"Дети Чуйского тракта" (Часть 1)
Всё с чего-то начинается. Мои приключения всегда берут начало с маленькой такой мышки-мыслишки, настойчивой и беспокойной. Сначала она мне не даёт покоя, а потом я не даю покоя Сашке, всеми известными мне методами втягивая его в очередное мото-приключение. Но не в этот раз. Тут в начале было слово. Слово, сказанное Бордо на осеннем Синеже за приятственным распитием хмельных напитков.
- Алтай, - услышала я из уст Виталия и, сделав «стойку», как гончая, напавшая на след, далее уже вся обратилась во внимание.
- Так ты собираешь команду друзей для поездки на Алтай?
-Ага. Есть желание присоединиться? Думайте, до лета времени полно. Собираемся ехать в июле.
Да что уж думать! Здорово! Алтай! Никогда там не были, надо ехать! Интересно со всех сторон: во-первых, прям настоящий дальняк, 6000 км (туда мотоциклы планируется закинуть на фуре); во-вторых, мы с Сашкой впервые поедем не одни, а в колонне! Это ж ну совсем всё по-другому! Дисциплина, жёсткий график движения, чёткое распределение обязанностей, короткие отрывистые команды «главного», суровые обветренные лица, усталость, но все знают, есть такое слово - «надо»… Какая наивная глупышка! Это ж оппозитчики! Тут царит демократия на грани анархии!
Осень отшуршала, зима пролетела, вот и день рождения oppozit-a во Фрязино. Приехал Виталий, и мой первый же вопрос к нему:
- Так как там с Алтаем?
- А мы уже готовимся! Так вы едете?
-Да!!!
- Тогда высылаю вам по электронной почте начальный план. Пишите свою почту!
Оказывается, едут Бордо с Аней, Академик с Дашей, дядя Слава с Олей, Волкодав, и на обратном пути в Ирбите присоединится Денис, который Панда. А ещё мы! 5 колясычей и белый «Волк»! Всё, больше ни о чём не могу думать!
Сразу, как получили план, сели клеить карту Алтая. Я распечатываю по кусочкам, нумерую. Саша клеит. Цветными карандашами провожу линии маршрута, считаю пробег за каждый день… и так до 2-х часов ночи. Зато запомнила названия алтайских городов и посёлков. Это самое начало, а впереди ещё сколько было вечеров, просиженных в интернете за сбором информации об Алтайских достопримечательностях! Потом последовал отсев большой их части из-за труднодоступности, удалённости от маршрута… Ну и наконец начинаю анализ «сухого остатка», пытаюсь включить посещение самого интересного в план поездки, раскидать по дням, по времени… Всё так интересно! Сложность в том, что я толком никого не знаю! Девушек вообще ни разу не видела. Надо ли вообще всё это? Выношу на общее обсуждение. Ребята заняты техническими вопросами, им не до этого. Да и неясно ещё ничего с фурой. Нда, тут не кружок краеведения.
А вот я, пока читала про Алтай, загорелась поехать в долину реки Чулышман, через перевал Кату-Ярык, посмотреть на «каменные грибы». Это такие огромные столбы с валуном - шляпкой на вершине, образовавшиеся из горных пород в результате выветривания. Бордо написал в плане, что собирался завернуть в Монголию, «за нашивкой». Так ведь желающие в это время могут и на «грибы» заехать! Свернуть нужно с Чуйского тракта налево возле Акташа, далее через Улаган до перевала, а там и Чулышман, водопады, «грибы»… Вот только одна печаль - 120 км грунтовки и грейдера до «грибов»-то. Чуйский тракт идеален, а чуть в сторону, всё - асфальт идёт сначала урывками, потом кончается. А алтайские дороги размывает так, что даже местные на «Уазиках» и прочих «Газонах» после ливней не могут проехать. Туристы так попадают в ловушку: по сухому заезжают, а после дождичка выехать не могут. Тут только ждать, когда высохнет. А ещё грейдер и «Ретра» как-то не дружат… Всё умом понимаю, но чувствую – всё равно поеду.
