Решение проблемы маслянного голодания на мотоцикле ДНЕПР
Общеизвестно, что шатунные подшипники скольжения с вкладышами долговечнее и тише роликовых. Потому роликовые подшипники в современных двигателях и не встречаются. Однако начинающий мотоциклист, выбирая себе оппозит, зачастую слышит от друзей:
- «Днепр?» Ты с ума сошел? Там вкладыши! Намучишься с ними и наплачешься! Бери «Урал», про колено и вспоминать не будешь, а накроется – новое поставишь!» В моем случае советовать было некому…
А вариант подвернулся на редкость удачный. И я за символическую сумму стал владельцем Днепра МТ10-36 1980 года с пробегом в 25 км (!) Обкатка прошла в целом без приключений, а проблемы начались несколько позже. Тут-то я и научился собирать-разбирать мотор буквально с закрытыми глазами. Словив клина и заменив вкладыши в третий раз за два сезона, я понял, что надо что-то менять.
Итак, масло почему-то не поступает к вкладышам. Производительность у Днепровского маслонасоса большая, это вам не Ураловскую систему брызгалок снабжать. Значит, масло где-то теряется. Посмотрим на схему (рис.1).
Проблема Днепровской системы смазки в том, что редукционный клапан стоит в самом начале масляной магистрали. Попавшая под шарик соринка тут же оставляет систему без давления. Исход понятен – это самая распространенная причина проворота вкладышей у Днепров. Далее – зазор между коленвалом и передней крышкой двигателя, а потом центрифуга.
Центрифуга оказалась вполне обычная, собрал я ее нормально – вряд ли дело в ней. Значит, причина потерь масла – в зазоре между коленвалом и передней крышкой двигателя! Этот зазор ничем не уплотнен. При работе двигателя силуминовая крышка расширяется больше чем коленвал, и масло из кольцевой проточки в ней благополучно улетает мимо вкладышей.
Блуждая по Интернету в поисках решения, на сайте www.moto.com.ua я наткнулся на вариант уплотнения передней крышки маслонасоса двумя резиновыми кольцами, как на рис.2.
Центрифуга на рисунке не показана. Решение простое, но на практике не опробованное, они предпочитают ставить маслонасос увеличенной производительности, продающийся там же, на Украине.
Вообще, если подумать, эта затея бессмысленна. Зазор никуда не девается, он как упускал масло, так и упускает. Зачем нам тогда увеличенная производительность насоса, если масло все равно уйдет через щель между коленвалом и крышкой, сколько бы его ни было? Заморачиваться с масляным радиатором тоже не имеет смысла, так как щель, опять же, пропускает масло – неважно, холодное или горячее. Значит – уплотнять!
Вместе со Злобным мы обсудили идею, и было решено опробовать ее на практике.
В магазине запчастей для иномарок я нашел кольца из бензомаслостойкой резины внутренним диаметром 34 мм и толщиной 3 мм. Эти кольца – не от какой-то конкретной машины, просто на рынках иномарочных запчастей у продавцов иногда есть наборы разноразмерных колечек. В ходе экспериментов по их имплантации на токарном станке была безвозвратно испорчена одна крышка маслонасоса, но зато следующая уже получилась как надо. Результатом работы стал вот этот чертеж: (рис.3).
Перед зажиманием в патрон токарного станка с крышки надо выпрессовать передний подшипник и снять маслонасос. Проточив канавки под кольца, необходимо тщательнейшим образом промыть и продуть под давлением все масляные каналы, чтобы в них не осталась стружка. После этого кольца устанавливаются в канавки. Они будут чуть (на 0,5 мм) выступать над поверхностью – без обжатия давление они не удержат.
При установке крышки на двигатель будьте осторожны - кольца очень легко срезаются передним концом коленвала. Дальнейшая сборка двигателя – без особенностей.
За полтора года система прошла около 3000 км по улицам Питера на стандартном «Днепре» без коляски с 8-й главной передачей. Масло – минеральное, Valvoline 20W50. Лето было жаркое, но даже в пробке на горячем моторе лампочка аварийного давления масла не горела (своему датчику давления я доверяю).
