Путь к МВ-750 (часть 1) | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | ремонт мотоциклов

Путь к МВ-750 (часть 1)

Путь к мечте

Часть I
«Но все равно мне милей мой Днепр убитый, по грязи прут средь полей оппозиты»

Предыстория

Первый мотоцикл, первая переборка двигателя, первая поездка - неуверенная, по прямой, с заваливанием на бок и первая переключенная скорость - такие вещи в жизни мотоциклиста запоминаются навсегда. Первым мотоциклом для меня стал ИЖ Юпитер. Взяли его с другом в деревне, без документов. Взяли ради путешествий по деревенским дорогам Владимирской области, даже не подозревая, сколько будет с ним связано. Ночи в саду под тусклым светом переносной лампы, руки по локоть в масле и отработке, ремонт, улучшения этого двухтактного «монстрика» советской промышленности, были лучшими воспоминаниями на зиму, где рутина учебы порой загоняла в хандру.
фотка для oppozit.ru

Цилиндры остывают, отдыхаю и я

Становление оппозитчика

Некоторое время спустя стал задумываться над своим транспортом. Критерий был прост – документы, 4т двигатель, коляска. Глаз положил на мотоциклы тяжелого класса с оппозитным двигателем. В то время в этом выборе виделась хоть какая-то проходимость по пересеченной местности, звук двигателя, в который влюбляешься с первого завода, карданная передача. На даче был один «Днепр» мт9, в соседней деревне присутствовал «Урал» м67-36. Днепр нравился больше, из-за своего ретро стиля: бак-капля, фара-яйцо, маятниковая подвеска, по личному предпочтению, нравилась больше ураловской. Начался поиск экземпляра для покупки. Тогда же столкнулся и с оппозит.ру, шерстя который много узнал об истории моделей, конструкции, недостатках советский оппозитов и их исправлении. В октябре 2011года, в Подмосковье, был куплен мт10-36, в основном из-за переоформляемых документов, так как набор агрегатов для сборки двух с половиной мотоциклов был на «3». Из плюсов был нижнеклапанный движок к750, о котором много читал, но, ни разу живьем не видел, да еще и с пробегом около 1000км. Надо сказать, что кроме мотоциклетной тематики я долгое время занимался (и занимаюсь) историей военной техники второй мировой войны. Помню, какое восхищение вызывал БМВ Р75, с приводом на коляску, 750кубовым двигателем, жесткой рамой и широкими колесами. Настоящая техника для бездорожья!
Как-то, просматривая оппозит.ру, наткнулся на тему про мотоциклы с приводом коляски. С каким удивлением читал тему про варианты редукторов, конструкцию, плюсы и минусы. А-ля тот же БМВ, хоть и по-советски сделанный. Все думал тогда, что, возможно, поторопился с покупкой, но делать нечего. Стал искать «эрзац-вариант» для переделки «Днепра» в приводник – рама коляски, редуктор, маятник – были найдены за два месяца в Смоленске. Тогда же я поближе познакомился с мт12(купленные запчасти были именно от этой модели), гражданским вариантом мв750м, но об этом чуть позже. Вообще, как я заметил, больше всего узнаешь о технике только после приобретения. Тогда уже деваться некуда, хочешь - не хочешь, а используемую вещь ты должен знать как можно лучше для предсказания неисправностей, нюансов эксплуатации, ну и просто для собственного развития.

