Шагаа Биле 2014 | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов

Шагаа Биле 2014

Шагаа Биле! С Новым годом! В ночь с 30 на 31 января буддисты отмечают приход нового года. Года деревянной лошади. Празднование идёт целый месяц и этот месяц называется Белый. Давно хотел посмотреть этот праздник. Буддистов у нас в стране не много. Калмыкия, Бурятия да Тува. Вот в Туву мы и отправились. 30 января ближе к обеду в составе трёх человек. Это рассказ оппозитчика.
Всю дорогу светило солнце и стоял лёгкий морозец -28. На перевалах скользко. Со смотровой возле противолавинной галереи фотка для oppozit.ru хорошо виден хребет Ергаки фотка для oppozit.ru . Чем ближе к Тыве тем больше радует погода. Остановились в кафе в Арадане. Взяли с собой в дорогу манты и пончики. Воздух не просто чистый, а даже какой-то густой от кислорода и таёжного аромата. На градуснике не больше -15. Едем дальше. Дорога петляет вдоль рек и ручьёв. Перевалы за перевалами. фотка для oppozit.ru Приближаемся к границе Красноярского края и Тывы. Она проходит на вершине перевала. фотка для oppozit.ru На перевале много ритуальных сооружений фотка для oppozit.ru
Мой хороший тувинский друг Алик заранее забронировал нам квартиру в Кызыле. Даже две на выбор. Мы выбрали двушку в центре за 2тыр. в сутки. По-моему нормально. Машину угнали к нему в гараж и занялись изучением праздничной программы. Празднование Шагаа начинается в 00 часов и продолжается до первых лучей солнца. Проводится два основных действа. Первое на горе Тоге (Догээ) с ламами и официальными лицами и второе на площади с шаманами. И то и другое до рассвета. Хоть разорвись! Мы решили идти на гору. Праздник всё-таки буддийский и ламы более уместны да и к тому же будет повод приехать ещё раз и сходить к шаманам. Алик обещал заехать за нами в 4:00. В эту ночь спать нельзя. Будда облетает землю и бодрствующих очищает от скверны, исполняет их желания, а спящих принимает за мёртвых и ничего не исполняет и не очищает. Ну, оно и понятно. Мёртвые же. Мои спутники вырубились без задних ног, а у меня сна ни в одном глазу. Ворочался и ждал сигнала будильника. Даже принятые перед сном 100гр. наркомовских не помогли, а больше у нас не было. Да и нельзя пьянствовать в этот праздник. У празднования Шагаа есть ещё одна интересная особенность- на гору допускаются только мужчины, а женщины должны готовить еду и встречать мужей дома. Не сказать, что эта новость расстроила мою жену. Поворчав для вида о дискриминации женщин она с чистой совестью продолжила спать. К 4:45 подъехал Алик и мы помчались на гору Тоге, что на другом берегу Енисея. Несмотря на столь ранний час народу было много. У подножия горы хорошо организованная площадка и расчищенная дорога к вершине. К обрядовой площадке организована бесплатная доставка маршрутками, но давка была очень сильная и мы решили пройтись пешком. фотка для oppozit.ru Подъём 2,5км занял около часа по времени и хорошо согрел нас в -28. Мой товарищ немного поснимал дорогой, но D90 довольно быстро замёрз и отказался работать. Осталась одна надежда на мой D800E. Почти перед самой площадкой нас догнал кортеж с официальными лицами. Довольно длинная колонна из джипов. На площадке организован обогрев и питание. фотка для oppozit.ruНароду скопилось уже прилично. фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru а прямо над ней, на одной из вершин горы, будет проходить молебен и сожжение ритуального костра. Мы поднялись по снежной целине на довольно крутой склон и оказались возле большого скопления людей. Я поднял фотоаппарат на вытянутые руки и попытался сфотографировать, что происходит в центре этой людской массы. Но людей на вершине скопилось так много, что камера не достала. фотка для oppozit.ru Я попытался протиснуться в центр этого действия. Волшебная фраза "Пропустите прессу" и большой фотоаппарат со вспышкой и объективом 24-70 творят чудеса. Буквально на руках меня пронесли в центр этого мероприятия. Это действительно был центр. Центр большого круга с жертвенником посередине. Жертвенник представляет собой костёр около 1,5м высоты из поленьев и продуктов. Продукты в основном мясные и молочные. фотка для oppozit.ru Вокруг этого костра в радиусе 10м сидят и стоят люди. В своей жизни я не видел более простого и демократичного праздника. Прямо на земле сидят члены правительства, председатель правительства, духовенство, народ и ни какой охраны, заборов, оцепления. Всё просто. Пафоса нет.