Как появился СИН (система инерционного наддува)? | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | ремонт мотоциклов

Как появился СИН (система инерционного наддува)?

Довольно длинная история, выхваченная из нескольких этапов жизни, и если я об этом начинаю вспоминать, значит меня уже несколько меньше тянет к конструированию.

Лето 93 года.

У меня еже работало собственное КБ (КБМТС), и что сейчас удивительно что были и заказы. Вот один из них. Делал я двигатель на воздушную подушку для своего приятеля. Проект был технически провокационным, а коммерчески- авантюрным. Вообще время было романтическое для меня как конструктора, заказчики были тоже полны и романтизма, и уверенности. Привлекало меня в этом проекте две вещи:- техническая оригинальность и организация команды. Техническая- это много новизны на грани водного и авиационного, а вот организационная мне казалась уникальна. Заказчик собрал спецов со всей страны, человек семь, что бы построить самый дешевый аппарат на воздушной подушке для 3-4х человек. Мы собирались раз в две недели, и то не все. Мне были поставлены финансовые рамки, и двигатель делал я естественно из «Ураловского 650». За основу был взят кроссовый вариант, которым я еще занимался в отделе главного конструктора на ирбитском мотозаводе. План был такой: довести «650» до 50сил, а потом для надежности перейти на «750».

Ну вот, везли меня как то пассажиром после очередных относительно неудачных испытаний с озера Шарташ. На душе было очень паршиво. Чтобы СВП тронуться от плотика пилот выворачивал мой движок на изнанку. У меня уже сердце «заходилось» при оборотах свыше пяти тысяч и это без пассажиров и груза. Потом на скорости вроде и нормально: три – четыре тысячи, но трогание меня убивало. Проблемой была система питания, правда еще много чего, которое пришлось пройти потом. Я не мог дать мощность на малых оборотах. Карбюраторы были только «наши». И вот в машине, я же не за рулем, пришла мысль поставить по два карбюратора. Да!, мысль была глупая, но другой у меня не было. Хотя… я вспомнил про одну систему, которую мы мучили на заводе в ОГК.

85 год, примерно.

Меня молодого поставили И.О. начальника сектора двигателя ОГК – это было круто! Но мои амбиции создания чего-то нового тонули в бюрократии. Я не успевал разбирать бумаги, ходить на совещания и т.д., короче просто кошмар для творческого человека. И вот в этой бюрократии попадает мне рационализаторское предложение по системе питания: некие пластиночки под карбюраторы с тоненькой трубочкой, соединяющей их. В теорию заглянул – вещь известная с начала 20го века. Рацуха предлагала большую экономию топлива и подавалась уже не в первый раз. Пишу без фамилий, хотя их еще помню. Пошел в «дорожную» к испытателям, те руками замахали:- «Сделали, как написано, и загубили двигатель – беднит ужасно!». Нашли образец, который автор и сделал, и я направился в лабораторию двигателей. «Дернули» образец на стенде: - улучшился запуск, но свыше полтары тысячи никакого влияния образца на двигатель нет. Если следовать предложению автора, забеднить смесь, то свыше полторы тысячи смесь недопустимо бедная и грозит разрушением двигателя. Хорошенькое дело!- надо «валить» автора.
Изображение из фотоальбомов E1.ru

Но автор был чрезвычайно настойчив, если не сказать больше. Предлагал мне стать соавтором и подработать его рацуху, мотивируя тем, что у него уже все знакомые на таких штуках ездят. Да, действительно, зачем же в Англии такую штуку ставили на моторы в 20х года? Поразбирался, оказывается такая штука неплохо работала у англичан, но карбюраторы были ближе, и поток управлялся; короче «вещь» не совсем для Урала. Но что-то меня заинтересовало. Соавтором мне быть «западло», однако образец был разработан с поиском оптимального сечения и закручивания смеси. Когда я его принес в лабораторию двигателей, испытатели встретили меня с раздражением. А потом мне казалось и испытывали с раздражением. Резюме: заводится хорошо, но малых оборотов не держит; мощность на малых заметно выросла, но на 2500 возвращается к старой характеристике. И еще, ЛенКарЗ – поставщик карбюраторов категорически отказался согласовывать это предложение. Короче – конец рацухе.

Лето 93 года.

