Гидротолкатели на Днепр и надеюсь что на Урал тоже
на сайте:
мар-20
нахождение:
Санкт-Петербург
|
|
26-12-20 20:25
|
|
Данная запись не является моей личной, была стянута с украинского форума из гугл кэша, изначально опубликовано moto.kiev.ua/forum/?trid=tuning/142772081550 автор foldmar Хотелось бы подобную реализацию на Урал с помощью 2х секционного маслонасоса.. Да не хорошо, перепечатывать, но доступа нормального нет, автору желаю творческих успехов и выражаю от себя лично большое спасибо за проделанный труд |
|
Идея установки ГК на свой Днепр в принципе иногда посещала меня в недолгие минуты, когда нечего было поковырять в мотоцикле, но как-то всегда я от нее успешно отмахивался. Но это только до поры до времени, ведь качество КМЗ-шных толкателей оставляет желать лучшего (чему есть куча подтверждений в том числе и на этом форуме). Вот и у меня с моими толкателями получалось как в том анекдоте – то акула глухая, то свисток без дырки; то есть толкатели то выжирались быстрее положенного от работы по распредвалу (РВ), а часто и вместе с распредвалом, то выкрашивались по рабочей плоскости прилегания к РВ. В первом случае были сырые, во втором – перекаленные. Решить проблему хотелось радикально, желательно с применением авто-технологий, т.к. в нормальных авто и качество как правило нормальное.
Пока курил данный форум и тырнет вцелом в поисках оптимального донора ГК, чисто случайно у приятеля в гараже обнаружил полведра ГК от Shevrolet Lumina apv, причем в довольно неплохом состоянии, и с которыми он не прочь был расстаться. Все бы ничего, но смущало наличие ролика. С одной стороны, это охрененный плюс – ведь трение качения намного меньше трения скольжения, а значит и износ пары ГК-РВ будет меньше, и двигателю маленько легче будет крутиться. И с другой стороны – везде в литературе встречаются пугающие фразы о том, что такие ГК нельзя применять с обычными РВ. Но ведь много пишется и о том, что ГК вообще нельзя применять с обычными РВ… а на Днепрах вроде как работает достойно.
Например, у Хрулева читаем: "Некоторые фирмы выпускают модификации двигателей с гидротолкатепями и без них. Распределительные валы этих модификаций невзаимозаменяемые. Вал, работающий с гидротолкателями, имеет более "узкие" кулачки, и при работе с "простыми" толкателями двигатель потеряет мощность на режимах средних и больших нагрузок. Напротив, "простой" распределительный вал при работе с гидравлическими толкателями обеспечивает расширение фаз, что ухудшает параметры двигателя на пониженных частотах вращения."
В общем, решил попробовать, что из этого получится.
На фото ГК Shevrolet Lumina apv. Диаметр 21,4, масса — 120 г без масла. По длине — на 3 мм длиннее родного, если сжать полностью (ход плунжера 6 мм)
В разобранном виде ГК Shevrolet Lumina apv. Диаметр 21,4, масса — 120 г без масла
Проблемы, которые предстояло решить:
1. Подвести масло к толкателям.
2. Развернуть отверстие под толкатель с подразбитого диаметра 20 до 21,4 мм. (плюс зазор 0,02)
3. Придумать упоры, чтоб ГК не вращался.
4. Подать РВ чуть вперед.
5. Укоротить штанги.
6. Заменить клапанные пружины.
Вроде ничего сложного… но лучше по порядку:
1. В нелегкой борьбе по обеспечению ГК маслом под давлением очень выручила медная трубка, дрель с длинными сверлами, фиксатор резьбы и несколько вечеров в гараже. Способ решения проблемы, естественно, не единственно возможный, ведь трубки можно развести куда угодно. Просто мне не нравятся куча торчащих трубочек, которыми можно лихо зацепиться где-нибудь за ветку в лесу…
2. Вручную побоялся разворачивать отверстия в картере под толкатели, поэтому заказал эту работу в координатке.
