Реставрация: Мотоцикл М-52 (1958) | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов

Реставрация: Мотоцикл М-52 (1958)

Вчера наконец закончил, свой М-52, 1958 года.
В конце прошлого года, правда, уже пытался выложить здесь фото но реакции не было, мотоцикл был не до конца закончен, поэтому тогда тему снёс.

фотка для oppozit.ru

Вся работа заняла три года. По данным ирбитского музея М-52 был выпущен в количестве 678 шт, включая и спортивные машины.

Машина очень приятна на ходу, идёт легко, прочно "сидит" на дороге.

Специально для неё пришлось восстановить гос. номер серии ЛФ, соответствующий 1958 году. Как назло у меня в коллекции номеров, было всего два номера этой серии, поэтому, оставив один в "фондах", пришлось потратить массу времени на восстановления весьма плохо сохранившегося номерного знака. Но для фото и экспозиции, по-моему, жёлтый номер даёт очень многое.
Конечно на дороге с ним не покажешься, но в экспозиции музея будет стоять с ним.

Сейчас начну заниматься официальной регистрацией.

zund

zund's picture

.


pank_miha's picture

zund, очень хороший экземпляр. Возможно увидеть этапы реставрации?


Messer's picture

Супер! Красавец мотоцикл!
zund, а М-52 с алюминиевыми тормозными барабанами шел?
Колеса-то больно на Днепровские похожи.



Скажу наверное банальную вешь - мне нравится.
Цвет родной?
Zund, а ни чего, что шильдик на болтиках? У Вас в Латвии к этому не цепляются? У нас сразу экспертиза и т.д..
А вообще - поздравляю.


supernerd's picture

Здорово! Очень красивый мотоцикл. Жаль, что такая маленькая серия была.


ВасяПЗ's picture

Messer, днепровские ступицы, как и многие "киевские" разработки, были придуманы в Ирбите и достались КМЗ вместе с докумениацией на м-72.

На м-52 были разные типы колес, такие в том числе.

Кстати на м-61/62 тоже иногда шли алюминиевые ступицы, внешне похожие на днепровские, но другие.



красивая машинка... Как, впрочем, и все первые верхнеклапанники



незна что ирбитоциклах применялись такие колёса


ВасяПЗ's picture

усатый, спорты 52 были самые разнообразные. Были и с маятником, и разной степени одетости в обтекатели.


zund's picture

Постараюсь ответить на все вопросы по-порядку.

Цвета я не придумывал. В таком окрасе мотоцикл был представлен на оригинальном проспекте. Вот пересъёмка этой фотографии:

Алюминевые ступицы колёс были разработаны в Ирбите несколько раньше, чем они пошли в серию на КМЗ. Изготавливали их в экспериментальном цеху и массовой продукцией они, к сожалению, не стали. Часть М-52 комплектовалась металлическими ступицами. Алюминевые ступицы на ИМЗ делали нескольких видов, были варианты с выфрезерованным пазом под пресс-маслёнку и были без неё. Был ещё один тип ступиц, которые шли на экспериментальные машины и на М-52 в том числе. М-52 с номером двигателя "012" с такими ступицами хранится в ирбитском мото музее.

Одним из отличий алюминевых ступиц ИМЗ от КМЗ является меньшее число рёбер усиления внутри барабана. На фото это видно:



Мотоциклы были выпущены небольшой партией, и, в основном, были проданы в ближайших к заводу регионах. Этот факт подтвердили в музее ИМЗ. Сделано это было для удобства принятия возможных рекламаций. Машина была новой.

Мой мотоцикл попал в Латвию через мотогонщиков, которые часто в то время ездили за техникой в Ирбит. Этот мотоцикл привёз один из наших мотогонщиков и успешно его съездил. Потом мотоцикл был разобран, часть деталей потеряна, цилиндры вообще пришлось откапывать в саду из земли.

Что касается этапов реставрации, то тут всё как всегда. Вот так 9 апреля 2006 года после первой пескоструйки выглядело начало:

видны заломанные уши верхних стаканов.

Вилка кроме громадного износа, имела сильный изгиб нижних стаканов, это видно на фото даже невооружённым взглядом. На восстановление её ушло почти два месяца.

