Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 10.1994 год | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 10.1994 год

1994 год.

Оказалось, что 1993 год был первым и последним работы Киевского мотозавода (почти) по разработанному стратегическому плану. Становилась ощутимой квалифицированная работа директора по ухудшению работы завода (наверно с целью его прихватизации): запугивание работников, создание морально угнетающего климата, ротация (тасование) кадрами, увольнение ненужных и неожидаемое появление в его истеблишменте не квалифицированных (но, наверно, преданных ему) работников. .Все чаще директор объявлял «каникулы»: отпуск без содержания зарплаты, выплату которой стабильно задерживали. Люди увольнялись, завком безмолвствовал, директор «успокаивал»: на других предприятиях еще хуже.
И это была правда: те, «другие» предприятия раз в 5 больше Киевского мотозавода, предприятия ВПК, СССР распался, социализма нет, госзаказов на продукцию для его защиты нет, производства «товаров народного потребления» (ширпотреба) у них были небольшие, и очевидной была проблема занятости квалифицированных работников. Отмечу, в порядке перевода производства нужных нам комплектующих из РФ в Украину мы сотрудничали с некоторыми из этих предприятий ВПК, однако успехи были небольшие: они предлагали нам копии или аналоги этих изделий производства РФ, но по цене иногда на порядок выше и объемах производства на порядок ниже: «мы не рабы, рабы немы».
Подготовка производства КШМ (кривошипно-шатунного механизма) со сборным коленчатым валом «модернизированного» мотора затянулась и по поручению А.Рудницкого конструктор Н.Овчаренко в начале лета заменил этот КШМ на доработанный под новую систему смазки серийный (чугунный литой) коленчатый вал и серийные шатуны, а работники КБ серии извещение №6868 выдали на подготовку производства. Й.Эндельман активно занимался поиском изготовителя игольчатого с сепаратором подшипника для вторичного вала КП и мы заключили договор о сотружестве по его созданию на ГПЗ-3 (г. Саратов).
Изготовлением трицикла в цехе №12 (мелких серий) по «обходной технологии» занимался ПО (производственный отдел) завода. «В старое время слово «безлошадный» никак не стыковалось со словом «хозяин». Невозможен хозяин, господар, газда без лошадей! А сегодня – без мотора. И сколько бы мы ни говорили о возрождении фермерства, все это останется болтовней, если не будет в продаже народного грузовичка, способного везти хотя бы несколько центнеров, а лучше - полторы тонны. В национальной программе развития автомобилестроения Украины предусмотрены и полуторка, и пикап грузоподъемностью 500 кг. Но пикап на базе «Таврии» пока что можно купить только в Греции (где, как известно со времен Чехова, все есть), а полуторку КрАЗ намерен выпускать лицензионную, западноевропейскую, которую назвать народной при взгляде на цену язык не повернется. Если, конечно, иметь в виду наш народ, а не ихний «фольк».
Как видим, можно удерживать людей в колхозах и таким вот образом – не давая возможности купить транспорт для подъема индивидуального хозяйства. Но в этой стене пробил брешь Киевский мотоциклетный завод, выбросивший на рынок трехколесный грузовичок – трицикл «Днепр-300». Это своеобразный кентавр: передняя часть – от мотоцикла «Днепр-16», а сзади – почти квадратный металлический кузов на двух колесах от «Таврии». Емкость кузова, если считать до верхнего края бортов - три четверти куба. Почему конструкторам приглянулись «таврические» колеса? Потому что их малый диаметр позволил «посадить» кузов ниже, а значит, трицикл стал более устойчивым. Его официальная грузоподъемность – 300 кг, не считая 100-килограмового водителя. Но можно грузить и полтонны, и даже больше – прочность конструкции позволяет. Правда, ехать при этом рекомендуется с умеренной скоростью. Бензина трицикл потребляет столько же, сколько «Днепр-16» с коляской: контрольный расход на 100 км пути – 8 литров. А по городу – до 10. Мощность четырехтактного двигателя – 32 л.с.; максимальная скорость – не меенее 80 км/час. Да, не микрогрузовик на базе «Таврии», о котором мы писали 19 мая. Но у «Днепра-300» есть два несомненных преимущества: его можно реально купить уже сегодня (программа выпуска – до 20000 штук в год), заплатив сравнительно небольшую сумму – 26 млн 600 тыс.крб. «Таврия», напомним, стоит 92 млн., микрогрузовик же, выпускаемый мелкими сериями, будет дороже.
- Наши мотоциклы – это как кирзовые сапоги для хозяина, - говорит главный конструктор завода Сергей Антонюк. – не очень богатого, но – хозяина. Ценят их и рыбаки, охотники за уникальную проходимость. Пока в Украине не будет хороших дорог и автомобилей, выручать нас, особенно в глубинке, будут «кирзовые сапоги» [газета «Киевское Ведомости». 18/07 1994. Чуден «Днепр-300», но вряд ли защитникам колхозного строя понравится] – написал журналист Л.Сапожников после посещения КМЗ https://www.youtube.com/watch?v=o0I8GS-7ju8].
Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) — на заводе «возникли» три группы работников: 1) истеблишмент директора (команда, «сплоченная» им, точнее, из отобранных им людей), 2) не организованные в команду оппозиционеры-симпатики Украины и 3) естественно, подавляющее большинство (пофигисты). Оппозиционеры пишут такое письмо:
«Министру Минмашпрома ПЕТРОВУ В.М.
Работники Киевского мотоциклетного завода обращаются к Вам с просьбой разобраться с ситуацией, сложившейся на заводе.
Наш завод производит мотоциклы «Днепр» и запасные части к ним, т.е. продукцию очень нужную для сельского жителя. Однако из-за неправильной технической и экономической политики, проводимой дирекцией завода, мы сократили объем производства, по сравнению с прошлым годом, больше, чем в 2–а раза, уменьшилась численность коллектива на 1500 человек. На заводе создан нездоровый моральный климат, людей запугивают сокращением и увольнением. Мы понимаем, что многие промышленные предприятия находятся в такой ситуации, они не имеют такую нужную продукцию, пользующуюся повышенным спросом. На заводе игнорируется все новое. Не осваиваются перспективные модели, не расширяется сеть фирменных магазинов, а наоборот закрываются (были закрыты 3-и магазина в Винницкой, Одесской, Луганской областях). Не восстанавливается сеть гарантийного обслуживания. Мы потеряли традиционные рынки сбыта в ближнем и дальнем зарубежье. Вместо нас там торгуют нашей продукцией коммерческие структуры. Необоснованно высокие цены сбивают объемы производства и реализации. На заводе уже 3-и года «гниют» около 600 мотоциклов экспортного исполнения. Сверхнормативные запасы материалов и отсутствие действенной системы учета материальных ценностей, неоправданно завышают себестоимость и, как следствие, уменьшают долю заработной платы. На ряду с этим, в этом году коллективу завода была недовыплачена заработная плата. Низкие заработки способствуют процветанию воровства, от которого завод терпит большие убытки. Из-за недовольства стилем руководства заводом многие квалифицированные рабочие, грамотные специалисты и молодые перспективные руководители покидают завод. Администрация завода не выполняет меропрятия по социальной защите работающих.
Учитывая вышеизложенное мы не можем доверять свою судьбу нынешнему директору завода, которому похоже уже ничего не надо».
Собрали подписи заводчан (в ОГК подписались под этим только четверть сотрудников). Реакции Министра на это письмо не было, директор твердил: «на заводе остались только пьяницы и воры» и, наверно, правду говорил «МОТОЦИКЛЫ нас не кормят…». Он был ортодоксальным коммунистом, но не фанатиком и ревностно следил за получением им «положенного» и неполучением этого окружающими. Честность не была его чеснотой. И это уже на второй год «созданной» и одобренной им (пенсионером) программы развития МОТОЦИКЛЕТНОГО завода на ближайшие 8 лет. Член ЦК КПУ В.Подшивалов лишился должности первого секретаря горкома Харькова из-за «чистки» Ю.Андроповым (полагаю, не без оснований. С.А.) государственного и партийного аппарата. Во времена перестройки КПУ не была ретроградом и, я читал, коммунисты активно применяли методы «мирового капитала» для обогащения, зачатка бизнеса и развития кооперативного движения. Они входили в состав учредителей и средствами партии создавали коммерческие банки, задерживали зарплату вверенных им работников и клали ее на депозит. Money loves silence (рос. деньги любят тишину) и коммунисты блестяще доказали это. 26 августа 1991 года, сразу же после событий ГКЧП, утром на тротуаре переулка в Москве около Арбата обнаружили тело Н.Кручины, управляющего делами ЦК КПСС, ведавшего передвижением средств в сложной финансовой системе партии, включая частные банки и заграничные счета. По мнению судмедэкспертов он выбросился из окна своей квартиры на пятом этаже. Смерть Кручины была, наверно, одной из первых, но далеко не единственной. Во второй половине 1991 года при агонии СССР при странных обстоятельствах умерло (читал, по разным источникам) более полутора тысяч причастных к финансовой деятельности КПСС функционеров разных рангов. И некоторые из них (Г.Павлов, Д.Лисоволик…) также «выпрыгивали» из окон. В итоге, после распада СССР при аудите финансовой деятельности Компартии на ее счетах были только миллионы рублей, а документы на сотни миллиардов долларов (золото партии) не были обнаружены.
Л.Кучма, проработавший почти год Премьер-министром, подал в отставку, спустя менее года ( 19 июля) народ Украины избрал его Президентом. Осенью Л.Кучма поручил разработать программу макроэкономической стабилизации, которую поддержал бы МВФ (Международный валютный фонд). "Мы приняли меры по сокращению расходов из бюджета. Уже до конца года Совет директоров МВФ утвердил решение о первом транше по программе STF в объеме около $ 400 млн. Это открыло возможности для сотрудничества с Мировым банком и другими источниками рессурсов",- Р.Шпек, министр экономики Украины в 1993-1995 годах. Провозгласили стратегию экономических преобразований: освобождение цен, внедрение свободной внутренней и внешней торговли, введение строгой монетарной политики, проведение земельной реформы и массовой приватизациии крупных предприятий.