С моей точки зрения, никакие другие переделки в системе смазки Днепра не нужны. Хорошо отрегулированный мотор не перегревается, потому необходимости в дополнительном охлаждении масла я не вижу. Но если масляный фильтр и радиатор поставить все же хочется, то по-любому придется минимизировать потери через переднюю крышку, иначе мы не сможем подать на охлаждение достаточное количество масла.
Отдельное спасибо Злобному за помощь воплощения идеи в металле.
здесь наверное и имеются в виду 34*39-30, а если посчитать, то 34+3+3=40, а обозначается 39, блин совсем эта математика запутала!))
в нете размер колец по гост либо 34*39-30, либо 34*40-36. (последняя цифра - d сечения*10),а 34*40-30 так и не нашёл. Себе купил 34*44-50 других не было)) буду искать дальше, на крайняк эти использую.
И все же. Как дела обстоят с износом КВ в местах трения с резиночками?
Как чувствует себя подшипник?
Приведствую всех.
Вот и я стал обладателем мотоцикла Днепр 11.
До Днепра был Урал. О таких проблемах как маслянное голодание и клин из за нехватки давления до сих пор не сталкивался. Но заметил след. На холодном двигателе давление 3.7-4 на холостых с прогревом давление падает до 1,5-2 думаю в этом нет ничего хорошего.
Теоретически согласен с автором статьи. За зиму, а может и раньше попробую реализовать такую доработку, на своем моторе. Долго не мог найти похожих резинок. Но вроде нашел, заказал. Как придут отпишусь. http://www.aston-balt.ru/cat/rti/form/kolco/2.htm
035 - 040 - 30 34,0 3,0 1(2)
А я під сальники проточив!Ще двигун в процесі збирання!Будуть результати,відпишу!Під кільця це також добре,а чи не будуть вони провертатись?????
от чего были кольца
респект за статейку! VMesser оказался прав - падение давления на горячую исчезло. на холостых 3,8 атм,на ходу замечал давление 4,5-4,7атм, на какой скорости не скажу, специально замеров не проводил. вообще советую эту доработку сделать - не пожалеете!!!
да как те сказать, как завели двигло та ки стоит 4
что в холостую что в дороге одинаково 4 показует
Я думаю резиночки это грубо говоря сопли. Нужен увеличенный маслонасоси и нормальный фильтр + хорошее масло + увеличенный поддон. Полностью согласен с krin по поводу маслозаборника.
Ты не разбирал свой первый мотор? Износа КВ (в тех местах, где по нему труться колечки) или колечек не наблюдается?
Я второй мотор собрал с колечками. Пока обкатка больше 2500 об еще не давал. На холостых (800) давление в районе 3,7 при повышении обротов стрелка ходит до 4,3 атм. Что на холодном что на горячем практически одинаково(нормально так горячем).
На первом моторе тоже с колечками прошел 2 сезона (продал). Манометра не было, лампа не загоралась на ходу накогда.
Колечки изначально делал по Мессеру.
4 - это на холостых? На горячую? Какое максимальное с ними бывает?
Ну что, на двух мотах давление поднялось до 4
третий двиг еще в ремонте :)
а мы тут с друзьями в троём прведем эксперимент, купили три крышки, проточили канавки, колечки вставили, одну крышку уже поставили, вотрую на днях будем ставить далее и третий движок разберем и поставил энтую деталюху,проверим на практике какова польза получится ;)
Fradyy,большое спасибо буду знать,а то я и карбы ацетоном замачивал
RYS,могу посоветовать про4ищать маслосистему аерозольной промывкой для автомобильных карбов.Стоит 5-7$ и всю гадость выбивает на4исто.З.Ы сам пробовал
не думаю что вкладыши очень будут рады керосину вместо масла,даже на небольших оборотах.а вот настоящее промывочное масло вещь полезная.
извините если тупой вопрос задою,а 4то есть 'без обжатия давление они не удержат' 4его обжимать и как?
Да на счет установки дополнительного насоса или замена его вобще большей производительности бессмысленна! Растут механические потери!!!
