ОЧЕРКИ по ИСТОРИИ КМЗ (версия конструктора КМЗ). 3. Годы 1963 - 1972
1963 год.
Эксперт А.Абросимов [«За рулем» 02/1963. УНИФИКАЦИЯ в мотоциклостроении] совершенно иначе ведает историю мотоциклов М-72, К-750 и М-62 и «оригинально» раскрывает причину «безобразия» разунификации изделий КМЗ и ИМЗ: «...Мотоцикл М-72 вначале выпускался на Ирбитском мотозаводе. Позднее такие мотоциклы начали изготавливать по чертежам головного предприятия и киевляне. Затем на Киевском мотозаводе было организовано конструкторское бюро, которое стало разрабатывать собственные конструкции узлов, не считаясь с мнением создателей основной модели. В результате после ряда модернизаций (этим, естественно, занимался каждый из заводов) узлы ирбитской и киевской машин утратили всякую взаимозаменяемость...». А я полагал и читал в Википедии, что «лат. expertus (опытный) это специалист, которого приглашают или нанимают за вознаграждение для выдачи квалифицированного заключения или суждения», а не хотелки пропагандиста монополизации.
«Решения ноябрьского 1962 года пленума ЦК КПСС создали условия для проведения единой политики в мотоциклостроению, отвечающим требованиям сегодняшнего дня, интересам советских людей. Решения Пленума предусматривает передачу отраслевых конструкторских организаций с их опытными и экспериментальними базами в непосредственное подчинение отраслевых государственных комитетов, которые станут законодателями в новой технике. Отныне ЦКЭБ мотоциклостроения станет не только по названию (как это было недавно), но и по существу головной конструкторской организацией мотоциклетной промышленности» [В.Рогожин. Мотоциклостроению - единую техническую политику». «За рулем», 04/1963]
И, во исполнения запрета пленума ЦК КПСС «изобретать велосипеды» (демонополизации), чиновники московской конторы под названием «Государственный комитет Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению» совместно с учеными ЦКЭБ, г.Серпухов, «провели работу с Киевским и Ирбитским мотозаводами по унификации мотоциклов К-750 и М-62» с…прогрессивными результатами. Во-первых, она не дошла до требуемого этим, в сущности, дерзким московским бюрократом этой конторы «создания единой для обоих заводов модели тяжелого мотоцикла с коляской, у которого будут полностью взаимозаменяемые узлы и детали». Остановились на унификации некоторых агрегатов и узлов: коробке передач, телескопической вилке (подвеске переднего колеса), рулевом управлении, электрооборудовании, одинаковых посадочных и присоединительных размеров различных по конструкции на этих мотоциклах колес, рам, кузовов и рам прицепов. Во-вторых, конструктора обоих заводов для модернизации «своих» изделий взяли лучшее из конструкций обоих мотоциклов. На КМЗ модернизированный мотоцикл обозначили К-750М. На нем:
- новым оребрением головок цилиндров мотора была снижена их температура на 20-25 0С, а установкой карбюраторов К-302 (вместо К-37) мотор развивал большую (на 1,5 л.с.) мощность;
- внешние детали механизма переключения передач перемещены в закрытую часть картера и таким образом они были изолированы от попадания грязи на рабочие поверхности, что существенно уменьшило их износ, повысило надежность и ресурс;
- применением эвольвентных щлицов сопряжения муфт и шестерен вторичного вала (вместо кулачков) значительно снизило самопроизвольное выключение передачи во время движения мотоцикла;
- установлен щуп для замера уровня масла в картере главной передаче, что упростило ее обслуживание в эксплуатации;
- в корпусах колес диаметр рабочей поверхности тормоза увеличен из 200 до 203 мм и выполнены лабиринты, препятствующие попаданию воды на тормозные колодки;
- установлены предложенная ВНИИмотопромом телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия (в обоих перьях) ходом на 20 мм больше хода уже «устаревшей» рычажной подвески переднего колеса и рычажные подвески на пружинно-гидравлических амортизаторах колес заднего и бокового прицепа ;
- изменена (из-за телескопической вилки) конструкция установки на перо вилки диска тормоза;
- современнее рулевое управление и ручка газа, что практически исключило поломку рычагов сцепления или тормоза при падении мотоцикла и обеспечило более четкое управление карбюраторами;
- проводку электрооборудования заключили в пластиковую оболочку, установлены фара ФГ-116, генератор Г-414 мощностью 65Вт и реле-регулятор РР-302 (вместо фары ФГ-6А, устаревших генератора Г-11-А мощностью 45Вт и реле РР-31-А), что улучшило дальний свет, баланс электросистемы и снизило интенсивность разрядки аккумуляторной батареи.
Конструкторы ОГК КМЗ проектируют и экспериментальный цех изготавливает опытные образцы моделей МТ-2 и МТ-3 «перспективного мотоцикла тяжелого класса». В обеих моделях рамы открытого типа, но в МТ-2 штампована из стального листа, а в МТ-3 трубчатая, одинаковы моторы рабочим объемом 650 см3 мощностью 30 л.с. с шатунными подшипниками скольжения и системой смазки с бумажным фильтром тонкой очистки, коробки передач с блокированием выключения сцепления, шины колес 4-17”, телескопические вилки, седла-подушки. Экстеръер этих мотоциклов разный: «современные архитектурные формы» для «удобства в эксплуатации». Мотоциклы оборудованы разными прицепами с открытыми обтекаемыми пластмассовыми пассажирскими кузовами, защитными панелями, ветровыми щитками, «брызговиками» (щитками ног водителя) и световыми указателями поворотов.
МТ-2
МТ-3
Опытные образцы моделей «перспективного» мотоцикла КМЗ
И этому А.Абросимову партия поручила воплощать в жизнь мотоциклостроения автопрома СССР в течение четверти века его «наработки». В статье «Каким он будет?» в журнале [За рулем. 06/1963] «обобщены отклики на статьи читателей…и высказаны свои соображения о мотоциклах будущего...одного из ведущих специалистов в области мотоциклостроения, в прошлом рекордсмена страны по мотоспорту инженера А.Абросимова». Статья проиллюстрирована «фантазиями конструктора (не мотоциклов, нет, я читал «трудился в КБ и НИИ, которые разрабатывали образцы оборонной техники, в том числе, летательных аппаратов и вооружения», С.А.) и художника» московского Г.Возлинского». «Специалисты» из Москвы, где мотозавода то и нет, угадывали:
1) «мотоцикл с приводом на колесо коляски технически сложен и в будущем вряд ли целесообразен (и приводного мотоцикла КМЗ не будет в серийном производстве? C.А.);
2) машина недалекого будущего должна иметь двухцилиндровый четырехтактный карбюраторний двигатель с рабочим объемом 650 см3 мощностью 30-35 л.с. в сочетании с четырехступенчатой механической коробкой передач (что в этом нового? ИМЗ уже несколько лет производит такие серийно, КМЗ такое уже позволительно и уже есть в опытных образцах, С.А.);
3) кик-стартер…будет служить для аварийного пуска, на смену ему придет Э-стартер, что, естественно, потребует перевода системи электрооборудования на 12-вольтное напряжение и установки двух малогабаритных стартерных аккумуляторных батарей, а возросшая мощность генератора позволит заменить в фаре лампочку дальнєго света…лампой-фарой. Прерыватель с центробежным автоматом опережения зажигания и вакуум-корректором, электрические указатели поворота (Э-стартер так и не появится на серийных мотоциклах СССР, С.А.);
4) у двигателей вместо подшипников качения найдут применение подшипники скольжения (по типу автомобильных), сменный фильтр тонкой очистки в системе смазки и…воздухоочиститель с бумажным элементом, пропитаный специальным составом. В наследие от старого мотоцикла останутся два карбюратора, но…будут введены плоские золотники и насос-ускоритель (такое уже лет 10 на опытных мотоциклах КМЗ, С.А.);
5) КП (коробка передач)…с ножным переключением...полностью закрытым в картере КП и сблокированным с механизмом выключения сцепления (и такое уже было на опытных мотоциклах КМЗ, С.А.);
6) колеса взаимозаменяемые, но вместо спиц…штампованные диски, размер меньший 4х17 или 5х16 (диски штампованные и не появились, шины 4х17" бывали, но только на всех опытных мотоциклах КМЗ, С.А.);
7) тормоза действуют на все колеса,…гидравлический привод от ножной педали,…как аварийный останется ручной привод на переднее колесо, зазоры между тормозным барабаном и колодками выбираются автоматически (гидропривод барабанных тормозов был только на опытных микрогрузовиках и мотоцикле МТ-8 «Днепр-1» КМЗ, С.А.);
8) новые конструктивные решения…в экипажной части…пневмогидравлические амортизаторы подвесок всех колес при передней телескопической вилке (на всех «картинках-фантазиях» Г.Возлинского подвески переднего колеса рычажные, С.А.) ;
9) непременной принадлежностью станут ветровые щитки на коляске и мотоцикле в виде полуобтекателя, прицепные коляски нескольких типов: легкая одноместная для города, средняя для перевозки малогабаритных грузов, большая со взрослым и детским местами и коляска-лодка для рыбаков (хотелки байкера-дилетанта, С.А.);
10) будет применение новых материалов (спецпластмассы, металлокерамики и т.п.)» (фантазии дилетанта, С.А.).
