МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОВОДКИ
Дальнейшее уменьшение проводов управлением светом в электрооборудовании мотоцикла.
Данная схема (рис 1) предназначенна для сокращения управляющих проводов в проводке мотоциклов типа урал (12в), днепр (12в) и других, использующих бортовую сеть постоянного тока 12 вольт. Эта схема является частью модифицированной схемы эл.оборудования, предназанченна в первую очередь тем, кто хочет избавится от висящих проводов на руле путем «упаковке» оных в руль.
Как видно из схемы провода, идущие на переключатели режима (выкл-габарит-фара), переключатель дальний-ближний и переключатель поворотов замещаются на 2 провода.
В основе идеи такого включения – многоуровневое управление, что позволяет сократить количество проводов до двух для данных переключателей.
Для работы указателя поворотов необходимо 3 уровня напряжения на входе этого устройства, что реализуется простой логикой со смещением уровля логической 1 на входе. Для реализации этого было введены стабилитроны, которые и позволяют достичь такого смещения. В данном случае, рассматривая часть схемы, отвечающей за указание поворотов рассмотрим момент, когда переключатель поворотов будет замкнут через стабилитрон VD3 на землю. В этом случае на входе лог элемента DD1.5 напряжение не превысит уровня в 4 вольта, что недостаточно для переключения его в другое состояние, тк порог срабатывания элементов КМОП структуры состовляет 0.5 от питающего напряжения (в данном случае порог-5вольт), а на входе DD1.4 будет напряжение 7.8 вольт (напряжение стабилизации VD3 и VD7), что является для этого элемента лог 1. на выходах этих элементов получаем инвертируемое напряжение, что вызовет срабатывание реле К5, управляемое транзистором VT5, через резистор R8, служащим для ограничения тока элемента DD1.5. Cработавшее реле замкнет своими контактами цепь теплового реле (кстати, тут можно вместо теплового реле использовать посовременнее реле, устанавливаемое на автомобилях ВАЗ 2108-21099) на лампы указателя поворотов (на схеме не обозначенны)
В среднем положении переключателя на обоих входах лог элементов будут находится лог 1, что не вызовет срабатывания реле.
В третьем положении переключателя на входе DD1.5 лог элемента будет лог 0 (соединение с землёй), а на DD1.4 напряжение около 4 вольт, что недостаточно для его переключения. Аналогично первому положению сработают оба реле. К5 подключит своими контактами переключающий контакт К4, а реле К4 переключит своими контактами на другую «гирлянду» ламп поворота.
Аналогичным образом работает и управление светом (габарит-ближний-дальний).
Только используется не 3 уровня управления а 4 (выключено-включен габарит-включен габарит и ближний-включен габарит и дальний свет), только уменьшенны «пороги» переключения элементов и несколько иначе реализованна логика работы реле, позволяющая не отключать лампы габаритов.
Питание микросхемы осуществляется от стабилитрона VD4 и состовляет 10 вольт.
Конструкция и детали: вся схема, кроме реле и диодов VD1-VD3 может быть размещенна на куске стеклотекстолита размерами 30Х45 мм (удобно использовать монтажную плату), после сборки и настройки покрыта водостойким лаком и помещенна в ударопрочный корпус
VD1, VD3, VD7 – кс139
Т.к. наша промышленность не выпускает стабилитронов с напряжением стабилизации 2в, то в качестве диода VD2 можно рекомендовать использование прямовключённых 3-х кремниевых диодов или один светодиод с падением на нем 1.8-2 вольта.
VD4 –кс510 или аналогичный 10 вольт 40 ма
VD5, VD6 –прямовключённые светодиоды с напряжение падения 1.8-2 вольта
VD8-VD12 –любые кремниевые диоды, прямой ток до 500 ма и обратным напряжением от 50 в
VT1-VT5 –кт972, кт829 (NPN транзисторы с коэф усиления от 200 и током колектора не менее 500 ма )
R1, R2-от 1 до 3 Ком
R3-100-240 ом 2Вт
R4-R8 –680ом-1.2Ком
С1 –от 500мкф до 2200мкф на напряжение не ниже 16 вольт
К1-К5 –«автомобильные» реле с контактами на переключение (напряжение срабатывания 7 в, ток при напряжении 12 в –130 ма, коммутируемый ток до 30 а)
К6-тепловое реле поворотов.
рис 2
Было-бы глупо, реализовать данную схему, оставив стандартное управление включением двигателя и сигнала. реализовать такое управление, сэкономив еще один провод (питания) на руле можно, воспользовавшись схемой №2 или №3. обе эти схемы позволяют комутировать сильноточную нагрузку относительно слаботочным управлением, замыкая управляющий провод на массу. В схеме №2 используется реле, а в №3 используется мощный P канальный полевой транзистор. Lанные схемы в виду их простоты в коментариях, надеюсь, не нуждаются.
рис 3
Дополненное схемами №2 или №3 устройство размещается вблизи генератора или аккумулятора. Управляющая проводка выполняется проводом мгтф 0.33 мм или толще. Для придания большей прочности помещается в термоусадочную трубку, закрепляется несколькими витками нити вокруг стальной жилы старого или ненужного тросика, который в свою очередь крепиться одним концом к трубе руля, а другим припаян к разьёму (для удобства возможного ремонта, например смена подшипников рулевой колонки, непосредственно у самого устройства установлен разьём типа DB9 или DB25, используемый в компютерной технике, позволяющий оперативно «отключить руль», а также имеющий два винта для надежной фиксации соединения). Сам тросик и провода управления дополнительно еще раз помещаются в термоусадочную трубку.
