4. МОТОЦИКЛЫ ПОЧЕТНОГО ЭСКОРТА СССР (мемуары конструктора)
2.3.Мотоцикл КМЗ-8.953 «Днепр-14.9», 2-я промышленная партия
Казав пан «Кожух дам!», та й слово його тепле.
Под руководством вернувшегося из Москвы главного конструктора А.Мийченко начальники КБ ОГК КМЗ (Й.Эндельман, Ф.Шипота и я) в последние выходные дни мая приступили к исполнению «МЕРОПРИЯТИЙ… от 23.05.1983 года»: составили маршруты и графики изготовления узлов и деталей мотоцикла «Днепр-14.9» по цехам завода. Этот объёмный документ (50 стр. формата А3) стал приложением к приказу КМЗ № 378 от 1 июня «Об обеспечении 9-го Управления КГБ СССР мототехникой для несения эскортной службы».
Отдельными пунктами приказа были:
-«требование о приёмке и сдаче ОТК и представителю заказчика деталей, узлов и мотоциклов в сборе только с обязательным наличием сертификата качества;
-указание в двухнедельный срок создать на заводе специализированный участок по изготовлению и обслуживанию эскортных мотоциклов».
Правда, Киевский мотозавод «уже не выполнил» намеченную «МЕРОПРИЯТИЯ-ми…» «номенклатуру деталей, узлов и комплектующих изделий мотоцикла «Днепр 14.9», подлежащих изготовлению и поставке 9 Управлению КГБ СССР в мае 1983 года и мероприятий по обеспечению надежной работы мотоциклов до 01.01.84г.», но мы в приказе отразили выполнение положенного в июне и изготовление в июле 2-х мотоциклов КМЗ.8-953 «Днепр». Директивный срок восстановления партии действующих эскортных мотоциклов назначен был до 01.09.1983 года, изготовления новых 25 штук – 01.01.1984 года.
Уже на следующий день после выхода этого приказа производство заработало: экспериментальный участок и лаборатории ОГК стали фактически «специализированным участком по изготовлению и обслуживанию эскортных мотоциклов». Потом (не в двухнедельный срок, а через 4 месяца) узаконили этот факт псевдо-приказом (по исполнению) КМЗ №673 от 03.10 1983 года.
Появился (и сразу) высокий контроль со стороны партийных органов. Зав. отдела ЦК КПСС тов. Вольский Аркадий обязал ответственных работников КМЗ регулярно отчитываться в ЦК Компартии Украины о ходе выполнения этого «важного правительственного задания». Главный инженер или главный конструктор Киевского мотозавода в течение нескольких месяцев возили письменные доклады ответственному работнику ЦК КПСС в Киеве тов. Скитенко Тарасу (я готовил эти доклады. Затруднительно, а сейчас может уже и невозможно, да и не нужно, определять, сколько рабочего времени вместо своей штатной работы затратили сотрудники ОГК КМЗ на обеспечение надежной работы изготовленных в 1979 году мотоциклов «Днепр 14.9» непосредственно в автослужбе 9 Управления КГБ СССР в Москве). Попытка А.Мийченко снизить уровень представительства завода хотя-бы до свого зама по эскорту не удалася. Доклад Т.Скитенко повез В.Майский, но его в помещение ЦК КПСС в Киеве не пустили из-за его же оплошности: лето, он в тенниске и без партбилета (ибо не был членом партии).
Нельзя не отметить, что требование п.п.1.2 и 3.5 МЕРОПРИЯТИй…»: «Всем предприятиям-изготовителям осуществлять сдачу …изделий… с предъявлением сертификата качества. Сертификаты …должны содержать отметки о полном соответствии …изделия…НТД, а также отметки о характере допущенных отклонений и заключение конструктора о пригодности … изделия … к эксплуатации»,- повторённое в упомянутом приказе КМЗ, на заводе выполняли, хотя это сначала существенно тормозило изготовление. В результате производство «Днепр 14.9» шло темпами значительно меньшими директивных и все установленные сроки были сорваны. Конечно, руководство было обеспокоено этим и 19.04.1984 года зам.Министра автопрома Е. Башинджагян протокольно (п.9.1) назначает новые сроки «100% готовности всех действующих мотоциклов - 25.04.1984 года», даёт распоряжение непосредственно Киевскому мотозаводу (п.10) «командировать в 9 Управление полномочного представителя с правом решать вопросы, связанные с обеспечением готовности мотоциклов к эскортной службе» и сообщает (п.15), что «полномочным представителем Минавтопрома в части работ по эскортным мотоциклам назначается т.Рогожин».