3. Рассматривал несколько вариантов, от наплавления аргоном стенок до хитрой план-шайбы сразу на два ГК. Но не хотелось портить картер (его номер таки в документах), поэтому заказал и план-шайбочки, которые должны не давать вращаться ГК. Днепр и тут преподнес сюрприз, ведь выборки под резиночки (куда планировалось установить шайбочки) сцуко несоосно отверстиям под толкатели… Чему несказанно рад был мастер-координатчик, который больше месяца рожал мне эти шайбочки.
4. Заниматься распредом только после того, как мы убедились в ровности обратной стороны кулачка, иначе система с ГК адекватно работать не будет! Подать РВ надо для того, что нам уже не нужно вращение толкателя при работе, ведь ролик должен четко катиться по кулачку РВ. И желательно, чтоб плоскости прилегания обоих максимально совпадали. Для этого в токарке снял около 2 – 2,5 мм, чтоб глубже одеть передний подшипник (со стороны шестерни). Нужно добиться, чтоб когда мы смотрим в отверстие толкателя, кулачек РВ был строго по центру.
5. Надо укоротить примерно на 3-5 мм; самое сложное тут – снять "каленые" наконечники. При попытке снять их плоскогубцами, следы от последних навсегда отпечатались на колпачках… Пришлось хорошенько прогревать и через кожаную полоску сдергивать; оказалось, что они были посажены на какой-то состав, типа краски или шпатлевки, держалось мертво. Обратно насадил на красный фиксатор резьбы.
6. С клапанными пружинами особых проблем не возникло, ну разве что пришлось потратить немного время и средств, дабы обнаружить, что копеечные пружины слабоваты для этих ГК (начинали греметь после 3000 об/мин), поэтому были внедрены восьмерочные. Ставил все магазинное, как пружинки, так и тарелочки с сухариками. Направляющие давно юзаю вазовские; сухарики пришлось маленько подправить бор-машинкой.
Что получилось в итоге:
из мудрой книги – "В отличие от обычных схем с ручной регулировкой зазора гидротолкатепи обеспечивают непрерывный контакт с кулачком. С одной стороны, это снижает нагрузки и шум, а с другой — способствует износу толкателя. Контакт толкателя по тыльной стороне кулачка происходит по узкой линии. Усилие контакта, определяемое пружиной плунжера и давлением масла, невелико, однако за счет очень малой площади контакта удельное давление оказывается довольно высоким. В результате износа на поверхности толкателя достаточно быстро появляется характерная канавка. Уменьшение износа в этом месте дают конструкции, где контакт с кулачком идет через ролик".
То есть ролик – это круто! Но если плоский толкатель работает по некоторой плоскости своего торца, то ролик соприкасается с кулачком РВ в точке. То есть, получается, что у нас маленько позже открывается клапан и соответственно чуть раньше закрывается; по-русски – идет сужение фаз газораспределения. А мы ведь уже смирились с использованием ГК даже не смотря на то, что он расширяет фазы при работе с простым распредвалом на пониженных частотах работы двигателя. Возможно получится фокус, что сужение фаз от ролика в какой-то мере компенсируется расширением от работы ГК в целом.
Но теория – это конечно хорошо, а что же практика?
Когда собрал двигатель, завелся он с 5-7 пинка, что весьма порадовало (зазоры в ГК делал примерно по 1 мм). Но работал только левый цилиндр, а правый только периодически попердывал в выхлопную. Поигравшись с настройками зажигания, карбом и свечками, в итоге снял головки, чтоб заменить клапанные пружинки на восьмерочные. При вскрытии обнаружилось, что ГК впускного клапана толком и не набрал масла.
