Очерки по истории Киевского Мотоциклетного Завода (версия конструктора КМЗ). 1. До I953 года | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Очерки по истории Киевского Мотоциклетного Завода (версия конструктора КМЗ). 1. До I953 года

Предисловие

В 1974 году я начал работать на Киевском мотоциклетном заводе и, наверно, в том же году в его библиотеке ознакомился с историей предприятия по «Исторической справке…» (позже узнал имя редактора справки - М.Шахмейстер). Труд этот показался мне агиткой «Эх, хорошо в Стране Советской жить!» и не содержал материалы, опираясь на которые я смог бы узнать причины изменения конструкции мотоциклов (основное, что тогда мне было интересно) и узнать истинных авторов этих изменений. «Страна должна знать своих героев», однако М.Шахмейстер лишь декларировал исторические факты и «определял» героев (или приводил имена назначенных в парткоме этих «достойных»). Например:
-«Коллектив конструкторов совместно с инженерно-техническими работниками цеха №3 т.т.Магделем И.Я., Мазуркевичем Г.Г., Легашовым И.Д. создали конструкцию, удобную и надежную в эксплуатации для людей потерявших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины способность самостоятельно передвигаться», или
-«В результате упорной работы коллектива завода была разработана новая модель мотоцикла К-750».

Мне было не понятно, каким образом (где и когда? – в свободное от работы время?) знакомые М.Шахмейстера работники серийного цеха коробок передач «создавали» конструкцию экипажной части трицикла и почему «конструкция удобная и надежная в эксплуатации», если это изделие вскоре вообще сняли с производства? Или каким боком «упорная работа коллектива завода» может быть связана с разработкой новой модели мотоцикла? Задачи у конструкторов и остальных членов коллектива завода совершенно разные!
Поэтому у меня М.Шахмейстер как «летописец» доверия не вызвал.
Уже в ХХІ веке в интернете появляются истории Киевского мотозавода, например:
1) История Киевского Мотоциклетного Завода,
2) История мотоциклов - КМЗ "Днепр" или
3) Жизнь и смерть КМЗ, - откровенные компиляции «Исторической справки…» М.Шахмейстера и сочинений-хотелок новых «летописцев». В Википедии по истории КМЗ я не увидел абзацев текста с достоверными, по моему мнению, данными.
Я не пропагандист и не намерен «сказку делать былью», потому предлагаю Вам, Оппозитчики, очерки иной версии истории Киевского мотозавода.

История (др.-греч. ἱστορία[⇨] добывание знаний, узнавание, установление, расспрашивание)—наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий
Википедия

Чоловікам не варто знати про наслідки, їм достатньо причин.
Коли їм, зрештою, дається все, вони наповнюють його нічим.
Коли вони говорять про спільне, вони мають на увазі своє.
З ними краще не говорити про те, що буде, щоби не втратити те, що є.
С. Жадан

1. До 1953 года

Сыре́ц (по укр. Сирець Сырэць) — река (ручей у современном городе Киев), правая притока бывшей речки Почайны, {в ней в 988 году князь Володымэр крестил русинов (жителей Руси) [https://www.youtube.com/watch?v=Krukda07w80&list=UU_EZFh69W_TH9X8iphGVw_g&index=15&fbclid=IwAR1bKxYVf--AlJyoTqNAndf9eXakUVkUDVrXUz6fSOAFM5ehTYdnW84jzng]}, которая течет через несколько районов города и в настоящее время впадает в систему озер, образовавшихся в бывшей заплаве этой реки из-за работ по намыву территории жилого массива Оболонь (бассейн Днепра). Она дала название Сырец местности, застроенной вдоль этой речки хуторами и мельницами. Сырец вошел в границы города Киев в 1799 году. С 40-х годов ХІХ столетия на Сырце располагались летние военные лагеря: были сооружены легкие жилые строения (казармы), деревянная дивизионная церковь, оборудовано учебное поле, плацы, аэродром, на котором 9 сентября 1913 года военный летчик Российской империи П.Нестеров выполнил "мертвую петлю" на французском самолете «Ньепор IV» (фр. Nieuport) с мотором мощностью 70 л.с. До второй половины 1941 года Сырецкие лагеря оставались в распоряжении военных: здесь был полигон, располагались бронетанковые части и, в частности, была 8-я автобронетанковая ремонтная база.

1885 год.