С Всеволодом Вячеславовичем, дедушкой Рогожиным, я познакомился в начале июня 1983 года. Секретарша директора и главного инженера КМЗ Зоя Тихоновна (мы уже полгода с ней организовывали ежедневные совещания по эскорту у главного инженера) позвала меня в кабинет директора. Там оказались В.Богуславский (директор ВНИИмотопрома) и В.Рогожин. Директора КМЗ или кого иного из наших, заводских, не было. Оказалось, что они автомобилем только-что приехали для выяснения ситуации у нас с работой по эскорту и налаживания сотрудничества по изготовлению изделий согласно «Мероприятий…» от 23 мая. Я им все рассказал и (В.Рогожин оказался симпатичным дедом), на следующий день организовал получение пары десятков комплектов поковок деталей коленчатого вала мотора (спортивного или, уже, эскортного) – в «загашнике» участка они были. Потом мы много раз общались, В.Рогожин оказался мудрым полномочным представителем и у меня каждый раз возникают только теплые воспоминания об этом славном человеке.
«МЕРОПРИЯТИЯ…» требовали:
1.«Изготовления запасных частей для мотоциклов «Днепр-14.9».
2.«Восстановления действующей партии мотоциклов «Днепр-14.9».
3.«Изготовление партии мотоциклов «Днепр-14.9».
«МЕРОПРИЯТИЯ…» обещали:
п.4.2.«…обеспечить закупку по импорту образцов мотоциклов, двигателей, комплектующих изделий, узлов и деталей зарубежного производства…»
п.4.3.«….организовать в июне 1983 года на Киевском мотоциклетном заводе специализированный участок по изготовлению и обслуживанию эскортных мотоциклов».
п.4.4.«…обеспечить выделение в 1983-1984 годах оборудования для специализированного участка эскортных мотоциклов…».
п.4.5.«…в июне 1983 года создать в отделе главного конструктора специальную группу по эскортным мотоциклам во главе с зам.главного конструктора по эскорту и утвердить положение о группе».
п.4.6.«…решить в ІІІ кв. 1983 г. вопрос укрепления служб главного конструктора и его материальной базы. При необходимости выйти с предложениями к руководству Министерства».
«Выполнение» обещанного «Мероприятиями…» было неощутимым, даже незаметным для ОГК и не все назначеные «соисполнители» КМЗ выполняли веленное «МЕРОПРИЯТИЯ-ми…». Итог: 25 мотоциклов КМЗ-8.953 «Днепр 14.9» в основном были изготовлены через год после начала работ.
В конце июня 1984 года для оценки качества их изготовления из этой партии были произвольно взяты пять экземпляров для проведения контрольного пробега по маршруту Киев-Москва протяжённостью 880 км. Мотоциклы некомплектны и для этого перегона на мотоциклах были установлены так названные «технологические ветровые щитки». «МЕРОПРИЯТИЯ - ми…» отработка конструкции ветровых щитков была поручена ВНИИмотопрому, а их изготовление НАМИ, однако, ими эта работа не была выполнена, а «технологические» щитки на эти 5 мотоциклов изготовил Киевский мотозавод. 19.04.1984 года на совещании по проверке «МЕРОПРИЯТИй…» Е.Башинджагян сообщил (п.14 Протокола) «принять к сведению сообщение Т.Петрова, что достигнута договоренность по оказанию необходимой помощи Киевскому мотозаводу со стороны НАМИ в части изготовления ветровых щитков» и, видимо, поэтому форма из стекловолокна для щитков была получена из НАМИ. Аккумуляторные батареи были предоставлены автослужбой 9 Управления КГБ СССР (изготовление пресс-формы корпуса АКБ было поручено Киевскому мотозаводу и, наверно, к тому времени новой прессформы в Подольске не было). Инструмент был обычный (серийный экспортный) КМЗ. По согласованию с автослужбой 9 Управления КГБ СССР эти 5 мотоциклов были «условно приняты» ОТК и представителем заказчика с требованием последующей доукомплектации и устранения дефектов силами и средствами КМЗ и ВНИИмотопрома. При приёмке мотоциклов были отмечены следующие недостатки:
-коррозия маховиков (5 мотоциклов);
-стук сцепления (2 мотоцикла);
-повышенный шум шестерён газораспределения (2 мотоцикла);
-нагрев корпуса заднего колеса (2 мотоцикла);
-ненадёжные спидометры (5 мотоциклов);
-инструкция по эксплуатации старого образца.
