Ходите, дети, в Африку гулять | OPPOZIT.RU | мотоциклы Урал, Днепр, BMW | оппозитный форум, ремонт и тюнинг мотоциклов
Home

Ходите, дети, в Африку гулять

«Я тебя поведу к самому краю Вселенной,
я подарю тебе эту звезду»

(м/ф «Дарю тебе звезду», 1974)

Осенью прошлого года, когда мы с Мариной гостили у главного европейского дистрибьютора Ирбитского мотозавода Хари Швайгхофера (Hari Schwaighofer), наш австрийский друг поделился планами поехать весной в ЮАР и предложил присоединиться. Экспедицию на мотоциклах Урал по южноафриканской пустыне Кару (Karoo) ежегодно организует местный дилер ИМЗ Рино Гриф (Ryno Greeff). Южная Африка – что я знал об этой стране? Вспомнился роман Луи Буссенара, которым зачитывался подростком, слова «Трансвааль» и «апартеид», англо-бурская война, мыс Доброй Надежды… Живут они в Южном полушарии, где люди ходят головой вниз и всё наоборот: весной начинается зима, машины ездят с другой стороны дороги, а коляску к мотоциклу приделывают слева! Мы c восторгом согласились и отправились открывать для себя эту страну с чистого листа.

фотка для oppozit.ru

.
***

Мы с Маринкой в аэропорту Йоханнесбурга, позади многочасовой ночной перелёт с пересадкой в Стамбуле. Знакомимся с Рино, обнимаемся с Хари и его подругой Магдаленой, или попросту Леной: они прилетели через Мюнхен на два часа раньше нас. Запихиваем сумки в багажник автомобиля. На улице жарко, пробки, прекрасный асфальт, широкие проспекты, многоуровневые развязки.

DSC-0100

DSC-0102

DSC-0103

DSC-0104

DSC-0105

Йоханнесбург – крупнейший в ЮАР мегаполис с населением более пяти миллионов и единственный город, выросший не на берегу реки или озера: впервые здесь появился посёлок золотодобытчиков при шахтах, открытых в конце 19-го века. Кроме финансового центра с небоскрёбами, почти весь город – частные дома не выше двух этажей. Некоторые районы заметно богаче, с большими цветущими садами, где-то кварталы нарезаны на маленькие участочки с крохотными – метров пятьдесят – коттеджиками, но многоквартирных зданий практически нет. Даже молодые и небогатые семьи предпочитают жить в отдельных домах. Во времена апартеида районы строго делились на белые и чёрные, сейчас все равны, были бы деньги. Бросается в глаза, что каждый квартал огорожен высокой кирпичной стеной с колючей проволокой. К сожалению, в ЮАР очень высокая преступность, особенно связанная с вооружённым насилием.

DSC-0110

DSC-0113

DSC-0123

DSC-0128

DSC-0129

Приближаемся к городским окраинам, вот и основной источник проблем: проезжаем так называемый «тауншип» (township) – чёрные трущобы, хотя изредка здесь можно встретить и белых, опустившихся на социальное дно. На огромной площади, начисто лишённой какой-либо растительности, нагорожены ряды каких-то хибар и шалашей из кусков шифера, фанеры, говна и палок. Вода, канализация и электричество есть только на границе поселения, ночью территория освещается прожекторами на высоченных мачтах, которые местные называют sputnik. Сюда лучше не ходить даже днём! Для большинства здешних жителей карьера в организованной преступности – порой единственный шанс вырваться из безнадёжной нищеты.

DSC-0165

DSC-0173

DSC-0175

DSC-0176

DSC-0179

Наконец суета оживлённых улиц остаётся позади – в следующий раз мы увидим большой город только в день отлёта. Добираемся до офиса южноафриканского дилера ИМЗ, знакомимся с его женой Альфой, её сестрой Зетой и чернокожим механиком Исааком, рассматриваем мотоциклы в гараже и фотографии на стенах.

DSC-0152

DSC-0206

DSC-0210

DSC-0216

Отдохнув, пообщавшись и напившись кофе, на автомобиле направляемся на «сафари» в Парк львов: здесь на огромной территории живут разнообразные представители африканской фауны. Чтобы животные не ели друг друга, каждый вид огорожен забором. Травоядные питаются подножным кормом, а хищников кормят мясом, которое окрестные фермеры ежедневно жертвуют парку. Между заборами – ворота шлюзовой системы и будка охранника, который пропускает бронированные решёткой экскурсионные автобусы, хотя при желании по маршруту можно проехать и на личном автомобиле. Знаки «всегда держите окна и двери закрытыми» напоминают о том, что с дикими зверями лучше не шутить.

DSC-0220

DSC-0232

DSC-0263

После «сафари» размещаемся в гостинице и собираемся в баре. Метрдотель Патрик, немолодой лиловый негр в костюме-тройке, сиплым голосом церемониально приглашает собравшихся к столу. Антикварные интерьеры, вышколенные чёрные официанты, вкуснейшее мясо и вино… я словно попал в кино про жизнь колонизаторов. К застолью присоединяется громогласная и энергичная хозяйка гостиницы Мишель; даже толстый слой косметики не может скрыть следы повышенного жизнелюбия на её лице. После ужина вместе с австрийцами рассматриваем тысячи новых для нас звёзд, а Рино показывает Южный Крест.

DSC-0276

DSC-0285

DSC-0288

DSC-0287

.

***

В пять утра выезжаем из гостиницы на двух автомобилях, ещё совсем темно. Рино везёт Хари с Леной и тащит прицеп с Уралом голубого цвета по имени Хари, а мы с Маринкой едем в машине Альфы. Восемьсот километров по прямой через плоские как стол саванны, половина проходит во сне… Наконец появляются горы, забираемся на перевал Лотсберг (Lootsberg Pass) и останавливаемся на смотровой площадке. Открывшаяся панорама захватывает дух: мы въезжаем в Кару, широкую полосу пустынь и полупустынь, протянувшуюся через всю страну от побережья Индийского океана на юго-востоке до Намибии на северо-западе. На этих необъятных просторах нам предстоит провести всю следующую неделю.

DSC-0306

DSC-0315

DSC-0348

DSC-0356

DSC-0361

Въезжаем в городок Нью-Бетесда, где у Рино с Альфой дача. Далековато, что уж там! Обходим сад: экзотические цветы, фонтан, виноград на стене… За растениями ухаживает садовник, хозяева приезжают всего несколько раз в год. В гараже наконец знакомимся с железным конём, который повезёт нас через пару тысяч пыльных и тряских километров. Это Урал по имени Пумба цвета лесной камуфляж, который ничем принципиально не отличается от наших «Гирапов», кроме люльки с левой стороны и отсутствия привода на боковое колесо. ИМЗ не выпускает «зеркальных» редукторов, поэтому полноприводная версия для стран с левосторонним движением недоступна.

DSC-0362

DSC-0375

DSC-0384

DSC-0385

DSC-0388

Мы с Хари катаемся по улице вперёд-назад, пытаясь привыкнуть к левой коляске. Как известно, мотоцикл с боковым прицепом – единственное в мире ассиметричное транспортное средство, и прохождение правых и левых поворотов требует разной техники. Нам приходится «зеркалить» привычные приёмы управления, а ещё постоянно помнить о левом габарите! Боюсь, что после этой поездки у меня разрушатся нейронные связи между полушариями мозга… а затем, конечно, вырастут новые!

DSC-0392

DSC-0393

DSC-0398

DSC-0402

DSC-0404

Но вот Альфа и Рино вскакивают на свои Уралы, и все наши четыре экипажа отправляются в недолгий путь до фермы Дорнберг, где мы сегодня ночуем. В Нью-Бетесде свадьба, поэтому все номера и комнаты, которые обычно сдаются, полностью заняты гостями.

DSC-0412

DSC-0414

DSC-0417

DSC-0438

На ферме уже собрались остальные участники экспедиции: двор заставлен разноцветными Уралами и автомобилями с пустыми прицепами. Южноафриканские оппозитчики терпеть не могут ездить по асфальту и буксируют технику к месту старта. Знакомимся с нашими товарищами на следующую неделю. Все члены команды настроены очень доброжелательно и с нескрываемым любопытством расспрашивают про нашу московскую жизнь, путешествия, мотоциклы. Темнеет, и беседа плавно перетекает в гостиную, где накрыт роскошный ужин.

DSC-0452

DSC-0466

DSC-0473

.