Немецкий инженер Готлиб Даймлер изобрел мотоцикл, запатентовал его как «керосиновая повозка для верховой езды Даймлера» (нем. Daimler Petroleum Reitwagen), вместе с сыном Адольфом и коллегой Вильгельмом Майбахом изготовили и протестировали его первый опытный образец.
Два молодых человека — Йоганн Баптист Винклхофер и Рихард Адольф Йенике, основали в городе Хэмниц (по нем. Chemnitz ˈkʰɛmnɪt͡s, происходит из верхнелужицкого языка Kamjenica, укр. Кам'яниця Камьяныця, Федеральная земля Саксония) фирму «Winklhofer & Jaenicke — Chemnitzer Velociped-Depot» для продажи и обслуживания велосипедов.

1987 год.

Компаньоны спроектировали велосипед собственной конструкции и уже в январе переименовали компанию в «Chemnitzer Veloziped-Fabrik Winklhofer & Jaenicke» и стали продавать велосипеды под маркой «Wanderer» (рос. «Путник, путешественник»).

1894 год.

Фирма получает кредит на сумму 1 млн марок, покупает земельный участок в городке Шёнау на Кёнигзиэ (нем. Schönau am Königssee, республика Бавария), где строит завод со складскими территориями и преобразовывается в акционерное общество «Wanderer Fahrradwerke vorm. Winklhofer & Jaenicke A.G.», которое выпускает уже не сотни, а тысячи велосипедов в год.

1898 год.

Фирма организовывает производство фрезерных станков для точной обработки деталей из-за некачественных комплектующих изделий велосипедов подрядников.

1902 год.

Компания начинает производить мотовелосипеды: устанавливает на велосипеды моторы рабочим объемом 200 см3 мощностью 1,5 л.с.,- а еще через 2 года организовала выпуск печатных машинок.

1905 год.

Начали работы по созданию автомобиля и только в 1912 году определились с его конструкцией и серийным производством.

1908 год.

Фирма снова изменяет название на «Wanderer — Werke vorm. Winklhofer & Jaenicke AG». Хотя основатели фирмы уже ранее оставили предприятие, их имена все одно были вписаны в название и фирма начала производство мотоциклов.

1929 год.

В промышленности Германии кризис. Вандэрэр-завод:
- отказался от мотоциклетного производства и весь мотоциклетний отдел продал другой немецкой фирме — NSU;
- продал лицензию на производство последней модели мотоцикла и оборудование Франтишеку Янечеку из Праги, который основал в Чехии фирму Jawa, и название это результат сочетания двух слов Jаnecek - Wаnderer;
- не останавливал станочное производство, ибо его станки массово покупал СССР;
- не останавливал и производства велосипедов, мотовелосипедов и автомобилей.

1932 год.

Компания, как и фирмы Audi, DKW и Horch, вошла в состав концерна Auto Union AG, однако запускает в серию под маркой Wаnderer мотовелосипед с мотором фирмы JLO рабочим объемом 80 см3 и в 1933 году автомобили с современными кузовами, шестицилиндровыми моторами и независимой подвеской передних колес.

1933 год.

В марте Рейхстаг Веймарской республики принял Закон о ликвидации бедствия народа и государства (нем. Gesetz zur Behebung der Not von Volk und Reich) и глава партии национал-социалистов (нем. Nationalsozialismus), сокращенно нацистов (нем. Nazismus) А.Гитлер, назначенный президентом П.фон Гинденбургом пару месяцев до этого премьер-министром (нем. Kanzler), активировал процесс восстановления справедливости международного порядка, сформированного после Первой мировой войны, в котором царили Великобритания и Франция.

1934 год.

Мотовелосипед, модель «Wanderer 1Sport» [https://ru.wikipedia.org/wiki/Wanderer_1Sp], начали комплектовать моторами с рабочим объемом 98 см3 фирм «JLO» и «Fichtel und Sachs».
2 августа президент Веймарской республики умер и А.Гитлер сконцентрировал всю полноту власти в своих руках: занял его место и ввел новую высшую государственную должность – «вождь и премьер-министр» (нем. Führer и Reichskanzler). И все свои действия направил на пересмотр Версальского договора, восстановление гегемонии "Великой Германии" - (нем. Drittes Reich, "Третья империя") в Европе и создание промышленного потенциала, позволяющего стране вести длительную войну. Производство мотовелосипедов Вандерер сворачивает; предприятие производит изделия, деньги за которые платит Вермахт (нем. Wehrmacht [veːɐ̯maxt] – «вооруженные силы» от Wehr «оружие, оборона, сопротивление» + Macht «сила, мощь, власть, влияние, войско» – вооруженные силы) Третьей империи, потому что они нужны непосредственно для новой войны: штабные авто, печатные машинки...

1941 год.

