УСТАНОВКА ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ НА ОППОЗИТ | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов

УСТАНОВКА ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ НА ОППОЗИТ

Статья из книги "Мотоциклы Урал/Днепр, эксплуатация и ремонт"
Сост. К.П.Быков П.В. Грищенко

Электронное зажигание на оппозит.

Каждый владелец мотоцикла, оснащенного обычной системой зажигания сталкивался с присущими ей недостатками: трудностью пуска двигателя в холодное время, необходимостью регулировки и очистки контактов прерывателя и др. Значительно улучшит работу системы зажигание применение электронного зажигания высокой энергии. Эту систему можно установить на многие модели отечественных мотоциклов, среди которых рассматриваемые в нашем издании "Уралы" и "Днепры".

Принципиальная схема коммутатора представлена на схеме. В состав коммутатора входит блокинг-генератор, собранный на транзисторе VT1, импульсный трансформатор Т1, накопительныЙ конденсатор СЗ и схема разрядки (тиристор VS1 и диод VD5).

Наиболее сложной и ответственной деталью в схеме является трансформатор. Его обмоточные данные:

В качестве сердечника трансформатора можно применить трансформаторное железо Ш и Я или готовые ШЛ-овские сердечники (ШЛ8х16, ШЛ12х16, Шл16х16) либо намотать трансформатор на феррите (НМ2000-Ш15х12). Выбор зависит от возможностей и привычек, Если у Вас таковых нет, то проще всего изготовить трансформатор, применив в качестве заготовки трансформатор из "кухонного" громкоговорителя. Размотав изоляционный слой и сняв все обмотки, вы увидите, что в руках у вас прекрасная катушка, надетая на не менее симпатичный сердечник. Разберите железо (выньте отдельные пластинки и разделите их между собой). Затем намотайте обмотки согласно данных таблицы, изолируя слои конденсаторной бумагой, а обмотка от обмотки должна отделяться с особой тщательностью (три слоя бумаги или стеклолента). Выводы обмоток нужно пометить бирками. Сборка трансформатора заключается в сборке трансформаторного сердечника. В этой операции нет особых сложностей, кроме одной особенности - пластины, составляющие сердечник не должны иметь между собой электрического контакта. Достигается это различными способами: наложением специального гальванического покрытия или покраской. В гаражных условиях наиболее доступный способ - лакирование. Перед сборкой пластины нужно очистить от коррозии, обезжирить, затем покрыть нитролаком в два-три слоя. Детали сердечника в собранном трансформаторе необходимо сжать обоймой специальной формы или при помощи шпилек. Перед установкой шпильки нужно обернуть трансформаторной бумагой или надеть на них тонкий кембрик (изоляционную трубку).

Решаясь на изготовление электронного блока, надо просмотреть список комплектующих радиоэлементов и, до начала всех работ, скомплектовать его.

Осталось изготовить монтажную плату и установить на нее элементы.

После проверки правильности монтажа соедините все части системы зажигания проводами. Вместо прерывателя включите любое нормально замкнутое реле, а его обмотку подключите к генератору звуковой частоты или к источнику низкого напряжения. К выходу катушки зажигания подключите свечу.

Включите питание. При этом из трансформатора должен послышаться легкий звук работающего блокинга частотой 300-350 Гц. Если звука нет - поменяйте выводы второй обмотки трансформатора местами.

Если блокинг работает, то подайте питание на реле. В искровом промежутке свечи должна возникнуть мощная искра. Если вы используете звуковой генератор, то начните подавать напряжение с 20 Гц, плавно повышая частоту до 100 Гц. Не должно наблюдаться сбоев в искрообразовании на всех промежутках. Искра должна быть мощной.

Напоминаем о технике безопасности! Напряжение на накопительном конденсаторе и первичной обмотке катушки зажигания - 400 В, на вторичной обмотке амплитуда импульсного тока достигает 30 кВ.

После "лабораторных" опробований плату нужно разместить в подходящем для нее корпусе, предварительно покрыв лаком с обеих сторон. При установке плата должна быть отдалена от металлических стенок и надежно заизолирована. Исключение составляет транзистор - он должен быть установлен на металлическое основание, которое будет служить радиатором (изолировать корпус транзистора не нужно).