Пробег осуществляли эскортники автослужбы 9 Управления КГБ СССР и представители Киевского мотозавода и ВНИИмотопрома. С этими мотоциклами пробегом испытывали на ресурс один мотоцикл эскортников выпуска 1979 года (№ 42). Он имел затруднительный запуск мотора. После замены (на 7 тыс.км ресурсного пробега) свечей зажигания и прерывателя дефект не повторился.
Результаты контрольного пробега обсудили в Москве 2 июля на совещании в автослужбе 9 Управления КГБ СССР. Отметили, что по сравнению с мотоциклами действующего парка, новые мотоциклы обладают улучшенной динамикой, экономичностью и устойчивостью. За время пробега серьёзных неисправностей не было, однако без замечаний не обошлось:
-технологические ветровые щитки не обеспечивали защиты водителя и, кроме этого, фиксация зеркал заднего вида была неудовлетворительной;
-реле РС-950 отказало на 520 км пробега;
-появилась течь масла из-под фланца генератора одного из мотоциклов;
-по субъективным оценкам водителей жёсткость подвесок передней вилки и задних амортизаторов завышена;
-мал угол наклона мотоцикла при установке на боковой упор;
-расположение рычага ножного тормоза неудобно и небезопасно;
-положение рукоятки руля вызывает утомляемость,- и для устранения выявленных недостатков один мотоцикл отправили во ВНИИмотопром.
14 августа на Киевском мотозаводе Е.Банецкий провел совещание по вопросу изготовления партии мотоциклов «Днепр 14.9» в присутствии А.Абросимова и Ю.Мартыхина, как проверку выполнения протокола от 05.07.84 года, на котором зам директора ВНИИмотопрома заверил, что:
«-новые ветровые щитки будут предъявлены заказчику 15.08.84 г.;
-до 01.09.84 вопрос формы ветровых щитков будет решен;
-до 05.09.84 документация на ветровые щитки будет передана на КМЗ».
Заявления Ю.Мартыхина осталось обещанием, устранение ВНИИмотопромом остальных недостатков было зафиксировано актом от 3 октября 1984 года, подписанным специалистами института, Киевского мотозавода и 9 Управления КГБ СССР.
22 октября 1984 года вышел приказ №79 ВПО «Союзмотовелопром» «О состоянии работ по обеспечению мототехникой для несения эскортной службы», в котором перечислены недоработки Киевского мотозавода и ВНИИмотопрома в выполнении работ по изготовлению мотоциклов «Днепр 14.9» и созданию модернизованного мотоцикла. В приказе отмечалось, что «более года подразделениями ВНИИмотопрома не решается вопрос защиты водителя от грязи, что лишает возможности передачи новой партии в эксплуатацию». ВНИИмотопром также критикуют «за недостаточную помощь КМЗ в решении технических задач, в свою очередь, Киевскому мотозаводу указывают на «невыполнения решения по укреплению службы ОГК» и приказывает новому, уже четвертому с начала проекта «Эскорт 86» директору КМЗ О.Сазонову:
-«разработать и согласовать до 01.11.1984 с автослужбой 9 Управления КГБ график диагностики, а также поставки запчастей на 1985 год;
-завершить до 15.11.1984 года поставку запчастей по заявкам 1984 года, включая ремонт колясок;
-обеспечить в 1984 году поставку инструментария, необходимого для монтажных и демонтажных работ по согласованной спецификации;
-разработать и передать откорректированную инструкцию по уходу и обслуживанию эскортного мотоцикла;
-систематически вести контроль и анализ неисправностей, возникающих при эксплуатации;
-в течение октября 1984 года обеспечить перегон в Москву 20 эскортных мотоциклов».
