"Гудит" силовой трансформатор. Громко...
на сайте:
фев-06
нахождение:
MOSCOW
|
|
23-12-19 14:20
|
|
Вопрос практический - силовой трасформатор на Ш-пластинах. Мощность - ~200 Вт, пакет сердечника стянут усиленными штамповкой пластинами, с двух сторон - параллельно центральному стержню. На холостом ходе - гудит, самка собаки. Причем - достаточно громко. После того, как стало ясно, что не перегрузка тому причиной - попробовал (как водится) сжать пакет прессом и заново протянуть имеющиеся стяжки. Не помогло... Выяснилось, что если сжать сбоку (напротив стержня, например - струбциной) - пропадает это звук. По мере ослабления затяжки - проявляется снова. Напрашивается какая-ть скоба сбоку (по толщине пакета, сталь мм 1,5-2 - чтобы держало, в кол-ве 2 штуки), и - под пресс! Но на всяк. случай задам вопрос: кто-ть пробовал пропитывать пакет лаком (или эпоксидкой) разведенной до консистенции воды, например)? Или может, есть еще какие вар-ты приглушить выбрацию ослабленных пластин и сохранить этот транс? ЗЫ. Раньше трансформаторы (!) пропитывали маслом - может, здесь такое тоже прокатит? ЗЗЫ. Идеи с быстрой заменой на типовой/унифиц. ТАН - мимо. |
|
Лучше конечно разобрать по пластинке этот броневой трансформатор, промазать лаком каждую пластинку и склеить пакет Ш и пакет I. Второе не менее важное. Гудят пластины на стыке в зазоре сердечника. Если присмотреться на старые стержневые трансформаторы тс-180, тс-200 от ч/б телевизоров - там стык для "подков" - промазывали смесью ферритового порошка и клея(или лака?). Взять старую ферритную
антенну от радиоприемника, на наковальне размолотить феррит в пыль, просеять. Намешать ферритную пыль с эпоксидкой или лучше с клеем БФ. Промазать стык сердечников и через сутки можно эксплуатировать трансформатор.
Мимо. СобраТо вперекрышку. Как и дОлжно - по инструкции...
А иначе - просто нереально, т.к. стянуто наружными пластинами именно ВДОЛЬ центрального стержня (чтобы захватывать обе составляющие), а не поперек (только одна).
На старых ТС180-200 (от чб) - там просто на лаке, как я понимаю.
Возможно - КАКИЕ-ТО партии были и с порошком, но мне попадались только такие (а размолотил я их с десяток- полтора - от разных аппаратов и разных заводов, правда - РУБИНовских все ж таки было большинство).
Отличный конструктив был - разбирается/собирается легко, перематывается на раз-два-три под любые задачи, лишь бы в окно влезло (кстати - запас на это там - не такой уж и большой после штатной первичной обмотки).
Вообще говоря, ТС-ы эти - не совсем удачная аллегория.
Он ведь собраТ на О-образных сердечникахе, там иначе - и не получится никак.
На Ш-образных шли ранние модели (начиная с КВН-а и Т-2), но вот уже ТЕМП-3 (еще неунифиц. серии, ~150 Вт) - точно был на "О"...
ЗЫ. Такой метод - БЕЗ перекрытия смежных (Ш-I) пар (т.ею с пост. зазором) - стабильно применялся в случае наличия постоянной составляющей в первичке (например, в ТВК-ТВЗ - точно, в БТС - вроде бы тоже так).
В зазор вводился какой-ть диамагнетик (типа полоски из гетинакса или даже электро-картона) - таким образом убиралось подмагничивание пост. составляющей (от анодного).
Относительно переборки - не хотелось бы...
Мало того, что это гимор (чреватый обломом проводов обмотки), так еще придется заново разбирать стяжки. А это не винтовое соединения, а узкая пластинка, второй конец кот. которой закручивается "винтом" после опрессовки блока. И они уже один раз (мной) перегибались...
Насколько сталкивался, старые сердечники были собраны на лаке. Со временем он, конечно, ослабевал и выкрашивался. Думаю, в этом направлении и надо двигаться.
Т.е. разобрать и собрать заново, промазывая при этом КАЖДУЮ пластину?
А просто "пропитать" (без разборки) - не получится?
Тебе уже дали дельный совет. Набей молотком на наковальне порошок феррита из старой магнитной антенны или ферритового кольца. Смешай с лаком или клеем порошок, промажь торцы, соедини. Через сутки-двое как отвердеет - залей целиком трансформатор лаком или погрузи с пропиткой трансформатор в лак. Я разбирал много разных стержневых трансформаторов ТС-180 и им подобных. На всех трансах был слой такого "клея" на торцах - из порошка феррита. Все существующие трансформаторы в мире - это стержневые(U - однофазный или Ш- если трехфазный) или броневые (Ш - однофазный) или тороидальные (О), других трансформаторов не придумано.
1. Внимательно читаем написанное мной выше.
Броневой сердечник, собранный !вперекрышку! (а не встык).
Набит плотненько, разобрать его без "потерь" - тот еще гимор.
