Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 16. Годы 2003 - 2012 | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Очерки по истории КМЗ (версия и мемуары конструктора КМЗ). 16. Годы 2003 - 2012

2003 год.

Шильдики дочерных предприятий «ОАО КМЗ» И.Куташев все время менял, составы их работников тасовал (за 2,5 года в моей трудовой книжке сделали 10 записей о моем «новом» переводе и назначении). Председатель И.Куташев настойчиво предлагал мне должность главного инженера, я отказывался и на зиму мне было предоставлена «возможность» возрождения на «ОАО КМЗ» ОКР (опытно-конструкторских работ). Я пытался начать


конкретное сотрудничество с конструкторами ПО «Ижмаш»: в Ижевске мы с главным конструктором А.Перевозчиковым наметили совместную работу, подготовили соответствующий договор, он подписал его у своего начальства, однако сделать это на «ОАО КМЗ» я не смог.

2004 год.

«Эксперты определили в Киеве победителей регионального этапа соревнований «Сто лучших товаров Украины» [Газета «Хрещатик», 08/12/2004. В ДЕСЯТКУ! http://kreschatic.kiev.ua/art/22608.html] и «Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования потребительской политики» — определил нынешних финалистов регионального этапа: Киевский мотоциклетный завод завоевал первенство благодаря своей технике тяжелого класса «Днепр-11». Курва город.
Приезжал на КМЗ для нашего возможного сотрудничества и А.Перевозчиков. «Не верь, не проси, не бойся».
Второй раз (и опять на зиму) я попытался изготовить на «ОАО КМЗ» опытно-промышленную партию 50 штук пятитиступенчатых КП 16204 (с фланцем сбоку под электростартер, шестернях вторичного вала на роликовых подшипниках ГПЗ-3, закрытым механизмом выжима сцепления). Почти удалось.

2005 год.

В порядке авторского контроля мы собрали первую КП из этой партии. Таки да, правление Куташева уже разрушило «кузню»: изготовление деталей новой коробки передач без помощи других предприятий на Киевском мотозаводе уже стало не реальным, на самом КМЗ уже «добились» совершенно некомфортных условий работы и невозможности контроля качества изготовления изделий. На «традиционном» 13-м международном автосалоне SIA-2005 в Киеве в конце мая правление Куташева представило как новую модель сохранившийся в загашниках пародию на chopper (англ. — тип мотоцикла), КМЗ-8.157-022 «Днепр-Чоппер» (оказалось, уже последний раз). Моя надежда умерла, делать уже здесь нечего и я уволился.

2006 год.

