Роллс-Ройс среди мотоциклов
Данный рассказ пойдет о компании, которая известна в истории мотоциклостроения не иначе как «Роллс-Ройс среди мотоциклов», и думаю, она имеет на это полное право. К сожалению, я не имею возможности полностью воспроизвести все известные и неизвестные мне факты о деятельности компании, О которой пойдет речь ниже. Но я все же попытаюсь вкратце рассказать о ней. Итак, начнем…
BROUGH SUPERIOR
Мужчина средних лет садится на красивейший мотоцикл с V-образным мотором. Его лицо, на котором многие значительные события жизненного пути оставили свои неизгладимые отпечатки, отражается в идеально отполированной поверхности никелированного бака. Он одет по английской мотоциклетной моде 30-х годов ХХ в – кожаный плащ, очки-консервы, кожаный шлем, шарф, обмотанный вокруг шеи, перчатки-краги. Он садится на железного коня, на головках цилиндра которого большими буквами написано JAP, заводит его и мчится по узким английским дорожкам со скоростью, которая иным современным мотоциклам даже и не снилась. Он понимает, что, возможно, это последняя его поездка, но в его глазах нет ни капли страха…
Так начинается фильм «Lawrence of Arabia» (Англия, 1962г., режиссер Дэвид Лиин) с Питером О’Тулом в главных ролях о легендарном шпионе ХХ в., который стал прообразом вымышленного Джеймса Бонда – Лоуренсе Аравийском. Именно с этих первых кадров и случилось моё первое знакомство с мотоциклами марки Brough Superior, с которыми я хотел бы вас познакомить.
Английская компания «Brough Superior» была основана молодым предпринимателем Джорджем Брафом (George Brough) в 1919 году, когда он, повздорив со своим отцом Уильямом Брафом, решил, во что бы то ни стало, начать производство своих собственных мотоциклов. Причем это должны были быть не просто хорошие, а именно лучшие в мире машины. В основу конструкции своей первой машины он сразу положил двухцилиндровый двигатель, несмотря на то, что в те времена считалось, что машины с такими моторами слишком тяжелы, и им самое место на дороге только лишь в виде мотоциклов с колясками. А самыми скоростными мотоциклами являлись машины с одноцилиндровыми моторами. Но Джордж не был бы собой, если бы не решил перевернуть с ног на голову представление о мощных и скоростных мотоциклах.
На свою первую машину он установил V-образный верхнеклапанный (система газораспределения OHV) 2-цилиндровый двигатель JAP объемом в 986 куб. см. (диаметр цилиндра составлял 90 мм, ход поршня – 77,5 мм) с углом развала цилиндров в 50 градусов. Машина была представлена публике в 1920 году под названием Brough Superior Mark I.
Максимальная скорость мотоцикла составляла внушительные для того времени 130 км/ч, причем достигалась она на высшей 3-ей передаче, которую можно было включать уже с 13 км/ч, что свидетельствует о великолепной даже по нынешним меркам эластичности двигателя.
С 1921 года выпускались версии Mark II с 2-цилиндровыми V-образными моторами MAG объемом 996 куб. см и 746 куб. см. Данная модель продержалась на конвейере до 1924 года.
К 1923 году для первенца производства был подготовлен преемник – модель SS 80. именно с этой модели цифровое обозначение модели стало обозначать максимальную скорость мотоцикла в милях/час.
На этой модели Джордж Браф решил временно отойти от верхнеклапанной системы и использовал двигатель JAP с нижним расположением клапанов. По уже ставшей традиции мотор был 2-цилиндровый V-образный. Рабочий объем его составлял 981 куб. см (диаметр цилиндра – 85,5 мм, ход поршня – 85 мм). В зависимости от модификации мотор выдавал от 25 до 30 л.с. В 1934 году на Olympia-Show была представлена версия SS 80 Special, которая имела двигатель объемом 990 куб. см (диаметр цилиндра – 85,5 мм, ход поршня – 85,5 мм).