Одному из них, А.Абросимову, власть предоставила возможность претворять в жизнь на протяжении четверти века в мотоциклостроении автопорома СССР такие 10 постулатов о мотоциклах будущего.
Из-за засухи и неурожая на целине в стране началися серьезные перебои с хлебобулочными и мясомолочными изделиями и рост неудовлетворения политикой партии и правительства разных слоев населения вследстивия повышения цен, замораживания зарплаты, дефицита товаров, наступление на личное хозяйство крестьян, формирования нового «культа личности - наш Никита Сергеевич» и т.п.. Из-за потери привилегий и сокращения аппарата КПСС уже и партийные руководители ставали неудовлетворенными «вольюнтаризмом» тов.Хрущева.
Завод выпустил за год мотоциклов К-750 «дорожных» 19993 штук, 47 их исполнения «экспорт" и 22 – исполнения «фургон», штат работников 3576 человек.
1964 год.
Киевский мотозавод внедрил в производство мотоцикл К-750М [«За рулем». 02/1965. П.Мухин. К-750М выходит на трассу https://roker.kiev.ua/techinfo/dnepr/mototsikl-kievskogo-motozavoda-k-750m/kmz-k-750m-vyhodit-na-trassu.html], освоил новую технологию изготовления шестерен пары коничек главной передачи на отечественном оборудовании и перестал получать коническую пару из Ирбита. По оргавтопромовской технологии заводским инструментальным цехом был изготовлен инструмент: резцовые головки, шеверы,- и переоборудованы горизонтально-фрезерные станки. Продуктивность нового производства коничек стала в 2 раза выше немецких станков «Глиссон», которые из ГМЗ увезли на ИМЗ.
Мотоцикл К-750М
17 апреля председатель Президии Верховного Совета СССР Л.Брежнев присвоил трижды Герою Социалистического Труда Н.Хрущеву, которому исполнилось 70 лет, звания Героя Совецкого Союза «за выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в строительстве коммунистического общества…». Спустя полгода, 14 октября, в Москве произошел «тихий переворот»: Пленум ЦК КПСС уволил Н.Хрущева от обязанностей первого секретаря ЦК, члена президии ЦК и Председателя Совета Министров. Это был первый случай увольнение самого высого должностного лица в партии и советском государстве по инициативе ближайшего окружения, который стал возможным из-за демократизации общества, начатого самим Н.Хрущевим. Активную роль в организации и осуществлнении уговора против Н.Хрущова сыграли его выдвиженцы: Л.Брежнєв, Н.Подгорный, А.Косыгин, П.Шелест. Первым секретарем ЦК КПСС избрали Л.Брежнева, Председателем Совета Министров стал А.Косыгин, которому присвоили звание Героя Социалистического труда за 2 месяца до 70-тилетия Н.Хрущева «за большиє заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в коммунистическом строительстве и в связи з 60-летием со дня рождения». Н.Хрущева уволили «в связи с возрастом и ухудшением состояния здоровья», а эти товарищи состояли на службе партии и государства практически до конца их жизни, находясь несколько лет до смерти в очень «ухудшеном состояния здоровья». Двойные стандарты? На заседании, когда обговаривали вопрос об уволнении Н.Хрущева, «сталинский нарком» А.Косыгин сказал, что стиль правления Хрущова «не. ленинский» и поддержал группу активистов за увольнение. Пост Председателя Совета Министров А.Косыгин занимал на протяжении 16 лет и 23 октября 1980 года согласно поданному заявлению «в связи с ухудшением состояния здоровья» быв уволен с этой должности. Находился он уже в больнице, где менее чем спустя 2 месяца (18 декабря) умер. Чтобы не срывать празднование очередных именин дорогого Леонида Ильича официальная пресса про смерть Косыгина сообщила только через три дня. Л.Брежнев умер в ночь на 10 ноября 1982 года, занимая должности Генерального секретаря и Председателя Президии Верховного Совета. Известили о смерте Брежнева СМИ спустя сутки, 11 ноября в 10 час утра. Идеолог коммунистической партии М.Суслов участвовал активно в смещении Н.Хрущева с должностей Первого секретаря ЦК КПСС и главы правительства. При Брежневе роль М.Суслова в партии существенно возросла, он стал главным идеологом, в його ведении были культура, цензура, образование. Один перечень сфер его деятельности занимал несколько страниц. М.Суслов среди чиновников имел репутацию «догматика» и «консерватора». Из-за его деятельности в СССР снова расцвели политическая цензура, давление КГБ на творческую интеллигенцию, преследование диссидентов и, вообще, всех инакомыслящих. Умер Суслов 25 января 1982 года в Москве, за 9,5 месяцев до смерти Брежнева.
Когда принимали семилетний план на 1959-1965 года, впервые была поставлена и научно обоснованное задание интенсификации производства: промышленность может развиваться путем или экстенсивным или интенсивным. Однако за годы семилетки темпы роста продуктивности труда снизились и сократилась фондоотдача (выпуск продукции на единицу основных фондов). Унификация выключала конкуренцию, без которой предприятия были не заинтересованными в техническом прогрессе. Отставание СССР от капиталлических стран за техническим уровнем промышленности увеличилось. Программа КПСС, которую в 1961 году в Москве принял XXII съезд КПСС должна была стать первым шагом к строительству коммунизма в СССР уже в 1980 году. Однако после устранения Хрущева семилетний план был признан авантюрным, а экономика вернулася к бывшему пятилетнему планированию. К власти пришла группировка, члены которой активно голосовали за реформы Н.Хрущова и за это они регулярно получали самые высокие советские награды. Но они уже в 1964 году совершенно не были настроены на серьезное реформирование страны, экономики ее сельского хозяйства и промышленности для выполнения Программы КПСС строительства коммунизма в СССР. Однако уже нельзя было спрятать ситуацию нормированного снабжения населения продуктами питания через их дефицит (по талонах) в некоторых районах страны и реакцию населения на это.
Конструкторы ОГК проектируют и экспериментальный цех изготовляет еще один опытный образец модели МТ-5 «перспективного» мотоцикла. В этой моделе рама уже закрытого типа из труб и штампованных панелей, мотор с центробежной очисткой масла, коробка передач с задним ходом и блокированием сцепления, шины колес 4.0-17" и отличный от предыдущих экстерьер: защитные панели на мотоцикле и открытый обтекаемый стальний пассажирский кузов с ветровым щитком и световыми указателями поворотов.
Опытный образец модели МТ-5 «перспективного» мотоцикла КМЗ
Киевский мотозавод заимствовал разработанную на мятежном Новочеркасском электровозостроительном заводе комплексную систему непрерывного оперативно-производственного планирования и внедрил ее в себя.За внедрение системы опперативно-производственного планирования и участие в экспонировании опыта Киевского мотозавода на ВДНХ СССР серебряной медалью был нагряжден О.Требушный, бронзовые медали получили А.Бориславський, М.Вайсман, В Деркач, М.Плетнев. Если в предыдущие 1962-1963 года завод работал неритмично, то создание и сохранение стабильных комплексных запасов незавершенного производства обеспечило ритмичное выполнение суточного графика. Завод за этот год изготовил серийных мотоциклов К-750М 21182 штук, 501 мотоцикл К-750М исполнения «экспорт» и 101 мотоцикл К-750В. Коллектив завода увеличился почти на 200 человек.
1965 год.