Читал [Газета «Хрещатик», 10/11/2006. В.Галега. Пристрасті за Київським мотоциклетним заводом, http://kreschatic.kiev.ua/art/35416.html], что «специальная контрольная парламентская комиссия (голова комиссии, народный депутат Андрей Кожемякин так обосновал ее: «завод является типовым объектом не только на столичной территории, а и у масштабах Украины») планировала впервые реализовать в 2007 году пилотный проект: продать производственные корпуса экс-КМЗ вместе с землей, - однако оказалось (депутаты врут: для них это с неба свалилось? С.А.), «что до сих пор было принято и отменено немало правительственных постановлений, которые регулируют сферу приватизации в Украине». Все это было всем очевидным обманом, манипуляциями столоначальников по «законной» (т.е как дышло) прихватизации экс-социалистической собственности ушлыми людьми (элитой позже стали себя величать эти "уважаемые таварищи").
«Киевский мотозавод корпоратизирован (дурилка - по сути, обозначили «по новому» государственное предприятие. «Как корабль назовешь, так он и поплывет» - А.Некрасов (капитан Врунгель). С.А.) в 1995 году,— рассказала заместитель председателя парламентской комисии одиозная депутатка Ирина Антипенко [http://argumentua.com/stati/irina-antipenko-moshennitsa-na-sluzhbe-prezidenta] Предусматривалось, что ФГИ (Фонд госимущества) получит 26% ценных бумаг, на продажу выставят почти 62%, остальное – 12% - доля работников завода». В августе 1997 года завод был включён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины. В марте 2004 года завод был исключён из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины и передан в коммунальную собственность города Киева, а в августе Кабмин решил начать подготовку к приватизации мотозавода, утвердив проект предприватизационной подготовки и поручив его реализацию ФГИ. Если до 2001 года директора и истеблишмент КМЗ грабил предприятие «скромно» (наверно, предполагая прихватизацию его ими), то новая команда, направленная госгорадминистрацией Киева на КМЗ, это делала гораздо наглее и с размахом. Все схвачено (рекет законный), они безстрашно грабили экс-завод. «Из слов г. Антипенко от приватизации госпредприятий в 2007-году запланировали получить в госбюджет более 10 мильярдов грн. Но когда список объектов пересмотрели, то оказалось, что стоимость имущества на многих из них завышена. Производители (точнее, уважаемые ею люди, С.А.) воспользовались правовой неопределенностью (полагаю, нет, правители «создавали» специально нужный для этого случая вариант прихватизации, С.А.) просто, чтобы погасить долги перед местными бюджетами из зарплаты (созданные преднамеренно, награбленным делиться с властями нужно и производственники здесь лишние. С.А.) или пополнить «оборотные средства», понемногу продавали незадействованные в производстве помещения» (мотопроизводство только разрушали, грабили и, кроме корпусов зданий и сооружений, продавали материалы, станки и технологическое оборудование в целостности или металлоломом, С.А.). Дочерные «предприятия» г.Куташева, «скажем (комментировала г.Антипенко), 2002-го продали незавершенный гальванический цех (корпус № 7), подземную часть сооружения на улице Мельникова, 89-а, а также половину корпуса № 12. 2003-го — вторую половину этого корпуса и склад, 2004-го — корпус № 35, детский лагерь “Орлятко” (в курортном. С.А.) Ирпене (аж за 240 тысяч грв, без учета стоимости земельного участка), у 2005 году — продали корпус № 37.В целом все это имущество стоило около 23 миллионы грв, однако члены нашей комиссии так и не смогли ознакомиться со всеми соответствующими финансовыми документами. Поэтому сегодня стоимость объекта гораздо ниже. Кроме того, мы насчитали здесь 95 договоров аренды с юридическими и физическими лицами (которые не имеют отношения к производству), большинство из них заключено до 2028 года. А если соглашения разорвут ранее (не компенсируя расходов), на это есть право обращаться в суд».
