Глушитель | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | ремонт мотоциклов

Глушитель

Делали мотоциклы для экспедиции по Уралу. Я занимался фильтром и глушителем, правда, все сводилось к размещению. Однако с глушителем меня понесло: я давай изучать аэродинамические процессы, аналоги подобных систем и т.д. Мое увлечение кончилось тем, что мне пришли два тома последних изысканий в области аэродинамики закрытых объемов. Я просто отупел, разбирая формулы расчетов длиною в страницу. Заскучал. Однако, практически через месяц появились публикации об управляемых выпусках в японских мотоциклах, которые просто переворачивают представление о всех ранее известных теориях, расчетах. Немного поизучав эти выпуски, наткнулся на другой тип глушителя, не для мотоцикла, а для громоздких стационарных компрессоров. Система представляла собой последовательную комбинацию труб, где выпускные газы последовательно выходили из трубы меньшего диаметра в трубу большего. Конструкция составляла несколько метров и была весьма эффективна. Суть проста: звуковая волна при изменении сечения трубы меняет амплитуду и частоту.
Классно, но посчитав и применив это к мотоциклу Урал, у меня длина глушителя мерялась метрами. Если трубки делать короткими, тогда не успевает формироваться волна для следующей ступени. Эврика! Но она приходит не сразу. Да, через сколько-то дней мне пришла мысль: а что если взять ленту из стали, завернуть в спираль, а затем растянуть вдоль оси с определенным шагом. Я просто почуял результат. Нарисовав эскизы и не рискуя идти к начальству, я обратился к друзьям из экспериментального цеха. Парни все быстро сделали, потом все упаковали в серийный кожух глушителя. Мне не пришлось долго уговаривать испытателей поставить ничем не отличающийся глушитель от других на испытания. Но они были в курсе конструкции и сами проявляли интерес. Звук, однако, довольно отличался от серии: на малых оборотах низкие частоты практически не глушились, но высоких частот не было слышно. Ну поставили, и поставили. Где-то месяц катали, не знаю где, и вдруг испытания на уровень шума. Как всегда выезд, комплекс испытаний, уровень шума. Приезжают, спрашиваю:-
- Как мой?
- Слушай, а все уложились, разброс 1-2 децибела. Все. Мы твой и не выделяли. Но мерили все. Так что твой не лучше серии.
- Не лучше? Да это же супер! Я пальцем в небо ткнул и попал! Я же ни чего не считал даже.
- Каким ты пальцем ткнул? Куда попал?
- Ну давай рассказывай. Тебя раскололи ….
Посыпалось. От этих язвителей дождешься разумного обсуждения. Но я не то что сегодня не обижался, почти всегда такие перебранки не носили злого подтекста. Эти отношения у испытателей сложились задолго до меня и горе тому конструктору, которого заносило на «партком». Парткомом называлась раздевалка у испытателей, где резались в домино, коротали время между сменами, ну и шпарили правду-матку, начиная от великих идеалов и заканчивая последним кронштейном. Редкий конструктор осмеливался попасть на партком, а случайно забредшего, могли и вынести. Я бывал здесь еще до карьеры конструктора, получал конечно, но и отбивался как мог.
- Водяной, у тебя глушитель то с водяным охлаждением? А то смотрю, мне на штаны что-то брызгает и брызгает.
-Да пошли вы все! Но точно откатали?
- Да все откатали, все в норму вписались.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Меня распирал восторг. Просто поставили две спиральки, перемычку и все, а шум как у серии. Звучит поприятнее серийного, низы солиднее стали. Отлично. От полноты чувств я и считать ничего не стал, нарисовал как чувствовал. Глушитель выглядел красивым, легким, ну и технологичным, если не сказать «сверх технологичным». А работал я уже руководителем группы перспективного проектирования и ходил к главному когда хотел. Вот и пришел я к Ивану Михайловичу с супер глушителем и давай рассказывать и результаты испытаний, и простоту технологии, и возможности вариантности. А он мне:
- Тебе что, делать нечего? Зачем ты мне глушитель принес?
- Так же результат есть. Не хуже серийного. Я же не считал ни чего, а если сесть посчитать ….
- Я спрашиваю, тебе делать нечего? Я добавлю!
- Да-к, ведь, аааа… А в следующем году до 86 децибел как снижать будем?
- А мы прокладкой впуск после карбюратора занизим, вот шум получим нужный.
- Прокладкой? А 36 сил как?
- А с меня силы сейчас ни кто не спрашивает. Иди! Иди работай, а то вот ветровой щиток некому рисовать?
Не первый и не третий раз выходил я так от главного.
- Да уж, вдохновитель ты наш.
Много чего не думается. Придешь обычно к своему «стойлу», бросишь чертеж в общую кучу, тупо смотришь в лист на кульмане. Если не увлекут какими либо проблемами спускаешься вниз, идешь к перекуривающим рабочим или в «партком».
Чертеж с красивым глушителем потом пригодился для дипломной работы студента мототехникума. Рассказывая Игорю об идее, о конструкции, я рассказал, что ничего не считал. Игорь обещал мне сделать расчеты на компьютере по специальной программе, которую он освоил как один из немногих. На защиту я не ходил, но потом увидел работу Игоря в отделе электронно вычислительных машин. Сейчас я вспоминаю, что этот отдел уже уходил в прошлое, и наступало время индивиду-альных компьютеров. Игорю не стыдно было повесить на стенку свою работу, но и за расчеты он поручился, заверив меня, что мое тыканье в небо было точным.
Между делами дал свой глушитель двигателистам снять потери. Приятно был удивлен, что потери на максималке составили меньше двух лошадов. В сравнении серийный теряет более трех лошадов. Это однако потешило только мое самолюбие.
Прошли годы. Я вспомнил о своих спиральках, когда начал делать кастомы. Там требовались разные формы, но не делать же прямотоки. Заказчиками у меня были солидные мужчины, им не нужен был грохот, им нужен был звук.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
«Кипчак», «Бухгалтер», «Синий», «Хохлома» - носили разные формы глушителей, но внутри были все одинаковые. Дело шло к мелкосерийному производству, но грянула беда. «Зеленые» остановили хром на мотозаводе, да и везде. Но надо что-то ставить и на кастомы, не из штатов же выписывать (в ценник гляньте!). Нас спасла китайская нержавейка, дешевле только ворованная. Сейчас в нашем ассортименте пять видов глушителей для любителей кастомайзинга и тюнинга Урала.
И правильно тогда сказал главный:- «Тебе делать нечего? Иди, иди и работай!»