22 июня Вермахт вступил на территорию СССР. Весть об этом стало шоком для правления страны советов: генсека ВКП(б) и председателя Совнаркома (с 6 мая) Сталина и членов Политбюро,- а также армейского руководства. РККА (Рабоче-крестьянская красная армия) к обороне страны оказалось совсем не готовой. Боев не было, армии, бросив технику, сдавались в плен или рассыпались лесами и полями. Командиры и замполиты убегали первыми. Вермахт наступал невероятно успешно и очень быстрыми темпами с первого дня войны захватывал все новые и новые участки территории СССР.
Поэтому 30 июня общим постановлением Президиума ВС СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б) создали чрезвычайный орган управления под названием ГКО (Государственный комитет обороны) в составе Председателя И.Сталина, его заместителя В Молотова и 3 членов: Л.Берии, К.А. Ворошилова и Г.Маленкова,- которому предоставили всю полноту военной, политической и хозяйственной власти. Любой документ ГКО имел силу закона, указания ГКО были обязательны для каждого советского, хозяйственного, партийного, комсомольского или военного органа, а также для всех жителей СССР.
3 июля ГКО СССР постановлением объявил «тактику выжженной земли»: всем советским гражданам при отступлении РККА власти велели выжигать оккупированные территории. Партийный актив и «нужных» вывозили в тыл организованно, другим (десятки миллионов жителей) велено покидать оккупанту разоренную территорию и добираться на восток своим ходом.
Войска Юго-Западного фронта (командующий М.Кирпонос, всего 44 дивизии) отступали с западной Украины к «старой» границе СССР, стремясь занять брошенные год назад укрепрайоны (так называемую линию Сталина по «старой», к сентябрю 1939 года, границе СССР) и организовать крепкую оборону. Против них действовала немецкая группа армий «Юг» (командующий Э. фон Клейст, всего 40 дивизий): 7-8 июля танки противника при поддержке пехоты вклинились в оборону советских войск, захватили г.Бердичев, г.Житомир и 11 июля вышли к реке Ирпень (15-20 км к западу от Киева). Началась Киевская оборонительная операция. Уже в конце июня власти мобилизовали даже школьников Киева на сооружение КиУР (Киевского укрепрайона). В итоге: привели в порядок бывшие бункеры, на 2-х линиях обороны вырыли более 50 км окопов и противотанковых рвов, соорудили более сотни деревянно-земляных укреплений.
Личный состав и оборудование 8-й автобронетанковой ремонтной базы нужны, их эвакуировали в тыл: сначала в Харьков, затем в Казань и в ноябре этого же года рембаза была переформатирована в БТРЗ (бронетанковый ремонтный завод) №8. В ночь на 15 сентября Вермахт в районе Лохвицы запер кольцо окружения РККА. Инженерная часть 37 армии (командир и начальник гарнизона КиУР А.Власов), диверсионная группа из Москвы (командир В.Карташов), четвертая дивизия НКВД (народного комиссариата внутренних дел) СССР по охране железобетонных сооружений (командир Ф.Мажирин) «во исполнение тактики выжженной земли» успели заменять в центре Киева исторические памятники, административные и жилые дома и 17 сентября Ставка разрешила («В период отступления Красной Армии нигде и никогда никаких документов и приказов он не публиковал за своей подписью. Ставка или Генштаб - безликая была подпись, но не Сталин! Совершенно другим стало положение потом, когда мы начали наступать. На каждом документе красовалась подпись Сталина. За отступление он, как говорится, не нес ответственности, а вот успехи, разгром врага - это его заслуга» [Никита Сергеевич Хрущев. Воспоминания. Книга 1. – М.:Информационно-издательская компания «Московские новости», 1999],- оставить Киев. Последними, обеспечив подрыв всех существующих мостов через Днепр, покинули Киев подразделения 4-й дивизии НКВД СССР. 23 сентября 56-й полк дивизии удерживал переправу через реку Трубеж до окончания движения через нее частей 37-й армии и в результате боя был практически полностью уничтожен.
Приказ Ставки А.Власов выполнил: на основе гарнизона Киевского укрепленного района до 8 августа сформировал 37 армию, «удерживал Киев до последнего (битв на улицах Киева не было. С.А.),- и сам (с ППЖ- походно-полевой женою, - Агнесой Подмазенко и группою бойцов. С.А.), преодолев пешком около 500 км, вышел из окружения, прорвался и вышел к своим под Курск» [https://www.5.ua/ru/obshchestvo/spasytel-moskvi -y-liubymchyk-stalyna-pochemu-sovetskoho-henerala-andreia-vlasova-vse-taky-kaznyly-po-prykazu-vozhdia-193869.html].
Результат управления Киевской оборонной операцией ГКО из Москвы стал катастрофой Юго-Западного фронта: погибли его командующий генерал-полковник Кирпонос и многие командиры, политработники и другие бойцы. Вермахт пленил до 665 000 советских солдат. Но трагическая оборона Киева задержала на 71-й день продвижения Вермахта на восток, на Левобережную Украину и Донбасс, что позволило эвакуировать в тыл много людей, предприятий, ценного имущества и выиграть время для мобилизации сил. Героическая оборона Киева в значительной степени способствовала срыву блицкрига немцев, она, осеннее бездорожье и необычно ранние морозы Подмосковья в том году способствовали спасению столицы СССР от немецкой оккупации.
19 сентября немцы вошли в Киев и уже 24 сентября начались взрывы на Крещатике (руководились дистанционно радиоактивными устройствами): здания взрывались минами без уведомления: многие жители города и расквартированные там немецкие офицеры погибли. Позже, 3 ноября, таким же взрывом был разрушен Успенский собор Печерской лавры (старинное здание Руси, 1078 год), но, скорее всего: "минировали коммунисты, взорвали нацисты. Успенский собор пал жертвой обоих тоталитарных режимов». В самом деле:
- «…большевики 1926 года превратили Лавру во Всеукраинский музейный городок – здесь было 15 музеев, архивные фонды, библиотеки со старинными раритетами, реставрационная мастерская…
- … 3 ноября не было жертв с германской стороны (в отличие от Крещатика в сентябре). Уже в 16.00, зная, что больше взрывов не будет, оккупанты сняли усиленный режим охраны и открыли доступ на территорию Лавры... не стоит возиться, меньше хлопот будет, когда все взлетит в воздух",- решили нацисты [https://www. bbc.com/ukrainian/blogs/2016/11/161103_tsalyk_uspensky_cathedral_sk].
Расположенное на Сырце недалеко от 8-й автобронетанковой рембазы урочище Бабий Яр было у советской власти одним из мест утилизации тысяч человек «врагов народа», убитого голодом украинского населения в Киеве и окрестностях, организованным ею в 1932—1933 годах. Разгневанные нацисты уже 27 сентября начали использовать Бабий Яр для уничтожения недолюдей (нем. Untermenschen): расстреляли 752 пациента психбольницы им. И. Павлова, расположенной непосредственно у Яра, напечатали и развесили в городе печально известные листовки жирным шрифтом на русском, меньшим - украинском, мелким - немецком языках: "Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра…" И за два дня 29 и 30 сентября немцы в Бабьем Яру расстреляли почти 34 000 евреев.

