Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 1989 год | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 1989 год

1989 год.

Мотоциклы «Днепр-14.9Л», наверно, ГАИ Ленинграда были очень необходимы, серьезных замечаний к опытным образцам за год эксплуатации у заказчика не возникло и ОГК начал изготовление партии их, используя все покуроченные мотоциклы «Днепр 14.9» (помещения для их ответственного хранения у ОГК КМЗ не было), которые сохранились с 1985 года на экспериментальном участке.
Тактика высшего руководства СССР против движения за автономию и независимость республик "инородцев" в годы перестройки, по мнению исследователей этого противостояния, была единая: ничего не делать для профилактики, давать возможность событиям разрастись, затем использовать для их подавления незначительные силы, разжигая страсти, и только потом применять самые жестокие меры – как против виновных в нарушении порядка, так и против безвинных, способствуя тем самым лишь ещё большему обострению ситуации. 4 апреля 1989 в Тбилиси на площади у Дома правительства грузины начали бессрочный митинг с лозунгами: «Долой коммунистический режим!», «Долой русский империализм!», «Долой Советскую власть!», «СССР — тюрьма народов!». Митинг одобрил обращение к президенту и Конгрессу США «признать 25 февраля 1921 года днём оккупации Грузии большевистскими силами России; оказать помощь Грузии для выхода из состава Союза, в том числе путём ввода войск НАТО или ООН». Официальные советские средства массовой информации факты эти скрывали. К ночи с 8 на 9 апреля на митинг собралось около 10 тысяч человек. Митингующие построили на прилегающих улицах баррикады из грузовиков и троллейбусов. Их оцепили внутренними войсками МВД СССР и Советской армией. В 4 часа 9 апреля генерал И. Родионов приказал начать вытеснение митингующих с площади. И для выполнения этой команды военные (грузинская милиция саботировала эту команду и была с народом) против участников митинга применили 73-сантиметровые резиновые палки («демократизаторы»), слезоточивый газ «черёмуха», малые пехотные лопатки и огнестрельное оружие. Результат: гибель 21 человека и травмы у 290 человек, за медицинской помощью в лечебные учреждения обратились около 4000 человек. После разгона демонстрации на улицах Тбилиси был введен комендантский час. «Ночь саперных лопаток» была первой «перестроечной» демонстрацией насилия, несправедливости, подавления стремления к свободе. И лицемерия коммунистов: «руководство СССР в Москве утверждало, что демонстранты напали первыми и солдаты только оборонялись. На первом Съезде народных депутатов (май-июнь) Михаил Горбачёв отказался взять на себя ответственность за развитие событий во время разгона демонстрации и возложил всю вину за жертвы на армию. Через пять месяцев после тбилисских событий «Московские новости» опубликовали фрагмент из интервью генерала Родионова, в котором последний на вопрос, кто отдал команду на использование армии, ответил вопросом: «А если я скажу, что Генеральный секретарь?»
«Отродясь такого не бывало, и опять то же самое» - В.Черномырдин.
[«За рулем». 4/1989. ИЗБРАН ДИРЕКТОРОМ],- «всего два года назад эти слова звучали сенсационно, а первый человек, к которому они относились,- директор РАФа В.Боссерт,- стал настоящем героем года»,- повествует В.Аркуша, спец. корр. журнала и с пафосом описывает новые «реперные точки» этого процесса. «Сегодня подобное сообщение уже не удивляет: принцип выборности руководителей утвержден Законом СССР…В ноябре с почетом проводили на пенсию генерального директора «АвтоВАЗа» Валентина Ивановича Исакова, отдавшему заводу без малого четверть века, и началась подготовка к выборам. Выдвигались кандидатуры, обсуждались в трудовых коллективах, утверждались конкурсной комиссией. Совет Трудового коллектива ВАЗа решил выбирать нового генерального директора из числа работников завода». И им стал…Владимир Каданников, первый заместитель генерального директора. Ведь, «пожалуй наиболее объемлющую программу, или точнее, фронт работ представил Каданников. Он говорил о необходимости укреплять экономику объединения, искоренять затратный поход к ней, быть рачительными хозяевами. Надо готовиться к переходу на вторую, более эффективную модель хозрасчета, шире развивать арендный и коллективный подряд в цехах и службах. Претендент подчеркивал, что назрело перевооружение производств… Бичом ВАЗа стала неритмичность работы: за 11 месяцев 1988 года главные конвейеры простояли 46 часов. Такое отставание (хотя программа года вновь выполнена) не удается ликвидировать без ущерба для качества. Да, смежники виноваты, но многое, сказал Каданников, исправить надо и у себя. Немало накопилось социальных проблем… Не случаен вывод Каданникова, что руководство несколько оторвалось от коллектива, заботы которого перестали напрямую доходить до «верха».
И у автора статьи «все-таки не раз возникало чувство, что словно присутствуешь на выборах директора то ли домостроительного комбината, то ли спортбазы, а может председателя профкома? Острота социальной проблематики приглушала разговор о перспективе развития самого завода, его технической политике, о тех дальних рубежах, дорогу к которым станет прокладывать новый генеральный».