Курс на военные колясочники

Привод куплен, части для сборки мотоцикла есть. Что делать? Естественно вскрывать и проводить дефектовку. С этой мысли и началась долгая череда покупок запчастей на редуктор, двигатель, кпп и проч. Менять надо было много чего – редуктор ходил долго без масла, втулка редуктора под иглы, гп и шестерни были со значительным износом, на дорожках роликов был «питтинг». Покупая запчасти для редуктора, более детально познакомился с мотоциклами, которые шли для советской армии, ведь по основным частям, в т.ч. по редуктору, они были идентичны мт12. Собирая свой «Днепр», начал подумывать о покупке военного мотоцикла. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» - скачивались книги, оппозит.ру был впереди планеты всей по информации относительно МВшек. Мнения, впечатления людей, которые ездили, покупали, ремонтировали, восстанавливали эти мотоциклы, помог определиться с выбором – мв750, с блокировкой, на худой конец мв650, но только с документами. За три года были пересмотрены штук двадцать различных вариантов мвшек, параллельно покупались детали для сборки МВшки с «нуля». Запомнилась мне история с «обвесом» - крылья, амортизаторы, хомуты под инструмент, стойки под вертлюги– объявлений мало, а тут появился на авито остов К750В, с нужными деталями. Вот только проблема – в Санкт-Петербурге и без пересыла. Что делать? Ехать! На поезде, на один день. Сказано-сделано. Взял билеты, в начале июля 2013 года отправился в северную столицу за артефактами. Коляска была в плачевном состоянии, дно почти прогнило, с нее были срезаны все хомуты и скручены все спец крепления, присущие военным мотоциклам.
фотка для oppozit.ru
фотка для oppozit.ru
фотка для oppozit.ru

Как дотащил я 50 кг металла на себе – не представляю. Наверное, на энтузиазме и стремлении к главной цели – сборке МВ750. Причем захватив с собой остальные детали, не представлявшие для меня особой ценности, удалось окупить билеты. И город посмотрел, и задачу выполнил, просто сказка! И вот, наконец-то, в 2015 году моя мечта осуществилась. Купил мв750.

МВ-750

В процессе модернизации МВшек появлялись мотоциклы с различными усовершенствованиями. И МВ-750 это стороной не обошло. Вроде бы, кажется, все просто – редуктор с блокировкой дифференциала, рама короткая с приливом под рычаг включения блокировки, крылья, бак-каплей, с табличкой, коляска с военным обвесом, рама коляски с поперечиной - швеллером. А вот не все так гладко. Как я понял, вариантов МВ-750 было несколько (более поздние МВ-750М, МВ-650 в расчет не беру). Основные отличия партий заключался в задних крыльях (составное крыло и цельное), светотехнике (фонари фп-220 или фп-230), стойках под вертлюги (ранние модели комплектовались стойками с фиксаторами-защелками вертлюгов, поздние варианты шли без фиксаторов), также встречал ранние модели с рычагами – «обратками», но не уверен насчет заводского исполнения в таком варианте, плюс к этому не до конца понятен момент с кассетницами в багажном отделении. На ранних моделях МВ-750 шли кассетницы под диски РПД-44, на поздних – под короба ПКМ(предположение). Номера на рамах МВ-750 нигде не встречались, все на шильдике, причем, слышал, что они расшифровываются согласно некой таблицы в АБ войсках(год, месяц производства и партия)
Объявление о продаже МВ-750 в Нижнем Новгороде я нашел в начале января, поначалу энтузиазма особого мотоцикл не внушал, цена была завышена, да и при беглом просмотре фотографий видны были недостатки. Примерно через неделю цена упала, можно было звонить договариваться о покупке. Выяснилось, что место стоянки находится еще примерно в 350км от Нижнего Новгорода. Цена транспортной компанией по отправке мотоцикла сулила выйти за 15тыс рублей, но, к счастью, знакомый отца согласился на микроавтобусе доставить МВшку в Москву. Решено, едем!
фотка для oppozit.ru