В секретных документах Центральный Комитет КПСС признавал, что 75% населения страны живет за чертой бедности, а цены на товары завышены. В марте состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором с докладом "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства" выступил новый лидер партии Л.Брежнев. Пленум в своем решении был вынужден признать неудовлетворителое состояние управления сельским хозяйством и, как улучшение его, правительство существенно увеличило ассигнование на потребности села. Капиталовложения в сельское хозяйство стали превышать пятую часть всех инвестиций и в два раза подняли закупочные цены государства на сельскохозяйскую продукцию. Укрепилась материально-техническая база хозяйств, выросла их энерговооруженность. Сдвиги произошли. Однако то, на чем держится реальный рынок: свобода перемещения рабочей силы и капитала, права человека и защита его от произвола предпринимателя: т.е. от председателя колхоза, директора совхоза или партийного районного начальства,- в экономической реформе даже не упоминалось. Сомнения в правильности социалистических принципов хозяйствования, которые и дальше углубляли отчуждение крестьянина от земли, устраняли уголовными делами. Крестьяне (которым до 1974 года не разрешалось переезжать в другую местность, и они были прикреплены к колхозу и месту жительства) оставались крепостными с немного измененным менталитетом: «раньше не работали, ибо знали - все равно ничего не дадут, теперь не работают, ибо знают - все равно дадут». И у сельских жителей – основных потенциальных потребителей продукции Киевского мотозавода,- появлялися деньги. Однако страна, более трети населения которой непаспотизированные крестьяне (крепостные), которая имела самые богатые в мире черноземы, в которой на период сбора урожаев привлекали для «шефской помощи селу» до 20% так называемого «активного населения страны»: работников заводов, студентов, военных и т.п.,- страна с территорией 1/6 поверхности суши планеты Земля становилась самым большим в мире импортером зерна и продуктов питания.
«За эту песню («Зато мы делаем ракеты…», С.А.) Визбор (сын врача украинки М.Шевченко и реабилитированного посмертно «врага народа» литовца Юозаса Визбораса, командира РККА, руководящего работника в милиции Таджикистана и оперуполномоченного ОБХСС в Москве) получил все положенные выволочки в парткомах и резко замедлил свой служебный рост в Гостелерадио СССР. Строфу, которая ходила по стране в чужом исполнении на магнитофонных пленках, усекли до последней строчки и безоговорочно приписали Высоцкому. Психологически это абсолютно не случайно: нервический Высоцкий легче вязался с разоблачительным пафосом» [Вахит Исмаилов. НАС ОБОКРАЛИ НА ВИЗБОРА. Журнал "Огонёк" №20 от 11.07.1999, стр. 17].
Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. В конце августа и в начале сентября в Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Луцке, Тернополе были арестованы десяток активных представителей украинской творческой молодежи, среди которых были весьма популярный тогда литературный критик Иван Свитлычный, исскуствовед Богдан Горынь, его старший брат ученый Мыхайло Горынь, талантливый художник Опанас Залываха, литературовед Мыхайло Косив, партийный работник и литератор Мыхайло Осадчый и другие. «Эти репрессивные акции власть делала в условиях полного отсутствия какой-либо гласности, но одновременно целенаправленно нагнетала слухи об антисоветской националистической деятельности арестованных, об якобы антисоветском подполье и т.п. «Были бы факты — их бы выяснили за неделю, а следствие в полной тайне продолжалось месяцами. Явно чувствовалась злоба власти против определенной категории людей («нерусских», "националистов», «несовков»", С.А.), явно чувствовалось желание их упечь и проучить. «Умом Россию не понять…» - (Ф.Тютчев). Вспоминаются слова, которые говорил одному из них герой романа С.Залыгина "На Иртыше" Степан Чаузов: "Почто ты во мне, в мужике, вражину ищешь, а коли не нашел, так на меня же и в обиде!" Вот это "а коли не нашел, так на меня же и в обиде" самое страшное и самое характерное для деспотизма, психологии деспотизма. Чем меньше доказательств, тем больше злобы, ибо нужно заслепить себя животной ненавистью к жертве, чтобы несправедливость не мучила совесть и выглядела как доблесть…» [Дзюба И. «Інтернаціоналізм чи русифікація?», http://history.org.ua/LiberUA/966-518-110-6/966-518-110-6.pdf, с.10-15].
ОГК создает для военных мотоцикл МВ-750 с приводом на колесо прицепа [https://www.youtube.com/watch?v=qxsOrOPFrWM], установил сварочный агрегат на шасси мотоцикла К-750 с приводом на колесо прицепа и изготавливает три
опытных образца и еще один вариант экстерьера нового образца «перспективного мотоцикла» модели МТ-7 (узлы и агрегаты двух последних опытных образцов модели «перспективного» мотоцикла одинаковые). Киевский мотозавод готовит мелкосерийное производство дифференциального привода на колесо прицепа. «Сейчас конструкторы ирбитского и киевского заводов успешно трудятся над созданием максимально унифицированных мотоциклов «Урал-3» (М-65) и «Днепр-1». В этой работе особое внимание уделяется долговечности, надежности и динамике машин. Внешний вид их будет соответствовать требованиям технической эстетики. Испытания опытных образцов уже начались. Они показывают вполне удовлетворительные результаты» [В.Рогожин, начальник и главный конструктор ЦКЭБ мотоциклов. «За рулем» 10/1965].
Мотоцикл МВ-750
Электросварочный агрегат: на шасси мотоцикла К-750 с приводом на колесо прицепа установлен электросварочный генератор ГД-101ГОСТ 304-65 (25 в, 15-135 а) с приводом бензиновым мотором Л-6
Опытный образец модели МТ-7 «перспективного» мотоцикла КМЗ
27 сентября с постановления пленума ЦК КПСС "Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства" (докладчик на пленуме А.Косыгин) в стране начали новую экономическую реформу, общая концепция которой включала три направления:
1) реорганизация управления промышленностью путем ликвидации совнархозов и созданием министерств, причем, не только общесоюзных, но и союзно-республиканских, которые бы обеспечивали единую техническую политику и технический прогресс;
2) проведение мероприятий по повышению материальной заинтересованности работников предприятий в увеличении производства и улучшении качества продукции;
3) осуществление мероприятий по усовершенствованию планирования, чтобы планы гарантировали пропорциональность развития отраслей народного хозяйства и рост технического уровня производства.
Имперцы таки спохватились («СССР – квазиимперия» [http://resource.history.org.ua/cgi-bin/eiu/history.exe?&I21DBN=EIU&P21DBN=EIU&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=eiu_all&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&]). Восстановили статус "повелевающего" Минавтопрому и Главмотовелопрому, изменили название ЦКЭБ на ВНИИмотопром (Всесоюзный научно-исследовательский, конструкторский и технологический институт мотоциклов и малолитражных двигателей внутреннего сгорания) и также на КМЗ организовали СКБ (специальное конструкторское бюро) по тяжелым мотоциклам.
1966 год.
В апреле Киевский мотозавод начал работать по новой системе планирования и экономического стимулирования. Адрессное директивное планирование усилили, но ограничивали его только 9 показателями (вместо 30), среди которых были объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль, рентабельность. Организованы фонды материального поощрения и для разрешенного стимулирования труда работников завода немного расширили права руководителей предприятий. Выполнение плана теперь выражали не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, то бишь учитывали только то, что действительно было продано, хотя заводу продавать было «не положено» заниматься. Продукцию завода распределяли те и тем, «кому положено» и проблем с этим не было никаких: киевский мотоцикл был очень дефицитным товаром. И завод начал резко наращивать серийное производство: если в 1965 году он произвел 23808 мотоциклов К-750М и 400 мотоциклов К-750В, то в 1966 году – уже 30050 мотоциклов К-750М, рост почти 25%. КМЗ освоил производство дифференциального привода на колесо прицепа мотоцикла и в этом году изготовил военным первые 500 штук мотоциклов новой модели МВ-750 и тоже по заказу ВПК начал призводить мотоцикл связи П-285 «СКАТ».