Когда поменял пружинки, ситуация заметно изменилась. Теперь уже работали оба цилиндра, хотя правый таки периодически уходил в отказ. После танцев с бубном и ключами вокруг мотоцикла, таки удалось обеспечить его более-менее нормальную работу. На скорую руку был сделан пробный заезд по гаражам – приятно порадовал подхват с низов! Да и работа двигателя немного изменилась: пропал цокот клапанов, раскручивается как-то мягче, что-ли. Хоть оно ведь довольно непросто объективно оценить результаты своей работы, особенно если у тебя самый лучший в мире Днепр :)
Сейчас идет проверка в бою этих чудо-толкателей, но одно могу сказать сразу – как по мне, оно того стоит! Практика покажет, сколько и как они проездят (к сожалению, времени на доводку и покатушки пока нету). Успокаивает еще и факт, что всегда можно вернутся к обычным ГК; отверстие 21,4 – довольно ходовое.
Поделюсь свежими наблюдениями по своим ГК:
— после того, как мот постоял в гараже месяц зимой, попытался его завести — получилось не так просто. Завелся примерно с 7-10 пинка, и то сперва один цилиндр, потом помаленьку, с периодическими попердываниями, включился в работу и второй. Цокотать перестали после примерно минуты на холостых. Температура за бортом была около плюс 3 (может 5) градусов. Обратил внимание, что стрелка манометра уходила в 4 кг уже после второго пинка по кикстартеру (на незаведенном моторе). То есть с обычным маслонасосом наверное вообще грустно было бы заводить… (установлен увеличенный)
— еще раз убедился, что греться мотор стал быстрее и сильнее, чем раньше. Наконец-то оправдала себя моя бредовая затея с установкой радиатора на охлаждение масла.
— были легкие опасения, что в холодную погоду ГК будут сильно долго набирать масло и цокотать. В литературе не раз встречал, что ролики не любят ударов; но особой разницы в работе ГК на холодном(густом) масле и на горячем не заметил.
Идея, конечно, интересная. Но, как все новшества, чтобы воплотить самостоятельно нужна хорошая производственная база, что недоступно многим. Либо найдется мастер, который доведёт технологию до практического внедрения и будет выполнять работы на заказ. Например, Злой Айболит?
Завод Поршень тоже тестируют Толкатели с роликами, но они пока забили на оппозиты сейчас у них в приоритете 2-тактники.
Уже оттестировали давно, и можно даже заказать только в комплекте с роторным насосом и другой передней крышкой.
С уважением, Махонин Алексей
Топикстартер, на Днепре на холодную было 4 кг/см2 в маслосистеме после второго кика, и то цокот прекратился только после минуты.
Какое давление в контуре гидрокомпенсаторов ты собираешься обеспечить на Урале?
(и если не менее 4 кг/см2, то как ты его собираешься обеспечивать?)
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Если что автор указан в первом посте и скорее его нет на данном ресурсе..
Для урала виделся увеличенный поддон, маслонасос либо днепровский либо тюнингованный, которых сейчас вроде выбор есть (пора отдельно не исследовал), но понятно, что не со штатным...
Я понял, что автор не ты, но вопрос именно к тебе, если ты собираешься внедрять конструкцию на Урал.
Потому что даже на Днепре штатный насос, приводящийся от ГРМ, и имеющий передаточное 1,67, обеспечивает давление, не очень достаточное для быстрого наполнения компенсаторов.
На Урале же насос имеет передаточное 4,00, и даже если ты поставишь туда днепровский насос с отдельной магистралью на питание гидрокомпенсаторов, то рекомендовал бы сначала померить давление в этой самой магистрали и подумать, как ещё можно поднять давление, если его не будет хватать для нормальной их работы.
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Насколько я помню, гидрикам не столько давление, сколько банально подача масла нужна. Двухконтурного уралячьего насоса должно хватить. Главное, провести прямые магистрали к самим ГК. На днепромото эта тема обсуждалась тыщу раз.
А вот это вопрос довольно-таки дискуссионный, ИМХО. Если на автомобилях стук компенсаторов исчезает за несколько секунд (до 10), то тут - около минуты.
