Замер фаз газораспределения и подъема клапанов Днепр 10-36
Замер фаз газораспределения и подъема клапанов Днепр 10-36
Произвел замер фаз газораспределения по подъему клапана каждые 10 градусов вращения коленвала. Распредвал 10-36 1977г.в., пробег около 50 000км. Для этого несколько часов преклонялся в холодном гараже перед этим черным дьяволом.
Ориентируемся на диаграмму из мануала, а так же на фазы BMW R75-R90 (они такие же). Обращаю внимание, что они сняты начиная с подъема клапана в 2мм, чем нивелируется бесполезное открытие клапана до этой величины, практически не влияющее на процесс наполнения цилиндра, но при этом сильно смущающее малоопытных оппозитчиков. Диаграммы я снимал на своем двигателе (стандартные коромысла и вал) при минимальном зазоре с погрешностью пару соток. Далее на графике можно отсекать хоть 1мм , хоть 2мм подъема и привести к требуемой методике измерения. В ходе замера получилось, что максимальная величина подъема впускного клапана составила 9,12мм, а выпускного 9,28мм (!) на левом и 9,13 и 8,95 соответственно на правм. В момент перекрытия клапанов их величина составила 2,93мм, а точка перекрытия находится на 0-2* после ВМТ.
Основные точки (на поднятиях 1мм, 2мм, перекрытии, углы вершин) совпадают. На три десятки отличаются максимальные высоты подъема выпускных клапанов. Но на выпуске это не играет большой роли.
Вердикт: вал ровный и симметричный для днепра с таким пробегом.
-----------------------------------------------------------------
Фазы начала открытия и закрытия при зазоре 2мм:
+ Впускной
-открывается 7* до ВМТ.
-закрывается 55* после НМТ.
вся фаза 242*
+Выпускной
-открывается 50* до НМТ
-закрывается 12* после ВМТ
вся фаза 242*
-----------------------------------------------------------------
Фазы начала открытия и закрытия при зазоре 1мм:
+ Впускной
-открывается 22* до ВМТ.
-закрывается 68* после НМТ.
вся фаза 270*
+Выпускной
-открывается 64* до НМТ
-закрывается 27* после ВМТ
вся фаза 271*
------------------------------------------------------------------
Рассматривая фазы при 2мм зазоре видим, что есть небольшое отклонение от заводских данных. Полученные фазы отстают на 3-5*. То же самое мы видим если сравнивать положение вершин кулачков относительно положения коленвала. По заводской диаграмме это 110* после ВМТ (на БМВ так же). По моей это 115* после ВМТ. По науке говорят, что именно этот момент важен, т.к поршень создает максимальное всасывающее усилие в районе 110* поворота КВ. Так же мной были найдены данные фаз БМВ R-100, которые так же составляют 240*, но довернуты на опережение на 6*. В итоге получаем вершину впускного кулачка на 104* градусе поворота КВ. И это понятно, литровый мотор чтобы наполнить раньше открывают впуск до вмт и раньше закрывают выпуск после вмт.
Еще у меня есть данные, которые снимал Алексей (Драгстер) с верхового распредвала ИМЗ (импортный до инжекторного поколения). Общая фаза у него получилась при зазоре 1мм 280*. Вершина впускного приходится на 115* по КВ. Форма профиля кулачка для постройки характеристики время/сечение для оценки пропускной способности не известна.
А пока для себя делаю вывод, что необходимо бы довернуть на 5* распредвал в опережение. Но перекинув на 1 зуб мы получаем минимальный сдвиг в 15* по коленвалу. По идее для этих целей необходима составная регулируемая шестерня. Попробую без неё пока.
------------------------------
Зачем это всё? Езжу с коляской на этом верховом распредвале. Ну нравится мне как он едет на низших передачах 7000 об/мин. Чуть более длинная трансмиссия (как сток с ГП 9ка). Пытаюсь ездить быстро: 90-100-110км/ч по тахометру 4000об/мин. Мотор подзапилен. Последний замер в таком режиме с пассажиром, чемоданом и несколькими железками показал расход 7,3л 92го бензина на 100км. Но быстрее мотоцикл отказывается ехать даже с горки. На 3й он может спокойно уходить более 110, и я так делаю при обгонах. Знаю, что с этим валом и такой же трансмиссией одни днепры могут больше, а другие упираются. Осталось найти эту тормозную тягу. Экзорциста и 32й вал пока не предлагать. Центрифуги с пиктограммой у меня тоже нет...Пора задуматься.
По факту метка на шестерне распредвала находится после 13го зуба от радиусной линии шпонки. При совмещении меток смотрит выше горизонта. На всех чертежах по днепрам шпонки коленвала и распредвала при совмещенных метках расположены горизонтально и по распредвальной шестерне соответствуют 12 зубцам...
