"Гудит" силовой трансформатор. Громко... | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

"Гудит" силовой трансформатор. Громко...

оппозитчик Lucky_SV
чтоб поменять аватар - читай FAQ
нахождение: MOSCOW

Вопрос практический - силовой трасформатор на Ш-пластинах. Мощность - ~200 Вт, пакет сердечника стянут усиленными штамповкой пластинами, с двух сторон - параллельно центральному стержню.
От древнего радиоприемника САКТА-ДЗИНТАРС (обычный анодно-накальный).

На холостом ходе - гудит, самка собаки. Причем - достаточно громко.
Не греется - просто гудит (50 гц).

После того, как стало ясно, что не перегрузка тому причиной - попробовал (как водится) сжать пакет прессом и заново протянуть имеющиеся стяжки. Не помогло...

Выяснилось, что если сжать сбоку (напротив стержня, например - струбциной) - пропадает это звук. По мере ослабления затяжки - проявляется снова.
Т.е. ослаблено - по тем боковым сторонам, где "стягивающего" нет вообще.

Напрашивается какая-ть скоба сбоку (по толщине пакета, сталь мм 1,5-2 - чтобы держало, в кол-ве 2 штуки), и - под пресс!

Но на всяк. случай задам вопрос: кто-ть пробовал пропитывать пакет лаком (или эпоксидкой) разведенной до консистенции воды, например)?
Понятно, что потом уже не разберешь (никогда) - но зато сразу и быстро (если вообще затечет в нужное место, конечно)...

Или может, есть еще какие вар-ты приглушить выбрацию ослабленных пластин и сохранить этот транс?

ЗЫ. Раньше трансформаторы (!) пропитывали маслом - может, здесь такое тоже прокатит?

ЗЗЫ. Идеи с быстрой заменой на типовой/унифиц. ТАН - мимо.
Делалось уже такое (батей, лет 40 назад, и до сих пор - без проблем), но тут хотелось бы обойтись без "хирургии": исключительно хорошее состояние снаружи и внутри, да и дефектом это назвать сложно, скорее - технологическая недоработка.


kandid's picture

Лучше конечно разобрать по пластинке этот броневой трансформатор, промазать лаком каждую пластинку и склеить пакет Ш и пакет I. Второе не менее важное. Гудят пластины на стыке в зазоре сердечника. Если присмотреться на старые стержневые трансформаторы тс-180, тс-200 от ч/б телевизоров - там стык для "подков" - промазывали смесью ферритового порошка и клея(или лака?). Взять старую ферритную
антенну от радиоприемника, на наковальне размолотить феррит в пыль, просеять. Намешать ферритную пыль с эпоксидкой или лучше с клеем БФ. Промазать стык сердечников и через сутки можно эксплуатировать трансформатор.


Lucky_SV's picture

Мимо. СобраТо вперекрышку. Как и дОлжно - по инструкции...
А иначе - просто нереально, т.к. стянуто наружными пластинами именно ВДОЛЬ центрального стержня (чтобы захватывать обе составляющие), а не поперек (только одна).

На старых ТС180-200 (от чб) - там просто на лаке, как я понимаю.
Возможно - КАКИЕ-ТО партии были и с порошком, но мне попадались только такие (а размолотил я их с десяток- полтора - от разных аппаратов и разных заводов, правда - РУБИНовских все ж таки было большинство).

Отличный конструктив был - разбирается/собирается легко, перематывается на раз-два-три под любые задачи, лишь бы в окно влезло (кстати - запас на это там - не такой уж и большой после штатной первичной обмотки).


Lucky_SV's picture

Вообще говоря, ТС-ы эти - не совсем удачная аллегория.
Он ведь собраТ на О-образных сердечникахе, там иначе - и не получится никак.
На Ш-образных шли ранние модели (начиная с КВН-а и Т-2), но вот уже ТЕМП-3 (еще неунифиц. серии, ~150 Вт) - точно был на "О"...

ЗЫ. Такой метод - БЕЗ перекрытия смежных (Ш-I) пар (т.ею с пост. зазором) - стабильно применялся в случае наличия постоянной составляющей в первичке (например, в ТВК-ТВЗ - точно, в БТС - вроде бы тоже так).
В зазор вводился какой-ть диамагнетик (типа полоски из гетинакса или даже электро-картона) - таким образом убиралось подмагничивание пост. составляющей (от анодного).