Не понятно как, ведь «вопрос защиты водителя» ВНИИмотопром не «решил» и его «документация на ветровые щитки» еще не «передана на КМЗ». Но и, наверно, директор О.Сазонов виноват, что п.4.3. «МЕРОПРИЯТИй…» «….организовать в июне 1983 года на Киевском мотоциклетном заводе специализированный участок по изготовлению. эскортных мотоциклов» «выполнили» просто изданием псевдо-приказа КМЗ №673 от 03.10.83 года «Об организации специализированного участка эскортных мотоциклов» (подписал еще Ю.Некрасов) и не утруждались его выполнением.
Приказом №79 ВПО «Союзмотовелопром» назначили «главным конструктором разработки мотоцикла «Эскорт-86» начальника КБ по эскортным мотоциклам т.Антонюка, главным конструктором по двигателю – зав. сектором отдела двигателей ВНИИмотопрома т.Панина, главным конструктором по электрооборудованию эскорта т.Иванова – конструктора сектора электрооборудования ВНИИмотопрома». Назначили с совершенно неопределенными обязанностями [ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОМУ КОНСТРУКТОРУ ПРОЕКТА ЭСКОРТНОГО МОТОЦИКЛА. Попов А.Г. Мотоциклы Почетного эскорта СССР. 1956-1991.-Рига: SIA Elidium LV, 2016.-240 с.; ил.] «участвовать» и правами «требовать» «разработки мотоцикла «Эскорт-86», проект которого был закрыт год назад. "Занавесте окна вагонов поезда и делайте вид, что едете",- как в анекдоте получается.
19.11.1984 года с согласия автослужбы 9 Управления КГБ СССР ОТК и представителем заказчика было принято ещё 10 мотоциклов. Эти машины были уже доработаны в соответствии с замечаниями, отмеченными после перегона первых пяти мотоциклов и оборудованы «технологическими» ветровыми щитками с дополнительными средствами защиты конструкции Киевского мотозавода: отражательными закрылками на щитке переднего колеса и защитным фартуком в корпусе ветрового щитка в районе панели приборов,- установленными на трёх мотоциклах. Перегон в Москву мотоциклов с указанными щитками разрешил Е.Банецкий.
Перегон показал, что эти мотоциклы, по сравнению с пятью предыдущими и мотоциклами действующего парка, имели «улучшенную комфортабельность подвесок колёс, динамику, экономичность и устойчивость… Дополнительные средства защиты водителя дали положительный эффект».
После перегона 23.11.1984 года решили:
«1.Киевский мотозавод сдал, а автослужба 9 Управления КГБ СССР приняла эти 10 мотоциклов с паспортами, оформленными в установленном порядке на каждый мотоцикл, и 8 шт. комплектов запчастей (ЗиП).
2.Эти 10 штук мотоциклов «Днепр 14.9» пригодны для ввода в эксплуатацию при выполнении следующего:
-КМЗ изготавливает и устанавливает на все мотоциклы такие дополнительные средства защиты;
-КМЗ изготавливает и устанавливает более эстетичные наружные болты крепления ветрового щитка водителя к кронштейнам передней вилки;
-КМЗ изготавливает и устанавливает более эстетичный резиновый уплотнитель ветрового щитка в проёме под фару;
-зеркала заднего вида ПО «Светлана» удовлетворительны по фиксации в верхнем и нижнем шарнирах, однако КМЗ должен заменить раздельные стекла зеркала на одно цельное».
В этот протокол записали, что «эти работы КМЗ должен выполнить не позднее декабря, КМЗ также изготовляет и поставляет автослужбе 9 Управления КГБ 50 штук колёс с зимними шинами, ресурсные испытания мотоцикла (40 тыс. км пробега) планируют завершить в I квартале 1985 года, а новая инструкция по уходу и обслуживанию мотоциклов по типу ЗИЛа будет выдана в апреле 1985 года.»