***

В экспедиции участвуют одиннадцать экипажей:

Рино, организатор и предводитель. Девиз южноафриканца: happy wife – happy life! (счастливая жена – счастливая жизнь), который он не устаёт повторять по многу раз в день. Рино руководит строительной организацией, а лет десять назад открыл компанию Sidecar Africa и стал дилером по Уралам. Несколько раз в год Рино организует мотопоходы, как сейчас, но для него это не отдельный туристический бизнес, а просто мероприятие для друзей и клиентов.

Africa-Best-116

Альфа, жена Рино и мать их двоих дочерей. Ведёт бухгалтерию мужа, пишет маслом, один из ведущих в стране экспертов-графологов. Великолепно владеет приёмами езды на мотоцикле с боковым прицепом: те препятствия, что мужчины героически штурмуют, Альфа проезжает элегантно, без видимого напряжения.

Africa-Best-71

Africa-Best-93

Марти с женой Дафной. За глаза дамы зовут его Принцем Чармингом (то есть Прекрасным Принцем) за белоснежную улыбку, несколько слащавую галантность и внешнее сходство с персонажем мультипликационного фильма «Шрек». Последние тридцать лет Марти работал пилотом воздушного шара, на котором катал туристов, а в прошлом году купил пять Уралов и собирается развивать мототуризм. Нашего Пумбу мы арендуем как раз у Марти.

Africa-Best-105

Джуд и Шейла. Обаятельный человек-скала с вкрадчивым голосом. Опытный путешественник, объездил на своём Урале пустыню Кару вдоль и поперёк, странствовал по Намибии и Мозамбику, в последнее время вынашивает план проехать через всю страну вдоль реки Вааль от истока в Свазиленде до впадения в Атлантический океан, непременно переехав по каждому мосту.

Africa-Best-120

Africa-Best-99

Дирк с супругой. Этнический немец, родился в ЮАР. Как объяснил он сам, «родителям после войны пришлось переехать из Германии в Южную Африку». Его камуфляжный Урал носит имя Роммель. Шутник и весельчак. Любимая шутка: «дорогая, сделаем это по-быстрому или полные три минуты?»

Africa-Best-101

Africa-Best-122

Лорина и её пассажирка Жанет. Мы с Маринкой зовём их Весёлые Бабусики. Едут на Урале модели «Ретро» юбилейной серии «М-70». Лорина – хозяйка гостиницы, владелица дома на побережье и дачи на берегу какой-то реки, гоняет на гоночном катере, двух других мотоциклах и спортивном автомобиле, работает на своей земле за рулём собственного мини-трактора, много курит, любит выпить и вкусно поесть, смеётся хриплым пиратским хохотом. Признаюсь: я хочу быть как Лорина в её возрасте! Её подруга Жанет занимается маникюром. Мы так поняли, что Весёлые Бабусики ведут совместное хозяйство, но не стали уточнять характер их отношений.

Africa-Best-107

Фани с супругой. Бывший табачный плантатор, немногословен. Между собой мы зовём его Самоделкиным за огромное количество переделок на мотоцикле: дополнительный бак из нержавейки на багажнике, выносной воздушный фильтр, канистры-бардачки на носу коляски и многое, многое другое: его Урал можно рассматривать бесконечно.

IMG-20180507-WA0057

Грант. Очень добрый человек, вежливый и немного робкий, его мотоцикл зовут Сергей. Если у тебя возникла проблема – можешь быть уверен, что Грант уже рядом, в двух шагах, готов помочь словом и делом. При этом никогда не станет навязываться, пока ты сам не решишь, что готов принять помощь.

Africa-Best-113

Нерин и Лорин, жена и дочь Гранта. Увлекаются конным спортом. Лорин пишет диплом по социологии. Меняют друг друга за рулём вседорожника технической поддержки и восхищают высочайшим водительским мастерством, маневрируя на здоровенном «Ленд Крузере» с прицепом на узких и крутых грунтовых серпантинах. Часть пути мама и дочка попеременно проедут в коляске Гранта.

Africa-Best-119

Africa-Best-121

Хари и Лена. Австрийцы, наши давние друзья. Хари – главный европейский дистрибьютор ИМЗ, от него получают мотоциклы дилеры по всей Европе, а также ЮАР и Австралия. Я никогда не видел Хари таким расслабленным и счастливым, как в этом отпуске. Лена работает помощницей Хари в офисе Ural Motorcycles Europe. Хохотушка и вегетарианка, при каждой возможности пытается накормить и заласкать какое-нибудь животное.

Africa-Best-95

Africa-Best-111

Africa-Best-104

Виталий и Марина. Русские, москвичи… впрочем, про нас вы и так наверняка уже знаете.

Africa-Best-97

Africa-Best-94

.

***

Старт назначен на восемь утра. После завтрака мы с Маринкой в спешке привязываем сумки и точно в срок приезжаем на площадку перед главным зданием. Пусто: ни души, ни мотоцикла. Оказывается, колонна уже построилась за воротами. У Рино всё строго: если выезд назначен на восемь ноль-ноль, значит уже без десяти ты должен сидеть в шлеме на прогретом мотоцикле. Всю эту поездку мы будем конкурировать с австрийской парочкой за последнее место.

DSC-0006

DSC-0008

DSC-0026

DSC-0043

DSC-0046

DSC-0082

Africa-Best-71

Покидаем гостеприимную ферму. Поскольку маршрут проложен в основном по грейдерам и грунтовкам, правила простые: каждый едет в своём ритме, отпустив передний экипаж на комфортную дистанцию, чтобы не дышать пылью. Дорога одна – не заблудишься, а на редких развилках каждый обязан дождаться следующий за ним мотоцикл и убедиться, что тот понял, в какую сторону поворачивать.

DSC-0050

DSC-0057

DSC-0068

DSC-0070

DSC-0073

DSC-0075

DSC-0078

Ярко светит солнце, тепло, но не жарко – мы углубляемся в Кару. По сторонам проплывают однообразные пейзажи, равнины сменяются невысокими горами, за каждым хребтом открывается широкая долина, а на горизонте синеет новый хребет. Цвет дороги регулярно меняется: серый, желтоватый, бурый, коричневый, терракотовый – словно накрошили кирпичей.

DSC-0090

DSC-0093

DSC-01002

DSC-0101

DSC-01028

DSC-01065

По обочинам растут какие-то колючие кусты, кактусы, жидкая сухая трава. Говорят, весной пустыня бурно цветёт и зеленеет, а сейчас, в апреле, у них в Южной Африке начинается осень: растительность выгорела под жарким летним солнцем. Только вокруг обмелевших за лето водоёмов растут высокие деревья, по которым издалека можно вычислить источник воды.

DSC-01068

DSC-0114

DSC-0135

DSC-0161

DSC-0169

DSC-0174

DSC-0182

В ЮАР одиннадцать государственных языков, плюс почти все говорят по-английски, что не удивительно: при таком лингвистическом разнообразии совершенно необходимо общее средство общения. Для белых родной язык – африкаанс, диалект староголландского, на котором говорили первые белые поселенцы. Интересно, что даже в разговорах между собой местные часто переключаются с африкаанса на английский и обратно, иногда в одном предложении.

DSC-0189

DSC-02025

DSC-02088

DSC-0217

DSC-0229

DSC-0242

DSC-0246

Пустыня кажется безжизненной и бесхозной, но впечатление обманчиво – на разбитом пыльном грейдере установлены указатели и знаки, а вдоль дороги тянутся тысячи километров проволочного забора. Эти земли принадлежат фермам, где разводят скот: овец, коз, коров, лошадей, а ещё экзотических для нас страусов и лам. Через каждый десяток-другой километров попадаются группы одноэтажных белых домиков – хутора, на которых живут буры.

DSC-0269

DSC-0273

DSC-0295

DSC-0313

DSC-0318

DSC-0320

DSC-0322

Местные называют себя «белыми южноафриканцами» или «африканерами», а бурами (boer) сами себя они никогда не называли: это слово по-голландски значит «фермер» и использовалось во времена обеих англо-бурских войн, чтобы подчеркнуть непрофессиональный характер ополчения, которое успешно противостояло кадровой армии Британской империи, несмотря на её многократное численное и техническое превосходство: к концу второй войны на 85.000 бурских бойцов приходилось 450.000 англичан. Эти войны оставили большой след в истории Южной Африки и всего человечества. Впервые появилась полевая форма цвета хаки, впервые массово использовались бронепоезда и концентрационные лагеря.

DSC-0324

DSC-0330

DSC-0332

DSC-0336

DSC-0338

DSC-0360

DSC-0883

Тысячи добровольцев со всего мира, в том числе из России, приехали тогда помогать двум маленьким крестьянским республикам, на чьей земле к несчастью нашли алмазы и золото, в их борьбе с сильнейшей империей мира. Только когда англичане по всей стране согнали женщин и детей в концлагеря, сожгли фермы и вырезали скот – бурским партизанам пришлось пойти на перемирие. Хотя их потомки переняли многие манеры и обычаи британских колонизаторов, в разговорах я не раз слышал словосочетание «fucking British».

