ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТЕКЛОПЛАСТИКОВЫХ ДЕТАЛЕЙ | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТЕКЛОПЛАСТИКОВЫХ ДЕТАЛЕЙ

Инструкция по изготовлению стеклопластика методом ручного формования на основе смолы М105ТВ TC TA (Ashland).

Суть метода: в подготовленную определённым способом оснастку (матрицу) наносится защитно-декоративный слой «гелькоут». Данный слой формирует наружную поверхность будущего изделия того цвета, который требует заказчик, кроме того данный слой предохраняет изделие от пагубного влияния ультрафиолета, химически активных сред, воздействия воды.

Суть метода: в подготовленную определённым способом оснастку (матрицу) наносится защитно-декоративный слой «гелькоут». Данный слой формирует наружную поверхность будущего изделия того цвета, который требует заказчик, кроме того данный слой предохраняет изделие от пагубного влияния ультрафиолета, химически активных сред, воздействия воды.
После высыхания гелькоута выклеивается изделие с помощью валика или кисти из стеклонаполнителя (стеклоткани, стекломата), пропитанного связующим (полиэфирной смолой). После отверждения изделие извлекается из формы и подвергается механообработке( обрезка излишков по краям изделия, высверливание отверстий.

1 Первая стадия – изготовление болвана, который может изготавливаться по чертежам отдельно из древесины, фанеры, металла, гипса, либо за основу может быть взят прототип. Главное – поверхность болвана (фальшизделия) должна быть идеально обработана, т.к. от этого зависит качество поверхности изделия. Обработку осуществляют грунтовкой, шпатлевкой, покрывают лаком с последующей полировкой в три слоя. Для защиты поверхности от воздействия стирола ее покрывают CRA 5. Лак отвердевает в течение недели (не менее).
Далее поверхность болвана обрабатывается воском Blue Wax тонким ровным слоем, количество слоев воска 4-5, каждый из которых просыхает не менее трех часов. Последний слой воска сохнет не менее 12 часов.
После чего наносят разделительную пленку CRA 5.
На обработанную поверхность болвана необходимо установить закладные детали (направляющие, съемники и т.п.), прикрепив их двусторонним скотчем или кусочком формовочного воска, разогретого в руках.

2 Изготовление матрицы.(Серийное производство)
Материалы: Смола G300 TRB, гелькоут GS75400 S(H), DGT75200 H(S), индекс H-нанесение кистью, S- распылителем. Так как к матрице предъявляются повышенные механические свойства, то использовать рекомендуют именно эти материалы, для обычного изделия их использовать нецелесообразно с экономической точки зрения.

2.1 Нанесение гелькоута.
Необходимое количество гелькоута (600-900 гр/м2) наливается в чистую сухую емкость (пластиковую). Затем добавляется отвердитель (ПМЭК) Бутанокс М-50 в количестве 1,5-2,5 % на массу гелькоута. (на один килограмм гелькоута 15-25 грамм отвердителя). Перемешивать гелькоут с отвердителем необходимо чистой сухой пластиковой или деревянной палочкой, но следует обратить внимание на то, что перемешивание должно быть тщательным, но неинтенсивным для того, чтобы избежать возникновения микропузырей, которые в последствии могут привести к возникновению микрораковин на конечном, готовом изделии. Мягкой длинношерстной кистью наносят гелькоут в два слоя. Ее основание желательно предварительно проклеить смолой или клеем ПВА, чтобы избежать выпадения ворса. Гелькоут следует наносить легкими движениями кисти в одном направлении, затем в перпендикулярном первому слою до толщины 400-800 микрон. Требуется обратить внимание на равномерность нанесения гелькоута по всей поверхности. Излишнее количество гелькоута может привести к растрескиванию слоя гелькоута на готовом изделии, а также к другим дефектам.
Второй слой наносится через 3-6 часов после первого (Гелькоуту необходимо отвердеть (дать высохнуть) до состояния «до отлипа» (когда на ощупь он липкий, но уже не пачкается). Гелькоут не рекомендут сушить более 12 часов.
Толщина первого слоя 0,6 мм, второго – 0,6 …0,8 мм.