Стянуто полосками с закрученными кончиками, вынесут ли они еще один раз развернуть-свернуть - ХЗ.
Так что последующие "склейки" не катят по причине банального невмешательства.
2. Если быть последовательным (до конца) - не ферритовые кольца крошить надо (все равно - без мельницы и сита - фракция будет неравномерная, так что еще вопрос, как лучше: с ним, или - без него).
А карбонильное железо - оно намного мягче (ферритом можно ножи точить), вроде бы даже напильник его берет обычный. И проницаемость магнитная у него существенно выше, чем у ферритов (особенно - если это ВЧ-феррит).
К сведению...
Взято с одного из форумов
https://www.hi-fi.ru/audioportal/topic/4642-propitka-i-zalivka-transform...
=============================
"Уже известный тип наполнителя.
Этой хренотой,ещё в 70х,клеили долгое время стыки у ТС-180 и.т.д..Кто-то заработал на рацухе.Так после её удаления ток хх падал в двое.
Но если правильно применить,как говорится,як отой то чогож."
==========================
Ток холостого хода - однозначно связан с потерями в сердечнике (если что)...
Так что - БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ...
Как-то лет 20 назад загудел трансформатор на телевизоре. Так визжал, что смотреть мешал. А когда сожмешь переставал. Я его синей изолентой замотал. Стянул буквально. Больше не гудел никогда. Синяя изолента лечит))) Просто не было раньше пластиковых хомутов стяжек. А сейчас есть. Они люто держат.
Пасиб за мысЕль - но тут (судя по манипуляциям со струбциной) - "изолентой" уже не отделаешься.
И место такое, что хомут не поставишь - обмотки занимают ВСЕ окно сердечника + сжимать приходится именно напротив центрального стержня.
Пока альтернатив 2 видится.
1. Посмотрим "готовые решения", чтобы не гнуть самому скобки (толщина пакета - почти 30 мм, наверняка какой-ть готовый профиль удастся подобрать под это дело).
2. Пропитка сердечника лаком - пока вод вопросом: не факт, что туда что-то "затечет" именно в нужное место.
Еще будут идеи?
Гудеть может не только железо но и обмотка.У нас окунают в теплый лак или краску и ждут пока хорошо пропитаются обмотки.Потом в духовку или на улицу(если лето) и ждать пару дней пока окончательно не высохнет.
Лак - какой?
Я пробовал поджимать сердечник струбциной (в конкретном месте) - пропадает гул почти полностью (те на уровне типового для ширпотреба тех лет, "армейские", безусловно намного качественнее в этом отношении).
Думаю - обмотка здесь не при чем.
ЗЫ. Слышал - иногда просто включают на холостой ход - тоже греется помаленьку.
Серж, есть еще метод, растопи в кастрюльке парафин и замочи там трансформатор минут на 30, как весь воздух из мезжелезного пространства выйдет то вынь транс, дай обтечь и остыть, после этого гудение уйдет.
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)
+100-500!!!
Вот только где бы СТОЛЬКО парафина найти, чтобы на "кастрюльку" хватило?
ЗЫ. А ведь когдаЙ-то и сам слышал о таком, но за давностИю прошедших лет - забыл...
в ашане продают дешевые парафиновые свечи в пачках по 8 или 10 штук.
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)
Присмотрелся к конструкции - шиш там куда что "зайдет".
Сердечник оч. плотно сидит в гильзе со всех сторон, даже кончик ножа туда чуть-чуть входит- и все. И с боков блока - прокрашено краской, тоже никаких щелей.
Поэкспериментировал с "обжимкой" - если с двух сторон сжать струбцинами ТОЧНО НАПРОТИВ ЦЕНТРАЛЬНОГО СТРЕРЖНЯ - совсем звук пропадает. С одной стороны - только чуть-чуть, с двух - проападает совсем. Т.е. - в нем проблема.
ИТОГО: если не получится обжать парой кусочков профиля какого-ть (типа швеллера), похоже- придется перебирать набор уже на лаке...
Лак для дерева юзали ибо иного не было
Пасиб!
лак цапон или щеллак. горячий парафин очень текучая и вездепроникающая хрень, в ней надо прокипятить. пробуй стянуть сначала. Гудит скорее всего железо, по причине старости (конденсат попал, малость проржавело (окислилось) и раздвинуло окислом пластины).
захерачить бы новый на феррите
СмысЕл?
Феррит - имеет иные параметры, его свойства заточены уже в сторону ВЧ.
И магнитная проницаемость, и кривая намагничивания (со своей петлей гистерезиса).
Развертка 15 кГц в телевизоре (или импульсный БП на 20-30 кГц) - да, там обычное железо уже просто не работает. А на банальные 50 Гц - зачем такое?
Феррит - для ВЧ.
Эх....
Пропитывать ТОЛЬКО под вакуумом
необязательно совсем
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)
Ншел в ИНете на каком-то форуме...
-----------------------------
В магазине - не знаю. У нас на производстве моточные изделия пропитываются лаком МЛ-92 в вакуумной камере. ПО цвету он скорее коричневатый, прозрачный.
