Мой первый. Игрища на базе 8.103.10
Однажды лег спать с мыслью - хочу мотоцикл. Долго отгонял ее от себя так как с детства с ними не складывалось, сколько себя помню, хотелось дистанцироваться от них, не рассматривать всерьез. И в этот раз противоположности притянуло.
После разговоров с собой было решено: мотоцикл должен быть бюджетным (~150 тыс руб. на все), классическим, и чтобы "гайки покрутить", уж такое у меня хобби если хотите.
Так начались поиски колясыча с документами, которые растянулись на добрые полгода, ехать далеко не хотелось, искать в своей области. Нашел на малой родине, вернее нашел отец, вот этот экземпляр:
ИМЗ 8.103-10, 1989 года выпуска, с пробегом 18 тысяч километров. Хозяин покойник, мужик был ответственный, за мотоциклом ухаживал. Вдова вступила в наследство, решила сделать небольшой ремонт в доме, наняла рабочего, а за работу расплатилась мотоциклом — забирай, как покупателя найдешь, пущай ко мне идут, я документы отдам. Так оно и получилось. В течение недели мотоцикл был переоформлен. На дворе было лето 2017 года.
При осмотре было выявлено, что двигатель неслабо сапунит, компрессия 6/4 — я сделал вывод что кончается поршневая, поторговался (хотя дело было не в поршневой, на правой головке выпускной клапан ходил не по направляющей втулке, а ходила втулка по телу головки, отсюда и прорыв газов в картер, это было установлено спустя год). Также не включалась задняя передача, электрика работала по настроению. В остальном — конь-огонь, и два ведра запчастей с инструментом и комплект шапок танкиста (зима/лето) в придачу.
Начал с ошибок новичков - регулировать и перебирать все и вся, до чего дотянутся руки. Заменил масло, поставил китайский фильтроэлемент, китайский ремкомплект на к65, мотоцикл отказывался долго работать, умирали свечи. Поставил МБСЗ Совек 1135.3734 с двухвыводной катушкой 406.3705, новые бронепровода, стало лучше, но свечу на правом цилиндре забрасывало маслом. Так кончился первый год мытарств с мотоциклом.
Второй год начался с изучения оппозит.ру и мануалов. Купил б/у правую головку - вскрылся косяк с родной + на ней стоял ввертыш, не позволяющий поставить одинаковые свечи, мотоциклетная тонула внутри отверстия, а автомобильные на два горшка ставить ну как то вообще...
Обе головы были отданы на правку плоскостей, седла решил оставить старые, впускные клапаны установлены от Днепра, выпускные АМЗ Луганск, направляющие втулки TRW чугунина и Metelli также чугунные. Помучившись с прирезкой седел, проклиная зенковки при притирке клапанов, головки были собраны и пролиты, пять минут бензин продержали (правда со старыми пружинами, каюсь). Жил тогда один, часть мотоцикла хранилась дома, головы грел в духовке, а мыл Profoam-ом прямо в ванной.
Наконец мотоцикл смог ездить десятками километров, не кончая свечи. Мне понравилось. С друзьями мы дубасили по деревне и по грязище, и по асфальту, зимой в рождество выкатил его по снежку поездить, в самую метель. Вирус прогрессировал, но не в части "скорее бы сезон, кататься, ветер в лицо", а в той самой, когда нужно двигатель капиталить. Двигатель, вписанный в паспорт, решил оставить до лучших времен и поупражняться на доноре.
Осенью 2018 по цене двух бутылок водки был куплен силовой агрегат с 8.103.30 1985 года с пробегом 12 тысяч, но по состоянию - либо пробег по второму кругу, либо тросик спидометра оборвало. Состояние - отвратительное, пригодился мне только картер с нормальными посадками, маховик со сцеплением и задняя крышка КПП. В поддоне найдены обломки зубьев шестерен, болты с генератора, большинство пар трения было перегрето с выкрашиванием металла и т.п.
Со второго раза был куплен адекватный восстановленный коленвал в Ирбите, с первого раза получил кривую какашку. Впрочем и у второго был свой прикол, одну втулку ВГШ здорово развернули, что красный палец со свистом пролетал, решилось установкой пальца производства собакоедов с концерна KIA.
Вот этой приспособой, состоящей из болта М12 с телом на конце М8х1, переходного фланца из магазина для трубопровода, гаек м12 и м8, шайб и втулки от КАМАЗа (на фото ее нет, приобретена позже) был установлен кривошип и поршневые пальцы. Ну еще применялись болты м6 разной длины, само собой.
Поршневая АТ 79.0 с колечками Kolbenshmidt, подшипники Koyo и SKF. Распредвал под толкатели с вращающимися стеблями, втулку р-вала, кстати, менять не пришлось. Собственно сами толкатели также пошли под замену. Шестерни ГРМ подбирал при помощи старого распредвала, предварительно убрав все натяги в соединениях с подшипником и шестерней, исходя из установки новой шестерни на коленвал. Один чорт воют, кстати.
Установил китайские PZ30. Намучился с установкой, то и дело ловил подсосы, а чего стоят эти тросы... Для себя сделал вывод, что на урал не нужен карбюратор с топливным насосом, достаточно подобрать ГТЖ и ездить в ус не дуть. Просто мотоцикл у меня дедушкин и езжу я на нем соответственно.
