ПО СЛЕДАМ НАПОЛЕОНА | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

ПО СЛЕДАМ НАПОЛЕОНА

Отступление из России

Двести лет назад Великая Армия впервые узнала слово <<поражение>>.
Писатель-путешественник Сильван Тессон повторил этот крестовый путь.

Статья в журнале <<Пари-Матч>> (Paris-Match)
Автор: Сильван Тессон (Sylvain Tesson)
Фото: Тома Гоаск (Thomas Goisque)
Перевод с французского: Виталий Бордо
Редакция русского перевода: Ира Люциферчик

ПО СЛЕДАМ НАПОЛЕОНА

Это место, где география встречается с историей. Одно из тех
бескрайних заснеженных пространств, которые притягивают Сильвана
Тессона с тех пор, как он прошел по пути беглецов из ГУЛАГа. В 2010
г. он зимовал в избушке в Сибири. Сегодня он ищет призраки солдат,
воевавших c <<генералом Зимой>>. Во главе своего подразделения из трех
мотоциклов с колясками писатель решает повторить маршрут отступления.
Он водружает на свой мотоцикл знамя вернейших из верных: вымпел
польских уланов, охранявших Императора до самого конца. Их было 1
164, когда они вошли в Россию. Их вернулось всего 416. Нашему
арьергарду понадобилось 11 дней, чтобы добраться из Москвы до Дома
инвалидов, Наполеон же проделал этот путь за 18 дней на санях,
запряженных лошадьми. За два века отыграли недельку: русская зима
смеется над прогрессом.

В начале декабря в Москве мы бросаем взгляд на купола Василия
Блаженного - собора, замыкающего юго-западный фланг Красной площади.
Три наших сайдкара <<Урал>> российского производства урчат моторами на
холодном рассвете [БОРДО: мы с Васей не успели на Красную площадь, там
был только один колясыч]. Хотя мы предпочитаем использовать советский
термин <<мотоцикл с боковым прицепом>> по отношению к этим машинам,
которые производятся в первозданном виде на одном сибирском заводе со
времен Второй мировой войны [БОРДО: вах какая клюква!]. Техника
ненадежная, но ничто не остановит <<Урал>> - даже его собственные
тормоза. Наше небольшое подразделение трогается, выруливает на берег
Москвы, проезжает под зубцами президентского дворца [БОРДО: возможно,
имеется ввиду Кремль] и по широченному проспекту Кутузова
устремляется прямо на запад.

Вместе с писателем Седриком Гра и мотоциклистами Виталием и Василием
мы решили повторить путь Великой Армии. На головном мотоцикле
закреплены знамя Гвардии и императорская треуголка. На фоне огромной
коллективной трагедии 12-го года особенно выделяются отдельные судьбы,
озаренные пламенем человеколюбия, героизма и храбрости. Кем был
Наполеон? Тираном с манией величия, залившим Европу кровью? Или
гениальным правителем, верившим во все то, во что в наши дни никто не
верит: в судьбу народов, всеобщую историю, энергию завоеваний?

Мы покидаем Москву. Двести лет назад столица горела: русские
предпочли поджечь свой город, но не отдать его в руки <<корсиканского
Антихриста>>. Наполеон, властитель кучи пепла, понуро вошел в ловушку
зимы. В ста километрах на западе еще тлело поле Бородинского
сражения, открывшего французам путь на Москву в сентябре 1812 г. Во
время битвы, самой кровопролитной со времен изобретения пороха, 75 000
солдат встретили свою смерть. Эта резня стала предвестником бойни
1914-1918 гг.: Истории, как и театру, необходимо репетировать свою
партию.

В шквальном ветре мы прибываем к подножию мемориала на вершине холма,
откуда Кутузов руководил боевыми действиями. Среди других стел
возвышается французский памятник погибшим солдатам Великой Армии,
который открывал Жискар д'Эстен [БОРДО: Президент Франции с 1974 по
1981 г.]. Это единственный из памятников, к которому смотрители
мемориального комплекса не чистят дорожки. У Истории своя ирония.
Разгромленная армия проходила по этой равнине, все еще покрытой телами
погибших летом.

