День осеннего равноденствия. Заключительная часть. Тропа шаманов и Малая Сыя. | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов

День осеннего равноденствия. Заключительная часть. Тропа шаманов и Малая Сыя.

На утро проснулись поздно. Часов в 8. Было тепло, пасмурно, сухо и ветрено.

фотка для oppozit.ru

Пока вскипятили чайку и собрали лагерь прошло ещё часа полтора. Погода не менялась. Освещение ровное и плоское. Юрка не захотел идти по тропе, а я проходил её неоднократно поэтому зная, что поснимать нормально всё равно не получится, решил тоже не ходить. Тем более мы были здесь ровно два года назад день в день и без фотографий я читателя точно не оставлю. Тропа шаманов (или тропа предков), как я упоминал во второй части рассказа http://oppozit.ru/article97211.html , начинается возле грота Проскурякова и идёт на протяжении порядка 3 километров вдоль Белого Июса. Она то поднимается круто в гору, то резко спадает вниз к реке. По пути приходится много огибать больших скал останцев и проходить сквозь гору, но есть, конечно, и обходные менее интересные пути. На тропе встретятся несколько больших сквозных гротов, пещерки. Есть много выходов на уступы-балконы, обрывающиеся резко вниз на несколько десятков метров к реке. С этих балконов открывается прекрасный панорамный вид на долину Белого Июса и на тропу.

А этот остров я называю "Инфузория". Он очень похож на инфузорию Туфельку.

Это сходство особенно заметно когда остров голый. Например в марте.

фотка для oppozit.ru

Эта пещера в древности тоже была обитаема. Она расположена довольно высоко над рекой. Под уступом, расположенным возле этой пещеры, и находится остров "Инфузория".

Далее тропа поднимается очень круто вверх к трёхглазому гроту. На фото он вделеке справа. Собственно, на этом гроте тропа и заканчивается.

Ещё несколько летних фото сделанных на плёночную камеру Горизонт.

Раз у нас осталось время, не потраченное на тропу, мы решили катануть в сторону Коммунара до деревни Малая Сыя. Немного отъехав от моста через Июс я увидел съезд к реке и повернул. Попетляв по лесу мы выехали на берег Белого Июса. Тропа шаманов теперь была на другом берегу и прямо напротив нас.

фотка для oppozit.ru

Свет то приходил, то уходил, но правильного так и не было. Решили не ждать и ехать дальше. Довольно скоро по вполне приличному грейдеру доехали до Малой Сыи.

Это небольшая деревня в распадке между гор прямо на берегу Белого Июса. Она известна каждому уважающему себя спелеологу на просторах нашей необъятной и не только. Именно здесь расположена категорийная пещера "Ящик Пандоры" https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B... (если не ошибаюсь, самая длинная в стране- более 12км.), пещеры "Археологическая", "Петуховская", "Крест", "Пионер"... Пещер здесь много. Ещё отсюда стартуют сплавщики. Очень красивый и непродолжительный сплав по спокойному Июсу. Проплываешь вдоль скал, островов, над тобой Тропа шаманов. Классно! Я познакомился с этой деревней ещё будучи студентом после второго курса. У нас здесь проходила летняя полевая практика по зоологии позвоночных. Именно здесь-то я и пробовал мясо лягушки))). Мы жили в палатках на берегу ручья. Вставали с рассветом и уходили определять птиц, других животных. Но мы с кентом почему-то частенько были наказаны дежурством по кухне. Дело в том, что чуть подальше, на целый месяц встал большой лагерь первокурсников и, естественно, первокурсниц... Деревня с магазинами тоже рядом. Лето, молодость, красота! Ну какие могут быть птицы на рассвете, когда с этим рассветом только до палатки добираешься и то не всегда до своей. В общем, кухня, так кухня. Потом мы записывали латинские названия определённых животных, учили их наизусть и сдавали зачет. Ох, как они мне в жизни пригодились, эти латинские названия. Прям, каждый день использую. А как мы с этим кентом добирались до этой Малой Сыи! От курса-то мы, естественно, отстали на сутки по причине праздничного обмывания начала практики и поезд не стал ждать пока мы выспимся. Но, это уже отдельная история. Что-то я разностальгировался.

Кстати, вспомнился мне недавний разговор с одногруппницей. Мы не виделись больше 10 лет. Она очень хорошо училась, но надо сказать, что я тоже учился хорошо, просто без фанатизма. А она прям такая никогда не сбегала, долгов не имела, зачеты не пересдавала... Умная такая студентка, не зубрилка и не зануда, но слишком правильная. И круг её общения был такой же. Она и сейчас в науке работает. Так вот. Мы говорили о жизни сейчас и в молодости, кто кем стал или не стал. Об увлечениях и интересах... И она мне выдала следующее: "Я жалею, что не тусовалась с вами. Из моей прежней компании я почти ни с кем не общаюсь. Из студенческой жизни я помню только 5 лет лекций, лабораторий и сессий. У меня нет весёлых воспоминаний о самом весёлом периоде в жизни каждого студента, а это время уже не вернуть. Вся моя компания была такой же скучной и убогой. В глубине души я всегда завидовала вам." Сказать, что я удивился- ничего не сказать. Её слова были для меня откровением. Такого признания правильности моего образа жизни, да ещё спустя столько лет... Не ожидал, не ожидал. Вот уж действительно- всё хорошо во время. Как хорошо, что такие мысли меня не посещают. И цвет диплома меня тоже никогда не волновал.

