Советы к дальнобою...
ОППОЗИТ.РУ и Первый Независимый Байкерский Сайт - представляют:
Советы к дальнобою...
При движении в одиночку или во главе колонны и при приближении к перелому рельефа дороги, сдвиньтесь от осевой линии правее. Иначе, когда вы увидите появившийся из-за перелома горы встречный поток машин, может быть поздно - вдруг кто-то из двигающихся навстречу вылез на встречную полосу и прет вам в лоб? Если вы сдвинулись вправо заранее, у
вас будет запас места по левой стороне дороги, чтобы разойтись.
При движении группой самого опытного приятеля лучше поставить в хвост, чем во главу колонны. Ведь ему придется прежде всех остальных разбираться с возможными неприятностями типа аварий, поэтому он должен иметь возможность наблюдать развитие событий, чтобы оценить последствия. Находясь в хвосте колонны, он сможет наблюдать и оценивать поведение и наличие навыков сотоварищей и рекомендовать им оптимальные перестановки при движении в колонне. Кроме того, именно руководитель группы отвечает за окончание процесса смены полосы движения (см. ниже). На него ложится большая ответственность за сохранность и безопасность членов группы, поэтому его позиция замыкающего наиболее удобна для контроля над ситуацией.
При движении колонной смену полосы движения со скоростной на более медленную (правую) рекомендуется проводить постепенно. Это происходит следующим образом: если по медленной полосе справа от возглавляющего колонну движется автомобиль и у колонны возникает необходимость сдвинуться на проезжей части правее, то ведущий мотоциклист обгоняет этот автомобиль, занимает полосу на безопасном расстоянии впереди него (сдвигается правее) и продолжает двигаться по новой полосе, не снижая при этом скорости, чтобы дать возможность всем кто следует за ним в колонне, занять свою "ячейку". Маневр колонны при этом напоминает волнообразное движение - каждое звено плавно перетекает в соседнюю полосу друг за другом на постоянной скорости. Замыкающий руководитель группы меняет полосу последним. Важно, чтобы ведущий после смены полосы поддерживал скорость, "вытягивая" колонну до тех пор, пока все члены группы вместе с замыкающим не окажутся на новой полосе. Маневр необходимо совершать за минимально возможное время, но без лишней спешки. Лишь после того, как замыкающий занял свою ячейку на новой полосе (на достаточной дистанции перед обогнанным автомобилем! - чтобы невольно не раздражать его водителя), ведущий может начать постепенно снижать скорость. Если ведущий не может точно понять, что происходит позади него и готова ли колонна к началу торможения, замыкающий должен информировать ведущего о своих действиях и о наличии безопасной дистанции между ним и движущимся сзади автомобилем (предполагается, что все члены группы имеют встроенную в шлемы радиосвязь). Окончательный выбор конкретного места для запланированной остановки делает ведущий (с учетом того, что у него наилучший фронтальный обзор), не забывая заблаговременно подавать соответствующие сигналы другим членам группы.
Смену полосы с медленной на более скоростную (левую) следует проводить, наоборот, с хвоста колонны. Первым скоростную полосу занимает замыкающий руководитель группы, а все остальные имеют право сдвинуться влево только после того как это сделал движущийся позади него мотоцикл. При этом желательно, чтобы движущийся сзади мотоциклист жестом или по радиосвязи подтвердил своему переднему товарищу, что он готов принять его перед собой. Этот прием - лишь часть общепринятой техники безопасного выполнения маневров при движении в колонне. Почему именно так? Потому что замыкающий колонны, заняв более скоростную полосу своим мотоциклом (при этом никого не подрезав!), создает впереди себя некое свободное и постоянно увеличивающееся пространство (увеличивающееся потому, что полоса-то более скоростная и движущийся впереди нас поток уходит в отрыв). В это пространство и вливаются волнообразно все идущие впереди него члены колонны.
