Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 1991 год | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 1991 год

1991 год.

У руководства завода появилась заинтересованность в «новой технике», так как освоение ее производства позволяло изменять идентификацию изделия, повышать цену и увеличивать выручку завода при их выпуске. Оживилась работа служб подготовки производства: активной стала подготовка серийного производства одиночки и почти без сопротивления модернизировали коробку передач: изменили шестерни первой передачи (увеличили передаточное число).
7 января правительство Литвы (премьер-министр К.Прунскене) более, чем в 3 раза повысило розничные цены на продукты питания (провело «либерализацию цен»). На следующий день:
-митинг у здания Верховного Совета Литвы. Его организовали гражданский комитет Вильнюса и коммунистическая организация «Единство». Участники этой акции требовали отмены повышения цен на основные продукты питания, отставки литовского правительства и даже пытались ворваться в здание;
-председатель палаты Национальностей союзного парламента Р.Нишанов на его сессии заявил, что в адрес ВС СССР приходят «многочисленные телеграммы жителей Литвы с призывом к союзному руководству навести в республике порядок», и «выразил обеспокоенность» сложившейся в Литве ситуацией. Вильнюс, Каунас и другие города республики начали оккупировать советские войска: они проводили захваты узлов связи, военных и гражданских объектов, усиленное патрулирование дорог…;
-председатель Верховного Совета Литовской республики В.Ландсбергис выступил по радио и телевидению и призвал сторонников независимости не допустить захвата парламента, правительственных зданий и важнейших объектов инфраструктуры
9 января у здания Верховного Совета республики собралась многотысячная толпа из так называемого (министром иностранных дел РСФСФ А.Козыревым) русскоязычного населения, с лозунгами: «Долой парламент! Да здравствует Союз ССР!». 10 января правительство К.Прускене ушло в отставку, Президент СССР М.Горбачёв потребовал отмены антиконституционных актов и восстановления действия в Литве Конституции СССР. 11 января советскими частями были заняты Дом печати в Вильнюсе, ретрансляционный телевизионный узел в Неменчине, другие здания («партийная собственность») в Вильнюсе, Алитусе, Шяуляйе. Руководство Верховного Совета Литовской Республики призвало население выйти на улицы и принять участие в охране зданий Верховного Совета, радиоцентра, телебашни, телефонных станций, а МИД Литовской Республики в связи с «оккупационными действиями на территории республики советских военнослужащих» направил ноту протеста Министерству иностранных дел СССР. В ЦК КПЛ Ю.Ермалавичюс на пресс-конференции объявил о создании Комитета национального спасения Литовской ССР (персональный состав которого так и не был опубликован) и о восстановлении в республике советской власти. В ночь с 12 на 13 января две колонны советской бронетехники направились в центр Вильнюса, осуществляя движение по всем полосам дороги: одна к окружённому многотысячной толпой парламенту, другая — к телевизионной башне, где также собралось много народа. Войска башню штурмовали и при этом, согласно расследованию прокуратуры Литвы, погибло 15 человек, 900 человек было ранено. Атаки на здание парламента не было. Никто из должностных лиц СССР не взял на себя ответственность: Министры внутренних дел и обороны ссср уверяли в своей непричастности, Президент М.Горбачёв заявил, что он ничего не знал об этой акции, и что о ней ему доложили лишь утром.
12 января состоялся визит в Таллин Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Ельцина. Он и Председатель Верховного Совета Эстонской Республики А.Рюйтель подписали «Договор об основах межгосударственных отношений РСФСР с Эстонской Республикой», в котором обе стороны признавали друг друга суверенными государствами и субъектами международного права.