Журналист В.Галега подытоживает статью: «на заводе говорят, что кроме земельного участка недалеко от центра города, потенциального покупателя ничего не будет интересовать. Когда какой-то инвестор и купит целостной имущественный комплекс, то обязательно найдет лазейки в законодательстве, чтобы избавиться од такой головной боли, как производство мотоциклов, наращивание объемов и создание новых рабочих мест. Соорудит на этом месте элитное жилье или торгово-развлекательный комплекс. Мол, комиссия пытается на базе мотоциклетного завода разработать только механизм приватизации таких объектов вместе с землей. А про перебазирование производства на другое место пока не идет. Как будут развиваться события дальше, покажет время. Участники же выездного заседания решили создать рабочую группу с участием представителей Фонда госимущества, Минпромполитики, Госкомзема, Киевской горгосадминистрации, Службы безопасности Украины и Прокуратуры города Киева, чтобы до конца ноября детально проанализировали финансово-хозяйственную деятельность завода за 2004—2006 года. А также выяснить правомерность отчуждения имущества. После этого народные депутаты…». Слова, слова, для кого? Ничего не меняется.
И.Куташев: «На самом деле [эта же газета «Хрещатик», 10/11/2006. В.Галега. Пристрасті за Київським мотоциклетним заводом, http://kreschatic.kiev.ua/art/35416.html] не все так плохо на Киевском мотоциклетном заводе (единственном, кстати, в Европе предприятием с производства тяжелых классических машин). За 60 лет он “наштамповал” более трех миллионов таких транспортных средств с колясками и без них. Сейчас они бегают в наиболее отдаленных уголках земного шара. Поэтому покупатели нуждаются и в запасных частях. Ежемесячно производство выпускает их на 1—1,5 миллиона гривен. А этого года плануруют выработать товарной продукции не менее как на 10 миллионов гривен. Ее экспортируют на Кубу, США, Францию, Италию, Германию, Португалию, Испанию — в общем ежегодно до тысячи единиц в 28 стран. Партнеры совершенствуют дизайн соответственно к капризам тамошних покупателей и успешно реализуют киевские машины. Зарубежных потребителей привлекает и классическая форма, и мощный мотор, модернизированный на базе немецкого довоенного. Кроме этого, машины почти полностью металлические и стоят дешевле других агрегатов такого же класса. Ведут переговоры с представителями Канады, Южно-Африканской Республики, Афганистана. Вскоре должны получить европейский сертификат высшей категории (об экологической безопасность продукции), чтобы без препятствий торговать на тамошних рынках. Однако благодаря только мотоциклам сейчас выживать тяжело, поэтому запустили линию с производства прицепов. Сегодня лидируют на внутреннем рынке страны, ибо такую продукцию мало кто делает. Специалисты подсчитали, что если в производство вложить до десяти миллионов гривен, спустя несколько лет в три раза увеличатся объемы и ежегодно можно будет выпускать товарной продукции почти на 80 миллионов гривен. Спрос на международных рынках стабильный, в отличие от отечественного. — Меня назначили директором завода в 2002 году,— рассказал голова правления открытого акционерного общества “Київський мотоциклетний завод” Игор Куташев.— Предприятие на то время уже простаивало три года, накопило долгов на миллионы гривен. В штате числилось 1220 человек, которые фактически работали в других местах. Вопрос стоял руба: или ликвидировать производство, либо поднять его с колен. Средств не было, поэтому начали сдавать в аренду свободные помещения. Однако арендаторы потребовали гарантий на будущее, поэтому пришлось заключать с ними долгосрочные договора (на государственном предприятии! С.А.). Сегодня сдаем только 20% площади, причем за квадратный метр берем около ста гривен. На остальной территории расположенное производство. За это время ликвидировали все долги и спасли завод от банкротства. Сейчас здесь работает 560 человек, а вместе с дочерними предприятиями — 800. Средняя заработная плата — свыше 1000 гривен. Недавно приняли решение о вынесении за пределы города экологически вредных производств - гальванического, литейного и также кузницу (такие «экологически вредные» производства за городом можно иметь?! Это позволительно за сколько км? Как живут урбанизованные японцы, немцы, французы и пр. с автомотопроизводством свыше 100 раз больше такого в Украине? С.А.). Будем Кооперироваться с другими более мощными предприятиями. В ближайших планах (независимо от развития событий) — минимизировать производство на 10—15 тысячах квадратных метров или перенести его средствами инвестора (? - предприятие государственное!) в другое место. Для этого просим (кого?) выделить приблизительно около 15 гектаров. Половину территории будет занимать собственно завод. На другой части («экологически вредного производства», С.А.) хотим свести жилье для молодых работников. Ведь, если в начале 2000-го средний возраст сотрудников составил 62 года, то сегодня — 46. И им нужен не так высокий заработок, как крыша над головой».

