Из одной эпохи
Давненько возникло желание возродить свою старую фотолабораторию. Самую настоящую- с фотоувеличителем, реактивами, плёнками, фотобачком, ванночками, глянцевателем и красным фонарём. Но какое-то время одного желания оказывалось недостаточно и вот, в очередной раз на глаза мне попалась коробочка со старинными запасами черно-белой фотоплёнки. При уборке в шкафу в руки попал фотобачёк, затем фотоаппарат и т.д. да ещё на улице установилась плюсовая солнечная погода. "Эх! Хватит откладывать!Пора устроить фотосессию Уралу"- сказал я себе и пошел заряжать плёнку в кассету. Лет 20 я этим не занимался, но руки-то помнят! Плёнка тоже из той же эпохи, что и мотоцикл. За одно проверим её работоспособность. Для съёмки выбрал подходящий по стилю и времени фотоаппарат "Смена 8М" (пожалуй, одна из самых творческих камер), фотодальномер "Блик", фотовспышка "Чайка" и фотоэкспонометр "Ленинград 8". Для страховки захватил с собой цифровик. Хотя, фотоэкспонометр скорее для антуражу, чем для дела. Довольно сложно с его помощью определить точную экспозицию для просроченной на 20 лет плёнки. Так я думал собираясь в дорогу.
Вся эта техника мне дарилась и покупалась когда я учился ещё в средних классах. Я всегда бережно и с уважением относился к ней и поэтому всё сохранилось в идеальном состоянии. Сохранились даже коробочки. На неё было много отснято разных событий. Всё начиналось со школьного фотокружка. Потом преподаватель уехал и школьная фотолаборатория сгинула. Когда я учился в старших классах появилась идея самому вести фотокружок в школе. Администрация пошла навстречу моим начинаниям и под фотокружок выделили отдельное помещение. Это был заброшенный школьный туалет на втором этаже за стенкой у кабинета завуча, так что не забалуешь. Мы с друзьями сделали там ремонт и основали школьную фотолабораторию. В ней было 3 стола для фотопечати, раковина, раздевалка. Таким образом у меня появился свой личный кабинет и просуществовал он почти до самого выпуска. Ребята приходили на фотокружок, мы снимали жизнь школы и печатали для стенгазет. Примерно в тоже время, в 1990году, родители купили Урал. Ну, и конечно же все мои поездки на нём сопровождал фотоаппарат. И так сложились обстоятельства, что у большинства (у 4 из 5) моих друзей-одноклассников тоже были Уралы. Мы почти каждый день устраивали коллективные покатушки. Просто уезжали куда-нибудь в лес или в какой-нибудь овраг или на рыбалку и гоняли до одури. Маршрут всегда был интересный и насыщенный так что придумывать мне его не было необходимости. Раз уж и Урал, и фотоаппарат, и я из одной эпохи то и маршрут будет знакомый.
Сначала решил прокатиться в карьер который с некоторых ракурсов похож на каньон.
Потом погонял по замёрзшему озеру с.Московское. Выпускники школы с.Московское являются выпускниками "Московской средней школы")). Как гласит википедия: " Предположительно, свое название село получило от ссыльного революционера Москвина, назвавшего небольшую деревушку Москвой. Точная дата образования населённого пункта неизвестна. В 1930 на этом месте был образован хакасский совхоз «Овцевод». Вся совр. история села связана с развитием овцеводства. В 1967 Президиум ВС РСФСР присвоил Московскому племовцесовхозу имя 50-летия СССР. В 1970 последний преобразован в Московский госплемзавод. О становлении хозяйства, развитии села написан роман А. Кожевникова «Живая вода». Основное направление хозяйства — селекционная работа по выведению новых пород овец, производство молока, мяса, шерсти, рыбоводство. Федеральное предприятие госплемзавод «Московский» им. 50-летия СССР обанкротилось. В М. имеются средняя общеобразовательная школа, памятник погибшим в Великой Отечественной войне односельчанам. В 1990 открыт православный храм."Озёра в этом когда-то огромном племенном овцесовхозе использовались для орошения полей. На заднем плане виден Батеневкий кряж- это один из отрогов Кузнецкого алатау. Центральная горка,та что повыше, называется Изыр Таг (Изортаг), в переводе с Хакасского две вершины.
