Седина в бороду или история приобретения М-72Н | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Седина в бороду или история приобретения М-72Н

За два года до пятидесятилетия в очередной раз выйдя из ЗАГСа со свежим свидетельством о разводе, решил - хватит, оставшиеся пол-сознательной-жизни посвящаются сбыче мечт. Посему уехал из мегаполиса в родной пригород аж за 24км от первой столицы.

Мечт было собственно две: собака и мотоцикл. Ни то ни другое в Харькове не было позволительно - собака не жена, ее кормить и гулять надо, да и мотоциклу нужна крыша над фарой и трезвые мозги хозяина. Ну не может ведь свободный художник без снятия ежедневного стресса, а в спокойном городке пить незачем, да и не с кем уже - все бывшие давно спились. Короче, расчет был верен, ангел-хранитель был, как обычно, "за" и процесс пошел.
Мечта номер один пришла сама - девятимесячный стаффордширский терьер поскребся в калитку и остался на постой. Через две недели обнаружилась хозяйка, и Терри, он же Цезарь, удалился в alma mater... на целых двадцать минут. По истечении вышеуказанного срока я был облизан радостным возвращенцем и мы еще полгода всячески надоедали друг другу.
Однако я отвлекся.
Мечта номер два висела практически на моем заборе - "Продается мотоцикл М-72 (касик) на запчасти". Номера телефона были уже сорваны. Что такое "касик" я представлял, сочетание "М-72" - видел первый раз в жизни. За ночь скитания по NETу было уяснено, что "касиков" существует немерянное количество моделей, что подавляющее их большинство вовсе не "касики" и что я хочу М-72. По примеру Бендера и Холмса и ввиду отсутствия безпризорных были мобилизованы парочка еще живых алкашей, которые нашли искомое. М-72! С документами! На ходу! По смешной деревенской цене! Купил...



Хорошо смеется сами знаете кто. Но до этого было еще далеко. А пока я занимался любимым делом - поглощал информацию. Пару месяцев я практически жил в сети. За это время было найдено, рассортировано, архивировано и качественно проанализировано такое количество материала по отечественным оппозитам, что впору было открывать сайт конкурирующий с Oppozit.ru. (К слову - лучше сайта по данной теме просто не существует!). В общем, знатоком оппозитных нижнеклапанников (не путать со специалистом) я стал. И вот тогда началось веселье.

По документам: Модель М-72, Выпуск 1969г.(!?), Двигатель 84008, Рама 08155, Цвет черный.

Издали: Ну, М-72-колхоз.
Двигатель по номеру: ИМЗ 1954г. Рама по номеру: КМЗ 1954г.
Косынки полукруглые. Кронштейн сигнала справа сзади. Седло пассажира "унифицированное". Колеса - ромашки. Щиток подрессоренный. Передний кронштейн крепления коляски накладной. Коляска на торсионе.
Под черным с окантовкой - военно-зеленый. Верхние кожухи вилки - хром. Сломан левый кронштейн крепления фары. Протерты левые кожухи вилки. Щитки прогнившие особенно в местах усиления. Бак со вмятинами от крепления зеркала слева и крепления коляски справа. Руль изогнут слева. Выхлопные трубы ржавые, спереди плющены. Глушители - поздние "рыбки" очень мятые.

При детальном рассмотрении: "Я тебя слепила из того, что было..."
Шильды нет. Двигатель 84008. Слева под генератором 8_54. Рама 08155 (возможно 081557 - ИМЗ 1954г.). Коробка передач ИМЗ 8.101.04001. Задняя передача вообще непонятная. Генератор Г414. Реле без крышки, идентификации не подлежит. Фара ФГ-116. Бензобак по нигрипсам - К-750.

