Некоторые эксперименты с передаточными числами в трансмиссии "Соло".
Этими экспериментами я занимался лет 7 назад. Но, может быть, кому-то это будет интересно и сейчас.
Когда я начал ездить на "Соло" первого выпуска, о котором уже упоминалось, то, после обкатки, побольше откручивая ручку газа, был приятно удивлен, как мотоцикл очень резво набирал скорость на четвертой передаче. Я ездил на нем по городу, с его хаотичным движением, лавируя в потоке автомобилей, подобно спортбайкеру.
Ездил обычно в диапазоне 60-90 км/ч в городе (расстояния между светофорами в нашем городе небольшие). На мотоцикле стояла родная трансмиссия: КПП от "совнархоза", с его передаточными числами 3.6 , 2,28 , 1,7 , 1,3 и мост девятка. Но, когда выезжал за город, на трассу, то был уже неприятно удивлен тем, что уже после 85 км/м (вроде бы небольшая скорость) при постоянной езде движок начинал реветь так, что ехать становилось некомфортно лично для меня. Если бы в КПП была пятая передача, то как раз в этот момент нужно было бы переходить на неё. Но, к сожалению, её нет и вообще-пятая передача-отдельная тема. При рваной езде, в городском режиме ( например, сброс до 60, затем разгон до 90, потом опять сброс ) перекрут двигателя вроде бы не ощущается и не так действует на нервы. Но когда выходишь на трассу. то пилить выше 90 км/ч пропадает всякое желание. Я, конечно, пробовал разгоняться и до максималки, но всего один раз.Мотоцикл легко и очень быстро выходит на 130 км/ч и можно даже еще быстрее, но обороты движка при этом на слух такие, что лучше этого никогда не слышать. Впоследствии я ездил на нем не более 85 км/ч. Так сильно меня раздражал перекрут двигателя. Вообще, для меня лично, на девятке все четыре передачи штатной "совнархозовской" КПП кажутся очень короткими, мотоцикл сразу "зарывается". Такой вариант хорошо подхорит для светофорных гонок, но у этого мотоцикла все-таки другая идеология. И для одиночки девятка лучше всего, конечно, с 5-КПП. Поэтому, наверное, можно смело утверждать, что девятая пара с такими числами в 4 КПП-это вовсе не скоростная пара для одиночки, а колясочная для мотоцикла с 18-ти дюймлвыми колесами, и ИМЗ сейчас это подтверждает со своей последней моделью колясочника "Заря" (коляска при этом несколько облегченная).
Поэтому я начал возлагать определенные надежды на установку ускоренной четвертой передачи с числом 1.19. Но т.к. в коробке третья передача оставалась с числом 1,7 , а не 1,56 (как на современных 750 кубовых мотоциклах), то был готов к небольшому разрыву между третьей и четвертой передачей. Установил в коробку ускоренные шестерни. Когда проехался, то понял, что ситуация изменилась несильно, и разрыв между третьей и четвертой, можно сказать, почти не чувствуется. Длительная, комфортная скорость при движении по трассе стала 90 км/ч. т.е. всего на 5-7 км /ч выше, при тех же оборотах двигателя.
Надежды не оправдались. Но по прежнему хотелось ездить достаточно быстро, бесшумно и далеко. Пробовал ставить на мотоцикл 19 -дюймовые колеса от колясочника. Но, мне было достаточно поездить на них всего один день, чтобы поставить обратно родные колеса. Выигрыш в скорости-в среднем те же 5-7 км/ч, как и с ускоренной четвертой. Но этот вариант-самый плохой по другим причинам: сильно поднимается центр тяжести, мотоцикл становится тяжелым и валким в поворотах, маневренность существенно ухудшается и, даже когда он стоит на месте, его просто трудно удержать в руках, потому, что он все время валится на бок. Да и большие колеса сильно ухудшают внешний вид одиночки. Мотоцикл выглядит как велосипед. Сочувствую я молодым и смелым парням, отцепающим люльку от колясочника, ставящим девятку и пытающимся быстро ездить. В общем, это -не вариант и о нем можно забыть. Оппозиту-одиночке - только 18-е колеса.
После всего этого начал задумываться об установке десятки, в дополнение к ускоренной четвертой.