Естественно. Джордж не мог не использовать такой огромный потенциал своих машин, чтобы не участвовать в гонках. Поэтому свои машины он выставлял практически вовсе самые возможные и невозможные соревнования. В итоге мотоциклы Brough Superior собрали на соревнованиях целую коллекцию всевозможных побед и рекордов на гоночных треках и трассах. Сам Джордж в 1922-1923 годах принял участие в 51 горной гонке и 50 из них выиграл. Наконец, в 1924 году Берт Ле Вак на специально подготовленном Brough Superior установил абсолютный рекорд скорости для двухколесных машин – 191,590 км/ч.
Настоящим же прорывом марки стало появление новой модели, которая явилась явным развитием тех идей, которые были заложены в самый первый Brough Superior и в те машины, которые участвовали в гонках. Этой моделью стала самая знаменитая модель компании – легендарная модель SS 100.
Этот мотоцикл был представлен на Olympia-Show в ноябре 1924 года. Естественно, цифра 100 в индексе модели означала максимальную скорость в милях/час, которая в пересчете на километры составляла 160,9 км/ч.
Специально спроектированный для этой машины двухцилиндровый 1000-кубовый (85,7 мм/85 мм) верхнеклапанный двигатель JAP имел угол развала цилиндров 45 градусов, тройные клапанные пружины и все валы, вращающиеся на шарикоподшипниках. Выдавал этот двигатель 45 л.с. и имел вес всего лишь 181 кг.
Валы и шестерни трехступенчатой коробки передач изготавливались из хром-ванадиевой стали. Мотоцикл получил также новое шасси, облегченное и укороченное, с рычажной вилкой (откровенно «слизанной» у «Харлея»)
вместо «параллелограмма».
В 1925 году Джордж Браф, самолично сев за руль машины, выиграл знаменитое «Альпийское ралли». А эту победу ознаменовал тем, что, вдобавок к стандартной модели, выпустил люксовую SS100 Alpine Grand Sports, в оснащение
которой входили даже багажные кофры. Кроме улучшенной отделки, которая и в стандарте действительно соперничала по качеству с «Роллс-Ройсом», эта модификация отличалась увеличенной до 110 миль/ч (177 км/ч) максимальной скоростью.
На мотоциклы Brough Superior устанавливались моторы не только лишь известной в то время марки JAP. В 1933 году на модель SS100 был установлен мотор JTOS с высокой степень сжатия, который был оснащён 2-мя магнето, 2-мя карбюраторами и 2-мя отдельными маслонасосами. Этот монстр объёмом в 1.000 куб. см выдавал умопомрачительные 75 л.с. при 6.200 об/мин! И это все при массе мотоцикла в 181 кг.
С 1935 года стали устанавливать также моторы производства Matchless/AJS (85,5 мм/85,5 мм), которые устанавливались вместе с 4-скоростными коробками передач с ножным переключением.
Всего в период с 1926 по 1935 года была построена 281 машина с двигателями JAP, и 103 машины с двигателями Matchless/AJS с 1935 по 1940 годы. Модель SS 100 является самой знаменитой машиной, когда-либо вышедшей за ворота завода Джорджа Брафа, и она всегда останется неразрывно связанной с самым знаменитым своим владельцем – Лоуренсом Аравийским, через которого прошли 7 машин марки Brough Superior, и который погиб по дороге за восьмым.
Естественно, этими двумя моделями весь спектр машин Brough Superior не исчерпывается. В разное время были выпущены в свет и модель 680 SV (1926 г., двигатель JAP с нижним расположением клапанов, V2, рабочим объемом 680 куб. см, с диаметром цилиндра 70 мм и ходом поршня 88 мм), и модель 680 OHV (1927-1937 г.г., двигатель JAP с верхним расположением клапанов, V2, рабочий объем – 680 куб. см, диаметр цилиндра – 70 мм, ход поршня – 88 мм, мощность – 21 л.с., максимальная скорость – 80 миль/ч), и модель B.S. 11.50 (1932-1940 г.г., Двигатель: JAP, V2 с углом развала цилиндров 60º и нижним расположением клапанов, рабочий объем – 1096 куб. см, диаметр цилиндра – 85,7 мм, ход поршня – 95 мм, 2 клапана на цилиндр диаметром 45 мм, 2 распределительных вала), и модель 750 SV (1927 г., Двигатель: JAP, V2 с нижним расположением клаапанов, рабочий объем – 750 куб. см, диаметр цилиндра – 70 мм, ход поршня – 97 мм,
степень сжатия – 5:1, мощность – 18 л.с., максимальная скорость – 70 миль/ч), и модель 500 OHV (1930 г., двигатель: JAP, V2 с верхним расположением клапанов, рабочий объем – 500 куб. см, диаметр цилиндра – 62,5 мм, ход поршня – 80 мм,
степень сжатия – 7:1 (у рейсинговой версии – 9:1); было изготовлено только 9 машин и все они предназначались для гонки Турист Трофи 1930 г., из них только лишь 3 штуки дожило до наших дней).