На сберегательных книжках у граждан СССР парились (сленг рос.) миллиарды денег. Бум кооперативных цен и пустые полки магазинов, купить нечего. Видимо министр финансов В.Павлов предложил способ избавления от этого переизбытка денежной массы. 14 января М.Горбачев назначил его премьер-министром (должность первая и единственная в СССР) вместо Председателя Совета Министров Н.Рыжкова, ушедшего в отставку. И через 8 дней после нового назначения В.Павлова в СССР провели реформу и избавили народ от денег. Чтобы обеспечить неожиданность его реформе, «великий финансист» за пару дней до этого дал интервью газете «Труд», в котором сообщил, что западные банки скупили советские банкноты с целью вбросить их разом в нашу экономику, чтобы подорвать ее мощь. Вплоть до 22 января он уверял, что денежной реформы не будет. И в этот же день в 21.00 о ней объявили по телевизору. Соблюдали внешнюю «законность»: старые купюры в 50 и 100 руб можно было обменять на такой цены бумажки нового образца. Но один человек может обменять не больше 1000 руб и это нужно сделать всего за три дня. Позиция правительства с денежными вкладами во мраке: один вкладчик мог снять 500 руб в месяц. Эта одномоментная денежная реформа, проведенная вдруг и без предупреждения, стала фактической конфискацией денег у населения. Она ошарашила миллионы людей, многие лишились многолетних накоплений и существенно снизила число потенциальных покупателей мотоциклов «Днепр». И губительная реформа Павлова оказалась бессмысленным пшиком: планировали изъять из оборота 81 миллиард руб, изъяли 14, правителям СССР и их «перестройке» перестали верить миллионы.
В Латвии после принятия Декларации о восстановлении независимости создалось двоевластие: формально страной управляли Верховный совет и Совет министров во главе с деятелями Народного фронта; фактически республика контролировалась Москвой через Прибалтийский военный округ, МВД, банковскую и денежную системы, материально-техническое обеспечение. В декабре 1990-го- январе 1991 года неизвестные лица подбрасывали и приводили в действие взрывные устройства у зданий ЦК Компартии Латвии, Домов политпросвещения, печати, возле жилого дома военнослужащих Советской Армии, у больницы. На митингах и собраниях звучат заявления, что «завоевать свободу без жертв невозможно», «Москва потопит Латвию в крови за стремление выйти из СССР». 13 января в Риге состоялся 0,5-милионный митинг Народного фронта в поддержку Верховного совета, Совета министров, и в знак протеста против вооружённых акций в Литве. Вокруг стратегических объектов в Риге и некоторых других городах Латвии начали сооружать баррикады. Противостояние властей усугубляются, подобные литовским беспорядки происходят и в Риге. Войсковые части и тяжёлая техники не были задействованы, в результате интенсивной стрельбы в центре города было ранено 8 человек, убито 5. Читал, необходимость срочно обменять деньги по реформе В.Павлова мотивировала участников баррикад заняться личными делами, после чего основные заграждения на улицах Риги были разобраны. 25 января состоялись похороны погибших возле здания МВД и внутри него, вылившиеся в многотысячную манифестацию.
17 марта состоялся единственный за всю историю СССР всесоюзный референдум: обсуждали вопрос о сохранении СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик. Его игнорировали Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия и Эстония. Верховный Совет СССР установил, что решения, блокирующие проведение референдума СССР в тех или иных местах, являются незаконными и не подлежат исполнению. И разрешил местным властям в союзных республиках, где не были созданы центральные республиканские комиссии референдума, самостоятельно образовывать участки и округа, утверждать окружные и участковые комиссии референдума СССР. Также в этих республиках, в воинских частях Минобороны СССР, КГБ СССР, МВД СССР образовывали участковые и окружные комиссии референдума, которым было разрешено включать в дополнительные списки: членов семей военнослужащих этих частей; а также других граждан, которые были лишены возможности голосовать по месту жительства. Одновременно с всесоюзным в РСФСР прошёл референдум о введении в РСФСР поста президента. 