Изделие П-285 «СКАТ» для ВПК: мотоцикл К 750М, оснащенный
устройствами для размотки и намотки кабеля связи при движении и стоянке
В условиях «мягких бюджетных ограничений», характерных для экономики дефицита, существует «рынок продавца», а не покупателя и доминирование интересов продавца: покупатель вынужден брать практически любую продукцию, предлагаемую продавцом, независимо от ее качества и сортамента. В результате продавец, следовательно, и производитель перестают уделять достаточно внимания качеству производимых товаров, сосредотачивая свои усилия на увеличение их количества. Проблема низкого качества изделий советского производства только усугублялась. Правители СССР ее осознавали и были озабочены этим. Периодически для преодоления проблемы низкого качества изделий СССР центральные власти в командной экономике задействуют, естественно, неэкономические механизмы: в текущем году стали внедрять стандартизацию в промышленность в виде всевозможных ГОСТов (государственных стандартов). Вышел в свет документ Государственного комитета СССР по стандартам: «Комплексная система управления качеством продукции. Рекомендации по разработке и внедрению в объединениях и на предприятиях». И на всех ГОСТах СССР присутствовала грозная надпись: «Несоблюдение стандарта преследуется по закону». Однако в СССР уже два указа 1933 и 1940 гг., вводивших уголовное преследование работников промышленности за выпуск некачественной продукции, не сработали и всегда в итоге выбора между количеством и качеством не было, однозначно первое (но дефицитное).
Изготовлен опытный мотоцикл МТ-8 «Днепр-1» [https://www.youtube.com/watch?v=7ltnyJ1pp6k], мотор МТ-801 которого представлял собой совершенно новую для мотоциклостроения и весьма прогрессивную на то время конструкцию. Он был верхнеклапанным, оригинального экстерьера (свидетельство №382 от 19.04.68 года на промышленный образец «Двигатель внутреннего сгорания», авторы Будылин М.М., Мухин П.В., Овчаренко Н.А. и Боришполь И.М.), имел силуминовые цилиндры с чугунной гильзой (бимметалические), цельный литой из высокопрочного чугуна коленчатый вал, шатуны с разъемной кривошипной головкой, с шатунными вкладышами мотора автомобиля «Москвич-407» и модной тогда системой очистки масла полнопоточной центрифугой, расположенной на коленвале. На стенде мощность мотора довели до 34,6 л.с. при частоте вращения коленвала 5300/мин.
В модели МТ-8 «Днепр-1» мотоцикла рама уже трубчатая сварная закрытого типа, коробка передач с задним ходом, шины 4,0-17”, гидропривод барабанных тормозов колес заднего и прицепа, световой показатель нейтрали и блокировка сцепления. Снова отличный от предыдущих экстерьер этого мотоцикла: новые боковые панели на раме мотоцикла, брызговики, световые показатели поворотов и прямоугольный обтекаемый стальной пассажирско-грузовой кузов с подъемной передней частью, расположенным в кузове снизу сзади запасным колесом и ветровыми щитками водителя и пассажира прицепа.
Опытный образец МТ-8 модели «перспективного» мотоцикла «Днепр-1»
Создан «музей завода» в радиофицированном помещении площадью 300 м2 и сотней посадочных мест. В нем экспонировали модели мотоциклов производства КМЗ с приведенными на планшетах их короткими техническими характеристиками. Вход в помещение с улицы был свободным, в нем работало БТИ (бюро научно-технической информации) и хранили разные пропагандистские и агитационные материалы: флаги, почетные грамоты, сувениры, призы, фото орденоносных передовиков производства, активных рационализаторов и несколько некиевских мотоциклов. В зале музея происходили и разные мероприятия администрации завода, парткома, профкома и комитета комсомола.
Мотоизделия в музее-техническом кабинете КМЗ
Организовано техническое училище №1 при Киевском мотозаводе и оно уже в сентябре начало готовить технически грамотных рабочих для завода. Они практиковались на заводе и уже с 1967 года, как выпускники, становились его штатными работниками: слесарями, токарями, фрезеровщиками, мастерами, начальниками цехов и, даже один из них, фрезеровщик А.Мазуренко стал начальником инструментального цеха, по совместительству «председателем совета трудового коллектива завода». Потом его, студента-заочника, директор В.Подшивалов назначил на должность зам. главного инженера и, после получения А.Мазуренком диплома об окончании вуза, главным инженером. После того, как коллектив завода в 1995 году заставил Подшивалова уйти на «заслуженную» пенсию, власти назначили А.Мазуренко директором Киевского мотозавода (государственное предприятие), несмотря на то, что в блудный период развала завода ему и его команде управленцев (как раннее и эстеблишменту директора В.Подшивалова) коллектив завода выражал недоверия.
1967 год.
Спецкорр. журнала «За рулем» Л.Лифшиц в номере 04/1967 извещал, что «актив предприятий Главмотовелопрома Минавтопрома СССР в Киеве собрал совещание «Родине к юбилею» для определения «подарков к достойной встрече 50-летия Октября» и Киевский завод освоит более мощный двигатель к своим мотоциклам. Расширяются масштабы конструкторско-экспериментальных работ, в частности, будет полностью подготовлена к производству модель тяжелого мотоцикла «Днепр-1» с коляской».
20 апреля «с целью стимулирования повышения качества и эффективности общественного производства был введен в действие «Госуда́рственный знак ка́чества СССР» — обозначение, которое должно использоваться для маркирования «товаров народного потребления и производственно-технического назначения» серийного производства «высокого качества». «Государственный знак качества СССР» представлял собой пятиугольник с согнутыми сторонами, как ассоциация с пятиконечной звездой (одним из геральдических символов СССР) и составными качества: надежностью, доступностью, безопасностью, эстетичностью и новаторством». [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0] Знак наносили на товар или его упаковку и в товаросопроводительной документации, на ярлыках и этикетках. После госаттестации «качества товаров» предприятие получало право маркировать свою продукцию «Государственным знаком качества СССР» сроком от двух до трех лет. Порядок проведения «госаттестации качества» утверждал Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.
Подразделение почетного эскорта Кремля получает от Киевского мотозавода 19 мотоциклов К-750М, модификация «эскорт» [https://www.drive2.ru/b/1737783/] . Экстерьер этих мотоциклов был обычным эскортным: одно седло, откидной боковой упор, блестящая, немного измененная черно-белая окраска, с разнообразними блестящими хромом деталями, с пластиковым ветровым щитком, изготовленным из стекловолокна, а не фартуком из кожзаменителя, и встроенными в него фонарями-мигалками. Подвески колес мотоциклов были мягче серийных и подвеска переднего колеса имела «прогрессивную» характеристику, что было достигнуто установкой в каждом пере вилки двух пружин разной жесткости.
Мотоцикл K-750М, модификация «эскорт»
Изменились правители и новые перевороты:
- предприятиятия и организации СССР переходят на пятидневную рабочую неделю, однако Киевский мотозавод продолжает работать по автопромовскому графику с всего несколькими нерабочими субботами в году;
- в ноябре в качестве «подарка к 50-летию Великого Октября» появляется огромное (длина 6,3 метра) представительское авто («членовоз» по народному) ЗИЛ-114, под капотом у которого семилитровый мотор V8 мощностью 300 л.с. [https://www.youtube.com/watch?v=dBgVJYOsx64];
- Киевский мотозавод «к празднику Великого Октября» изготовил 60 штук новых верхнеклапанных моторов МТ-801, созданных конструкторами завода и, вместо нижнеклапанных моторов К-750М01 установил их с новыми сигарообразными (большими) глушителями на мотоциклы К-750М. Эти новые мотоциклы обозначили К-650 «Днепр» и таким образом выполнили обещание совещания «Родине к юбилею» «актива» предприятий Главмотовелопрома Минавтопрома СССР освоить серийное производство более мощного двигателя.
Мотор МТ-801
14 декабря «Главный комитет ВДНХ СССР за разработку конструкции и внедрение в производство мотоцикла К-650 «Днепр» и спортивного мотоцикла К-650СМ наградил Киевский мотозавод Дипломом первой степени», а их разработчиков «начальника СКБ и главного конструктора Мухина П.В. золотой медалью и премией 200 руб, начальника отдела двигателей Овчаренко Н..А. серебряной медалью и премией 100 руб, работников экспериментального цеха СКБ маляра «Бертольда А.А., слесаря Крещенко І.Л., испытателя Колпакова А.А., инженера-испытателя Квашу И.П., начальника цеха Мелексетова М.К., работников завода зам.главного инженера Носко В.В., начальника технологического сектора цеха Приймаченко Г.І. бронзовой медалью и премией 50 руб».