Но не только двухцилиндровые моторы использовал Джордж для своих машин. Ограничивать себя какими-либо рамками ему никогда и не хотелось. Поэтому время от времени появлялись просто сумасшедшие машины с четырехцилиндровыми двигателями: с V-образными «четверками» (V4, рабочий объем – 994 куб. см, угол развала цилиндров – 60º, центральный распредвал, 8 клапанов, диаметр цилиндра – 58 мм, ход поршня – 91 мм), с рядными «четверками» от автомобиля Austin «Seven» (1932-1934 г.г., рабочий объем – 800 куб. см, было изготовлено всего 10 или 11 этих «рядников», которые были оснащены уникальной системой с 2-мя (!!!) колесами сзади, и при этом не были ни трайками ни сайдкарами, хотя большинство из них и использовалось с колясками).
Самой же необычной «четверкой» оснащался Brough Superior модели «Dream». Осенью 1938 года Джордж Браф представил всем на обозрение мотоцикл, двигатель которого имел оппозитно расположенные 4 цилиндра. Скажете, что это не новость? Что моторы с оппозитными четверками уже в то время делал Zundapp? Но в отличие от Zundapp-а цилиндры этого двигателя располагались не друг за другом, а в форме буквы «Н»!!! Как у «кукурузника» крылья!!! История сохранила имена конструкторов, придумавших это чудо техники – F. Dixon и H.J. Hatch.
Двигатель имел два расположенных друг над другом коленвала, которые гарантировали уравновешивание масс и гасили нежелательные вибрации. Ранняя версия мотора имела два четко выделенных цилиндра, шестеренный привод распредвалов и «квадратную» размерность цилиндров – 68 мм/68 мм. Серийный вариант двигателя имел уже общую головку на два вертикальных цилиндра, цепной привод распредвалов и иную размерность – диаметр цилиндра - 71 мм и ход поршня - 63 мм. Отсюда и объем двигателя составлял 996 куб. см.
Но Вторая мировая война нарушила планы и надежды Джорджа Брафа. Во время войны всем было уже не до мотоциклов, поэтому на заводе изготовлялись коленвалы для авиационных моторов Роллс-Ройс «Merlin», которые устанавливались на легендарные истребители «Спитфайр» и «Харрикейн». А после войны ни JAP, ни Matchless уже V-образных двоек больше не делали.
Всего за все годы с 1921 по 1940 было выпущено около 3.000 мотоциклов Brough Superior. Поэтому те машины, которые дожили до наших дней, часто бывают по цене равны иным Роллс-Ройсам. Вот уж действительно, Роллс-Ройс среди мотоциклов…
Во были времена!!!
Да можно прокатится
Странно, что статью заметили только в январе 2004 года, когда она уже около года, как висит на "ОППОЗИТЕ". При написании статьи очень многое было подчерпнуто со страницы Клуба владельцев этих мотоциклов в Англии (http://www.broughsuperiorclub.com/) и Немецкого сайта любителей мотоциклов марки Brough Superior (http://www.brough-superior.de/).
Бимммер отдыхает!!!!!!!!!
АХУ ТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Круто я бы на таком покатался
да уж , сказать нечего, монстр , да и только ...
вот только интересно, как создатель этих монстров боролся с перегревом двигателя, мне кажется простое воздушное охлаждение слабовато будет ...
Давно как то видел такие моты на буржуйском сайте,думал монтаж,теперь смотрю и просто охреневаю!!!!!!!!!!!!!!!!!
красава