народ,переходим на интелектуальные ключи-Ir3314- 40р штука,интелектуальный бредохранитель встроен..
управление логикой,12мОм.
к дискуссиии Manowar и Programmer: все провода, что идут рядом и параллельно друг другу можно успятать в... (не знаю как называется) кембрик, кот. разрезан спиралькой- влага не скапливается, провода не задеваются и уменьшается вероятность их повреждения.
кт972 -то? они мелкие -дешёвые-доступные и ИМЕЮТ коэф передачи тока не менее 750 .
компактнее тех-же кт630 , стоят дешевле .
по поводу мощности-разве они(кт972) тянут 15а? может 1.5 ? ;)
надо дома в справочник залезть.
если ты про полевики-то ими можно заменить реле. а не управлять ими реле.
ахха. щаз ! i2s тебе организую , а тебя еще и в попку чмокну.
не нравится-не делай.
2 manowar Прикольная схема! Я в ней правдо не всё понял но общая задумка ясна! Реальный проект! как доработаешь звани я у тя закажу! :)
2 Xe-xe : это еще мне не встречалось ,во всяком случае в авто-мто технике. но эти принципы не новы.
как показал с точки зрения надежности? да никак ... 20 минут отработало. :) больше не юзал. буду делать на компраторах -тогдаи посмотрим
хе-хе|
а этот подход вообще, был реализован на какм-нить аппартае ? и как себя показал с точки зрени надежности
to ManoWar: ja poprobuju tozhe tstota vidumat, prishlju tebe na obsuzhdenije
2 programmer : я никогда не против критики .... вообще-то эту схему мне "заказал" Poison ... типа а можешь разработать с еще меньшим количеством проводофф -да не вопрос..... вот она... ну и вам... может на обсуждение ,а может и на моц.. :)
Я имел ввиду твою схему на полевиках, или аналогичную на релюхах с замыканием на массу... - Просто, надёжно, удобно... Количесво проводов на левом пульте около 5 сечением 0.2 каждый...
Помоему нет разницы 2 их или 5...
Вот если один сделать... но это ненадёжно...
Мляха муха... Мановар, в глазах моих гманитарно - лингвистических ты просто супер уважаемый чел!
Вот бы тока кто такую спаял бы мне, сказал куда какие провода тыкать и скока денег... я бы взял...
маладеТС"!
2programmer : вообщем я чего тут втирал(ушел от мысли) ... если изначально задаться целью прятать концы-то эта схемка "выгоднее" будет остальных ,а если "модернизировать" уже сделанную -то естесно смысла нет
2 Programmer: давай так ... пример такой : я пытаюсь избавиться от шлангов с проводами ,висящих на руле.
соответственно я делаю схему ,например та ,которая опубликованна в мото была хз когда ("прячь концы") -там количество проводов остаётся тем-же , там + заводится на руль -далее идет на переключатели и с них на релюхи-выигрыш только в диаметре проводов ,которые можно спрятать в руль. я предложил управлять не по + питания а замыканием на корпус -сэкономили 1 провод (корпус то везде есть :) ) да "обезопасив" схему -никакого кз не произойдет если провод перетрётся в отверствии руля . тут-же появились клоны этой схемы на релюхах с комутацией на землю , которые были тут опубликованны . вообщем несмотря на все изменения кол-во проводов осталось. далее моя разработка уже на Р канальных транзюках-кол-во проводом то-же - -1 штука... нехт генерайшн -эта схема ,где уже не ведутся пучки проводов к контактам переключателей . кстати , не 2-х а от 3-х проводов избавляемся. схема вообщем то не сильно усложняется наличием одной мс. будующая разработка -спустя пару дней как обьявится тайм на поход по рынкам-магазинам .... гы... пора опять браться за микропроцессорную технику-тогда вполне вероятно появление схемы с 2-мя или 1 проводом ... по шинке I2S ... или по радиоканалу... ну ... это... посмотрим.. все зависит от того ,что с моей точки зрения будет "выгоднее" реализовать и от сложности. а пока критикуйте.
Пипец...
Включение света посредствам троичного кода? Для экономии 2х поводов сечением 0,2?
а че тут думать? я даже скажу "недостатки" этой конструкции - "неправильная работа" при снижении питания ниже 8 вольт.вообщем реально всё это фигня ,тк я не представляю того ,кто будет включать поворотники и дальний свет ,когда аккум разряжен в 0(а 8 вольт на акб-это уже весьма глубокий разряд) борюсь с этим .. вообщем могу подсказать решение , которое прокатит и при снижении напряжения до 6 вольт.
это приминение вместо лог элементов компараторов , но нужного количества я не нашёл у себя а ехать покупать тайму нет.
тогда для задания порога переключения не надо будет ставить стабилитроны да светодиоды -вместо них будет резистивный делитель напряжения бортовой сети -тогда сама схема будет работать и при 3-х вольтовом питании (по справочнику нашел подходящие по параметрам компараторы ,рабочие напряжения которых лежат в пределах от 3 до 18 вольт),но тут еще одна "проблема " -реле . у них напряжение срабатывания (у ширпотребных, "автомобильных") 7 вольт.
так вот пока в разработке подобная система с компараторами и БЕЗ реле ,аналогичная этой.
распечатал, подумаю....
кто нибудь повторил?