Страна вошла в экономический кризис: быстрый рост цен, нарастающий дефицит потребительских товаров. Повсюду вводили карточную систему: все отпускалось только по талонам с нормой отпуска товаров «в одни руки» и ограничением ассортимента. Систему госрегулирования цен власти сохранили, но разрешили СП и кооперативам самим назначать плату за свою продукцию. Эта политика привела к сказочному обогащению отдельных владельцев СП, кооперативов и накоплению первичного капитала многими из тех, которые мы теперь называем олигархами. Их основная прибыль делалась на получении комплектующих от госпредприятий по низким (госрегулируемым) ценам и продаже товаров и услуг — по свободным (договорным) ценам. Однако доля предприятий новых форм собственности была незначительная, успешных в розничном товарообороте было немного. Уровень жизни подавляющего большинства населения страны падал, росло их недовольство. А лидер КПСС М.Горбачев много говорил о перестройке, переходе к рынку, «социализме с человеческим лицом» и верности идеалам В.Ленина.
Летом в Кишинёве прошли многочисленные демонстрации, на которых звучали лозунги: «Молдова — молдаванам!», «Чемодан — вокзал — Россия». Демонстранты требовали политической и экономической самостоятельности Молдовы, аннулирования последствий германо-советского договора 1939 года, признания за молдавским языком статуса официального языка республики и о возврате его латинской графики. 31 августа при поддержке Народного фронта избрали М.Снегура Председателем Верховного Совета МССР и Верховный Совет провозгласил молдавский официальным языком в «политической, экономической, социальной и культурной сферах», русский язык — языком межнационального общения и приняли закон о возврате латинской графики молдавскому языку.
23 августа около двух миллионов жителей Литвы, Латвии и Эстонии выстроились в одну из самых длинных живых цепей в истории, которая протянулась более чем на 675 километров от Вильнюса до Таллина. Акцию народных фронтов этих республик назвали «Балтийский путь» и приурочили к 50-летию подписания Пакта Молотова-Риббентропа, в результате которого Советский Союз «присоединил» страны Балтии. Участники акции хотели показать миру незаконность действий сталинского СССР, и она стала одним из важных символических этапов движения за их независимость.
8-10 сентября в конференц- зале КПИ (Киевского политехнического института) состоялся Учредительный съезд с участием 1109 делегатов, который формализовал создание общественно-политической организации НРУ (Народний Рух України) за перебудову (рос. Народное движение Украины за перестройку). На съезде приняли Устав и Программу, избрали руководящие органы. Головою НРУ (рос. председателем Движения) стал поэт и общественный деятель Иван Драч, головою Секретариату Руху - Мыхайло Горынь.
Спустя неделю в Черновцах (укр. Чернівцях Чэрнивцях) состоялся первый фестиваль украинской современной песни и популярной музыки «Червона рута». Праздник национальной музыки проходил под бдительным контролем КГБ, милиции и компартии. Впрочем, даже пристальное их внимание не помешало тому, что на этом песенном празднике прозвучал Гимн Украины и люди развернули сине-желтые флаги. И фестиваль «Червона рута» стал не просто культурным событием, он был весомым шагом украинцев в получении независимости Украинского государства.
Украинские диссиденты из Донбасса Олэкса Тыхый, Юрий Лытвын и Васыль Стус умерли в тюрьме. О.Тыхый был похоронен на кладбище «Северное» в Перми, О.Лытвын и В.Стус около Кучина, в селе Борисове, под столбиками с номерами 7 и 9. С целью перезахоронения их в Украине (советские законы не разрешали забирать тела заключенных до окончания срока их заключения) их родные вели продолжительные переговоры с властями, которые, кроме закона, эксгумацию запрещали также из-за «угрозы ухудшения санитарно-эпидемической ситуации», но, в конце концов, разрешение на вывоз тел этих диссидентов на Родину дали. Общественность Украины собрала на перезахоронение деньги. 18 ноября вечером самолет с гробами Тыхого, Лытвына и Стуса приземлился в аэропорте «Борисполь», его встречали со свечами и хоругвями сотни людей. На следующий день в Киеве десятки тысяч людей (от 30 до 100) провели в последний путь погибших в советских тюрьмах «особливо небезпечних рецидивістів» (рос. «особенно опасных рецидивистов») – сказал в выступлении бывший полиззаключенный В.Овсиенко. «Олэкса Тыхый отбыл 17 лет в неволе, Юрко Лытвын – 22, Васыль Стус – 12 год. За что? За слово истины, за правду». В свое время на различные сроки осудили их «за антисоветскую пропаганду и агитацию». Отпели диссидентов в Свято-Покровской церкви на Куреневке. И массовой ходой колонной через центр Киева, с большим количеством желто-синих флагов, хоругвями с украинским гербом-тризубом и большим красно-черным флагом шествовали за гробами участники перезахоронения к Байковому кладбищу. Возглавляли колону два священника: православный и УГКЦ (украинской греко-католической церкви. В Москве делегация епископов и священников этой церкви еще голодала в протест неполучения от М.Горбачева положительного решения на их петицию о восстановлении запрещенной советами в 1946 году их церкви). По ходу колону встречали много людей [https://www.radiosvoboda.org/a/photo-unikalni-photo-stusa-lytvyna-tykhoho/29608417.html]. Важным шагом в восстановлении на территории Украины украинской символики стало использование в перезахоронении очень большого количества таких флагов. До этого дня силовики в столице всячески препятствовали этому.