5 апреля 1985 года 9 из 10 последних партии 25 штук мотоциклов «Днепр 14.9» по утверждённой программе прошли приемо-сдаточные испытания ОТК и представителя заказника и были признаны пригодными для передачи автослужбе 9 Управления КГБ СССР. При входном контроле Киевского мотозавода моторов, полученных из ВНИИмотопрома, было замечено, что винты крепления упорного диска затянуты слабо, а установленный на мотоцикл мотор №104 имел повышенный шум и стук дисков при выключении сцепления. По указанию начальника ВПО «Союзмотовелопром» Е.Банецкого создали комиссию под председательством главного конструктора ВПО В.Клюбина из представителей Киевского мотозавода, ВНИИмотопрома и Заказчика. Она рассмотрела детали этого сцепления, результаты их замеров и установила:
«1.Сцепление подвергалось переборке во ВНИИмотопроме, о чем свидетельствует двойное кернение и его метод.
2.Пальцы сцепления имеют износ в пределах 0,105..0,42 мм в тангенциальном направлении. Материал пальцев и твердость рабочих поверхностей соответствует требованиям чертежа. Пальцы на длине запрессовки в маховик после выпрессовки имеют диаметр 12,180…12,195 мм. На остальной длине первоначальные размеры в местах, не контактирующих с дисками, соответствует чертежному (диаметр 12,046-12,080 мм).
3.В маховике отверстия под пальцы имеют размер после выпрессовки 12,135-12,190 мм…Внешним осмотром маховика установлено, что он в составе двигателя на мотоцикле не эксплуатировался (отсутствие на зубчатом венце следов неоднократного запуска электростартером), но не исключается возможность продолжительной работы на стенде.
4.Диски сцепления, промежуточный и нажимной, имеют износ отверстий под пальцы в тангенциальном направлении 0,55-0,85 мм. Материал дисков сцепления соответствует требованиям чертежа. На поверхности дисков коррозия».
Главный конструктор КМЗ А.Мийченко принял техническое решение и, с согласия представителей ВНИИмотопрома В.Панина и В.Удовиченко, для проверки надежности фиксации винтов крепления упорных дисков сцепления Киевский мотозавод :
-на 9 мотоциклах «Днепр 14.9» заменил винты и ржавые упорные диски сцепления;
-на мотоцикле №104 в маховик запрессовал новые пальцы с натягом 0,04-0,05 мм (даже двух диаметров 12,019 и 12,021 мм), установил новые упорный и промежуточный диски и винты их крепления.
11-12 апреля 1985 года по весенней советской трассе по маршруту Киев - Брянск - Москва протяженностью 925 км эти 10 мотоциклов снова своим ходом были перегнаны на автобазу КГБ в Москве. В протоколе акта приёмки-передачи от 15.04.1985 года было отмечено: «В период пробега неисправностей и отказов в работе не обнаружено. Результаты контрольных осмотров мотоциклов в пути и по прибытию на автобазу такие:
1) повреждены колеса (погнуты обода на всех мотоциклах);
2) повышенный шум генератора (на двух мотоциклах);
3) люфт шестерни генератора (на одном мотоцикле);
4) посинели выхлопные трубы (на одном мотоцикле);
5) люфт рулевой колонки (на одном мотоцикле);
6) течь масла через сливной винт вилки (на одном мотоцикле);
7) пружина подставки потеряна (1 шт.), оттянулась (1 шт.);
8) потерян грибок обогатителя карбюратора (на одном мотоцикле);
9) не работает тахометр (на одном мотоцикле);
10) не горит лампочка освещения спидометра (на одном мотоцикле);
11) горит все время лампочка стоп-сигнала (на одном мотоцикле);
Решение:
1.По устранению отмеченных дефектов и замечаний мотоциклы пригодны для проведения приёмо-сдаточных испытаний.
2.КМЗ, ВНИИмотопрому совместно с 9 Управлением КГБ провести испытания по утверждённой программе-методике на мотоцикл «Днепр 14.9» (И37.500.004.84) в срок до 25 апреля 1985 года".
Отмеченные дефекты устранены следующим образом:
1.Заменили все колеса;
2, 3.ВНИИмотопром заменил генераторы;
4.Карбюраторы отрегулировали, трубы заменили;
5.Подтянули и отрегулировали зазор рулевой колонки;
кой.
