С чего начинается... мотоцикл? | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

С чего начинается... мотоцикл?

А и правда, с чего?
Ведь не думал, и не собирался никогда, называл мотоциклистов смертниками,
на Явах ездили мажоры, на К-750 и Уралах-колхозники.
Правы китайцы – у каждого свой путь.
И я иду своим.

В начале было Слово…

Пожалуй, нет.
В начале были 90-е годы , точнее, 1992 год.
Талоны. Неплатежи. Долги по зарплате. Бартер.
Бартер-великое дело! Почти ничего нельзя купить, зато почти всё можно выменять.
Страна-большая толкучка. Мёд - на сало! Кирпич – на картошку! Машину – на квартиру! Бутылка водки – всеобщий эквивалент.
Сдали в эксплуатацию объект за городом. Сложная, длинная цепочка бартера вывела на торговую промтоварную базу.
«Вот тебе талон, иди на базу, забирай в счет зарплаты мотоцикл».
«Да нафига он мне, у меня и прав-то нету!»
«Лучше бери, денег все равно нет и не будет.»
Блин, зарплата за полгода! Ну, взял, куда деваться.
Белый, новенький «Урал 8.103-10». Гаража нет, поставил на постой к другу. Через 2 года построил гараж, перекатил и стал с великим страхом пытаться ездить.
Дело пошло, скоро сдал на права и уже ездил всюду, жена тоже страх победила.
А еще через два года появилась ГАЗ-21 и мотоцикл встал на долгую стоянку в дальнем углу гаража.

В 2015 году стал выбрасывать хлам, накопившийся в гараже, выкатил мотоцикл на улицу и внезапно захотел завести, просто услышать. Масло было, и даже уровень почти, бензин налил свежий, аккумулятор взял с машины и давай кикать!

«…но он не заводился!
Он решил нас взять измором…»(с)

И не завелся. Это было обидно.
Продам заразу! Но чтобы продать – надо бы починить. Полез в интернет за мануалами и информацией и наткнулся на oppozit.ru.
Мама моя, так я не один такой?!

Сайт читал, как детектив, просто всё подряд, голова пухла, но информацию усваивала.
Уже давно завёл и прокатился (всего-то и надо было карбы промыть), уже давно раздумал продавать, но по сайту лазил каждый день.
Когда приходилось учить классиков марксизма-ленинизма, накрепко запомнился закон перехода количества в качество. И этот переход таки случился.

С чего начинается мотоцикл?

Варианты ответов:
-с эскиза
-с рамы
-с рабочих чертежей
-с двигателя
-с проектного задания
-и т.д.
И все ответы правильные.
Но не в моем случае.
В моем случае я увидел ЭТО в разделе «Продам запчасти», и залип сразу.
Это было прекрасно! Это завораживало и манило! Хотелось прикоснуться и примерить! Да чего там, это было практически сексуально!
Это было седло!

И я его купил, хотя пока еще смутно представлял – зачем. А чтоб было!
Вот с него-то и начался мой мотоцикл, вначале в виде неопределенного тумана вокруг седла, который приобретал все более конкретные очертания.
Я уже начинал понимать – чего я хочу, а хотел я 2 колеса (переднее на 18, заднее на 16), длинный силуэт, много хрома и черного цвета, и чтоб я один, и ветер, и чтоб далеко, и вообще!

Бойтесь своих желаний, они могут исполниться.

В конце 2015 г я повез раму 8.103-10, Волковские крылья и вилку «Пайоли», Вояжевский бак, и седло в Ирбит, в КБМТС к В.Н. Завьялову на компоновку и переварку рамы.
Сначала увеличили угол наклона рулевой колонки и на 5 см перенесли вперед верхние крепления задних амортизаторов.

Виктору Николаевичу не понравилось – куцый какой-то силуэт получается. Он предложил удлинить маятник на 100 мм, что тянет за собой и удлинение кардана.
Попробовали этот вариант – ну так это ж совсем другой вид!

Не понравилась мне дыра под передним носком седла – решили чуть сдвинуть седло назад.

Вот так, это совсем другое дело!
Колесная база вышла 1630 мм, на 70 мм меньше Волка, на 180 мм больше Урала 8.103-10.