2.2 Нанесение смолы
Далее смешивают смолу с пероксидом (1,5% к весу смолы) в объеме на 20 минут работы. Наносится смола кистью либо овчинным валиком достаточно равномерным толстым слоем, вес связующего должен превышать вес стеклонаполнителя не менее чем в два раза.
Далее на смолу укладывается предварительно раскроенный слой вуали, а следом предварительно раскроенный слоем стекломата М705-(300;450), рогожи (Т-11-ГВС-9). Швы первого слоя стеклонаполнителя укладываются край к краю, аккуратно, чтобы не было нахлестов и открытой поверхности.
Далее через 2-3 минуты после выкладки стеклонаполнителя, поверхность начинает обрабатываться прикаточными валиками. В результате чего удаляются воздушные пузыри «чижи». Если смолы не хватает, то ее добавляют сверху ткани, но этого надо избегать.
Для первого слоя важно получить равномерный слой без сгустков и «чижей».
Далее, когда первый слой полностью пропитался его оставляют затвердевать, когда выклеенный слой уже не липнет излишки ткани по краям обрезают острым ножом. После чего деталь оставляют на ночь затвердевать.
На второй день проверяют качество первого слоя и если обнаруживают «чижи», то их аккуратно вырезают ножом, чтобы потом они заполнились смолой.
Всего выклеивают четыре слоя аналогичным образом, только без вуали. Общая толщина готовой оболочки матрицы составляет 5-8 мм. Готовую оболочку оставляют отвердевать еще на двое суток.
Далее приступают к выклеиванию каркасного слоя. В зависимости от требований к матрице применяют разные материалы для выклеивания каркасного слоя. При выклеивании каркасного слоя без усилений применяют в качестве каркасных нитей прямой ровинг 2400 tex. Выклеивают два слоя, при этом первый слой выдерживают не менее недели.
Далее, когда усиления готовы отклеивается пленка, отшлифовывается поверхность оболочки матрицы и приклеиваются усиления одним или двумя слоями стеклоткани сатинового плетения.

3 Изготовление изделия.
Материалы: Смола M105TB, G101TPB, гелькоут GE ***** S(H), *******-маркировка (есть под окраску) цвета.Стекломатериалы: стекломат М705-300(450;600)-125, где 300; 450; 600-плотность грамм на метр квадратный, стеклоткань T11 гвс, СЭ 01, стеклорогожа ТР03, ТР07.

3.1Подготовка материала к работе.
Очень важный момент перед началом работы с полиэфирными смолами - это температура используемого материала, оснастки, а также инструмента. Рекомендованная рабочая температура как для помещения, так и для всего вышеперечисленного должна составлять 23о-25о С.

3.2 Нанесение гелькоута.
После того, как вы перемешали гелькоут с отвердителем, гелькоут наносится на чистую подготовленную поверхность оснастки (матрицу), обработанную разделительным агентом (Восками: Blue Wax или Hi-low (сухой фланелью), или спиртом CRA-5чистой кистью).

3.2 Ламинирование
Когда гелькоут высох, мы переходим к непосредственному формованию изделия.
Соотношение смолы и стекломатериала (стекломата) составляет: 70% смолы - 30% стекломата (700 грамм смолы - 300 грамм стекломата).
В подготовленную смолу добавляется 1-1,5% отвердителя Бутанокс М-50 (ПМЭК). Так же, как и гелькоут, смола перемешивается тщательно, но не интенсивно, и наносится другой, также чистой проклеенной кистью на поверхность с отвердевшим гелькоутом в количестве 20-30% от предполагаемой массы смолы для наилучшей адгезии стекломата к гелькоуту, также это поможет избежать возникновения воздушных пузырей в ламинате. После этого укладывается стекломат, на него наносятся остатки смолы (80-70% общей массы смолы), и прикатывается специальным прикаточным валиком (валики могут быть как металлическими, так и фторопластовыми) или кистью, удаляя все возникшие воздушные пузыри. Постарайтесь не допускать скопления излишков смолы, т.к. смола без наполнителя (в свободном состоянии) имеет сильную реакционную способность, что может привести к различным дефектам на конечном изделии.
Изделие может быть изъято из формы после отвердения смолы в зависимости от типа выбранной смолы. Например, на смоле М105 ТА (время гелеобразования 20 минут), при всех вышеуказанных условиях изделие можно снять через 40 минут, но оно должно пройти последующее отверждение.

