Киловатт, который не воет | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | ремонт мотоциклов

Киловатт, который не воет

Установка автогенератора совсем не так, как у других

Всё мне нравилось в новом Соло: динамика, управляемость. Мотор, тормоза – изумительные!

Даже отечественный полукиловаттный генератор, который все так ругают – работал тихо и мягко.

Первые пару тысяч км.

Потом его стало слышно.

А на пяти тысячах его вой и течь масла заставили провести первый ремонт. Которого хватило очень ненадолго. Вой через некоторое время вернулся, и всё усиливался.

С этим надо было что-то делать, тем более перед глазами был пример моего товарища Алкогена – у него на ходу оторвало кусок ротора генератора и выплюнуло вместе с шестерней из мотора, разворотив картер и переднюю крышку. Генератор – тот самый, полукиловаттник.

Ставить Денсо или какой-либо еще агрегат с переходником мне не хотелось: сама по себе идея вешать генератор поверх шестерни распредвала пагубна. Из-за особенностей работы распредвала - перекладка при прохождении кулачками верхней мертвой точки, и соответственно угловых колебаний вала и шестерни - такая конструкция будет выть всегда, каким бы супер-крутым и мега-японским ни был генератор. Эта же перекладка рано или поздно обязательно раздолбит шестерню генератора, или шпонку, или ротор... Короче, идея крайне непривлекательная.

Другой вариант – привод автогенератора ремнем от маховика – была отвергнута из-за неэлегантности и сложностей в обслуживании (для замены ремня необходимо снять коробку, маховик... Бр-р-р!..)

Для меня важным было сделать конструкцию удобной в монтаже и работе, и обязательно элегантной, чтобы приятно было посмотреть. Потому решено приводить генератор непосредственно от коленвала, а именно от переднего конца его. В помощь мне был мировой и отечественный опыт моторостроения: немцы убрали генератор с распредвала уже на Р75:

конструктора ИМЗ во всех перспективных разработках настойчиво ставили его вперед на коленвал – на И7Д в 51 году:

и на м-65 в 67 году:

и на всеми нами любимом м-73 в 80 году:

и даже на таинственном литре неизвестного происхождения:

Уже на первом этапе проектирования я отказался от мотоциклетных генераторов с безопорным ротором, предназначенных для установки на хвостовик коленвала и работающих в масле.

Во-первых, приделать на уральский коленвал хвостовик так, чтобы его не било – очень сложно, обязательно придется протачивать его в сборе с коленом, а это целая история. Нафиг.

Во-вторых, из компоновочных соображений: современные мощные генераторы имеют достаточно большой диаметр статора, он будет мешать установке стандартного зажигания.

В-третьих – это повлекло бы необходимость делать переднюю крышку картера (гусятницу) сложной формы, объемную – что для моих не очень больших возможностей было проблемой.

И наконец – цена! Какого черта платить сотни евро за импортный агрегат, который сложно установить и невозможно оперативно отремонтировать?!

Генератор было решено ставить отечественный автомобильный. Выбор пал на изделие самарского КЗАТЭ им.Тарасова, 9402.3701 от ВАЗ 2108-2110. По габаритам он меня устраивал, мощностью обладал даже избыточной – киловатт!

Плюсы установки такого агрегата консольно на коленвал, да если через резиновую муфту – неоспоримы:

Большая расчетная мощность означает, что даже с малых оборотов генератор обеспечит все потребности мотоцикла. Также я застрахован от перегрузок и перегревов агрегата. Сколько мотоциклу надо? Ватт 200?

Подшипники ротора при такой конструкции практически не несут нагрузки – ни осевой, ни радиальной (ремень-то не надо натягивать!) – и соответственно практически вечны.

Прямая передача от коленвала, без повышения оборотов – еще больше продлит срок службы подшипников и щеточного узла.

Сам генератор доступен и недорог: в любом магазине запчастей он в наличии – и в сборе, и по отдельным деталям. Цена например статора или выпрямительного блока в сравнении с импортными деталями просто смешная!

Самым сложным было уговорить кого-нибудь из знакомых дать на время такой генератор для препарирования, подробного изучения и обмеров. Однако доброволец был найден, агрегат получен, и пару месяцев я пропадал вечерами за компьютером, тужась состыковать нестыкуемое ;-)

Расчертил генератор, маслофильтр, зажигание. Мотор к тому времени уже был отчерчен.

Получилось что-то такое:

Примерно так все скомпоновалось с маслофильтром – его я выбрал самый распространенный из мотоциклетных, Champion F306 или его аналог HiFlo HF303 – подходят по габаритам и продаются в любом магазине мотозапчастей.

Непросто было уместить генератор между мотором и передним крылом – обязательным условием была стыковка конструкции со стандартной рамой и вилкой Соло. Борьба шла за каждый миллиметр. Получилось!

Потом была проработка деталей, подготовка документации, схем и прочие скучные вещи...

Веселье началось, когда дело дошло до изготовления мастер-модели для литья передней крышки картера: модель была поделена на слои по толщине, каждый слой по отдельности вырезался из листового полистирола, потом части были собраны вместе, склеены, обработаны, подшпаклеваны...