Мы продолжаем путь, рассекая ледяной воздух и призывая всех русских
богов каждый раз, когда ревущая громадина грузовика обгоняет наши
экипажи [БОРДО: надо ездить быстрее грузовиков!]. Вся Европа идет
транзитом по большому тракту Москва-Минск, который соединяет Россию с
Шенгенским пространством. Литовские, сербские и болгарские
дальнобойщики обдают нас плавленым снегом. В Смоленске, на берегу
Днепра, полиция не без труда разрешает нам проехать у подножия
крепостных стен, где армия безуспешно надеялась найти защиту и
провизию. В Смоленске, как и в других местах, мудрый старик Кутузов,
несмотря на мнение начальства, отказался от сражения, поскольку считал
французов еще боеспособными. Он предпочел стратегию уклонения и
оставил Великую Армию саморазрушаться. Фельдмаршал знал, что зима
сама вопьется смертельной хваткой в горло ослабевшего орла.

За рулем дорога кажется бесконечной. Как сказал Виктор Гюго: <<За
одной белой равниной - другая белая равнина>>. Въезжаем в Белоруссию,
проезжаем Оршу.

Становится еще холоднее, а соль, которой посыпаны дороги, принимается
за электропроводку наших мотоциклов. Фары мигают, сами по себе
сигналят клаксоны. Нас предупреждали: <<Уралам>> требуется чистота. Мы
обитаем на заправках, уставшие, грязные. Но на что жаловаться? Было
бы некрасиво делать вид, что мы чтим память солдат 1812 года, и
ворчать при этом на климатические условия зимы года 2012. В Борисове
мы уничтожаем литр водки в баре <<Треуголка Наполеона>> [БОРДО:
вообще-то он назывался <<Бивуак>>] перед тем, как посетить городской
музей. Ирина, специалист по наполеоновской истории, демонстрирует нам
пушечные стволы и ядра, которые крестьяне каждый год выкапывают на
своих огородах. Город пересекает река, мы въезжаем на мост. На
табличке написано название: Березина.

Мы представляли себе Амазонку, ледяной вихрь. Оказалось, это милая
речушка, вроде Луаре [БОРДО: река во Франции], которая петляет змейкой
среди поросших ивами островов. Сияние солнца озаряет окрестности. Мы
проводим часы, созерцая долину этой реки, чье название у французов
стало нарицательным для любого дела, обернувшегося катастрофой. Что
такое <<точка отсчета>>? Место, где география была оплодотворена силой
Истории. Где сама природа испускает неуловимое эхо смертельных
страданий. Даже три дровосека, проезжающие мимо на телеге,
разговаривают совсем тихо.

Все, что было потом, стало для французов сплошным ужасом, мы же были
полны впечатлений. Великая Армия оказалась во власти безумия,
некоторые солдаты превратились в людоедов. Мы дрейфуем в сторону
Вильнюса по дорожкам, словно высеченным сабельными ударами в
запудренных лесах. Белоруссия погружена в снежное безмолвие.

Свет фар выхватывает из темноты указатель: Сморгонь. Именно в этой
деревушке Наполеон оставил армию, чтобы вернуться в Париж. Его
хулители назовут это <<бегством>>. В то же время, у него были законные
основания для возвращения в столицу: нужно было спасти империю от
угрозы государственного переворота, подготовить новые завоевания.
Мышление Императора невозможно было обратить вспять, такого
дантовского оно было масштаба. Последовала одна из самых странных
страниц истории. В компании генерала Коланкура Наполеон бежит
инкогнито в санях. Добирается до Вильнюса, прорывается в Великое
княжество Польское, проезжает через Варшаву, через Дрезден и Веймар,
пересекает Вестфалию, переезжает Рейн. Коланкур крутится, как белка в
колесе: находит лошадей на почтовых станциях, организует питание в
несусветных трактирах, обеспечивает безопасность и согревает
Императора, когда в прусских лесах они попадают в настоящий мороз.
Наполеона укачивает в санях, он откровенничает, думает вслух, спит
наяву. И вот уже это словно не сани, а любимый диван, и все
смешалось: Англия, предательство Александра, женщины, корсиканское
детство, человеческая посредственность, вожделенный отдых. Коланкур,
в шубе, замерзшими пальцами записывает то, что в будущем станет
странным творением, созданным словно во сне, предельно искренним: <<В
санях с Императором>>. После Вильнюса, где французы гибли десятками
тысяч от тифа и нападений казаков, мы покидаем маршрут Великой Армии и
сворачиваем на юг, по следу саней. Солдаты перейдут Неман 14 декабря
1812 г. Шестью месяцами ранее они уже пересекали его в другом
направлении, считая себя непобедимыми.

