Мой Великий гон, 2018. Часть II. Экскурсия в прошлое. Вотчина Деда Мороза.
Это путевые заметки Президента МК Урал Николая Дона о его зимнем путешествии в рамках Великого Гона, что был в начале января этого года.
Сам автор не присутствует на этом форуме, но с его согласия я выкладываю материал, сохраняя обращение от первого лица.
Оригинал находится на нашем клубном сайте, http://uralmotoclub.ru .
Начало http://oppozit.ru/article101678.html
Мой Великий гон, 2018. Часть II. Экскурсия в прошлое. Вотчина Деда Мороза
.
ЭКСКУРСИЯ В ПРОШЛОЕ
Всю дорогу в Мыслец погрузился в воспоминания. Как много всего было.
Проезжая через переезд, поймал мысль о том, что здесь никого из моих не осталось.
Магазин был огромный из больших брёвен, всегда много людей. Сейчас халупа.
От былого ничего не осталось.
Заборов много, половина из сотен домов исчезла. Из оставшихся, штук 10 жилые.
Некоторые большие улицы перестали быть даже тропами.
Леший поворачивает влево. Там был клуб, где каждую пятницу, мы, отрывая ганки от забора, лупили друг друга наотмашь, ломая носы и разрывая уши. Особенно, когда приезжали шумерлинские. Теперь пустырь.
Леший мчит дальше вдоль железки, и я вспоминаю кладбище. Погорячился с тем, что никого не осталось. Там дед. Не интересно, выберусь ли из сугроба? Интересно, найду ли могилу?
Мы с братьями на кладбище бывали часто, один раз на спор, я ночевал там напичканный страхами о «чёрной руке» и «красной мантии». Могила была почти в центре. Высокая синяя ограда, металлическая пирамида со звездой на вершине, маленький стол и карликовая скамья, сосна внутри и рыжики.
Памятника нет, но и сомнений в том, что могила та, тоже нет.
Размышляя, услышал грохот и гудок поезда. Здесь они всегда казались более величественными и громкими, чем в других местах. Звук словно выкинул меня в прошлое. Достал термос и покурил с дедом, хотя он никогда не курил.
Выйдя из кладбища, понял, что потерял ключ. Зашибись, думаю, замок теперь колупать в сугробе.
«Дед, где ключ то?». А ключ висит на решётке багажника. Повезло.
У нас было два дома (свой и казенный) и ещё два: дом бабы Нюры (ветеран ВОВ, партизан, родная сестра Бабуси) и дом- бабы Раи, это бабка Лехи, среднего двоюродного брата.
Казённый и дом бабы Нюры стояли в одном ряду, а Нюрин примыкал к вокзалу, который был всегда открыт и служил нам перевалочной базой в наших важных детских делах. Теперь там тоже пустырь. Нет вокзала, нет подстанции напичканной сложной аппаратурой с огромным количеством огоньков и схем, нет даже пирона, который был из бетона размером 6 на 150 метров. Думаю, всё это разрушено аварией 1996 года. Не вижу смысла сносить каменные сооружения.
От частного дома тоже ничего. И, страшного соседа тоже нет. Он выходил только один раз в неделю до магазина, и мы всегда его поджидали, чтобы рассмотреть странного человека в костюме, фетровой шляпе и тростью. У нас были отличные яблоки и вишни, но его четырёхметровый железный забор всегда манил. Свалить было труднее, чем забраться и наши задницы помнят его трость и зловещий смех.
Дом бабы Раи жив, возможно там летом даже кто-то появляется. Он стоит на Андриановом пруду и занимает значительную часть берега. На этом пруду вечером очень плотно усаживались деревенские ловить карася. Безногий сосед выгонял нас, обосновывая тем, что у нас и так много места. Мы злились и обстреливали его клетку от ряски из рогаток, пугая карасей. Это самый дальний от аварии пруд в границах деревни, и, в нем никто не купался из-за ряски. Но, на берегу сегодня, двадцать лет спустя после аварии стоит таблица с запретом на купание.
Определённо, катастрофа выбила большую развивающуюся деревню. Большой и активный транспортный узел не далеко от районного центра. У людей не было особых оснований уезжать оттуда.