Уже семь лет на своем мотаюсь и на счет маслянного голодания не слыхал Крутил я свой от -15 до +45 не разу лампа давления не моргнула (датчик и лампа рабочие). Советую сначала просто промыть систему и посмотреть. Делал это так. На теплом движке сливал все масло и заливал 1 литр керосина (бензин нельзя т.к. все сальнички разест) завожу без набора оборотов и даю поработать 2-3 минуты на минималах. И сливаю эту всю грязь. Для неуверенных можно повторить процедуру еще раз! Только будте внимательные на счет оборотов!!! выше 1200-1300 не следует. После заливаю свеженькое масло и вперед. Такие вещи проделываю каждые 3 года. Проблем никогда не возникало.
пузыри не растетекутся, ибо и они под давлением, а так как они менее плотны - то и выпрет их из под колена много быстрее, они не мешают, и не денутся никуда, масло то вспенено. Реальный и лучший вариант выкинуть центрифугу, таки поставить колечки, таки поставить маслонасос от таза или более про изводительный и таки поставить полнопоточный фильтр.
(R) :-))
Патентуй!!
да про покраску то условность :-), но все же лучше не забівать закрутить пробку. Хотя если моц в кулек и завести без крышки - наверное способ консервации оригинальный получится :-))
SerDUKEdd, про покраску гаража,-если без пробки, то это пульверизатор,а с пробкой- сепаратор, ну,.. это между нами. Messer, скажи, пжлста, какая компрессия на таз-поршнях?
:-))) по секрету и только между нами: в гантельке нет ничего сложного :-))) Пара деталей токарных, монтаж в прямом смыле на колене :-) ну.. чуточку сложнее колечек :-).<br>
Возможно нагара на поршнях небыло, если в этом масле есть моющие присадки. Нужны эти все переделки или нет зависит от назначения моца.<br>
Поливая поршня мы в какой-то мере отводим тепло из камеры сгорания через поршень, через масло на радиатор в итоге. Тоесть как бы разгружаем по теплу головы хоть немного.
Ссылка на moto.kiev.ua в тексте присутствует. За отсутствие ссылок в картинках извиняюсь. Под жарой я подразумеваю 30 градусов выше нуля. Мотор при такой температуре не детонировал и не терял мощность, давление не терялось. Масло было, кстати, Valvoline, и менялось раз в 1500 км. Сняв цилиндры после пробега в 1500 км чтобы посмотреть, как там притирается Жигулевская поршневая, я убедился, что поршни с нижней стороны чистые, следов сгоревшего масла там нет. А раз так - зачем их охлаждать? Впрочем, это может быть связано с большей толщиной дна ВАЗовского поршня. Касаемо подвода чистого масла к сопряжению крышки и коленвала: тут я, понятно, согласен. Система с гантелькой прогрессивна. Может, и заморочился бы, если б вместе с мотиком под КрАЗ не попал летом 2005 года :) В общем, я думаю, что только долговременные ходовые испытания нам прольют свет на целесообразность уплотнения. Способ простой, незатратный, а потому я считаю, что он имеет право на жизнь. Ну не вижу я смысла в эти моторы много сил и средств вкладывать.
ой... флудонул :-))
Сорри, если тут так не принято :-))
Первые две картинки поменяны местами, там явно сначала предполагалась общая схема, а потом уже хсема проточек для колечек.
Третий рисунок, если уж тырите с чужих статей, так хоть бы где ссылку упомянули. но это уже понятно.
Большой маслонасос. Цитата"Вообще, если подумать, эта затея бессмысленна. Зазор никуда не девается, он как упускал масло, так и упускает. Зачем нам тогда увеличенная производительность насоса, если масло все равно уйдет через щель между коленвалом и крышкой, сколько бы его ни было?"... Хм :-))... Тоесть если через щель может убежать два грамма масла в секунду, то точно так же там и убежит 5 граммов??? Не всегда, не всегда.