Anonymous (пешеход)
oldmotor696's picture

Кому все таки интересно могу подсказать. Более серьезно без умных слов:)

oldmotor696's picture

Кто ни когда не видел этого процесса то забудьте про это.даже если видели забудьте.денег не куда девать.даже профи имеют геморой с этим.говорю так потому что это моя работа этот пластик чтоб ему:)

да без фотки не разобрать!!!

ssh's picture

Мои друзья-судомоделисты делают корпуса лодок по технологии описанной sterh. А для облегчения используют следующий прием: между слоями ткани (стекло, карбон, кевлар) закладываются смазанные смолой тонкие (~1 мм) пластины плотного пенопласта, который весь истыкан дырочками диаметром в 1мм на расстоянии 5-8 мм друг от друга. Все это в полиэтиленовый мешок и к вакуумному насосу до полимеризации смолы. Пенопласт потом вымывается растворителем и остается превосходная трехмерная структура. Плохо подходит для бензобаков, зато корпусные детали, облицовки всякие делать - самое то.

vizitor's picture

фото в студию

а картинки?

я знаю, что кроме полиэфирных и эпоксидных смол есть ещё акриловые холодного твержения, они очень быстро застывают (за час уже твердая), стоят, например 5 баксов за 100 грамм (с отвердителем и разделительным лаком) и технология их использования подобная. Сам пользуюсь, но пока только методом заливки (тупо в пластилин, а не в гипс). Кому что интересно - спрашивайте... Кто что еще знает по этому поводу - пишите, плиз...

делал на работе задние стопы на мерен "шефа".запихиваеш болван с уже нанесённым слоем смолы и стекляшки в целофановый мешок и подрубаеш вакуумный насос!!!поверхность-сказка!!!
и плотность пластика выше.

Захар's picture

Вопрос не как, а можно ли?
Спасибо!

Захар's picture

Programmer мыло можно также растворить в горячей воде 1/3(мыло/вода) и горячим наносить на болванку(достаточно 2 слоя только равномерно и без пропусков) - проверено!!!
А можно сделать пластивовый бак? Менты не будут возникать?

Захар's picture

Programmer мыло можно также растворить в горячей воде 1/3(мыло/вода) и горычим наносить на болванку(достаточно 2 слоя только равномерно и без пропусков) - проверено!!!
А можно сделать пластивовый бак? Менту не будут возникать?

programmer согласен с тобой( а главное дешево)

Воск и парафин - херня, тяжело отмыть, Лучше несколько слоёв взбитого хоз. мыла!

Terryk's picture

2 sterh вощение применяется не только при использование гелькоута, просто так намного проще отдрать изделие от матрицы или болвана. А гелькоут - по сути тот же компаунд только окрашеный стойким краситилем. Вообще шас пошла мода на изделия с видимой основой, как например тотже карбон, некоторым нравится д опупения. А ПВА - по сути заменитель тогоже вощения, если мне память не изменяет то так называлась хрень в балончике, там какието хитрые спирты и тот же воск - хотя мож и обознался.

Хочу поблагодарить автора за подробное описание процесса изготовления стеклопластика.Хотя для себя я ничего нового не узнал, кроме марки смолы(наверное она не отечественного производства).Я сам собирался написать подобную статью,но все как-то руки не доходили.Я сам авиамоделист и приходится делать планера (3-х метровые) подобным способом(матричной формовкой).Расскажу о некоторых оличиях: 1)закладываю в матрицу сразу все слои стаклоткани и стекловолокна(поочередно пропитывая каждый слой) и затем матрицу помещаю в вакуумный мешок(при этом происходит уплотнение слоев) до полимеризации смолы. Пресование повышает прочность и позволяет уменьшить массу изделия. 2)Для получения окрашенной поверхности вместо воска и "ГЕлькоут"а наносим на матрицу хрень под названием PVA(точно название и маркировку не помню), затем наносим краску(пульверизатором)как при обычной покраске в несколько слоев и т.п. прямо на PVA, после засыхания краски и вот только потом наносим слой смолы(валиком) и т.д.
ТАКим же спосибом осуществляем формование угля(углепластика),кевлара
Да такой способ трудоемок и неоправдан при изготовлении единичных изделий
ЗЫ:может еще что дополню...