И вот я надумал установить такую систему на двигатель для СВП. Начитался про системы инерционного наддува больше чем надо, но решил сделать пока самую примитивную с ориентиром на обороты до 3000. Внутренний диаметр трубы 19мм, посредине перекрываемый буферный объем, поток в коллекторе закручивал. Особо на результат не надеялся, но СВП пошла, на двух тысячах отходила от плота и далее набирала скорость. Максимальные обороты были еще слабые, но это мы с зажиганием перестарались с сторону малых. От сердца отлегло, чуть не загубил проект. Для меня это было решение. Я рисовал различные доработки, готовил уже партию в семь двигателей, но грянул гром. Контору заказчика кто-то перекупил, или отобрал, в то время это было часто. Я даже на какие-то разборки попал, видал парней с автоматами. В общем ВСЕ куда-то растворилось, пропало, хотя и заказы пришли из Израиля. Куча вопросов и ничего. Да!?, а все так хорошо начиналось… К осени у меня еще накрывается проект по кроссовым двигателям для системы ДОСААФ. Я начинаю увольнять конструкторов и технологов – нечем платить. В долгах как в шелках.

Зима 93-94года.

КБМТС остается только с парой новых неустойчивых проектов. Тогда я решился на работу с индивидуальным покупателем. И первым предложением был СИН. Он был упрощен для серийного производства и понятия потребителя. К удивлению его стали брать, сначала торгаши, стоящие у авто мото магазинов, затем магазины, а потом оптовики. Суждений по его эффективности было много, во первых «умников» еще было много, во вторых «практиков» было много. Практически СИН выпускался до 2002года, пока его не задавили подделки. Я не смог конкурировать с подделкой, у которой и шланг не бензостойкий, и коллекторы без механообработки и т.д. и т.д., в общем у них СИН стоил дешевле чем у меня шланг к нему.
фотка для oppozit.ru
В 1994 году в КБМТС пошло производство фильтров, панелей и других аксессуаров для мотоцикла Урал, но первым массовым изделием был СИН.

Осень 2014года.

Сижу в интернете на http://oppozit.ru/article67979.html , читаю предложения как переделать СИН. Моего там осталось совсем немного, но СИН жив. Можно даже юбилеи отмечать в 2015году: 30 лет разработки и 21 год серийного производства. Действительно, а что если и отметить это ?


umelec1's picture

Фото добавлю позже.


Захар's picture

А можно фото и размеры оригинального устройства? И да, можно принцип работы описать, а то подделок много. Можно было бы себе правильную сделать.


umelec1's picture

Вот нашел оригинал в своих закромах.
СИН конца 90х.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
Основной канал коллектора (корпуса) выполнен конусным, больший диаметр соответствует диаметру канала головки цилиндра выпуска 90х.
Канал соединительного рукава рассположен к основному каналу тангенциально и еще под наклоном к его оси. Это сделано с целью закручивания основного потока топливовоздушной смеси.
Изображение из фотоальбомов E1.ru
А вот бензостойкий рукав Б-16, виден штамп госта.
Изображение из фотоальбомов E1.ru


Захар's picture

Огромное спасибо!


maks75's picture

Виктор Николаевич дайте, пожалуйста размеры:
- угол наклона соединительного канала (уточнение: направление в сторону головки?)
Что дает закручивание топливовоздушной смеси? Улучшает смешивание топлива с воздухом?
фотка для oppozit.ru
- внутренний диаметр соединительного канала;


SHTRLZ_admin's picture

хорошая история! побольше бы таких.
Я тоже пользовался "переплюйкой" на колясыче.


Тайсон's picture

И как гербалайф?


SHTRLZ_admin's picture

??


Тайсон's picture

Ну в смысле толк от неё был?


cptGreen's picture

ВО! У меня вопрос: у него принцип как у пневмоаккумулятора - гасить колебания перепадах потока смеси?


VampirY's picture

Спасибо. Отличная история.

Интересно было бы почитать о водяных и кроссовых моторах. Да вообще обо всем что не пошло в серию, либо ограничилось мелкосерийкой и т.д.
Да вообще любая история ИМЗ интересна.


dieselllll's picture

а рессивер был какой-то у СИНа в разных степенях разработки? ездил тоже с самопалом таким, но кроме улучшенной тяги на низах пользы не было. На верхах реально было чувство, что за хвост держат. по-этому снял.
@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@


Dragster's picture

Побольше таких историй. И опишите пожалуйста, по какому принципу работает система.


Doctor3LO's picture

Категорически все наработки!
Спасибо за статью!


_Илья_'s picture

Так отметим! Виктор, Вы только расскажите, пожалуйста, суть работы этой штуковины? И у Вас она стоит на мотике?


Человек's picture

Статья супер! спасибо
В прикрепленной ссылке (про доработку) было бы хорошо обновить фотографии. Все потерялись


ВасяПЗ's picture

Сделаем


ВасяПЗ's picture

Статья понравилась, спасибо!


Тайсон's picture

Понравилось удивление автора,что вдруг эту приблуду стали покупать)))))


oppozitchikbas's picture

Интересная история, спасибо автору. Надо себе такую штуку установить на колясыч.