Бросить взгляд в зеркало перед перестроениями - неотъемлемая часть процесса, это не подвергается никаким сомнениям. Если видите в зеркале помеху, воздержитесь от маневра - это тоже естественно. Но, даже если очевидной помехи не видно, это не значит, что ее там нет. Контрольная проверка поворотом головы вас не затруднит, но может спасти жизнь. Помните о мертвых зонах.
Если участок покрытия впереди вас сильно блестит или имеет насыщенный черный цвет, лучше выбрать другую траекторию движения. При движении в колонне вы совсем не обязаны следовать по колее идущего впереди мотоцикла.
Более того - лучше вовсе этого не делать, а двигаться в шахматном порядке в пределах полосы, дабы иметь расширенный сектор обзора и возможность маневрирования.
Движение по автомагистрали предполагает выполнение некоторых очевидных правил, которые по непонятным причинам многими игнорируются. Так, двигаясь по крайней правой или по второй полосе и при приближении к развязке, с которой на вашу дорогу может вливаться транспортный поток, несложно повернуть голову направо и проконтролировать, не вываливается ли кто на вашу полосу, не уступив вам дорогу.
Выбираем полосу
Движение по центру своей полосы имеет приемущества, хотя некоторые мотоциклисты склонны придерживаться какого-то суеверного мнения, что это неправильно. Учтите, что препятствия на дороге (крупные ветки, упавший с попутного транспора груз и т.п.) обычно лежат не посередине, а именно сбоку, в районе разметки. Держитесь середины в условиях сильного ветра или при обгоне крупнотоннажных грузовиков, если их два и они движутся по двум соседним полосам - слева и справа от вас, или при езде по крайней левой полосе, если встречное направление отгорожено отбойниками или разделительными заграждениями. Принято ошибочно считать, что дорожное покрытие на середине полосы может быть более жирным и скользким - на скоростных шоссе асфальт загрязняется примерно одинаково.
Тонкости остановки
Еще один совет, который инструкторы дают в мотошколзх своим ученикам и который нам хотелось бы немного развить: всегда при остановке касаться дороги одной ногой. Это разумно в том случае, если у вас небольшой мотоцикл, но если это турер, то останавливая его, надо ставить на асфальт для упора обе ноги.
Перестраиваемся без проблем
Не менее важно, приближаясь по крайне правой полосе к плавному съезду с автомагистрали, обернуться налево и посмотреть, не хочет ли какой-нибудь лихач, "подрезать" вас, уйти с магистрали направо. Наиболее оптимальным является движение по второй слева полосе. На ней вы не создаете особых помех "гонщикам", идущим по крайней левой - они всегда смогут вас обогнать, и вы не особенно рискуете, так как по статистике именно здесь происходит менее всего
перестроений (конечно, если речь не идет о трехполосной дороге).
Скользкие пятна на дороге не прощают ошибок и могут быть очень опасными. При завершении торможения на скорости менее 5 км/ч можно остановиться ЗА СЧЕТ ПЕРЕДНЕГО ТОРМОЗА, чтобы обе ноги при этом оставались свободными. При этом снимать ноги с подножек до полной остановки совсем не обязательно.
Много лет назад в мотошколах учили, что надо ставить на асфальт для упора правую ногу, а левую можно оставить на подножке. Теперь программу изменили, и, согласно последним указаниям, инструкторы а мотошколах говорят, что в качестве упора должна использоваться левая нога, а правая должна оставаться на педали тормоза, Но ведь понятно, что ни в том, ни в другом случае мотоцикл по определению не будет находиться в вертикальном положении. Если придется резко трогаться с места (чтобы, например, убраться с того места, куда вот-вот влетит машина, которая, кажется, не может затормозить), с одной упорной ногой сделать это будет сложнее, чем с двумя, потому что сначала надо будет выровнять мотоцикл, затем снять ногу с педали тормоза - все это занимает немало времени, и старт окажется не таким быстрым, как хочется.
Разработка:
Угрюмый
Палыч
Highlander