DSC-0374

DSC-0395

DSC-0468

DSC-0481

DSC-0489

DSC-0495

DSC-0534

Через каждые несколько километров дорогу перегораживает забор – граница между фермами. Если ворота закрыты, Рино спешивается, открывает ворота и кладёт на столб камень. Это – знак для последнего экипажа в колонне, что ворота нужно закрыть за собой.

DSC-0670

DSC-0674

DSC-0688

DSC-0707

DSC-0717

DSC-0719

DSC-0726

Пыльный песчаный грейдер сменяется каменистой грунтовкой, иногда переезжаем вброд ручьи и речушки, хотя чаще от них осталось только сухое русло: к концу лета водоёмы обмелели. Меня восхищает гениальное в своей простоте решение южноафриканских дорожных строителей: чтобы не сооружать дорогие мосты, в бродах на дно уложены бетонные плиты. Вода бежит себе спокойно через дорогу, а мотоциклы и автомобили легко пересекают ручей, не рискуя размесить выезд на берег и завязнуть.

DSC-0751

DSC-0753

DSC-0758

DSC-0763

DSC-0775

DSC-0777

DSC-0782

- А когда начнётся пустыня? – спрашивает Маринка.
- Как, когда? Мы же по ней едем!
- А я думала, что пустыня – это песок, дюны и барханы.
- Нет, что ты! Большинство пустынь в мире – каменистые, только небольшая часть песчаных.

DSC-0551

DSC-0562

DSC-0567

DSC-0584

DSC-0590

DSC-0645

DSC-0660

У одноимённого мотоцикла Хари перестаёт работать электрический стартер, а запустить праворульный колясыч кикстартером – целое искусство, ибо рычаг расположен в узкой нише между мотоциклом и люлькой… Лена довольно быстро осваивает процесс запуска Урала с толкача. Повезло Хари с помощницей!

DSC-0790

DSC-0809

DSC-0815

DSC-0828

DSC-0831

DSC-0834

DSC-0838

Первый ездовой день получился долгим – более четырёхсот километров – и трудным, пыльным, жарким. Мы штурмовали каменистые подъёмы, меняли пробитое колесо, обедали на обочине, проезжали какие-то деревни и маленькие города. Судя по людям на улицах, здесь живут в основном чёрные. Хороший асфальт, чистые тротуары, опрятные дома, магазины, кафе. Совсем не так мы представляли себе Африку! В голову приходят грустные мысли, что по уровню порядка и ухоженности эти африканские поселения дадут сто очков вперёд многим деревням и городишкам нашей средней полосы. К большому сожалению.

DSC-0846

DSC-0868

DSC-0869

DSC-0878

DSC-0892

DSC-0903

Одно из самых сильных и осязаемых ощущений путешествия по пустыне – пыль! Она повсюду: на одежде, на лицах, на зубах, в вентиляционных каналах шлема, в объективе фотоаппарата, который стал вращаться с заметным усилием. Мы живём в пыли, смотрим через пыль, дышим пылью.

DSC-0906

DSC-0907

DSC-0911

DSC-0916

DSC-0952

DSC-0957

DSC-0959

Пыльные столбы с дороги за несколько километров предупреждают о повороте или приближении встречного автомобиля. Какое же счастье, когда сильный боковой ветер сносит пыль в сторону! Наконец можно дышать в полную грудь и смотреть вдаль, не щурясь. Но передышка не вечна, и к концу дня нам крепко достаётся: дорога поворачивает навстречу ветру и закату. Пыль клубится, не оседая, а низкое солнце бьёт в глаза, отражаясь в триллионах песчинок, и ослепляет уставших мотоциклистов. Сегодня перед ужином, как и каждый следующий вечер, мы будем мыть воздушные фильтры наших моторов.

DSC-0965

DSC-0966

DSC-0969

DSC-0975

DSC-0988

DSC-0994

DSC-0999

.

***

Утром стартёр голубого Урала крутит, как ни в чём не бывало. «Слава богу, сегодня понедельник!» - шутит Хари, - «Мотоцикл самопочинился!» Они такие, наши Уралы – с характером, с душой… Почти не опоздав на утреннее построение, занимаем место в колонне. Нас с австрийцами как единственных неместных Рино предпочитает ставить в передней части группы, не дальше третьей-четвёртой позиции.

DSC-0007

DSC-0022

DSC-0028

DSC-0031

DSC-0044

DSC-0053

DSC-0122

Покидаем уютный городок: асфальт заканчивается сразу за последним домом, и мы остаёмся наедине с пустыней, словно одни на планете. Дорога тянется к горизонту, к далёким дымчатым горам. За ночь Кару поменяла краски и незаметно изменилась: цвет песка, травы и кустов, даже обводы холмов сегодня не такие, как вчера.

DSC-0079

DSC-0094

DSC-0096

DSC-0098

DSC-0101

DSC-0104

DSC-0126

Только на первый, непосвящённый взгляд пустыня кажется однообразной; мы начали понимать изменчивость пейзажей Кару. Как-то за завтраком Хари скажет, что за эту поездку мы успели побывать в Америке, Австралии, Швейцарии, Греции и даже в России. Я полностью согласен с австрийцем, только добавлю: видели ещё Марс и Луну.

DSC-0109

DSC-0111

DSC-0117

DSC-0355

DSC-0175

DSC-0068

DSC-0107

Никакие фотографии не передадут огромности того простора, который пересекают отважные маленькие человечки на своих крохотных мотоциклах. Говорят, что жители пустынь и степей неуютно чувствуют себя в лесу, потому что далеко не видно. Мне же некомфортно на этих открытых пространствах: спрятаться некуда, ты как на ладони под этим бескрайним небом.

DSC-0132

DSC-0181

DSC-0328

DSC-0146

DSC-0151

DSC-0166

DSC-0120

Когда заехали повыше в горы, в лесной массив - берёзки да ёлки - то душа ненадолго улыбнулась: почти как дома! Вот и какие-то дворняги бродят вдоль дороги… Нет, мы не дома – это бабуины, сильные и ловкие обезьяны с огромными клыками, которые употребляют в пищу мясо, активно охотятся и бывают агрессивными, но легко приручаются. Иногда их используют в качестве сторожевых животных, как собак.

DSC-0140

DSC-0194

DSC-0206

DSC-0217

DSC-0248

DSC-0261

DSC-0270

DSC-0273

Через несколько часов выбираемся на асфальт: нужно заехать в райцентр за бензином, пополнить запас питьевой воды и чем-нибудь перекусить. За два дня мы привыкли на недолгих остановках всегда боковым зрением следить за Рино: если командир взял в руки свой белый шлем, значит до старта осталось тридцать секунд. Рино просто вставляет в шлем голову, кричит «Поехали!» и уносится вдаль. Тем, кто замешкался – приходится долго догонять предводителя и более расторопных коллег. Босс не любит ждать.

DSC-0324

DSC-0143

DSC-0330

DSC-0331

DSC-0333

DSC-0342

DSC-0118

Выехав за город, мы немедленно покидаем столь не любимый южноафриканскими оппозитчиками асфальт и мчимся по мягкому песчаному грейдеру с пологими волнами-трамплинами. Если разогнаться за 90, можно наслаждаться лёгким чувством невесомости в желудке, подлетая на очередной волне.

DSC-0361

DSC-0370

DSC-0376

DSC-0395

DSC-0401

DSC-0414

DSC-0440

Занятие увлекательное, но вскоре Марина просит сбавить темп: во-первых, в отличие от меня она не может гасить энергию приземления, стоя на подножках, а во-вторых, заметила какой-то странный звук, появившийся со стороны колеса коляски. Прислушиваюсь: ничего необычного. На всякий случай поворачиваю голову и сразу же торможу: у нас пропал багаж!

DSC-0442

DSC-0444

DSC-0447

DSC-0448

DSC-0460

DSC-0474

DSC-0484

Отвинтилась гайка багажника, который вместе с сумками отвалился и какое-то время волочился за Пумбой, издавая насторожившее Марину шуршание. Нам крупно повезло! Сумки не пропали и даже не сильно потёрлись, да и гайка багажника не потерялась. На всякий случай относим поклажу в подоспевший вседорожник технического сопровождения, затягиваем гайку и продолжаем путь.