За этот год мы согласно ГОСТ15.001–73 «Разработка и постановка продукции на производство» выполнили весь комплекс работ по созданию конструкции мотоцикла одиночки КМЗ-8.157 «Днепр» и, после согласования с технологами, КД его упрощенного варианта КМЗ-8.157-01 выдали на подготовку производства. Завод клепал дефицитные для советского потребителя мотоциклы с коляской с не менее 300% превышением розничной цены над себестоимостью, но совершенно малой для него маржой (разницей между ценой оптовой и себестоимостью). Поэтому за последние два года он не смог нарастить мощности подготовки производства, чтобы изготавливать изделия посложнее. Конструктора ОГК (В.Святненко, Й.Эндельман, А.Плечистый), базируясь на опыте совершенствования эскортных одиночек, в этом проекте выполнили минимальные изменения конструкции серийного мотоцикла с коляской КМЗ-8.155 «Днепр-11», но необходимые и достаточные для получения хорошего по управляемости и устойчивости на скоростях свыше 100 км/час мотоцикла-одиночки с более современным экстерьером. Все это было отражено в выданной на подготовку производства конструкторской документации:
- колеса с шинами 3,5 -18;
- маятник подвески заднего колеса установлен в раме на конических подшипниках;
- модернизирована вилка (увеличили вылет переднего колеса – мостик, траверса и щиток переднего колеса измененной конструкции). Жесткий контроль за изготовлением рамы мотоцикла (колеса должны быть в одной плоскости);
- ускоренная главная передача;
- изменены шестерни привода спидометра (другое передаточное число;
- пружины подвесок обоих колес (вилки и амортизаторов) меньшей жесткости;
- справа установлены фонари поворотов;
- седло з защелкой, инструментальный ящик, боковой упор, дуги безопасности, боковые панели, закреплен на раме воздушный насос:
- изготовление как изделие «повышенной отделки» [https://www.youtube.com/watch?v=l1elE1oTUSM].
Предусмотрели конструктора также эксплуатацию этой одиночки с боковым прицепом:
- задний ход в коробке передач не убирали, а только заблокировали
рукоятку его включения (при эксплуатации одиночкой);
- на раме мотоцикла и схеме электрооборудования сохранили присоединительные места бокового прицепа и штеккер для его пучка проводов;
- в инструкции по эксплуатации это оговорили так:
Для эксплуатации с боковым прицепом требуются такие переделки:
- замена пружин вилки и амортизаторов, педали (с уравнителем) и деталей привода тормоза бокового прицепа;
- снятие упора рукоятки включения заднего хода с заменой его шайбой 6 мм;
-шина заднего колеса должна быть под давлением 0,25-0,26 МПа независимо от нагрузки;
- из-за ограниченной нагрузки на шину 3,5-18 эксплуатация с прицепом допустима при общей нагрузке на мотоцикл не более170 кг (как и в одиночке) и установкой колеса бокового прицепа с шиной 3,5-18.
Конструктора КБ перспективных разработок ОГК начали также ОКР (опытно-кострукторские работы по совершенствованию мотоцикла с боковым прицепом (обозначали их КМЗ-8.156) и разработке современной (крутой) одиночке (индекс КМЗ-8.158).
Экспериментальный участок ОГК изготовил и завод сдал заказчику (ГАИ Ленинграда) 20 мотоциклов КМЗ 8.953 «Днепр-14.9Л». От прототипа («Днепр-14.9») он отличался серийным мотором экспортного исполнения (но с электростартером), перьями, пружинами и щитком вилки (конструкции как на «Днепр-14.9М»), проще электрооборудованием и боковым прицепом (конструкции как на «Днепр-14.9М», но с неукороченным кузовом). По просьбе Б.Гавшина мы изготовили для этого ГАИ еще один мотоцикл «Днепр-14.9М» с такими же, как на «Днепр 14.9Л» прицепом и покраской. «После распада СССР в 1993 году энергичный Борис Гавшин предпринял попытки добиться создания нового отечественного мотоцикла для эскортного сопровождения. Его командирский «Днепр 14.9М» отправили в Ирбит, чтобы использовать идеи, заложенные в его конструкцию в качестве эталона»… Но дальнейшего развития эта тема тогда не получила…» [A.Г.Попов. Мотоциклы Почетного эскорта. М.:Горький классик, 2019 г.; 400 с.; ил].
Завод на заказ изготовил 602 мотоцикла МВ-650М1, 241 мотоциклов «Днепр-16», 56 мотоциклов «Днепр-11» исполнения «экспорт» и 30 их штук исполнения «экспорт без прицепа», а также выпустил обычных «дорожных» 99206 мотоциклов «Днепр-11» и 9031 «Днепр-16». Заводчан 6030 человек, за год выпустили они рекордное для КМЗ количество мотоциклов: 109189 штук.