1942 год.

Массовые расстрелы в Бабьем Яру «жидобольшевиков» и, вообще, «врагов Третьего рейха»: военнопленных РККА, моряков Днепровского отряда Пинской военной флотилии, цыган, подпольщиков советских и ОУН, украинцев-заложников из гражданского населения… продолжались в течение всего периода оккупации. И для этого немцы на месте Сырецкого советского военного лагеря (близ Бабьего Яра) организовали концлагерь.

1943 год.

В начале ноября (к празднику Великого Октября) РККА выбила из Киева Вермахт, в конце этого года БТРЗ №8 реэвакуировали с работниками и оборудованием в сохраненные в Киеве корпуса и гаражи 8-й автобронетанковой ремонтной базы.

1945 год.

Закончилась Вторая мировая война, страны-победители Германию поделили на 4 оккупационные зоны; в зоне войск СССР было создано Управление СВАГ (советской военной администрации в Германии). Главная задача деятельности СВАГа состояла в предоставлении практической помощи представительствам отраслевых комисариатов и ведомств СССР в ознакомлении с достижениями немецкой науки и техники для прагматического использования. 21 сентября вышло Постановление СНК (совета народних комисаров) СССР №2485-6520, а 26 был издан приказ наркома среднего машиностроения СССР №362/с об создании с 1 декабря Киевского мотоциклетного завода и, таким образом, последняя дата является официальной его «создания»; первым директором КМЗ был П.Терехов.
О.Курыхин, ведущий научный сотрудник Политехнического музея, в статье «Легкий послевоенный» в журнале [Техника — молодежи, 01/99] приводит свою версию об этом периоде истории КМЗ: «В качестве прототипа будущего киевского мотоцикла выбрали тот самый «Quick». Его техническую и технологическую документацию переработали в Серпухове специалисты ВКБ (Ведущее конструкторское бюро), двигатели же в первые три года выпуска поставлял германский завод «Sachs». В декабре радостного для нашей Родины 1945 г. изготовили головные 10 машин, с которых, собственно и началось киевское мотоциклостроение. Их назвали «Киевлянин», а в технических документах обозначали К1Б — киевский, первая модель, второй (т.е. «Б») вариант».
А ветеран Киевского мотозавода П.Мантула об этом периоде расказывал так: «Наркомату среднего машиностроения было поручено перебазировать завод из Германии, который выпускал малолитражные мотоциклы. В Германию была направлена группа из 10 советских специалистов разных организаций: Ц.К.Б. (центрального конструкторского бюро) г.Серпухова, Ирбитского и Горьковского мотоциклетных заводов и Госплана УССР. Когда представители прибыли на завод, то выяснилось, что завод «Вандер Верке» в г. Хемница изготавливал всего 10% деталей и узлов малолитражного мотоцикла. Основные же узлы и детали получал по кооперации и оказалось, что некоторые из этих фирм прекратили свое существование, а некоторые были расположены в других зонах» (оккупационных, С.А.).
Управление СВАГ для перебазирования в г. Киев производства «Вандер Верке» этого «малолитражного мотоцикла» Wanderer 1Sp в г. Хэмниц из двух сотен местных специалистов мотоциклетного производства создало организацию для проектирования и изготовления отсутствующего оборудования, оснастки и розместило заказы на его изготовление почти 50 немецкими фирмами советской оккупационной зоны. П.Мантула пишет «Требушной А.И. с сентября 1943 г. работал начальником производства Ирбитского мотозавода. В 1945 году был командирован с группой из 6 человек в Германию на бывший завод «Вандер Верке», где ему была поручена организация демонтажа и доукомплектовки завода малолитражных мотоциклов и отправки всего комплекта в г. Киев на территорию ликвидированного к этому времени Киевского Бронетанкового ремонтного завода №8 Наркомата обороны. Всего было упаковано и отгружено 295 вагонов». В Киев, сообщил П.Мантуло, «кроме оборудования - 1055 единиц,- был отправлен комплект режущего и мерительного инструмента, материалы и полуфабрикаты, отдельные готовые детали и узлы, инструментальные стали, в основном высоколегированные..., после получения всего оборудования и оснащения серийный выпуск мотоциклов начали через девять месяцев в сентябре 1946 г. Завод начал выпускать мотоциклы под индексом К1Б…»