Возможно, это связано с особенностями расположения ГК. Если на автомобилях они стоят вертикально и полость вокруг них быстро заполняется маслом, которое ГК набирает и достигает максимального линейного размера, то в наших моторах ГК стоят горизонтально, и нужно либо принудительно надавить в них масла, либо сразу же после старта обеспечить заполнение их полостей маслом доверху.
Принудительно надавить, ИМХО, не очень получится, т.к. в этом случае надо либо городить новый корпус толкателя с отверстиями для подачи и слива масла, либо смириться с маслом, фонтанирующим из-под резинок штанг и поступающим под давлением в полость клапанной крышки и, соответственно, прущим оттуда во все щели.
Заполнить доверху - вариант, но тоже надо думать за полость под штангами, куда масло будет вытекать из полости ГК, и далее - через кожухи штанг к клапанам, не давая наполняться гидрокомпенсатору, что, ИМХО, и произошло с автором, и ГК стучали, пока не заполнились маслом до минимального объёма, при котором ГК мог удерживать линейные размеры.
Ну и плюс когда распредвал работает по ролику, а не по круглому плоскому толкателю, фазы ГРМ несколько сужаются. Было бы круто их замерить на ролике и сравнить с эталонными.
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Если ГК будет в полости наполненной маслом, то масляные каналы есть смысл перенести на верх, чтобы масло не сливалось..
Ну или попробовать развести масло на голову и на ГК, но как-то маловероятно
На урале 24 зуба на шестерне ГРМ коленвала, 48 зубов на шестерне ГРМ распредвала - распредвал вращается в 2 раза медленнее коленвала что и должно быть. Далее 12 зубов на ведущей шестерне маслонасоса напрессованной на распредвал и 24 зуба на на ведомой шестерне маслонасоса(грибок), в 2 раза увеличивает обороты распредвала. Итого маслонасос на урале крутится ровно с такой же скоростью что и коленвал. Получается что суммарное передаточное отношение 1.
Почти правильно.
За исключением того, что
- 24 зуба на ведущей шестерне ГРМ (коленвал) и 48 зубьев на ведомой (распредвал) - это зубчатая передача с отношением 2.
- 12 зубьев на ведущей шестерне (распредвал) и 24 зуба на ведомой шестерне (штанга маслонасоса) - это зубчатая передача с отношением 2.
2*2 = 4. Итого на 1 оборот маслонасоса приходится 4 оборота коленвала.
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Еще раз, соображаем логически без всякой математики. Первая пара шестерен(коленвал-распредвал) ровно в 2 раза замедляет вращение. Вторая пара шестерен (12 зубов ведущая и 24 зуба ведомая) ровно в 2 раза увеличивает вращение. Итого общее передаточное отношение = 1. 1 оборот коленвала = 1 оборот маслонасоса.
Теперь с математикой. 48/24=2 12/24=0.5 2*0.5=1 или так (48/24)*(12/24)=1
Давай попробуем ещё раз.
Для определения передаточного отношения мы делим количество зубьев ведомой шестерни на количество ведущей. Правильно?
Хорошо.
В паре шестерней ГРМ ведущая шестерня - коленвала - имеет 24 зуба. Ведомая шестерня - распредвала - 48 зубьев.
И тут у тебя всё верно - 48/24=2
А вот в паре шестерней привода маслонасоса ведущая шестерня - на распредвалу - имеет 12 зубьев, а ведомая шестерня - на штанге маслонасоса - 24 зуба.
И вот тут у тебя в расчётах ошибка. Не 12/24=0,5, а 24/12=2.
Соответственно, передаточное отношение увеличивается и составляет 4 оборота КВ на один оборот маслонасоса.