По причине большой популярности у туристов в Малой Сые полным-полно разных заезжек, кемпингов, гостиниц и гостевых дворов.

фотка для oppozit.ru

Здесь всё так завязано вокруг пещер, что километрах в трёх от деревни есть канатная переправа через Белый Июс. Это что бы спелеологи могли переправляться через реку.

День перевалил половину. Пора ехать домой. У нас ещё нерешенная проблема с колесом и надо успеть в Шира в магазин до закрытия, но дороге всё же пару раз останавливаемся полюбоваться видами.

Возле дороги обочина, расположенная к реке, имеет расширение. Оно хорошо накатано. С этого места идёт тропа к пещере "Ящик Пандоры".

фотка для oppozit.ru

Дальше без остановок и без приключений, если не считать накрывшего нас снежного заряда, мы домчались до Шира.

В Шира прямо напротив автовокзала есть магазин с мотозапчастями. "Мото мир", кажется. В нём я купил запасной тросик на сцепление. Камер там не оказалось. Продавец посоветовала съездить в магазин "Ветеран". Но мы сначала заехали на шиномонтаж. Старая заплата не выдержала и ниппель тоже вырвало. Клеить шиномонтажник не захотел, а может не смог и тоже посоветовал нам съездить в "Ветеран". Этот магазин находится в районе больницы. Там нашлась камера за 550 рублей. Я не стал её ставить. Решил, что если потребуется ремонт- то тогда и поставлю. До Бограда доехали , точнее, почти доехали- бензин кончился, практически без приключений. Нас всю дорогу догонял атмосферный фронт. Дождь, снег, ветер, палящее солнце- всё разнообразие погоды нам было продемонстрировано в подробностях. Скучно не было. Залили из канистры остатки и поехали дальше. Пока заправлялись, атмосферный фронт нас обогнал и перед Боградом порадовал заснеженными сопками.

В Бограде мы заправились и под палящим солнцем погнались вдогонку за атмосферным фронтом. Догнали! Ещё как! Пока добрались до посёлка Пригорск он нас ещё раза три выстирал и высушил, остудил и нагрел. Потом он ушел за Енисей и мы ему были больше не интересны.

Весь пробег составил по дальности 517км. и четыре дня путешествий. Теперь ЭТО мой первый дальняк на мотоцикле. И мне понравилось больше, чем на машине. Оказывается, что вещей в мотоцикл влазит больше, чем достаточно. За рулём устаёшь порой даже меньше, чем в машине. А само постоянное присутствие в пространстве вообще незаменимо. Ведь когда ты едешь в машине по берегу моря, лесу, горным перевалам, городам... - ты В МАШИНЕ, а не в этом месте. Всё равно, что смотреть на мир через окно или по телевизору, только очень за дорого. А когда ты едешь на мотоцикле- ты часть пространства. Все чувства настоящие- это если нужны настоящие чувства. Идёт дождь, и ты такой же мокрый, как трава, деревья, коровы в поле, птицы... Светит солнце и тебе так же в кайф, как суслику, который вылез из норки погреться. И так во всём. Ты чувствуешь то же, что и они. Ты часть всего. Ты живешь. Мотоцикл позволяет оставаться в реальности, быть частью реальности.

За поездку я сделал вывод, что сплошное сиденье, которое я сделал ещё чуть ли не в школе, гораздо менее удобное чем лягушка. С ним жестче. Я делал его, что бы "смотрелось получше" и что бы девчонок входило побольше и сидели они ко мне поближе. Тогда я был во власти гормона, а сейчас моя поясница и жопа просят вернуть лягушку. Они, лягушки, обе новенькие лежали и ни кого не трогали. Буквально год назад я отдал водительское сиденье кенту. У него совсем порвалось, а он взял и продал Урал. Продал вместе с новым сиденьем. Было у меня чутьё- не отдавать, но я же думал ездить будет. Теперь ищу себе лягушку-сидушку.

По приезду колёса сделал, патрубки купил и поставил новые. За время поездки ничего серьезного не сломалось.
Комментарии приветствуются.

Часть первая http://oppozit.ru/article97169.html
Часть вторая http://oppozit.ru/article97211.html

Тракторист
гриша's picture

это оуительно .
Фотографии просто отпад.
где вы только находите такие красивые места ?

Тракторист's picture

"где вы только находите такие красивые места ?"
Это родина моя. Я здесь живу.

NUS's picture

Блеск ! 5+

maks75's picture

Все статьи раскрывают и показывают читателю не только природу Хакасии, но и богатую многогранную душу автора, взгляд его на окружающий мир, его отношение к родным местам. Не каждый способен увидеть и донести читателю красоту природы и необычных мест, фотографировать такие красивые пейзажи - это надо чувствовать. Большое спасибо тебе Тракторист за такие душевные статьи с великолепными фотографиями!