Toyota, правый руль, 500тыс пробега без капремонта


фотка для oppozit.ru

Внутреннее убранство


В дорогу были взяты все необходимые вещи для путешествия – картонные коробки, троса-стяжки, инструменты, провиант и 140л солярки. Выехали утром, в 10 часов, путь лежал через Нижний Новгород по Горьковскому шоссе, затем с уходом налево, на север. Альтернативная дорога через Кострому предполагала меньшее расстояние, но худшую дорогу, решили не рисковать. Время в таком дальнем путешествии летит незаметно, проехали Нижний, до конечного пункта оставалось около 35км, и тут дала о себе знать солярка. Дело в том, что заправлялись мы летней соляркой с добавлением керосина, мало залили. Температура ночью была около 25 градусов мороза, керосин мало помог, топливо начало превращаться в бульон, фильтр тонкой очистки чуть не забился. У водителя был с собой хэнд-мейд – «грелка» для фильтра – цилиндр из стеклоткани, пропитанной эпоксидкой и внедренной нихромовой проволокой. Все это дело подключается к аккумулятору и надевается на фильтр. Машина ожила, долетели до ближайшей бензоколонки и разбавили солярку нормальной, зимней.
Вот и конечный пункт – Шарья, – маленький городок в Костромской области, стоящий на пути северной железной дороги. Итого - 13 часов в пути, 755,4км в один конец.
фотка для oppozit.ru
Разместились на ночь в гостинице, понравилась чистота и отделка, никак не ожидал, ведь глубинка, да и туристов не особо много. Надо выспаться, следующий день будет тяжелым – осмотр, переоформление, погрузка мотоцикла и обратная дорога.
фотка для oppozit.ru

Вид ночного города, ни машин, ни людей. 11 вечера


Подъем в 7 утра, завтрак. Собрали вещи и двинулись в сторону гаража. Познакомился с хозяином – дедушке 86 лет, мотоцикл, можно сказать, с «историей». В 1976 году МВ-750 был подарен братом жены прежнего владельца, который являлся зам коменданта Ростова (кажется, ничего не упустил из его рассказа). Справка-счет из в\ч и акт о транспортировке мотоцикла была, мотоцикл был тогда же поставлен на учет, я специально просил получить новый птс и номера, что и было сделано. Хотя жалко, старые черные номера хорошо на нем смотрелись.
фотка для oppozit.ru

Владелец будущий и владелец настоящий


Первое впечатление обнадеживающее. Ржавчины практически нигде нет, бак изнутри еще в родном грунте, все военные прибамбасы, типа ящика, крепления канистры были. Нашелся даже хомут крепления пулемета, с войлоком. К тому же дедушка отдал много з\ч по электрике, новые фонари, родные КМЗшные ключи, спицы, цилиндры. После переоформления мы со знакомым стали заниматься разборкой. Отсоединили люльку, раму люльки, погрузили все в микроавтобус, стянули ремнями, проложили все картоном, дабы мотоцикл не портил салон при тряске, загрузили запчасти - и в путь. Из Шарьи выехали в 14-30, в Москве были в 3 часа ночи, доехали без происшествий.
фотка для oppozit.ru

Пакуем ништяки


фотка для oppozit.ru
фотка для oppozit.ru

Разборка и погрузка мотоцикла


фотка для oppozit.ru
фотка для oppozit.ru

Дорога от Шарьи до Урени, красиво. Машин практически нет.


фотка для oppozit.ru

Где-то между Нижним Новгородом и Владимиром. Заправка.

Состояние мотоцикла

Надо сказать, что явно за мотоциклом следили. Двигатель после 6 летнего простоя завелся после замены свечей, кпп переключается, блокировка работает. Ржавчины нигде не видать, причем мотоцикл практически не подкрашивался.
Несомненные плюсы:
1) Мотоцикл практически в родне, все недостающие запчасти шли в комплекте
2) «Живые» документы
3) Двигатель родной, номер совпадает с номером в ПТС и на шильдике.
4) Коррозии нигде не видно, в люльке есть небольшой налет, металл везде толстый и бодрый
5) Крылья не мятые
6) Вся электрика, генератор, свет – работают исправно.
7) На всех необходимых деталях есть штампы военной приемки – колеса, кпп, двигатель, бак, рамы. Редуктор не смотрел, помыть надо.
Но в бочке меда есть маленькая ложечка дегтя:
1) Левая головка не родная, от раннего к750 (причина – скол на цилиндре, головка вместе с цилиндром есть, надо перекинуть головку)
2) Амортизаторы. Два из 3-х не родные. Причина – лопнувшие пружины амортизаторов. Все нерабочие амортизаторы шли к мотоциклу, осталось заменить пружины, благо у меня они есть
3) Датчик стоп-сигнала не родной, днепровский, приделан на раму с помощью хомута. Ввертыш в раму, видимо, неисправен, хоть и вкручен. Есть на примете аналогичный, не проблема
4) Звонкий стук в правом цилиндре, совпадает с частотой вращения коленвала, скорее всего юбка поршня, нужна дефектовка движка. Как бы на коленвал новый мне не «попасть».
5) Неродной спидометр, у родного, с белым циферблатом и белым одометром, оторван хвостовик, тоже не проблема. Есть на замену.
6) Чуть-чуть уколхожена лапка тормоза, приварена снизу пластина, для большего контакта, я так понял. Дел на 10 минут – болгарка и зачистной круг.
фотка для oppozit.ru
фотка для oppozit.ru
фотка для oppozit.ru