DSC-0487

DSC-0492

DSC-0506

DSC-0513

DSC-0540

DSC-0555

Следующая остановка – у заброшенной фермы. Грант говорит, что каждую осень позирует с мотоциклом на фоне руин, и на фотографиях видно, как с годами уменьшаются останки здания: его поглощают время и пустыня.

DSC-0566

DSC-0571

DSC-0573

DSC-0581

DSC-0587

DSC-0588

DSC-0611

Снова выезжаем на асфальт, вместе с Альфой, Рино и Весёлыми Бабусиками выкручиваем газ на полную, отрываясь от остальной группы, гоним несколько километров до перекрёстка, где останавливаемся дождаться остальных. Жарко! И ждём подозрительно долго.

P1010702
DSC-0555-2

DSC-0619

DSC-0622

DSC-0623

DSC-0628

DSC-0629

Наконец вдали появляются характерные фары: одна, вторая, третья… Прибывающие сообщают, что мотоцикл Хари сломался и его погрузили на прицеп. Последней приезжает техничка, австриец с очень довольным видом машет нам рукой из-за дымчатого стекла кондиционируемого салона. Хорошо ему, нас же нещадно печёт белое африканское солнце.

DSC-0274

DSC-0295

DSC-0310

DSC-0313

DSC-0314

DSC-0320

DSC-0321

- Далеко ещё? – спрашиваю Рино.
- Видишь те горы? Это Швартберг, у подножья будет город Принц Альберт. Нам туда.
- Километров тридцать?
- Двадцать восемь, - уточняет Рино, а я удивляюсь точности собственного глазомера. Наверное, привыкаю к пустыне.

DSC-0631

DSC-0634

DSC-0650

DSC-0659

DSC-0672

DSC-0678

DSC-0681

Все устремляются в этот последний на сегодня рывок. К нашему разочарованию, половина двухполосного шоссе закрыта на ремонт, по оставшейся части организовано реверсивное движение. Нам приходится несколько раз подолгу жариться в наших шлемах, ожидая разрешающего сигнала чернокожей регулировщицы.

DSC-0766

DSC-0769

DSC-0790

DSC-0794

DSC-0798

DSC-0801

DSC-0802

Кто бы мог подумать, что последние километры будут такими тяжёлыми. Далеко впереди, в перистых облаках над горизонтом мне мерещится запотевшая кружка с пенной шапочкой.

DSC-0687

DSC-0688

DSC-0690

DSC-0691

DSC-0693

DSC-0696

DSC-0702

Наконец въезжаем в Принц Альберт, милый городишко в неизбежном колониальном стиле. На гостиничной парковке моем воздушные фильтры, Рино с Хари проверяют зазоры в клапанах голубого Урала - мотоцикл заводится без проблем. «Мне не понравился звук, я решил на всякий случай заглушить мотор», - лукавит австрийский лис. Наверное, просто устал и решил прокатиться под кондиционером!

DSC-0704

DSC-0706

DSC-0707

DSC-0709

DSC-0736

DSC-0750

DSC-0759

Нам с Маринкой достаётся отдельный двухкомнатный домик с террасой. Во дворе – бассейн и сад, буйство зелени и красок: яркие цветы, виноград, пальмы. После пекла пустыни гостиница кажется райским уголком! А завтра нас ждёт дорога в Ад…

43

46

47

44

45

.

***

Местность Гамкасклоф (Gamkaskloof), также известная как Ад (Die Hel) – это узкая и длинная долина, зажатая между хребтов горного массива Швартберг (Swartberg). Нет, это не обитель сатанистов: напротив, набожные местные жители никогда так не звали свою землю.

DSC-0001

DSC-0008

DSC-0009

DSC-0012

DSC-0020

Устрашающее альтернативное название эта территория получила со слов людей, пытавшихся сюда пробраться через горы. В начале девятнадцатого столетия в долине обосновалось несколько десятков белых поселенцев, чьи потомки полтора века прожили там в почти полной изоляции. Рискованный путь по козьим тропам из Принца Альберта занимал много дней, и жители долины иногда десятилетиями не получали вестей из внешнего мира.

DSC-0026

DSC-0031

DSC-0036

DSC-0049

DSC-0073

Чтобы облегчить жизнь поселенцев, в шестидесятых правительство приняло решение построить в Гамкасклоф грунтовую дорогу, но по окончании строительства все местные переехали в более комфортные районы страны. Сейчас в долине, которая получила статус природного заповедника, нет постоянных жителей, а дома поселенцев отремонтированы и сдаются туристам. Дорога в Ад лично для меня станет эмоциональным пиком всего похода.

DSC-0074

DSC-0091

DSC-0093

DSC-0099

Как хорошо, что мы заправили полный бак ещё вчера, а вот немцу Дирку пришлось встать пораньше, да ещё попасться местному полицейскому без шлема. Мы же поспали на полчаса подольше и, почти не опоздав, последними встраиваемся в колонну Уралов, покидающих цветущий Принц Альберт. По неплохому грейдеру наши колясычи устремляются в ущелье – туда, где расходится стена красноватых скал. Пласты осадочных пород, миллионы лет назад поднятые внутренней силой Земли со дна океана, удивляют своими причудливыми формами. Петляя по серпантинам, мы забираемся всё выше. С каждой сотней метров становится прохладнее! Останавливаемся на перевале, любуемся открывшимися с высоты видами, фотографируем друг друга. Здесь мы почти на пару тысяч метров ближе к Солнцу! Вдруг все в панике хватают куртки и бегут к мотоциклам: Рино взял в руки шлем!

DSC-0106

DSC-0109

DSC-0111

Вскоре сворачиваем с прекрасного грейдера на сомнительного вида грунтовку. Здоровенное табло, пестреющее памятными наклейками от путешественников всего мира, предупреждает: опасная дорога, проезд на свой риск. Что-то ёкнуло внутри, заныл старый перелом, зачесалась пятая точка в предчувствии приключений: скучно не будет!

DSC-0112

DSC-0113

DSC-0115

DSC-0121

DSC-0128

Несколько крутых спусков и виражей, грунтовка становится всё более разбитой и тряской, много булыжника и выходов скальной породы – зато полностью пропала пыль! Рино останавливается в одном из поворотов: здесь из горы бьёт ключ. Командир наполняет термос и приглашает нас с Мариной напиться. Моя городская девочка боится пить из ручья, но Рино успокаивает: нет воды чище, чем горный источник.

DSC-0133

DSC-0136

DSC-0137

DSC-0142

DSC-0152

DSC-0154

Впереди брод, на другом берегу Лена изготовилась с фотоаппаратом. Я хотел получить хороший кадр с брызгами, но немного перестарался – волна поднимается почти до бака, а Марину накрывает с головой. Под оглушительный девичий визг вперемешку с проклятьями и смехом, окутанный клубами горячего пара, Пумба героически вывозит наш экипаж на берег!

P1020290

P1020344

Подходит Рино:

- Ты больше не Марина.
- Как это? – удивляется моя пассажирка.
- Ты теперь Субмарина!

DSC-0159

DSC-0162

DSC-0168

DSC-0174

DSC-0177

DSC-0181

Направляемся ещё выше – туда, куда ползёт змейка дороги и где облака цепляются за вершины гор. Начинается затяжной подъём, мотор ревёт на первой передаче, и газ не бросишь! Наш бедный Уральчик скачет по камням, в наушниках в такт буханьям подвески ойкает Маринка, а я напряжённо думаю о том, как же мы будем спускаться. Надо сказать, что в горах я очень не люблю спуски. Ведь если ты ошибся на подъёме – инстинктивно бросаешь газ, и мотоцикл останавливается сам. А вот если ошибиться на пути вниз – рискуешь оказаться совсем не там, где нужно…

DSC-0182

DSC-0183

DSC-0191

DSC-0193

DSC-0194

DSC-0199

Наконец нашим взорам предстаёт спуск в Ад – серпантин, падающий вниз по склону на семьсот метров. После нескольких часов на этой убитой дороге я уже очень устал, голова соображает туго, руки и плечи «забиты» постоянными ударами о камни и ямы, да и с левой коляской я ещё не совсем сроднился… Разбитая грунтовка, обильно усыпанная булыжником, местами имеет такую крутизну спуска, что даже на полностью заблокированных трёх колёсах мотоцикл продолжает сыпаться вниз по песку и щебню. «Главное не перегреть тормоза!» - лихорадочно думаю я, тарахтя первой передачей и по очереди отпуская то передний, то задний тормоз, чтобы хоть немного остужались. И не дай бог попадётся встречный автомобиль – даже не знаю, как мы будем разъезжаться!