После озера поехал к небольшому каньону. Это такой овраг в степи, каких много, образованный текущим по его дну ручьём. Местами этот овраг достигает больше 10 метров глубины. Его рельеф каждый год меняется и покататься по нему всегда интересно.
Немного покатался по оврагу и поехал в каменный карьер. Этот карьер разрабатывали пленные японцы для строительства одного из озёр в с.Московское. Школьниками мы часто приезжали в эту сторону покататься. Иногда специально, а иногда по пути в лес заезжали и в карьер. Степь, ментов нет, свобода! На одном из камней должна была остаться надпись в память "о тех по ком страдали":)) Интересно, осталась ли она? На большом валуне было высечено " Юра" и "Таня" и "Алёша" и "Наташа". Юра с Таней порядком подзаросли лишайником, а вот Алёша с Наташей ещё читаются)) Надпись вызвала у меня улыбку. Грустную такую улыбку. Присев на камешке я придался воспоминаниям. Эта надпись из той же эпохи, что и я и мой мотоцикл, и мой фотоаппарат. Странно даже как-то в 38 лет испытывать ностальгию. Побывал, как помянул. Сколько было событий за 20 с лишним лет, а сколько ещё будет. Отогнав прочь философские мысли я пошел к мотоциклу. Немного погонял по карьеру и поехал дальше. Снова добрался до оврага и решил ещё погонять по пересеченке.
В одну из промоин меня всё-таки стащило и мотоцикл повис на цилиндре и подножках. В этом несомненное преимущество колясыча: он позволяет застрять там где одиночка пройдёт легко, а машина просто не доберётся до такой засады.
Пришлось вытаскивать его руками. 15 минут и еду проявлять плёнку. Она, кстати сказать, давно уже закончилась.
Раз уж я решил не выходить за рамки эпохи то всё должно соответствовать. Реактивы тоже от туда же. Ёмкости для раствора
А вот с фотобачком вышла засада. Мой самый рабочий бачок оказался деформирован и неплотно закрывался. Пришлось кинуть клич по друзьям и бачков у меня теперь хоть....Ну, вы поняли. Костя, мой друг и сын безвременно ушедшего друга Никифорова Михаила Юрьевича дал бачок своего отца. Очень хорошего человека, геолога. 11 февраля была 7 годовщина его смерти. Сына Юрия Владимировича Никифорова, известного на Алтае геолога, травника, краеведа, первого исследователя алтайского мумиё. Я был с ним знаком, но, к сожалению, недостаточно близко. О Юрии Никифорове в 2011г. вышла книга Владимира Рычкова "Юрий Никифоров. Жизнь и творчество. Воспоминания коллег. Рецепты от Никифорова." Этот фотобачок тоже из той эпохи. Это знак. В нём-то я и буду проявлять. Плёнку в бачок я не заряжал тоже лет 20, но руки-то помнят! Негатив удался. Не совсем так как надо, но удался. Всё-таки эта плёнка была пробная и я экспериментальным путём подбирал экспозицию и тем не менее даже со стандартной для новой плёнки экспозицией кадры получились вполне пригодные для печати. Большинство негативов оказались недостаточно контрастные и причины могут быть не только в просрочке плёнки или реактивов, но и в температуре раствора и в том, что я не увеличивал время проявки. В будущем сделаю поправки. Но негатив негативом, а посмотрим что скажет печать. Собираю фотолабораторию: фотоувеличитель "УПА 514" - бабушка подарила его мне на день рождения в далёком 1988году, фотованночки за которыми примерно в то же время я ездил в Красноярск. Мама находилась там на учебе, а ребятишки со школы поехали туда в цирк и я с ними прицепился специально за ванночками. Ох и фотоманьяк был. И так, лаборатория. Теперь о фотобумаге. Она тоже из.. Ну, вы поняли. Про неё у меня тоже есть история. А вы как думали? Не всё так просто! Фотобумага эта мало того, что просроченная так она ещё и попала ко мне по воле случая. Когда-то давным давно в начале 90-х я увидел, что пацаны тащат по улице целую коробку фотобумаги и раскидывают её. Здоровую коробку, типа как от микроволновки. Такого безобразия я допустить не мог. На мой вопрос где они её взяли они пояснили, что за магазином промышленных товаров её ещё полно. Мол, магазин просроченную выкинул, т.