Производство Германии уже до войны было «широко кооперированое». И потому Управление СВАГ создало проектные организации из немецких инженеров, которые только в 1946 году смогли предоставить действенную помощь наркомату среднего машиностроения по разработке и передаче в СССР проектов двух мотоциклетных заводов: Московского и Киевского,- и взыскание с Германии репарации в выражении их Вандэрэр-завода (для Киева).

1946 год.

Фактически созданный из небольшого (394 работника) БТРЗ-а №8 КМЗ (Киевский мотоциклетный завод, 648 работников), собрал из немецких агрегатов, узлов и деталей конструкции Wanderer 1Sport (рос «Путешественник») [http://www.dyr4ik.ru/forum/viewtopic.php?t=89] 100 мотовелосипедов К1Б «Киевлянин». В СССР был строгий учет населения, любителей путешествовать «не уважали», все жители городов были «прописаны» к ним и это фиксировали в паспортах, жителям сел и деревень паспортов не выдавали, людей без прописки на роботу в городах не принимали, тунеядцев арестовывали, обычных (заурядных) граждан за границу не выпускали, состоятельные ездили на "киевлянах", "москвичах", "запорожцях"…

Мотовелосипед (мопед) К1Б «Киевлянин». (По предложению шведов на
международной выставке 1953 г. веломототехники IFMA такой вид двухколесного транспорта стали называть «Moped»-ом от сочетания слов «Motor» и «Pedal»).

«Первое время,- свидетельствует П.Мантуло,- завод делал только отдельные крепежные и штампованные детали, а остальные узлы и детали: [http://kievlyanink1b.narod.ru/], [http://mopedmuseum.ru/history/kmz-k1b/, сборки агрегатов и узлов, названные аматорами чертежами, см. http://mopedmuseum.ru/wp-content/uploads/2016/10/cat-k1b.pdf],- использовали из числа привезенных из Германии».
Минавтотракторопром (новое руководство КМЗ) своим приказом поставил перед конструкторами КМЗ и работниками его экспериментального цеха задание на базе мотовелосипеда К1Б «Киевлянин» спроектировать и изготовить для испытаний опытный образец механизированного экипажа для инвалидов войны с ампутированными или поврежденными конечностями и до конца года этот образец, изготовленный в порядке объявленного всеукраинского конкурса на лучшую конструкцию, предоставить на межведомственные испытания.
Прототипов таких машин не было, их никто не производил, знаний и опыта создания таких изделий конструктора не имели. Кроме того, машину нужно было создать в очень сжатые сроки, она должна удовлетворить потребности инвалидов и для быстрого освоения соответствовать технологической базе изготовителя. Это была первая ОКР (опытно-конструкторская робота) на КМЗ. И конструкторы: М.Поздняков (главный), С.Комарницкий, О.Ломаченко, М.Неймарк,- технолог Й.Рабинович и работники экспериментального цеха (мастер Ю.Мазуркевич) с этим заданием справились. Прежде всего были разработаны и согласованы с Министерствами социального обеспечения УССР и РСФСР ТУ (технические условия) на проектирования первого трицикла (от греч. τρι- «три-» и ϰύϰλος «круг», трехколесного транспортного средства с расположением одного колеса впереди и двух, симметричных переднему, сзади) КМЗ. Проектировать опытный образец начали летом, в сентябре вже сделали макет, увидели недостатки этой конструкции, перепроектировали и изготовили опытные трициклы. Всесторонние испытания этих образцов с участием представителей Министерств социального обеспечения УССР и РСФСР, Ц.К.Б (центрального конструкторского бюро) Главмотовелопрома Минавтотракторпрома и калек безногих войны показали, что компоновка трицикла и его общая конструктивная схема определены правильно, но испытания выявили много существенных конструктивных и технологических недостатков. Для их устранения конструктора усовершенствовали модель трицикла К1В существенными изменениями конструкции всех оригинальных от модели К1Б агрегатов и узлов.