DSC-0202

DSC-0222

DSC-0223

DSC-0234

Самое кошмарное сочетание мне встречается дважды: слева стена, справа пропасть, крутой спуск при отрицательном профиле дороги – уклоне в сторону обрыва, при этом левый (на коляску) поворот, а в качестве вишенки на торте – выход скальной породы в апексе, создающий подобие трамплина. Коляска подлетает, мотоцикл сползает к краю…

DSC-0236

DSC-0240

DSC-0253

DSC-0255

Я больше не могу! Я очень устал и мне действительно страшно. Хочется заплакать, позвать маму и бросить всё к чертям… Прошу Марину свесить ноги из коляски на крайний случай – если полетим вниз, то лучше делать это отдельно от мотоцикла, так хоть какие-то шансы… Любимая почему-то отказывается, капризничает, видимо – не осознаёт, что здесь действительно опасно! Прохожу поворот пешком, спуская мотоцикл в руках: потихонечку, аккуратненько, так, хорошо, проходим! Наконец попадается относительно горизонтальный участок: останавливаюсь отдышаться.

DSC-0277

DSC-0287

DSC-0290

DSC-0282

Рядом сразу же откуда-то возникает Грант и подбадривает меня: правильно, что остановился, геройствовать и рисковать не нужно, героев много лежит внизу. Несколько лет назад у них один Урал улетел по склону, тогда к счастью обошлось без жертв и фатальных повреждений: несколько раз перевернувшись, мотоцикл приземлился на следующий виток серпантина на свои три колеса, весь помялся, но остался на ходу. Подъезжает вседорожник технической поддержки, и Марина перебирается в автомобиль. Аккуратно продолжаю путь и наконец спускаюсь в долину, где все меня уже заждались.

DSC-0299

DSC-0324

DSC-0346

DSC-0352

DSC-0359

DSC-0367

Здесь зелено, в здании администрации можно купить ледяного пива и усесться в тенёчке, чтобы немного прийти в себя и почувствовать вкус жизни. Делюсь впечатлениями с Рино: «Понимаешь, европейская часть России – местность плоская, в радиусе двух тысяч километров никаких гор у нас нет. Я ездил по асфальту, грейдеру, грунту, по бездорожью, колеям и грязи, по снегу, льду и солёной каше зимних дорог. В отпуске даже забирался на горные серпантины, но – по асфальту! Никогда раньше мне не приходилось так трудно, как здесь!»

DSC-0368

DSC-0369

DSC-0371

DSC-0382

DSC-0389

Южноафриканец удивлён: ему даже в голову не приходило, что владельцу пяти Уралов может не хватать опыта горного офф-роуда… Какой-то турист прерывает диалог расспросами про наши колясычи: выдаём ему краткую справку об истории тяжёлых русских мотоциклов.

DSC-0397

DSC-0399

DSC-0401

DSC-0408

DSC-0412

DSC-0416

- Я из Австрии, - отвечает турист, - Жаль, что у нас такие не продаются.
- Ха-ха, не продаются! - мы откровенно смеёмся, - Подойди вон к тому мужчине в оранжевой футболке, он расскажет, как в Австрии не продаются Уралы.

Турист направляется к Хари с Леной, и все трое долго и увлечённо беседуют по-немецки.

DSC-0417

DSC-0420

DSC-0422

DSC-0426

DSC-0429

Во дворе покоятся ржавые останки древнего автомобиля. Рино рассказывает, что это была первая машина в долине – до войны, когда ещё дороги не было, авто по частям привезли через горы на осликах и собрали уже здесь. Как любопытно! Видимо, и среди скромных фермеров-поселенцев были люди, желавшие подняться над соседями. Интересно, как у них было налажено снабжение бензином? Или автомобиль просто стоял во дворе, подчёркивая социальный статус владельца?

DSC-0432

DSC-0435

DSC-0438

DSC-0439

DSC-0444

Направляемся в другой конец долины, чтобы оплатить экологический сбор и получить дрова. Ресторанов в заповеднике нет, и на ужин будет только то, что привезли с собой: шашлыки! Сегодня мы делим дом с австрийцами: две двери ведут в жилые комнаты, третья – в санузел. Хари с Леной немедленно занимают крохотный уличный бассейн, а мы с Маринкой принимаем освежающий душ. В доме есть вода, но нет центрального электричества – только лампочки от солнечной батареи и ни одной розетки. Заряжать гаджеты будем от прикуривателя.

DSC-0457

DSC-0462

DSC-0470

DSC-0481

DSC-0486

Через час приезжаем к коттеджу Рино, где дым уже стоит коромыслом: мужики жарят шашлыки, дамы крошат салаты и накрывают на стол. Подсаживаемся к Весёлым Бабусикам. К моему удивлению, Лорина совсем ничего не знает про марку Урал и вообще про Россию. Уже несколько лет ездит на своей «Ретро», любит её, но совсем ничегошеньки не знает про завод и нашу страну. Ни про Уральские горы, от которых пошло название мотоцикла, ни про город Ирбит, ни про войну и эвакуацию, ни даже про то, что первый мотоцикл был скопирован с БМВ. Я уже не говорю про кириллицу – Лорина потрясена известием о том, что у русских свой алфавит. «А я-то думаю, что за знаки такие?» - указывает бабуська на надпись «Урал» на брызговике и буквы «ИМЗ» на баке.

DSC-0490

DSC-0501

DSC-0506

DSC-0509

DSC-0518

DSC-0529

Остаток вечера я посвящу ликбезу Весёлых Бабусиков, погрузившись в историю Родины от Византии до наших дней. Южноафриканские оппозитчицы подливают нам вина, внимательно слушают и обещают обязательно приехать в Россию, в свою очередь приглашают нас с Мариной в гости в следующем году. На обратной дороге, уже в полной темноте, моя дорогая пассажирка будет петь весёлые песни на всё ущелье.

DSC-0535

DSC-0539

DSC-0570

DSC-0573

DSC-0574

DSC-0577

.

***

Ночью Маринка меня будит: «Проводи в туалет, страшно выходить одной! Вдруг там бабуины?» Включаем свет и тщательно проверяем тапки: нас предупреждали, что туда могут забраться скорпионы, а босиком по улице лучше вообще не ходить. Вид с крыльца взрывает воображение: окружающие горы и вся долина залиты ярким лунным светом, видно как днём! Мы стоим, зачарованные, однако шорохи в кустах даже в меня вселяют какой-то необъяснимый первобытный ужас и заставляют скорее спрятаться за дверью, создающей иллюзию безопасности.
.

***

Собираемся на рассвете у выезда из долины – дорога одна, подниматься будем по вчерашнему кошмару. Наверху ждёт завтрак на обочине – всех, кто поднимется! В напутственном слове командир пугает меня страшным участком, где нужно очень тонко работать газом: иначе либо утянет в пропасть, либо встанешь и не тронешься. Спасибо, дорогой, я и так ещё не отошёл от вчерашнего спуска! Рино предлагает поставить мотоцикл на прицеп и подняться в салоне автомобиля, но я отказываюсь. Во-первых, это неспортивно, а во-вторых, мы в любом случае опоздали – прицеп уже занят «Ретро» Весёлых Бабусиков.

DSC-0592

DSC-0603

DSC-0606

DSC-0601

Первой на старт уходит Альфа, через несколько минут – Рино, мы трогаемся третьими. Подниматься совсем не так страшно, как спускаться: штурмуя серпантин на первой передаче, я успеваю даже разглядывать залитые розовым светом горы и обсуждать великолепные виды с моей «обезьянкой». Так англоговорящие уралисты называют пассажира коляски; термин, якобы, пришёл из мотокросса, где второй пилот прыгает по открытой платформе и висит в нелепых позах на поручне, как мартышка.

DSC-0609

DSC-0614

DSC-0618

DSC-0626

DSC-0711

Маринка шутит: максимально возможный ущерб, который мы можем нанести – если свалимся в пропасть и упадём на «Ленд Крузер» технического сопровождения. Пока мы смеёмся, уже выезжаем на перевал. «А где же тот страшный участок, которым пугал Рино?» - так и не понял я.

DSC-0627

DSC-0631

DSC-0633

DSC-0652

Обратный путь проходит гораздо легче: я набрался вчера бесценного опыта, прочувствовал левую коляску и хорошенько отдохнул за ночь. Возможно, если бы мы подошли к тому спуску не такими уставшими, мне бы и не было так страшно.

DSC-0722

DSC-0655

DSC-0657

DSC-0660

DSC-0668

Осмелев, перехожу к тактике «больше газу – меньше ям», иногда включая даже четвёртую передачу! Действительно, на скорости трясёт меньше, хотя есть риск влететь в действительно крупную колдобину.

