Приветствую форумчан.
Решил создать тему про свой мотоцикл М-61 1961г., над восстановлением которого тружусь. Стараюсь следовать правилам реставрации, по возможности максимально приблизиться к оригинальной комплектации, правда с некоторыми исключениями, т.к. цель - ездовой мотоцикл, и я не профессиональный реставратор. Поэтому допускаю упростить себе задачу, в виде установки того же Г-414 вместо Г-11А, ну и реле соответственно. И вероятно, с ПМ-05 не сложится, но про это позже. А в остальном вроде без серьезных отклонений.
Мотоцикл был моего дедушки, история типичная, использовался в семье как транспорт и для хозяйственных нужд, в 2003 году снят с учета и поставлен в самый дальний и темный угол гаража, скрыт занавесом из рыболовных сетей и завален прочим скарбом. Коляска ушла в чермет. В те годы я только учился ездить на отцовском Восходе-2, который перешел ко мне от старшего брата. У отца также был 8.103-10, который я позже восстановил и ездил с 2009 по 2015 (да по глупости продал, о чем конечно жалею). В 2006 году (а может и в 2005) мне стало интересно узнать подробнее, что там таится в дебрях сетей и снастей, выглядывая ободком фары из самого дальнего и темного угла гаража. Я конечно знал, что там дремлет дедушкин мотоцикл, который когда-то, еще числясь в строю, по праву занимал свое место в середине гаража, хотя его тогда уже и потеснил молодой внучек 8.103.10 (с 1993года). Теперь же мне предстояло извлечь это "древнее добро" из закутка на свет божий. Извлек, и стал разбираться, что. Тогда мне и помог разобраться оппозит.ру, здесь я познакомился с историей мотоциклов ИМЗ, и вскоре смог определить, что же мне досталось. Тема ретро-мотоциклов меня заинтересовала, но тогда я был слишком молод, и не понимал объем работ и не имел возможности даже поставить мотоцикл на ход. А он представлял из себя печальное зрелище - пять слоев сине-зеленой краски везде, где только можно(а как же без этого?), двигатель вообще от МТ-9 (с клапанами HD, как потом оказалось), вилка не родная, фара с козырьком, калитки крыла нема. В общем, посмотрел я на это чудо, прокатили с горки около гаража разок, а потом обратно в гараж поставил. Были пионерские мысли что-то изобразить, никаких чопперов, но почему-то захотелось поставить тракторную фару - друг сказал "круто"!) А дедушка улыбнулся и заметил мне, что фара "не та", я его спросил "можно я его починю?", дед улыбнулся еще больше и сказал "делай с ним, что хочешь!"). В 2006 году дедушки не стало. Я же начал потихоньку разбирать мотоцикл, что оказалось для меня очень непростой задачей, сами понимаете, все приржавело. Штоки подвески пришлось даже спиливать. Шли годы, в начале я искал недостающие детали, и повезло найти очень хороший комплект крыльев(в состоянии практически новых), еще по нормальным ценам, и некоторые другие детали. Родной двигатель нашелся в гараже в разобранном состоянии, родная КПП лежала в сборе. В 2009-ом оформили на тётю свидетельство о праве на наследство, мотоцикл то был списан, совсем, никаких документов не осталось. Однако, в МРЭО пробили по базе и инспектор выдал карточку учета ТС, которая послужила основанием при оформлении свидетельства. Тут еще могут возникнуть нюансы при регистрации, но надеюсь проблем не будет. Потом я занялся отцовским 8.103-10, как писал выше, и практически забросил процесс восстановления(но не забыл, а мысленно возвращался периодически к этой идее). И вот в 2017-ом, спустя 2,5 года после продажи отцовского мотоцикла, созрел взяться за дело.
На данный момент занимаюсь покраской, скоро планирую перейти к сборке, буду тут описывать некоторые моменты, а также задавать вопросы.
Номера агрегатов позже напишу (рама и двиг. уже есть в таблице, будет еще редуктор)
Это очень хорошо, что ты решил его восстановить и отмел все пионерские мысли!
У меня тоже есть м-61 1961 года, я занимаюсь доведением его до ездового состояния. Поставлен на учет на меня.
Вот тема http://oppozit.ru/post_99383.html
Видел твою тему, мотоцикл очень приличный. Удачи! А ведь такие разные судьбы у техники, мотоциклы одногодки, а на моем из родного обвеса сохранился только кусок заднего крыла, да бак, и тот прогнил.