Потом сделал модели для переходника и заглушки отверстия стандартного крепления генератора. А пока ждал отливок, отрезал от передней половины корпуса генератора все лишнее.

Ура! Отливки готовы!

Механическую обработку доверил Димону Ауфвиглеру. Он же изготовил мелкие детали.

Непосредственно резиновую муфту я изготовил сам из 15-мм листовой маслобензостойкой резины.

Контрольная сборка и прокручивание распредвала без шестерни шуруповертом показали, что все работает, масло хорошо качается через новую систему с импортным фильтром.

Ну вот, вроде все собралось. Осталось накрыть элегантной крышкой.

Крышку клеил стеклопластиковую на болване из ДСП и пластилина.

Примерка. Все подходит, ничего не мешает.

Наконец, все готово! Ура!


В деле конструкция показала себя отлично. Все работает, все светит и заряжается. На холостых оборотах помаргивает лампочка зарядки – совсем как на 150-ваттнике, – но стоит чуть тронуть ручку газа – гаснет.

Шума стало значительно меньше. Теперь я наконец не боялся, что с генератором что-то случится, и не ждал, что вот-вот предательски загорится красная лампочка на приборке.

Новая конструкция прошла на мотоцикле уже более 10.5 тысяч километров. Никаких нареканий к ней нет. Генератор легко переносит сильную жару (+37) и не заливается водой даже в сильную грозу (в нижней части декоративной крышки предусмотрены прорези для охлаждения). На пробеге 7 тысяч из любопытства снимал декоративную крышку, смотрел что и как. Вокруг генератора сухо, без следов масла.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Этот проект показал все преимущества разработки узлов и агрегатов методом трехмерного моделирования. Вся конструкция собралась с первого раза, ничего не пришлось подтачивать, подгонять, переделывать.

Ну да, год неспешного, вдумчивого труда пришлось потратить. А никто и не обещал, что будет легко ;-)

У конструкции есть неоспоримые плюсы: надежность, долговечность, дешевизна и доступность деталей. Особенно важно, что она легко стыкуется с любыми моторами ИМЗ, начиная с м-72 и вплоть до современных 750-кубовых. Сохранена совместимость со стандартными системами зажигания, начиная от контактной кулачковой и тюменской – до УКТУСА-2 и Дукати. Конструкция без проблем устанавливается на мотоциклы со стандартной геометрией с низким передним крылом и на колясочники с рычажной передней вилкой, а уж на Волки и Вояжи и подавно.

Есть и минусы: без подвывания генератора стали слышны все прочие шумы из мотора и коробки. Особенно слышно гул впускного тракта при активной езде.
К сожалению, не поставить такой генератор на колясочник с обычным высоким крылом.

Сейчас в планах изготовить и установить на распредвал текстолитовую шестерню. И сделать алюминиевую герметичную крышку со шнорхелем для любителей преодолевать броды на мотоциклах.

БЛАГОДАРНОСТИ.

Димону Ауфвиглеру – за оперативную и качественную обработку деталей и дельные советы, а также за идею названия статьи ;-)

Самарскому Заводу АвтоТракторного Электрооборудования им.Тарасова – за изумительные генераторы.

Разработчикам АвтоКАДа 2004 – соответственно за АвтоКАД.

ВасяПЗ

ВасяПЗ's picture

лили в землю


barcas's picture

Абалденно, а можно узнать в чем отливали заготовки. В песчанной форме такой чистоты добиться не удалось.Заранее спасибо.


MotoWolf's picture

Статья вдохновила!!!! Уже делаю себе копию конструкции :)


ВасяПЗ's picture

Спасибо, приятно услышать похвалу от такого уважаемого человека.


AlexeyZ's picture

ВасяПЗ, уважаю и по-хорошему завидую. Так и надо!


ВасяПЗ's picture

Ну я вобщемта дома все делал - это по фотографиям видно. Литейку и механичку пришлось поискать, это да.



хорошо когда есть возможность и оборудование ! былоб у мя такое яб замутил призводство и дороботал все агрегаты !


payalnik88's picture

А на днепр видать фиг поставить(((( только если с новой маслосистемой?


Faust's picture

Видел сей мот в Ирбите, очень понравилась идея и качество воплощения идеи в жызнь!


ВасяПЗ's picture

Что вы, Виталий, полноте! Как можно? Сломать товарищу генератор! Фи! Мелко мыслите! Вот песочку в картер подсыпать или там сливную пробочку коробки приоткрутить ;-)


ВасяПЗ's picture

Цены и прочее обсуждаем в конфе: http://oppozit.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=44622#702774


DOGER's picture

пефекто белиссимо!!!


Bordo's picture

Василий, ты гениален. Вчера, когда от тебя ехал после ремонта генера и заглох, вдруг вспомнил, что обещал заказать твою конструкцию, когда умрет мой денсо. Грешным делом мелькнула мысль, что ты решил насильственно ускорить технический прогресс :) Шучу канешна



Василий, однозначно такие вещи надо мелкосерийно гнать, получилось очень эстетично и практично.


