О пользе второй свечи | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

О пользе второй свечи

... или как увеличить мощность на повышенных оборотах.

Как то раз , пересматривая старые фотки, датированные годом так 56 обратил внимание на гоночный Бимер оппозит.

Внимание привлёк проводок, торчащий снизу под гошком. При детальном рассмотрении там оказалась вторая свеча! 8-{ Сначала идея показалась так себе. В последствии в какой то научно популярной программке разложили по винтикам гоночный Порш. И там продемонстрировали 3 (!) свечи на горшок!!!

Немцы никогда ничего просто так не делают. Вот я и решил попробовать.

Технически врезать свечу - не вопрос. Два дня прикидок - и вот две новенькие BERU заняли исходную позицию под горшками. (смотрите фотку). Вопрос лишь в том как их правильно "запрячь". Родное зажигание по понятным причинам - отстой. Год экспериментов над тиристорными, транзисторными и прочими вариантами (в том числе и многоискровыми, когда за 6мс подавалось порядка 120 импульсов) принёс неслабый опыт в этом начинании.

О последнем варианте оговорюсь отдельно. Всем известен "провал" в работе обычного карбюратора при резком подъёме дроссельной заслонки. Так вот Это многоискровое зажигание практически нивелировало провал, сжигая даже критически бедную смесь. При установке на такую же настройку карбюраторов обычной катушки на пару свечей, двигло останавливалось практически не чихнув. Одна беда. Свечей, даже хороших, хватало на пяток километров. Электроды просто отгорали. Но тяга зверская. Приятель пошутил о вольфрамовых электродах на свечах. :-)

Остановились на следующей конструкции. На родной трамблёр, после нехитрых переделок, установили два датчика холла от девятки. Две катушки от Оки и два коммутатора от девятки. Получилось два совершенно независимых канала искрообразования. По одному на горшок. Нужно только очень точно позиционировать датчики холла на трамблёре. Момент подачи импульса должен быть разнесён на 180 грд. Иначе будет здорово трясти.

Всё лето гоняли эту конструкцию. Результат - стабильный расход не больше 6 литров. (причём под зад давал безбожно!) На максимальных оборотах возросла тяга. Теперь на пятой разгонная динамика приятнее.

Запуск даже холодной тачки без проблем. Секундное касание кнопки - и вот приятное урчание двигателя.

Рекомендую. Не пожалеете. Проблему размещения катушек и коммутаторов попробуйте решить сами. Хорошо, чтобы вода не попадала и провода свечные были покороче.

PS. Совсем забыл добавить. Угол опережения пришлось выставлять чуть ли не в половину меньше, что говорит о более быстром сжигании смеси, т.к. поджёг происходит с двух точек. Этот факт и объясняет увеличение мощности на повышенных оборотах.

Dim

мда

Siziy's picture

Я просто в шоке!!!!!!!!!