Вечером, вынимая из багажника коляски <<Мемуары>> Коланкура, мы изучаем
подробности этого путешествия в Париж, отмечаем каждый этап (мы на
наших <<Уралах>> едем в три раза быстрее), читаем описания пейзажей, не
изменившихся с тех пор. Мрачные часы текут в польских равнинах, по
которым спустя сто пятьдесят лет немецкие танки будут рваться
навстречу собственным ошибкам.

Из-под наших замерзших шлемов мы рассматриваем Польшу, охваченную
пятнадцатиградусным морозом. Посреди ночи пересекаем Рейн, а два
наших русских попутчика, привыкшие путешествовать по степям, не
представляют, как это - перейти три границы за два дня и оказаться во
Франции, не проходя таможню [БОРДО: я плакал].

Верден, Шато-Тьерри, Мо. Коланкур перечисляет названия всех
населенных пунктов вплоть до самого приезда в Париж. Мы въезжаем в
город 15 декабря, двести лет минус три дня после Наполеона. В полночь
18 декабря 1812 г. Коланкур стучал в ворота дворца Тюильри. А мы
въезжаем в парадный двор Дома инвалидов, останавливаемся под статуей
Наполеона, в нескольких метрах от его могилы. Одометры показывают 3
500 километров. Кажется, будто император осторожно разглядывает эти
машины, на которых он вряд ли добрался бы намного быстрее, чем в
санях. Мы думаем об этом человеке, который мечтал привести своих
солдат к славе, а привел к катастрофе. Но он дал им возможность
прожить настоящую жизнь и вписать в историю своим имена, которые мы
никогда не сможем забыть.

Bordo
rockabill's picture

Отличный перевод, я оригинал не осилил. Пару неточностей у французов: Сморгонь никакая не деревня, тем более во времена Наполеона. И Вильнюс тоже появился только в 1940 году, до этого как и в наполеоновскую назывался Вильна либо Вильно.

Bordo's picture

Спасибо! Я как в данном случае просто переводчик держался ближе к оригиналу.

VampirY's picture

я не понял... а где медведи? Матрешки? и Балалайки? Хорошо что про водку не забыли. Кстати это хоть правда что ЛИТР водки выпили?

Bordo's picture

"Кстати это хоть правда что ЛИТР водки выпили"

Да вряд ли, хотя брали рюмками и я точно не знаю. Французские друзья запивали пивом (у них, как и вообще в Европе это не считается моветоном), поэтому по общему эффекту, наверное, примерно эквивалентно литру на пятерых :)

VampirY's picture

на пятерых? Мне показалось вас всего пятеро было (3 француза, Гуру, да ты)...
Вася не пьющий - откуда взялся пятый?

Bordo's picture

Вот ты дотошный! :) ОК, на четверых. На Васю потом надышали :)

ВасяПЗ's picture

Ответственно заявляю: Сильвана можно считать за двоих. Он глушил спиртное весьма эффективно, каждый вечер принимая состояние маловменяемое, но весьма одухотворенное. Но об этом подробнее в отчетах :-)

Night Rider's picture

ИМХО про французскую статью: КГАМ! )

Уралец's picture

Французы-такие французы.Сколько лет прошло, а как развешивали "клюкву",так и развешивают.Интересно,когда там фильм выйдет про путешествие француженки в Ирбит? Прям уже с нетерпением жду.

Bordo's picture

Ну да, клюкву они любят. Хотя Сильван без оговорок очень крутой чувак. Всю Россию и бывший СССР объездил, по-русски неплохо говорит, в общем молодец.

Фильм выходит в феврале. Если это не нарушит ничьи права - выложу ссылку обязательно!