Начинаю вести вербовочную деятельность среди лояльных мне элементов. Среди Сашки, конечно. Ему, как и всем, больше интересна и важна техподготовка мотоцикла, но фотографии с Алтайскими видами он посмотрел, меня послушал. А я птицею щебечу, разными непонятными словами и цифрами так и сыплю! Маршрут-то знаю уже как свои пять пальцев: посёлки, ориентиры, развилки, расстояния, смотровые площадки… Названия водопадов, пещер, легенды всякие о них… Ну прям Мата-Хари с Шехерезадой. При этом говорю всё как есть и про грейдер, и про крутизну перевала Кату-Ярык, в который нам, скорее всего, не залезть. Но не забываю тут же вставить словечко и про уникальность «грибов», и что они постепенно разрушаются, можно ведь и никогда их не увидеть…
- Ну, раз надо, значит, поедем…
Всё, больше мне ничего и не надо! Форт пал! Э-э-эх, авантюра! Что, интересно, скажет Виталий? Нас в Барнауле встречает Макс, его друг, который давно живёт на Алтае, занимается бизнесом, и про Алтай знает уж побольше моего. Я просила Виталия узнать его мнение насчёт моих идей.
- Ваши бабы долбанутые!, - передал мне Виталий слова Макса. Бабы, это, понятно, я. Что-то мне подсказывает, что это мнение не одного только Макса…
А тем временем уже и мотоциклы отправлены, билеты на самолёт забронированы, равно как и номера в некоторых гостиницах. Стойте, стойте! Какое-то неопределённо-личное предложение. А личность-то тут как раз и важна! Это ведь всё Виталий сделал! Всё чётко, вовремя, без накладок! Огромный организаторский труд! Спасибо тебе, Виталий!
Дальше всё завертелось – знакомство с другими экипажами, весёлый перелёт. Макс получил и разгрузил наши мотоциклы, потом получил и разгру… встретил нас. Кормил, поил, устраивал на ночлег, проводил на начало маршрута…Всё бесплатно, как своих друзей! Макс, ты супер, спасибо! Вот бывают такие замечательные, энергичные, всё успевающие люди! Но обо всём по порядку.
Как только мы приехали забирать мотоциклы, я сразу поняла, что ужасно соскучилась без нашей «Ретры», и стала просить Сашку первой сесть за руль и «открыть» наше путешествие!
- Езжай! - махнул он рукой.
Ура! Вот спасибочки, вот понимает меня человек! Да, но в колонне-то ездить мне не приходилось раньше. Когда всякие там открытия сезона, то Саша был обычно за рулём. Немножко страшно, справлюсь ли? Пилоты решают, в каком порядке строимся.
- Я поеду в конце,- говорю я, - мешать так не буду, а если что – догоним.
- Поедешь второй, - отрезает Бордо.
Едем по городу, стараюсь держаться как можно плотнее, Макс ведёт колонну на машине первый. Никто не отстаёт, после светофоров кто успел проехать, берут вправо, к обочине, ждут остальных. На трассе тоже не растягиваемся, идём ровно, как одно целое. Красота! Вот только демпфер шалит: затянешь – руль поворачивается с закусыванием, отпустишь - мотоцикл рыскает по дороге. Саша говорит, что в подшипник, наверное, много смазки нанёс, она периодически попадает на демпфер и его надо чистить очистителем тормозов. И вообще демпфер ужасный. Старый раскололся после Карелии, а новый совсем плохо работает. Всё путешествие его разбирали и собирали, достал.
Прибыли к Максу в Бийск. Он был в шоке от нас – не успели приехать, как все раскрутили свои «Уралы» и на весь день погрузились в гайкокрутство. С посещением магазинов автозапчастей и разливного пива.
Причём последний посещался не единожды, благо цены на пиво в Бийске просто смешные по сравнению с московскими.
Тут я впервые столкнулась с необыкновенным явлением: коллективное даже не ремонтирование, а «обихаживание» «Уралов». Так поступают все нормальные мамы на детской площадке: и своему ребёнку нос вытрут, и соседскому заодно))). Влад занимался спидометром и фарой на своём милицейском «Урале», а потом они с Сашкой пошли смотреть траверсу и вилку на «Гирапе» Бордо. На нашей «Ретре» опять раскрутили демпфер и ещё меняли лампочку габарита, на «Гирапе» Волкодава лопнула резиновая прокладка и потекло масло, плюс он менял покрышку, дома не успел. Дядя Слава ничего вроде определённого не ремонтировал, но тоже что-то ковырял, за компанию. Я везде совала нос, болтала без умолку, два раза с Волкодавом бегала за пивом и вообще чувствовала себя счастливой.