Относительно переборки - не хотелось бы...
Мало того, что это гимор (чреватый обломом проводов обмотки), так еще придется заново разбирать стяжки. А это не винтовое соединения, а узкая пластинка, второй конец кот. которой закручивается "винтом" после опрессовки блока. И они уже один раз (мной) перегибались...


василий васильев's picture

Насколько сталкивался, старые сердечники были собраны на лаке. Со временем он, конечно, ослабевал и выкрашивался. Думаю, в этом направлении и надо двигаться.


Lucky_SV's picture

Т.е. разобрать и собрать заново, промазывая при этом КАЖДУЮ пластину?
А просто "пропитать" (без разборки) - не получится?


kandid's picture

Тебе уже дали дельный совет. Набей молотком на наковальне порошок феррита из старой магнитной антенны или ферритового кольца. Смешай с лаком или клеем порошок, промажь торцы, соедини. Через сутки-двое как отвердеет - залей целиком трансформатор лаком или погрузи с пропиткой трансформатор в лак. Я разбирал много разных стержневых трансформаторов ТС-180 и им подобных. На всех трансах был слой такого "клея" на торцах - из порошка феррита. Все существующие трансформаторы в мире - это стержневые(U - однофазный или Ш- если трехфазный) или броневые (Ш - однофазный) или тороидальные (О), других трансформаторов не придумано.


Lucky_SV's picture

1. Внимательно читаем написанное мной выше.
Броневой сердечник, собранный !вперекрышку! (а не встык).
Набит плотненько, разобрать его без "потерь" - тот еще гимор.
Стянуто полосками с закрученными кончиками, вынесут ли они еще один раз развернуть-свернуть - ХЗ.
Так что последующие "склейки" не катят по причине банального невмешательства.

2. Если быть последовательным (до конца) - не ферритовые кольца крошить надо (все равно - без мельницы и сита - фракция будет неравномерная, так что еще вопрос, как лучше: с ним, или - без него).
А карбонильное железо - оно намного мягче (ферритом можно ножи точить), вроде бы даже напильник его берет обычный. И проницаемость магнитная у него существенно выше, чем у ферритов (особенно - если это ВЧ-феррит).


Lucky_SV's picture

К сведению...
Взято с одного из форумов
https://www.hi-fi.ru/audioportal/topic/4642-propitka-i-zalivka-transform...

=============================
"Уже известный тип наполнителя.

Этой хренотой,ещё в 70х,клеили долгое время стыки у ТС-180 и.т.д..Кто-то заработал на рацухе.Так после её удаления ток хх падал в двое.

Но если правильно применить,как говорится,як отой то чогож."
==========================

Ток холостого хода - однозначно связан с потерями в сердечнике (если что)...
Так что - БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ...


Тракторист's picture

Как-то лет 20 назад загудел трансформатор на телевизоре. Так визжал, что смотреть мешал. А когда сожмешь переставал. Я его синей изолентой замотал. Стянул буквально. Больше не гудел никогда. Синяя изолента лечит))) Просто не было раньше пластиковых хомутов стяжек. А сейчас есть. Они люто держат.


Lucky_SV's picture

Пасиб за мысЕль - но тут (судя по манипуляциям со струбциной) - "изолентой" уже не отделаешься.
И место такое, что хомут не поставишь - обмотки занимают ВСЕ окно сердечника + сжимать приходится именно напротив центрального стержня.


Lucky_SV's picture

Пока альтернатив 2 видится.
1. Посмотрим "готовые решения", чтобы не гнуть самому скобки (толщина пакета - почти 30 мм, наверняка какой-ть готовый профиль удастся подобрать под это дело).
2. Пропитка сердечника лаком - пока вод вопросом: не факт, что туда что-то "затечет" именно в нужное место.

Еще будут идеи?


alex79's picture

Гудеть может не только железо но и обмотка.У нас окунают в теплый лак или краску и ждут пока хорошо пропитаются обмотки.Потом в духовку или на улицу(если лето) и ждать пару дней пока окончательно не высохнет.


Lucky_SV's picture

Лак - какой?