Немного фотографий МВшки

Дальнейшие планы

Реставрация и только. Никаких «суровых» катаний по грязи не будет. Слишком много я за мотоциклом гнался, чтобы угрохать его ради удовольствия. Удовольствие и заключается для меня в восстановлении, иногда и прокатиться можно.
На редуктор, двигатель, кпп есть новые запчасти, все подшипники куплены, кроме 2-х рядных, все койо и скф. Сальники планируется поставить фирмы «Corteco», гайки сальников отдам на расточку и цинк, под установку сальников.

PS

Немного по партии – модификация МВ750 позднего типа, видимо, переходная к МВ750М модель – заднее крыло сплошное, фонарь фп230, на коляске такой же стоит, передний шар под крепление коляски сделан уже вместе с рамой, несъемный, в отличие от ранних МВ750, стойки под вертлюги без фиксаторов. Год выпуска оцениваю на 1972-й, косвенно, по году выпуска спидометра, катушки и рр302 – все на 1972г

PS2

Чувствую небольшую опустошенность. Искал, искал, нашел, цель достигнута. Новая цель – восстановление, первым делом необходимо оборудовать гараж для зимних работ. Наладить пескоструйку и в путь. Краску подобрал – ХВ-518, грунт кислотный, красный. Подумываю над антикоррозийной обработкой крыльев и днища коляски. Пока не уверен.

PS3

Каждому человеку нужно самовыражение. Что-то, на чем его душа могла отдыхать. Я выбрал такой путь, путь мотоциклиста, не гонщика, оппозитчика, влюбленного в, пускай и старую, пускай не надежную, но все-таки нашу технику, с ее недостатками, но родную.
фотка для oppozit.ru


Nikolai's picture

Молодец! Еще раз поздравляю!


Oberfeldwebel's picture

Благодарю 8)


Anton 50's picture

А вот перекрашивать я точно не стал бы. Благородная выцвевшая краска, немного ржавчины и сколов, только в плюс такому мотоциклу.


Oberfeldwebel's picture

Хочу до такого вида его довести, вполне достойно люди отреставрировали(МВ750М взял как пример качественной реставрации)
фотка для oppozit.ru


Exilersg 12's picture

отличный аппарат) поздравляю


din63's picture

Поздравляю!
Для грязи говномесов хватит, это приводить в порядок и беречь!


толян.62's picture

отличный мотоцикл,поздравляю. Никаких говномесов ,только 100% оригинал


sly-uncle's picture

агонь
_____________________________________________________________
Судьба заботится о том, чтобы не было счастья, добытого ценой преступления


Orthoped's picture

Поздравляю, чюваг, со сбычей мечт, чо!
Моя сбылась ещё в феврале 2013. пока стоит нетронутая - руци не дошли.
И версия постарше - 1968 - с калиткой на заднем крыле.
Жду весны, чтоб заняться.
ПС. для говномесива есть почти новый МТ-12 (1979г.)
И это - правильно.


