От озера до озера 2.
Еще в Ирбите появлялись мысли насчет прохождения хребта Хамар-Дабана от Гусиного озера на город Бабушкин по старому забытому пути из Китая в Россию.
и
Хотелось попробовать горных таежных дорог и проехать там, где мало кто проезжал. Эту идею поддержал Константин Мамаджанов - директор туристической фирмы Байкал-Спутник, заявив, что в какие-то времена чай из Китая этой дорогой и шел. Всего 100 километров таежных дорог. Идея стала обретать формы проекта. Появились и сомнения. Кто-то пугал размытыми дорогами, кто-то медведями. Одни нас серьезно уверяли, что в августе медведь сытый, но на всякий случай советовали держать при себе пластиковую бутылку с бензином, чтобы в случае нападения разбрызгивать его перед собой на землю и поджигать. Ничего себе приемчик! Его еще отрабатывать нужно.
Другие сомневались по поводу сквозного проезда через перевал, но на счет медведей смеялись: -"Если вы намажетесь сгущенкой и будете разбрасывать банки с кашей (только говорят банки открыть нужно), то мишка точно придет". Последние сомнения высказал батюшка Сергий, ездивший сюда за ягодой :- "Колеи после лесовозов, полноприводную тайоту вытаскивать пришлось лебедкой". Сомнений много, но желание прокатиться есть. А вечером пришла сообщение на счет плохой погоды, и это уже серьезно.
Среди ночи кто-то крепко хлопает меня по спине, просыпаюсь в оторопи. Это палатка заваливается от сильного ветра. Меня хлопает стенкой заваливающейся палатки. Бужу Дмитрия, он спит еще в нормальном пространстве, выскакиваем. Ветер штормовой, прибой с озера ревет. Большая часть колышков палатки уже выдернута ветром. Все переделываем . Привязываемся к мотоциклу - большая железяка, его в озеро не унесет! Откуда что взялось?, вечер был мил и спокоен.
Идем досыпать, я делаю пару фото внутри уже поправленной палатки.
Вот еще невиданные насекомые приличного размера полезли к нам. Что за зверь?
Утро. Ветер чуть стих, но его шум и шум прибоя утреннее настроение делают тревожным. Выползаю из палатки, открывая снизу небольшой лаз, и поправляю ее крепление. Как ее бедную ветер треплет, я фотографирую...
Мое вот спальное место слева. А!, вот почему в степи особо ничего "не высовывается", ветер все снесет.
У нас еще солнца нет, а сопки его уже наблюдают. Умылись набегающей волной. Странно, ветер от нас, по касательной к берегу, а волна на нас, ничего не понимаю. А виды все равно замечательные.
Завтракаем в тамбуре палатки, охраняя горящий примус от болтающихся стенок. Решаем куда ехать дальше:- Дмитрий за тайгу, а я против. Убеждаем друг друга в обратном. Я вспомнил, что мне еще спицы менять в колесе надо- причина прервать спор. Обратной дорогой с зуботычинами ехать не хотелось, но и ломиться в тайгу в дождь крайне неразумно.
Чтобы не делал, встаешь спиной к ветру. На ветер даже разговаривать невозможно. Любую тряпку, или пакет сразу уносит в озеро. Моя шляпа ?..
Нет, она на месте! К нашему удивлению приехал рыбак, накачал лодку и под мотором пошел от берега на большую волну. Для нас на берегу экстрим, а для местных видимо нормально. Присмотревшись, я еще увидел пару лодок, странно, но местные лучше понимают толк в ловле.
Ну что как едем? Решили, хоть одним глазком да посмотреть, сделать хотя бы заезд в тайгу. По прямой сотня км, но это же хребет Хамар-Дабан, сопки более полтары тысячи.
Поехали. Дорога вдоль озера не то что бы разбита, она проложена по тому что есть. В принципе ехать можно, но лучше не на Урале. Не доезжая Бараты ищем сверток на лево. А вот и въезд в сопки.
А вот и выезд обратно.
Мы вернулись, проехав километров двадцать- семнадцать, я стал настаивать на возврате. Небо впереди чернело на глазах. Дмитрий жаждал приключений и требовал на «продолжении банкета». Дорога кстати не каменистая, а глинистая, что тоже начинает напрягать. Проехав еще с километра два, я вновь останавливаюсь и убеждаю Дмитрия о возврате, показывая на тучи уже над нами. Я был уверен, что на берегу Байкала уже шел дождь. Дмитрий с большим разочарованием согласился вернуться . Обратно ехали молча, каждый верил в свою правоту. К моему удивлению, выехав обратно в долину к Гусиному озеру, нас хоть и не ждало солнышко, но дождевых туч не было. В горах было темно, меня все еще осаждали сомнения. Но решение принято, уже едем на Гусиноозерск.