Я пробовал поджимать сердечник струбциной (в конкретном месте) - пропадает гул почти полностью (те на уровне типового для ширпотреба тех лет, "армейские", безусловно намного качественнее в этом отношении).
Думаю - обмотка здесь не при чем.

ЗЫ. Слышал - иногда просто включают на холостой ход - тоже греется помаленьку.


BuffoG's picture

Серж, есть еще метод, растопи в кастрюльке парафин и замочи там трансформатор минут на 30, как весь воздух из мезжелезного пространства выйдет то вынь транс, дай обтечь и остыть, после этого гудение уйдет.
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)


Lucky_SV's picture

+100-500!!!
Вот только где бы СТОЛЬКО парафина найти, чтобы на "кастрюльку" хватило?

ЗЫ. А ведь когдаЙ-то и сам слышал о таком, но за давностИю прошедших лет - забыл...


BuffoG's picture

в ашане продают дешевые парафиновые свечи в пачках по 8 или 10 штук.
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)


Lucky_SV's picture

Присмотрелся к конструкции - шиш там куда что "зайдет".
Сердечник оч. плотно сидит в гильзе со всех сторон, даже кончик ножа туда чуть-чуть входит- и все. И с боков блока - прокрашено краской, тоже никаких щелей.

Поэкспериментировал с "обжимкой" - если с двух сторон сжать струбцинами ТОЧНО НАПРОТИВ ЦЕНТРАЛЬНОГО СТРЕРЖНЯ - совсем звук пропадает. С одной стороны - только чуть-чуть, с двух - проападает совсем. Т.е. - в нем проблема.

ИТОГО: если не получится обжать парой кусочков профиля какого-ть (типа швеллера), похоже- придется перебирать набор уже на лаке...


alex79's picture

Лак для дерева юзали ибо иного не было


Lucky_SV's picture

Пасиб!


Syava's picture

лак цапон или щеллак. горячий парафин очень текучая и вездепроникающая хрень, в ней надо прокипятить. пробуй стянуть сначала. Гудит скорее всего железо, по причине старости (конденсат попал, малость проржавело (окислилось) и раздвинуло окислом пластины).


Syava's picture

захерачить бы новый на феррите


Lucky_SV's picture

СмысЕл?

Феррит - имеет иные параметры, его свойства заточены уже в сторону ВЧ.
И магнитная проницаемость, и кривая намагничивания (со своей петлей гистерезиса).

Развертка 15 кГц в телевизоре (или импульсный БП на 20-30 кГц) - да, там обычное железо уже просто не работает. А на банальные 50 Гц - зачем такое?


interceptor's picture

Феррит - для ВЧ.


interceptor's picture

Эх....
Пропитывать ТОЛЬКО под вакуумом


BuffoG's picture

необязательно совсем
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)


Lucky_SV's picture

Ншел в ИНете на каком-то форуме...
-----------------------------
В магазине - не знаю. У нас на производстве моточные изделия пропитываются лаком МЛ-92 в вакуумной камере. ПО цвету он скорее коричневатый, прозрачный.
Пропитывать в домашних условиях смысла мало - без вакуумной камеры внутрь обмотки лак не попадет.


interceptor's picture

Теплее.
Действительно, один из пропиточных лаков МЛ-92. Его кстати приобрести можно относительно безпроблемно. запросто. или в конторе по перемотке двигателей спросить.

Говорю не просто так - одно время заморочился пропиткой якоря генератора АТЭ(и не только) и пришел к выводу что лучше самому не лезть. Придумал свой способ(рабочий оказался) но для трансформатора он неприемлим потому промолчу.

Добавлю масла в говно - изначально "пропитанную" обмотку повторно пропитывать даже под вакуумом смысла мало.


interceptor's picture

Ну да ну да, колнечно не обязательно чтобы обляпать снаружи, кактутбылопредложено, "эБоксиДкой" и... выкинуть


Альф's picture

Пролей цапаном или свари в парафине. В какой нибудь леруе свечек да побольше. Можно даже из аптеки воск для ощипывания женской волосатости. А вообще погугли по словам "пропитка трансформатора аудиопортал", там это все неоднократно разжевывали. Парафин очень текучий, используется чтоб в обмотки пролез и их заткнул, воск добавляют для увеличения пластичности и точки плавления. Если не надо обмотки затыкать, а только железо, многократная проливка цапоном помогает. Разводить до воды не надо, какой есть свежий из бутылки и так пролезет на большую площадь пластин.


