Прорыв к пещере
25 января прекрасный день что бы рвануть куда подальше. После прохвата к кургану "Барсучий лог" я уже имею представление о количестве и глубине снега в степи, о проходимости (вполне сносной) и расходе топлива (не хилом) на такой "трассе". Но я не имею представления как дела обстоят в лесу. Там-то снега должно быть поболее чем в степи, проходимость хуже, а расход ещё больше! Давно хотел рвануть к Бородинской пещере напрямую. Туда можно проехать по асфальту, потом по шикарному грейдеру баритовского рудника и километра три по лесной дороге с перевальчиком.
Перевальчик всего один, махонький, но легковушке всю кровь свернёт. Поэтому зимой там почти не ездят. В общем, маршрут попсовый и не интересный. Поэтому я поехал напрямую. Ведь там будет целых три перевала , пересечение двух больших долин, и нормальный такой кросс через лес. Пригласил прокатиться кента и утречком стартанули. Сначала долгая и несложная дорога по накатанной степи. С сидящим сзади пассажиром снежные забои проходишь на раз. Всё-таки вес и инерция великая сила. Доехали до пересечения с асфальтом. Дальше накатанной дороги нет. Колея переметена и снег довольно плотный. Местами приходится ехать просто рядом с дорогой по более рыхлой целине. Идём в постоянный подъём на перевал к Черёмуховому логу. Перевал не высокий, но затяжной- 3км. Всю дорогу иду на 1-2. На третьей не тянет. На улице тепло и пасмурно. Едешь, как в молоке.
Очертания предметов размыты, нет теней и контрастов, невысокая скорость, мерное урчание мотора. Из под переднего колеса летит снежная пыль и клубится вокруг, щикотит лицо, приятно покалывает, её завихряет и она как бы окутывает низ мотоцикла. Перемещение очень плавное, я привстал на подножках и звук мотора стал ещё тише. Он ушел куда-то вниз, клубы снега тоже остались где-то внизу. Начинаешь абстрагироваться, окружающий сюрреализм проникает в меня и уже я сам, мой мотоцикл часть этого белого безмолвия. Урчание мотора, шепот снега, ветер, дыхание, всё стало одним целым. Мы не едем, мы перемещаемся в пространстве и я ловлю кайф от этого состояния.
На перевале видимость вернулась. Сделаем небольшую остановку в надежде поснимать.
Мы достигли Черёмухового лога. Раньше здесь было много черёмухи. Название осталось, черёмуха- нет. С перевала открывается вид на Долину слёз. Это огромная живописная долина окруженная горами. В Великую Отечественную здесь был небывалый урожай хлеба. Мужики на фронте, техники никакой. Женщины, старики и дети пешком, на лошадях добирались сюда и вручную серпами убирали урожай. Время поджимало, близилась осень. Выпал снег. Переспелые колосья осыпАлись. Наревелись бабы и настрадались, но урожай убрали. Цена у хлеба тогда была другая, настоящая. Она равнялась жизни. Много в этой долине слёз было пролито. Так она с тех пор и называется.
Сейчас там расположены пара хуторов.
Нам предстоит спуститься и к вон тем горам. Там расположен "Тухлый ключ" и второй перевал.
Дорогу вниз можно описать как "Под гору и свинья рысак". Спустившись вниз и оценив подъём я понял, что назад придётся ехать где то в другом месте. Долину пересекли довольно быстро. Плохонько наезженная дорога, но всё-таки наезженная, привела нас на Тухлый ключ. Это очень уютное местечко с родниками. Вода в этих родниках богата сероводородом. В Советские времена там стоял хутор и разводили овец. Сейчас тоже небольшой хуторок. Загоны. Частники занимаются скотом. Чуть выше по логу лет 20 назад бил родник с чистой и вкусной водой. Мы любили приезжать сюда на мотоциклах с девушками. Пожить в палатках. Этот маршрут к Бородинской пещере мне знаком с детства. Он самый близкий, самый интересный и, самое главное, милиции нет. Откуда у пацанов права? Родник давно пересох после какого-то из землетрясений. Но ключики ниже по склону продолжают бить и сейчас. На Тухлом подъём в перевал. Он короткий, но крутой и с поворотом.