Мотоцикл К-650 «Днепр»
Однако знака «качества» эти «перспективные» мотоциклы К-650 «Днепр», К-650СМ и новый мотор не получили, хотя они, по сути, были дипломантами «первой степени ВДНХ СССР». «Государственный знак качества СССР» был дурилкою пропаганды монополизаторов: присваивали его бессистемно и без должного контроля. Пометка «Знак качества СССР» не могла заменить изготовление детали и узла по чертежу (необходимого и достаточного условия получения качества), Знак быстро девальвировался в глазах покупателей и не стал «стимулом повышения качества и эффективности общественного производства». Эстеблишмент контролировал прежде всего унификацию, дефицит «товаров народного потребления» обычного «советского качества», которые можна было только «достать» и даже в деталях не допускал конкуренции производителей через демонополизацию.
1968 год.
Лимузины и на их базе кабриолеты, которые использовали для перемещения гостей Кремля с мотоциклетным эскортом: автомобили ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка»,- Минавтопром выпускал с 1959 года. У представительского автомобиля ЗИЛ-111Г мощность мотора 200 л.с., разгон с места до скорости 100 км/час 24 с, а у нового лимузина ЗИЛ-114 эти цифры, соответственно, 300 л.с. и 13,5 с [«За рулем» 12/1967. В.Мирошников. Автомобиль экстра-класса] и перед Главмотовелопромом, в конце концов, перед Киевским мотозаводом встает задача создания «достойного» мотоцикла для эскорта. Ученые ВНИИмотопрома наметили исследование «Определение динамических и топливно-экономических качеств, основных параметров и определение пригодности данных мотоциклов к эскортной службе» и Киевский мотозавод передал им два мотоциклы – К-650»Днепр» (серийный К-750М, но с мотором МТ801), и экспериментальную модификацию К-650 «Днепр» для эскорта, модель К-650ЭС, с мотором К-65001СП и колесами с шинами 3,5-18”.
Выводы ВНИИмотопрома после исследований: «…Мотоцикл модели «Днепр» К-650ЭС пригоден к эксплуатации в условиях эскортной службы. СКБ Киевского мотозавода рекомендовано продолжать работу по созданию модели для эскортной службы с учетом замечаний, изложенных в отчете».
Действительно, у автомобиля ЗИЛ-111Г на 1 л.с. мощности мотора приходилось не меньше 17,9 кг полной массы, у мотоцикла К-750М «эскорт» эта цифра 14,6 кг/л.с., а у автомобиля ЗИЛ-114 - 11,28 кг/л.с. У обычного мотора МТ-801 мощность 32 л.с. min, а у мотора К-65001СП (это МТ-801 «повышенной отделки»: на высокооктановому бензине, повышенная степень сжатия и зачищенные в головках цилиндров впускные каналы), мощность ~35 л.с., то есть на 1 л.с. мощности мотора приходится, соответственно, 11,9-10,9 кг/л.с. полной массы мотоцикла, не больше.
Эскортники протестировали мотоциклы К-750М «эскорт» с установленными на них моторами МТ-801 «повышенной отделки». Результат:
-мотоциклы К-750М «эскорт» с верхнеклапанными моторами значительно динамичнее лимузина ЗИЛ-111Г и не уступали в динамике разгона новому представительскому автомобилю ЗИЛ-114;
-при эскортном сопровождении мотор К-65001СП еще и не перегревался, что случалось з нижнеклапанными К-750М01.
И эскортники сами переставляли новые верхнеклапанные моторы на мотоцикл К-750М для эскорта и в одном эскорте одновременно ставили оба варианта мотоциклов: К-750М «эскорт» и псевдо К-650 «Днепр-эскорт» [https://oppozit.ru/article103273.html].
Конструктора ОГК на базе мотоциклов К-650 и МВ-750 и конструкции новой КП (коробки передач) МТ-804 (с передачей заднего хода) спроектировали модель МВ-650 специального дорожного мотоцикла с коляской, обладающего большей маневренностью, мощнее мотором и увеличенным дорожным просветом. На нем установлен дифференциальный привод на колесо прицепа с блокировкой дифференциала и указатели поворотов. Изготавливают за два года 6 штук таких мотоциклов. Указателями поворотов конструктора также модернизуют спортивный мотоцикл для многодневных соревнований: обозначают его К-650МСМ,- и завод изготовляет их 15 штук. Серийный выпуск мотоциклов с нижнеклапанным мотором увеличили до 33891 штук К-750М «народного потребления» и 700 штук МВ-750 (еще 10 лет они будут востребованы ВПК). Киевский мотозавод наращивает годовой серийный выпуск мотоциклов К-650 «Днeпр» (с верхнеклапанным мотором) до 5013 штук.
Опытный образец мотоцикла МВ-650
Мотоцикл К-650МСМ
Даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, вибирать для себя легче варианты решений. В результате рост заработной платы стал опережать рост продуктивности труда. Кроме этого, реформам противостояли реальные силы: аппарат управления, которого не устраивали существующие производственгные отношения и политико-идеологическое коммунистическое мышление. Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную недвухзначно показала, что это ведет к немедленной разрушению всей плановой системы; от идей новой экономической политики начали отказываться. Попытки компартии ЧССР придать «второе дыхание» социализму рыночными отношениями вызвали советское вторжение в Чехословакию. Экономическую реформу в СССР начали сворачивать и возвращаться к детальному планированию и оперативному управлению предприятиями аппаратом министерств и ведомств. Управлению тоталитарному (от лат.totalitos целосной— тот, который охватывает все вместе — система государственно-политической власти, которая регламентирует все общественные и частные сферы жизни человека-гражданина и не признает автономии от государства негосударственных сфер человеческой деятельности: экономики и хазяйства, культуры, воспитания, религии). Принудительную унификацию и жесткость тоталитарной власти обосновали внутренними и внешними угрозами существования государства. Снова в стране советов политическое господствование, неограниченное управление подчиненными с полным подчинением их поставленным сверху политическим целям.
1969 год.
Конструктора КМЗ учли замечания ученых ВНИИмотопрома к мотоциклу для эскорта, доработали его конструкцию и два опытных образца 650ЭС «Днепр» передали на испытания в Серпухов. Оба мотоцикла были с новыми боковыми прицепами с непассажирскими кузовами формы совсем иной чем серийные и были они изготовлены, как и щитки всех колес, из стекловолокна. Были переделаны седла-подушки и «глубокие» щитки колес с шинами 3,5-18". Эскортнику стало комфортнее: удобная посадка, в меру мягкое седло и эффективнее защита от грязи из-под колес.
Опытный образец мотоцикла 650ЭС «Днепр»
Экспериментальный участок ОГК изготовил также:
- 2 опытных мотоцикла, обозначенних «Днепр» МТ-9, по сути, модернизации мотоцикла К-650 «Днепр» установкой новой КП (коробки передач) МТ-804, новых указателей поворотов и фонарей повышенной светоотдачи [http://www.bikerwiki.ru/%D0%9C%D0%A2-9#/media/File:Motocikl_Dnepr_MT_9.jpg];
Мотоцикл «Днепр» МТ-9 (опытный образец)
- 2 специальных спортивных мотоцикла с коляской для ШКГ (шоссейно-кольцевых гонок) класса 750 см³ (то есть рабочим объемом его мотора МС-1) и 5-ти ступенчатой коробкой передач, шестерни вторичного вала которой были на роликовых подшипниках.
Спортивный шоссейно-кольцевой мотоцикл с коляской
СШ-3 «Стриж», класс 750 см³
- 2 опытных образца перспективных мотоциклов модели МТ-12 «Днепр-2». На этих мотоциклах были: новый силовой агрегат с мотором МТ-801, говорили, мощностью 40 л.с. при 5600/мин, генератор переменного тока и электрооборудование напряжением 12в, КП МТ-804, карданный вал с муфтой-демпфером около главной передачи, колеса с шинами 4,00-17”, гидравлический привод барабанных тормозов, новой формы бензобак, сдвоенное седло-подушка и световые указатели поворотов. На одном из этих мотоциклов был пластмассовый кузов прицепа с передней панелью, которую поднимали для удобства посадки пассажира, и запасным колесом, расположенным снизу в задней части кузова. Мотоциклы были оборудованы ветровыми щитками водителя, пассажира в прицепе и брызговиками [http://www.bikerwiki.ru/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80-2].