А дорога камень, песок, глина; если застанет дождь должны проехать. Но где он обещанный фронт? Небо в веселеньких облаках, а Дмитрий мрачнее туч. Проезжая поселок Бараты, немного повеселились. Увидели Урал - лесовоз. Нет, не 375-й, ни Миасский Урал-лесовоз, а мотоцикл Урал. Лодочка снята, а поставлены "быки"- кронштейны с цепями, удерживающими приличные лесины. Проехал мимо на приличной скорости, мы за ним, а он добавляет, а мы за ним, а он «на все деньги», а мы за ним, дорога уперлась в ворота его дома. Выскакивает, смотрит на нас как на ментов. Подъехали, спросили дорогу, подивились на его тюнинг. "А дорога нормальная на Гусиноозерск, вон она"- отвечает взволнованно, показывая нам на коричневую ленточку на холме. Фотать я его не стал, не перегревать же ситуацию.
Я еще обнаружил две поломанные спицы, которые настроения не добавили. Как тут люди ездят? А мотолесовоз поболее нас груженый был.
За одним бугром следовал другой, то открывая, то закрывая нам величественный пейзаж долины и гор. Я всматривался в тучи, которые были в горах, не столько уже боясь их, сколько оправдываясь перед Димой за решение вернуться.
Однако особо не полюбуешься, когда тебя трясет как на вибростенде.
Однако ворота какие-то? На буддийские знаки не похожи.
Въезжаем и оглядываемся.
Оба-на! Вот для кого тут дороги!
Да мы по танковому полигону катили !
Впечатляет. А рядышком еще и стрельбище есть.
На стрельбище мы не поехали, ворота же закрыты. А вообще то как-то не шутилось, грустно тут. Я походил по полигону, нахлынули ностальгические воспоминания своего армейского полигона. Вспомнил упражнения, наши сооружения и мишени. Дмитрий не пошел, у него это не так давно было.
Мимо нас пронесся Уазик, именно пронесся, под шестьдесят. Все в нем мужики равнение держали на нас, такого чуда они тоже не видали. Мы даже на хвост не успели сесть, и пыли от них не осталось. Проблема в том, что появилось много дорог, и шли они слишком витиевато. Выбираем полосу пошире, но наверно она тоже для танков.
Ехали мы ехали и все же Гусиноозерск проехали. Сразу прочь от грунтовки, на асфальт!, на федералку!
Как-то оно по асфальту спокойнее.
Едем обратной дорогой на Улан-Удэ. Погода все лучше и лучше, чистое небо, тепло, вот только ветер приличный. Сейчас он навстречу. Вообще Урал с коляской не так подвержен ветровым боковым порывам, сколько чувствует встречный напор. Находим место для Т.О. и замены спиц- незанятая палатка придорожного рынка. Дмитрий идет покупать овощи, он любит поторговаться, поговорить с местными. Вдруг я обнаруживаю отсутствие канистры с бензином , как и части держащего ее кронштейна . Долбаная дорога перед Гусиноозерском! Кому-то подарили бензин и канистру, невольно считаю убытки. Приходит Дмитрий, счастливый, купил бурятский арбуз. Раньше я никогда не слышал о бурятских арбузах. Я ему про канистру. Удивительно, что открутилось то, что по задумке конструктора никак не открутится. Дима слушает мои оправдания и улыбается, вроде ему даже и неплохо. Едем! Арбуз бурятский повезем в Ирбит, вместо китайского чая (недовезли, на пятый день съели).
Улан Уде встречает солнечной погодой.
Проходим город, встаем у Кафе, поедим позы? Смотрю что Дмитрий мрачнеет, - не верит он в "мой" фронт непогоды. Мне тоже не весело, будто я смалодушничал. Вот подают и пельмени - порция две штуки. Пельмень!, он и в Бурятии пельмень, только большой и сочный.
Заходим в долину реки Селенги, вдали видны свинцовые тучи, да это над Байкалом тучи.
До Селенгинска ехали без дождя, только тревожно на душе,- будет, не будет. Практически по мороси подошли к Байкалу. У нас обоих поднимается настроение, у меня за то что я настоял на возврате, а у Дмитрия думаю что оправдан такой крюк в более 300 км.
Сначала только сопки слева были закрыты дождевыми тучами.