71,3% граждан РСФСР поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня, президентом РСФСР был избран Б.Ельцин. Мы, группа специалистов КМЗ: Антонюк, Бессонов, Коломиец, Розанов и Яковенко,- в этот день после обеда самолетом возвращались из Ижевска в Киев, где на предыдущей неделе изучали организацию производства в ПО «Ижмаш» мотоциклов-одиночек. В Украине по настоянию НРУ одновременно с всесоюзным референдумом провели республиканский опрос «чи згодні ви, що Україна має бути у складі Союзу Радянських суверенних держав на засадах Декларації про державний суверенітет України? «Так» чи «Ні» (рос. «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины? „Да“ или „Нет“». По содержанию этот вопрос не соответствовал вопросу союзного референдума: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности»,- и противоречил ему. Во-первых, в опросе измененный Союз была декоммунизованным: слова «социализм» в нем не было. Во-вторых, в опросе появилась совсем другой «союз суверенных государств», а не «союз социалистических республик». И, в-третьих, Декларация о суверенитете Украины в опросе определена как акт, имеющий преимущество перед законодательством нового союзного государства. На первый вопрос утвердительно ответили 70,2% проголосовавших избирателей, против — 28%, на второй вопрос, о включении Украины в состав Союза Советских суверенных государств, утвердительно ответили 80,2% проголосовавших избирателей. В Крыму отдельного подсчёта голосов не было. Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику восстановили законом УССР от 12 февраля, однако в Конституцию УССР соответствующее положение было включено лишь 19 июня 1991 года, а в Конституцию СССР соответствующие поправки не внесли. 21 марта Верховный Совет СССР рассмотрел предварительные результаты референдума и отметил, что за сохранение Союза Советских Социалистических Республик высказались 112 млн человек, то есть 76 % голосовавших («Да» сохранению союза проголосовали в Свердловской обл 49,33% принявших участие в голосовании, а в самом Свердловске (ныне Екатеринбурге) этот результат был самым низким по стране — 34,17%. Эта область была единственной среди всех областей и республик, которая проголосовала против сохранения СССР). Отдельно Верховный Совет СССР отметил проявление гражданственности, «акта мужества и патриотизма» более двух миллионов граждан СССР, проживающих в республиках Грузия, Литва, Молдова, Латвия, Армения, Эстония, которые выразили свою волю и сказали «да» Союзу ССР, несмотря на то, что власти этих республик «не выполнили решения IV Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР о проведении референдума».
2 апреля В.Павлов со товарищи повысил цены (гражданам СССР) на основные товары и услуги в два-три раза. Люди были потрясены и начали панически выгребать деньги из кубышек и тратить, тратить, тратить… Еще до конца этого рабочего дня продуктовые полки большинства советских магазинов опустели. И народ 2 апреля окрестил «Павловым днем».
Киевский мотозавод подготовил производство мотоциклов-одиночек КМЗ-8.157-01 и первые 50 штук их могли приобрести простые мотозаводцы (при получении положительного решения на их заявление руководства завода). В первом году выпуска КМЗ изготовил 387 штук таких мотоциклов Были они оранжевого (кирпичного) цвета [https://www.youtube.com/watch?v=l1elE1oTUSM] (я так решил), ибо в такой цвет красили кузова боковых прицепов Вятские Поляны.