27.01.21

Переварка и компоновка несколько затянулись, готовую раму я забрал в начале лета, и сезон 2016 года пролетал мимо меня, как чужой праздник.
Ну что ж, значит есть резон вдумчиво и неспешно поработать.
Пока ждал раму, постоянно рыл форум, обрастал запчастями.
Так появились оба колеса, высокие стойки руля, головная фара, глушители, Волковский бак – всё в очень приличном состоянии.
Резину MITAS и зажигание МПСЗ Совек заказал через интернет, ну и E-bay, Ali Express – куда же без них!
Деньги-денежки, как быстро вы летите!
Пошла сборка и подгонка.

Ну что, пора имплантировать сердце?
Родной движок 650 сс с родной коробкой уже перебраны, поршни – АТ-79 мм, сальники и подшипники-импорт, генератор-Сибирский киловатт, в головках бронзовые направляющие и импортные клапаны и кольца, в общем – всё, как надо.
Но…
Вот это «Но…» портило мне всё удовольствие.
Ну руки не поднимались ставить в такой силуэт тощий 650-й движок!
Решено – оставляю его для колясыча, а сюда ищу 750-й, и, крайне желательно, со стартером и Волковской коробкой.
Все равно сезон ушел, зима на Урале длинная, найду.
А пока… сам же хотел много хрома и блестяшек – этим и займемся.

Панель индикации

Точно знал, чего НЕ хотелось.
Не хотелось стандартной Ураловской панели. Не хотелось Волковской отдельно висящей жестяной коробочки.
У меня большой железный мотоцикл, панель должна соответствовать. На ней должны быть:
-повороты (левый-правый отдельными лампами);
-дальний свет;
-зарядка;
-нейтраль;
-замок зажигания.
Вид панели уже отрисовался в голове, а корпус? А крепление?
Ломал голову, пока не споткнулся в токарке об алюминиевую цилиндрическую чушку .
Оставалось убрать с неё всё лишнее – и панель готова!
Лишнее пришлось убирать на заводе – просто обработать напильником было бы несколько утомительно.

Нннуу, скажем так: выглядит несколько тяжеловато.
Но всё равно мы это сейчас отполируем.

Но ведь блестит же!

«Давай нальем,
Давай споем.
А то, что будет потом –
Так это потом.»

Efim531
Efim531's picture

Панель приборов

Следующий этап – долой этот нелепый кругляш под спидометром.
Какие приборы мне нужны?
Ясно – спидометр, это центральное место.
Прибор уровня топлива – это обязательно.
Кнопка аварийки – это безопасность, это надо.
USB-зарядка – сейчас без нее никуда.
Вроде и всё необходимое, но как-то это плохо и некрасиво размещается на макете.
Спасает вольтметр – диаметр прибора такой же, как топливный, и, по крайней мере, не повредит.

Вырезать, конечно, отдал на лазер.

Примеряем приборы

Оказывается, спидометр идеально встает в хромированный корпус фары для дополнительного света.
Пришлось купить еще одну

К панели варим кронштейн

Примеряем к месту

Ну, и полировочка, конечно.

Ну, и вот, что вышло в итоге.

И где чего тяжеловато? Панель приборов и панель индикации друг друга уравновесили, вид вполне себе гармоничный. Лично мне так кажется.

Ну-с, это мы оставляем. Что у нас на очереди?

алексеич's picture

Серьезный подход

Efim531's picture

Приборка есть, индикаторы есть, пульты, сигналы на месте – надо делать проводку.

Блок реле и проводка

Тут всё более-менее понятно – все подключения через реле, в том числе включение массы – через самоудерживающееся реле.
Где размещать-тоже понятно, под седлом, между аккумулятором и задним крылом.
Долго искал подходящую коробку, пока не вспомнил про советские корпуса охранной сигнализации,
которые использовал для хранения мелочевки. Примерил на место – в самый раз.
На фото – первый вариант, неудачная компоновка.

Итак, сколько надо релюшек?
1. Повороты
2. Ближний свет
3. Дальний свет
4. Габариты и подсветка
5. Стоп-сигнал
6. Дополнительный свет
7. Включение массы
8. Сигнал
9. Зажигание
10. Стартер
В корпус разместил 12 штук, в том числе 2 запасных. Каждого потребителя надо защитить предохранителем. Отлично подошел блок предохранителей от ГАЗели, правда, в нем их 9 штук. Ну что же, на сигнал пустим отдельный навесной предохранитель.
Этот вариант пошел в дело.

Чтобы блок реле был полностью съемный, применен 24-штырьковый водонепроницаемый разъем.