ПМку можно поставить, внешне не отличишь, современный распред, внутри под карболитовой крышкой датчик холла и шторка, опережение ручное, коммутатор над перемычкой рамы.
Если правильно подойти к процессу, все получится, надо не бросать, делать и обязательно сделаешь
Интересная идея. Опережение вращением датчика? Коммутатор можно наверное и под крышкой оставить, место ведь много.
Прям в корпусе пм-05?
Вместо молоточка на поворотной пластине крепится датчик, прямо в корпусе ПМки. Можно распотрошить какой-нибудь Совек или собирать комплектующие отдельно, но Совек нормально от напряжения менее 6В не работает
Перья вилки родные сохранились, а кожухи и траверсы нет. Вот фото перьев, ранее на форуме я писал, что там присутствует номер с цифрами 52, так вот я перепутал, там цифры 72...
https://photos.app.goo.gl/EexBL3DC6cEUEHWD9
Однако, одно перо заклинило намертво, поэтому я их решил отложить, вместо них будет поставлена вилка в сборе М-72М.
Бывает, приржавели втулки, надо вытащить амортизатор, вставить трубу и выбить перо
Надо попробовать, но лежит так уже лет 15...
Карбюраторы родные К-37, дата выпуска 12 60. На фото левый после песка-стекла, в поплавковой камере заклеена трещина. В гараже сколотил пескоструйную камеру из дсп и досок - страшненько, но работает. Песок строительный просеянный, стеклошарик для дорожной разметки 100-600мк производства Гусь-Хрустальный. Компрессор слабый, но для обработки мелких деталей хватает.
https://photos.app.goo.gl/1yx4aZcCklzhjU1D2
был у меня м61...он совсем не крутится...я чуть не умр после днепра...
В нем ведь 28л.с., а в днепре то поболее
А я наоборот, после К-750, перегоняя М-61 знакомого, был удивлен его резвостью
Такой вопрос. Коляска у меня получается сборная, рама от М-72. Там тяги разной длины? Или у меня неправильные?
https://photos.app.goo.gl/5981du8XNiFyXipM8
Передняя длинная, задняя короче, не ? Фото у меня не открылось.
Я полагаю, что так, но не уверен, т.к. мне рама досталась в разборе и тяги отдельно, поэтому хочу уточнить. Фото по ссылке должно открыться.
Да,передняя длиннее.
Передняя тяга подходит от СНХ, задняя короче.
С тягами теперь понятно, спасибо.
Отсутствует центральная подставка. Вот думаю, может переварить обычную ураловскую. Но не знаю размеров оригинальной, наверное по высоте меньше.
Купи оригинал, подставки на 50е гг не редкость. Просто там не только высота другая, но и форма кронштейнов, и другие отличия.
Вот такая карточка послужила основанием для оформления свидетельства о праве на наследство, при отсутствии других документов на мотоцикл. https://photos.app.goo.gl/TOVaG51dLgQBz7H22 Еще предстоит процедура регистрации. А мотоцикл пока еще готовлю к покраске.
Приобрёл такие штоки. По заявлению продавца "Делают в Ростове из буровых штанг. Качество не уступает оригинальным."
Однако приехавшие штоки выглядит, мягко говоря, не очень. Один весь рефленый от проточки, другой чуть получше, но тоже в бороздах и царапинах. Смысла ставить такие нет, правильно понимаю?
https://photos.app.goo.gl/o7N4qKtBehoK8oLb6
Лет 10-12 назад были у меня китайские штоки, качество поверхности было очень похоже, только тут следы хаотичные, а у китайцев просто ровные следы от резца. Со шлифованным оригиналом или с новоделом из штока эта поверхность конечно не сравнится.
В общем, потом я нашел оригинал, а китайские продал, новый владелец отъездил на них 1,5-2 тысячи, жалоб не было.
Так что, если не планируется интенсивная эксплуатация, можно поставить, хотя они реально страшные))).
На счет качества они, кажется, погорячились. Поверхность штоков должна быть ровной и закаленной. Напильником их.
Геометрию посмотри и если они не шовные- из водопроводных труб сделаны, то ходить будут с любым качеством поверхности, чтоб пробежать тысяч 10 закалка и цементация не обязательна, солидола не жалей только.