Киевский мотозавод полностью производство мотоциклов серии «Дніпро» 156 не подготовил, выпустил «серийно» за этот год только 159 трициклов «Дніпро» 300, 326 одиночек КМЗ-8.157-01 «Днепр», 16095 мотоциклов «Днепр-11»,а также 2910 штук «Днепр-16» (17% от расчетной мощности завода начала 90-х годов).

antoserd

antoserd's picture

ALCOHEN, здравствуйте, если Вы до этого дочитали! Я тут пишу как лихо в Украине "уважаемые" люди расправлялись с мотоциклетным заводом. Вы меня заколебали блестящими делами в тракторной промышленности РФ. И вот опять совершенно свежее https://www.youtube.com/watch?v=jAne5bWYnC0. Как мне все это понимать?


antoserd's picture

ALCOHEN, здравствуйте, если Вы до этого дочитали! Я тут пишу как лихо в Украине "уважаемые" люди расправлялись с мотоциклетным заводом. Вы меня заколебали блестящими делами в тракторной промышленности РФ. И вот опять совершенно свежее https://www.youtube.com/watch?v=jAne5bWYnC0. Как мне все это понимать?


antoserd's picture

KANDID, спасибо. Полагаю, ссылкой выше я уже Ваш совет от 10.03.2020 выполняю.

User login