Конечно, можно обойтись меньшим количеством реле, можно вообще без реле, но до сих пор валяются у меня в хламе советские пульты с горелыми контактами, а уж выключателей массы я поменял штук 10.
Кроме того, используя реле, можно сигнальные провода от переключателей использовать тонкие, я применил диаметром 0,3 мм в силиконовой изоляции, а уж исполнительную проводку вести сечениями, соответствующими нагрузке – от 0,5 до 1,5 кв мм

Сразу скажу, что блок реле себя оправдал, работает без нареканий.
Но однажды, когда пришлось ехать с подсевшим аккумулятором, проявилась крайне неприятная особенность реле включения массы, а именно – с пониженным напряжением бортовой сети оно никак не хочет самоудерживаться, т.е. массу просто нельзя включить.
Пришлось снимать крышку и замыкать массу принудительно.
В следующем варианте изготовления такого блока я учел эту неприятность и вывел дополнительно разъем с заглушкой – сняв заглушку можно обойти реле массы перемычкой из любого провода.

василий васильев's picture

Подход правильный - главное ПРОЦЕСС.

Efim531's picture

Тем временем в декабре 2016 г транспортная компания доставила долгожданный двигатель.

Двигатель и коробка

Движок приехал с коробкой, без стартера, зато с генератором.
Как я его заносил в гараж-отдельная история для мемуаров.
Но когда я его распаковал – это был "восторг, прошу прощения - на восторг нет воспрещения"!

Это ж вертолёт!
Судя по винтам сцепления в движок до меня не лазили.

Коробка снаружи (а при разборке – и внутри) в идеальном состоянии.

Двигатель тоже очень неплох, на цилиндрах хон, как новенький, коленвал без люфтов, распредвал, толкатели без видимого износа.
Поршни заменил на АТ-78, кольца-Кольбеншмидт, в головках поставил бронзовые направляющие, седла не менял, клапаны – импорт. Поскольку выпускные клапаны пришлось укорачивать, поставил на клапаны подпятники. Ну и, как положено, новые импортные подшипники и сальники.

Двигатель совершенно изменил вид мотоцикла, уже заходя в гараж я вспоминал, что новый сезон не за горами, а работы еще хренова туча.

Поставил стартер, передние и задние дуги КБМТС, воздушный фильтр оттуда же, карбюраторы
К68 родом из двухтысячного года, ни разу не ставленные, про них отдельная песня, попозже.
Весь вид портила люстра – сразу виделся жуткий китайский колхоз.
Но зато на выхлопные трубы отлично встали радиаторы якобы от «Роял Энфилда», кстати, действительно работают, трубы до сих пор не пожелтели и не посинели.

Bumbr's picture

ну, шикарно же!

Malafey's picture

Здорово!

Efim531's picture

Рад, что нравится не мне одному, но это еще далеко не конец))

Efim531's picture

Ну что, заводим?
Завелся с 3-го раза с кика. Погрел, порычал. К68 холостые держат отлично. Заглушил, завел со стартера. Погазовал. Еще погазовал. Послушал вблизи, послушал вдали, позвал послушать всех домашних, заставил восхищаться и ликовать.
Заглушил, обошел, полюбовался и…
Разобрал. До винтика. И нафига?
Красить будем!
Всё, что красится – в черный порошок. Раму и всю мелочевку – в черный матовый, бак и крылья – в черный глянец с металлической искрой.
Как пишут в фильмах – «Прошло 10 лет…».
Ну, 10-это по ощущениям. На самом деле – через 2 недели забрал из малярки кучу крашеного железа.

А теперь-торжественный спуск на воду, т.е. на землю, конечно.
Ну-ка, ну-ка, посмотрим-посмотрим… Ого, блин, а на улице-то весна!!!

Вот такая люстра мне нравится, это уже не колхоз. И поворотки встали, как надо, хоть и пластик.
Жаль, фото не передает искру в покраске, но я-то вижу, я-то знаю!

Боковая подножка КБМТС имеет слишком большой вылет, и ушко в месте крепления к раме быстро начинает разгибаться. Надо переделывать на меньший вылет.

Бензокран КР-33 заменил на электроклапан «LOVATO». Клапан вкручивается в бак вместо краника через переходник, выточенный из нержавейки. По идее, включаешь массу – клапан открывается, бензин поступает. Выключил зажигание-клапан закрылся, бензин не льется.
Идея хорошая, но с реальностью не совпадает. И «LOVATO», и «АTIKER» на 100% не перекрывают. Бензин все равно потихоньку просачивается. В дальнейшем заменил их на китайский краник https://aliexpress.ru/item/32896094072.html?spm=a2g0o.cart.0.0.45583c00A...
Показал себя отлично.

