Путь к МВ-750 (часть 1)
Путь к мечте
Часть I
«Но все равно мне милей мой Днепр убитый, по грязи прут средь полей оппозиты»
Предыстория
Первый мотоцикл, первая переборка двигателя, первая поездка - неуверенная, по прямой, с заваливанием на бок и первая переключенная скорость - такие вещи в жизни мотоциклиста запоминаются навсегда. Первым мотоциклом для меня стал ИЖ Юпитер. Взяли его с другом в деревне, без документов. Взяли ради путешествий по деревенским дорогам Владимирской области, даже не подозревая, сколько будет с ним связано. Ночи в саду под тусклым светом переносной лампы, руки по локоть в масле и отработке, ремонт, улучшения этого двухтактного «монстрика» советской промышленности, были лучшими воспоминаниями на зиму, где рутина учебы порой загоняла в хандру.
Становление оппозитчика
Некоторое время спустя стал задумываться над своим транспортом. Критерий был прост – документы, 4т двигатель, коляска. Глаз положил на мотоциклы тяжелого класса с оппозитным двигателем. В то время в этом выборе виделась хоть какая-то проходимость по пересеченной местности, звук двигателя, в который влюбляешься с первого завода, карданная передача. На даче был один «Днепр» мт9, в соседней деревне присутствовал «Урал» м67-36. Днепр нравился больше, из-за своего ретро стиля: бак-капля, фара-яйцо, маятниковая подвеска, по личному предпочтению, нравилась больше ураловской. Начался поиск экземпляра для покупки. Тогда же столкнулся и с оппозит.ру, шерстя который много узнал об истории моделей, конструкции, недостатках советский оппозитов и их исправлении. В октябре 2011года, в Подмосковье, был куплен мт10-36, в основном из-за переоформляемых документов, так как набор агрегатов для сборки двух с половиной мотоциклов был на «3». Из плюсов был нижнеклапанный движок к750, о котором много читал, но, ни разу живьем не видел, да еще и с пробегом около 1000км. Надо сказать, что кроме мотоциклетной тематики я долгое время занимался (и занимаюсь) историей военной техники второй мировой войны. Помню, какое восхищение вызывал БМВ Р75, с приводом на коляску, 750кубовым двигателем, жесткой рамой и широкими колесами. Настоящая техника для бездорожья!
Как-то, просматривая оппозит.ру, наткнулся на тему про мотоциклы с приводом коляски. С каким удивлением читал тему про варианты редукторов, конструкцию, плюсы и минусы. А-ля тот же БМВ, хоть и по-советски сделанный. Все думал тогда, что, возможно, поторопился с покупкой, но делать нечего. Стал искать «эрзац-вариант» для переделки «Днепра» в приводник – рама коляски, редуктор, маятник – были найдены за два месяца в Смоленске. Тогда же я поближе познакомился с мт12(купленные запчасти были именно от этой модели), гражданским вариантом мв750м, но об этом чуть позже. Вообще, как я заметил, больше всего узнаешь о технике только после приобретения. Тогда уже деваться некуда, хочешь - не хочешь, а используемую вещь ты должен знать как можно лучше для предсказания неисправностей, нюансов эксплуатации, ну и просто для собственного развития.
Курс на военные колясочники
Привод куплен, части для сборки мотоцикла есть. Что делать? Естественно вскрывать и проводить дефектовку. С этой мысли и началась долгая череда покупок запчастей на редуктор, двигатель, кпп и проч. Менять надо было много чего – редуктор ходил долго без масла, втулка редуктора под иглы, гп и шестерни были со значительным износом, на дорожках роликов был «питтинг». Покупая запчасти для редуктора, более детально познакомился с мотоциклами, которые шли для советской армии, ведь по основным частям, в т.ч. по редуктору, они были идентичны мт12. Собирая свой «Днепр», начал подумывать о покупке военного мотоцикла. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» - скачивались книги, оппозит.ру был впереди планеты всей по информации относительно МВшек. Мнения, впечатления людей, которые ездили, покупали, ремонтировали, восстанавливали эти мотоциклы, помог определиться с выбором – мв750, с блокировкой, на худой конец мв650, но только с документами. За три года были пересмотрены штук двадцать различных вариантов мвшек, параллельно покупались детали для сборки МВшки с «нуля». Запомнилась мне история с «обвесом» - крылья, амортизаторы, хомуты под инструмент, стойки под вертлюги– объявлений мало, а тут появился на авито остов К750В, с нужными деталями. Вот только проблема – в Санкт-Петербурге и без пересыла. Что делать? Ехать! На поезде, на один день. Сказано-сделано. Взял билеты, в начале июля 2013 года отправился в северную столицу за артефактами. Коляска была в плачевном состоянии, дно почти прогнило, с нее были срезаны все хомуты и скручены все спец крепления, присущие военным мотоциклам.