На следующий день из Бийска отправляемся в Артыбаш. Я опять прыгнула за руль, Сашка благородно дал мне накататься в первые дни. Я еду второй за дядей Славой. Перегон небольшой – 260 км, однако большая часть из них идёт по грейдеру. Два «Гирапа» и «Патрол» могут ехать и быстрее, но средняя скорость ориентирована на нас с Владом, мы быстрее не можем – трясёт. Делаем остановки в пути для фото.
Несколько раз начинается дождь, но это даже хорошо – меньше пыли.
Алтай – край непуганых коров. Мы смеёмся – тёлки сами бросаются под «Патрол» дяди Славы! Пару раз он резко оттормаживался, чтобы не снести очередную фанатку)))
У скалы «Иконостас» (там выбит профиль Ленина) ребята надоумили Сашку начать расслабляться, дескать, всё равно в коляске едешь, чего пиво не пьёшь? Ну он и открыл бутылочку. Снова тронулись в путь. И тут я начала уставать. Уже с усилием поворачивала руль, да и спина затекла. Я привыкла как: езжу в удовольствие, устаю, меняюсь с Сашкой. В этот день пришлось отрабатывать до последних метров. Но я собой довольна: никогда до этого столько без смены не проезжала. А ещё у нас чуть переднее колесо не убежало: на «Ретре» разбито перо вилки (отверстие стало овальным), Саша проложил жестяную прокладочку, но на грейдере ось всё равно выкрутилась.
За эти первые два дня я многому научилась у ребят: сигнал растопыренной ладонью – не включен свет или поворотник не выключен, большой палец вверх – молодец, исправился! Ещё наши новые друзья проявляют заботу друг о друге: Волкодав взял себе в коляску нашу сумку, ведь он едет без пассажира, а ещё он подобрал наш улетевший за борт коврик))); дядя Слава обычно на обгоне оставляет запас, чтобы следующий за ним мотоцикл «прицепом» тоже успел обогнать фуру; Влад при повороте налево со второстепенной дороги, да ещё трогаться надо было в гору, встал правее и чуть впереди меня. Я сначала не поняла, а потом стало ясно: ведь он готов «отсечь» поток справа, чтобы все успели повернуть, читает дорожную ситуацию быстрее меня и уже подстраховывает. Было очень полезно набираться опыта в такой дружной компании!
В Артыбаш прибыли около 18ч, после насыщенного дня ужин в ресторане гостиницы показался особенно вкусным! Потом прогулялись до причала, надо было договориться насчёт завтрашней экскурсии по озеру, ну а вечером пили пиво на берегу реки за гостиницей, делились дорожными впечатлениями.
Следующий день мы провели как нормальные такие туристы. После завтрака решили слазить на гору и добраться до смотровой площадки, потом заглянули в местный зоопарк. В ближайшей кафешке на обед изволили откушать хариуса, запечённого в фольге. Да с холодненьким пивком! Конечно, заглянули в сувенирные лавки, мы ж туристы сегодня!
Но больше всего впечатлила прогулка на катере по Телецкому озеру. Мы поехали ближе к вечеру, когда поток народа иссяк, и вдоволь налюбовались живописными водопадами. А поднявшийся на обратном пути шторм и рассказы капитана Максима придали ещё больше колориту нашей экскурсии. Парень молодой, а спас уже 11 человек! Несколько раз - с перевернувшихся в шторм лодок, а двух художниц выловил в реке Чулышман, когда они упали в воду с подмытого берега.
Утром следующего дня пора было снова трогаться в путь. Тут стал вырисовываться побочный эффект анархистско-демократической системы взаимоотношений, царящих в коллективе – мы никак не могли выехать раньше 12ч. Было это и в Бийске, повторилось и в Артыбаше. Винить конкретно кого-то нельзя, долго тянулись все, собирая бесконечные сумки. Кто собрал – начинал потихоньку ковырять свой «Урал», а это такое дело, стоит только начать, ну вы все поняли.
Когда тронулись в Чемал, все облегчённо выдохнули, наконец-то! Перед Горно-Алтайском Саша сел за руль, а я за навигатор – я предложила всем посетить по пути Тавдинские пещеры, полюбоваться красавицей-Катунью, прогуляться до Камышлинского водопада. Все вроде согласились сделать остановку, и я должна была не пропустить базу «Бирюзовая Катунь», через которую можно подъехать к пещерам.