Linux XIII's picture

У меня есть технически грамотный старший товарищ, бывалый оппозитчик. Мне с первым уралом досталось такое устройство, но - подделка, как я сейчас понимаю. Так вот, товарищ, глянув на мою переплюйку, сказал, что это хорошая вещь для двигателя, но пропускные отверстия должны быть больше, отверстия под соединительный шланг больше, а сам шланг крепче, чуть ли не пластиковая трубка. Про данные доработки часто находил указания и на данном сайте. Всё теперь встало на свои места. История хорошая, как и статья. Тоже интересно узнать комментарий автора о принципе работы СИН, а то толковых объяснений много, но авторское - одно.
И ещё. Как правильно настраивать карбюраторы с СИН? Стоит ли ставить наддув, если карбюраторы- вакуумные? Также интересен комментарий автора.


Obelisk's picture

Присоединяюсь к вопросу о скрещивании вакуумников и СИН. Таки эксперименты в любом случае буду ставить, но интересно для начала теоретически вопрос разобрать. Хотя если кто-то уже пробовал подобное будет просто замечательно отзыв услышать.


zubnik's picture

Не знаю, я одно время поставил ее - еле настроил до этого хорошо отсинхроненые карбы, ну несколько увеличилась тяга на низах, а в целом больше гемороя. Не говоря уж о том что толщина этого пирога - проставка-прокладки-карбюратор стала упираться в ноги. Да и вакуумники появились отличные, короче, снял переплюйку вскорости и с облегчением.


Wolkodav's picture

Спасибо за статью! Очень интересно.


MЕDVЕD's picture

Читал с интересом. Тут не важно, как у кого прошло знакомство с инерционником. Сам на нём ездил, отказался со временем, так как без коляски тяги на низах хватает, а обороты всегда ближе к мах.
Тут интересна сама подача от, именно, разработчика. Идея, процесс. Ведь готовое изделие - это лишь вершина айсберга, что дошло до нас, потребителей. А сколько полезного не дошло из-за какой нить рентабельности или банального отсутствия денег. Аплодирую стоя у монитора автору, и прошу почаще заглядывать на оппозит, делиться опытом, смелыми идеями, интересными разработками.


NIckIMZ's picture

Да, КБ работало в то время, а щас две калеки, уважающие всё импортное.


Тайсон's picture

С чего оно работало то?????Посмотри какие БМВ были уже к тем годам,да чего уж к тем,к 60м годам даже.И УРАЛ блин(у нас переплюйка а у них 4 клапана на головку.)........Хотя большая вина не КБ а той экономической модели,что была в СССР.


Promot's picture

Многие в те годы ставили на свои мотоциклы эту СИН. Кто то добился эффекта, кто то нет. Одну СИН я устанавливал на Урал другу из совхоза, ему надо было сено и дрова возить на прицепе. Эффект был,но хотелось большего, и я поставил в середине переплюйки ещё один карбюратор с диффузором 16мм, а трос вывел на манетку. Потом пришлось усиливать заднее колесо,резиновую муфту и часто менять крестовины.


interceptor's picture

Отличная статья!
Очень интересна история развития СЖО ;-)


India's picture

Читая, погрузился в то время. Здорово написано! Спасибо!
Хочется побольше фотографий и разных интересных конструкторских идей и их реализаций!


din63's picture

Спасибо за статью!


Syava's picture

Спасибо, :) очень интересно, но хотелось бы больше информации. Про переплюйку тут было много крику помниться... ;)
Но я её использую на двух нижнеклапанниках. Карбюраторы стоят к 28 и 302, карбюраторы подношенные и с переплюечкой работают лучше (стабильнее на малых и средних, ну а раскручивать его как бы нет смысла). Заметил что шланг (идущий в комплекте - тонкий резиновый) сминается и переплюйка работает плохо, потому ставлю с машины старый (тот что загрубел и уже не мнётся). Мысль поэксперементировать с сечением тоже была, но дальше задумки дело не пошло :). Собрал ещё один движок (верхнеклапанный), там карбюраторы 62е стоят, так вот там без переплюйки работало лучше. Поставил её и заметил ухудшение в работе двигателя. Но там мне нужен будет вакуум (для тормозов) и чтото вроде переплюйки всё таки мудрить прийдётся....


Andryha32rus's picture

Отличная статья! эксплуатировал данное устройство. Мотоцикл ездил бодрее!!! а сосед по гаражу поставил на уралей СИН, а посередине шланга врезал кран сантехника, с красным рычагом, сказал, что при регулировки карбов, блокирует эту систему. а потом открывает ;)


m-72's picture

А если врезать штуцеры прямо в карбюраторы?