В редуктор установил 9тку, ох и крутые эти девятки китайцы делают, с просаженным отверстием под ступицу, а как здорово они регулируются! Но для обкатки решил оставить. Коляску отсоединил опять же, чтобы не перегружать мотор.
Воздушный фильтр был установлен от КБМТС под сухой фильтроэлемент, и их же дуги безопасности из мотолавки. Аккумулятор от ИБП.
Здесь на форуме приобрел переднюю пневматическую вилку от Ориона, в сборе с траверсами, адаптированными под урал, под конические подшипники, с передним колесом под гидравлический тормоз, с тормозной машинкой от Дукати (мое почтение продавцу). Ибо на родной по городу было страшно выезжать.
Также подвернулась пара колес на туристовской ступице с ободами на 18 дюймов. Вид это имело примерно следующий:
На пикче мотор проехал километров 50, тогда еще на к65х.
По итогу получился неплохой двигатель, обкатывал его порядка 14 моточасов не давая обороты выше 3 тысяч. Осенью 2019 года мотоцикл перегнал на зимовку в деревню, совершив наезд на деревеньку, в которой я познакомился впервые с ездой на урале, на мотоцикле деда. На фоне как раз стоит брошенный дом и гараж, в котором обитал 8.103.10 моего деда.
Как начался 2020 год мы все помним. У меня в планах было открытие категории А в правах (да, все это время я ездил как гангстер, исключительно огородами и порой дворами), но ничего не сложилось из-за работы. Раз с технической частью мотоцикла было покончено, решил сделать внешнюю часть + электрику.
Писанины получилось и так много, поэтому постараюсь кратко.
Из мешуры за зиму собрано и установлено в последствии на мотоцикл - выхлопные трубы из нержавейки 2в2, задние амортизаторы китайские (родные работали хуже, а после установки автомобильных картриджей и езды на них разваливался позвоночник), зеркала Вольчьи, живая КПП с фильтром от м72 и бумажным фильтроэлементом от китайского скутера, фара от к750 с оптикой BOSCH и новыми контрольными лампами с интеграцией родного спидометра, крыло от Ориона, задние поворотники от Явы, дуги пассажирские от соло (очень с ними удобно мотоцикл на подставку ставить) и выточили мне стойки руля.
Проводку решил не делать сам, заказал в китае короб для коммутации, на пяток реле и предохранители, отправил его мастеру и получил готовую косу:
Установилась как заводская, за мной осталось заменить проводку на пультах и проводку к заднему фонарю.
Разобрав мотоцикл на болты, раму очистил от ржавчины, окалины от заводской сварки тоже убрал, живое ЛКП заматовал, загрунтовал и покрасил черной матовой краской. Красил, можно сказать, веником. То же самое произошло и с задним крылом, баком и корпусом воздушного фильтра. Только крыло приходилось реанимировать от коррозии с внутренней стороны и убирать вмятины, применял ортофосфорную кислоту, нейтрализовал водой с содой, воду убирал 70% спиртом (снаружи, внутрь не применял).
Шпатлей не пользовался принципиально, все его вмятины - его история. Только с "красивой" сваркой в части огромных струпьев на раме я отступился от этого.
В итоге имею такой мотоцикл:
Как и предполагалось, это конструктор, в первую очередь чтобы набить руку в части ремонта тяжелых мотоциклов и понять, чего хочется, и что нравится. Свою миссию он выполнил и продолжает выполнять.
Теперь планирую заняться коляской к нему и поиграться с нижнеклапанным мотором. Думаю, через пару лет верну в оригинальное состояние, восстановлю заводской силовой агрегат, но к этому нужно прийти сперва головой, а я пока не готов... Как говорится, это уже совсем другая история :)
М-да, с картинками какая-то порнография, вот чего не умею, того не умею.
Жму руку!
Молодец. Главное красота без колхоза.
С уважением, Махонин Алексей
Прекрасно, прекрасно!
Классика , и главное ездабельная
потом можно и коляску приладить)
Мужик! Не бросил!
Здравствуйте, не очень видно: блок предохранителей с реле под обычные или микро ?
ссылки с али не осталось ?
З.Ы. вот у кого можно было приобрести соло колесо на литой ступице на 18"...
Привет, под обычные автомобильные (вазовские например) предохранители. Можно искать под именем "универсальный блок предохранителей реле".
Ссылка: https://aliexpress.ru/item/32863518816.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.264d33...
p.s. колеса ехали около 5 тысяч километров до меня, с дальнего севера :)
Спасибо, други, за добрые слова.
Ну почти соляк получился. Главное чоппир из него не делай))
Нормально.
Одобряю!
Зачёт. Хороший старт, и мотоцикл красивый.
Хорошо получилось)
Хороший мот
Получилось настолько хорошо, что злоумышленники натырили твоих фоток для объявлений, вот ссылка:
https://www.avito.ru/tetyushi/mototsikly_i_mototehnika/ural_2044016951#
Это признание! И ладно бы взяли фото "после".
Не знаю какой умысел преследовал автор объявления, но я на всякий случай жалобу кину на авито.