Как дотащил я 50 кг металла на себе – не представляю. Наверное, на энтузиазме и стремлении к главной цели – сборке МВ750. Причем захватив с собой остальные детали, не представлявшие для меня особой ценности, удалось окупить билеты. И город посмотрел, и задачу выполнил, просто сказка! И вот, наконец-то, в 2015 году моя мечта осуществилась. Купил мв750.
МВ-750
В процессе модернизации МВшек появлялись мотоциклы с различными усовершенствованиями. И МВ-750 это стороной не обошло. Вроде бы, кажется, все просто – редуктор с блокировкой дифференциала, рама короткая с приливом под рычаг включения блокировки, крылья, бак-каплей, с табличкой, коляска с военным обвесом, рама коляски с поперечиной - швеллером. А вот не все так гладко. Как я понял, вариантов МВ-750 было несколько (более поздние МВ-750М, МВ-650 в расчет не беру). Основные отличия партий заключался в задних крыльях (составное крыло и цельное), светотехнике (фонари фп-220 или фп-230), стойках под вертлюги (ранние модели комплектовались стойками с фиксаторами-защелками вертлюгов, поздние варианты шли без фиксаторов), также встречал ранние модели с рычагами – «обратками», но не уверен насчет заводского исполнения в таком варианте, плюс к этому не до конца понятен момент с кассетницами в багажном отделении. На ранних моделях МВ-750 шли кассетницы под диски РПД-44, на поздних – под короба ПКМ(предположение). Номера на рамах МВ-750 нигде не встречались, все на шильдике, причем, слышал, что они расшифровываются согласно некой таблицы в АБ войсках(год, месяц производства и партия)
Объявление о продаже МВ-750 в Нижнем Новгороде я нашел в начале января, поначалу энтузиазма особого мотоцикл не внушал, цена была завышена, да и при беглом просмотре фотографий видны были недостатки. Примерно через неделю цена упала, можно было звонить договариваться о покупке. Выяснилось, что место стоянки находится еще примерно в 350км от Нижнего Новгорода. Цена транспортной компанией по отправке мотоцикла сулила выйти за 15тыс рублей, но, к счастью, знакомый отца согласился на микроавтобусе доставить МВшку в Москву. Решено, едем!
В дорогу были взяты все необходимые вещи для путешествия – картонные коробки, троса-стяжки, инструменты, провиант и 140л солярки. Выехали утром, в 10 часов, путь лежал через Нижний Новгород по Горьковскому шоссе, затем с уходом налево, на север. Альтернативная дорога через Кострому предполагала меньшее расстояние, но худшую дорогу, решили не рисковать. Время в таком дальнем путешествии летит незаметно, проехали Нижний, до конечного пункта оставалось около 35км, и тут дала о себе знать солярка. Дело в том, что заправлялись мы летней соляркой с добавлением керосина, мало залили. Температура ночью была около 25 градусов мороза, керосин мало помог, топливо начало превращаться в бульон, фильтр тонкой очистки чуть не забился. У водителя был с собой хэнд-мейд – «грелка» для фильтра – цилиндр из стеклоткани, пропитанной эпоксидкой и внедренной нихромовой проволокой. Все это дело подключается к аккумулятору и надевается на фильтр. Машина ожила, долетели до ближайшей бензоколонки и разбавили солярку нормальной, зимней.
Вот и конечный пункт – Шарья, – маленький городок в Костромской области, стоящий на пути северной железной дороги. Итого - 13 часов в пути, 755,4км в один конец.
Разместились на ночь в гостинице, понравилась чистота и отделка, никак не ожидал, ведь глубинка, да и туристов не особо много. Надо выспаться, следующий день будет тяжелым – осмотр, переоформление, погрузка мотоцикла и обратная дорога.