фотка для oppozit.ru Председатель правительства что-то очень оживлённо говорит на тувинском и люди его с интересом слушают. Наверное, с праздником поздравляет. фотка для oppozit.ru Затем он начал делать какие-то движения имитирующие борьбу, по крайней мере я это так понял. фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru После его выступления ламы начали читать мантры. Было интересно. В их чтении даже прослеживалась какая-то мелодия. Простая и однообразная, но приятная. фотка для oppozit.ruПока ламы читали мантры все люди вокруг начали молиться. фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru Потом председатель правительства подошел к жертвеннику и начал поджигать его веточками артыша- это благовоние, трава. Артыш постоянно используется при обрядовых действиях не только у тувинцев, но и у хакасов. фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru Стали подходить ещё люди и тоже разжигать костёр и бросать в него пищу. фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru Когда огонь разгорелся достаточно сильно ламы снова начали петь мантры, а все вокруг упали на колени и стали молиться фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru Когда всеобщий молебен закончился люди начали подходить к огню и бросать в него свои подношения, а мне пора было оттуда выбираться и искать своих спутников. Зацепившись за группу телевизионщиков я выбрался за пределы круга и отправился искать своих. Они оказались неподалёку. Алик развёл небольшой костерок чуть в стороне и сам проводил обряд. Мне он дал веточку артыша и объяснил как нужно делать. Артыш нужно разжечь от костра, затем резко стряхнуть его что бы он погас и начал дымить. После этого со всех сторон нужно тщательно окуривать себя дымом. Таким образом ты выгоняешь из себя всё плохое, очищаешься. Кроме этого нужно ещё положить в огонь пищу, сгорая она является пищей для духов.
Затем нужно налить в чашку молоко и вращаясь по часовой стрелке (по ходу солнца) окропить землю вокруг себя. Тем самым тоже задабривая и благодаря духов. После этого снимаешь с себя верхнюю одежду и внутренней стороной трижды хлопаешь ею по чистому нехоженому снегу фотка для oppozit.ru тем самым тоже очищая себя изнутри. После этого нужно одеть одежду и трижды перевернуться по чистому опять же нехоженому снегу и очистить себя снаружи. Проделав все эти мероприятия (кроме кувырканий) мы начали потихоньку спускаться к машине. По дороге Алик завёл интересную беседу:
-Знаешь, когда считается вовремя начало тувинской свадьбы?
-Нет.
-Если опоздали всего на час.
-Почему именно на час?
-Именно на такое время всегда ориентируются кафе и рестораны при проведении свадеб. Если опоздали на час то это очень хорошо. Обычно опаздывают больше. Бывает и на 4 часа могут гости задержаться.
-Ну, разве это нормально?
-Нет конечно. Это плохо. Но, ничего не поделаешь. Это у нас в крови. У тувинцев нет пунктуальности. Мы, нация кочевников-скотоводов. Стоянки далеко друг от друга. Пока доберёшься.
Бывало, что далёкие родственники на три дня опаздывали.