Процесс покраски подзавис, жду когда жара спадет
https://photos.app.goo.gl/BPLyfpEJhw85b9yS8
А что, на раме коляски тоже бился номер? https://photos.app.goo.gl/V2xAFXuE1Y1GqUQYA
Выбито 108701, рама м-72м
Потихоньку крашу. Резинки на бак буду приклеивать, там совсем все плохо было
пайка оловом
ссылка на альбом https://photos.google.com/share/AF1QipO1Zhv62Ub-rAdXSw6B4ZTfbvE1-YT_qZ8w...
Схожие ощущения. Ты свой опрессовывал? Я еще и бензином проверял, начал на 2й день отпотевать- по сварке трещина, воздух не видно было
Опрессовывать - это как? У меня было около пяти дырок, которые пришлось паять, с бензином проверял, вроде не отпотевало. Потом кислотный грунт, потом акриловый, потом слой шпатлевки с алюминиевой пудрой и слой обычной. Там и внутри все печально, сначала болты-гайки засыпал, отбивал ржу, потом заливал гель для снятия ржавчины разбавив водой, стало получше, но все равно не очень. Залил бензин с маслом, слил и пока оставил так. Без бензофильтров не обойтись будет. Да, кстати, немного отпотевало в местах петелек бардачка, там похоже микротрещинки, но оставил так, слишком долго мучился с ним. Сезон покажет, если что-то полезет - буду переделывать :)
Раз все так плохо, залей в бак герметизирующий состав, хуже точно не будет...
Надо почитать, как он работает...
Воздухом опрессовывается, как камеру- компрессором или насосом качаем и в воде смотрим откуда пузыри идут. Я как-то даже воздухом вмятину на баке выдувал, 10 атмосфер дал, бак раздулся как пузырь, аж половинки расходиться начали. Вмятине хоть бы что.
В бак колу залей или раствор ортофосфорной кислоты и переворачивай периодически, неделя и будет чистенький
Я заливал в него такое средство, на ночь оставлял, действительно, местами металл очистился. Но я не переворачивал, потом бензом с маслом пролил, для временной защиты. Теперь, после покраски, опасаюсь это повторять, не хотелось бы повредить краску. Хотя, если аккуратно укрыть пленкой, можно попробовать.
толстый слой ржавчины ортофосфорная кислота не берет, увы
Толстого в баке не бывает, он быстрее проржавеет насквозь.
крылья и бак одинаковой толщины, 1 мм.
Пробовал обрабатывать крылья ортофосфорной кислотой без механического удаления ржавчины. Местами ржавчина удаляется, местами остается черный налет. Если налет соскребать, под ним будет ржавчина.
Увы, все углы, стыки и прочие труднодоступные места как раз получаются с таким черным налетом.
Так что без механической очистки эффекта не будет.
Налет это соли железа. Не хватило кислоты, надо повторить
я постоянно обновлял кислоту. Но налет пассивирует процесс.
Без механического воздействия или, возможно, химического растворения коррозии не обойтись.
Ну потереть зубной щеткой и повторить. А так конечно пескоструй поможет. И грунт потом мертво держится
да, пескоструй идеальный способ очистки.
я писал про обработку бака изнутри, но неправильно прицепил свое первое сообщение.
изнутри ортофосфорная кислота не позволяет справиться с коррозией.
песком тоже не знаю, как обработать. Разве что резать, чистить и варить, но это долго и трудно.
Хочется придумать более простой способ защиты бака.
Засыпать щебенки мелкой и засунуть в стиральную машину в пенопласте. Потом финишнуть кислотой и залить эпоксидочный компаунд бензостойкий.
А вообще очищенный от ржавчины бак с бензином не ржавеет внутри, там пары и влаге не пройти. Если конечно не на улице держать круглый год
Реставраторы военных шлемов очищают копанные каски раствором щавелевой кислоты. Снимает даже ржавые "окаменелости", сам юзаю этот способ, когда надо обойтись без пескоструя. Процесс геморный, но оно того стоит.
Что и как погуглите или почитайте на reibert.info / вв2 форуме.
Про стиральную машину напомнило...;)
Напомнило, фото не мои, давно были найдены на просторах сети.
Конечно не стиральная машина, но какая-никакая "автоматизация" процесса очистки ))).
Тов. supernerd, расскажи про покраску коляски, как всё прокрасить изнутри?
Сначала перевернул и покрасил днище, теперь, когда днище высохло, можно перевернуть и покрасить целиком. Изнутри багажного отсека и носа коляски я грунтовал валиком, также и покрасить можно валиком или кисточкой :) Краскопультом туда действительно сложно залезть и прокрасить.