Советую перед сборкой прогонять вал с шестернями сразу в картере на соответствие. Банально у многих просто шпонки смещены бывают с завода при ровных фазах. Но большинство себя утешают тем, что это же совнархоз, едет и ладно. Они так говорят потому, что не понимают, что такое распредвал, и как он влияет на мотор. Даже соответствие меток на маховике не мешало бы проверить. У меня сошлись, и метка "Р" соответствует 35* до вмт
Отлично! Тут главное снять график на котором видны "сиськи". И продлить его до 720 градусов. Если загнать этот график в виде таблицы в виде таблицы в какой-нибудь MathCAD(построить график по данным из таблицы) и сделать аппроксимацию. Чтобы этот MathCAD подобрал подходящую функцию под этот график "сисек". И если знать эту аппроксимированную функцию - то можно рассчитать площадь криволинейных фигур(через интегралы) образованных "сиськами".
Только вот мне не понятно, если все данные по СИ, то наверняка угол поворота коленвала в угловых градусах(720 град.) а величина поднятия клапана в метрах(миллиметры перевести в метры).
И тогда зная площадь криволинейных фигур - можно о моторе знать всё!
Оригинал http://www.profblairandassociates.com/pdfs/Back_to_basics.pdf
Перевод https://drive.google.com/file/d/1Xh6mrUIZdX2t58fHAbDqk9Oyus71aFX6/view?u...
Я себе всегда перепроверяю метку ВМТ на маховике - если устанавливаю другой маховик. Снятая головка и на шпильках закрепляю индикатор ИЧ-10, кончик индикатора упираю в донышко поршня. Это обязательно нужно делать.
На днях подсказал соседу, но башка была "задурена" этим пересчетом зубьев шестерен ГРМ, потому и напорол чуши в параллельной теме.
Дано - у соседа разобранный 650сс с ментовского урала. Были поломаны зубья на шестерне распредвала и бывший владелец поставил другой распредвал(широкая шестерня привода масонасоса, плоские толатели клапанов). Но таки не завел этот мотор, в итоге продал соседу. На шестерне распредвала не было метки ГРМ. Сосед ошибся, просчитался и поставил на 14 зуб метку. А нужно было на 13 зуб по счету от шпонки распредвала. Дергал заводную полдня и не завел. Я поставил распредвал правильно, метка на шестерне распредвала на 13 зубе от шпонки. Поставили распредвал, опять не заводится, стреляет, хлопки, дымок из выхлопной. Думали-думали и я вынес предположение что может посмотреть где нарезана канавка под шпонку на распредвале, сравнить 2 распредвала примерно на глаз. Могли "прошляпить" на заводе. Сосед на другой день вытащил распредвал со старого мотора и поставил его в ментовский мотор.
Мотор завелся сразу! Канавка под шпонку с распредвала ментовского мотора была нарезана примерно с ошибкой 90 угловых градусов. Клапана непонятно как открывались-закрывались и мотор естественно не заводился.
Забыл добавить фото приспособы для замера.
Если я правильно понял, тс страдает от недостатка крутящего момента на оборотах выше 4000 об.м, Я думаю собака зарыта в недостаточной наполняемости цилиндров на высоких оборотах. Это можно исправить сдвигом фаз, но мне кажется оптимальным будет, увеличение наполняемости путем, доработки впускного канала и подбора оптимального угла запирающей фаски клапана. П.с если я не ошибаюсь пик крутящего момента мт 10-36, как раз в районе 4200 об мин. Зачем переделывать хорошо работающий мотор немного не понимаю.
Здравствуйте. Предположение не верно. Как раз недостаток момента на 3500-4500. Пик момента на 5000 может и больше сейчас сместился. При чем он меньше чем у 10-32 и смещен сильно выше по оборотам. Мотор не сток. Пиленые шатуны, легкий грм, доработаны каналы головок (не ра3дрoчены испортингом), карбы CV 32мм, легкий вдох через айрбокс, программируемый ФУОЗ. Я прекрасно понимаю что лучше бы сразу ставить 32й вал или вернуть колясочную трансмиссию, с которой он свободно будет жужжать 100км/ч на 5000+об и дальше свободно поедет. Но жрать будет много)
ни низовых ни верховых распревалов нет. Есть с узкой шестерней под новые толкатели и с широкой под старые. В остальном они одинаковые.
Отличающиеся некоторые показатели не более чем брак, или кривой новодел.
здесь речь не про уралы. Но открою секрет что у ИМЗ были валы от Соло и они с широкими фазами. Не понимаете, сравните с совнархозом. Скриншот с крайними точками фаз приложен
Извиняюсь за невнимательность. Действитено уралы тут не к месту упомянуты.
П.с. даже не сомневаюсь что завод имз много чего эксперементировал, секретов там навалом.
В жизни, этот распредвал скорее артефакт для поклонников марки, чем запчасть.