снаряжённую лодку прогресс 4. Но это его предел.
По поводу редуктора заднего моста. Для бездорожья туда необходим блокируемый диференциал. ЛСДшник это как минимум. Хоть у трёхточечника и нет диагонального вывешивания, но без блокировок ему бывает очень туго. Колеи то у него не 2, а 3.

СегрейВояж's picture

Трактор это когда есть раздатка для различных подключаемых приводов и тяга мотора, чтоб обеспечивать эти различные мезанизмы.
Раздатка была????

СегрейВояж's picture

А большие колёса сзади просто создают большой крутящий момент. Что для трактора совсем не лишнее

Syava's picture

на колёсах большого диаметра, заметно ощущается потеря мощности, но есть выигрышь по скорости (она выше). Так что тут надо искать "выгодный" вариант.

СегрейВояж's picture

Думаю, что поддержи Вас тогда, то трактор бы получился.
Не сразу идеальный, но Вы бы довели бы его до ума.
Издержки системы.Не дали денег....
А сейчас нельзя найти капиталиста и предложить ему подобное ??????? Или сейчас это мёртвый проект ??????

Troll's picture

Сейчас? Трактор? На уралоагрегатах?
Самому не смешно?

Gipsy's picture

это и тогда был "мертвый" проект, мэр собственно на это и указал, ибо был в теме

Syava's picture

По поводу колёс. На моём стоят 275х70х16 (с сафарика) резина, диски от нивы. Тяжеловасто по моим ощущениям, думаю перейти на 15 или 14 диски (желательно алюминь), при той же ширине и высоте резины. Вообщем надо поэкскрементировать :)))... Гружёный (но без прицепа) в грязи на 2х первых передачах, не напрягается. А вот в небольшой подъёмчик, на 2х четвёртых обороты теряет.

antoserd's picture

Посмотрите: https://www.youtube.com/watch?v=mKwxvG7aU1Q. Этот УМЕЛЕЦ еще круче!

алексеич's picture

Странно, примерно в то время или еще несколько раньше, выпускался полутрактор, полуквадроцикл ЗИМ-350, который уже был снабжен гидравликой, раздаткой, блокировками и имел очень не плохие характеристики, единственный его минус, ну я так считаю, это двигатель от Юпитера, хоть и снабженный принудительным охлаждением. Люди до сих пор на них пашут. А здесь, ну действительно, трехколесный мотоцикл. Инерция мышления, что у руководства, что у исполнителей, что ни начнут собирать, а получается урал :-)

Dragster's picture

Мне больше доставляет стеб ГК КМЗ над коллегой с ИМЗ).

Dnepr_1186's picture

И главное такой тонкий, культурный стеб))

Schwarcwald's picture

Все равно- по сранению с Цундапп 750 все не то- там и мост размером с москвичевский, и полноценный задний ход без паразитки, и пониженная, колеса 4.5х16, блокировка дифф-а и гидравлические тормоза.

User login