_Илья_'s picture

Как всегда - интересно и познавательно!


angalvtor's picture

+1


BuffoG's picture

а можно увидеть чертеж глушителя в разрезе?
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)


Denchik_85's picture

Тоже интересно стало - как это все в металле ?


Raistlin29's picture

О магистр Иода, поделитесь с нами знаниями о силе.


Pahh's picture

познавательно.


academik's picture

Виктор Николаевич, дайте ссылку на эти ваши глушители и цены.
Спасибо.


kmv_88's picture

Катаюсь с глушителями производства КБМТС. Стоит пара глушителей в замен одного штатного. Звук очень чистый басовитый на холостых оборотах, без треска и дребезжания. После установки сразу почувствовал разницу, мотоцикл не узнать просто. Каждый раз откручивая ручку газа на лице красуется идиотская улыбка, в купе с бумажным фильтрующим элементом после 3500 оборотов двигатель начинает издавать специфический рокот, очень заметно при разгоне. Походу не только мне, но и движку тоже приятно.


ДедФёдор's picture

давно говорю два в одном это зло только два и красиво и звучит и дышится


Odinokij_Pes's picture

В начале лета установил глушители КБМТС на Волка вместо тяжелых и шибко объемных, очень тихих серийных. Легче намного (на стандартных от тяжести постоянно лопались крепежные ушки), не нужно демонтировать глушитель чтобы снять заднее колесо, наконец то перестали плавиться подошвы пассажиров. Смотрится мотоцикл гармоничнее. Ну и звук конечно - это вам не пустая труба, приятно басит на холостых, при подаче оборотов рокочет (поначалу боялся что будет булькать) На светофорах не нужно поддавать газу чтобы убедиться что не заглох. Правда отъездил в этом сезоне всего ничего из-за ремонта двигателя (что никак не связано с выпускной системой). Думаю в следующем году в полной мере удастся насладиться подобной доработкой.


Carrambool's picture

очень интересно!