В беседе о пунктуальности и национальных особенностях мы спустились к стоянке. Несмотря на мороз и малоподвижность всех этих процедур я совершенно не замёрз. Мне даже было немного жарко. Усталость стала давать знать о себе, всё-таки я не спал уже третьи сутки, чувство удовлетворения от увиденного и пережитого и легкий голод манили домой. Там тепло, тихо и жена должна встречать с наготовленными блюдами. Хотя, с блюдами я конечно загнул. Жена, тепло и тихо этого вполне достаточно. Едем домой, ведь на завтра программа не менее интересная.
Утро началось в 11. Решили позавтракать в кафешке. По дороге наткнулись на несколько местных достопримечательностей фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru После завтрака пошли на площадь ората. Там уже пора начаться праздничному концерту. В центре площади стоит драмтеатр и возле него идёт праздничное мероприятие. Такое я видел в первый раз. В живую в первый раз. По телевизору - это одно, а когда по настоящему- это совсем по другому. Экзотично даже. Танцы драконов, костюмы зверей, всадники... фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru
Концерт продолжался довольно долго. Мне понравился не только национальный колорит, но и мастерство артистов. Это не самодеятельность. Всё на очень высоком уровне. Нет никакого подражания или копирования, всё к месту, легко и естественно. Я был приятно удивлён. Такие концерты смотреть стоит.
После плясок и песен на сцену вышел молодой лошадка. Символ наступающего года. Как он отплясывал! Озорно и весело. Народ от его плясок ржал, как конь. фотка для oppozit.ru Следом за лошадкой вышла змея с белым шарфом. Она, символ уходящего года. Степенная и мудрая. фотка для oppozit.ru
Змея символично передала правление лошадке. Одела на неё белый шарф- символ белого месяца Шагаа. Теперь деревянная лошадь вступила в свои права символа года.фотка для oppozit.ru
Кульминацией всего этого мероприятия стало выступление верховного ламы и запускание в небо разноцветных надувных шариков.фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru Потом были выступления официальных лиц. Все их выступления и отчеты были на тувинском и мы ничего не понимали. Судя по уверенной речи выступающих я сделал вывод, что в Туве всё путём и мы пошли в музей.
Музей республики Тыва заслуживает отдельного рассказа, но лучше в нём побывать. Это совершенно новое ультрасовременное здание в национальном стиле. На нескольких этажах расположены разнообразные выставки, экспозиции. В нижнем ярусе есть стелларий куда собрали множество каменных стелл и изваяний. Многим из них несколько тысяч лет, а мастерство обработки поражает и сейчас. Летом мы с женой были в этом зале и я постарался максимально его отснять. Но главной жемчужиной музея несомненно является золотая комната. Съёмка там запрещена. В этом помещении выложены находки из царского захоронения Аржаан 2. 23кг золотых изделий. 1,5 килограммовая царская гривна, гривна царицы, несколько сотен золотых кабанов, заколки и псалии... Чего там только нет! Одежда царицы была обшита мельчайшим золотым бисером отверстие в котором тоньше человеческого волоса. Как это сделали 2 тысячи лет назад? Сегодня нет ответа на этот вопрос. Я был в музее в третий раз и мне не надоело. При случае обязательно схожу ещё и всем рекомендую.
После музея пошли домой. По дороге хотели купить пива или коньячку, а лучше и пива и коньячку вместе, но торговля спиртным в Туве на 4 дня праздников запрещена специальным распоряжением правительства. Город действительно трезвый. Абсолютно. Мы с этим столкнулись ещё вчера. Когда приехали и наша початая чекушка стремительно закончилась мы пошли прогуляться по ночному Кызылу и прикупить чего-нибудь, но не тут то было. Но сегодня удача нам улыбнулась. Я уговорил администратора одного из магазинов продать мне пивка, а мой товарищ взял себе коньячку. Усталость за пару дней накопилась да и впечатления нужно переварить. Решили, что на сегодня нам хватит и мы расслабляемся. Вечером прогулялись по праздничному Кызылу.фотка для oppozit.ru