Тракторист's picture

Спасибо, maks75, за тёплые слова. Я рад, что тебе понравилось.

Zak0nnik's picture

Спасибо, очень красиво, молодец, что находишь время!

Тракторист's picture

Время- это самый дефицитный продукт. Ты точно подметил, что его находить приходится. Спасибо за отзыв.

BESToloch's picture

И этот отчет прочитал с удовольствием. Спасибо! Лягушку могу подогнать бесплатно этого добра хватает девать некуда. Нет только амортизирующей резинки , которая под седлом ставится.

Тракторист's picture

Спасибо за отзыв. От лягушки не откажусь. Резинку найду.

kotik-bratik's picture

Да-да, Тракторист. Присоединяюсь к теплым словам. Всегда жду твоих статей.
Уже смотрел гугл маршрут. Может, соберусь

Тракторист's picture

Приехать в Хакасию намного проще, чем на Байкал- гораздо ближе и дороги хорошие. Пожалуй, даже проще, чем на Алтай. Как соберёшься, я имею ввиду морально готов будешь, ты мне напиши. Я тебя по срокам скорректирую, когда лучше приехать.
Пы.Сы. Фотки повесил?

BESToloch's picture

От меня 2500 до абакана. На совнархозе долго ехать.

Тракторист's picture

Если только перегнать его до сюда- то за дня 3 доедешь, а если всю дорогу путешествовать- то конечно долго. Но можно сюда поездом его отправить, а на нём здесь путешествовать и обратно своим ходом или тоже поездом.

SHTRLZ_admin's picture

мля... как же красиво...

Спасибо.

Barovit's picture

"Мотоцикл позволяет оставаться в реальности, быть частью реальности." Тракторист.

Цитата точно в цель! Спасибо за знакомство с этими замечательными и красивейшими местами.

Тракторист's picture

Рад, что понравилось. Заходи почаще.

kotik-bratik's picture

Тракторист. Фотки повесил.
Офигенные фото.

Тракторист's picture

Покажи как смотрится. Сфотай и выложи фотографию, пожалуйста.

BuffoG's picture

Поглядел фото и вспомнил отличный фильм "Географ глобус пропил" там такие же пейзажи в местах где сплав по реке проходил. Красота да и только.
___________________________________________________________________
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (Э. Хемингуэй)

Тракторист's picture

Фильм и правда хороший. Пейзажи да, похожи. Только в фильме пороги посерьёзней были. На Белом Июсе такого нет. Это очень уютная комфортная река. Я попозже выложу статью про поездку летом на Казыр, что в Томь впадает, вот там пороги будут так пороги. Вода белая.

алексеич's picture

С удовольствием читаю каждый очерк. Природа бесподобна.
Я так же, руль отличный, от К-650, отдал знакомому, а он взял и мотоцикл продал.

Тракторист's picture

Если где-то далеко люди читают каждые мои очерки с удовольствием, значит всё было не зря. Спасибо за отзыв.

Likiya's picture

Просто невероятно! Вообщем надо брать билеты до абакана, покупать там колясыч и хотябы часть этих фотографий посмотреть живьем)

Тракторист's picture

Почему бы и нет? Идея вполне рабочая.

tursklad's picture

Хорошее путешествие!
Фотографии родных красот за душу берут. Спасибо!

Ты тоже из Хакасии?

tursklad's picture

Рядом, из Красноярского края.
Родился и вырос там. В тайге регулярно бывал, по нескольку недель. Природа у нас сильнейшая. Ничего подобного нигде нет.
Мокну вот в Питере теперь.

ManFire's picture

Потрясающей красоты природа. Уважение автору, его фотомастерству и Уралу.

Благодарю за отзыв.

Alexander231's picture

Ну что ж, на мой взгляд тема получилась вполне раскрыта.
Старался определенно не зря.

Тракторист's picture

Выходит, что не зря. Спасибо за отзыв.

NUS's picture

прочитал Все ....
Сказать что понравилось - не можно... Правильно будет - Архи ПОНРАВИЛОСЬ !!!
Сколько, все-таки Классных и Прекрасных мест в этой Необъятной стране ....
Какие красоты, интересные места .... !
Как Жаль, что нельзя "объять необъятное"...
не получится Никогда, судя по всему, посетить эти интереснейшие места ....
НО, тем и Ценны подобные покатушки, выезды и путешествия, которые Сделали наши Друзья и, которыми они Не пожадничали поделиться !!

СПАСИБО, дорогой, за экскурсию, за Красивый и эмоциональный рассказ о своем Родном Крае!
Спасибо трудяге "Уралу". который по-честному, без поломок и "сюрпризов" вывез своего Хозяина к интересным местам и доставил его назад, Домой !!!

Было интересно, познавательно, и, Приятно читать!
Респект !!! c[_] c[_] c[_]

Тракторист's picture

Я передам "Уралу" ваше спасибо. И рад, что понравилось.