Duke_Biker's picture

Хочу приобрести кит. Сколько стоит? Выпускайте их еще!!

Вот у меня тут некоторые соображения возникли. Тойотовский Denso габаритами поменее малость будет, но не мощностью. Может его применить? Его с разборки купить дешеле нового нашего во вполне приличном еще состоянии...

ЗЫ Хочу себе такую весчь. Озвучте цену.


ВасяПЗ's picture

На это мето очень элегантно встал бы блок впрыска. Ждем что скажет Громоззека



медаль за отвагу и доблесть!!!!!


SHTRLZ's picture

в дополнение - я бы еще подумал над тем что-бы сделать воздушный фильтр, более другой, который встал бы вместо старого генератора. а то там дырень теперь некрасивая.



Скока будет стоить на 650 кубовый?



Элегантное решение...
Кит в продажу!


Зипыч's picture

фоты видны на фотофайле...
крутатень аж не могу) Действительно работа не малая проделана!
Терь на Васю посыплятся заказы)))


ВасяПЗ's picture

Обсуждение статьи и вопросы - тут:
http://oppozit.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=44622#701972


RUmata's picture

Именнто , так как ШТРЛЗ говорит - крыло мешает.
но возможно , вероятно ,что финальная версия удет ставиться и на колясочники.



эх... Проспорил себе пузырь пива. Абыдна, да?


SHTRLZ's picture

Moro - скорее нет, там же крыло очень близко к крышке.
все ждем Васю.



КЛЮУЧ!


абырвалг's picture

Билли, нам нужна карта! (с)Остров сокровищь



вот блин, красота... а на колясочник с рычажечкой (кроссовой от литрового урала) поставить этот генер можно? фоток по прежнему не видно.


RUmata's picture

ага. накаонецто


RusBear's picture

Ну теперь тебе осталось только наладить мелкосерийное производство китов для установки и начать продажу! Будешь денежки зарабатывать и нам, оппозитчикам, приятности доставлять. :) Я бы такой кит купил по разумной цене.
* а фотки все еще не видно!


Parabellum's picture

Просто прелесть что сказать ) а насчёт появившихся шумов тож прикольно)))



Подскажите мож кто сможет отлить такую крышку и мне продать?, макет то я смогу сделать а отливать у нас негде(((и еще вопрос если из текстолита сделать, оторвёт?



После сложного перелома были проблемы :(
Мотоцикл стоял в гараже 6 лет. Урал М-66. Аккумулятор щелочной 6 вольт. Хотя, я как электрик и самоделкин всю эту ботву знаю как несколько пальцев о твердое покрытие.



подскажите где можно заказать


SUP's picture

Интеремно какую реальную мощность выдает генератор, ведь он вращается медленей чем на автомобиле, наверно, раза в два.
А реализация - просто супер! Желаю творческих успехов!



Хотелось бы такую красоту поставить себе.... может даш подробные чертежи... или если есть возможность то я ее с удовольствием возьму у тебя... цена не вопрос


Bordos2006's picture

очень грамотная работа
цепной привод ГРМ добавить и ваще круть будет :)



Статья отличная! Васе респект!
Два колеса - это крылья свободы!


dokteh's picture

на освободившееся место кажется можно воткнуть турбонаддув..
таких мыслишек не было? - дарю :)
чувак - ты УМЕЛЕЦ!


классик's picture

вопрос с установкой текстолитовой шестерни грм актуален, а что....многие авто инженеры выбрали это решение не с проста (газ,уаз....) почему бы не применить?! и производство дешевле, и вменить проще...


isljamuS's picture

писец! упертый мужик, головастый! уважаю таких!



я офигел.......
правду говорят"неполучается у тго, кто непытается"

УВАЖУХА АВТОРУ!!!!


DEMON99999's picture

молодца!!!


glukerganja's picture

Ваще клёёвва!!!!мнеб на днепер такую крышачку,и к тому же еще фильтр бы появился)))


Veter's picture

кстати кто эксплуатирует комплект- напишите что необходимо дорабатывать...



Ручёнки-то золотые, старик! Только их бы, да не к ТАКОМУ "плугу" приделать ;-) Овчинка-то выделки, едва-ли, стоит? Сколько езжу на "ДнепроГЭСЕ" - всё светится как рождественская ёлочка и "на хрена попу гармонь...? если есть колокола???" ;-)


Алехандро's picture

как крепил переходник к коленвалу?


v0lkov's picture

Задумка очень интересна. Интересно во сколько все это встало.


arelav1515's picture

АКМ7.62

"Сколько езжу на "ДнепроГЭСЕ" - всё светится как рождественская ёлочка"

Тут не это обсуждается. у меня на "ДнепроГЭСЕ" не хватает родного генератора, ураловских киловатников в Киеве тоже нет (((
Но дело не в этом, ты название темы читай, особенно внимательно отнесись к последнему слову...


Tonop's picture

Полна Россия - Матушка людьми толковыми :)