DSC-0726

DSC-0673

DSC-0676

DSC-0686

DSC-0700

В этих горах много экзотических растений, среди которых одно из самых необыкновенных – протея, национальный символ Южно-Африканской Республики. Мы были потрясены, узнав, что эти сочные зелёные кусты с толстенькими розовыми цветами-артишоками превращаются в уродливые, как смерть, узловатые чёрные коряги. В таком виде они могут много лет хранить семена в засохших и превратившихся в подобие шишки соцветиях, пока не случится степной пожар. Как только растительность вокруг прогорит – шишки раскроются, и на очищенную огнём землю просыпятся семена, которые снова превратятся в цветущие зелёные кусты. Это удивительное растение – словно символ цикличности жизни и смерти, бесконечного возрождения из праха.

DSC-0215

DSC-0263

DSC-0267

DSC-0270

DSC-0275

DSC-0219

Наконец мы возвращаемся на тот прекрасный грейдер, что покинули вчера. После дороги в Ад он кажется идеально ровным автобаном! Можно расслабиться, даже пошалить, проходя повороты «веером». Останавливаемся на следующем перевале: перед нами поразительный вид на новый горных хребет и долину внизу: нам туда!

DSC-0729

DSC-0731

DSC-0738

DSC-0740

DSC-0744

Ещё несколько часов едем по долине, минуя хутора и деревни. Нещадно печёт солнце, идём на штурм затяжного подъёма по разбитой каменистой дороге кирпичного цвета, усыпанной крупным булыжником. Гора настолько крутая, что мотор тянет только на первой передаче, причём обороты приходится держать высокими и не терять темп: остановишься – тронуться снова будет нелегко.

DSC-0747

DSC-0770

DSC-0774

DSC-0782

DSC-0785

Бедный Пумба скачет по булыжникам, камни из-под колёс звонко бьют по дну люльки, как пули по броне, ноги обжигает раскалённый воздух от цилиндров – и так восемнадцать километров подряд! Руки и плечи начинает ломить от бесконечных ударов, а в гарнитуре охает и жалуется Маринка, которую совсем растрясло.

DSC-0804

DSC-0817

DSC-0823

DSC-0837

DSC-0845

Наконец переваливаем через вершину и останавливаемся. Впереди, сколько видно глазу, простирается очередная бескрайняя долина. Моя пассажирка сразу же обращается за помощью к Лене, которая ещё позавчера где-то потеряла бюстгальтер и сделала себе новый из зелёного скотча. Маринка просит перевязать её так же, а то очень трясёт!

DSC-0862

DSC-0863

DSC-0864

DSC-0866

DSC-0870

Ко всеобщей радости, девушки обматываются лентой.

- Африкан бра, - шутит Лена, - Ой, Виталий, извини! Может быть, ты сам хотел обмотать Марину?
- Всё окей! Иногда мне нравится смотреть, как девушки делают это сами, – отшучиваюсь я.

DSC-0896

DSC-0875

DSC-0886

DSC-0899

DSC-0901

Очень жарко, а последний подъём забрал последние силы.

- Далеко ещё?
- Восемь километров, - отвечает Рино, - Сегодня ночуем в такой же дыре, как вчера. Но в этих местах ничего лучше нет, ты же понимаешь!

DSC-0915

DSC-0920

DSC-0924

DSC-0927

DSC-0930

«Да уже всё равно», - думаю я, снова трогаясь в путь, - «Была бы тень, койка и холодное пиво». Как же я недооценил тонкость юмора нашего южноафриканского друга! Совсем скоро мы неожиданно въезжаем в настоящий оазис. Безупречный зелёный газон, голубой бассейн, пруд с цаплей, в саду поют птицы, на здании администрации развиваются флаги разных стран. Вот это роскошь! «Дыра»? Вот же Рино шутник…

DSC-0934

DSC-0941

DSC-0943

DSC-0944

DSC-0946

Тот подъём подкосил не только меня: на последних километрах у Пумбы порвался резиновый переходник между карбюратором и цилиндром – расходная запчасть, дома я всегда вожу с собой запасные. Заметно уменьшилась тяга, послышались характерные «чихания» на впуске. Спрашиваю у Марти, хозяина мотоцикла, есть ли у него запасной – тот хватает инструменты и бросается менять деталь. Да я бы сам справился… Так непривычно чувствовать себя клиентом!

DSC-0950

DSC-0953

DSC-0957

DSC-0962

DSC-0965

Ужин, как обычно, проходит в увлекательных разговорах и обмене впечатлениями дня. Какая же приятная подобралась у нас компания! Если я рассказываю что-то о России, все оживляются, расспрашивают. Сегодня я взял с собой ноутбук: после приёма пищи шокирую африканцев видеозаписями наших зимних покатушек. Снег! В некоторых районах ЮАР бывает зимой до -20, но всё-таки заезды Уралов в глубоком снегу для наших друзей выглядят полной экзотикой.

DSC-0948

DSC-0966

DSC-0967

DSC-0971

DSC-0974

.

***

Жаль покидать этот райский уголок посреди выжженной пустыни, но нас зовёт дорога. Ещё никто не знает, что сегодня нас ждёт единственный несчастный случай этого похода.

DSC-0003

DSC-0030

DSC-0036

DSC-0089

DSC-0093

DSC-0095

Через несколько часов, поставив мотоциклы красивым строем на площади у магазина, все путешественники отправляются за покупками, и тут Маринка в поисках интересного ракурса ложится на асфальт с фотоаппаратом… а Нерин об неё спотыкается и падает носом в землю. Да так неудачно, что не может дышать!

DSC-0115

DSC-0119

DSC-0121

DSC-0122

DSC-0138

DSC-0139

Пострадавшую усаживают на стул, все хлопочут вокруг, обмахивают воздухом и пытаются напоить водой. Маринка чуть не плачет от досады, что невольно стала причиной падения – хотя, конечно, под ноги тоже смотреть надо! Наконец Нерин с подушечкой под головой укладывают на пассажирское сиденье вседорожника, а управление берёт на себя её дочь.

DSC-0141

DSC-0143

DSC-0145

DSC-0163

DSC-0177

DSC-0178

Сегодня по плану мы обедаем в секс-шопе Рони. Мы с австрийцами, конечно, с самого начала были заинтригованы этим пунктом программы, но остальные члены команды на наши вопросы только улыбались и отводили глаза.

DSC-0184

DSC-0188

DSC-0190

DSC-0194

DSC-0197

Выезжаем на асфальтовое шоссе, вскоре появляется белый домик с надписью коричневой краской. Во дворе древний трактор, внутри – продуктовый магазин, бар, кафе…

DSC-0332

DSC-0336

DSC-0337

DSC-0345

DSC-0347

Рино рассказывает историю заведения: парень Рони из соседней деревни (который сам стоит за барной стойкой) много лет назад открыл здесь магазин и кафе под незамысловатым названием «Магазин Рони» (Ronie’s Shop). Автомобили проносились мимо по шоссе, торговля шла из рук вон плохо – до того самого вечера, когда к Рони зашли дружбаны.

DSC-0367

DSC-0348

DSC-0351

DSC-0354

DSC-0355

Парни крепко выпили, а когда хозяин уснул, друзья решили над ним подшутить: взяли кисть и краску и добавили к названию магазина слово «секс». Маркетинговый ход попал точно в цель: поток туристов не иссякает, все стены изрисованы памятными надписями, девушки оставляют над барной стойкой своё бельё. Пока мы обедаем, как раз заезжает большой туристический автобус с китайцами, которые, конечно же, сразу же облепляют наши мотоциклы, садятся на них без спроса.

DSC-0342

DSC-0357

DSC-0370

DSC-0376

DSC-0377

DSC-0384

Пока все доедают бургеры, Маринка устраивается за рулём Пумбы. В прошлом году она открыла категорию А, но практики очень не хватает. Я из коляски даю советы, Марина наматывает круги по полянке. На сыпучем грунте с колеями, да ещё с левой люлькой, ей приходится непросто, но с каждым кругом Марина всё лучше осваивается на мотоцикле.

DSC-0266

DSC-0267

DSC-0269

DSC-0270

DSC-0272

DSC-0275

Пора в путь: я возвращаюсь за руль. Магазин Рони и асфальт остаются далеко позади, мы пересекаем новые пыльные просторы, проезжаем сквозь настоящий сосновый лес, забираемся на гряду зелёных гор. Перед самым перевалом – крутой подъём по заваленной булыжником грунтовке, где Весёлых Бабусиков утягивает на коляску в сторону обрыва: Лорина бросает газ, встаёт и не может тронуться. Мужчины спешиваются и подталкивают «Ретру» вверх.

