Следим за температурой двигателя
Много уже говорилось и писалось о необходимости контроля температуры двигателя.Всегда хочется знать - как там ему родному "дышится" и не пора ли остановиться и дать ему остыть.
Тема очень животрепещущая и не единожды обсуждалась на нашем сайте (взять к примеру статью Valetа от 22/12/2003).
Сделав поиск в архиве сайта я так и не нашёл простого решения этой проблемы,хотя, наверняка, многие уже сделали себе то, о чем я хочу рассказать. Ничего нового я не изобрёл.
Итак, вот как сделал я. Поскольку живём мы в 21 веке, то и пользоваться нужно современными технологиями, т.е. электроникой, а не пытаться искать приборы от каких-то списанных самолётов. На радиорынке свободно продаются электронные термометры, выполненные на основе программируемых микроконтроллеров. Собирает какое-то НПО или НПП,но сборка качественная Цена около 50 грв.(250 руб.). Кто с электроникой на «ты» может собрать сам, схемы, кажется, были в журналах «Радио». Вот как он выглядит (фото 1):
При установке исходим из двух постулатов:
1. По инструкции, при эксплуатации двигателя его температура не должна превышать 200-220оС. Значит, термометр должен иметь диапазон измерения до 250оС.Такой и следует покупать.
2. Левый цилиндр греется больше правого, поэтому датчик устанавливаем на левый.
Оптимальным местом для установки является ребро головки цилиндра,т.к. зто наиболее приближенное место к самой горячей точке (фото 2).
Датчик представляет собой термопару, помещённую в цилиндрик из бронзы и залитый красным герметиком. Возможны другие конструктивные исполнения,тогда нужно конструировать из уже имеющегося. Аккуратно извлекаем датчик оттуда.
Для закрепления датчика на головке изготавливаем кронштейн из какого-нибудь куска алюминия. Я использовал старый замок (см. фото 3).После опиливания получаем вот такое (см. фото 4). Сверлим в нём глухое отверстие по диаметру цилиндрика датчика,чтобы затем запрессовать его туда с натягом.
Отверстия для крепления кронштейна d=3.1мм сверлим под углом,чтобы он легко снимался отвёрткой (фото 5). В ребре головки сверлим по месту и нарезаем резьбу М3.
Провода, идущие от датчика, отпаиваем от схемы,предварительно пометив полярность.Затем, для защиты от случайного обрыва и оплавления, протягиваем их в оболочку от старого троса. Она является как-бы металлорукавом (Фото 6).
В цилиндрике рассверливаем отверстие до d=3,5мм и глубиной примерно 5мм чтобы вставить в него оболочку вместе с датчиком (предварительно наполнив термопастой). Если оболочку, вращая против часовой стрелки,вставить в цилиндрик, то она как пружина сжимается и легко входит,а распрямившись крепко держится.Место стыка можно пропаять.
После этого на оболочку одеваем яркую термоусадочную трубку.
Место закрепления кронштейна на ребре головки смазываем термопроводной пастой.
Теперь делаем отверстие в щитке приборов или кому где нравится (фото 7). Размеры отверстия должны быть на 1мм меньше,чем размеры индикатора (зачем - скажу ниже). Снизу щитка просто припаиваем П-образные кронштейны для крепления схемы (фото 8). Вот как выглядит после установки (фото 9 ).
Для защиты от осадков внутренностей приборного щитка, снизу перед установкой можно скотчем приклеить прозрачную плёнку от упаковки типа целлулоида.Индикатор при установке поджимает её к металлу (для этого и делаем отверстие меньше на 1мм).Можно попробовать и герметик.
Вот и всё. К сожалению, ничего не могу сказать по поводу эксплуатации прибора, т.к. мот еще только собираю, да и не сезон. Если кто поставит и раньше опробует - буду рад услышать отзывы. А может у кого уже стоит - пишите!
В заключение несколько характеристик термометра:
- диапазон измеряемых температур : -60 +250 град.С
- погрешность измерения : 1 град.С
- напряжение питания : 8-30 В (!)
Вот вам фирма продающая эту лабуду.
http://www.ani-pcb.com.ua/index.php?id=4680&show=4nalbum&do=showgall&gid...
В своём городе нашёл такой термометр, но диапозон маловат - максимум до + 100. Знает кто как исправить?
DISSA72, вот вот! Поддерживаю вопрос!
Полное название термометра укажи, а то как то не то, заходиш в аптеку и просиш термометр, а он зараза стеклянный ;)
Еще бы ссылочку на производителя этого термометра... А то у нас в городе я с такими ни разу еще не сталкивался....
Кто знает где такой достать можно?