Там летом в сухую то погоду не всегда с первого раза выскакиваешь, а зимой и подавно. Выглядело это так:попытка номер раз попытка номер два ещё попытка и, наконец, удачная. Пятая
Перепахав половину склона, кое как, траверсами, получилось забраться на перевал. До меня следов на нём не было. С противоположной стороны тоже ни кто не пытался подняться. Мы решили немного отдохнуть на вершине.
Вот в этот перевал мы поднимались
Такая панорамка открывается с перевала. В эту долину нам предстоит спуститься, пересечь её и подняться на следующий перевал. Третий по счету. Спуск проблем не доставил, а вот на счёт обратного подъёма были сомнения. Но это позже. Будем решать проблемы по мере их поступления, а пока только вперёд. Спустились в долину.
Как называется эта долина я не знаю, мне просто нравится там бывать и я зову её "Долина пупырышек". Она вся покрыта маленькими горками, скалками-останцами. Есть довольно причудливые. У меня есть предположение, что большой правый камень "рукоять кинжала" в воротах Большого салбыкского кургана взят именно отсюда. Он полностью соответствует по структуре, размерам и необычности форм камням с этой долины. Да, собственно говоря, больше я ни где таких камней то и не видел. В Долине пупырышек интересно в любое время года. Этих скалок великое множество и покатушки между ними, как лёгкий кросс по пересеченке. Причем, при взгляде из далека, она не вызывает интереса и поэтому там практически нет следов человека, что несказанно радует. Когда я кому либо из друзей рассказываю про это место, они сначала относятся скептически, но приехав туда, назад их не выгонишь. Это как прогулка в каменном парке. Сначала я хотел добавить летних фотографий, но потом решил летом сделать новые фото и новый рассказ. А пока, несколько фото с этой поездки
Немного покатавшись и пофотографировавшись заехали навестить старого друга, хозяина долины. Он в центре. А нам пора ехать к этому хребту. Это будет третий перевал. Подняться обычным маршрутом, в лоб, не удалось, пришлось взять чуть правее и положе.
Подъём преодолели и попали на странный след. Похоже на лыжню, но ноги на ширине плеч. Она довольно плотно накатана и ехать по ней не просто. Если мотоцикл идёт по колее то коляска вязнет в глубоком снегу. И вообще, чем дальше в лес тем больше снега. Я в очередной раз подумал о приводе на коляску. К весне нужно обязательно купить и установить. Проехав несколько километров мы добрались до цели. Спускаться к смотровой я не стал. До неё оставалось какие-то метров 300 и не было смысла подъезжать что бы развернуться и уехать. Посещение пещеры в планы не входило. Цель была доехать до неё прямым маршрутом и цель достигнута. На правой горке, где я остановился, и есть Бородинская пещера. Теперь пора выбираться домой. Уже солнце начало садиться. Дорога домой оказалась несколько длиннее. По лесу прошли на ура. С ближайшего перевальчика спустился напрямую по целине. Там, где не смог подняться. Таким образом сэкономил минут 15-20. Через долину прошли тоже довольно шустро. Причем снег за день ощутимо осел на солнце, стал мягким и перестал пылить. Но солнце садится и мягкий снег быстро прихватит коркой через которую труднее пробиваться чем по глубокому, но рыхлому снегу. Добравшись до перевала на Тухлый ключ, как и предполагалось, подняться не смогли. Можно было бы в течении получаса или дольше набивать себе дорогу к вершине, но времени и желания на это уже не было. Да и зачем возвращаться той же дорогой, когда есть новая? Снова подумалось о приводе на коляску. Опять летим через долину мимо скалок-останцев в направлении к дороге на рудник. Местами уже подморозило и наносы приходится пробивать сходу. Пару раз садимся, но мот вылазит сам. За всю поездку подталкивать приходилось не часто. К дороге пробиваемся напрямую. Нужно добавить, что баритовая дорога идёт вдоль удобных для катания горок и каждые выходные на склонах аншлаг. Народ из городов едет кататься на санках, лыжах, сноубордах, снегоходах... Жарят шашлыки, рубят деревья, жгут костры, мусорят... В общем, культурно разлагаются. Молодцы! А так как дело к вечеру то все уже хорошо "под шашлыком", во взгляде сытая усталость и удовлетворение от не зря прожитого дня, кто на джипах стоят чуть подальше, демонстрируя своё превосходство над недоприводом. Ведь они нереально круты и смогли подъехать вот к той пикульке! Для них увидеть мотоцикл Урал, выезжающий откуда-то из леса, по снежной целине, с двумя трезвыми молодыми мужиками да ещё и вечером пятницы было культурным шоком.