В процессе разборки: Аппарат насиловали, как могли. Если лечили, то симптомы, а не болезнь. Утром проснулся - слава богу, нет - ну и ладно...
Все мелкоизвилистые места забиты окаменевшей грязью. Последняя покраска производилась прямо поверх нее.
Передняя вилка. Трубы перьев разного времени изготовления или разных заводов, в общем - разные. Перья собраны парадоксальным образом. Нижние наконечники пружин НЕ ПРОДЕТЫ В НАКИДНЫЕ ГАЙКИ, А УПИРАЮТСЯ В НИХ. Наконечники перьев от свободного выпадения удерживаются только нижними втулками и амортизаторами (кстати с полным отсутствием масла). А поскольку штоки амортизаторов в затяжные гайки все же были ввинчены, а гайки поршней наоборот поотвинчивались в процессе, поршни амортизаторов превратились в хорошо спрессованные кусочки металла.
Траверса с маркировкой 6208153. Cтержень мостика рулевой колонки распрессован. Расколот верхний упорный подшипник, а осиротевшие шарики нашли себе новые гнезда, продавив их в стенках стержня рулевой колонки и головки рамы. Ко всему прочему была очевидно СОЗНАТЕЛЬНО сделана вмятина сзади в корпусе 116-й фары - она не желала помещаться в эту конструкцию.
Нижние трубы рамы выглядят как ноги рахита - )(. Соединение передних труб с головкой переварено и криво, рама НЕСИММЕТРИЧНА. Ось по линии: подпорка верхней трубы, пластина крепления бака, кронштейн седла, кронштейн крепления заднего щитка правее геометрической оси на 6 мм. Создается впечатление, будто переварена полностью одна сторона рамы.
Непонятная задняя передача оказалась любопытной компиляцией: Картер типа М-62 (без заливочного отверстия) с родной М-72 крышкой (тоже без заливочного отверстия). А чтобы масло передачу таки смазывало, в крышке просверлена дырочка в которую врезана обычная масленка. Разбиты оба подшипника задней передачи: игольчатый (треснувшие иглы) и радиально-упорный (выдавлен шарик сквозь обе обоймы (а выдавлен ли? Или оба кольца подшипника аккуратно рассверлены, чтобы заменить раскрошеный шарик - я уже ничему не удивлюсь)).
Задняя подвеска конкурирует с передней вилкой. В кожухе буфера левого кронштейна вместо собственно резинового буфера обнаружена пружина на весь кожух. Правый кронштейн на крышке картера просто изувечен. У стальной втулки, когда-то запрессованной, люфт миллиметра два. При перекосах она сминала стальной кожух буфера, который по мере изменения формы так же сминал и рвал запрессованный в кронштейн стальной же стакан. В итоге оба они выглядят чуть лучше, чем поршень амортизатора, попавший под собственный шток. Их не спасло даже наличие второго буфера (из левого кронштейна) над раздавленым.
Последнее потрясение во время разборки на узлы - наличие ВОДЫ (грамм двести) в коробке передач!!! Это еще круче, чем гравий в бензобаке.
И НА НЕМ ЕЗДИЛИ !!!!!

Во время этих радостных открытий мне снова попадается то же объявление о продаже М-72 на запчасти. На этот раз с телефоном. Иду. Смотрю. Блин!

К-750 1959г. рама 12393, двиг. 14693.

Мертвый. Мертвее не бывает. Последнее ТО - десять лет назад. Срок передоверенности никому неизвестных и, видимо уже мертвых, лиц таким же лицам истек четыре года назад. Последние пять лет провел под открытым небом, хотя с виду - под водой. Но оригинал! Кроме обода со стеклом фары и самодельных, но прикольных "рыбок" из нержавейки, все родное. Даже электропроводка тех лет. Пришлось купить...


Продавец (язык не поворачивается сказать - "хозяин"), даже вручая мне техпаспорт и инструкцию по эксплуатации мотоцикла К-750, упорно продолжал называть его "М-72", но я уже не спорил. Донора я не получил. Я стал коллекционером трупов. Очередное тело было отделено от коляски и помещено в склеп.

В конце концов надо было начинать с восстановления рамы Эмки. Но теория - теорией, а практика... Наколенный ремонт местных днепроводов не проходит. Спецов по старой технике просто нет, байкеры на японцах, околобайкеры тут же хватаются за болгарку - "А давай из него Харлей сделаем!". Есть, конечно, в Харькове несколько именитых реставраторов, кастомайзеров - Леонидыч, например, но к ним с этим обращаться даже стыдно.
К тому времени наступила зима. Дабы заняться любимым делом (см. выше) решил пойти на подготовку водителей категории А... и не нашел таковой! Только В! И это под истерические вопли о водительских правах даже на скутер с Нового Года. Лишь в нескольких бывших ДОСААФовских школах можно было открыть А в дополнение к В, что я и сделал. Любопытное ощущение: человека, всю жизнь принципиально НЕ ЖЕЛАЮЩЕГО водить автомобиль, запихнули за руль оного. Понравилось. Даже мысли появились прикупить что нибудь смешное. Даже было что... Бог миловал...
А время идет, железо стоит, права лежат, мысли шевелятся. Чего мне надо на самом деле? Я не фанатичный ретроман и не собираю музейные экспонаты. Я не намерен виртуозно овладевать сваркой, ковкой и шокировать народ футуристичесими кастомами. Я всего лишь хочу иметь рабочий мотоцикл (ну, пару, тройку), вызывающий чувство гордости у меня, и чувство уважения у окружающих. Ретро-внешность с современным содержанием. Идеал - Урал Ретро, отпадает по финансовым соображениям. Прочие верхнеклапанные Днепроуралы - по эстетическим. Вот если бы взять достаточно изящный, чуть ли не женственный М-72 и скрестить его с высоким, громоздким и визуально мощным К-750, не искалечив обоих при этом, да осовременить электрику, да... Тут мой дремлющий ангел зевнул и лениво ткнул крылышком в подзабытую ссылку в избранном...