А название у этого чуда есть? Или где его можна в нете заказать?
Хуйнёй не страдайте, ебальник воздухом от горшков начинает жеч-надо остановится остыть
надо попробывать идейка прикольная
Отцы, а я скоро термограмму горячего двигателя 650СС сделать смогу. у нас на работе тепловизор есть. Если не забуду. Если кто напомнит - сделаю и вышлю.
может непонятно написал: если сведодиодная панель светится зелёным, то светофильтр должен пропускать только такой же зелёный, тогда солнце не помеха.
Померяй подмышку :) (там 36,6)
А чтобы светодиодная панель хорошо читалась, надо подобрать светофильтр по цвету. Кусок цветного оргстекла подойдёт, главное чтобы оно пропускало из всего спектра только частоты, излучаемые светодиодами. При этом чем темнее оно будет, тем лучше будут читаться показания прибора в солнечный день. Вырезать прямоугольник, и вклеить его с внутренней стороны в отверстие на приборной панели.
ЗЫ: я опытный инженер и начинающий мотоциклист
если на то пошло, я тоже вставлю свои пять копеек. Есть такая штука как устройство дистанционного замера температуры (пирометр). Тот, которым я на работе пользовался имеет размер небольшого пистолета с очень коротким сволом и экранчиком ЖКИ на месте курка. Питается сиё чудо от кроны, весит грамм 100, дальность действия...метров на 100 меряет. Нацеливание на предмет измерения производится с помощью лазерного целеуказателя. Точного диапазона не знаю, 200 С показывает, точность до десятых. Кстати, средняя температура кожи человека - 32 градуса. Все трупы ходячие :-)
Оно и туда подойдёт, или два поставь.
вообщето надо измерять температуру МАСЛА
Можно пройтись по соседним котельным и сие чудо у КИПовцев за 0,5л.
suxxx, найти можно у кукурузнике. На аэродроме. В интернете у дельтапланеристов(дорого)
Можно купить в Таганроге ТЦТ-9, но он с одной стрелкой и стоит около 1500р. Мерять масло это полный сакс. Когда масло нагреется, то поршни уже заклинят давно в цилиндре. Инерционность большая.
atos, да никто вобщемто неспорит... Сам хотел делать электронную схему на светодиодах, но потом практичесски случайно нашёл этот прибор(ТЦТ), потом ещё нашёл, а потом, когда начал целенаправленно искать такие термометры, нашёл ещё один и знаю где есть ещё один=)
Так что если все сложится удачно, вполне возможно, смогу желающим передать пару этих чудесных приборов=))))
Могу подсказать ещё вот что: цифровые тестеры имеют в себе термометр, ЖК экран. Можнл прямо такой вмонтировать в приборку.
Поиск выдал интересную ссылку - http://www.tdteplocontrol.ru/
ТКП-60С с длиной капилляра от 1,6 до 2,5 м. стоит сиё чудо 1201.83
atos, на этом экранчике в солнечный день абсолютно нихрена не видно, надо использовать ЖКИ или стрелку
Други!Ещё раз намекаю:-Берёшь манометрический термометр,напр.ТКП-60С,лепишь его куда приятно глазу,датчик суёшь меж рёбер,пусть,левого горшка,и типа всё-сидишь, любуешся!Где взять?Набери название в любом поисковике и укажи свой регион!
interceptor
Дружище,бесспорно твоя штука не хуже и,возможно,за счёт местоположения датчика может показывать точнее.Но не кеаждый может достать такую штукенцию от самолёта,а здесь вещь более доступная,компактная и легко читаемая.
По поводу разницы температур цилиндров Vano_Днiпро ответил абсолютно правильно,об этом кстати написано в книге ещё 1961 года издания.
Я думаю,что температура левого котла больше градусов на 10-20. А вообще,смысл всей конструкции,чтобы не доводить нагрев более190 градусов (примерно) и всё время видеть показания.
Различие в показаниях (под свечой и на ребре) должно быть не очень большим,этим можно пренебречь.
glebosу и krinу
По поводу схемы. Пожалуй не стоит ёе искать и самому спаивать.Я сам хотел сначала заморочиться,т.к. схемы паяю с детства.Но, дело в том, что там стоит программируемый микроконтроллер (из-за чего она такая компактная).Его надо программировать с помощью спец. устройства и знающим людям.Поэтому лучше не париться, а купить готовое устройство. Если самому собирать и программировать - выйдет по цене то же самое.
(ведь в комплекте датчик,провода и готовая настройка на истинную температуру).