2007 год

завод завершил с прибылью в размере 4,5 млн. гривен.

2008 год.

5 марта года Премьер-министр Украины Ю.Тимошенко подписала распоряжение №426 Кабинета Министров «Об утверждении условий продажи пакета акций ОАО «Киевский мотозавод» вместе с земельным участком», а И.Куташев дал такое интервью [https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/glava-pravlenija-oao-kievskij--72334/]:
– Ситуация вокруг приватизации Киевского мотоциклетного завода обрастает слухами. Всем понятно, что главная ценность — территория завода — внушительный участок земли в центре столицы. Вы в какую сумму оцениваете предприятие? – Наш завод работает на 26 гектарах земли. Не секрет, что стоимость одной сотки земли здесь (станция метро Лукьяновская. — «ДЕЛО») колеблется в районе 25-30 тысяч долларов (больше $ 80 млн. С.А.) Так что определенные выводы можно сделать.Помню, два года назад Юлия Тимошенко сделала заявление, что Киевский мотоциклетный завод стоит 1 миллиард гривен. Оно-то и стало причиной такого пристального внимания к предприятию.
- Пристальное внимание к вашему предприятию было и со стороны киевской власти… -Да, после заявления Тимошенко о нашем предприятии заговорила и киевская власть, вспомнил про нас и Юрий Ехануров. Все последующие руководители правительства при формировании бюджета включали в список приватизационных объектов и наш завод.
– Вам такой интерес к заводу был малоприятен? – Да, нам такие разговоры не нравятся, но мы и выступаем однозначно против приватизации. Мы прекрасно понимаем, что если нас отдадут на приватизацию, не подготовив для этого нормативной базы, мы потеряем заказчиков и наше финансовое положение пошатнется. Приватизация может длиться полгода-год, а за этот период мы можем и обанкротиться. Второй вопрос, который нас пугает, это то, что инвестору интересен вовсе не завод, а земля, на которой он находится. Мы неоднократно обращались в Кабмин, к президенту с предложением перенести завод за пределы Киева. К примеру, в Березань или на Троещину, где мы можем нормально работать. В Березани нам хотят выделить 11 гектаров земли: 7 гектаров для производственного комплекса и 4 — на строительство жилых комплексов для наших работников.
- А расхождение в цифрах вас не пугает? Здесь вы работаете на 26 гектарах, а там вам предлагают 7. – Замена оборудования поможет нам сократить производственные площади, которые мы занимаем сейчас.
– Но с переездом за Киев вы не сможете сдавать свои цеха в аренду. – Мы это прекрасно понимаем, но нас это устраивает. Находясь здесь, мы платим городу 500 тысяч гривен в месяц за аренду земли. Если будем работать за городом, мы будем платить значительно меньше: 30-40 тысяч.
– А сколько вы зарабатываете на аренде? – Около миллиона гривен в месяц. Но 20% от этой суммы уходит на уплату НДС, еще 500 тысяч уходят на налоги за землю. Нам остается около 30% процентов от этого миллиона. Так что аренда не так уж и выгодна, как это может показаться на первый взгляд.
- А кто ваши арендаторы? – Есть компании, которые интересует наше промышленное производство, есть компании, которые ищут складские помещения. К примеру, «Фокстрот» занимает у нас несколько цехов.
– А сколько цехов работает на заводе? – Сейчас работает около 60% наших производственных помещений, запущено четыре линии производства. Самая прибыльная из них — линия по производству прицепов, также работает цех по производству мотоциклетов. Недавно мы запустили стекольное производство.
- Какая средняя месячная оплата труда на заводе? – Средняя зарплата — 1800 гривен. Я возглавил руководство завода в 2001 году, когда он был на грани банкротства. Только бюджету завод должен был 36 миллионов гривен, задолженность по зарплате составляла 5 миллионов гривен, а ежемесячная оплата труда в среднем не превышала 47 гривен.
– За счет чего погашались долги? – Мы брали кредиты в банках, городские власти помогали с льготными кредитами. У нас были трудности и с погашением ссуды. Но нам проще было взять еще один кредит, чем признать себя банкротом.