В конце мая на завод приехал дилер из Австрии К.Шписбергер. По его просьбе я ознакомил его с нашими ОКР, он также протестировал ездой по заводу одну из изготовленных серийно одиночек (приведенное фото сделано им) и пригласил меня в Австрию. И летом я впервые попал за бугор (сленг рос). Первое впечатление? В.Майский умный человек, он (за бугром не бывал) правду говорил «советский человек спустя день пребывания за границей (у империалистов) перестает быть коммунистом». Со К.Шписбергером мы посетили фирму БИНГ. Спустя приблизительно две недели на этой фирме был директор КМЗ В.Подшивалов. Вернулся он на завод из командировки взвинченный (говорили, чемодан пропал в аэропорту «Борисполь»), вызвал меня в кабинет и начал осторожно расспрашивать. Я понял его сразу и подтвердил, что в свой отпуск посещал фирму БИНГ, ФРГ. Директор потребовал от меня объяснительную записку. Я ее написал, суть моего объяснения:
Ю.Волошин (зам.директора КМЗ) и С.Розанов привезли из ФРГ изумительные результаты испытаний в 1989 году карбюраторов БИНГ на нашем мотоцикле, но ответов на поставленные вопросы дать не смогли (именно об этих испытаниях докладывал А.Янкулин на НТС в Москве, С.А.). Мы спроектировали и изготавливаем опытный образец двигателя 650 см³ с номинальной мощностью 50 л.с., для которого нужны были карбюраторы и попытки ОГК заполучить их успеха не имели. Подбор карбюраторов для эскортных мотоциклов был проведен без участия специалистов КМЗ и выбор пал на карбюраторы фирмы БИНГ. Меня неоднократно приглашали диллеры для помощи в доводке наших мотоциклов до требований Западной Европы, но в командировку от завода за их счет я выехать не мог (причины мне неизвестны). Могу согласиться, что «ненормально» во время отпуска заниматься работой, но иного выхода удовлетворить свое любопытство конструктора и получить необходимые карбюраторы до сих пор не вижу. Я общался в Мюнхене со специалистами фирмы БИНГ М.Суитером и В.Шмидтом полдня и получил все ответы на мои вопросы. Карбюраторы на завод были привезены (2 комплекта разных типов для нас приобрел К.Шписбергер, С.А.) и это было для КМЗ совершенно бесплатно. Наконец, я не нахожу преступления в том, что человек за свой счет в свой отпуск занимается делами, полезными его предприятию. Поэтому я Вас не обманул: и после Вашего возвращения из ФРГ я не использовал Ваше предложение (благодарю, оно мне показалось искренним) представить (и, по сути, спрятать) факт посещения мной этой фирмы, как злоупотреблением третьим лицом моей визиткой. На первой минуте нашего разговора я «раскололся»: «не нужно ничего выдумывать, я там был». Несколько дней К.Скребец, нач.1-го отдела, по команде директора предлагал мне подать заявление на увольнение. Спустя неделю, казалось, В.Подшивалов успокоился: законного повода уволить меня не нашли.
Мы заезжали также к партнеру Шписбергера в ФРГ Дэшляйну (в Bechhofen), где я дал небольшое интервью Роберту Пенсгену, сотруднику журнала МОТОРРАД (я лет 10 учил немецкий язык и в 1987 году закончил двухгодичные курсы английского языка и общались с Пенсгеном на моем суржике этих языков). Оказалось, что тот тестирует мотоцикл «Днепр-11», подготовленный этими дилерами. Журналист жаловался на медлительность мотоцикла (и во время интервью говорил о применении на нем японских карбюраторов). Последнее я выяснил у К.Шписбергера по возвращению в Австрию. Оказалось, что оба эти дилеры устанавливают на мотоциклы КМЗ поршни Субару из Японии и показал этот поршень. А в моторе Субару камера сгорания выполнена в днище поршня и при установке субаровского поршня на мотор КМЗ (камера сгорания в головке, а поршни с вытеснителем), степень сжатия очень малая; естественно, мотор будет тупым и нормально работать не будет. Увы, реакции Шписбергера на это не последовало (в Киев на мой адрес стали приходить журналы МОТОРРАД, из которых я это узнал. Потом). В статье «Кораблекрушение» [MOTORRAD, 11/1993] было написано так. «Четырежды – это было уже слишком. То, что в июле 1991 г. началось как длительный испытательный пробег, закончилось по прошествии 21 месяца езды (и простоя), а также четырех серьезных неполадок в марте 1993 года скромным пробегом 10200 км. Речь идет о мотоцикле с коляской «Днепр» МТ-11 с Украины с заводским дигателем, но японскими поршнями и многими деталями подготовленными к длительному испытанию на Западе. В качестве испытателя и гаранта того, что трудности испытания будут умеренными, был приглашен сотрудник МОТОРРАДа Роберт Пенсген, 73 года. Но уже во время перегона мотоцикла еще с русским номерным знаком из Вены в Швабию с краткосрочным заездом в Адриатику забастовала коробка передач, кубок Германии закончился повреждением коленвала, в поездке по Берлину сломался толкатель. А затем произошло еще одно повреждение двигателя. Положительная сторона: люди на дороге принимали «Днепр» за старый BMW. Они смотрели в основном дружелюбно, как он пыхтит у них под носом со скоростью 80 км/час. Но, кажется, даже это потребовало слишком много от выносливости восточной машины. И произошло то, что должно было произойти: разрыв отношений».