Фраза:"При работе двигателя силуминовая крышка расширяется больше чем коленвал, и масло из кольцевой проточки в ней благополучно улетает мимо вкладышей. " - как зазубренная однажды блуждает по инету, и дальше нее никто не думает особо :-)). Давайте я вам ее дополню: "Самое слабое звено - это способ передачи масла в коленвал. А именно - сопряжение между корпусом переднего подшипника коленвала (далее кппк) и самим коленвалом. Там нет никаких сальников, все уплотнение держится на трении, причем туда попадает масло, еще не побывавшее в центрифуге, то есть неочищенное, взятое насосом прямо из поддона, где оседает вся стружка тырса и прочие свидетельства сборки и работы мотора. Масло, насыщенное этими частичками - тот еще абразив, посему совсем не удивительно, что очень скоро мягкий металл кппк насыщается этими частичками и уже они начинают жрать металл коленвала. Как следствие этих процессов - постепенное падение давление масла в магистрали, поскольку оное очень даже весело утекает в щель по мере нагреватия двигателся. И дело даже не в разнице расширения чугунного коленвала и легкосплавной детали. Дело именно в износе. А износ от грязного масла. И так по кругу." - это цитата из моей статьи Маслосистема-реинкарнация. Ее можно почитать по ссылке http://www.nci.com.ua/ddi.html в подразделе маслосистема.
Ну и понятное дело все эти заявления про то, что что-то там будет иметь смысл, а что-то там не будет иметь этого смысла - они просто смешны, когда читаешь их от авторов, которые попробовать мало что попробовали, но о неработоспособности чего либо всегда готовы напредполагать целое ведро умозаключений. Только вот ум и практика - суть вещи разные.
Фразу, опять цитата:" В ходе экспериментов по их имплантации на токарном станке была безвозвратно испорчена одна крышка маслонасоса" следует понимать как: был испорчен корпус переднего подшипника, а второй уж получился нормально.
С маслом в 20W50 в Питерскую жару? Как-то не понятен этот показатель. Вы еще нигрол вместо масла друг дргу начните советовать :-)) Какая была температура масла, какая температура вашей жары? Она сравнима с жарой в 36-40 грудусов в тени в Киеве, или еще выше в крыму?
На счет того, что такой переделки достаточно чтобы днепр ездил какое-то время - тут нет желания спорить - это все зависит от потребностей, условий, стиля езды и еще многого. Надо только очень хорошо выбрать колечки. Я лично никакие колечки не смогу поставить против элементарной гантельки, про которую была статья давным давно и на мотке, и у меня щас еще немного добавилось, опять таки.
Колечко за счет чего уплотняет? За счет того, что давление масла его раздавливает немного, и прижимает к деталям. Когда колечко истирается - оно деформируется давлением еще немного, и так пока не сотрется. Тоесть в прямом смысле его в щель не выдует, но чтобы его поменять придется открутить немного гаек. В моем случае с гантелькой можно сделать все так, чтобы был доступ к осмотру и замене птущихся пар без разборки движка вообще, одну пробку открутил и все в руках. Только вот опять же никто так и не попробовал повторить, все заранее считают что там у меня все очень сложно :-)). Ну - дело хозяйское. Только не забывайте, что колечки пытаются держать грязное масло, а гантелька держит уже чистое масло, после фильтра. Даже чисто гипотетически: что проездит дольше, резина по чугуну коленвала в грязном масле, или каленая гантель по бронзе в очищенном масле???
Сетку стандартного маслоприемника заменить не вопрос вообще, тоже у себя описывал уже. У вас тут видел вариант с пайкой - как говорится наши руки не для скуки. А ведь можно обоцтись парой долларов и тремя минутами.
"Распред и поршни поливать НЕ НАДО! Все и так чудно работает" - тут я про рапред согласен, лучше уж систему подачи масла к толкателям, а оттуда к распреду добавится ой как немало масла, проверено уже, а вот поршни не поливать..... Да в принципе бабам цветы тоже можно не дарить, и так дают :-))
К прокладке под насо +1.
"несколько рисочек(по 4-6шт.) глубиной 0,2-0,3mm" - это видимо про лабиринтное уплотнение. Штука интересная, но не знаю чтобы кто-то пробовал. именно так, чтобы сравнить давление до и после.
"Теперь про ре зинки- заткнув поток в сторону подшипника, ты сильно ухудшаешь его смазку." - тут -1.