"Продам мотоцикл Днепр м72 в хорошем состоянии, 12v оборудование, коробка ЗХ + еще 1 двигатель с коробкой к нему, запчасти, документы, ТО до 2012г. Цена 875 у.е."

И фотография М-72Н.

В итоге имеем:
Мотоцикл М-72Н-1, 29.V.1958.
Свечная рама, короткорычажная вилка, торсионная коляска - родное.
Фара ФГ-116, руль - кажись МТ.
Обвешан щитками, стеклами, багажником.
Околжожен поворотниками, габаритными фонарями, фонарем заднего хода, прожектором на коляске, тормозом коляски, фиксатором тормоза, эмблемами BMW и... бортовым компьютером 8(






Дальше веселее.
Родной двигатель затерялся в веках.
На мотоцикле двигатель К-750М с номерами, соответствующими ПТС ;), головками М-72, 12-вольтовым оборудованием и разнообразными датчиками.
КПП МТ-804 полуавтомат с задним ходом.
Выхлопные трубы из нержавейки, глушители от чегой-то современного.
Задняя передача - МТ, коническая пара - девятка.
В багажнике коляски 50-амперный аккумулятор.




К мотоциклу прилагается двигатель М-72 с головками К-750М, аналогичными!!! номерами, аналогично 12-вольтовый, с аналогичной КПП.

Оба движка в абсолютном порядке, не стучат, не звенят, не дымят.
И еще: 3 коробки 6204 выставочного вида, запасная рабочая короткорычажка, родная задняя передача, родные глушители (но не "рыбки"), родной руль с рычагамии и манеткой, 2 мешка новых и восстановленных запчастей, 6-вольтового оборудования, снятого с двух движков и пр.
Бонусом шла немецкая канистра 43 года.

Вот так, в угоду моим капризам, я получил совершенно рабочий и любовно ухоженный аппарат, который, при необходимости, можно восстановить в родне за полдня. Но смысл? Даже с почти современной силовой установкой он остается последним нижнеклапанником на свечной раме. Ему лишь вернуть руль с обратками, расколхозить освещение, при этом соответствуя требованиям ГАИ и убрать с глаз и дождя "компьютер" (забавная штука, жалко выбросить). И пусть живет.
А мне еще мертвых воскрешать.


Nick.OK
SHTRLZ_admin's picture

люблю ретро, но этот вариант - не очень

Nick.OK's picture

А он и не претендует на звание "ретро". Всего лишь хороший конь, проживший 52 года благодаря имплантации органов кровных родственников . А внешность исравима.

так надо бы исправлять и выставлять на всеобщее обозрение ещё один ретро. Кто если не мы будет сохранять столь ценные экземпляры которых с каждым днём становится всё меньше и меньше! Конечно это лично моё мнение братья оппозитчики, но всё же стоит задуматься... У меня сейчас тоже появилась возможность преобрести М-72

Nick.OK's picture

Да кто бы спорил... Просто он пока в том виде, в каком я его приобрел (две недели тому назад). Еще не вечер. Доживем до весны.

Nick.OK's picture

Кстати, параллельно продавался еще один аналог, но в комплектации "как есть", за 1500$ и, похоже, с одним только техпаспортом. Такая же компиляция, разве что с более ранней вилкой и родным фонариком. Я не думаю, что сделал неправильный выбор, купив то, что я купил.


Не каждый найдёт у себя в кармане 1500$. Я нашёл всего за пять штук р. довольно в не плохом состоянии.

URAL650SM's picture

а чё там за навороты в раёне бензокрана ?

Nick.OK's picture

Расходомер топлива, а в баке - датчик уровня, и все это идет к вышеупомянутому "автокомпьютеру". Кулибинские разработки на базе нашего небезизвестного завода "космической и околокосмической электроники" им. Шевченко. Вообще там очень много лишнего, хотя это и понятно - при доступе к такой материальной базе грех было не попользоваться.

URAL650SM's picture

нормально. а он при такой доступности технологий часом не летает ? 8-)

Nick.OK's picture

Я тоже спрашивал... Говорят: не успели, завод прикрылся...

URAL650SM's picture

да народ постарался. довольно аккуратно всё. ещё бы лишнее убрать.
а рядом с карданом чё за рычаг ?

Nick.OK's picture

"Ручник". Убрал сразу ввиду абсолютного отсутствия эстетики, удобства и надежности. Как и прочее реально лишнее. Кстати, расчитывал убрать и коляску, поскольку никогда в жизни с ней не ездил и даже не собирался, но попробовал... и вошел во вкус. А как одиночку к весне реанимирую один из трупов (эмку, конечно) . Благо есть теперь чем.

URAL650SM's picture

удачи.
я б тоже от 72ого не отказался. но пока не находиться. может когда нибудь. а пока вот
http://old.oppozit.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=53675
правда немного лишнего всё же будет -повороты и стопарь.

Активные обсуждения форума

User login