У левого и правого цилиндров есть различия в системе смазки-это раз. Втрое - возможно карбы настроены по-разному (если, конечно, у тебя их два). Третье-возможно в одном из цилиндров зазоры клапанов не отрегулированы. Четвёртое-возможно в одном из горшков нагара больше чем в другом (ну мало-ли, одну голову снял, почистил, отрегулировал, а другую-нет. Пятое- колска тоже влияет на охлаждение цилиндра (вдруг она (кояска) у тебя стоит?) Да и вообще редко такое увидишь, чтобы у паразитов горшки одинаково нагревались...
имненно для этой приблуды на панели, чот я валетовскую сматрел хм непохож что ана === выниси схемку плиз в коменты,спс
над попробовать, да и крепить лучше зеркально от свечи???
Yarikusa, я мерил промышленными термометрами(про их точность ничего не могу сказать) и у меня получалась разница 10-15 градусов.
Ну и на сколько температура левого котла больше?
Существуют градусники манометрического типа.Очень удобно монтировать.Не все-ж паять умеют!
Нужно не на герметик садить, с термрпастуой, а потом уже чем-то закрепить
Yarikusa, левый греется сильнее из-за направления вращения КВ, который разбрызгивает больше масла на правый, а до левого долетают совсем крохи. Коляска здесь не при чём.
Всетаки лучше делать датчики на оба цилиндра, и температура 220 град у нас под свечей, а не на ребрах головы.
Yarikusa
Левый цилиндр греется сильнее тока на люлечнике.
interceptor, блин, а где такой найти можно?
и ещё вопрос: а не достовернее ли будет мерять температуру масла? (планируется переделка масляной системы в корне), так вот, если 200 - 220 градусов на цилиндрах, то какая температура должна быть у масла?
2. Левый цилиндр греется больше правого
ОБЬЯСНИТЕ ПОЧЕМУ!!!
Ну не скажи.... термометры от авиа техники рулят.
К примеру 2ТЦТ-47. Диапозон измерения 50-300 градусов цельсия. Датчик - простая термопара. Сам прибор имеет в своём корпусе ДВА независимых указателя. Как раз на левый и правый цилиндр. Стрелки направлены с краёв внутрь. Можно о равномерности работы цилиндров судить по их температуре.
Внешнего питания НЕ требует. Можнео смотреть на сколько остыл двигатель не включая зажигание. Датчик находится в самом теплонагруженном месте двигателя - под свечёй(правда я чуть ниже размещу датчик, зеркально от свечи).
Тряски, давления, влаги, перепадов высот(хехе) не боится.
Минусы - вес. Прибор весит 700грамм. Но я исхитрился и поместил его в то же место что и у тебя.
Эта же статья, только с целыми картинками: http://moto.z16.ru/gallery/izh/198-skhema-jelektrooborudovanija-motocikl...
Жаль картинки где-то слетели.
Но могу отписаться по впечатлениям после 3-х лет использования.
Единственный недостаток - да,действительно, в солнечную погоду индикатор плохо видно. Противосолнечный козырек позволил частично решить эту проблему. Но всё-таки лучше применять индикатор красного свечения. Пришлось также заново пропаять дорожки схемы,т.к. она видимо не рассчитана на вибрацию.
В остальном - одни плюсы. Теперь без показаний прибора уже,наверное, не смогу ездить. Постоянно на него поглядываю и контролирую режим. В прошлом сезоне попались голимые поршни,сделанные видимо из вилок-ложек. При перегреве постоянно случались прихваты.Определил,что происходит это при определенной температуре,поэтому ездил не доводя на 3-5 градусов до неё.
Ещё один плюс - возможность регулировать синхронность работы карбюраторов на холостом ходу и даже в движении. Для этого пришлось поставить датчик на вторую голову. Повышенная температура на одном из цилиндров точно указывает о том,что туда поступает больше топлива,следовательно,там винтик нужно немного прикрутить (или увеличить зазор на тросике в случае движения). Предвижу возражения,что этот метод не точен,т.к. трение в цилиндрах разное,поршни по разному смазываются внутри и т.п и т.д.,но мне этот метод реально помогает,т.к. я сразу вижу результат на индикаторе и по работе мотора.
Поэтому, мой пункт в начале статьи о том,что левый цилиндр греется больше правого следует аннулировать. А также следует устанавливать датчики сразу на оба цилиндра. Переключение осуществляется обычным микротумблером.
Ну,вот и всё пока.
Кстати, некоторые из моих друзей уже поставили себе такой прибор,даже имея масляный радиатор.И особой разницы в температуре между нами нет.Но это уже другая тема...
Штирлиц,а нельзя ли восстановить картинки или дать работающую ссылочку?
Поддерживаю! Обновите фотки.