Переднее крыло тоже было далеко от идеала, там где были накладки усиления металл сгнил. Пришлось вваривать новые фрагменты и потом приваривать обратно усиления на такое же количество точек сварки.

Вот так это выглядело после восстановления:

Важно было укомплектовать машину правильными мелочами, соответствующими году выпуска. После некоторых поисков удалось найти генератор с годом выпуска соответствующим машине. Руль постепенно укомплектовался манетками и ручками. Ручка газа и рычаги все "свои", их потом некоторое время ещё ставили на М-61.

Свеча задней подвески, к счастью, пришла вместе с мотоциклом. Клеймо на ней подтверждает то, что это деталь 52-й машины, а не 72-й:

Довольно много пришлось повозиться с выпускной системой. Чертежи выхлопа по моей просьбе прислал Александр Буланов из Ирбитского музея. Трубу легче было сделать из двух частей, задний изгиб заказывал отдельно в Германии, там где обычно делаю все выхлопные трубы. Ну а сам глушитель делали сами.
Вот момент выстановки выхлопа:

Потом, постепенно по мере сборки, машина готовилась к первому выезду. Завели её первый раз под новый год 30 декабря 2007. Потом немного поездил "в грунте". Устранили некоторые "косячки", которые неизбежны при таких работах. Обкатывать пришлось ещё на К-шных колёсах, родные были ещё не собраны так как долго ждал заказанные спицы.

На этом фото видны "поиски" покрышек. дело в том, что на М-52 в оригинале ставились покрышки 3,50 х 19. Спереди стояла спортивная резина с продольным протектором, а сзади очень интересная советская резина с протектором по типу Барум. Я попробовал поставить современный Митас (аналог Барума)назад и АVON-спорт вперёд. Было похоже, но визуально эта резина оказалась меньше чем оригинал, поэтому пришлось поставить назад Heidenau 3.50 и вперёд его "родную" спортивную советскую. Покрышки Heidenau как раз имеют высокий профиль и идеально соответствуют по высоте и внешнему виду тем годам. Да и дорогу держат прекрасно, чего не могу сказать о Митасе, на мощных сольных машинах задница очень нестабильна.

Шильда на этих машинах всегда в оригинале крепилась на винтах.

В работе над этой машине мне помог материалами Александр Буланов, а деталями Лейтенант из этого форума. Спасибо им за помощь.


ВасяПЗ's picture

Прекрасная работа, не устаю восхищаться.


zund's picture

Спасибо!


Messer's picture

zund, чем отличаются рамы М-52 и М-62?


zund's picture

Кронштейнами крепления сидения, сигнала. профилем вертикальной подседельной перемычки, аккумуляторной площадкой.


Schwarcwald's picture

Поздравляю!


Mihail06's picture

Лёша, машина класс!! Поздравляю!


YS's picture

Достойный аппарат.
Алексей, я где-то читал, что на 52-ке стояла ручка газа под один трос, с последующим "раздваивателем" , а на Вашем мотоцикле, ручка газа с двумя тросами. Где истина, или имели место оба варианта?


zund's picture

Сергей, так у меня и стоит с одним тросом и разделителем, просто на обкатке до окраски проще было поставить ураловскую, но это был временный вариант.

На этом фото видна ручка под один трос.


Messer's picture

Quote:
Кронштейнами крепления сидения, сигнала. профилем вертикальной подседельной перемычки, аккумуляторной площадкой.

Я заметил еще одно отличие.
У М-52 отсутствуют усилительные косынки в задней части рамы.


ВасяПЗ's picture

Messer, ой Лева, щас полетят карданчики-то! :-) Бескосыночных рам тоже много было разных :-)


YS's picture

Quote:

так у меня и стоит с одним тросом и разделителем, просто на обкатке до окраски проще было поставить ураловскую, но это был временный вариант.

Не разглядел, орентировался как раз на "обкаточное" фото. А можно увидеть как выглядел разделитель?


zund's picture

Фото разделителя не делал, а чтобы до него добраться надо снять бак. При встрече могу дать эскиз.


YS's picture

Хорошо, буду признателен.

Фото в тему. Один из вариантов коляски, разработанных специально для М-52, в серию не пошёл.