1947 год.

До лета испытания 3-х образцов модели К1В пробегом каждой 3000 км закончили и, по их результатами, конструкторы КД (конструкторскую документацию) откорректировали и выдали на подготовку производства. И в этом же году КМЗ изготовил уже серийных 144 трицикла К1В [https://www.youtube.com/watch?v=vNutEuY9WsM], 2844 мотовелосипедов или мопедов К1Б и на базе последних по небольшой партии модификации мотоциклов (c кик-cтартером и без велопривода заднего колеса) c рабочим объемом мотора до 100 см3 для соревнований по пересеченной местности К1Б-К, [http://mopedmuseum.ru/history/kmz-k1b-k/], и на шоссе, К1Б-С [http://mopedmuseum.ru/history/kmz-k1bs/], с повышенной степенью сжатия и питанием метанолом для увеличения мощности. Коллектив завода увеличился до 986 человек.

Трицикл К1В

1948 год.

Первые годы КМЗ свои изделия собирал на стеллажах. Завод развивался, росли его производственные мощности, начали строить литейный цех. Отдел главного механика изготовил ленточный конвеер длиной 12 м и сборку уже выполняли в 2 смены. Силовые агрегаты привозили из Австрии. Производственный отдел комплектовал узлы и детали для обеспечения суточного графика выпуска мотовелосипедов и трициклов, сбочный цех получал их через склад только на смену. Учет был относительно точным, кража деталей была небольшой. Технология изготовления деталей была на низком уровне. Литье имело отклонения по геометрии, было много брака. Трубы были деформированые и ржавые. Резьбу на деталях изготовляли поштучно нешлифованными метчиками или плашками. Поэтому был большой брак при сборке колес. «Штампованные» детали трицикла К1В жестянщики выбивали молотками по отметкам штамповки. Для подготовки производства КМЗ в помещении гаража, где находились станки рембазы, организовали инструментальный цех. Оборудование в основном мелкое, станки невелики, нужных производству: резьбошлифовальных, зубошлифовальных и иного специального оборудования,- не было. Цех не мог изготавливать нужный инструмент и оборудование и, в основном, выполнял небольшие ремонты и изготавливал несложный режущий инструмент из простых углеродистых сталей. Инструментальный цех невелик: около 50 работников,- подготовка производства изделий К1Б и К1В была на совсем низком уровне, завод работал, в основном, на инструменте, привезенном из Германии и Киевский мотозавод получил прозвище «Мотькина фабрика».
На КМЗ создают мотокоманду под руководством тренера П.Вшевкова, спортсмены которой соревнуются на заводских изделиях на мотокроссах и линейно-шоссейных гонках. Мотозаводцев стало 1289 человек, выпустили: модели К1Б - 4592 штуки, К1В - 2021 штуку.

1949 год.