Выехал обратно на станцию и снова гудок. Уж не знаю, кому они гудят. Наверное, просто привлекают внимание возможных зевак. Товарняк на полном ходу начал свой проезд. Не удержался, и погнал за ним по дороге вдоль железной дороги. И, опять выбросило в прошлое, а он, вновь и вновь гудел, словно спрашивая и подзадоривая: давай, давай, ты помнишь?
Это те самые ощущения, когда мы с Лёхой бегали по крышам вагонов товарного поезда. Состав тронулся, и мы не успели спрыгнуть. Ощущение ничтожности, свободы и непревосходимого величия какой-то Силы, которая может стереть тебя в порошок, но по какой-то причине она снисходительна к тебе сейчас.
Мы тогда уехали в Казань прямо на крыше товарного поезда, машинист которого об этом не подозревал. Мне было восемь, Лёхе всего шесть лет. Когда милиция нас отловила, то по фамилии сразу поняли куда и кому отправить. Бабку Просковью Алексеевну, ветерана войны и труда, знали все.
Хорошо, что я свернул в Мыслец сейчас.
Что-то оторвалось и освободило.
Словно что-то сказало: ты не можешь вернуть прошлое, этого не надо делать. Ты можешь приоткрыть дверь, но всё что там видно— это исчезнувшие города, посёлки, дома и люди.
Всё это было для того, чтобы ты получил свой Факт.
Твой Факт- это то, что ты сейчас, там где ты сейчас находишься.
Всё было только для этого одного единственного Факта.
Поэтому, всё твоё прошлое происходит с тобой прямо сейчас.
Я не суеверный и не набожный и культивирую только веру в личную силу. Всегда восхищаюсь тем, как красиво Сила всё раскладывает. Красиво и всегда своевременно.
Пока ехал в Мыслец, накрылись дорогой, виброустойчивый и защищённый термометр и зимний мотонавигатор, словно в подтверждение ничтожности выбора направлений и учета разных там измерений, в том числе, времени.
Поездка в Мыслец стала кристаллом всего путешествия.
Это вольное отступление от маршрута в 500 километров сгладило все грани достаточно жёсткого испытания. Это тот случай, который показывает, что действительно не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
На обратном пути, жаль в темноте, встретился с Антоном в Свеяжске.
Место впечатляющее и стоит заехать туда отдельно. Тем более, что трасса Москва — Казань весьма часто используемая. Познакомились и поболтали о мотоциклах, отдельно об Уралах, о путешествиях… Пожелали друг другу удачи, и я отправился в Зеленодольск на ночёвку перед стартом в Великий Устюг.
Мелкого три дня учили называть меня не бабой, а кокой. В итоге теперь называет «баба кока». Тоже хорошо. Вообще, чем больше названий, тем ярче жизнь. Проверено. Главное, чтоб я понимал, что ко мне обращаются.
На этот момент я уже проделал 2000 км, достигнув экватора маршрута.
Оставалось примерно столько же до Питера через Устюг.
Так повелось, что на пробег стартовал почти в ночь. Ночной трафик меньше и, соответственно, влажности тоже. Достаточно и того, что поднимает на одежду с дороги, обильно политой неизвестным химическим составом, мотоцикл. Ранее, ни в одной зимней экспедиции столько грязи не видывал.
Пачкались только в Ленинградской области и Московском регионах. Сейчас поливают всю Россию как минимум до Казани. Местные утверждают, что всегда так было, но видимо нам везло. Грязь, химия и влажность с дороги реально де-мотивируют и делают зимнюю поездку каким-то страшным сражением с искусственно созданной стихией.
ВЕЛИКИЙ УСТЮГ
Из Зеленодольска выехал примерно в 16 часов.
Впереди 700 километров с хвостиком. Не так уж и много для волнения.
Но, с другой стороны, дорога вела на Север, через Нижегородскую и Ярославскую области, летние воспоминания о которых ещё свежи. Когда мы с Мирычем их мотоклуба HoSt катались в Киров и отсутствие дорог поотрывало нам руки по самый пояс, а мотоциклы чудом не развалились на части.