"проточки лучше в колене делать а не в картере... ИМХО.. хотя не суть важно." Как раз очень важно. Есть большая разница, будет ли резина идти по твердому коленвалу или по мягкому силумину. Силумин сожрется очень бытро теми частичками, которыми насыщено масло до центрифуги. Еще раз: оно там грязное, от этого боьше проблем чем кажется.
Это я читаю комментарии и по ходу свое личное и субьективное мнение добавляю, если кому интересно. Без претензий на истинность, естественно.
На счет масляного тумана и смазки деталей внутри мотора... А вы как-нибудь попробуйте не закручивая пробку маслозаливной горловины завести движек. Можете засеь за сколько минут ваш гараж весь покроется небольшим масляным налетом. Можете подождать и засечь за сколько времени гараж покроется болшим масляным налетом :-))
Это я к тому, что внутри картера по стенкам течет масла достаточно для того, чтобы оно затекало и на подшипник. Передний подшипник коленвала имеется ввиду. В любом случае, если есть такие опасения за подшипник, то почему его все же не приходится менять каждую тысячу пробега? А если еще потратиться на дорогой импортный, так вообще можно надолго забытьпро опасения.
О чем бы ни был разговор - днепр в любом случае каждый раз штука уникальная, ведь каждый разх его крутят разные руки, а перед этим продумывают переделки разные головы. Не получится при этом получать одинаково хорошие результаты. Но делать лучше чем не делать.
О чем разговор на счет пузырей в потоке?
При, своевременной, замене масла- не будет!
3-5 мм? Тогда вся грязь со дна твоя будет... насчет формы маслоприемника согласен.
Я, уже, 5й день толкую, что заводской маслоприёмник полная Х...Я, и стоит он в самом ХУ...М месте, оттого и воздуха в системе ДОХ.Я! Идеальный маслоприёмник имеет форму тарелки дном вверх, с сеточкой внизу, и трубка в него заходит герметично, а не с зазором в 1мм, как у завода. И стоять он должен в задней части мотора в 3х-5и мм от поддона. У меня так и сделано плюс масло shell 10W60, и не помню я где эта лампочка!P.S. За мат простите, но из песни слов...
Так никто не говорит, что в реальной системе смазки будут пузыри. Это только в эксперименте у них было. В общем, не думаю, что тазонасос кардинально что-то изменит, только редукционному клапану больше работы будет.
В вихревом потоке тяжёлые частицы из-за центробежной силы отбрасываются к периферии и оседают на стенках! Этот способ очистки воздуха (жидкости) повсеместно применяется в технике и называется циклон (для жидкости центрифуга). Так что смазывать подшипник, по которому постоянно долбят с усилием в 2-3 тонны, надо хорошим потоком а не эфемерным туманом! А Украинские товарищи, если и видят поток масла в трубке, значит видят движение воздушных пузырей, которых там не должно быть в принципе! Такой пузырёк, растёкшиь в зазоре 0,05мм вызывает проплешину в масляной плёнке 2-3см квадратных, и это при ударе в пару тонн! Как от них избавиться, я уже писал в начале. А насос от тазика решает эту проблему, опять-таки, за счёт правильной формы маслозаборника.В моём варианте, проблема решается, только снятием поддона!
Этот вентилятор как раз и образует туман. Туман - он на то и туман, что как его ни гоняй, на поверхностях все равн оседает. Ресурс у подшипников днепрячьих вполне приличный. Для Статика: вкладыши забирают масло очень медленно. Там места-то 0,05 мм, много туда не поместится. Это проверено украинскими товарищами на moto.kiev.ua, они через прозрачную трубку масло от насоса к вкладышам подводили. То есть, вкладышам нужна не столько производительность маслонасоса, сколько нормальное давление масла. Мы можем нормализовать давление двумя способами: уменьшить потери (так сделал я), или увеличить приток в систему (как делаешь ты). Как я понимаю, оба варианта работоспособны, только мой проще осуществить. Отъездишь сезон - расскажи о впечатлениях.