В журнале "Мото" (декабрь 2003г.) рассказывалось о десятке с шестернями 10 и 33 зуба, т.е. с числом 3,3. У нас же в магазинах были только десятки с 10 и 35 зубьями, т.е. с числом 3,5. После некоторых колебаний, купил такую и я. Сразу же появились сомнения, что мотоцикл с такой трансмиссией, вообще будет разгонятся. Продавец в магазине настойчиво утверждал, что 650 двигатель вообще её не тянет, даже с обычной четвертой. Журнал "Мото" в своей статье тоже не агитировал за неё (хотя там речь шла о десятке с числом 3,3), а склонялся к установке только лишь к четвертой ускоренной. Якобы и в городе сохранится отличная динамика и на трассе все будет замечательно. К тому же, на многочисленных форумах на тему десятки не было какого-либо единого мнения об её установке и уж тем более-с четвертой ускоренной в паре.
Неудивительно, мои сомнения были очень велики, я даже склонялся к тому, чтобы заменить четвертую ускоренную на обычную, неускоренную и поставить одну лишь десятку. И , чтобы хоть немного развеять эти сомнения, я решил рассчитать значения скорости на разных оборотах и сопоставить их с точки зрения здравого смысла. За основу расчета взял фоормулу, связывающую эти величины:
где n-число оборотов двигателя, V-скорость в км/ч, R-радиус колеса n1-передаточное число коробки, n2-передаточное число редуктора
Подставляя в эту формулу разные передаточные числа КПП и мостов, а также радиус колеса, можно получить значения скорости при различном числе оборотов двигателя. Результаты расчетов представил в виде таблицы.Такие таблицы рассчитал для каждой из четырех передач. но т.к. самая интересующая-четвертая скорость, то приводиться таблица только для неё.
Из таблицы видно, что, например, при одной и той же скорости 103 км/ч падение оборотов двигателя, (если отталкиваться от штатной трансмиссии) с одной лишь четвертой ускоренной составит 400 об/мин. С десякой-с числом 3,3 и четвертой штатной - примерно 700 об/мин. А с четвертой ускоренной и с десяткой 3,5 -примерно 750 об/мин. Т.е. последний комбинированный вариант близок к десятке с числом 3,3 и даже немного тяжелее его. Ну и , конечно, в нем остается некоторый разрыв между третьей и четвертой скоростью. В то время, как у варианта с десяткой 3,3 его нет.
Таким образом решил попробовать поставить комбинированный вариант. Конечно, волновался перед первым выездом, но вскоре понял, что зря. Динамика разгона на первых трех передачах практически не отличается от разгона с девяткой. Эти передачи стали немного длиннее, пустяк, но все-таки приятно. Но самое интересное было впереди. Помня о разрыве между третьей и четвертой, разогнался на третьей посильнее и, ВОПРЕКИ экспертам из журнала "Мото" и скептикам на форумах, на четвертой движок мощно подхватил, а не "лишь вяло продолжил разгон", как они писали. Перед тем, как начать ездить в полную силу, проехал километров пятьсот в щадящем режиме, чтобы шестерни немного приработались друг к другу. Выехав на трассу, ощутил по-настоящему, как должен ездить оппозит. Крейсерскую скорость можно держать 110-120 км/ч. При этом, обороты двигателя 4000-4200, примерно соответствуют его нагрузке, и нет такого душераздирающего рева двигателя, как в штатном варианте трансмиссии на этих оборотах. Движение со скоростью 100 км/ч стало сравнимо по ощущениям с легкой прогулкой. При этом, практически никогда не ощущалось нехватки тяги. Любой подъем брался всё также с набором скорости, если обороты двигателя будут не ниже 3200, т.е. близкими к оборотам максимального крутящего момента. Помню, лишь один раз на крутом и довольно длинном подъеме, при очень сильном порывистом, встречном ветре, стрелка спидометра застыла на отметке 115 км/час. Поднявшись на вершину мотоцикл бодро продолжил разгон. До максимальной скорости я не разгонялся, не вижу в этом особого смысла. Да и в нашей местности просто нет дорог, которые позволяли бы ездить с ней. Кратковременно набирал 140 км/ч по спидометру. При этом-запас еще был.
При движении на высоких скоростях малейшее биение колес, особенно переднего, способно вызвать сильную болтанку руля. Поэтому, пришлось тщательнее заниматься колесами. Несмотря на увеличившуюся нагрузку, двигатель никогда не перегревался. Даже в сильную жару.
Из недостатков, конечно, можно сказать о возросшей нагрузке на коленвал. Конкретно на этом мотоцикле при движении со скоростями свыше 100 км/ч потихоньку начинало просачиваться масло из редуктора моста. Видимо из-за того, что ступица имеет биение поверхности, по которой работает воротниковый сальник и увеличившееся давление в картере моста без сапуна просто выдавливает масло. До этой скорости просачивания не наблюдалось.