гриша's picture

слишком пафосный слог у этих французов .. согревал императора в санях.. записывал его бред пером .. как трогательно.. я прослезился

Bordo's picture

Есть немного. А я прослезился, когда узнал, что мы с Васей ездим по степям и не переходили три границы за два дня. Да мы четыре за один день переходили, а три за день вообще несколько раз! :)

ВасяПЗ's picture

Я бы сказал, что за эту поездку мы дважды проходили через 4 страны за день, так будет максимально точно.
Насчет стилистики статьи: да, несмоненно клюква. Именно это отличает коммерчески успешного писателя от просто писателя: коммерчески успешный пишет о том, что можно продать широкой публике. Но это вовсе не означает, что сам Сильван верит в эту клюкву: напротив, он весьма открытый и разносторонний человек с широким кругозором и огромным опытом общения с Россией и всем бывшим союзом.
Вообще высокий слог порадовал, именно так надо писать об этой поездке :-)

Панда91's picture

Что-то каментов стало меньше к вечеру.
upd: на замыкающем мотоцикле нужно было водрузить вымпел Кутузова. Для исторической достоверности перед Неманом его оствить на левом берегу.

Bordo's picture

"на замыкающем мотоцикле нужно было водрузить вымпел Кутузова"

У меня был российский флаг, но я его потерял по дороге (флагшток сломался). Сильван сказал, что за это на рассвете меня надо расстрелять, но потом как-то забылось :)

Night Rider's picture

французам надо было одеться в форму солдатов французской армии, и тащить УралЪ всю дорогу на себе! Тогда бы они более менее точно прочувствовали то что испытывали на себе солдаты, и впечатления от чтения дневников, описаний пейзажей были бы ярче и острее )))) И тогда вся статься просто бы пестрела различными высокохудожественными эпитетами. А тебе, Виталик, и Васе надо было на двух своих УралахЪ их преследовать с криками: "Э-ге-гей, французы! Сейчас мы вас настигнем, и покажем кузькину мать!" ))))

ВасяПЗ's picture

Дмитрий, вы знаете - самой банальной и часто повторяющейся шуткой было предложение французам не ехать на мотоцикле, а толкать его :-) Судя по всему, эта мысль очень близка русскому народу :-)

Night Rider's picture

Ну в общем я вам эту мысль высказал уже давно, когда вы мне только поведали о планах французов, если помните ))

Wolkodav's picture

Блестяще!
Ждём-не дождёмся рассказа "По следам "прадателя" Александра".

Flambo's picture

Маленькое уточнение по переводу: вроде правильно не "Коланкур", а "Коленкур".
Лучше избегать неточностей - мы ж, чай, не французы какие!
;-)

BESToloch's picture

Да, и один фрацузский уралей надо было утопить в березине... Можно без французов.:)

masterz's picture

Вот уж действительно клюква. Прочёл и кажется, что Наполеон герой, невинно пострадавший, незаслуженно оболганный, великий предводитель великой армии!,а казаки,да и вообще руские,так, дикари, неприятность после тифа, немецкие танки пострадали исключительно из за своих ошибок, и так далее. Вот уроды.

Панда91's picture

Quote:
У меня был российский флаг, но я его потерял по дороге (флагшток сломался). Сильван сказал, что за это на рассвете меня надо расстрелять, но потом как-то забылось :)


Тебя частично реабилитирует, только то, что ты случайно забыл о потере нашего флага. Но наказание будет сурово: толкать Зелибобера через перевал Сен - Готар путем Суворова.

Night Rider's picture

я думаю что за потерю флага Бомонд его уже наказал )))

Панда91's picture

Так вот оно что это было!!!

BESToloch's picture

Не соврешь, красиво не расскажешь! Не думаю, что ктото на полном серьезе надеялся найти в этой статье какие нибудь исторические факты, так что все ништяк.

Панда91's picture

Кстати да. Об исторических фактах.
Сегодня по радио сказали:
В русской армии, на стягах башкирских и калмыцких полков были надписи на тибетском языке.
Официальным языком русского штаба был французский.
Русская армия была более многонациональной чем французской. (французская армия говорила всего на 12-ти языках)

А в моем бложике между прочим тоже упоминается про войну 1812 года. Вот здесь:
http://oppozit.ru/article68486.html

Bordo's picture

Любопытные факты! Я почему то не видел твой фоторепортаж раньше, посмотрел с большущим удовольствием. Эх, красота то какая! Когда же уже наконец опять лето? Спасибо...

gessor's picture

Прошу прощения, я тут редко бываю, но не видел отчет самого Бордо с его позиции. Он еще не вышел? И будет ли в таком случае?

Bordo's picture

Привет! Очень постараюсь написать собственный отчет. Заходи чаще!

User login