День отъезда. Надо сдавать квартиру и ехать домой. С Аликом договорились на 8 утра. Он приехал в 10. Вспомнился его рассказ о тувинской пунктуальности. Улыбнуло. Вот и Алик. Едем за машиной. На улице -30, но мороз не чувствуется. Забираем машину и едем. Сначала решили прокатиться по городу. Там есть магазин Азия. Давно пытаюсь попасть в него, но как-то не получалось. В этом магазине продаются носки из шерсти сарлыка и из конского волоса. Есть и просто шерстяные и из верблюда, но сарлычьи и конские круче всех. Они с массажным эффектом и греют мокрые при этом влагу в себя не впитывают. Как рассказывают охотники- их можно просто стряхнуть и они сухие. Ногу не трут. В общем, страсть как они мне нужны. Нашли мы этот магазин, а носки закончились. Обидно, досадно, да ладно. Две пары таких носков встали бы по цене в 5000руб. Столь высокая цена сгладила моё расстройство.
Быть к Кызыле и не посетить монумент Ценр Азиии всё равно, что быть в Москве и не посетить Красную Площадь. фотка для oppozit.ru Прогулялись по набережной Улуг Хема - великой реки (Енисей). Течение в этих местах сильное и Енисей весь в торосах. На противоположном берегу видна гора Тоге. Это на ней проходило ночное обрядовое мероприятие. Кстати, ночной праздничный Кызыл с неё отлично виден. фотка для oppozit.ruКызыл стоит практически на слиянии Бий Хема (большой реки) и Каа Хема (малой реки). Сливаясь они образуют Улуг Хем. Возле этой горы сливаются две реки. Слева Бий Хем, а справа Каа Хем. фотка для oppozit.ru На заборчике набережной много замочков "на счастье" от молодоженов. фотка для oppozit.ru Раньше рядом с Центром Азии был центр шаманизма республики Тыва. Старое одноэтажное здание из кругляка. Внутри висели бубны, шкуры медведей, волков и лис, клыки, перья, чучела птиц и много ещё чего и пахло артышем. Мрачноватое помещение и жутко интересное. Рядом с этим центром стояло какое-то сооружение из брёвен, а посередине на куче камней находилось чучело орла. Здание снесли, центр шаманизма куда-то переехал, а сооружение стоит и сейчас, только вместо чучела орла на камнях сидят черные тувинские воробьи.фотка для oppozit.ru
После Центра Азии заехали в хурээ - это буддийский храм. фотка для oppozit.ru Возле него я встретил монаха. Мне он показался знакомым. Где-то я его видел. Вспомнил, это же верховный лама. Это он вчера выступал на празднике и запускал шарики в небо.фотка для oppozit.ru
Программа выполнена. Пора ехать. Дорога домой была долгой. Мы часто останавливались. Было пасмурно и шел мелкий снег. Вот несколько фото фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru
После двухметрового снежного туннеля подъехали к противолавинной галерее или просто полке. Так она выглядит с другой стороны фотка для oppozit.ru
Дорога снова петляет вдоль замёрзших рек фотка для oppozit.ru фотка для oppozit.ru
Эта поездка закончена. Домой приехали уже вечером. Ещё в Кызыле, ночью, сдавая на зад, я не заметил декоративный столбик ограждения и прижался к нему. В результате раздавил плафон противотуманки и потерял катафот бампера. Думал, что потери на этом закончились. По дороге начало травить правое переднее колесо. Надо делать. Но это всё мелочи. Поездка удалась на славу. Бог даст, в следующем году сгоняем снова.

Тракторист
din63's picture

Здорово. Интересно было прочесть и увидеть хоть на фотографиях.

Fizruck's picture

Когда открыл блог, сразу понял от кого он.
Люблю твои обзоры Тракторист, пиши еще. Интересные и познавательные они у тебя выходят.

Тракторист's picture

Дописал обзорчик. Читайте на здоровье.

Bordo's picture

Круто. Но где мотоциклы?

Тракторист's picture

В этой поездке только мотоциклист))) Но мотоциклы тоже будут. Я сезон открыл 24 января. Вчера ездил на заброшенный карьер черного мрамора, фотки подготовлю и выложу.

Duke_Biker's picture

Я в 14 году по осени в Туране месяц жил в командировке:)
Страшно не умереть, страшно - не жить!

И как тебе Туран?

В этом году Шагаа встречают в ночь с 23 на 24 февраля.