В следующем номере этого журнала, [MOTORRAD, 12/1993], появился очерк «Конструкторская работа на фирме «Днепр». Свобода действий»: «Украинский изготовитель мотоциклов ориентируется на рыночную экономику. Как, об этом рассказывает главный конструктор Антонюк сотруднику МОТОРРАДА Роберту Пенсгену. Сколько мотоциклов делает «Днепр» на заводе в Киеве? И сколько у Вас работающих? – 6000 наших сотрудников выпускает около 100000 машин в год. Вы, конечно. Знаете, что «Днепр» в техническом отношении не на новейшем уровне? – В условиях нашей страны такой техники достаточно. В СССР мотоциклы с коляской не ездят с большой скоростью, они должны быть надежными и грузоподъемными. Намерены ли вы усовершенствовать технически Ваши мотоциклы? – Конечно. Группа наших конструкторов из 16 человек усиленно работают над новыми моделями. До сих пор у нас были связаны руки, все предписывалось сверху: каждую кнопку, трос, винт нужно было получать от определенного изготовителя. Теперь впервые мы получили свободу действия. Каковы Ваши планы на будущее? – Продукцию нужно довести до западного стандарта. Уже сейчас мотоциклы «Днепр» комплектуются для западного рынка японскими поршнями и свечами, а также немецкими подшипниками. Это делает наш немецкий дилер Дэшляйн. Чтобы соответствовать более строгим требованиям к отработавшим газам, мы ставим на мотоциклы карбюраторы постоянного разрежения «Бинг». Как дела с обеспечением запчастями? – Генеральный импортер имеет большой склад запчастей, но и у Дэшляйна запчасти всегда наготове». Я узнал «мое», но «отредактированное» немцами интервью двухгодичной давности.
В Киеве и Москве вышли новые ежемесячные журналы «Сигнал» и «Мото». Сотрудники этих журналов Ю.Колинько и А.Воронцов протестировали мотоциклы КМЗ-8.157-01 «Днепр» и в журналах появились их отзывы, весьма профессиональные и целиком адекватные нашим представлениям об этом мотоцикле.
В соответствии с итогами референдума уполномоченная центральными и республиканскими властями рабочая группа в рамках так называемого ново-огарёвского процесса разработала проект по заключению договора федерации «О Союзе Суверенных Республик», подписание которого назначили на 20 августа. 17 августа в так называемом объекте АБЦ (закрытой гостевой резиденции КГБ) встретились с целью не допустить подписания этого договора развала СССР председатель КГБ В.Крючков, премьер-министр В.Павлов, министр обороны Д.Язов, зам. председателя Совбеса О.Бакланов, секретарь ЦК КПСС О.Шенин и помощник президента М.Горбачова В.Болдин. Они выработали четкий план: с 19 августа в СССР ввести чрезвычайное положение и сформировать ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Для реализации этого плана нужна была подпись М.Горбачева, который отдыхал в Форосе на президентской даче. Они прилетели в Крым, доложили Горбачеву этот план, но его согласия на введение в стране чрезвычайного положения или временной передачи власти вице-президенту Г.Янаеву не получили. Заговорщики велели отключить на президентской даче все виды связи, включая канал, которым обеспечивали управление президентом стратегическими ядерными силами. «В ночь с 18 на 19 августа руководство страны, учитывая отказ Горбачёва участвовать в действиях, вынуждено было создать «Государственный комитет по чрезвычайному положению,- вспоминал генерал армии В.Варенников,- Такого типа государственные структуры в то время имели право создавать два лица: Президент СССР или председатель Кабинета министров СССР. Руководитель Кабинета министров Валентин Павлов взял ответственность на себя, создал комитет и сам вошел в его состав». ГКЧП провозгласил себя органом «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения», решения которого общеобязательны для исполнения на всей территории СССР и объявил, что и.о. президента СССР становится Г.Янаев «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения М.Горбачёвым своих обязанностей Президента СССР». И Г.