Въезд для машин оказался платным, но с мотоциклов ничего не взяли. Место оказалось очень популярное у туристов, около касс - толпа народа, наверное, поэтому из нашего коллектива пошли не все. Запускали группами человек по 20, без экскурсовода в пещеры попасть нельзя. Из-за такого людского потока, конечно, всё не так интересно, как в диких местах, но мне всё равно понравилось, ведь на Алтае я впервые, к тому же с высоты открываются красивые виды.
Когда вернулись, уже все вместе с удовольствием гуляли и фотографировались у Катуни, красиво очень!
После этого мы снова разделились: некоторые уже устали и уехали в Чемал на базу при аэродроме. У Макса доля в этом бизнесе (катание туристов на спортивных самолётах) и он всех нас опять ждал в гости уже в Чемале! На Камышлинский водопад пошли только четверо – мы с Сашей и Влад с Волкодавом. К водопаду можно попасть, пройдя по подвесному мосту, находящемуся на территории базы «Царская охота», поэтому нам пришлось ещё проехать несколько километров до неё. Встали мы на парковке напротив базы, Влад смело оставляет шлем прямо на руле.
- Да кому он нужен? – сказал Влад, уходя.
Вход на территорию платный, мы отдали по 150 р., как и ранее за пещеры. Тут же предлагают довезти за 300 р. с человека до реки Камышлы на моторной лодке, но мы решили дойти пешком. Идти пришлось где-то 2,5 км, довольно далеко, но за разговорами время пролетело быстро.
Видели бурундука, который выбежал на тропу прям перед нами.
А вот и водопад! Я очень люблю водопады, готова добираться к ним через все тернии!
На обратном пути всё-таки сели на моторку, пора поторапливаться, ведь скоро начнёт темнеть, а нам ещё в Чемал нужно добраться.
Подходим к нашим мотоциклам – у меня прямо сердце упало: нет шлема Влада. Неужели и у нас в России началось такое гадство? Сколько ни путешествуем, никогда с мотоцикла ничего не пропадало. Хотя и на виду ничего не оставляли. Направляется к нам мужичок:
- Ребят, ничего не пропало? Тут подъехал один на джипе, крутился у ваших мотоциклов!
Влад тем временем откидывает полог коляски: шлем там!
- Нет, всё в порядке!
Кто же спрятал шлем и зачем? Оказалось, Макс! Ехал мимо, увидел наши «Уралы» и шлем, забытый на руле. Ну и сунул в коляску! Вообще, «Уралы» всегда у всех на виду, вниманием мы не обделены, это уж точно!
На базе в Чемале нас уже ждала с вкуснейшим ужином Зоя, я так поняла, она работает здесь, принимает туристов. А чай из алтайских трав! Нигде никогда раньше не пробовала ничего подобного! Да потом ещё Макс угощал ребят домашними деликатесами и настоечкой кедровой! Макс, спасибо тебе ещё раз за радушный приём, щедрость и гостеприимство!
На следующий день ожидались полёты на самолёте, ещё один подарок от нашего доброго друга! Но что делать потом? Запланирован ведь целый день отдыха в Чемале. В округе бесконечной чередой тянутся туристические базы, везде предлагают катание на лошадях, квадроциклах, также полно всяких кафе и ресторанов…суета, короче. От поездки в Монголию Бордо отказался, дальше по плану переезд в Белокуриху, а это известный курорт со всеми вытекающими… Народ заговорил вроде о том, что обязательно нужно прокатиться по Чуйскому тракту, но конкретного обсуждения не получилось, всё откладывалось на «ну когда все соберутся». Но все вместе мы не собрались, и я решила, что медлить нельзя. Если я хочу попасть в заповедные места, то ехать нужно сразу, ведь предстоит ещё вернуться и догнать всех! Я подошла к Виталию и попросила разрешения покинуть группу дня на три, чтобы доехать до «каменных грибов».