Перекрут движка возникает по причине несоответствия нагрузки возможностям двигателя и параметрам трансмиссии. Хотя здесь, конечно же, запас должен быть принимая во внимание изношенность двигателя, плохую регулировку, тяжелые условия движения и.т.д. Со штатной трансмиссией этот запас получается избыточным. Эксперименты показали, что с измененной трансмиссией можно ездить и очень даже неплохо (со штатной-никакого сравнения). Для этого вовсе не обязательно форсировать двигатель, достаточно просто привести его в порядок. Форсировка не есть благо для оппозита (и не только для него). Но, все-таки для одиночки, с двигателем 650, с обычной КПП, лучшим вариантом будет десятка с числом 3,3 (все передачи будут длиннее и между ними не будет разрыва, и при этом в коробке ничего не надо трогать). Со свежим 750 куб. мотором по понятным причинам все должно быть еще лучше.
Так и не выпустив долгожданную 5 КПП, ИМЗ мог, хотя бы в качестве хоть какой-то компенсации (при этом не требующей больших вложений), выпустить для одиночки действительно нужную пару, но не может подняться выше девятки. Возможно из-за того, чтобы мотоцикл не смог ездить слишком быстро, хотя двигатель это позволяет, ведь быстрая езда, с точки зрения безопасности потребует пересмотра рамы, подвесок и т.д., т.е. нужны будут еще большие затраты.
Тяговые свойства мотора лучше всего проявлются в тяжелых условиях движения по трассе на высшей передаче, с высокой скоростью, на затяжных, крутых подъемах, при сильном встречном или боковом ветре когда мотоцикл хорошо нагружен. И здесь оппозит оказался на высоте.
Хорошее исследование, спасибо.
Большое спасибо за оценку.
Помню, когда ездил на ИЖ-Пл 3, тоже экспериментировал с передаточными отношениями главной передачи. Штатное передаточное число главной передачи для одиночки - 2,33, заменой ведущей звездочки с 18 на 19 зубов передаточное отношение становится 2,21, т.е. на 5% меньше. Выехал на дорогу и обрадовался - как легко бежит мотик, двигатель не так перекручивается на больших скоростях, тяга, вроде бы не потерялась... Но однажды пришлось подвозить товарища весом под центнер и как же я был удивлен в тот момент, что мотоцикл стал "тупить" при разгоне,перестал тянуть в подъем и вообще обгонять на трассе стало практически невозможно, а товарищ сидит и ехидно так мой мотоцикл мопедом обзывает...
Планета со звездочкой 18 зубьев вообще с трудом выходит на максимальную скорость. Ездил на ней 4 года до "Соло". А с 19 звездочкой потянет даже одного с трудом. 19-это "юпитеровская" звездочка. Но оппозит всетаки не "планета". И тяга у него другая. С пассажиром динамика немного ухудшается, но, в основном, я езжу один.
здорово, раньше сомневался, но теперь точно поставлю себе десятку (сейчас 1,19 + 9ка + 16")
Я рад, что развеял сомнения. В этом посте я обобщил свой опыт. Думаю можно ориентироваться на него, потому что это-результат длительной практической работы.
формула скорости правильнее выглядит так: V=2*ПИ*R*n*60/(n1*n2*1000). Странно, как табличные данные получились верными.
Интересно, как поедет мотоцикл с ускоренной 4 (1,19) и рекуктором 3,3?
М-72 с 3.5 и 4й 1.0 на 19х колесах на 4й разгоняется только после 80ти и до 140ка, но немного хреновато, надо 1,19. 3я 1,56- ломовая, от 40ка до 100. Прошлый сезон откатал, поставил назад стоковую коробку, сейчас буду собирать стандартные валы+1,19 чтобы не заморачиваться с центрирующим выступом вторвала и на этом остановлюсь
Ну, это ты слишком круто рубанул: десятка, 4-ая 1,0 , да еще колеса 19. Конечно, он будет тяжело разгонятся на четвертой передаче. И на максималку он не сможет выйти. Здесь движок однозначно перегружен, хоть это и нижнеклапанник с чуть большим крутящим моментом на чуть меньших оборотах, точно сейчас не помню сколько. По своему опыту для 650 см ориентировался с 18 колесами на общее передаточное число 1,19 Х 3,5 = 4,17. Уменьшать дальше это число, наверное, не стоит. Трансмиссия уже будет слишком тяжелой. И мотоцикл действительно будет вялый и без максимальной скорости. У тебя еще, к тому же огромный разрыв между третьей и четвертой. Конечно, при езде это неудобно.
Эта информация неверная так как я неправильно перевел скорость с той трансмиссией, максималка 115.