– Да, вопрос о вашем банкротстве поднимался неоднократно. В последний раз —в 2003 году. – Да, нас 5 раз пытались признать банкротом. Мы были по уши в долгах.
– О каких именно долгах идет речь? – Нас пытался через суд признать банкротом «Трансгаз», которому мы должны были 800 тысяч гривен. Были попытки рейдеров таким образом забрать завод. Сейчас это уже история.
– Ваш завод уже давно кому-то не дает покоя… – Вы знаете, недавно состоялось заседание Фонда госимущества, где поднимался наш вопрос. Там четко дали понять, что потенциального инвестора у нас пока нет. Все упирается в юридический вопрос. Не до конца урегулирован вопрос приватизации предприятия вместе с землей. Это и отпугивает потенциальных инвесторов.
– За счет чего почти обанкротившееся предприятие вышло на уровень доходности за такой короткий период? – Благодаря работе. Нам помогло и то, что несколько наших цехов были отчуждены за долги.
– А в чью пользу? – У нас был долг в госбюджет и задолженность по налогам, но благодаря своей юридической службе мы отсудили 30 % долгов, а это —около 10-12 миллионов гривен. Кому достались 3 гектара, отчужденные за долги, мне сказать сложно — этим занимался Фонд госимущества.
– Какая финансовая ситуация на заводе сейчас? – Стабильная, долгов нет. За последние семь лет не было ни одного случая задержки с выплатой зарплаты. Но если нас без анализа отдадут на приватизацию, мы практически сразу ухудшим свое финансовое положение.
– Если самый худший сценарий воплотится в жизнь, что вы будете делать? – Если купят только ради земли в центре, Украина потеряет единственный в Европе завод по производству тяжелых мотоциклов. Нам даже не дали нормально отметить свой 60-летний юбилей в сентябре, в августе опять выставив на приватизацию.Но мы не паникуем. Завод собираются приватизировать уже в течение 6 или 7 лет, так что за это время можно было привыкнуть к работе в экстремальных условиях. Я понимаю, что желающих заполучить такой кусок земли в престижном районе много. Я могу даже сказать, что территория завода в случае приватизации будет использована с тысячным процентом прибыли. Я просто надеюсь на то, что нам дадут шанс работать в другом месте.
– То есть вам абсолютно все равно, если на месте завода появятся очередные элитные высотки? – Я совершенно не против того, чтобы на этом месте появились высотки. Даже с точки зрения экологии, вредные предприятия всегда должны выноситься за город.
– И все-таки, 1 миллиард гривен — много или мало за такое предприятие, как Киевский мотоциклетный завод? – С одной стороны, это огромные деньги, которые не помешают госказне. С другой — в случае нашей приватизации государство может потерять стабильного налогоплательщика. Мы ежемесячно платим 2 миллиона гривен налогов, в год выходит около 30 миллионов. Я думаю, что государству стоит подумать над этим. Хороший хозяин не режет курицу, несущую золотые яйца, для того чтобы сварить бульон».
Оба директора Киевского мотозавода и А.Мазуренко, и М.Куташев были против его приватизации, ибо псевдо-«ВАТ КМЗ» был для них «курицей, несущей золотые яйца». Оба были квасными патриотами мотоциклетного производства в Украине, делом обоих было разрушение и грабеж КМЗ с целью обогащений личного и уважаемых ими людей. Уже в 2005 году «труды» дочерных предприятий И.Куташева лишили КМЗ возможности изготавливать мотоциклы (выпускали их путем переборки зарекламированных изделий партнеров еще во времена бартерного обмена), их грабеж экс-мотозавода прикрывали словами о «производстве предприятием» запчастей для ранее выпущенных мотоциклов, линиях по производству декоративно-художественного стекла и прицепов к легковым автомобилям.
КМЗ год завершил с убытком в размере 1,261 млн. гривен. Производство развалено, но завод большой и, жизнь показала, команде И.Куташева нужно было еще целую пятилетку до финиша курочения Киевского мотозавода.