Только показался Байкал и стал накрапывать дождь. Останавливаемся. Дмитрий за рулем, он одевает О.З.К., я в коляске - одеваю китайскую накидку на курточку. Дождь усиливается. Я ныряю в коляску, поехали. А все таки я был прав, думаю я удовлетворенно, что вернулись. Сидели бы сейчас в тайге, на скользком склоне или в колее под дождем. Я бы еще и медведя бы ждал. Тут на шоссе и то несладко. Даже фотографировать невозможно. Дмитрий скорость на дождь не корректирует, идем 80-90. Начинается совершенно другой этап пробега.
Рядом идет пассажирский поезд, смотрю на него как-то по другому, чем позавчера. У окна сидит мужик, вижу пьет чай, а может пивко тянут, смотрит на меня. Завидует наверное. Едут люди и видят со мной одну и ту же картину сурового Байкала. И меня, и людей с пивком тянет на философию, хотя нет, мне по локтю стала забегать дождевая вода. Только руку немного из-за стекла высунул и уже мокро по локоть, к плечу подбирается. Уплотнился, сгруппировался, так о чем это я?... продолжаем мысль. В коляске почти лежа, вспоминаю пилотов формулы 1, интересно, их так же колбасит?, через двадцать минут хочется поменять положение. А положений-то не так уж много. Заправка. Хочется вылезти, размяться, но сразу не получается, мышцы затекли. Процесс вылезания и залезания становится длительным.
А вот и Бабушкин, в который мы не смогли попасть с неправильной стороны. Заходим в тот же трактир, где три дня назад встретили Хуберта. Наша одежда впечатляет даже буфетчицу . С сегодняшнего дня мы переходим на двухразовый обед, это когда мы один раз заказываем первое и чай, а часа через три - четыре снова кафе, где едим второе и чай; или все наоборот. Сегодня все наоборот. Полный обед для мотоциклиста - это груз. После промозглого дождика горячая солянка- райское наслаждение. Чай - это уже расслабление, релаксация.
Ну все. Собираемся и физически и морально- едем. Как сложнее очкарику ехать в дождь. Шлем конечно нужно подбирать с учетом предстоящих проблем, но и по мелочам очкарику труднее. Короче, очкарику в дождь место в коляске. Колбашусь в коляске, видеть особо ничего не могу, фотографировать невозможно, пытаюсь мыслить. Мысли о работе не строятся в принципе, мысли о том, как не жалуют водители пассажиров приходят в первую очередь, но перспективы у этих мыслей тупиковые. А вот о комфорте пассажира стоит подумать. Вода по правому рукаву уже до плеча достала , но дело не в этом; вот если бы у меня сейчас была рация на частоте дальнобойщиков, я бы знал границу дождя. Во! Не забыть бы.
Дело к вечеру. Надо становиться. В дождь особо разбираться не приходится. Помним Танхой, тянем до Танхоя, сворачиваем, ищем место стоянки. Народ стоит, но ни одной живой души вне палаток.
Покатались, походили, ища место , вот и ветра нет и бетонная плита для раскладки лагеря к месту, ну и ромашки красивые. (На космоснемке если смотреть, то в самом низу у лесополосы встали с видом на молы, или пирсы). Танхой был раньше портовым городом. Дороги до Иркутска небыло. Этот же чай, который навязался на мою голову, здесь грузили на суда и плыли на западный берег Байкала.
Раскошелились (распечатали кошели) на бетонной плите, это стало входом в палатку. Палатку поставили по наитию, но она явно носила вид исторической прошлой ветреной ночи. Пока светло, Дмитрий принес байкальской водицы на чай, далее вечер . Далее как всегда, но дождь вносит свою лирику.
Темнеет, или совсем темнеет. Сидим, едим, у меня есть пиво, завтра все равно Дмитрий за рулем. Дождь по прогнозу на три дня . Говорим о прошедшем дне , глядим в открытый створ палатки на серую воду Байкала, на проходящие поезда, идущие прямо по берегу.
Сначала они шли просто по дождю. Когда пришла ночь, поезда вначале объявляли о себе лучом прожектора в небе, затем луч исчезал и появлялся шарящим по воде Байкала, поворачивался, пронизывал нас и уходил в листву лесополосы. Далее ожидание, и через секунд тридцать поезд обрушивается грохотом колесных пар в метрах от палатки. Один, второй, но когда они идут через три - четыре минуты (почему-то только в одну стороны), то ты уже в теме. Жду следующего прожектора, а вот он уже по водной глади шарит, этот мощнее. Хорошо. На Байкале даже в дождь хорошо! Мы за этим сюда и ехали! ... Вон снова сноп света, снова поезд. А этот пассажирский. Так и заснули, под стук колес. Непростой был день.
Приятно читается. Спасибо.