Кроме этого, прогноз показывал минус 15 где то уже на полпути к Устюгу, а до этого полпути опять болото. Где-то начиная от Йошкар Олы, дорога стала сухой, не политой, но весьма дикошарой. Света нет вообще. На протяжении всего перегона около 500 километров три или четыре населённых пункта с фонарями, остальное кромешная тьма.
На гололёде появились наледи, а как только въехал в Нижегородскую область, появились и выбоины. Впрочем, гребёнка позволяла безболезненно ехать 70-80 километров в час.
Ночка оказалась очень сильной почти с полным комплектом всех зимних вызовов: дождь со снегом, гололёд с наледью и выбоинами, снеговал и снеговал с сильным ветром. Хорошо хоть густой лес не дал образоваться перемётам, риск образования которых был очень высок.
Примерно через час после начала снегопада, я уже ехал по нормальному сугробику в 5-10 см на федеральной трассе. С часу ночи до пяти утра я не увидел ни одной попутной и встречной машины. Где-то вначале шестого пронеслись во встречном направлении два эвакуатора и всё. Этот перегон был очень схож со вторым днём нашей экспедиции «Поход Силы». Мест для обогрева и АЗС почти нет и все, что я заметил, как и тогда пролетел мимо, так как чувствовал себя нормально.
Пару дозаправок из канистры прямо на трассе и где в двухстах километрах от Великого Устюга я сильно переохладился. Придавила температура -16 и через некоторое время стал отсыхать палец на правой ноге. Это процесс я контролировал примерно час до того момента, когда резко перестал чувствовать всю правую стопу.
Навигатор уже около 150 км был вне сети и невозможно было спрогнозировать ближайшее кафе или АЗС. В итоге они оказались уже в самом Устюге. Вариантов нет, остановился и сделал кросс где то в один километр. Нога отошла быстро. Долил топлива и сделал ещё одну пробежку, вовремя которой на дорогу вышел лось и встал между мной и мотоциклом.
Я застыл в мысли: «интересно, и долго ты там намерен стоять?».
Вопрос может и смешной, но весьма актуальный, т.к. мне необходимо двигаться, чтобы не замёрзнуть и желательно интенсивно. А ещё лучше, мне бы уже ехать, т.к. согрелся. Двигаться в сторону лося я не заболел. А двигаться в противоположную неразумно, как и от любого другого зверя. Вдруг у него тоже Гон и он решит догнать и согрешить меня? Тем временем, лось двинул в лес и освободил проход к мотоциклу. Я достал фонарь и убедился, что он не хитрит и не притаился в сугробе.
Через километров семьдесят нога снова отсушилась и я снова бегал. Трафик тем временем оживился и стало светлее и менее напряжённо. В Великий Устюг я ввалился в приличном переохлаждении и залетел в первое же здание с открытыми дверями. Это оказалась столовая большой гостиницы, в которой я провёл часа два.
За это время поел, отогрелся и подсушился, а также нашёл и забронировал местечко в отличном гостевом доме на Сахарова 55 (на всякий случай оставлю телефон, т.к. рекомендую +7 (900) 536-81-32, очень радушные хозяева и стараются помочь во всём. Много комнат, тёплый бокс, если необходимо).
В этой же столовой произошла ещё одна встреча с человеком, с которым познакомился ровно два года назад в ходе возвращения с экспедиции на Нордкап под Петрозаводском. Мир не так уж и велик.
Добравшись до гостинки сразу бросил кости и проснувшись через три-четыре часа обнаружил на улице уже минус 25 градусов. По плану было прохватить по Устюгу, смотаться на Вотчину Деда Мороза, сделать с ним сэлфи, а утром валить в Питер.
Надо признать, с инжектором в такую температуру я управляюсь с трудом, особенно без электропуска. Холостого не хватает размолоть загустевшее масло, а снова проявившаяся «блоха» в штекере проводки отсушила тот самый электропуск. Это был плохо уложившийся контакт, который я по весне крепил, но видимо он опять раскачался. На морозе в косу лезть, только хуже сделать. Провода лопаются.
В общем грел, пинал, свечи выкручивал и тоже грел, пока не подошёл таксист, который предложил на галстук. Завёлся сразу.