Янаев говорил, что основной целью создания ГКЧП было «недопущение подписания договора о Союзе Суверенных Государств, который упразднял Союз ССР». ГКЧП опирался на силы КГБ, МВД и МО. Всего в Москву было введено около 4 тыс. военнослужащих, 362 танка, 427 БТР и БМП. Дополнительные части ВДВ, мотострелковые войска и флот были переброшены в окрестности Ленинграда, Таллина, Тбилиси, Риги. ГКЧП поддержали только Азербайджанская и Белорусская ССР. Уже в первый день событий Б.Ельцин, выступая с танка в Москве перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. Спустя несколько дней Б.Ельцин подписал указ о приостановлении, а 6 ноября — о прекращении деятельности КПСС. Руководители РСФСР Б.Ельцин, Р.Хазбулатов и И.Силаев сразу же заняли четкую позицию: это «правый (?, ведь коммунистов), реакционный, антиконституционный мятеж». В обращении «К гражданам России» (19 августа ~ 9 утра) они призвали граждан России дать достойный ответ путчистам. Утром 19 августа В.Варенников, командированный министром обороны Д.Язовым (членом ГКЧП) встретился с Председателем Верховного Совета Украинской ССР Л.Кравчуком и требовал поддержки ГКЧП и выполнения его мер. Л.Кравчук ответил, что соответственно законодательству УССР, введение чрезвычайного положения должно быть объявлено республиканским парламентом. Партфункционеры ЦК КПУ поддержали путчистов. Массовые издания «Радянська Україна», «Робітнича газета», «Сільські вісті»,«Правда Украины» три дня печатали все материалы ГКПЧ и лояльно-пафосно: «страна живет надеждами и тревогами»,- комментировали их. Все политики и партии национал-демократического и националистических лагерей признавали неконстуционными распоряжения ГКЧП, НРУ организовал акцию неповиновения «новым» московским властям, шахтеры Донбасса приняли постановления не признавать ГКЧП, объявили бессрочную политическую забастовку и требовали запрета КПУ (КПСС). Первые решения украинского правительства были пропутчискими. Уже утром первый вице-премьер-министр К.Масик (член ЦК КПУ; премьер-министр В.Фокин) подписал решение Кабинета Министров «О создании временной комиссии для предотвращения чрезвычайных ситуаций», в котором ни одного слова не было сказано об неконституционности ГКЧП, а речь шла о наведении дисциплины, усилении охраны режимных объектов, контроля за деятельностью СМИ и использования копировальной техники (как и требовал ГКЧП). Возглавить эту комиссию поручили Е.Марчуку, государственному министру УССР по вопросам обороны, национальной безопасности, за регионами закрепили «ответственных» министров-комунистов (Ткаченко, Бойко …)
В ночь на 21 августа появились первые (и единственные) жертвы. Никто не стрелял. В подземном транспортном тоннеле на перекрестке Калининского проспекта (Новый Арбат) и ул. Чайковского (Садовое кольцо) при маневрировании БМП погибли трое гражданских. Язов под давлением высших чинов Минобороны приказал вывести войска из Москвы и к 8:00 армия покинула «Белокаменную». 21 августа Президиум Верховного Совета СССР принял постановление, в котором объявил незаконным фактическое отстранение президента СССР от исполнения им его обязанностей и передачи их вице-президенту. В.Павлов уже 20 августа слег с гипертоническим кризом. Самолетом в 14:15 в Крым вылетают остальные члены ГКЧП для переговоров с М.Горбачевым, однако тот отказался их принимать. Г.Янаев подписал указ, в котором ГКЧП огласили распущенным, а все его решения недействительными.
22 августа М.Горбачев прилетел из комфортабельного плена в Москву и уволил В.Павлова с должности главы правительства. В больницу к нему приставили охрану, а 29 августа переместили в «Матросскую тишину». Уже в январе 1993 года В.Павлов вышел на свободу, а еще через год его реабилитировали. После всех этих событий В.Павлов возглавлял коммерческий банк, был сотрудником ряда экономических институтов и заместителем председателя ВЭО (Вольного экономического общества). Не бедствовал. Своих не сдают – никого из членов ГКЧП не судили (уже в РФ). В соавторстве с Б.Олийныком и Н.Рыжковым В.Павлов написал книгу «ИУДА. Анатомия предательства Горбачева», в котором описано их видение причин развала СССР и роль в этом процессе М.Горбачева. Умер В.Павлов 30 марта 2003 года в городе своего рождения – в Москве. Похоронили его 2 апреля (в «Павлов день»). Книга эта была издана в 2010 году. В ней В.Павлов свидетельствует как на самом деле развивались события в августе 1991 года: "это был тщательно спланированный путч именно М.Горбачева, а члены ГКЧП оказались жертвами этого опытного политического интригана, предавшего СССР за «тридцать сребреников».