2009 год.

Корпус № 11 (тот, неразграбленный, помещения которого в 2001 году первым начали сдавать в аренду разным фирмам-конторам. С.А.) Кабинет министров Украины отобрал (Премьер-министр Ю.Тимошенко) и разместил там Киевский апелляционный хозяйственный суд. «ОАО КМЗ» этот год завершил с убытком в размере 8,582 млн. гривен.

2010 год.

На выставке "Мотошоу-Украина 2010" ООО «Ариан» (Фастовский завод технических масел) совместно с Киевским мотоциклетным заводом представили двухместный городской автомобиль («опытный образец», 6 концепт – поделку умельцев на средства и по идеям Э.Рудика, директора «Ариана»). Шасси и рама кузова выполнены из стальных труб. Полуоткрытый кузов: крыша, передняя и боковые панели - из пенопласта, покрытого стекловолокном, две двери отрываются вверх, вдоль кузова [https://gazeta.ua/ru/articles/avto/_miniavto-po-cene-2000-dollarov-budut-delat-v-ukraine-foto/334859]. На этом изделии «мотор от мотоцикла "Днепр" МТ-10 (поэтому КМЗ «соучасник разработки»).

2011 год.

23 ноября Премьер-министр Украины Н.Азаров (Пахло), один из лидеров правящей партии Регионов, подписал распоряжение №1178-р. Кабинета Министров «О признании потерявшим силу распоряжение Кабмина от 5 марта 2008 г. № 420 «О утверждении условий продажи пакета акций ОАО «Киевский мотозавод» вместе с земельным участком».

2012 год.

Правление И.Куташева ударно справляется с поставленными задачами: в первом полугодии завод получил чистый убыток в размере 1,7254 млн грн, на начало второго полугодия штат КМЗ 211 человек, - и 1 августа Фонд госимущества выставил на конкурс 90,8% акций Киевского мотоциклетного завода, производителя мотоциклов и автоприцепов… Фиксированные условия конкурса предусматривали сохранение основных видов деятельности завода, недопущение возникновения новой просроченной задолженности по платежам в бюджеты, внесение инвестиций в размере не менее 2,7 млн грв ($ 337500) на развитие предприятия… Дополнительными условиями конкурса предусматривали, что покупатель пакета должен иметь опыт экономической деятельности по производству мотоциклов или торговле мотоциклами, деталями и приспособлениями к ним, техобслуживания и ремонта мотоциклов… AUTO-Consulting сообщал [Что осталось от Киевского мотозавода. Фото http://autoconsulting.ua/article.php?sid=35223]: «в августе 2012 года Фонд госимущества продал ООО "Капитал Индекс Групп" 90,8% акций предприятия "Киевский мотозавод" за 59,8 млн грн (меньше $ 7,5 млн и 1/10 стоимости его земли С.А.).И хотя в условиях конкурса были определенные условия: (cм. выше и «... Народный депутат не имеет права:
4) заниматься любой, кроме депутатской, оплачиваемой работой, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, а также медицинской практики в свободное от выполнения обязанностей народного депутата время» - статья 3 ЗАКОНа УКРАЇНИ о статусе народного депутата Украины. С.А.) сделка все-таки состоялась». Правители, чиновники, приобретатель «сыграли в дурку: дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так": и разграбленный экс-мотозавод утилизирует однопартиец г. Куташева («партия Регионов») В.Хмельницкий, 1966 года рождения, выпускник Ватутинского СПТУ по специальности «слесарь-сварщик» в Черкасской области, предприниматель, народный депутат с 1998 года, заочно окончивший в 2002 (или в 2003) году юридический факультет Киевского университета.
А таварища И.Куташева, опытного «промышленника», который почти 45 лет «отдал» производству (из них 15 – заводу имени Артема, а 11 – «ОАО Киевский мотозавод»), поставили руководить Киевским бронетанковым заводом. «Хто на що вчився». Спустя 1,5 года власть поменялась и [Прокуратура взялась за дело о разграблении Киевского бронетанкового завода, https://www.unian.net/politics/929079-prokuratura-vzyalas-za-delo-o-razgrablenii-kievskogo-bronetankovogo-zavoda.html].

antoserd
Olega's picture

Как это печально....

antoserd's picture

DNEPR_1186, я еще и за это https://www.drive2.ru/b/452933920531415353, " помните ?", должен Вам ответить. "Лирическое отступление" и это не "Вот и все".

Dnepr_1186's picture

Помню-помню)

rockabill's picture

В 2005 был в Киеве. Специально завод за запчастями ездил. Слышал информацию про пятиступку, но как то не поверилось в такое. А еще информацию, что есть планы по уничтожению и застройке завода. Не верилось, а оказалось правда.

СегрейВояж's picture

Хорошо, что ИМЗ не ввязался в кооперацию с КМЗ.
А то сейчас облапошили бы ИМЗ по сложившейся на Украине традиции.

antoserd's picture

И это все написанное вы так поняли? В РФ ЗИЛы, АЗЛК, ИЖи и т.д. предприятия процветают? Вы об этом что-то слышали?

User login