Пока туда-сюда, пока фотосессия – солнце к вечеру.
Первый выезд – завтра.

Efim531's picture

Ах, как хорошо начинается день!
Весна, солнце, теплынь, красота!
А еще сегодня первый выезд, думаю, сначала просто прокачусь, по округе, потом выеду на трассу и подстрою карбюраторы, а дальше – как пойдет.

Поздравьте меня, я балбес.

По округе прокатился неплохо, не спеша, скорость около 40 км/ч, под восхищенными взглядами соседей. Хо-хо, не зря прошли 2 года. Ну что, на трассу? Выехал, набрал 70 км/ч, идет мягко, подвеска кочки глотает легко, задок бы можно и пожестче.
Вокруг-природа, птички, ехать и ехать и вдруг…
Звонкий щелчок слева - и тишина, мотор заглох.
Остановился, нейтраль, попробовал провернуть киком – крутится легко, искра, бензин – есть, компрессия, вроде, ощущается, но заводиться ни в какую не хочет. А все было так хорошо!
Эх, друган, пошли домой, что ли? Вести домой такой аппарат за 3 км, да местами в горку, да под взглядами встречных и попутных водителей – то еще удовольствие. Но я это смог выдержать.
Дома снял крышку с левой головки и с изумлением увидел в ней кусочек металла знакомых очертаний. Да это же носок коромысла выпускного клапана! Что за фигня!
Снял головку, снял коромысло, отмыл, рассмотрел.
Похоже, отливка с раковиной, и по ней излом и случился.

Связался с фирмой, продавшей мне двигатель, рассказал ситуацию, выслал фотку – люди оказались очень порядочные и выслали мне комплект коромысел, сломанное – бесплатно, за остальные попросили 3 тр.
И что вы думаете? После замены я проехал 5 км и случилось то же самое, левая головка, излом коромысла выпускного клапана.
Э-э-э-э, подумал я, две одинаковых раковины в том же самом коромысле – крайне маловероятная вещь. А не балбес ли я? И после недолгого хождения по форуму у Interceptor-a нашел подтверждение, что таки да, балбес.
Потому что не промерил расстояние между верхом направляющей клапана и низом верхней тарелки (ВАЗовские), по клапанам у меня этот размер гулял от 10 до 11,5 мм, а на злосчастном коромысле – 8.
Подточил тарелки снизу, убрал 1 мм с направляющей, довел расстояние везде до 12 мм – и все.
Больше такая поломка не случалась, а в голове число 12 отложилось намертво.

Настройка карбюраторов

Как я уже писал выше, карбы поставил К68, новые, родом из 2000 года, и, наверняка, китайские.
ХХ настроил без проблем, отсинхронил не без трудностей и поехал настраивать на ходу.
На малых оборотах движок работал идеально, на скорости – появлялись рывки, замена жиклеров проблему сгладила, но не устранила. Пробовал разные режимы, разные регулировки, разные свечи, убил 3 дня – не мог понять, в чем дело.
Отключениями цилиндров на ходу и на месте выяснил, что дело в правом карбе.
Снял его и облазил с увеличительным стеклом. А он, зараза, с трещинами!
Сквозные трещины в корпусе в колодце дросселя и преддроссельном диффузоре!

Плюнул, заказал в Оппозит-маркете Пекары,

Поставил, отрегулировал и поехал. И как поехал!
Конечно ГТЖ 190 пришлось заменить на ВАЗовские.
Сейчас настройки такие:
ГТЖ лев/прав – ВАЗ 110
Иглы на 2-й проточке снизу.
Расход по трассе с 9-й парой в редукторе – 5,4л/100 км.

Человек's picture

"Сразу скажу, что блок реле себя оправдал, работает без нареканий.
Но однажды, когда пришлось ехать с подсевшим аккумулятором, проявилась крайне неприятная особенность реле включения массы, а именно – с пониженным напряжением бортовой сети оно никак не хочет самоудерживаться, т.е. массу просто нельзя включить."

Ставь так называемое "5ти контактное" реле (с НР и НЗ контактом). У него напряжение срабатывания 4,5-5 Вольт. Это у больших жигулёвских

Efim531's picture

Спасибо, принял к сведению. Буду что-нибудь в блоке чинить - заменю.

User login