20 августа Верховный Совет Эстонии принял постановление «О государственной независимости Эстонии». 6 сентября независимость Эстонии, Латвии и Литвы признал «официально» неконституционный Госсовет СССР.
20 ноября в ОГК принесли приказ №666 от 20.11.91 «О грубых нарушениях хозяйственной деятельности в подразделениях ОГК и наказании виновных». Выдержки из него:
«При проверке отделом режима деятельности подразделений ОГК выявлено ряд нарушений учета материальных ценностей, использование заводских площадей и оборудования для личных нужд, отсутствие контроля за использованием рабочего времени сотрудников и др… Работа двух высококвалифицированных рабочих, числящихся за цехом №39 токаря и слесаря и прикомандированных к лаборатории спортивных мотоциклов должным образом не учитывается, в результате чего данные работники выполняют работы не связанные с подготовкой производства мотоциклов. Установлено их участие в изготовлении партии опытных образцов коленвала для кооператива «Мотоиндустрия-сервис».
Начальник КБ двигателей ОГК Шипота Ф.И. и инженер-конструктор ОГК Радулевич В.В. разработали без согласования с руководством завода вышеуказанный коленчатый вал к двигателю для кооператива «Мотоиндустрия-сервис» Вместе с тем конструкция серийного двигателя имеет ряд существенных недостатков, а серьезных предложений по улучшению данной конструкции со стороны ОГК не имеется. В процессе проверки лаборатории спортивных мотоциклов установлено факт поставки за границу фирме «Крадимпекс» 4-х двигателей, экспериментальные рычажную вилку и бензобак производства цеха №39 по документации ОГК. Поставку вышеуказанных мотодеталей осуществил кооператив «Мотоиндустрия-сервис». Из-за отсутствия учета изготовленных опытных образцов рычажной вилки и бензобака в ц.№39 установить каким образом вышеуказанные мотодетали попали в распоряжение кооператива не представляется возможным.
В 1991 г. Работники ОГК неоднократно выезжали за границу (Австрия -1 раз, Чехословакия – 2 раза). Так в марте месяце для установления контактов с фирмой «Крадимпекс» в Австрию была организована поездка через ДОСААФ завода группы работников ОГК. (Грищук В.Г., Грузин В.И., Гнидин В.И., Исай А.И., Подлипный М.В.) Вышеуказанные лица совершили данную поездку за счет рабочего времени, кроме т.Грищука В.П., который находился в отпуске (В.Гнидин – «открепленный» председатель комитета ДОСААФ КМЗ, числящийся по штатному описанию конструктором ОГК, В.Грузин, А.Исай и М.Подлипный – активные прорывщики и обладатели многих отгулов, С.А.). Отчеты о результатах данной поездки руководству завода не представлялась.
12.08.91 г. главный конструктор завода Антонюк С.Д. находясь в частной поездке в Австрии по приглашению фирмы «Крадимпекс» нарушив визовый режим, провел с фирмой «Бинг» ФРГ переговоры о поставке карбюраторов фирме «Крадимпекс» не имея на это полномочий завода.
15.11.91 г. при проверке лаборатории дорожных испытаний ОГК в лаборатории обнаружены похищенные из разных цехов мотодетали на сумму 250 руб.
Учитывая вышеизложенное, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Главному инженеру т.Токарю указать за недостаточный контроль за работой подчиненных служб.
2. За отсутствие учета и отчетности по использованию подотчетных материальных ценностец, использование не по назначению оборудования и труда работников инженеру-испытателю Грузину В.И. объявить выговор.
3. За несогласованную с руководством завода разработку коленвала к экспериментальным двигателям для других организаций ведущему инженеру-конструктору ОГК Шипоте Ф.И. объявить выговор.
4. За отсуствие контроля по учету выпускаемой продукции в цехе №39 начальнику цеха №39 т.Звягину В.В. и начальнику участка т.Косинскому Ю.А. объявить выговор.
5. За отсуствие контроля и самоустранение от руководства подчиненными подразделенимя, а также самовольное участие в переговорах от имени завода с иностранной фирмой «Бинг» главному конструктору т.Антонюку объявить выговор.
6. Ввиду сложной хозяйственно-экономической ситуации на заводе и отсутствия на протяжении ряда лет экономической эффективности спортивную лабораторию упразднить…»
Приказ учудил зам.директора по экономическим вопросам В.Червонюк, визировали начальник ОБСС, председатель СТК, главный инженер и кто-то «за начальника» юрбюро. После п.6 распорядительной части приказа у меня пропало желание добиваться в этих инсинуациях справедливости. Пофигизм главного инженера и председателя СТК (совета трудового коллектива) совсем успокоил меня словами из Библии «Не мечите бисер перед свиньями, а то они попрут его ногами и обратятся против Вас».