е. уже тогда она была просрочена. Фотобумагу я у них естественно изъял, а когда зашел за магазин то чуть ребёнком и не поседел. Выбросить фотобумагу, ну как так-то? Её там было... Много. Очень много. Унибром, новобром, матовая, глянцевая, разные размеры. Я всю её перетаскал домой. Её было так много, что я давал её друзьям, печатал сам для себя, для родственников, для друзей и одноклассников, когда сам стал вести фотокружок то печатал для школы и т.д. И у меня до сих пор её осталось приличное количество. Раздавать уже конечно нечего, но самому попечатать хватит. Осталось выяснить жива ли она ещё. И вот я погрузился в красный полумрак настоящей живой фотомагии. Запах реактивов, шорох фотобумаги, шуршание плёнки, красный фонарь, как же всё это мне знакомо. А вот и первые позитивы. Хоть руки и помнят, а нюансы уже подзабылись. Да и на возраст бумаги приходится делать серьёзную поправку. Некоторые кадры приходилось экспонировать по 30сек. Это очень много. Не заметил как наступила глубокая ночь. Устал, как собака. Выдержал отпечатки в фиксаже и переложил их до утра в воду. На утро глянцевание. На зеркальных пластинах глянцевателя в некоторых местах оказался черный налёт. Фотографии в этих местах прилипали и не отлеплялись. Надо будет как-то заполировать, в целом всё получилось даже лучше чем я предполагал. Всё оказалось рабочее- плёнка и реактивы с 20 летней просрочкой, фотобумага с 30 летней, фотоаппарат и увеличитель. Ничего не подвело. Всё так же надёжно как и мотоцикл Урал.
вот это круто. как в детство окунулся. спасибо!
Современной молодёжи не понять. Спасибо за отзыв.
Мой отец делал фото таким же способом. Приятно вспоминать тот интересный процесс и держать в руках "живые" фотографии:) Оборудование, кстати, где-то у бабушки на чердаке. Надо бы достать и законсервировать.
Спасибо автору истории за воспоминания из детства!
Спасибо за отзыв. Вещи, так же как и люди, не любят когда про них забывают. Если оборудование живо, то лучше достать, почистить и законсервировать. У меня всё правильно хранилось и то на всех стеклянных поверхностях какая-то масляная плёнка образовалась, паралон в чемодане фотоувеличителя стал липким, а на пластинах глянцевателя появился черный налёт. Сделал для себя вывод- либо консервация, либо почаще использовать.
Отлично. Я своей Сменой-8М еще Турцию в 2004 снимал - великолепно получилось. Попробуй теперь отсканировать пленку и сделать козырные фотообои - должно быть очень аутентично!!!
На счет обоев были мысли. Причем печать в типографском качестве до размера 33х111см. у меня своя. Да вот думаю, что разрешения стандартного 35мм. кадра не хватит для большого размера. Попробую как-нибудь кадры с Любителя увеличить. Либитель, считай, та же Смена только в среднем формате.
нормально должно быть. у тебя пленка 19 дин (если я правильно понял). должно быть более-менее. Ну будет зернистость небольшая - зато это не instagrahm-стилизация - а настоящее ч-б фото. попробую откапать сканы моей пленки из турции. правда там 200 дин, но видно будет разницу.
200din?! это что за плёнка такая?
Прошу прощения, не din а ISO/. Цветная пленка кодак со светочувствительностью ISO-200.