К деду Морозу опоздал, но по городу прохватил. А после, хозяева гостиницы предложили мне место в тёплом боксе, где я поправил проводку и нашёл электропуск, обнаружил отсутствие задних колодок, в т.ч. запасных. В общем дальше задними тормозами я не пользовался, ну а передними только для полной остановки. Это ещё и потому, что узнаете дальше.
Великий Устюг – древний русский городок, который располагается в 450 километрах к северо-востоку от Вологды на берегу Сухоны. Эпитет «Великий» город получил за свою роль в истории и торговое значение. Небольшой, невысокий, очень компактный город с добрыми людьми с множеством церквей. Здесь находится уникальный золотой иконостас, доступ к которому зимой закрыт.
Где то в конце девяностых годов прошлого века, тогдашним губернатором Вологодской области и мэром Москвы, Великий Устюг был провозглашён Вотчиной Деда Мороза. Амбициозный и на первый взгляд провальный проект на удивление вырос и развился практически в девственном лесу без коммуникаций. Этот проект дал значительный приток туристов и рабочие места в связи с этим, значительно подняв городскую экономику.
На следующий день встретились с парнями из местного мотоклуба Wild Wind MC.
Отлично пообщались, съели шашлык, прохватили по городу, заскочили на Вотчину Деда Мороза, нашли мешок с подарками, сперли его и попробовали склеить бабу Ягу.
Алексей Григорьев большой поклонник и активный пользователь Урала. «Искатал» их много. Его боевой конь в безупречном порядке. Заочно мы давно знакомы, как говорится, лайкаем фото в сетях, и вот, наконец встретились в Реале, чем и ценны поездки и путешествия.
Wild Wind MC намерены участвовать в следующем Великом гоне. Но, самое главное, кроме всех мероприятий, оргами которых они являются, ими решено возродить и зимнее на Вологодской земле. Вообще отмечается, что зимняя мототема развивается в геометрической прогрессии. Это очень радует и я желаю им успеха.
Wild Wind MC (Дикий Ветер) является членом ассоциации URMC. Ещё известная, как ассоциация 10 МС. В её состав могут войти не более десяти МС клубов. Члены ассоциации скреплены конкретными и сформированными обязательствами и ответственностью, что принципиально отличает её от многих мне известных объединений мотоклубов на «птичьих» правилах. Члены URMC осуществляют значимые и масштабные предприятия.
Например, мотоклуб Hawks MС (Ястребы), г. Киров, делает всем известный фест «Взлётная полоса». На прошлом я был. Обычно на фестах к сценам не подхожу, а на взлетке не отходил от неё. Ребята не скупятся на рок-группы и их уровень. Hawks МС принимали на Вятке нашу зимнюю экспедицию Поход Силы.
Или мотоклуб Black Bears MC (Чёрные Медведи) славятся известным зимним нормативом «Медвежья Миля», ну и конечно, культовым экспедиционным мероприятием «Медведь Шатун». Это очень веселая и состязательная тема, у которой тысячи поклонников. Со всей Руси они тащат свои мотоциклы, а некоторые едут своим ходом для того, чтобы убить их на Медведе шатуне, и за год восстановить к следующему. Насколько я помню, Шатун происходит где-то в начале декабрей и кстати, следующий, наверное, уже юбилейный 15-й и надо бы его не прохлопать.
Отлично пообщались и закончили где-то в четыре дня. Спать не хотелось, и я начал потихоньку собираться на финишную прямую. Оставалась одна тысяча с копейками до УралГаража в Питере. И этот пробег был, пожалуй, самым ярким, т.к. в нём я и стал пробовать свой предел.
начало http://oppozit.ru/article101678.html
Третья часть http://oppozit.ru/article102266.html
Первая часть как-то не зацепила, а вот второй зачитался.
Спасибо за репост статьи здесь на сайте.
Штирлиц, когда появится кнопка одобрения?!
Пост отличный, ждем продолжения.
Дон молодец. Одному в ночи дубасить, это стоит. Про передвижение на моте в тумане реагента и думать не хочу( мотивация должна быть железной. Ну и сломал - починил тоже нормально, если вывез. Привет ему!)
Дядя Леша в 2007 ездил на Сноу Догз. Так он жилет с подогревом сделал из подогревалок сидений в авто.