Опытный образец мотоцикла МТ-12 «Днепр-2»
Киевский мотозавод выпускает за год мотоциклов К-650 19160 штук, К-650МСМ 100 штук, МВ-750 1001штуку,- и планомерно снимает с серийного производства мотоцикл К-750М (выпускает только 22619 штук).
В 8 пятилетке на заводе активно работала спортивная мотосекция. С 1967 года мотогонщики завода ежегодно завоевывали звания чемпионов и призеров чемпионатов Украины и принимали активное участие во всесоюзных спортивных соревнованиях. Кроме упомянутых, мотосекция подготовила целый ряд мотогонщиков мастеров спорта СССР А.Балашова, А.Глинку, А.Елтышева, А.Иванченко, Р.Каца, Ю.Королева, В.Паршина, Н.Симона, В.Шупровича, В.Янюка…
1970 год.
На зимнем традиционном мотокроссе им. В.Чкалова команда завода завоевала переходной хрустальный Кубок;
-на открытом первенстве Прибалтики спортсмены мотосекции завода завоевали переходной кубок;
-на первенстве СССР по шоссейно-кольцевым гонкам А.Рябинин – И.Горпиненко на мотоцикле СШ-3 «Стриж» стали серебряными призерами;
-команда КМЗ «Днепр» в составе его работников: В.Соловьев, В.Янюк, Н.Кравченко, В.Стержинский, И.Мазниченко, -принимала участие в международном моторалли ФИМ, своим участием внесла значительный вклад в завоевание сборной командой СССР первого места в национальном зачете. Центральный комитет ДОСААФ за успешное выступление в моторалли ФИМ-1970 года наградил ее грамотой.
Термин «советский народ» снова появился официально в тезисах ЦК КПСС по случаю 100-летия с дня рождения В.Ленина и пропаганда активно его применяла в партийных документах и практической деятельности КПСС.
16 декабря завод выполнил пятилетний план восьмой пятилетки по общему объему производства и за такое достижение многих его работников отметили государственными наградами, а завод еще «дал народному хозяйству» свыше плана 986 мотоциклов. Киевский мотозавод работал успешно: вырос существенно выпуск мотоциклов К-650 до 36604 штук за этот год, МВ-750 - 1190 штук, спортивных К-650МСМ изготовил 100 штук; и планомерно снимал с серийного производства мотоцикл К-750М (в этом последнем году выпуска их было произведено 10350 штук). За годы 8 пятилетки продуктивность труда на заводе выросла на 67,7%, коллектив увеличился почти на 30% и заводчан стало 5032 человек.
1971 год.
Киевский мотозавод подготовил производство новой КП (коробки передач) МТ-804 и начал серийный выпуск мотоциклов «Днепр» МТ-9, [«За рулем» 02/1972. В.Святненко. Растет семейство «Днепра»] с такой КП, новыми указателями поворотов и фонарями. Новая четырехступенчатая КП (разработка конструктора СКБ Й.Эндельмана) имела оригинальный и намного проще серийного механизм переключения передач (получено авторское свидетельство), который не требовал регулировки ни при изготовлении, ни в эксплуатации. Новым для мотоциклов СССР было также наличие в новой КП передачи заднего хода и механизма автоматического выключения сцепления при переключении передач. Для улучшения эксплуатационных и технологических показателей в новую коробку передач ввели датчик, а на фаре мотоцикла установили сигнальную лампочку нейтрали, изменили конструкцию картера, его единственной крышки и других узлов. КП МТ-804 была длиннее предыдущей на 15 мм и для ее установки на мотоцикл «Днепр» К-650 увеличили на 50 мм базу мотоцикла (с 1450 до 1500 мм) и длину торсиона карданной передачи. Укорочение этого торсиона обеспечивало установку новой КП на мотоциклы предыдущего выпуска КМЗ: К-750 и К-750М.
По результатам заводских испытаний конструкция модели МТ-12 «Днепр-2» имела только хорошие отзывы, но из-за ее «сложности» вопрос подготовки серийного производства этого мотоцикла даже не стоял.
Положительными были результаты испытаний опытных образцов мотоциклов для эскорта 650ЭС «Днепр». Ученые ВНИИмотопрома в период с октября 1970 по март 1971 года) провели их испытания в районе Серпухова и в Крыму а) на устойчивость и управляемость его и патрульного мотоцикла «Урал-2П» ИМЗ и б) сравнительные четырёх мотоциклов: «Урал 2П», «Harley-Davidson Elektra Glide», «Moto-Guzzi V7» и эскортного киевского. И оказались эти «Днепр»-ы на уровне зарубежных мотоциклов по многим параметрам.
В отчетном докладе Л.Брежнева 30 марта на XXIV съезде КПСС также фигурирует термин «советский народ». Пропаганда усиленно насаждает "теорию", что вроде бы в СССР вместо многих народов и наций создается единая "советская нация", "советский народ", не в понятии совокупности всех его народов и наций как собирательное понятие, а как какой-то якобы однонациональный или безнациональный синтез, который как раз формируется и которого не было, скажем, в двадцатые и тридцатые года. Такой "теорией" были проникнуты и политика, и пресса, и воспитание. А по культуре, то вся наша пресса была полна фраз о том, что будто уже теперь развивается у нас «интернациональная» (то бишь «русская», «совковая») культура".
Л.Брежнев не был сторонником сколько-нибудь серьезных реформ. К тому же советскую «элиту» напугала эскалация американской интервенции во Вьетнаме и «пражская весна» 1968 года. Чехословакия и раздувание истерии относительно пражской весны стало очень сильным поводом для сворачивания реформ. Стагнация экономики нарастала.
Киевский мотозавод из-за значительного увеличения объема серийного производства ЭОМ (электронную вычислительную машину) «Урал» сменил на гораздо мощнее ЭОМ «Урал 14». На ее базе заводские отделы производственный и вычислительных машин создали автоматизированную систему опперативного управления производством. Разработанный комплекс программ обеспечил возможность решать ряд задач опперативно-производственного планирования:
- расчет подетально-узлового состава мотоциклов;
- расчет полного использования деталей и узлов;
- расчет производственной годовой программы и условного количества;
- учет суточного товарного выпуска и прихода;-учет дефицитных позиций по приходу и расходу деталей, узлов и материалов.
Активными организаторами АСУП (автоматизированной системы управления и планирования) производством на КМЗ были П.Гехт, Н.Будиловская, В.Иванова, А.Еремин, Г.Петровская.
Летом в Москве состоялась японская выставка. Соичиро Хонда (Soichiro Honda), основатель и президент очень успешной фирмы Honda Motor Co. Ltd (мотоциклетное и автомобильное производство) делился «секретом» успеха:
«Cмотреть вперед с международной точки зрения и выпускать отличную и дешевую продукцию, отвечающую требованиям потребителей – это и есть генеральный курс, которого придерживается в своей деятельности компания ХОНДА МОТОР. Именно в выражении «смотреть вперед с международной точки зрения» c предельной четкостью подчеркнут идеал нашего предприятия.
Некоторые руководители предприятий подразумевают под рационализацией производства оснащение его новым производственным оборудованием и строительством новых зданий путем затраты определенных средств. Но они принимают следствие как причину. Основой рационализации производства должны быть идеи, ум человеческий...»
Однако «у советских собственная гордость…» - В.Маяковский. Главмотовелопром реорганизовует СКБ КМЗ в ОГК (отдел главного конструктора), намечает реконструкцию Киевского мотозавода для выпуска 120 тысяч мотоциклов в год и организовует постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №658 от 15 сентября об увеличении мощности Киевского мотозавода в 1975 году в 1,5 раза. Для этого Главмотовелопром предусмотрел:
- освоение капитальных вложений 40,99 млн руб, включая строительно-монтажные работы на 19,8 млн руб;
- заводу построить и ввести в эксплуатацию 5 производственных корпусов общей площадью 50,0 тыс м2., 5 бытовых корпусов общей площадью 24,0 тис. м2 и два склада площадью 5 тыс. м2;
- заводу приобрести, смонтировать и ввести в эксплуатацию промышленного оборудования на 22,3 млн руб, в том числе изготовить нестандартного оборудования на сумму 2,8 млн руб,
- заводу приобрести и смонтировать 2160 шт. нового технологического оборудования;
- реконструкцию не изолированную от текущей деятельности завода, а поэтапную с ежегодным внедрением мощностей и временными перепланированиями цехов. Проще говоря, «план» изготовления мотоциклов увеличивали при вводе в эксплуатацию новых производственных площадей.