antoserd

Dnepr_1186's picture

залейте еще раз. Может частями надо. Если много


antoserd's picture

Текста много, но пока гораздо меньше предыдущих 10-ти леток. Я всегда заливал небольшими абзацами. Чтобы стало меньше, я текст 1983 - 1992 года прервал и заливал уже с 1989 года. Текст 1989 года прошел, а 1990 год шел до последнего абзаца, когда я его ввел текста не стало, убрал последний абзац - текст не восстановился. Обожду, может кто-то объяснит, что делать. Играться с вводом текста не могу, а ведь нужно сюда вводить и дальше 1991 и др. года.


SHTRLZ_admin's picture

я не могу сказать что могло произойти. никто ничего не удалял.
текст лучше готовить в любом простом текстовом редакторе, а потом сюда вставлять.

видимо какой-то глюк с большим текстом... :(


antoserd's picture

Спасибо, попробую вставить по новому.


antoserd's picture

Уже тут начинает сбрасывать текст: добавляю несколько предложений и все - текст исчезает. Обожду - может черт пошутит, а потом отдаст.


Mr_Vlad's picture

Пожалуйста текст по регулировке Бинг 64 на наших моторах выложите


antoserd's picture

1.MR_VLAD, я вам уже докладывал, какими материалами (артефактами) я располагаю.
2.Ввел абзац один, текст пропал, слава Богу, со второй попытки восстановился. Второй раз повторилось также. Черт еще шутит?


Olega's picture

Жду продолжения.

User login