Пропитывать в домашних условиях смысла мало - без вакуумной камеры внутрь обмотки лак не попадет.
Теплее.
Действительно, один из пропиточных лаков МЛ-92. Его кстати приобрести можно относительно безпроблемно. запросто. или в конторе по перемотке двигателей спросить.
Говорю не просто так - одно время заморочился пропиткой якоря генератора АТЭ(и не только) и пришел к выводу что лучше самому не лезть. Придумал свой способ(рабочий оказался) но для трансформатора он неприемлим потому промолчу.
Добавлю масла в говно - изначально "пропитанную" обмотку повторно пропитывать даже под вакуумом смысла мало.
Ну да ну да, колнечно не обязательно чтобы обляпать снаружи, кактутбылопредложено, "эБоксиДкой" и... выкинуть
Пролей цапаном или свари в парафине. В какой нибудь леруе свечек да побольше. Можно даже из аптеки воск для ощипывания женской волосатости. А вообще погугли по словам "пропитка трансформатора аудиопортал", там это все неоднократно разжевывали. Парафин очень текучий, используется чтоб в обмотки пролез и их заткнул, воск добавляют для увеличения пластичности и точки плавления. Если не надо обмотки затыкать, а только железо, многократная проливка цапоном помогает. Разводить до воды не надо, какой есть свежий из бутылки и так пролезет на большую площадь пластин.
Быстрая прогулка по аудио-форуму вернула к 2-м очевидным (и заранее прогнозируемым) выводам:
- парафинят ИМЕННО ОБМОТКИ, а не сердечник. И не только "прафинят", но и лаком (приче - под вакуумом);
- заливают трансы - кто на что сподвигнется (от битума с маслом - до эпоксидки), но к моей проблеме сие - никоим боком.
До сих пор не услышал коронной фразы - причине Ваших гулов - Токи Фуко.
Именно они нарушают Ваш Покой.
Причина гула силового трансформатора - жадность. Сечение сердечника и количество витков по минимуму рассчитаны.
Берем обычный латр на 2,5 кВт (большой + корпус характерным шестигранником).
За счет короткозамкнутого витка (угольной щеткой широкой) - в щитке автомат на 10А вышибает 1 раз через 3 при включении в сеть (даже БЕЗ нагрузки).
Меняем схему подключения - вместо отвода на 220 - второй сетевой провод цепляем на крайний вывод "250 Вольт". Повышения нет, слегка сдвигается шкала, но получаем ... спокойное включение (и прекращение беготни к сработавшему автомату).
Трюк этот стар, как мир: кто в теме, в курсе того, что в целях экономии - сердечник в таком ЛАТРе близок к насыщению, а тут еще и КЗ-виток докучи. Отсюда - приключения при включении.
Немного снижая напряжение на первичке (при нормальном входном в 220) - отодвигаемся от точки насыщения, и получаем меньший (при прочих равных) бросок тока.
Правда, кто ХОРОШО в теме - знает еще и то, что в "армейских" латрах вместо прямоугольной угольной щетки ставят ... угольное колесико. Нет КЗ-витков, и при прочих равных - сущ. меньше потери...
Насчет сечения.
При холостом ходе такое происходит, и от нагрузки НИКАК не зависит. Зависит исключительно от стяжки. Тоже мимо.
Насчет витков - именно их кол-во подбирается ПО сечению (а не наоборот).
Но и под нагрузкой, при хорошей стяжке, не гудит.
Аналогично...
По пропитке.
Боковая поверхность сердечника ПОКРАШЕНА (заводское).
Сборка пакета - дост. плотная, щелей и зазоров не наблюдается.
Катушка сидит оч. плотно на центральном керне сама по себе. И вплотную к поперечинам, зазоров не видно.
Как ТУДА (только) заливать - ХЗ...
А так - всем спасибо, вектор движения понятен...
Правильно тебе Syava про цапон написал. Делал им не раз. с торца сверху наливаешь, он сам прям впитывается между пластин,каппилярный эффект. И так несколько раз, пока впитываться не перестанет. Обмотки он и близко не пропитает, эмалированный провод гидрофобен, а железо, спецом кстати фосфатированное или оксидированное, чтоб токи фуко прибить, или тем более заржавевшее от времени, оно прям втягивает лак в себя. Парафин тоже помогает, особенно когда керн (находящаяся внутри катушки часть сердечника) дребезжит, туда лак уже не подлазит. Эпоксидкой тоже можно, но не разборный транс получится. А цапон расщепляется лезвием канцелярского ножа, разобрать можно если чо.
По поводу феритового сердечника, смысл в том, что нет пластин и соответственно стыков всего 2, 3 или вообше нет если кольцо. Если мотать на кольце, то там всё гораздо веселее. Проблема с кольцом только при намотве первички (много дрочева с мотанием), со вторичкой проще, ежеле не мотать анодные обмотки. Опять же у кольца кпд самое высокое если память мне не изменяет.
со старым "железом" всегда много проблем. Трансы заржавевшие "обжать" не так то просто. Вроде зажмёш, не гудит, недельку поработает, гудит и начинается разбор-сбор-разбор-сбор - мусорное ведро... :)))