Подъем в 7 утра, завтрак. Собрали вещи и двинулись в сторону гаража. Познакомился с хозяином – дедушке 86 лет, мотоцикл, можно сказать, с «историей». В 1976 году МВ-750 был подарен братом жены прежнего владельца, который являлся зам коменданта Ростова (кажется, ничего не упустил из его рассказа). Справка-счет из в\ч и акт о транспортировке мотоцикла была, мотоцикл был тогда же поставлен на учет, я специально просил получить новый птс и номера, что и было сделано. Хотя жалко, старые черные номера хорошо на нем смотрелись.
Первое впечатление обнадеживающее. Ржавчины практически нигде нет, бак изнутри еще в родном грунте, все военные прибамбасы, типа ящика, крепления канистры были. Нашелся даже хомут крепления пулемета, с войлоком. К тому же дедушка отдал много з\ч по электрике, новые фонари, родные КМЗшные ключи, спицы, цилиндры. После переоформления мы со знакомым стали заниматься разборкой. Отсоединили люльку, раму люльки, погрузили все в микроавтобус, стянули ремнями, проложили все картоном, дабы мотоцикл не портил салон при тряске, загрузили запчасти - и в путь. Из Шарьи выехали в 14-30, в Москве были в 3 часа ночи, доехали без происшествий.
Состояние мотоцикла
Надо сказать, что явно за мотоциклом следили. Двигатель после 6 летнего простоя завелся после замены свечей, кпп переключается, блокировка работает. Ржавчины нигде не видать, причем мотоцикл практически не подкрашивался.
Несомненные плюсы:
1) Мотоцикл практически в родне, все недостающие запчасти шли в комплекте
2) «Живые» документы
3) Двигатель родной, номер совпадает с номером в ПТС и на шильдике.
4) Коррозии нигде не видно, в люльке есть небольшой налет, металл везде толстый и бодрый
5) Крылья не мятые
6) Вся электрика, генератор, свет – работают исправно.
7) На всех необходимых деталях есть штампы военной приемки – колеса, кпп, двигатель, бак, рамы. Редуктор не смотрел, помыть надо.
Но в бочке меда есть маленькая ложечка дегтя:
1) Левая головка не родная, от раннего к750 (причина – скол на цилиндре, головка вместе с цилиндром есть, надо перекинуть головку)
2) Амортизаторы. Два из 3-х не родные. Причина – лопнувшие пружины амортизаторов. Все нерабочие амортизаторы шли к мотоциклу, осталось заменить пружины, благо у меня они есть
3) Датчик стоп-сигнала не родной, днепровский, приделан на раму с помощью хомута. Ввертыш в раму, видимо, неисправен, хоть и вкручен. Есть на примете аналогичный, не проблема
4) Звонкий стук в правом цилиндре, совпадает с частотой вращения коленвала, скорее всего юбка поршня, нужна дефектовка движка. Как бы на коленвал новый мне не «попасть».
5) Неродной спидометр, у родного, с белым циферблатом и белым одометром, оторван хвостовик, тоже не проблема. Есть на замену.
6) Чуть-чуть уколхожена лапка тормоза, приварена снизу пластина, для большего контакта, я так понял. Дел на 10 минут – болгарка и зачистной круг.
Дальнейшие планы
Реставрация и только. Никаких «суровых» катаний по грязи не будет. Слишком много я за мотоциклом гнался, чтобы угрохать его ради удовольствия. Удовольствие и заключается для меня в восстановлении, иногда и прокатиться можно.
На редуктор, двигатель, кпп есть новые запчасти, все подшипники куплены, кроме 2-х рядных, все койо и скф. Сальники планируется поставить фирмы «Corteco», гайки сальников отдам на расточку и цинк, под установку сальников.