Во исполнение приказа Министра автопрома №151 от 21 марта приказом главного управления по мостостроению был расформирован Горьковський мотоциклетный завод, который с 1942 года производил мотоциклы М‒72 для основного заказчика: РККА. Вероятно, за 4 мирных года производство таких мотоциклов двумя заводами: Горьковским (ГМЗ) и Ирбитским (ИМЗ),- укомплектовало армию и правительство решило перепрофилировать ГМЗ, а оборудование для производства военных мотоциклов М-72, основных (серийных) и инструментального цехов,- технологическую оснастку, конструкторскую документацию и другие документы,- передать в Киев, на КМЗ. Однако, при расформировании ГМЗ часть уникального оборудования: станки «Глисон» для нарезки и шевингования зубчатых колес конической пары главной передачи, копировально‒фрезерный «Келлер», расточной «СИЛ», оборудование лабораторное, штампы крупногабаритные, штампы на кузов прицепа, оснастку на бензобак и щитки колес мотоцикла и прицепа,- отправили в Ирбит. Отдел кадров Главка распределил работников ГМЗ на три предприятия в городах Ирбит, Киев и Серпухов.
Изделия КМЗ, особенно трицикл К1В, при эксплуатации в условиях СССР, зарекомендовал себя утлой машиной со слабеньким мотором и весьма ограниченным ресурсом: пробег трицикла до капитального ремонта не превышал 6-7 тысяч километров. Он с трудом преодолевал скользкие подъемы обычной для СССР незаасфальтированной «дороги». Нередко он не мог преодолеть подъем и, в этом случае, руководство по эксплуатации рекомендовало водителю загружать единственное ведущее (левое) колесо, переместившись на сидении влево и крутить ручные «педали». Мотоколяска К1В не была популярной: КМЗ их производил за год всего пару тысяч штук, - и фронтовики это изделие называли «Спасибо Гитлеру».
Калек в стране было миллионы и «…перед празднованием 70-летия юбилея Сталина, в СССР были расстреляны фронтовики, инвалиды Второй мировой войны. Часть их расстреляли, часть увезли на далекие острова Севера и в глухие углы Сибири» [http://khpg.org/1368537165].
К концу года КМЗ уже смог сам изготавливать серийно практически все детали и узлы мопеда К1Б и трицикла К1В (освоение производства мотора на КМЗ началось в 1947 году, передней и задней втулок колес в 1948 году). Восстановленный мопед см. [https://www.youtube.com/watch?v=tDdRe6KGcTs], штат завода 1295 работников, КМЗ выпустил мопедов К1Б - 5305 штук, трициклов К1В - 1973 штуки.

1950 год.

Конструкторы ОГК на базе серийного мопеда К1Б спроектировали малолитражный (тот же 98 см3 рабочий объем мотора) мотоцикл К1Д, [http://mopedmuseum.ru/history/kmz-k1d/], (без педалей, с кик-стартером), почти в 1,5 раза мощнее (3,3 л.с) мотором и экспериментальный цех изготовил их 2 штуки.

Мотоцикл К1Д (опытный образец)

На КМЗ появилось новое оборудование, организовали цех централизованного раскроя металла, выросли коллектив мотозаводцев и программа выпуска мопедов и трициклов. Cпециалисты из Горького прибыли в Киев с семьями и начали подготовку производства мотоциклов М-72. Мотозаводцев уже 1635 человек, выпуск 8949 мопедов К1Б и 3579 штук трициклов К1В.

1951 год.

Киевский мотозавод изготовил 7275 мопедов К1Б и перестал их производить, его цехи моторный и коробок передач производили силовые агрегаты сверх годового «плана» отдельно от производства трициклов. Называли это «переходным запасом». Завод удвоил выпуск трициклов К1В (собрал 7114 штук).


На конвейере КМЗ последний мопед К1Б. Декабрь 1951 года.

1952 год.

Конструкторы на базе мопеда К1Б и силового агрегата мотоцикла DKW RT125 (М1А «Минск» - обозначение в CCCР) [https://av.by/news/index.php?event=View&news_id=41639] создали грузовой трицикл К1Г, [http://mopedmuseum.ru/history/kmz-k1g//]. Сфера применения последнего – перевозка легких грузов в городской торговой сети и межцеховые перевозки, изготовили их 10 штук.

Трицикл К1Г (опытный образец)

Ц.К.Б. Серпухова для потребителей-инвалидов войны создало кабриолет-трицикл (мотоколяску С-1Л) с таким же силовым агрегатом DKW RT125 (М1А «Москва» - первое обозначение в СССР) и брезентовой крышей и на Серпуховском мотоциклетном заводе «началось массовое производство новинки»: «за шесть лет было собрано около 19 тысяч мотоколясок в разных модификациях» [https://wroom.ru/cars/smz/s1l]. Приказом Министра автотракторной промышленности СССР №494 от 12 июля 1951 года производство мотоцикла М1А (DKW RT125) передано из Москвы в Минск, на велозавод (ММВЗ, позже «Мотовело»), мотоцикл переименовали на «Минск».
В двух цехах КМЗ (№2 и №3) оборудование для изготовления агрегатов мопеда К1Б демонтировали и на освобожденной площади установили привезенные из Горького станки и оборудование для производства силового агрегата: мотора (включая и сцепление) и коробки передач,- мотоцикла М-72. И в ІV квартале Киевский мотозавод по кооперации с Ирбитским мотозаводом изготовил силовые агрегаты