Peacedeath подкрался незаметно, но слышен был издалека
Хорошо, а если без расчетов. Прикинуть логически. Первая пара шестерен (коленвал-распредвал) делает вращение в 2 раза медленнее. Вторая пара шестерен (шестерня 12 зубов на распредвале и шестерня маслонасоса 24 зуба) делает вращение в 2 раза быстрее. Итого 1 оборот коленвала равен 1 обороту маслонасоса.
С логикой ты, видимо, не дружишь...
Первая пара: маленькая ведущая и большая ведомая = обороты падают.
Вторая пара: опять маленькая ведущая и опять большая ведомая = обороты снова падают. Внезапно.
Следующий аналогичный пост будет засчитан как жЫрнющий троллинг. Со всеми вытекающими.
Признаю ошибку, чего-то переклинило в голове что вторая пара шестерен будет увеличивать обороты в 2 раза. Да, 4 оборота коленвала = 1 оборот маслонасоса.
Полагаю, следует выразить респект автору прежде всего, а то сейчас начнётся... Попрет грудью оппозитная профессура...
Тоже за, если что автор указан в первом посте и скорее его нет на данном ресурсе..
но было бы неплохо узнать как показала себя эксплуатация
У мня на бусе стояли такие-же компенсаторы как эти, только без ролика. Вытрепали мне все нервы. Работали отвратительно, за ночь сдувались и с утра минуть 15 я тарахтел этими компенсаторами как трактор, притом что они практически в масле работали, в поддоне. Даже новые (не оригинальные) такой хренью страдали. Я уже готов был вместо них воткнуть обычные толкатели, благо на коромыслах регулировочные болты были. Тем более что-бы достать их надо было разобрать весь мотор почти.Но подвернулся рядный мотор, и оппозит я скинул до лучших времен.
Рядный оказался без компенсаторов, чему я был рад безмерно до сих пор.
Могу запродать четыре гидрика от субары, по габаритам почти один в один уралотолкатель. Диаметр 21, длинна50, если не ошибаюсь. Останетсяпоставить второй контур да подвести масло.
Фото / ценник или артикул и ценник ?
2500 за все четыре.
Субару еа71.
Имею положительный опыт,компенсаторы от fiat cincechento 704,очень похожи на субаровские. Картер был расточен на координатке,без соосности в этом деле никуда,распредвал нужен нормальный,у меня стоит от к-650. Работает на вазовских пружинах,стоит по одной на клапан,продавливается руками,жёсткие пружины ставить не обязательно. По поводу стука на холодную-дело не в давлении,нужно пустой компенсатор регулировочным болтом выставить на середину его хода,тогда стучать перестаёт почти сразу после запуска. На горячую при давлении 0,8(на холостом) не тарахтят,ниже не прообовал опускать,по весне сниму подробное видео по этому мотору. https://vk.com/albums200066690?z=photo200066690_385591501%2Fphotos200066...
вот нашлось старое видео его работы https://vk.com/videos200066690?z=video200066690_456239022%2Fpl_200066690...
Круто, молодцы!
Не зря тему копи-пастил...
Интересная мысль...
1 Существуют ли от чего - нибудь гидротолкатели роликовые с диаметром 20 мм?
2 Можно ли шлифануть например Субаровские толкатели с диаметра 21 мм до 20 мм? Насколько там толстая стенка? У себя на заводе шлифану без проблем.
.
На безднепрье и Урал - Днепр
Шлифовать сам толкатель нежелательно,он и так тонкий,особенно в месте проточки под масло.Роликовые ставить не обязательно,работают и обычные(ну если не ставить сверхтугие пружины).
Двухконтурные теперь понадобятся? Понял. Подумаю.
На днепре любой из моих насосов справится, на урале, в качестве теста, могу предоставить уралнасос с днепрошестернями. Как ветки к ГК подвести именно на урале, пока не понимаю.
Гидрики при 0,5 кг давления ещё сохраняют работоспособность,много там не обязательно надавливать
послежу
Тема про гидрики на Урал/касо-двиг была, но что-то заглохла https://oppozit.ru/post_105625.html
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)