Информация что М-72 разгоняется до 140ка ошибочная, везде удаляю где нахожу.
Идеальный вариант для одиночки М-72 это тоже 10ка со сток коробкой.
Комментарий для invicta
С формулой скорости все правильно, просто я там не написал переводной коэффициент из м/с в км/ч. Т.е.- 1000 м /3600 сек = 0,277777.
Комбинация 1,19 и 3,3 для 650 кубового движка тяжелая и он, видимо её слабо потащит и наверное, не выйдет на максималку, т.к. например, по этой формуле на 4000 оборотах расчетная скорость будет 122 км/ч, а на спидометре, с учетом его погрешности где-то 130-132. Вот, если бы 750 кубовый, но опять же-надо пробовать.
у меня на волке 3.3 и 1.19. приходится все таки на третей выжимать максимум чтоб на 4й тянул адекватно а не потихоньку
На верхнем фото Соло очень хорош, а вот на нижнем плохонький. Еще бы, это же старый добрый патрульник только со сплошным сидением
По мне, нижний тоже ничего. Только раздельные лягушки портят вид. Таков экспортный вариант.
Ай ай нехорошо фотки воровать))) я про фотку главной 10й пары мною сфотканной)) Неплохая статья. Я себе как раз и приобрел 10ку хотя ездил на 9ке. но мне уже ненравилось то что на 4й мотор орал со скоростью свыше 80км/ч. В этом году наконец уже обкатаю 10ку. Думаю результаты будут хороши)
Спасибо за фотку ))). Успехов в установке десятки. У меня на нее много времени ушло. Непросто и долго выставлял зацепление. Т.к. у ведомой шестерни было биение.
Установил я ее давно и без проблем. ПРошелся фрезой аккуратно и все встало на свои места.К сожалению так и необкатал толком.ПРоект моего долго строя все строиться,надеюсь в этом сезоне наконец вылезти уже на своем любимом мотоцикле =)
Вот есть хорошее видео по установке 10ки.
http://www.youtube.com/watch?v=sw6FurQ9Hh0
Отличное. Планетарка в паре с червяком :-)
Что-то не видно было ни червяка ни планетарки :)
Спасибо добрый человек)) Разяснил все как надо
отлично! как раз вчера озадачился данной проблемой) спасибо за хорошую статью!)
спасибо, а то я всю голову переломал себе что как и почему.=) Очень благодарен
К сожалению, в этом видео не рассказано и не показано о регулировке зацепления шестерен с помощью регулировочных колец и последующей проверке по отпечатку на краску. Это довольно важный момент. Когда я просто установил шестерни с зазором без регулировки, то при вращении шестерен при прямом ходе, вращение было вроде бы бесшумным, но при обратном ходе (обратный ход будет, если крутить рукой за шлицы ступицы ведомой шестерни как-будто бы она является ведущей) появлялся металлический звук, который усиливался с увеличением оборотов. Поэтому, я потратил довольно долгое время, отыскивая с помощью регулировочных колец под ведомую и ведущую шестерни, а также изменяя толщину прокладки между корпусом и крышкой такое взаимное расположение шестерен, когда вообще не было металлических звуков ни при прямом, ни при обратном ходе. Вращение должно быть с минимальным шумом. И потом, в этом найденном положении, надо на краску проверить форму отпечатка. Его можно найти в технической литературе. Можно, конечно, не заморачиваться и сразу ставить собранный мост. И, может быть, даже он будет бесшумным, но у меня сразу так не получилось, и пришлось заморочится. С девяткой заводской в этом смысле все гораздо проще, на ней зацепление выставляется быстрее. Заводские шестерни прикатываются друг к другу, поэтому и с бесшумностью здесь все в порядке. С китайской же десяткой легко и быстро не всегда получается.
спасибо за статью
Ап, спасибо) отношусь дабы найти статью в будущем :)
Хорошая статья, познавательно. Я езжу в основном с коляской (810310), ставил 9-ку в редуктор, в общем понравилось, но всё равно что-то не то ( по субъективным ощущениям), не понравилось, как мот идёт в затяжные подьёмы, как будто внатяг. Крейсерскую держал в основном на 3000-3500 об/мин. Потом решился, заказал 5-ступку (5-я -1,0), в редуктор вернул 8-ку. По равнине крейсерскую держит уверенно на 3200-3400 об мин, небольшие подьёмы проходит за счёт набранного разгона. В затяжные подьёмы включаю 4-ю. Пробовал и на одиночке с 9-кой и 5-ступкой, на 5-й до 4000 об/мин давал, дальше реально стрёмно на кривых 19" колёсах.