Я так и подумал. У 200 кодака зерно может оказаться мельче чем у 64 Ч/Б Тасмы или Свемы. У 100 кодака профф оно точно мельче. Но даже на ней при сканировании детализация падает. Вот пример скана с 100 кодака профф. Думаю, фотообои с плёнки лучше печатать непосредственно на стену. Тогда можно сохранить детализацию и не потерять зерно.
-
ну, тут о сканера очень много зависит. мы на работе для полиграфии купили HP scanjet G4010 со слайд модулем - 32 bit на канал (итого 96) - очень прилично сканирует. до работы дойду - вышлю результат.
У меня есть такой сканер. Нормальное для планшетника качество. До А4 даже можно сказать отличное, а больше размер уже так себе. Если планшеник, то у эпсона конкурентов нет. Мне сканируют на машине норитсу 2000 с разрешением 320 дпи. Качество хорошее, но не более. Лучше переснять на фотоаппарат или никон кулскан.
не нашел, ну да ладно.
Не заморачивайся, у меня есть такой сканер. Хочешь, я тебе с него сканы покажу:)?
Круто - это не то слово. Сам занимался фотографией. Сейчас не найти ни пленку, ни реактивов. А жаль...
п.с. Зря против солнца фотографировал.
Почему зря? Это не совсем съёмка против солнца, а, скорее, съёмка в контровом свете. Если ты имеешь ввиду вред для матрицы то он будет если камеру направить непосредственно на диск солнца, а здесь солнце в контровике сбоку. Прямые лучи на матрицу не попадают и выдержка очень короткая, так что ничего страшного. Плёнка и реактивы сейчас в продаже есть. Вот, например, реактивы http://rushim.ru/foto.htm , а здесь и плёнка и реактивы http://d-76.ru/index.php?route=common/home да и кроме этих сайтов полно. Так что, было бы желание)
круто! не знал, что это настолько труЪдоемкий процесс :)
Процесс очень труЪдоёмкий, но интересный:)
Ай, трактор ист.
Всегда жду твоих статей. Мечтаю места эти живьем увидеть.
Классные фотографии.
Спасибо. Статьи будут. Заходи почаще) Места у нас действительно интересные. Этот год самый подходящий для осуществления мечты!;)
Пейзажи как родные, такая же степь, сопки, хребты, болота, овраги. Тоже захотелось попутешествовать! Спасибо автору!
Что мешает путешествовать? С интересом почитаю твой рассказ.
Круть, завидую. Я даже не представляю всей технологии.
Дима, да какие проблемы? Приезжай, я тебя научу.
Спасибо за статью, отлично написано
Рад, что понравилось.
Прочитал и снова себя пацаном почувствовал. Давно так тепло на душе не было. Спасибо.
Спасибо за отзыв. Значит всё было не зря.
современной молодежи вполне себе понять. У меня были разные фотоаппараты, я занимался в фотостудии ещё с советских времен оставшейся. печатал снимки которые делал на ФЭД, Зоркий, Зенит, Смену 8м, на ч\б пленку. Печатал и дома, глянцевал в студии на большом глянцевателе. Печатал в том числе и цветные фото, но только в условиях студии, дома с этими реактивами работать опасно. Увеличитель был кстати тоже УПА, только другой модели, более квадратный. На память оставил себе смену 8м новую, в коробке с паспортом, футляром и дальномером для неё (ставится на кронштейн для вспышки). Был кстати и редкий фотоаппарат - эликон автофокус, первая советская мыльница.
Такой понимающей молодёжи к сожалению мало. Все больше на цифре работают. Эликон автофокус редкий аппарат. Ещё редкая камера была -Чайка. Маленькая, металлическая, выдавала 72 кадра, как Агат. А дальномер не такой как на фото в начале статьи?
примерно такой, с двумя окошками в хром окантовке. на нем надпись смена наверху.