DSC-0203

DSC-0205

DSC-0207

DSC-0210

DSC-0213

DSC-0216

На перевале останавливаемся отдохнуть и полюбоваться видами. Только тут мы с Маринкой замечаем, что Грант и «Ленд Крузер» пропали! Оказывается, они повезли Нерин к врачу – очень болит рука после падения, подозрения на перелом. Маринка брызгает слезами, мы все её утешаем: «Ну не виновата ты, ты же не нарочно!»

DSC-0302

DSC-0310

DSC-0313

DSC-0321

DSC-0325

DSC-0327

Когда ближе к вечеру мы подъезжаем к гостинице, навстречу как раз появляются Грант и автомобиль. Слава богу, перелома нет! Ушиб мягких тканей и потянуты связки: Нерин наложили фиксирующую повязку и дали волшебную таблетку, от которой пострадавшей стало одновременно весело и сонно. Грант с юмором отнёсся к травме супруги и наклеил на двери и капот кресты из красной изоленты: теперь это не только техничка, но и карета скорой помощи! Марина и Нерин обнимаются и утешают друг друга.

DSC-0280

DSC-0287

DSC-0289

DSC-0292

DSC-0294

DSC-0297

На парковке мужчины привычно занимаются обслуживанием техники: моем воздушные фильтры, а на мотоцикле Джуда меняем задний мост, у которого раскололся картер. У наших друзей в запасе несколько редукторов: на африканских дорогах их часто разбивают.

DSC-0221

DSC-0228

DSC-0234

DSC-0236

DSC-0243

DSC-0248

Замечаю, что у Пумбы порвался патрубок от воздушного фильтра на левый карбюратор: вместе с Марти обрезаем его ножом и затягиваем хомутом. Всё готово к завтрашнему дню, можно отдохнуть и расслабиться!

DSC-0251

DSC-0254

DSC-0255

DSC-0256

DSC-0259

DSC-0260

На сцене ресторана сегодня для нас – концерт юношеской самодеятельности. Чернокожие подростки раскатисто отбивают барабанные дроби на пустых пластиковых банках из-под краски. Девочки в ярких нарядах исполняют национальные танцы, изображая диких животных и сцены из жизни и удивляя своей гибкостью и пластикой. Зрители в восторге! Мы щедро насыпаем купюры на развитие детского кружка в специальную банку. А теперь пора к столу!

108

DSC-0386

DSC-0406

DSC-0418

DSC-0420

DSC-0429

.

***

Местные уралисты приделывают на переднее крыло табличку с именем своего железного коня. Урал Рино зовут Волрад.

DSC-0002

DSC-0008

DSC-0012

DSC-0045

DSC-0046

DSC-0068

Южноафриканский оппозитчик рассказал нам историю одного из национальных героев своего народа. Волрад Волтемаде (Wolraad Woltemade) жил на побережье рядом с Мысом Доброй Надежды и был фермером. Зимой 1773 года во время шторма на скалы недалеко от берега налетел парусник. Корабль постепенно разрушался, многие моряки в отчаянии бросались в воду, но волны и течение были слишком сильными – почти никто не доплыл до берега. Толпа собравшихся зевак никак не могла помочь несчастным. Когда Волрад, который даже не умел плавать, проезжал мимо верхом и увидел кораблекрушение, он направил своего коня в воду. Доплыв до разбитого парусника, он приказал двоим схватиться за лошадиный хвост, вытащил их на берег и повернул обратно в бушующее море.

DSC-0083

DSC-0084

DSC-0091

DSC-0094

DSC-0104

DSC-0106

DSC-0110

Семь раз Волрад и его конь добирались до тонущего корабля и забирали двоих на сушу, но на восьмой раз судно резко пошло на дно и все оставшиеся в живых в панике бросились к измученному животному и его хозяину… Волрад и конь погибли, но успели спасти четырнадцать человек. Наш друг говорит, что в детстве эта история, ставшая легендой, стала для него своеобразной проверкой нравственного выбора. Когда маленький Рино сомневался, как правильно поступить, он задавался вопросом: «А что бы на моём месте сделал Волрад?»

DSC-0111

DSC-0114

DSC-0126

DSC-0151

DSC-0154

DSC-0162

Сегодня у нас длинный перегон, в основном по асфальту. Дважды Рино уводит группу в сторону от шоссе на грунтовку, просто чтобы не было скучно. Петляем по узкому ущелью, переезжая горную речку с берега на берег. По сторонам высятся стены красноватых скал.

DSC-0380

DSC-0391

DSC-0394

DSC-0363

DSC-0382

DSC-0390

DSC-0367

В очередной, который уже раз думаю о том, насколько всё в жизни не случайно. Шесть лет назад, в двухсотлетие Отечественной войны 1812 года, я участвовал в зимней французско-русской экспедиции из Москвы в Париж на трёх Уралах по маршруту отступления армии Наполеона.

DSC-0372

DSC-0379

DSC-0409

DSC-0421

На обратном пути мой мотоцикл серьёзно сломался, я был вынужден оставить его у Хари в Австрии и улететь в Москву, чтобы вернуться за боевым конём только весной. Той зимой Рино приезжал в гости к Хари и катался на моём Урале, на тот момент уже отремонтированном. Кто бы мог тогда подумать, что мы познакомимся лично и будем все вместе преодолевать южноафриканские просторы?

DSC-0435

DSC-0425

DSC-0444

DSC-0427

DSC-0456

Каждый вечер за ужином Рино проводит короткий брифинг: подводит итоги дня прошедшего, сообщает о планах на день грядущий и даёт «совет дня» (top tip of the day). Сегодня «топ тип» звучит так: «Смотрите под ноги, там могут лежать русские девушки».

DSC-0461

DSC-0458

DSC-0465

DSC-0462

DSC-0466

.

***

Всё когда-нибудь заканчивается. Наступает последний ездовой день нашего путешествия.

DSC-0170

DSC-0188

DSC-0212

DSC-0213

DSC-0215

DSC-0216

Приближаемся к какому-то городку, нас обгоняют стайки быстрых пластиковых мотоциклов. Здесь явно что-то затевается! Проезжаем центральную площадь: запаркованные мотоциклы, толпы приезжих байкеров и местных жителей, громкая музыка, настоящий праздник… В городе байк-фест!

DSC-0218

DSC-0225

DSC-0227

DSC-0231

DSC-0235

DSC-0236

Я всё жду, когда Рино остановится, но к моему удивлению мы проезжаем транзитом… Только в следующем населённом пункте тормозим, чтобы пообедать в кафе. Как только глушим моторы, переднее колесо мотоцикла Альфы говорит: «пффффф» и проседает до обода. Повезло, что оно не спустило на большой скорости!

DSC-0244

DSC-0246

DSC-0247

DSC-0248

DSC-0250

DSC-0254

- Рино, а что мы не остановились на байк-фесте?

- Да ты что, там же байкеры! - отвечает Альфа за мужа, который увлечён бортировкой шины, - Они страшные и одеваются странно, как в фильме «Мэд Макс»!

- Я бы ни за что не пропустил такое мероприятие, обязательно остановился хотя бы ненадолго, а лучше бы – завис на ночь. Вообще, я иногда удивляюсь… вот, например, наш маршрут проходил всего в пятидесяти километрах от океана, а мы так ни разу и не выехали на побережье. Почему?

DSC-0256

DSC-0276

DSC-0280

DSC-0295

DSC-0299

- А зачем? - удивляется Рино, - Там же асфальт, плотное движение и много туристов. Что там делать?

- Понимаешь, мы-то живём посреди материка, у нас до ближайшего моря – пара тысяч километров. Нам бы очень хотелось увидеть океан!

- Мы об этом не подумали, - признаётся командир, – У нас длина береговой линии – почти три тысячи километров при том, что максимальная протяжённость страны меньше двух тысяч: от Кейптауна до границы с Зимбабве. Нас, как понимаешь, океаном не удивить. В следующий раз приезжайте – съездим на побережье!

DSC-0326

DSC-0328

DSC-0339

DSC-0349

DSC-0353

DSC-0360

- Приедем обязательно! А знаешь, что отсюда до ближайшей российской границы – примерно десять тысяч, а это как раз максимальная протяжённость России с запада на восток. Представляешь, всё вот это расстояние отсюда через всю Африку, Средиземное море, Турцию, через Чёрное море – всё это моя страна!

112

113

118

- Да, Россия огромная!