На заводе работало 5333 человек. 3 ноября с конвейера КМЗ сошел полумиллионный мотоцикл. За этот год Киевский мотозавод, кроме новых 14431 мотоциклов «Днепр» МТ9, изготовил 34978 мотоциклов К-650 «Днепр» и на заказ 3 шт. таких же исполнения «експорт», 101 мотоцикл К-650МСМ, 1471 мотоциклов МВ-750 и 15 мотоциклов К-750М.
1972 год.
«Хотели как лучше, а вышло как всегда» - В.Черномырдин. Но для выполнения этих «планов» приходилось мобилизовывать мужчин завода: практически всех ИТР (инженерно-технических работников) и рабочих «не основного» производства,- устранять дефекты и доукомплектовывать собранные на конвейере мотоциклы. Им выдали робы, сапоги, телогрейки, инструмент и такой «прорыв» стал привычной их работой, как минимум неделя-две каждого месяца. Многих ИТР направляли на «прорывы» в цеха и на конвейер на целые рабочие месяцы.
Первым построили корпус на 10 тыс м2, в котором в марте разместили цеха инструментальный, ремонтно‒механический, участок экспериментальный и лабораторию дорожных испытаний мотоциклов ОГК. Из предусмотренного Главмотовелопромом требовали обязательного выполнения только последнего пункта и реконструкция затягивалась. Из ее проекта исключили инженерный корпус. Завод наращивал выпуск мотоциклов и выполнял план их производства (откорректированный), однако возможности серьезно совершенствовать мотоциклы серийного производства, создавать и осваивать новое уже не было.
А перманентные пожелания эскортников и замечания по результатам испытаний мотоциклов «Днепр ЭС» ученых ВНИИмотопрома конструктора ОГК КМЗ учли и представили в 9 Управление КГБ СССР на пробу «доработанную» модель, которой, по сути, уже была модификация для эскорта мотоцикла «Днепр» МТ 9 с новым бензобаком (завод еще готовил его серийное производство). Кроме КП МТ-804, расположенных на корпусе ветрового щитка указателей поворота и новых фонарей мотоцикла «Днепр» МТ-9 на его эскортной модификации были одиночное седло-подушка, боковый упор, передние и, впервые, задние дуги безопасности и колеса с ободами 18“.
Тест опытного образца мотоцикла «Днепр» МТ-9 модификации «эскорт»
(главный конструктор КМЗ П.Мухин, справа в шляпе, с эскортниками, 1972 год,
фото и замечания А.Попова)
Приказом министра автопрома СССР на Киевском мотозаводе создают лабораторию испытаний спортивных мотоциклов и лучшие мотогонщики-любители КМЗ (из желающих) становятся профессиональными испытателями, а начальник сборочного цеха В.Соловьев - инженером-испытателем бюро испытаний ОГК (отдела главного конструктора). Испытатели есть, конструкции дорожные и современных спортивных мотоциклов уже «две большие разницы», подразделения конструкторов для разработки модификаций серийных изделий для спорта приказ министра автопрома не предусмотрел. У так называемого спец КБ ОГК КМЗ своя головная боль: разработка модификации мотоциклов «Днепр» МТ-9 для эскорта, ведение серийного производства техники для ВПК, руководство ДОСААФом, ДНД (добровольной народной дружиной) и, конечно, прорывы. И в результате мотогонщики регулярно тренируются и соревнуются экипажами «испытанием» мотоциклов «своих» конструкций. Не меньше трети численности работников экспериментального участка ОГК бывшие мотогонщики. Они все умельцы и некоторые из них охотно дают советы по конструкции того или иного спортивного мотоцикла. КБ-разработчики агрегатов мотоциклов ОГК воспользовались предоставленной возможностью ускоренных испытаний проектируемых ими агрегатов и, в результате их разработки стали непременными составляющими спортивных машин: усиленные главная и карданная передачи, прямоспицевые колеса, разнообразные (кроссовая, пяти-, шестиступенчатая) коробки передач, верхнеклапанный мотор МС-1 рабочим объемом 750 см2.
Власть провела более мощную, чем в 1965 году, кампанию арестов так называемых диссидентов. «Протестуя против арестов, я (Иван Дзюба) выступил в кинотеатре "Украина" во время премьеры фильма Сергея Параджанова "Тіні забутих предків" (рос. «Тени забытых предков») (это еще в 1965 году), а позже обратися к тогдашнему первому секретарю ЦК КПУ П.Е.Шелесту и Председателю Совета Министров Украинской ССР В.В.Щербицкому с письмом, в котором говорил о том, что невиновных, по сути, людей репрессировали не за какие-то "преступления", а за честную мысль, правдивое слово» (и написал книжку «Інтернаціоналізм чи русифікація?» (рос «Интернационализм или руссификация?»), которая самиздатом распространялась в Украине). «Здесь только скажу, что я никогда не рассматривал свой труд как конспиративный, не скрывал с ним, с самого начала видел его как предназначенный не только для официального адресата, но и для широкой общественности, — поэтому не возражал против его распространения самиздатом. И не подозревал, что впоследствии его объявят — задним числом! — "антисоветским": ведь я руководствовался только желанием добра своим землякам и соотечественникам, всему нашему обществу. Но, как оказалось, именно здесь и крылась опасность, именно это и считалось тогда непрощенным грехом: ведь интересы правящей верхушки, которая личную выгоду отождествила цинично с сутью "реального социализма",- стали глубоко противоречить интересам народа. Поэтому под следующую волну репрессий, уже гораздо массовых труд "Інтернаціоналізм чи русифікація?" выдвигалась как политическое ("криминал" — "государственное преступление") обвинение не только против его автора, но и против тех, кто его "распространял" или даже просто читал. Много таких людей пострадало в те годы, и я чуствую свою невольную, но большую вину перед ними. Не говорю уже о том, что и правоохранительным органам (которые тогда в подобных ситуациях были скорее органами правонарушений!) следовало бы попросить прощения у этих людей и снять с них давние нелепые обвинения». [Дзюба И. «Інтернаціоналізм чи русифікація?», http://history.org.ua/LiberUA/966-518-110-6/966-518-110-6.pdf, с.10 - 15].
Власть активно отмечала 50-ту годовщину образования СССР и ее идеологи усилено начали эксплуатировать тезис, что формирование новой исторической общности — «советского народа» завершено и национальный вопрос в СССР успешно решен. Дело доходило и до нарушения определенного формального равенства: эту проповедь проводили в форме пропаганды (про которую уже говорили) особенной, исключительной роли «великого русского народа» в исторической и настоящей судьбе всех других народов СССР и бывшей Российской империи, хоть конституцией СССР проповедь национальной исключительности запрещена. Кстати, настоящий автор этой «теории» сын Николая I и Алекса́ндры Фёдоровны (урождённой принцессы Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской, нем. Friederike Luise Charlotte Wilhelmine von...), внук короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (нем. Friedrich Wilhelm III), Александр II, император, получивший прозвище «Освободитель», который присоединил к России Среднюю Азию, Кавказ, Уссурийский край и любил говорить об этой империи как о семье народов и особенно об "особой роли великороссов (крепостных, которых только после 19 февраля 1861 года перестали продавать как скот, С.А.) в этой семье".
По словам В.Ленина, в царской империи:
-.«развитие капитализма и общий уровень культуры нередко выше в «инородческих» окраинах, нежели в центре государства»;
- «великороссов меньше половины населения. «Инородцев» 57% населения (согласно, по мнению Ленина, С.А., заведомо преувеличенной и поддельной согласно намерений правительства статистике), то есть большинство, почти 3/5, а на самом деле свыше три пятых»[Полн.собр.соч.т.25с.40,64,258].
Так же открыто и усилено "теоретизовалось» особенное место российского языка как "языка междунационального общения" и "другой родной речи" для всех народов СССР.
Киевский мотозавод изготовил мотоциклов: «Днепр» МТ9 54128 штук серийных, 26 штук исполнения «экспорт» и выполнил заказы мотоциклов: МВ-750 - 1571 штуку, К-650МСМ - 150 штук, К-650 - 61 штуку обычных и 100 штук исполнение «экспорт».