Столько зрителей у меня, пожалуй, и не было-то никогда. Довольно эффектно, с перегазовочкой, без разгона мы выехали на грейдерованную трассу рудника, перед этим пропустив пару легковушек. И не спеша так продифилировали мимо культурно разлагающихся. Смотрели все. Отдыхающие в основном молодёжь. Я снял капюшон и ловил любопытные взгляды молодых девчат. Значит, оппозитчик им интересен. Это радует. Миновав эти 6-7 км. славы мы выехали на асфальт. Народ тоже начал потихоньку выдвигаться в сторону города и я, окрылённый всеобщим (женским) вниманием (надеюсь, они думали о нас не как об идиотах), тоже решил рвануть по трассе. А если бы попались менты то пришлось бы так же эффектно от них сваливать. Благо, опыт большой. И что бы не собирать за собой пробку я, что называется, дал Уралу просраться. Без тормозов, на кроссовой резине, без шлемов,100км/ч... Романтика! Всё было классно, за исключением мокрых валенок. Их продувало насквозь, а так как они мокрые то ноги обдувало холодным мокрым воздухом. Километров через 15 такого полёта валенки не высохли, а замёрзли и перестали гнуться. Переключаться стало нереально. Я свернул в степь и поехал более безопасным, в плане ментов и скорости, путём. Урал, как всегда, свозил и не подвёл. Скушав при этом полбака бензина на какую-то сотню км. Молодчинка!
это просто апофеоз рассказа! молодец! читал твои прежние повествования - понравилось. красиво пишешь. аффтор пиши исчо!!!
Да, молодец парень, действительно интересно и фотки классные.
Молодец пацан.Уважение,супер.
Спасибо, дед. А что, вы правда 6 мая 1947г. рождения?
Красотища то какая! Горы немного похожи на наши Уральские, только у нас тайга непролазная да снегу по пояс, а тут - раздолье! Выбрал себе парочку фоток на рабочий стол, надеюсь, автор не против :-) Не забудь, что обещал летние фотки этого места показать!
Это Батеневский кряж Кузнецкого алатау.Там глухой тайги нет.Глухая непролазная тайга и горы выше 2000м над у.м. чуть дальше. Фотки не забуду, выложу, как свежие сделаю. Надо же вам что-то на рабочий стол ставить:))
Привод на коляску, рычажку на передок, электро лебёдку между коляской и задним колесом и в Хакасии не останется мест где не оставит свой след Урал Тракториста.
Тракторист, ты молодец! Завидую(белой завистью), у нас кроме степи ни хрена ни чего нет.
В принципе, планировалось так как ты и описАл. Но на счет рычажки я передумал. Может позже. А привод уже подыскиваю.
Рычажка вещь, комфорта добавляет, да и раму разгружает. На свой лет пять назад установил и даже прикупил ещё одну,на всякий случай. Вот привод ни как не попадается., а на лебёдку пока денег нет.
это пять !
pSicHo, после этой поездки поставил на перед твой зубастый Урал-шина. Мотоцикл начал поворачивать:)
это хорошо , видно , что за зря не пропадает )))
Просто супер! Спасибо большое за отчет и фотографии. Удачи!
Спасибо за оценку. Ты не думал сменить направление на Азию? А-то летом подкатывай;)
Привет земляк. Где ты в Хакасии такие места находишь? Есть желание на выходные на лёд съездить? Я со Слоном ( он тебе привет передает, говорит вы знакомы. Может путает с кем?) поеду на Саяно-Шушенское водохранилище.
Привет. Хакасия- Родина моя. На лёд на мотах едете? Желание есть, но я уже запланировал через Салбык на Улугколь съездить. Можно было бы и пересмотреть планы, но я без техосмотра и страховки, и резина сейчас кроссовая стоИт, а до Саяногорска тошнить 80км по асфальту. Так что пока только степями:) На счет Слона в личку и ему привет, если не обознался.
Да, на Днепре 11. А 80 км действительно далеко по зиме. Ты сам с Абакана?
80км фигня. Дело не в зиме, а в асфальте. Резину жалко. 80 туда, 80 обратно, уже 160. А на асфальте она махом сгорает.
в таких случая тоды надо иметь колесо с обычной резиной. чтобы перекинуть и в путь :)
Этого добра хватает. Лень-матушка во всём виновата))