MЕDVЕD's picture

Нада с производителями карбюраторов договариваться. Ибо Ду16 на существующие модели врезать некуда. А тоньше, возможно никакого эффекта не будет, акромя морального удовлетворения: каков я рукодел ;)


iker's picture

ничуть не умаляю достоинств данной системы и заслуг г. завьялова, но замечу, что в современных условиях, не проще ли поставить нормальный карбюратор, вместо того что бы заниматься ерундой?


academik's picture

Виктор Николаевич, Вам надо мемуары писать уже и издавать. Ну ту часть, которая связана с мотоциклами Урал точно надо публиковать!


Alexvm's picture

На колясыче реально работает! Езжу только с ней!


_Илья_'s picture

Можно попросить вас сделать фото данной системы на мотоцикле?


umelec1's picture

А нет фото, не фотографировали.
Поищу в закромах, сфотографирую.


_Илья_'s picture

Вот, артефакт еще один на тему СИН:
фотка для oppozit.ru


umelec1's picture

Да.
Публикация 88 года.
Изображение из фотоальбомов E1.ru Очень похожая штучка, что я увидел в первый раз. Сергей тоже предлагает экономить бензин, предлагает уменьшить жиклеры. Делать этого нельзя! Сергей не ездил на больших оборотах. Нельзя и следовать советам Сергея по регулировке,регулируйте согласно инструкции.


_Илья_'s picture

Так какой, все же, диаметр перепускных патрубков СИН предпочтителен?


umelec1's picture

Сергей Наумов- конструктор отдела технолога по штампам. Талантливый мужик, но тоже достал меня со своими рацухами. Приведенный артифакт не его рацуха, Сергей все наровил чего то отпилить, уменьшить, при серии 120 тыс Уралов в год - премиально это было заманчиво. Сергей был очень приличным рыбаком, о нем и других http://oppozit.ru/article93794.html . Сергей первым начал наматывать прорезиненный ремень вместо цепей на колесо для проходимости и многое другое.


umelec1's picture

Илья! Тема для творчества.
В серию шел внутренний диаметр бензопровода Ф16.
Кто-то ловит экономию, кто то мощность. У тебя есть интерес? - почитай книги, статьи - информации масса.
У меня была задача дать больше хорошей смеси на малых оборотах для мотора СВП.
В серию пошел усредненный вариант, для большого числа покупателей. Поэтому и прилагаемое описание несколько рекламное с завышенными заявлениями.
Попробую найти старое "описание" и выложить.


_Илья_'s picture

Пожалуй интерес появился после Вашей публикации. Когда купил свой первый Урал, на нем стояли фланцы с патрубками соединенными между собой обычным бензиновым шлангом. На холостом ходу двигатель работал очень ровно, но обороты при сбросе газа падали медленно. Поэтому я их снял. Я достаточно литературы и публикаций прочитал про подбор и настройку карбюраторов для ДВС, а также свяких приспособ по типу завихрителей, распылителей, конусов и т.д. и для себя сделал вывод о бесполезности таких устройств, однако информации по данной СИН нигде не встречал. Сейчас, прочитав комментарии к статье Василия нашел одно интересное обьяснение работы данной системы - предполагается что на низких оборотах двигателя часть заряда смеси выталкивается обратно при движении поршня от НМТ в конце фазы впуска. Сам наблюдал такой эффект при работе двигателя без резиновых патрубков карбюраторов. Движущаяся обратно смесь тормозится дроссельными заслонками карбюраторов, а всякое снижение скорости потока в трубке, по закону Бернулли, вызывает повышение давления. Это обратное давление нарушает нормальный процесс карбюрации, что вместе с недостаточным зарядом цилиндра свежей смесью приводит к снижению мощности двигателя. В случае установки перепускных патрубков за карбюраторами избыточное давление при обратном выбросе смеси стравливается в перепускной канал и помогает соседнему цилиндру, работающему в противофазе наполниться большим зарядом смеси, а также снижает пульсацию противодавлений перед карбюраторами. В общем весьма интересное устройство!


umelec1's picture

Практически "движущуюся обратно смесь" лучше забирать у клапана, а не у карбюратора. То есть не создавать процесса обратного движения.
Между левым и правым впускными каналами большое расстояние, поэтому эффект работы исчезает уже к 2000 оборотам. Я делал посредине рукава компесанционную камеру, эффект повысился, но запуск ухудшился.
А если делать управляемую камеру, да еще у самого клапана, то эффект будет значимым. У меня были такие наработки, но как то за текучкой "выживания" пришлось оставить.
Илья, разрабатывай, пробуй.


Тайсон's picture

Правильно же называют переплюйку "Гербалайф от мотоциклизма"))


interceptor's picture

эх.. делаете, пробуете.... а даже не знаете что это как работает и зачем оно... и вообще...

А между прочим есть ответ на ваш вопрос в книге Топливные системы мотоциклов
внизу 38 страницы


umelec1's picture

На днях еще пару подделок принесли; скоро экспозицию можно сделать будет.