Супер!!! Поздравляю!


hellishbutcher's picture

красота прям ах! респект


supernerd's picture

Дед-63, а есть фотки твоего аппарата или паспорта?


Hayabusa's picture

чёткая работа! мот-красавец! автор, +100000!)))


babavaga's picture

[quote:415a373a32="Дед-63"]привет. фото есть, я незнаю как его сюда запихнуть.

справа от быстрого ответа есть мануал. Если лениво, сбрось мне в мыло babavaga@mail.ru - я запостаю на форуме отдельной темой.


Scull's picture

Мот красавец


Messer's picture

zund, а в какие цвета красили эти мотоциклы?


zund's picture

Насколько мне известно, были вишнёвые, темнозелёные, двухцветные как мой, другие цвета пока документально не подтверждены.


Garage's picture

zund ,а бензобак ни чем отличался от стандартных.Вот смотрю и не пойму что-то в нем не то.


zund's picture

Бензобак меньше, чем М-72.


Garage's picture

Спасибо понял.


YS's picture

Не дает покоя крепление номера, точнее расположение отверстий под под винты в номерном знаке. На М-72, например, такой номер не прикрутить. Что, сверление отверстий в те годы было возложено на владельца?


zund's picture

Мне часто попадались номера с такими сверлениями. Естественно сверлили сами владельцы. есть кстати у коллеги желтый номер вообще без отверстий, новый.


YS's picture

Quote:

Естественно сверлили сами владельцы.

Спасибо, интересный факт.


zund's picture

Немного удивлён тем, что до сих пор никто из конференции не отреагировал на очень важное событие, а именно премьерный показ только что отреставрированного М-52С на Сорокинской выставке.

Мне казалось, что хотя бы москвичи сразу же обратят внимание на этот мотоцикл.
Рядом с ним, кстати, был выставлен тоже ранее нигде не светившийся М-76.


BuffoG's picture

интересно бы знать каков процент новодела и неоригинала на этой машине


zund's picture

Минимален, я видел эту машину до и в процессе реставрации, с "М-52 Василия Сталина" эта работа и рядом не стояла. Поверьте мне, Алексей Черных серьёзный реставратор.


ВасяПЗ's picture

Интересно, какой номер двигателя.


BuffoG's picture

В таком случае работа Алексея Черных заслуживает наивысшей похвалы.

А что не оригинального в этой машине или лучше так - с какими наиболее серьезными трудностями столкнулись при реставрации?


zund's picture

Я бы не хотел описывать чужую работу, это всё-таки прерогатива самого хозяина, но об объёме работ можно судить уже по этим двум фото, мотор "до" и его головки "после" Только восстановление отломаных частей головок заняло больше двух недель.


ВасяПЗ's picture

BuffoG, у него цилиндры совсем-совсем ранние, такие были чуть ли не на двух-трех десятках первых моторов (если ничего не путаю конечно)


zund's picture

Ну это же и есть один из первых экспериментальных двигателей. Машина и сохранилсь в Серпухове, где и была создана.



Пофотографировал на выставке М-76,может у кого есть чертежи привода(переходника) для магнето М-47б?Если есть такое магнето,то готов купить.


YS's picture

В октябрьском номере журнала МОТО вышла статья про М-52 и киевскую пятисотку, М-53.


Matolusz's picture

Ребята, ещё один вопрос про М-52. Интересуят розличя рамы дорожного М-52 и М-61 ранного выпуска. Я хорошо вижу, что рамы такие же самые? Как взглядали номера рам. М-52 имел номера с 0 до 678 и далше номера имел М-61? Или их выпускали параллельно?


BuffoG's picture

Matolusz, По рамам точно не скажу, близко сравнений не проводил, никак не доберусь до нашего с Лешей М61 на ходовой М52 и Лешиной рамы М52 чтоб сравнить. На вскидку похожи, но отличия есть.
По Номерам точно скажу что сначала М52 имели свою нумерацию на ранних моделях, после к закату машины нумерацию объединили с М61, хотя какое то время машины делали совместно, это отчетливо видно из моей таблицы


Schwarcwald's picture

Уже выкладывал, но повторюсь:

http://photofile.ru/users/schwarcwald/150310065/