India's picture

История настоящая житейская! Класс!
Поздравляю, с покупкой! Мне очень нравится нижнеклапанный двигатель. Красив и прост! Сам люблю переделывать под себя любое транспортное средство, а за тех кто восстанавливает в оригинале тоже радуюсь! Главное чтобы человек получал удовольствие от того, что он делает! Удачи!


interceptor's picture

Отлично все! Недостатки не существенны. По сути ничего и не требуется по запчастям...

Мотоцикл отличный. Только восстановление!

Сам имею аппарат гораздо более редкий, тоже по треплу ждет некоторой "реставрации"


Oberfeldwebel's picture

Спасибо, товарищи! Буду держать в курсе дела. Гараж оборудовал, мотоцикл перегнал, в первую очередь, займусь механикой. Ждите второй части!


dieselllll's picture

а мне не понятно, по кой хрен он нужен, если не ездить на нем? Ты получишься хуже Кащея, который над златом чахнет. Техника должна работать. У деда стоял 100 лет без работы, у тебя будет точно так же. Или у тебя есть другие мотоциклы, на которых ты активно ездишь? если да, тогда понятно. Вернее не понятно. Ведь на то он и приводной, что бы месить грязь. мотик не коллекционный, что бы над ним трястись сильно. Брал, так пользуй.
@Лучшее в жизни - путешествия в неизведанные места@


YAKA's picture

от без тебя канешно не освятится... ану давай затрави как кому где и на чем нужно ездить/////


YAKA's picture

Тема зачотная, желаю успехов в реставрации))))


masterz's picture

Владельцев подобной техники прошу дать номера агрегатов для статистики http://oppozit.ru/post_77125.html


smoke's picture

Поздравляю.
А по покраске поддерживаю "оставить благородную патину". Вот только чем её законсервировать?


masterz's picture

Я тоже за то, чтоб оставить родную краску, по возможности.


toecutter's picture

Ну слава Богу! Наконец-то нашёл то, что искал! ) Мои поздравления!
А родная краска всё-таки смотрится брутально.


джей's picture

На МВ-750 фонари ФП-230 не ставились штатно. Либо просто на заводе отсутствовали 220, либо хозяева уже заменили, т.к. на 230 стекол было валом. Ну и поярче они. То же касается крыльев и вертлюгов. С защелками были у М-72, а у МВ-750 был затяжной хомут. В принципе полная детализация присутствует в каталоге деталей МВ-750. Кстати вопрос, может кто знает. А накой хрен в правом брызгозащитном щитке сверху просверлено отверстие? Я думал что у меня щиток бракованный, а вон смотрю у топикстартера в том же месте есть отверстие.


Oberfeldwebel's picture

Привет! С защелками стойки были на к750в и на мв750 ранних партий(ориентировочно 64-68гг), на м72 стойки были с другим типом фиксаторов. Насчет фонарей - частенько можно встретить мв750 с фонарями фп230, которые ставились также на мв750м. Скорее всего, мв750 72-73гг, те "переходные" модели, комплектовались штатно именно такими стопариками. Тем более крепление фонарей на крыле у фп220 и фп230 различны.


джей's picture

С фонарями согласен. Скорее всего - это переходная партия была, когда начали уже выпускать МВ-750М, и из остатков лепили МВ-750, комплектуя их уже новыми крыльями и фонарями. Или это уже после ремонтных мастерских. Насчет вертлюгов: как раз на М-72 были защелки. Не помню точно конструкцию, но турель для пулемета отстегивалась защелкой внутри коляски. И диаметр трубы был меньше. На всех МВ (и даже 650) я видел только один тип фиксатора - зажимной. И каталог от 64 года гласит только про зажимной. Если есть документальная информация по защелкам - прошу поделиться, очень интересно.


sly-uncle's picture

Немножко, с позволения Юры, пофлужу.

В теме М-72 я не силен но если я не ошибаюсь в емки передняя турелька была разборная и здесь на сайте было фото такой турели. Думаю там тоже были различия но это уже знатоки поправят, я в этой тематике не притендую на истину.