Все мы похожи, когда едем на наших «Уралах». Тогда наша колонна едина и монолитна. Но когда слезаем с них, то оказывается, что взгляд на отдых разный у разных людей. В частности, мало среди нас любителей куда-то долго пробираться на своих двоих, ночевать, где придётся и тянуть прочие тяготы походной жизни. Думаю, что план путешествия Бордо, с ночлегом в хороших гостиницах или у надёжных друзей, с регулярным питанием, без пеших «марш-бросков» и других вещей, заставляющих напрягаться, просто идеален для большой компании друзей. Люди поехали в отпуск, большинство с жёнами и подругами, никто не хочет на полосу препятствий. Никто, кроме меня. Но я знаю, на что подписываюсь. Теоретически. Сашка не очень хорошо представляет, куда я его тащу, и предпочёл бы остаться со всеми. Да и обидеть кого-то своим отъездом уж очень не хочется. Мы оба чувствуем некую двойственность ситуации. С одной стороны, изначальный план подразумевал разделение на группы: одна часть должна была ехать через Монголию и Казахстан, другая – только по территории России, встреча – в Омске. Плюс, кому-то и личные вопросы надо утрясти: Виталию в конце тура по Алтаю проводить Аню в аэропорт, а Владу - наоборот, встретить Дашу, она только прилетает. Поэтому определённая свобода участникам предоставлялась. Но с другой стороны, сейчас друзья не понимают, куда и зачем мы едем? Чего разбиваем компанию? Помню утром грустное лицо Влада: «Вы всё-таки уезжаете?» Он был искренне огорчён. Моросил дождь, настроение было скверное. Быстро грузили вещи.
- Мы что, и на самолётах не покатаемся?
Я чуть не сожгла Сашку взглядом. Решительно села в коляску и включила навигатор. В путь!
Продолжение следует...
© Бешеная Косичка
Апрель 2017г
Почитали. Спасибо!
Как всегда очень интересно!
Кино это кино. Оно хорошее. А вот настоящее чтиво ничто не заменит!
Роман, благодарю, что проявил интерес и нашёл время прочитать! Думаю,что пора учреждать какой-нибудь приз первому читателю...
Ну, как такое не прочитать. И время пролетело незаметно - на 1 духу!
Как любитель путешествовать в новые места, всегда рад свежему материалу!
Жаль у меня все подобные выездки на авто в силу семейных обстоятельств...
В этом году только на исток Волги на колясыче сгонял - туда и обратно 920 км.
В общем, ожидаем продолжения! ;-)
Ещё раз спасибо!
отлично подано, с нетерпением ожидаю продолжения.
Большое спасибо за отзыв!Постараемся выкладывать части каждую неделю. За фото у нас отвечает Саша, буду его тормошить, чтобы оформлял дальше!
Надя, прекрасно! Извини, если что было не так... Вы герои, что туда залезли! А на самолётиках мы тоже очень круто полетали :) Жду продолжения!
Виталий, организовать такую грандиозную поездку, под впечатлением которой уже целый год находятся все её участники; сплотить и сдружить за короткий срок совершенно разных людей; устроить для всех комфортный отдых на Алтае и в Казани, подключив Макса и Альбину, своих старинных надёжных друзей; договориться об интереснейшей экскурсии на ИМЗ - я ещё не всё перечислила, что смог ты сделать для нас в этом путешествии! Какое там "не так"! Я просто счастлива и безмерно благодарна тебе, что ты пригласил нас с Сашей поучаствовать в нём! А из героя очень легко стать антигероем: пойдёт что-нибудь не так там, куда ты забрался, и всё, из двух слагаемых, "слабоумия и отваги", прочно закрепится в характеристике только первое... Кстати, этот отчёт закончится на нашей встрече под Барнаулом, так что большая часть приключений остаётся неосвещённой. Так что пиши тоже! Спасибо за всё!
Просто супер!!! Молодцы!!! Жду продолжения.
Спасибо большое за положительный отзыв! Продолжение обязательно будет.
Красивым слогом изложено и грамотным языком написано. Приятно читать. Фото замечательные, люблю такие очерки. Спасибо.
Благодарю, что прочитали и оценили. Труда, чтобы всё изложить и оформить, положено много. Но я искренне радуюсь, если хорошо получилось и люди читают. А раз читатели есть, то будем готовить следующие части!
Завидую по белому. Так как сам поехать не смогу ближайшие несколько лет - остаётся только читать.
Я читать тоже люблю. Так приходит понимание, что конкретно мне нужно, и постепенно выстраивается план на конкретное направление или зарождаются мечты на отдалённое будущее. Желаю Вам всего хорошего, не грустите, пока есть время - можно идеально подготовить технику. Спасибо, что читаете мой скромный опус!
Хорошо написано, картинки тоже живые, 5+.)
Спасибо за отзыв! ))) Извините, что поздно отвечаю: разлетелся жёсткий диск, чуть весь отчёт не пропал, вместе с фотками. Еле успели скопировать на резервный носитель. Совсем забегалась с этим компом дурацким...