6.Подтянули сливной винт вилки;
7.Заменили обе пружины новыми;
8.Установили новый грибок карбюратора;
9, 10.Заменили тахометр и лампочку спидометра;
11 замечание устранено регулиров 22.04.1985 года по программе-методике приёмо-сдаточных испытаний выполнили контрольной пробег всех 25 новых эскортных мотоциклов «Днепр14.9», рис.11, протяжённостью 50–52 км. Результаты пробега: к 16мотоциклам замечаний нет, было по одному случаю отказа генератора, стука при запуске двигателя стартером, не выключался тумблер зажигания, не горели красные фары и указатели поворота, не горела лампочка зарядки АКБ и 3 замечания об отпотевании масла в разъёме крышки клапанной коробки с головкой цилиндров. Замечания устранили так: специалисты ВНИИмотопрома устранили стук при запуске мотора стартером,заменили генератор, специалисты КМЗ заменили тумблер зажигания, реле РС-950, подсоединили разъем лампочки зарядки АКБ и установили правильно резиновые прокладки разъема крышек и готовок.
После этого, 25.04.1985 года, в соответствии с «Программой И37.505.004-84» приёмо-сдаточных испытаний», провели выборочные динамические испытания шести новых и одного штатного (изготовления 1979 года) мотоциклов «Днепр 14.9» на аэродроме во Внуково. Погода была дождливая, бетонное покрытие было мокрым, но все мотоциклы испытания выдержали. Проверили также время разгона одного нового мотоцикла с места до 100 км/час – оказалось 8,8-9.29 с. Требование (п.п.1.2 и 3.5 МЕРОПРИЯТИЙ) «…предприятиям-изготовителям осуществлять сдачу … изделий… с предъявлением сертификата качества. Сертификаты… должны содержать отметки о полном соответствии… изделия… НТД, а также отметки о характере допущенных отклонений и заключение конструктора о пригодности… изделия… к эксплуатации»,- сработало. КД на агрегаты, узлы и детали мотоцикла «Днепр 14.9» не изменили, а мотоциклы изготовлены так, что практически выдержали все перегоны и испытания.
29 апреля 1985 года начальник отдела 9 Управления КГБ СССР А. Панов согласовал акт о том, что партия мотоциклов «Днепр 14.9», рис.12, [4 https://www.drive2.ru/b/1737783/] в количестве 24 шт. безвозмездно передаётся автослужбе 9 Управления КГБ СССР, и что начальник автослужбы т. Зайцев на основании документации по приёмке их принимает. КМЗ взамен передаваемого получает равное количество мотоциклов из действующего парка. Один, 25-й новый мотоцикл КМЗ временно передает ВНИИмотопрому для проведения экспериментально-исследовательских работ по дальнейшему повышению эксплуатационных качеств, улучшению грязезащиты, устойчивости, системы смазки и динамических качеств, выполняемых по договорам с КМЗ. Один
Рис.12. Эскортный мотоцикл КМЗ 8.953 «Днепр 14.9»
2-й партии изготовления (1984 год) [3]
мотоцикл из числа действующего парка резервируется за автослужбой 9 Управления КГБ СССР взамен передаваемого ВНИИмотопрому. Резервируемый мотоцикл проходит контрольные испытания и профилактику, обеспечивающие установленный гарантийный срок. Акт был с приложением: перечнем мероприятий, которые КМЗ ещё должен будет выполнить:
1.Сдать автослужбе 9 управления КГБ необходимый оборотный фонд агрегатов, узлов и деталей;
2.Разработать методики диагностики систем электрооборудования;
3.Разрабортать единую методику диагностики мотоцикла в целом;
4.Обеспечить авторский надзор за техническим состоянием мотоцикла;
5.Отработать инструкцию по эксплуатации мотоциклов (в т. ч. сроки сменности узлов и деталей);
6.Обеспечить надёжную защиту водителя;
7.Произвести восстановительный ремонт прицепных колясок;
8.Отработать единую систему и форму учётной документации.
КМЗ для выполнения п.п.2,3 и 6 этих мероприятий «дали» в помощь ВНИИмотопром.