SerDUKEdd's picture

+1 к perepelka. Мы недавно копнули инфу, скопирую сюда пару главных кусков статьи с моего сайтика по теме: "На авиационные двигатели, с целью повышения безотказности их работы, иногда устанавливают два коммутатора, две двухвыводные катушки. Каждая катушка поджигает по одной свече на левом и правом цилиндре. При отключении одного из контуров двигатель заметно теряет в мощности.
Как пример для мототехники, можно рассматривать мотор Rotax655. Априлия использовала его на Пегасо 92-03 годов выпуска без изменений ротаксовского дизайна. БМВ на своем F650, упрощенном варианте того же Пегасо, ставил тот же двигатель, но уже с четырехклапанной головой, где вместо пятого клапана была поставлена дополнительная свеча. Блок зажигания (как и вся электрика) у Априлии и у БМВ одинаковый, тобишь свечки поджигаются одновременно. Мощности БМВ-шная версия конечно потеряла, момент практически не изменился, зато экономичность выросла заметно. В экономном режиме езды (90-110 км/ч) расход составляет порядка 4.5 литров на сотню, в то время как на Пегасо это будет чуть меньше шести....... из описания принципов работы Хондовского движка машинок Fit/Jazz....... скорость горения смеси современных топлив примерно постоянна, а обороты двигателей все больше и больше увеличиваются. Следовательно, смесь приходится поджигать всё раньше и раньше, чтобы пламя успело распространиться как раз к ВМТ и дальше выполнило свою работу по толканию поршня. Начиная с определенных оборотов, смесь нужно поджигать на столько заранее, что давление при ее сгорании мешает поршню подниматься к ВМТ, то есть тормозит двигатель. Плюс появляются явления детонации.
Двигатель можно раскрутить до более высоких оборотов, используя два очага поджига смеси. Две свечи позволяют смеси сгорать быстрее, поджигая ее с двух сторон, и уменьшая вдвое время распространения пламени внутри камеры сгорания. Это как скорость сгорания кучи листьев, если их поджигать с одной стороны, или одновременно с двух сторон.
Свечи ставятся так, чтобы одна из них была ближе ко впускному клапану, а другая к выпускному. Причем система управления поджигом предполагает не одновременное проскакивание искры на свечах. Чтобы оптимизировать процесс сгорания смеси, запаздывание между срабатыванием двух свечей - разное на разных оборотах. На малых оборотах, при типичной расслабленной городской езде, та свеча, что установлена возле впускного клапана, срабатывает раньше, а та, которая установлена возле выпускного клапана - позже относительно момента поджига при односвечной схеме. Это дает максимальную экономию топлива и уверенный момент движка. На средних оборотах поджиг возле выпуска происходит еще позже, по сравнению с поджигом возле впуска. Так, для этих оборотов, получается снять больше всего мощности. На высоких оборотах, обе свечки поджигаются одновременно, но гораздо позже чем поджигалась бы одна свеча при прочих разных условиях, позволяя снять максимум мощности и момента. При такой системе сгорание проходит эффективне процентов на тридцать, по сравнению с односвечевой схемой." ... ну и так далее. Отсюда вывод: суть второй свечи не в мощности, а в экономии, и важно не просто ее воткнуть в мтор, а настроить верно зажигание. Тут уж или интуиция, или опыт.

к этой идее надо подтянуть идею с инжектором. Мозги можно перепрошить уже наверняка под оптимальное зажигание...

lukyan's picture

Прикольно,только проблема с ездой по бездорожью

Думаю смысл есть, но с зажиганием надо разобраться точно, а не так что мол выставил позднее и всё, клапана в натуре палить в падлу.

НУ НИХРЕНА СЕБЕ ВЫ ЗАМУТИЛИ , ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОПРОБУЮ КАК ТОЛЬКО В СУТЬ ВЪЕДУ :-)

TORETTO's picture

Если можеш пришли фотки или чертежи на [email protected]

Характеристику опережения центробежного автомата надо менять. Уменьшив ход грузиков вдое
и установив вдвое жестче пружины. А потом еще и пробовать,пробовать. Лучше уж что-то электронное.
Его легче настраивать в движении (не разбирая).С соотв. регулировками разумеется.
... Я так думаю.

manowar's picture

2 АlexeyZ : а на низких оборотах что будет твориться? а на высоких? просчитай . там линейной характеристикой сдвига не обойтись-выправляем характеристику на низких(установив на позднее)-позднить будет на высоких.

цитата:"смесь поджигается с 2-х сторон-значит давление будет максимальным раньше в цилиндре"

чтоб этого небыло сдвигаем зажигание позже.

цитата:" но путем перестановки зажигания на позднее- получим прогоревшие выпускные клапана."

клапана не получим, т.к. смесь сгорает быстрее.

manowar's picture

так мне никто и не ответил ..........
смесь поджигается с 2-х сторон-значит давление будет максимальным раньше в цилиндре, значит смесь нужно поджигать позже , но путем перестановки зажигания на позднее- получим прогоревшие выпускные клапана. оставим как есть-получаем быстрый износ поршневых пальцев ,втулки ,колена ,есть вероятность разрушения поршня.
такую идею надо реализовывать с возможностью снятия характеристик двигла на стенде и возможностью забития оптимальной характеристики в систему зажигания. что будет с обычным зажиганием-уже написал.

Тут важен хороший фрезеровщик, то при плохо сделанной работе будет прослабление головки,потеря мощи ,срач масла-проверено! А работает такая схема на ура!