DOGER's picture

для пахея и всех. для того чтоб пузырей не было, накладывается на матрицу сухая !стеклоткань, промазываем её кистью с эпоксидкой.
второй слой на сырой первый также, сухая ткань -кисть с клеем. и будет щастье!

VALET совершенно прав про "буржуйское мелко-серийное производство" - так яхты делают... И мотолодки... Не самые дешевые.

Конечно болван, никакой матрицы. О ней говорится только для больее обьёмного понимания процесса. Все материалы продаются на развес (розлив). В гараже всё сделать реально, главное температурный режим и акуратность. Парафин разьест и изделие не снимешь, надо воск.

Terryk's picture

2 Пахей - конечно геморно, и сесьно в тепле делать нада, а пузирьки - тоже меня в свое время достали :( нужно валиком аккуратно прикатывать, ниче уж не поделать, да и изделие у тебя как вижу уж очень сложное, но рулит... 2 ВАЛЕТ А материалы - полно, обикновенный епоксидный клей, прада это самый худшый вариант сильная усадка, лучше конечно гдето разжится полиефиркой нормальной, я тут одну фирму надыбал - попробую у них намутить какието остатки. И парафин - совсем нето, уж поверь мне, вощина рулит адназначно, она пластичней и технолочней, установлено методом проб и обшибок.

Меня терзают смутные подозрения, что все описанные материалы продаются в бочках или флягах и стоят весьма конкретные бабки. Да и сам процесс явно расчитан на буржуйское мелко-серийное производство. Можно сделать гораздо проще - как Terryk описал. Пенопласт, алебастер, лак НЦ, парафиновые свечки - наши лучшие друзья в изготовлении матриц и пуансонов. Кстати если нужна стеклоткань, могу дать наводку где её можно спи..взять взаймы :). Есть свежая теплотрасса в Москве.

Terryk's picture

бла-бла-бла все красиво - но все нито, ИМХО нафиг изготавливать матрицу которую используеш единажды и потом нафиг выкидаеш, все продвинутые композитчики идут совсем другим путем. Болван изготовляется из пенопласта и монтажной полиуритановой пенки, далее оклеивается папье-маше, тоесть кусочками газеты с клеем ПВА на треть разведенный водой, далее неровности виравниваются гипсом или пластелином, шлифуется до приличного состояния (относиьтельно), есчо раз порклеевается папиросной или другой тонкой бумагой и лакуется нитролаком в несколько слоев, вощится обыкновенным хорошим пчелиным воском и втирается суконкой. Дальше начинается оклейка стекломатом или стеклотканью с компаундом (полиефирной смолой в несколько слоев, отвердевает и ставятся металические крепежы и фурнитуры - если такое предусмотрено, дальше можно втулить армирующий слой из стеклорогожы или слальной сетки/проволоки. Потом проклейка, просушка, шпаклевка, шлифовка грунтовка. А далее самое важное, сверлится технологическое отверстие (если например проелеевается емкость) и наливается любой растворитель способный растворить пернопластово-монтажнопенкового болвана, удаляются излишки папьемаше и истчо раз проливается компаундом, потом тривиальная покраска, и ВСЕ
ЗИЖ у самого щас дома валяется болван бензобака, никак не могу разжится стеклотканью... :(

Да... в гараже с таким не больно то повозишься... да и материалы не самые дешевые. дешевле будет такую работу доверить профессионалам в спецодежде!

Изя_Райдер's picture

Odessey, это поливиниловый спирт. Мажешь им поверхность, он высыхает и получается как будто она покрыта тонким слоем целлофана. "При конечном реззультате" эта плёнка отваливается нах, потому что имеет чисто технологическое назначение.

Все четко и ясно. Только не ясно, где все эти материалы можно приобрести? Хоть какой профиль магазина должен быть?

User login