Начал, интересно, бросилось из опечаток- Россия- 1/6 часть суши, а не 16я
Спасибо, исправил. То я так попадаю на клавиши.
Нет, ну упрямо обзывать русский язык российским. Это ужасно безграмотно. Нет такого языка.
Потихоньку осиливаю историю наращивания выпуска Днепров. Интересных мотоциклов делалось мало, неинтересные мотоциклы делались в количестве, но они неинтересные.
1.Я пишу о мотоциклах КМЗ, как было и, хотя это уже не о М-72, я полагаю, вы почти обо всем этом знали. Не сомневаюсь, Вы понимаете, такие изделия КМЗ были дефицитными до самой кончины СССР, и почему "интересных (Вам) мотоциклов делалось мало". Замечу, только в год развала страны советов, обычный работник Киевского мотозавода мог его приобрести (почти просто).
2.О языке. В прошлую зиму, мне казалось, меня идентифицировали: «Дельная статья, а скатывается в клоунаду…Крайне тяжелая подача материала, излишне громоздкое изложение, сложно читать»… «не знает автор литературного русского», «править ничего не нужно, ясно автор-слесарь». Дали совет «ограничиться манерой подачи материала, типа: “Ну и вот, ёпта, задырдычили они, значить эфту фиговину, аккурат опосля выходных на Октябрьские, ага“‘. Онако после моего сожаления, что так писать я не могу, ибо так глубоко я не владею расийским языком, смиловались и просто интерессовались моим чтивом. Теперь Вы пишете, что на РФ "ужасно безграмотно обзывать русский язык российским". Я из Киева, понимаю, что он бывал стольным градом Руси и русским логично можно называть язык этого народа. Мы буквально неделю назад выяснили, что через 2 года будет юбилей: 300-летия переименования царства Московского в РОссийскую империю. Теперь это называют Российская Федерация. Поэтому также логично язык ее народа называть российским.
MR_VLAD, я такое слышал и видел: Русский язык за 8 минут https://www.youtube.com/watch?v=K82Fx7_U6uo
Вот он истинно украинский мотоцикл Урал.
Валяется в сарае кпп мт-804, новая. Вскрыл ради интереса - а внутри ужас! Просто ужас! Недорезанные куски стружки на паразитке и других шестернях, хорошо что хоть закалили, и еще много кой-чего ужасного.
Первое "ужасно" безграмотная шутка, второму (КП) верю.
Это поздняя кпп, сделана в конце 80-х, под бумажный фильтр-бочку. С характерным выступом в плоскости прилегания к мотору (5 ребер жесткости изнутри плоскости прилегания кпп). Куски стружки торчат из паразитной шестерни, видать тупым резцом точили. Впрочем ирбитский бензобак с урала 1989 года тоже не далеко ушел по качеству. Нижние(задние) крепления бензобака приварены вкривь и вкось, у меня бы так даже в пьяном состоянии не получилось так криво приварить крепления. Вот оно - "качество".
Ну если опять сравнивать Урал и днепро. То на днях попал ко мне Урал. И если раньше я мог сравнить толькл убогий ураловский мотор с более продвинутым днепровским, то теперь ещё появилась возможность лицезреть весь мотоцикл.
Не хочу расписывать всего но сравнив оба рядом стоящим нашёл только два плюса у урала- открывающийся багажник коляски и удобное расположение заливной горловины масла в двигателе.
А в целом Днепр сделан более мощно, с запасом прочности и более продумано. Все косяки Днепра в целом так и двигателя от безалаберности сборки и бракованных деталей. Был бы он собран и изготовлен строго по чертежам то ездил бы не хуже бмв тех лет.
Коллеги, нам было мудрое предложение "спорьте - но по существу. а не то, что кто-то хохол и кто-то маскаль". У Ирбитского и Киевского мотозаводов, кроме времен совнархозов, были одни и те же вышестоящие и очень даже одинаковые условия для "комфортной" работы. ИМЗ был более послушным (орден дали), но наши мотоцыклы "тяжелого класса" были, как положено, в дефиците и они, как и мы лишены были мотивации (средств) совершенствовать выпускаемые изделия. И в Ирбите, и в Киеве методы создания советского человека были одинаковы и, как результат, одинаковое "качество" нашей продукции. Замечу, в опубликованный период моих очерков на КМЗ было 2 главных конструктора: М.Поздняков и П.Мухин,- оба из Горьковского мотозавода (оба москали) и я не знаю, и не писал, ничего отрицательного об их работе (я позже был в их шкуре). Они были высококвалифицированными конструкторами.
Прошу вас не "сравнивать Урал и Днепро", критикуйте мои соображения по приведенным фактам в моих очерках об истории КМЗ. Я не знаю когда, но уже в начале производства мотоциклов, КМЗ "модернизировал" кузов прицепа и аннулировал открывающийся багажник. Мне это тоже не нравится, но штампы и оснастку на этот кузов из ГМЗ увезли на ИМЗ, КМЗ досталась копия в не хорошем состоянии и (смягчающее обстоятельство, мне кажется) может это было причиной упрощения конструкции кузова мотоциклов КМЗ.
Шутнику с "истинно украинским мотоциклом Урал" сообщу, что таки правдой был запрет: Не положено,- красить на КМЗ мотоциклы (даже для ГАИ) в "канареечные" цвета. Патрульные мотоциклы для киевского ГАИ были белого цвета.
По поводу окраски ГАИшной техники СССР:
https://youtu.be/GvmGC6xCCLI.
Спасибо.
Какие фото из бывшего музея КМЗ виднеются, ранний М-72, экспортный М-72Н и прочее, В-образный моторчик, знакомый до боли, и пр. интересные штучки, где сейчас это все? Вопрос риторический конечно. За все не скажу, но в Киеве это видимо было не нужно, и правильно. Бывший музей звучит даже немного грустно, но только немного- теперь для того чтобы посмотреть на осколки КМЗ не придется переться в Киев.
а мне коробка днепрячья понравилась. И дело даже не в том что досталась в нормальном состоянии, да и от "вояки". Правда и там нашлось "пара косяков" чисто конструктивных. Слабый сектор (где вилки ходят) и лопнул вал (тот что включает заднюю) в месте проточки, прослабили его проточкой. Гонял я её что называется в хвост и гриву, ничего, отходила. Кикстартер ещё получше там, механизм сам
Днепрокпп не может не нравится. Это лучшая и продуманная кпп для советских оппозитов. Теперь я знаю имя того кто её изобрёл и это был действительно хороший конструктор.
MR_VLAD, прошу еще рассказать об V-образном моторчике, Вам "знакомом до боли".
На оппозите была информация про него, искать надо. Моторчик этот видел, где не скажу, рассматривать его особого желания не было. К изделиям КМЗ я равнодушен. Даже Эскортный Днепр хоть и не плох, но не вдохновляет.
Спасибо, чего ж тогда "знакомый до боли"? Я думал, коллега поделится знаниями и боль у него пройдет.
Знакомый до боли- в российском языке этому еще не дали определения?
Очередной фейк? Кстати, в 2011 году в РФ вышла книга «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка ». Ее автор, А. Шишков (1754-1841) - литературовед, филолог, мемуарист, военный и государственный деятель, адмирал. Государственный секретарь и министр народного просвещения. Президент литературной Академии Российской и прочее. Родился до А.Пушкина и пережил его. Учите матчасть, молодой человек.
Никаких фейков, никакой матчасти и никакого российского языка!
А.С. Пушкин
MR_VLAD, Вы никак не "несведущий человек" или "идио́т" (по др.-греч. ἰδιώτης), но ломаете дурака — "их там нет":
1) на военный мотоцикл защитного цвета в самом видном месте вешаете блестящие торговые марки - пятаки с пропагандой липового исторического события;
2) показываете фото мотоцикла Ирбитского мотозавода и заявляете, что это "Вот он истинно украинский мотоцикл Урал";
3) цитируете А.С.Пушкина, хотя перед этим кокетуете "А.С.Пушкины не сидят на мотоциклетных форумах"...
Достаточно? Про "моторчик, знакомый до боли" и язык не буду.
Поздравляю с Рождеством Христовым и Новым годом! Желаю вам всего хорошего!
"Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою" - Козьма Прутков. Пора уже мне новый камень бросать? Поможет?
Да давно пора. Ждём
На КМЗ- ЭВМ "Урал", весьма символично