и собрал первые 500 штук мотоциклов М-72

Мотоцикл М-72 (восстановленный см. https://www.youtube.com/watch?v=e-H_pWHI_ds).
На Киевском мотозаводе уже 1900 работников и он еще выпустил трициклов К1В в количестве сделанного «переходного запаса» агрегатов – 5002 шт. Всего завод произвел серийно за 1946-1951 года 29065 штук (почти 30000, цифра красивее и запомнить ее легче) мопедов К1Б и за 1947-1952 года 19833 трициклов К1В. На чемпионатах СССР по линейно- шоссейным и кроссовым соревнованиях на мотоциклах класса до 100 см3 первые и вторые места заняли спортсмены КМЗ, соответственно, В.Рудык и З.Гербачинский, М.Брышев и О.Романчук на изделиях завода.

antoserd
kandid's picture

Интересно почитать продолжение.

Sergo88's picture

Спасибо! Обязательно необходимо продолжение!

Dnepr_1186's picture

Спасибо. Ждём продолжения. И почему всякие статьи про переходники на пз30 на главной, а интересная историческая статья нет? Чисто случайно на неё наткнулся

SHTRLZ_admin's picture

спасибо! подправил ссылки.

antoserd's picture

здравствуйте и спасибо

Olega's picture

Интересно конечно. Но уже всё 'просрали'. Эххх....

antoserd's picture

Такую версию истории КМЗ я предложил вам только несколько дней назад, а вы пишете "все просрали". Я убежден, что истинная история поучительна (опыт), а мифы - это инструмент создания манкурта. Согласен, мою версию истории КМЗ профессионал-историк откорректирует, но я искренне пишу так, как думаю.

Mr_Vlad's picture

Особо интересна история именно про М-72, ибо оппозит-с

HDrider's picture

В юности наблюдал два экземпляра К1В. Даже бак и передняя вилка с какой то мелочевкой лежали долго и рама от сгоревшей, но дед вывезти сказал на помойку с которой я и притащил ее)!
Недавно на просторах инета нашел фото Днипро-трицикла, думал в какую тему добавить фото, решил не постить новой и добавить сюда. Надеюсь, автор темы не будет против! Фоток много детальных, если нужно выложу все. Может было уже.




antoserd's picture

Mr_Vlad, о М-72 и не только скоро будет;
HDRIDER, спасибо, и о трицикле этом будет, но гораздо позже, М-72 это 1953 год, а трицикл - 1993 год. Материала много, я буду подавать его 10-тилетиями (и так даже очерки большие получаются).

HDrider's picture

Понял! Мешать картинками не буду тогда!)

Roman_shvbsk's picture

Большое спасибо автору за исследование и сохранение истории завода, это очень важно и нужно, и многим будет интересно и полезно. Но в тексте проскальзывает определенная идеологическая окраска - тут и однобокая оценка "выжженной земли после РККА", и утверждение, что до немцев в Бабьем Яру якобы коммунисты "утилизацией врагов народа" занимались. Не вступая в политические дискуссии (на данном сайте запрещено администрацией), все же должен сказать, что режет глаз, и думаю не одному мне. Может, автор сочтёт целесообразным убрать из текста подобные идеологически окрашенные моменты? От этого данное исследование бы только выиграло, на мой взгляд. Я со всем возможным уважением к автору, если что.

Aleksandr Suslikov's picture

Поддерживаю.

antoserd's picture

ROMAN_SHVBSK и ALEKSANDR SUSLIKOV, судить нужно, я думаю по фактам, а не идеологической окраске.
Я в начале очерков представился, что я профессиональный инженер-конструктор, не пропагандист и, поскольку я и не профессиональный историк, то предлагаю свои очерки (полухудожественное-полудокументальное повествование) о прошлом мотозавода в городе Киеве (даже только районе ближайшего территориального окружения КМЗ). Я с позиции конструктора (и только) пробую установить последовательности событий, описываю или напоминаю реальные факты и пытаюсь сделать объективные, мне кажется, выводы о причинах только описаных событий. И это все. Я буду бдагодарен Вашей критике только по сути (фактам, а не идеологии) моего исследования.

Dnepr_1186's picture

Здравствуйте. В сети появились фото якобы заводского двигателя эскорт с генератором на кв. Так ли это? Или это колхоз?


antoserd's picture

Здравствуйте! Колхоз ли - не знаю, но на Киевском мотозаводе во времена СССР такого
никто и никогда не делал, тем более для эскорта.

Dnepr_1186's picture

Понял. Спасибо. Почему то так и казалось

antoserd's picture

Правильно "казалось".

User login