Lucky_SV's picture

Быстрая прогулка по аудио-форуму вернула к 2-м очевидным (и заранее прогнозируемым) выводам:
- парафинят ИМЕННО ОБМОТКИ, а не сердечник. И не только "прафинят", но и лаком (приче - под вакуумом);
- заливают трансы - кто на что сподвигнется (от битума с маслом - до эпоксидки), но к моей проблеме сие - никоим боком.


interceptor's picture

До сих пор не услышал коронной фразы - причине Ваших гулов - Токи Фуко.
Именно они нарушают Ваш Покой.


Альф's picture

Причина гула силового трансформатора - жадность. Сечение сердечника и количество витков по минимуму рассчитаны.


Lucky_SV's picture

Берем обычный латр на 2,5 кВт (большой + корпус характерным шестигранником).
За счет короткозамкнутого витка (угольной щеткой широкой) - в щитке автомат на 10А вышибает 1 раз через 3 при включении в сеть (даже БЕЗ нагрузки).
Меняем схему подключения - вместо отвода на 220 - второй сетевой провод цепляем на крайний вывод "250 Вольт". Повышения нет, слегка сдвигается шкала, но получаем ... спокойное включение (и прекращение беготни к сработавшему автомату).

Трюк этот стар, как мир: кто в теме, в курсе того, что в целях экономии - сердечник в таком ЛАТРе близок к насыщению, а тут еще и КЗ-виток докучи. Отсюда - приключения при включении.
Немного снижая напряжение на первичке (при нормальном входном в 220) - отодвигаемся от точки насыщения, и получаем меньший (при прочих равных) бросок тока.
Правда, кто ХОРОШО в теме - знает еще и то, что в "армейских" латрах вместо прямоугольной угольной щетки ставят ... угольное колесико. Нет КЗ-витков, и при прочих равных - сущ. меньше потери...

Насчет сечения.
При холостом ходе такое происходит, и от нагрузки НИКАК не зависит. Зависит исключительно от стяжки. Тоже мимо.

Насчет витков - именно их кол-во подбирается ПО сечению (а не наоборот).
Но и под нагрузкой, при хорошей стяжке, не гудит.
Аналогично...

По пропитке.
Боковая поверхность сердечника ПОКРАШЕНА (заводское).
Сборка пакета - дост. плотная, щелей и зазоров не наблюдается.
Катушка сидит оч. плотно на центральном керне сама по себе. И вплотную к поперечинам, зазоров не видно.
Как ТУДА (только) заливать - ХЗ...

А так - всем спасибо, вектор движения понятен...


Альф's picture

Правильно тебе Syava про цапон написал. Делал им не раз. с торца сверху наливаешь, он сам прям впитывается между пластин,каппилярный эффект. И так несколько раз, пока впитываться не перестанет. Обмотки он и близко не пропитает, эмалированный провод гидрофобен, а железо, спецом кстати фосфатированное или оксидированное, чтоб токи фуко прибить, или тем более заржавевшее от времени, оно прям втягивает лак в себя. Парафин тоже помогает, особенно когда керн (находящаяся внутри катушки часть сердечника) дребезжит, туда лак уже не подлазит. Эпоксидкой тоже можно, но не разборный транс получится. А цапон расщепляется лезвием канцелярского ножа, разобрать можно если чо.


Syava's picture

По поводу феритового сердечника, смысл в том, что нет пластин и соответственно стыков всего 2, 3 или вообше нет если кольцо. Если мотать на кольце, то там всё гораздо веселее. Проблема с кольцом только при намотве первички (много дрочева с мотанием), со вторичкой проще, ежеле не мотать анодные обмотки. Опять же у кольца кпд самое высокое если память мне не изменяет.
со старым "железом" всегда много проблем. Трансы заржавевшие "обжать" не так то просто. Вроде зажмёш, не гудит, недельку поработает, гудит и начинается разбор-сбор-разбор-сбор - мусорное ведро... :)))

New forum topics

User login