К-68: ОПИСАНИЕ И ЧЕРТЕЖ
(мото 9/94 стр 30)
Как говорится, и тридцати лет не прошло - на Санкт-Петербургском карбюраторном заводе "Пекар" (бывший "Ленкарз") возобновлен выпуск карбюраторов с цилиндрическим дросселем. Прокричим "Ура!" подбросим в воздух чепчики и разберемся, чем же так пло.и были карбюраторы с плоским дросселем - К-62, К-63, К-65 (по большому счету, ничем друг от друга не отличающиеся) и чем хорош "новорожденный "?
Слово - заместителю главного конструктора АО "Пекар" С.Нюренбергу.
Начнем с того, что еще при изготовлении в размеры деталей карбюраторов вносились немалые погрешности. Затем, уже при внутризаводской транспортировке и сборке, а в дальнейшем - и входе эксплуатации, П-образные дроссельные золотники теряли
первоначальную форму. Работая в практически необработанном колодце приблизительно прямоугольной формы, золотники обеспечивали характеристики, весьма отдаленно напоминающие эталонные. Кроме того, тонкая и высоко закрепленная игла под действием потока смеси сильно вибрировала, из-за чего быстро изнашивалась пара "игла-распылитель". Все это, вместе взятое, приводило к большому разбросу характеристик карбюратора, ухудшению динамики мотоцикла в целом и существенному (10-15 процентов) увеличению расхода топлива.
Поэтому на смену карбюраторам с плоским дросселем был разработан новый карбюратор К-68, которым мотоциклы производства России, Украины и Белоруссии будут оснащаться уже с 1994 года.
При создании К-68 конструкторам пришлось немало поработать, чтобы прибор отвечал многочисленным, зачастую противоречащим друг другу требованиям. В частности, новый карбюратор по габаритным и установочным размерам должен был быть взаимозаменяем со старыми, чтобы у производителей мототехники не возникало трудностей при переходе с К-65 на К-68.
Главная же задача разработчиков состояла в том, чтобы конструктивно обеспечить повторение эталонных характеристик на множестве серийных карбюраторов.
Итак, какие же особенности у "шестьдесят восьмого"?
Первую, и самую главную - литой цилиндрический дроссель - мы уже упоминали. Надо только добавить, что соприкасающиеся поверхности дросселя и колодца тщательно обработаны и на них нанесено износостойкое покрытие. Возвратная пружина 5 (см.рис.1) опирается на нижнюю стенку дросселя, благодаря чему увеличена ее длина и число витков. В то же время усилие сжатия уменьшено до 15-25Н (у К-65 - 25-30 Н).
С целью повышения скорости воздушного потока у распылителя и обеспечения плавного управления скоростью мотоцикла, диффузор карбюратора имеет форму овала, вытянутого в направлении перемещения дросселя.
Дозирующая игла 11 стала в полтора раза короче и легче. Она крепится к нижней стенке дросселя и дополнительно поджимается в сторону двигателя специальной пружиной 13 с шариком 14. Предусмотрена коррекция ее положения с шагом 0,8 мм.
Модернизирован топливный клапан 36, что в сочетании со съемным латунным седлом 35 повышает эксплуатационную надежность и улучшает ремонтопригодность.
Винт подъема дросселя 24 расположен горизонтально и упирается в наклонную плоскость в нижней части дросселя. Это позволяет более точно и плавно регулировать обороты холостого хода.
Карбюратор оснащен балансировочной системой, представляющей собой множество каналов, соединяющих надтопливное пространство поплавковой камеры с атмосферой. Задача этой системы - обеспечивать в камере (а значит - и на входе в дозирующие системы) постоянное, близкое к атмосферному, давление.
Балансировочная система оснащена штуцером, что позволяет с помощью шланга отводить излишки топлива из карбюратора (например, при использовании утопителя) в резервную емкость, а не на землю.
Поплавковая камера со всей "начинкой", за исключением топливного клапана, осталась неизменной. Также не изменился и обогатитель (пусковое устройство), который выпускается в четырех вариантах - с тросовым или автономным приводом, с отдельным топливным колодцем 47 или без него. Во втором случае расход топлива ограничивается жиклером 44. Имеется и вариант карбюратора
вообще без дополнительного пускового устройства.
Основные детали карбюратора (корпус, крышка, дроссель и поплавковая камера) выполнены из легких сплавов, благодаря чему карбюратор в сборе весит всего полкилограмма (К-65 почти вдвое тяжелее).
Регулировка карбюратора на двигателе аналогична регулировке К-65, за исключением, пожалуй, иного расположения винта подъема дросселя.
Испытания показали, что К-68 на 15-20 процентов экономичнее и гораздо долговечнее своих предшественников. Надеемся, мотоциклисты оценят его по достоинству.
Рис.1. Устройство карбюратора:
1. тросики привода; 2. защитные колпачки; 3. направляющая троса; 4. крышка дроссельного колодца; 5. пружина дросселя; 6. уплотнительное кольцо; 7. корпус; 8. дроссель; 9. муфта троса; 10. стопор муфты; 11. игла дросселя; 12. замок иглы; 13. пружина поджатия иглы; 14. шарин; 15. воздушный канал главной системы; 16. прокладка крышки поплавковой камеры; 17. крышка поплавковой камеры; 18. распылитель; 19. главный топливный жиклер; 20. дозирующая трубка системы холостого хода; 21. стопорная шайба; 22. дренажное отверстие; 23. утолитель поплавка; 24. винт подъема дросселя; 25. пружина винта; 26. топливоподводящий штуцер; |
27. балансировочный штуцер; 28. балансировочный канал поплавковой камеры; 29. регулировочный винт системы холостого хода; 30. пружина винта; 31. смесительная камера; 32,34. переходные отверстия системы холостого хода; 33. воздушный канал холостого хода; 35. седло топливного клапана; 36. топливный клапан в сборе; 37. регулировочный элемент; 38. поплавок; 39. канал пускового устройства; 40. ось поплавков; 41. воздушный канал; 42. плунжер пускового устройства в сборе; 43. уплотнительное кольцо; 44. жиклер; 45. игла корректора-обогатителя; 46. отверстие дозирующее; 47. топливный колодец; 48. топливный канал пускового устройства; 49. игла пускового устройства; 50. пружина плунжера; 51. направляющая пружины; 52. шток управления пусковым устройством. |
С. Нюренберг
С.-Петербург
"Балансировочная система оснащена штуцером, что позволяет с помощью шланга отводить излишки топлива из карбюратора (например, при использовании утопителя) в резервную емкость, а не на землю."
А сама эта резервная ёмкость и где? Получается, на земле.
кто подскажет какой размер?
60 мм
Возьми "ШЦ" да замерь.......
какая полезная статья!
Увидел на одном калясыче, что балансировочный штуцер соединен шлангочкой со вторым карбом. Какие последствия и нафига это нужно????? Первый раз такое вижу. Что-то типа инерционного наддува :)
Как это зачем?!!!!
Синхронная работа цилиндров важна? Важна.
Так вот: если на одном карбе игольчатый клапан или поплавок начнут "лить", то заливать будет оба цилиндра и они синхронно встанут!))))