Интересно, что за два месяца до этого распределения начальник ВПО «Союзмотовелопром» Е.Банецкий распорядился 5 мотоциклов из партии выпуска 1979 года после получения их от автослужбы 9 Управления КГБ СССР взамен переданной новой партии выпуска 1985 года передать ВНИИмотопрому «для выполнения экспериментально-исследовательских работ, связанных с созданием мотоцикла «Эскорт-86» и повышения его эксплуатационных качеств». И выполнено, кажется, было это распоряжение, а не согласованный акт.
Рис.13. Эскортный мотоцикл КМЗ 8.953 «Днепр-14.9» 2-й партии изготовления (1984 год) с адаптированным к этой модели боковым прицепом
мотоцикла для эскорта модели «Днепр» МТ-9 («Эскорт-73») [3]
Команду от 19.04.1984 года Е.Башинджагяна «командировать в 9 Управление КГБ СССР полномочного представителя с правом решать вопросы, связанными с обеспечением готовности мотоциклов к эскортной службе» Киевский мотозавод выполнил и командировал В.Кривилло, начальника лаборатории надежности ОГК КМЗ, который этот год прожил гораздо больше месяцев в Москве, чем недель у Киеве. В.Кривилло разработал несколько разных инструкций о техническом обслуживании, ремонтах и порядке проведения диагностики эскортного мотоцикла «Днепр 14.9» и в период от 15.02 до 23.05.85 года согласовал их с главным инженером автобазы 9 Управления КГБ СССР С.Сидоровым.
К этому времени завод отремонтировал и перекрасил боковые прицепы, рис.13, демонтированные с мотоциклов первой партии, чья служба в Почётном эскорте закончилась. Их заменили мотоциклы КМЗ.8-953 «Днепр-14.9» 2-й партии изготовления. Прошли пару лет, «кузню» не создали, о «МЕРОПРИЯТИЯХ… от 23.05.1983 года» забыли и уже мало кто мог вспомнить, что в Москве обещали и чтО обещали.
В 1983 году витало требование Заказчика принудительной замены всех изделий электрооборудования после определенного (и небольшого) пробега эскортных мотоциклов на новые. Я читал, что в первый трансатлантический кабель телефонной линии, проложенный по дну океана, усилители (еще ламповые) ставили не новые, а такие, которые проработали пару десятков лет (гарантия, что они и дальше будут работать). И я засомневался в правильности такого подхода, ведь некоторые изделия электрооборудования: свечи, прерыватели, реле,- на эскортных мотоциклах выходили из строя после непродолжительной работы; на эскортные мотоциклы устанавливали изделия электрооборудования не массового (далеко не безупречного по исполнению) производства, а мелкосерийного советского исполнения с увеличенной долей «скрытого брака». Я, как начальник КБ эскорта КМЗ, обратился к хорошему знакомому и специалисту Н.Худолию, доценту кафедры эксплуатации автомобилей КАДИ (Киевского автодорожного института), и он согласился разработать современную технологию диагностирования и регулирования эскортного мотоцикла «Днепр». Киевский мотозавод заключил с институтом в 1984 году недорогой хоздоговор. В 1987 году при активном содействии руководства автослужбы 9 Управления КГБ СССР разработка группы Н.Худолия закончилась ее освоением на автобазе в Москве и она наработки В.Кривилло заменила. Эта «Технология диагностирования и регулирования эскортных мотоциклов «Днепр»» была представлена на Всесоюзный конкурс лучших работ по повышению надёжности машиностроительной продукции и ее разработчики (Н.Худолий, Д.Яворовский, С.Антонюк) награждены дипломами третьей степени.
21 января 1986 года на автобазе Заказчика было совещание специалистов НИИавтоприборов, ВНИИмотопрома и Киевского мотозавода, на котором было согласовано с Заказчиком: начальником автослужбы 9 Управления КГБ СССР С.Зайцевым,- принудительный (уже приемлемый) срок сменности изделий электрооборудования: 18 мес. при условии пробега мотоциклов не более 20 тыс.км,- кроме свечи зажигания Э785А, которую обязали менять через 5 тыс.км пробега.
Спасибо. Интересно.
Это часть 4 моего повествования. В разделе "КМЗ" есть его 3 часть: 2.2.Проект "Эскорт 86"
Спасибо