Возможные замены. Транзистор КТ837Б можно заменить транзисторами КТ837В, КТ818В-Г, П210Б и П217. Вместо Д220 можно использовать диоды КД509, КД 510, КД522Б. Вместо одного стабилитрона Д817 можно установить два Д816, включенных последовательно. Для Д817Б нужен радиатор в виде П-образной пластинки шириной 15 мм. Диод КД292Р легко заменяется диодом КД209Б-В, тиристор КУ202Н - тиристором КУ221А. Конденсатор С1 - морозоустойчивый типа К53-1А, К53-14. Конденсатор С2 - типа К40П-2А или БГМ-2; С4 - КМ или МБМ напряжением 160 В. Накопительный конденсатор СЗ может быть типа МБГО, МБГЧ напряжением 400 В. Для конструкции хорошо подходят разъемы ГРМ или 2РМ, обеспечивающие хорошую изоляцию.

Штатный прерыватель, установленный на мотоцикле, при подключении электронного блока не нужен.

MadFox


Знающие люди! подскажите, нужно ли опережение зажигания при установке сего чуда регулировать как в стандартном зажигании? и ещё: может ли кто за вознаграждение такую штуку собрать7 а то я с электроникой никак.. все кто заинтересуется- пишите dem7814@yandex.ru


Sarilot's picture

Поменял полярность включения VD1 и VD5 появилась не хилая искра. Но максимальная частота искроообразования не устраивала. Перемотал трансформатор на сердечник поменьше при этом возрасла частота блокинга и увеличилась максимальная частота искрообразования. Уманьшил номиналы резисторов R7, R8 Частота еще подросла (при 240 Ом конденсатор С4 не успевал заряжаться.) ШТАТНЫЙ ПРЕРЫВАТЕЛЬ НУЖЕН -- НЕ НУЖЕН ШТАТНЫЙ КОНДЕНСАТОР (С НИМ ИСКРЫ НЕДОЖДЁШСЯ). В питанющую цепь включил конденсатор 4700мкф и диод перед ним (диод исключает влияние конденсатора на бортовую сеть и защищает от переполюсовки).

Откатал один сезон. Пуск безупречный!
Система работает стабильно.
Система потре*****ет всего 0,35А движок с генератором Г424 работает на холостых даже при отключенном аккумуляторе!
При температуре ниже нуля систему не пробовал.


Cirik's picture

Я собрал, но мощность искы малая, слабая синег оцвета, может кто знает как мона поднять мощность искры?



Manowar"u- Диод VD9 на самом деле стабилитрон, а они включаются обратно



Сделал, сейчас пытаюсь понять, почему не работает! Надеюсь в следующем сезоне буду на нем ездить.



народ, может кто поможет сотворить такое хозяйство, или может где купить можно? а то я с электричеством никак.. даж какой стороной батарейку к лампочке прикладывать соображаю долго:)



оправдывает себя~60%



круто!!!



Не парни , сия система работает отменно,я лет пять назад собирал на папин совнархоз-работает до сих пор.Статейка в мото за 1995г. по моему....


manowar's picture

диод VD9 установлен неправильно! развернуть на 180 градусов, иначе преобразователь не запуститься! тиристор оч желательно ку221г(разработанный для эл зажиганий, меньшее время включения,меньший разброс параметров,меньший управляющий ток и напряжение, улучшиться работа при минус 20 :) , диод кд202 махнуть на кд257(возрастет кпд),да и вместо VD4 тож желательно использовать "пошустрее и покрепче" кд105-го (типа кд257,258...))



Стесняюсь спросить, а зачем тиристорная система зажигания на 4-хтактнике? На 2-хтактнике с его богатыми смесями хватает короткой "тиристорной" искры, 4-хтактнику более актуальна длинная "транзисторная искра". Да и реализация проще.


ID's picture

А возможно это все присоединить к схеме Wooferа вместо 2х выходных транзисторов?