Статья просто класс, у меня тоже была такая мысля поставить 2 свечи только на ИЖа, нада будет попробовать

manowar's picture

С ЛЮБЫМ ЗАЖИГАНИЕМ ,ЗАВОДСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ РАБОТА ДВИГЛА БУДЕТ "НЕПРАВИЛЬНА" .СРАЗУ ПОСЛЕ ПЕРЕДЕЛКИ ЗАЖИГАНИЕ БУДЕТ "РАННИМ" ТОЕСТЬ ДАВЛЕНИЕ БУДЕТ В ГОРШКЕ МАКСИМАЛЬНЫМ ,КОГДА ЕЩЕ ПОРШЕНЬ НЕ ДОЙДЕТ ДО ВМТ. ЕСЛИ СТАВИТЬ ПОЗДНЕЕ-ТО ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАЖИГАНИЯ БУДЕТ "ОПАЗДЫВАТЬ" НА ВЫСОКИХ ОБОРОТАХ .

Господа, а на некоторых большеобъемных японцах и и сейчас ставят 2 свечи.
А на оппозите есть еще один приятный момент. Если по какимто причинам выходит из строя один контур зажигания, то всегда остается возможность дотянуть на втором.

Dim's picture

Не, конечно не для нивилирования провала :-) . Это просто как косвенный признак, не более.
И то на многоискровом зажигании. Повторюсь, что моща разряда там сумасшедшая. Ограничена
прнинудительно длительностью в 6 мс, чтобы если включишь зажигание в тот момент, когда на одном из датчиков Холла еденица, не прогорели электроды, пока ты перчатки поправляешь.
Меня торохнуло раз (снимал колпачок). Я сознание на несколько секунд потерял.

А по поводу трещин я тож думал... Слабоватая стеночка снизу. Если кому делать буду, доварю обязательно.

По поводу 5-й, так сделана она. 1/1 передача. Если движок обычный и ветер в лицо, то моцик будет
останавливаться и придётся на четвёртую переходить. Как раз именно эта особенность заставила
искать выход подешевле. Ну не переделывать же шестерни ;-))))

u nas odin takoi izobretateldelajet svecu s "jupkoi" katoraja vistrelivaet posle iskry, i zazyganije proishodit takze kak by i stojali 2 sveci....:D:D

трехконтактные не то - там все равно один контакт только работает. нужно чтобы было два независимых очага возгорания. правда сомневаюсь, что это даст различимую прибавку в условиях мощностного стенда. но в реальной эксплуатации (частичные режимы) смесь будет гореть стабильнее, что чувствуется как прибавка мощности.
однако сейчас такая схема используется редко, потому как грамотные карбы (или впрыск), грамотное зажигание и впускные тракты без облоев на половину площади сечения, а также отсутствие торчащих в камеру сгорания прокладок (в общем грамотная конструкция вкупе с хорошим качеством изготовления) позволяет добиться тех же результатов без усложнения системы.
хотя к отечественным паразитам последнее не относится :(

Timik's picture

а технологию инсталяции второй свечи на горшок... как это вообще ?

А чертежей и инструкции по установке не будет?

MaxLeRoi's picture

гммм... дуже цікаво! треба проверить ;)))) эмперически :)))

Для м-61 Откуда откуда из одного места на лыжах выскочила. Для dim хорошая статья молодец Мужик.

Если заметил у него и кнопочкой заводится :)))

Теперь на пятой разгонная динамика приятнее. Откуда пятая?

manowar's picture

только характеристика опреежения будет совсем другая.....

manowar's picture

надо было на электронное зажигание(уктус ) две низкоомные катушки последовательно вешать. двухвыводные..

Сейчас выпускают БМВ 2sparc (две искры) один цилиндр 2 свечи!!Почитайте характеристики движка!!!" 2 искры много дают!!!Сезон закрою и себе 2 поставлю на урлейский двигатель!!!

Alfisto's picture

Кхе. Альфа-ромео несколько десятилетий выпускала моторы с двумя свечами на цилиндр.

Так вот там одна свеча - поджигающая, вторая - дожигающая. Разница - два или три градуса в зависимости от модели. Пробовали ставить в "один момент" - получалось не очень.

Вот и здесь надо так сделать...

B@NDIT's picture

прикольно,а электро-схему сможешь скинуть,заранее спасибо([email protected]

Tonop's picture

Хорошая штука ))) На К750 мне кажется именно такого девайса и не хватает )

Попробуй поставить плазменно - форкамерные свечи у них искра бьет по кругу, а не в одну точку

Messer's picture

Атака некропостеров!

User login