antoserd

kandid's picture

А ведь с литровыми и 750сс моторами могли бы занять достойную нишу в мире - производство трехколесных мотоциклов, наравне с Ирбитским мотозаводом. Только нужно было организоваться, качественней делать запчасти и применять новые наработки в моторах.

Если конверсия пойдет таким же манером, скоро будем выпускать каменные топоры.(sic!) Леонид Шебаршин и. о председателя КГБ СССР 22 — 23 августа 1991 года


word's picture

С привкусом горечи, короче говоря. Жаль.
Жаль и другие проекты, которые кое-как развивались, кое-как финансировались, и в итоге пришедшие в никуда (русский мотоцикл, сталинец и т.п.).


antoserd's picture

Спасибо за отзывы. Добрые и, наверно, искренние. А жаль почему? Что мы не клепаем как небольшая шарашка из ИМЗ экзотику для "буржуев", а мотоциклы эскортные из-за бугра. Более того, эскортные "трехколесные мотоциклы" делает английская фирма, полагаю, производством не мощнее современного ирбитского. Это же пионербол.
Огорчают меня шутки чертовы: не принимает интернет всего моего текста и по 1990 и по 1991 годах. Что делать?


Dnepr_1186's picture

Ну значит частями надо статьи делать. Одна часть отдельная статья, потом вторая тоже отдельная. Видимо много текста не влазит.
А вообще конечно все интересно. Тогда начинаешь понимать почему получилось именно так а не по другому, как мы сейчас пытаемся представить.
А в это время я все же купил коленвал для литрового двигателя днепро с ходом 88мм, о котором мы спорили влезет или нет. Пока он у меня в картер не вставлялся но в процессе все проверю и если будет интересно поделюсь тем что получается. Пока по прикидкам длины москвичевских гильз не хватает, поршень сильно торчит в нмт из гильзы . Где то на третью свою часть. Поршни ваз 82мм.


antoserd's picture

1991 год, продолжение

1 декабря состоялся Всеукраинский референдум: был вынесен один вопрос: "Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?", и выборы президента Украины. Проголосовало около 32 млн. человек (больше 84 % всех избирателей). 90,32 % из них поддержали акт и уже народным голосованием подтвердили Независимость Украины, 7,58 % были против, а 2,10 % бюллетеней были признаны недействительными. Президентом Украины выбрали Л.Кравчука.
ГКЧП сорвал подписание Союзного договора. Осенью рабочая группа ново-огарёвского процесса подготовила новый проект Союзного договора по созданию «Союза Суверенных Государств» как конфедерации независимых государств, предварительное подписание которого запланировали на 9 декабря. Однако 8 декабря председатель Верховного Совета Белоруссии С.Шушкевич и президенты РСФСР Б.Ельцин и Украины Л.Кравчук, «отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом» заключили Беловежское соглашение о создании СНГ (Содружества Независимых Государств) — межправительственной организации, не имеющей статуса государства. 21 декабря согласно Алма-Атинских соглашений к СНГ присоединились другие союзные республики, а 26 декабря сессия Совета Республик (верхней палаты Верховного Совета СССР, образованной 5 сентября, из которой на тот момент не были отозваны только представители среднеазиатских республик), приняла декларацию № 142-Н О прекращении существования СССР. Президент СССР М.Горбачёв, руководитель КГБ СССР В.Бакатин и, осуществлявший прокурорский надзор, генеральный прокурор СССР Н.Трубин на итоги всесоюзного референдума, Беловежские и Алма-Атинские соглашения (подписанные в нарушении Закона СССР от 03.04.1990 № 1409-I «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР») по сути, никак не реагировали. К концу декабря в результате реформенных изощрений правительства В.Павлова, Перестройка оказалась успешнее, чем «планировали» ее инициаторы: экономическое ускорение не состоялось, коммунистическая идеология окончательно стала банкротом в глазах большинства граждан, СССР сокрушительно проиграл на потребительском фронте: цены выросли в 7,8 раз по сравнению с ценами конца предыдущего года, заработная плата за это же время подросла всего на 20–30% (на КМЗ в 3-4 раза). Готовых патриотов биться за Советский Союз практически не было. Ушлые заняты прихватизацией. Однако М.Горбачева нельзя упрекнуть в персональной заинтерессованности в чьем-либо бизнесе, он сделал возможным свободу личности, реализацию права человека на выбор, открыл дорогу для развития демократической системы правления в новых независимых государствах.
Кроме упомянутых одиночок КМЗ-8.157-01 «Днепр», завод на заказ изготовил 201 мотоцикл МВ-650М1, мотоциклов «Днепр-16» исполнения «экспорт» 383, «экспорт без мотора» 14, 145 мотоциклов «Днепр-11» исполнения «экспорт» и 405 их «экспорт без прицепа», а также выпустил обычных «дорожных» 85737 мотоциклов «Днепр-11» и 13730 «Днепр-16».


Olega's picture

Эхххх.....

New forum topics

User login