Интересен мне тот каталог от 64 года о котором пишите, или же Вы ошиблись и говорити о каталоге доступном на сайте? Если да, то он от 73 года.
Что качается турели без проточки под стяжной хомут и с защелкой, то ее можна увидеть в каталоге запчастей К750В от 62 года и в Временных тех условиях на кап ремонт мотоциклов К-750, К-750В и МВ-750 от 1967, и именной в ней нарисован только один вид турели (стр.347) и он под защелку, и что-то мне подсказивает, что если би был другой вид турели на МВ на то время, то деталь би была указана под другим номером и нарисована, но это мои догадки.

В инструкции по уходу и эксплуатации МВ750 есть такой вкладиш:

фотка для oppozit.ru

Такого типа каляска, о которой пишет ПРИМЕЧАНИЕ, есть у меня и именно на ней была турель передняя и задняя с защелкой и без проточки под стяжной хомут (заднюю с под носа сперли у меня).

фотка для oppozit.ru

не так давно на оппозите продавал один человек запчасти на МВ и была идентичная турель с идентичним шнурком.
Также, совсем недавно вылезли одни атифакты и там была идентичная каляска о которой пишет примечание:

фотка для oppozit.ru
фотка для oppozit.ru

Мало того но именно этом типе каляски вылез еще один нюанс.
У меня есть в наличии ранняя каляска на К750В до 61г, на МВ750 65-66гг, которые обе без крепления на канистру, на МВ750, на МВ750М и МВ650М. При сравнении данного материала вилезло что большое ухо крепления БСЛ на калясках - К750В и МВ750 65-66гг., приварено ближе к заду мотоцикла по сравнению с остальними.
На фото: слева МВ750 65-66гг., справа МВ750М

фотка для oppozit.ru

- МВ750М

фотка для oppozit.ru

- МВ650М

фотка для oppozit.ru

Интересно то, что если пробовать закрепить БСЛ-110 на крепление колясок К750В и МВ750 65-66гг., то черенок не садится на хомут. Вот и размышляю, била ли другого типа БСЛ, по всей видимости уже, но пока не удалось найти. Кто в теме и что знает, то буду благодарен.

Еще сравнивая железо вилезло маленькое различие в самой раме каляски. Также как оказалось ести и разница хотя не большая в калясках К750В, но от етом наверное в другой теме.

P.S. На этих двух фото можна рассмотреть и отсутствие проточки, и отсутствие канистри, и с какой стороны спарение хомути, и где большое ухо под лопату. :)

фотка для oppozit.ru

фотка для oppozit.ru

____________________________________________________
Судьба заботится о том, чтобы не было счастья, добытого ценой преступления


Oberfeldwebel's picture

Шикарно, надо по оппозиту полазить, систематизировать инфу


джей's picture

Я говорю про свой каталог, личный. Он у меня 1964 года. Причем, естественно, не перепечатка и не скан, а оригинал. В принципе, я подробно не сравнивал, но мало он чем отличается от каталога, приведенного на сайте. Что касается колясок, полагаю, что ИМЗ передал (естественно) вместе со станками на КМЗ еще и остатки запчастей, поэтому ранние МВ-хи комплектовались колясками М-72. Тем более,такое крепление БСЛ, если мне не изменяет память, как раз и характерно для М-72, да и стойка с защелкой и крепление насоса слева, а не справа тоже. Это всего лишь предположение.
Фотки интересные, спасибо. Можете сделать крупные фото хомутов насоса, которые с левой стороны (фото №4). И каков внутренний даметр стойки на фото №2? По всем признакам - это стойка для крепления турели под ДП-27, а не вертлюга под РПД.


Регляж 2's picture

И приобретение, и желание раритет сохранить, вызывает только чувство уважения. Молодец!


fs03's picture

Оо, похоже, я узнал этого грозного юношу в ветровке и ушанке )))


Oberfeldwebel's picture

Ага, это я, собственной персоной!


fs03's picture

Не, тебя я узнал. Я про предпоследние фото.