Кстати, задний подшипник, который смазывается таким разбрызгиванием ,я уже менял (где-то 6000км.),загудел аж страшно стало!А передний, кроме радиальной, ещё, и осевую, от сцепления, удерживает!..
Терзают меня, однако, смутные сомнения...Стоит, перед подшипником, хороший вентилятор в виде колена, который от него этот туман отгоняет...
Как по мне - это излишний секс. МТ-шнику изначально нехватает более производительного маслонасоса. как не крути...
А эти - колечки, прокладочки... херня на постном масле. так и остается у нас центрефуга, так и остается манюсенький маслонасос, которого на холостых при прогретом двигателе ой как нехватает. а разбирать каждый сезон двигатель и притирать маслонасос - это не правильно.
З.Ы. вчера подогнал по размерам на штатное место ВАЗовский маслонасос. завтра буду инстолить его на место :)
Подшипнику разбрызгивания хватает за глаза и за уши. Думаю, если резинки ставить в коленвал, то вращаясь, они быстренько выпилят в алюминиевой крышке канавы.
все нормально будет, подшипник мажется по правильному изнутри, маслянім туманом, ничо ему плохого не случится, а резинки рулят однозначно, вот токо проточки лучше в колене делать а не в картере... ИМХО.. хотя не суть важно.
Есть потоки ламинарные и есть турбулентные.Так-же, есть силы поверхностного натяжения.Вобщем, если подробно,- то, как минимум,будет реферат.А если кратко, то эта хрень, действительно,работает!Теперь про ре зинки- заткнув поток в сторону подшипника, ты сильно ухудшаешь его смазку.Из-за отсутствия протока масла, между подшипником и крышкой скапливаются продукты износа, и попадают обратно в подшипник.На сколько это ему "полезно" - покажет время, но менять его будет забавно. Респект,krin.
Какое гидроДИНАМИЧЕСКОЕ сопротивление? Странно. Описанный тобой эффект подразумевает некую скорость потока. То есть, сопротивление на проточках появляется только в том случае, если есть достаточно высокий темп потерь через крышку. А этих потерь не должно быть вовсе, я так думаю.
Дело не в подъёме металла. Эти проточки вызывают завихрения в потоке жидкости (газа),что создаёт большое динамическое сопротивление протоку.И как следствие- повышение давления.В гидравлике это называется гидро-динамическим затвором, применяется с позапрошлого века.Резинки, когда-нибудь, сносятся- проточки вечны.Но, на мой взгляд, давление повышают не резинки и проточки, а сопутствующие разборке движка замены деталей и разные доработки(вкладышей,переборка насоса и т.д.).У себя я заменил вкладыши и переделал маслозабор(см.выше),и забыл про давление. С уважухой krin.
Ты таким образом чуть поднимаешь металл между проточками. Доездить сезон - вполне можно так сделать, но большого ресурса у такой доработки не будет. И потом: если ты уже стоишь со снятой крышкой у токарного станка - почему проточки под кольца сразу не сделать?
Вспомнил старый способ! Берём крыжечку, зажимаем её в патрончике токарного, и с каждой стороны от проточки напиливаем по несколько рисочек(по 4-6шт.) глубиной 0,2-0,3mm.Сборка в обратном порядке.
Все равно потери через крышку ты этим не уберешь. К тому же сверление от маслонасоса к кольцевому зазору в крышке может быть кривым.
Нормальный зазорами между шестеренками, бумажная прокладка (без герметика!!!) между крышкой и маслонасосом решают проблему достаточно эффективно без лишнего гемора с резиночками и проточками.
Испытанно неоднократно на личном опыте.
Отправил фотки Штирлу. Распред и поршни поливать НЕ НАДО! Все и так чудно работает.
+1 к ВАЗовскому маслонасосу! у него производительности хватает на полив распреда и поршней, а не то что там КАКОЙ-ТО зазор между гитарой и коленом. а колечки.... ну блин.. даж незнаю что сказать.
у меня давно манометр стоит, весч действительно нужная, и датчик тоже стоит
Такую систему хорошо-бы дополнить ещё масляным манометром вместо стандартного индикатора давления масла. Чтобы можно было заблаговременно видеть падение давления ниже нормы.