Спасибо за статью. Спасибо за воспоминания и спасибо за труд: я с 84-го года фотографирую и знаю как оно, особенно дома, проявлять-печатать ))))
Кстати и до сих пор снимаю на пленку... ФЭД-2, Киев-4 и Praktica L оставлены "напамять", а рабочая лошадка - Canon300 (не D) :)
зы: мотоцикл не мой :)
Хорошая фотка. ФЭД 5В у меня был. Классный фотоаппарат. Ещё пацаном продал его и фотоувеличитель Ленинград 6У. Очень жалею. Сейчас у меня самая рабочая плёночная камера Горизонт S 3 PRO и Nikon F75 иногда использую.
Класс! Фотки супер!
Спасибо!
У меня тоже есть пленочные фотки оппозита )) Сам, правда, не прявляю - терпения не хватает
Это луна такая, с шестью лучами. Выдержка восемь минут, диафрагма 11
Отлично.Чем снимал?
Зенит, стекла разные. Юпитер-37 и Гелиос-77
Хорошая статья, живой пример, как можно об обычной поездке по окрестностям, написать и проиллюстрировать статью. Спасибо.
С 83го по 93й тоже фотал на пленку, но оборудование для проявки и печати было дядькино и первый фотоаппарат он подарил Вилия-авто (храню дома до сих пор) и дальномер аналогичный имеется, проявлял -печатал самостоятельно, но сейчас нюансы наверное забыл. Последний пленочник был Зенит-автомат, тоже хранится дома, недавно проверял - элемент питания умер, а так д.б. рабочий, но им уже фотографировал на цветную пленку и отдавал в лабораторию. Так же храню все отснятые негативы где то с 88-го года. Наверное в душе мечтаю перепечатать :)
У нас на фотокружке у одного пацана был Вилия-авто. Хорошая камера. Его аналог, Силуэт-электро, был моей первой камерой, но батареек к ней тогда было не достать. Ума я ей так и не дал и по дурости угробил((.
агат-18К-первый личный фотоаппарат был.проявлял плёнку и печатал фотографии с отцом вместе.недавно на мой юбилей мне вручили конверт от фотобумаги,а в нём были фотографии,которые я снимал и печатал будучи школьником.неожиданный экскурс в собственную историю.
автор молоток!фотография полученная с плёнки ценна ещё и тем что кроме ручных настроек фотоаппарата надо ещё и момент поймать и сделать правильный кадр.с цифровой фотографией ненадо так заморачиватся,нашлёпал снимков 500 и выкинул половину)
Знаю Агат, пользовался, полуформатная камера. Шпионский такой аппаратик.
Хороший репортаж.
Ушедшая эпоха.
Тоже занимался этим. Красный свет, бачок, кюветы.
У меня уже УПА-725 в последние годы был. Модный. =)
Интересно, есть ли в современном мире занятие, с таким же высоким магическим КПД.
"Высоким магическим КПД" - лучше не скажешь! Альтернативы этому занятию, пожалуй, нет.
молодец!
Стараюсь)
Блин, а импортная плёнка 10-летней давности уже вся выцвела. Несколько лет назад сканировал свою старую плёнку - такое ощущение, что картинка стала 8-битной (ну и разрешение на порядок упало). Грустно :(
Ты имеешь ввиду негатив? Они да, выцветают. Плёнки лучше сразу после съёмки проявлять и сканировать сразу после проявки. Фотографии тоже выцветают. Даже в альбоме. Причем старые советские цветные фотографии ещё вполне в приличном качестве, а даже 10летней давности отпечатки кодак, коника или фуджи уже серьёзно врут цвета. И именно отпечатанные на минилабе коника или фуджи фронтьер. Отпечатки с норитсу 2000 висят в рамках и пока без изменений.
Привет Зема, совсем у нас в этом году снега нет. Да, ванночки, сто лет, как в гараже под гайками, Зенит-е лежит в дальнем ящике. А ч б фото с перефотаными с зарубежного журнала полуголыми девицами хранятся в старой тетради сделаной под фотоальбом. Боже, сколько воды утекло! Еще немного и наступит время писать мемуары:-)