PS
Немного по партии – модификация МВ750 позднего типа, видимо, переходная к МВ750М модель – заднее крыло сплошное, фонарь фп230, на коляске такой же стоит, передний шар под крепление коляски сделан уже вместе с рамой, несъемный, в отличие от ранних МВ750, стойки под вертлюги без фиксаторов. Год выпуска оцениваю на 1972-й, косвенно, по году выпуска спидометра, катушки и рр302 – все на 1972г
PS2
Чувствую небольшую опустошенность. Искал, искал, нашел, цель достигнута. Новая цель – восстановление, первым делом необходимо оборудовать гараж для зимних работ. Наладить пескоструйку и в путь. Краску подобрал – ХВ-518, грунт кислотный, красный. Подумываю над антикоррозийной обработкой крыльев и днища коляски. Пока не уверен.
PS3
Каждому человеку нужно самовыражение. Что-то, на чем его душа могла отдыхать. Я выбрал такой путь, путь мотоциклиста, не гонщика, оппозитчика, влюбленного в, пускай и старую, пускай не надежную, но все-таки нашу технику, с ее недостатками, но родную.
Молодец! Еще раз поздравляю!
Благодарю 8)
А вот перекрашивать я точно не стал бы. Благородная выцвевшая краска, немного ржавчины и сколов, только в плюс такому мотоциклу.
Хочу до такого вида его довести, вполне достойно люди отреставрировали(МВ750М взял как пример качественной реставрации)
отличный аппарат) поздравляю
Поздравляю!
Для грязи говномесов хватит, это приводить в порядок и беречь!
отличный мотоцикл,поздравляю. Никаких говномесов ,только 100% оригинал
агонь
_____________________________________________________________
Судьба заботится о том, чтобы не было счастья, добытого ценой преступления
Поздравляю, чюваг, со сбычей мечт, чо!
Моя сбылась ещё в феврале 2013. пока стоит нетронутая - руци не дошли.
И версия постарше - 1968 - с калиткой на заднем крыле.
Жду весны, чтоб заняться.
ПС. для говномесива есть почти новый МТ-12 (1979г.)
И это - правильно.
История настоящая житейская! Класс!
Поздравляю, с покупкой! Мне очень нравится нижнеклапанный двигатель. Красив и прост! Сам люблю переделывать под себя любое транспортное средство, а за тех кто восстанавливает в оригинале тоже радуюсь! Главное чтобы человек получал удовольствие от того, что он делает! Удачи!
Отлично все! Недостатки не существенны. По сути ничего и не требуется по запчастям...
Мотоцикл отличный. Только восстановление!
Сам имею аппарат гораздо более редкий, тоже по треплу ждет некоторой "реставрации"
Спасибо, товарищи! Буду держать в курсе дела. Гараж оборудовал, мотоцикл перегнал, в первую очередь, займусь механикой. Ждите второй части!
Тема зачотная, желаю успехов в реставрации))))
Владельцев подобной техники прошу дать номера агрегатов для статистики http://oppozit.ru/post_77125.html
Поздравляю.
А по покраске поддерживаю "оставить благородную патину". Вот только чем её законсервировать?
Я тоже за то, чтоб оставить родную краску, по возможности.
Ну слава Богу! Наконец-то нашёл то, что искал! ) Мои поздравления!
А родная краска всё-таки смотрится брутально.
На МВ-750 фонари ФП-230 не ставились штатно. Либо просто на заводе отсутствовали 220, либо хозяева уже заменили, т.к. на 230 стекол было валом. Ну и поярче они. То же касается крыльев и вертлюгов. С защелками были у М-72, а у МВ-750 был затяжной хомут. В принципе полная детализация присутствует в каталоге деталей МВ-750. Кстати вопрос, может кто знает. А накой хрен в правом брызгозащитном щитке сверху просверлено отверстие? Я думал что у меня щиток бракованный, а вон смотрю у топикстартера в том же месте есть отверстие.
Привет! С защелками стойки были на к750в и на мв750 ранних партий(ориентировочно 64-68гг), на м72 стойки были с другим типом фиксаторов. Насчет фонарей - частенько можно встретить мв750 с фонарями фп230, которые ставились также на мв750м. Скорее всего, мв750 72-73гг, те "переходные" модели, комплектовались штатно именно такими стопариками. Тем более крепление фонарей на крыле у фп220 и фп230 различны.
С фонарями согласен. Скорее всего - это переходная партия была, когда начали уже выпускать МВ-750М, и из остатков лепили МВ-750, комплектуя их уже новыми крыльями и фонарями. Или это уже после ремонтных мастерских. Насчет вертлюгов: как раз на М-72 были защелки. Не помню точно конструкцию, но турель для пулемета отстегивалась защелкой внутри коляски. И диаметр трубы был меньше. На всех МВ (и даже 650) я видел только один тип фиксатора - зажимной. И каталог от 64 года гласит только про зажимной. Если есть документальная информация по защелкам - прошу поделиться, очень интересно.
Немножко, с позволения Юры, пофлужу.
В теме М-72 я не силен но если я не ошибаюсь в емки передняя турелька была разборная и здесь на сайте было фото такой турели. Думаю там тоже были различия но это уже знатоки поправят, я в этой тематике не притендую на истину.
Интересен мне тот каталог от 64 года о котором пишите, или же Вы ошиблись и говорити о каталоге доступном на сайте? Если да, то он от 73 года.
Что качается турели без проточки под стяжной хомут и с защелкой, то ее можна увидеть в каталоге запчастей К750В от 62 года и в Временных тех условиях на кап ремонт мотоциклов К-750, К-750В и МВ-750 от 1967, и именной в ней нарисован только один вид турели (стр.347) и он под защелку, и что-то мне подсказивает, что если би был другой вид турели на МВ на то время, то деталь би была указана под другим номером и нарисована, но это мои догадки.
В инструкции по уходу и эксплуатации МВ750 есть такой вкладиш:
Такого типа каляска, о которой пишет ПРИМЕЧАНИЕ, есть у меня и именно на ней была турель передняя и задняя с защелкой и без проточки под стяжной хомут (заднюю с под носа сперли у меня).
не так давно на оппозите продавал один человек запчасти на МВ и была идентичная турель с идентичним шнурком.
Также, совсем недавно вылезли одни атифакты и там была идентичная каляска о которой пишет примечание:
Мало того но именно этом типе каляски вылез еще один нюанс.
У меня есть в наличии ранняя каляска на К750В до 61г, на МВ750 65-66гг, которые обе без крепления на канистру, на МВ750, на МВ750М и МВ650М. При сравнении данного материала вилезло что большое ухо крепления БСЛ на калясках - К750В и МВ750 65-66гг., приварено ближе к заду мотоцикла по сравнению с остальними.
На фото: слева МВ750 65-66гг., справа МВ750М
- МВ750М
- МВ650М
Интересно то, что если пробовать закрепить БСЛ-110 на крепление колясок К750В и МВ750 65-66гг., то черенок не садится на хомут. Вот и размышляю, била ли другого типа БСЛ, по всей видимости уже, но пока не удалось найти. Кто в теме и что знает, то буду благодарен.
Еще сравнивая железо вилезло маленькое различие в самой раме каляски. Также как оказалось ести и разница хотя не большая в калясках К750В, но от етом наверное в другой теме.
P.S. На этих двух фото можна рассмотреть и отсутствие проточки, и отсутствие канистри, и с какой стороны спарение хомути, и где большое ухо под лопату. :)
____________________________________________________
Судьба заботится о том, чтобы не было счастья, добытого ценой преступления
Шикарно, надо по оппозиту полазить, систематизировать инфу
Я говорю про свой каталог, личный. Он у меня 1964 года. Причем, естественно, не перепечатка и не скан, а оригинал. В принципе, я подробно не сравнивал, но мало он чем отличается от каталога, приведенного на сайте. Что касается колясок, полагаю, что ИМЗ передал (естественно) вместе со станками на КМЗ еще и остатки запчастей, поэтому ранние МВ-хи комплектовались колясками М-72. Тем более,такое крепление БСЛ, если мне не изменяет память, как раз и характерно для М-72, да и стойка с защелкой и крепление насоса слева, а не справа тоже. Это всего лишь предположение.
Фотки интересные, спасибо. Можете сделать крупные фото хомутов насоса, которые с левой стороны (фото №4). И каков внутренний даметр стойки на фото №2? По всем признакам - это стойка для крепления турели под ДП-27, а не вертлюга под РПД.
И приобретение, и желание раритет сохранить, вызывает только чувство уважения. Молодец!
Оо, похоже, я узнал этого грозного юношу в ветровке и ушанке )))
Ага, это я, собственной персоной!
Не, тебя я узнал. Я про предпоследние фото.