- Приезжайте с Альфой к нам в гости. Я дам вам свой Урал, покатаемся. А хотите – зимой? Я стараюсь каждый год ездить на зимнее мото-ралли под Ярославлем в начале декабря, это триста километров на север от Москвы.

- Зимой? В Россию? Мы бы очень хотели!

DSC-0310

DSC-0315

DSC-0324

DSC-0013

В кафе мы с Маринкой снова делим стол в Весёлыми Бабусиками. Я заказываю страусиный бургер, а Лорина – традиционную южноафриканскую копчёную колбаску, которая называется Hot Russian. «Рино! Помоги!» - кричу я проходящему мимо командиру, - «Она ест русских на обед!»

DSC-0033

DSC-0050

DSC-0073

DSC-0082

DSC-0119

Ещё через несколько часов, перевалив через горный хребет и повстречав на дороге черепаху-путешественницу, мы возвращаемся в Нью-Бетесду, закольцевав таким образом маршрут.

DSC-0167

DSC-0180

DSC-0192

DSC-0241

DSC-0280

DSC-0287

Нас ждут победный ужин, долгая обратная дорога, Маринкины слёзы при прощании в аэропорте Йоханнесбурга, многочасовой перелёт и пыльная московская весна с набухшими почками и первомайскими пробками на МКАДе.

DSC-0295

DSC-0337-1

DSC-0369

DSC-0417

DSC-0425-1

В наших сердцах навсегда останутся бескрайние просторы Кару, невероятные приключения и новые друзья, с которыми было так душевно и легко, словно мы знали друг друга всегда. Мы с Маринкой будем ждать их с ответным визитом и надеяться когда-нибудь вернуться в удивительную и прекрасную Южную Африку, где мы оставили по кусочку души.

Москва, лето 2018 г.

текст: Виталий «Бордо» Боровский
фото: Марина «Tellin» Симонова и участники событий

Bordo
Тракторист's picture

Очень понравилось! Статья отличная. У меня жена, кстати, тоже часто на кочках говорит что бы ехал помедленнее, а-то титьки оторвутся)))
З.Ы. Уралы с левой коляской дурость и прелюбодейство.

Bordo's picture

Зелёный скотч вам в помощь, отличная тема :))) Рад, что тебе понравилось! Спасибо за внимание

Дядя Серёжа's picture

Очень понравилось. Спасибо.
Значит киком завести все таки нельзя.
Надо срочно собрать праворульный 650-й урал и кому нибудь продать ;-)

Bordo's picture

Киком в принципе можно, но не просто. Особенно обладателям большого размера обуви. Спасибо, Серёж, что почитал!

dimanche's picture

Спасибо, Бордо!) Очень интересно почитать, атмосферно :) клёвый трип!

Bordo's picture

И тебе спасибо!

Bumbr's picture

шикарно. Виталий поднимает планку.

Bordo's picture

Я не нарочно! Хари позвал в ЮАР - я понял, что такие предложения бывают раз в жизни и пропускать нельзя. Благодарю!

Barovit's picture

Планировал сегодня выспаться... и все же почитал! Отпад!
Но природа на картинках как-то не сильно впечатлила - у нас красивее. Хотя... чтобы оценить нужно видеть вживую для сравнения. )))

Вы там и днем смотрю с пивом - там можно немного пригубить за рулем?)))

Bordo's picture

Ну извини, надеюсь всё же удалось отоспаться! Природа красивая, но уж очень специфическая. Как я и писал - мне на таких огромных открытых просторах неуютно, спрятаться некуда. Алкоголь за рулём у них запрещён не только законом, но и организатором Рино, все фото с пивом - это когда уже приехали. Спасибо, что нашёл время почитать и коммент оставить.

Barovit's picture

Не извиняйся! ))) Конечно выспался, пока безработный.)

Благодарствую в очередной раз за прекрасные виды и интересное повествование!

Ну, и новых мотопутешествий желаю! )

Bordo's picture

Безработный? Прекрасная возможность наслаждаться жизнью, общаться с детьми и читать по ночам! Наслаждайся, пока есть возможность. Спасибо за пожелания, взаимно!

Barovit's picture

Так и делаю. )))

BESToloch's picture

Вот это мегаотчетище! Супееер!

Bordo's picture

Мерси!

алексеич's picture

Вот даже не знаю, чего и написать? Мегакруто, только флага оппозита не увидел :-) Спасибо, за увлекательный отчет!

Bordo's picture

Вместо флага у нас были крутейшие оппозитные толстовки! Благодарю

кемерун's picture

Офигенно! Понравилась и сама задумка, и описание. Это на постоянной основе проводится? Сколько обошлось, если не секрет?

Bordo's picture

Да, они каждый год так катаются по пустыне - маршруты, естественно, разные, но в целом примерно то же самое. Ещё покороче делают вылазки, на выходные или несколько дней. Самое дорогое - авиабилеты (около 100 тыр) и прокат Урала (500 евро). Проживание-питание-бензин-бухло-сувениры ещё евро тыщи на полторы (на двоих за 10 дней). Спасибо за высокую оценку!

кемерун's picture

Тебе спасибо. Ты как Сенкевич оппозита. )))

Bordo's picture

Ну ты блин сказал! :)

ssh's picture

Класс, Виталий!
Приятно, когда путешествие, о котором можно только мечтать, реализуется! Пусть даже и не тобой )

Bordo's picture

Да я, честно говоря, даже и не мечтал про ЮАР. Как-то само вышло: позвали, согласился, понеслось. Спасибо, что радуешься за нас!

Alexander231's picture

Виталий, привет! Мимо такой интересной статьи невозможно было пройти мимо. Зачитался аж до трёх часов ночи. :-)
Отличная поездка, прекрасные снимки! Рад, что у Вас всё получилось! Благодаря твоему отчету, теперь мы имеем представление о другой стране.
p.s.
Я конечно был немного поражен тем фактом, что Бабусики приобрели эксклюзивную модель Урала, но при этом даже не поняли, почему он называется "Юбилейный". Такое впечатление, что они даже не знали, что у них вообще мотоцикл марки "Урал". Виталий, надеюсь ты раскрыл этим невежам глаза! ;-)

Bordo's picture

Саша, я тоже сначала был потрясён, а потом подумал интересную мысль - в случае Бабусиков, им видимо просто очень нравится мотоцикл. То есть никакой легенды, никакого бренда, имиджа и проч. - того, что часто влияет на выбор, а иногда полностью его предопределяет. Этим бабушкам просто нравится аппарат сам по себе, и всё! Рад, что тебе понравился отчёт. Спасибо! И Наде привет ;)

Alexander231's picture

Кстати, в новом журнале "МОТО" тоже твоя статья напечатана :-)

Bordo's picture

Ага. Я на оппозит не выкладывал, пока печатная версия не вышла - такие у журнала требования

HardCore's picture

Виталий! Ну так же нельзя! Я добрую половину рабочего дня потратил на прочтение!) А у меня планы горят!)
Безумно тебе завидую белой завистью! Путешествуй, пиши, фотографируй! Очень уж у тебя это хорошо получается!))))))))
__________________________________________________________________________
Всё должно быть по Хардкору!!!

Bordo's picture

Упс! Ну, извини, пожалуйста! Надеюсь, планы не сгорели совсем! Спасибо за такой лестный отзыв :)

Sergikov's picture

Обалденно, здорово, красиво! Молодцы!
Долго привыкал с коляской с левой стороны? (в км).
Там же получается все имеющиеся навыки руления меняются на 180 градусов.
Например слезть с мота влево посла остановки :) Ноги сами должны туда проситься :)
Привычка она такая. И как вообще левостороннее движение с коляской?
Мотик расположен к такому движению? Развесовка соблюдается?
А то кажется по фото что мотики с завалом стоят к люле.

Bordo's picture

Совсем привык к левой коляске я на четвёртый день, после горных грунтовых серпантинов. Тут, сам понимаешь, дело не в километрах - а в их качестве! Самое сложное - постоянно думать о том, что ты собираешься сделать, и "зеркалить" привычные действия. Например: впереди поворот нелево. Думаешь: так, коляска у меня слева, значит я делаю то, что я обычно делаю направо. Добавить немножко газу в повороте, жопу если надо свесить влево, тормозить если надо только задним. Ну и так далее. Вот только на четвёртый день я уже стал всё делать автоматически, не думая постоянно. Ну а в остально мотоциклу всё равно, где у него люлька, никакой разницы. Спасибо за отзыв!

Alexander231's picture

Виталий, а ты не интересовался случаем, сколько этот Рино мотоциклов в год продает? Или сколько продал в общей сложности? Какой интересно на них спрос там в ЮАР? Ну понятно, что некоторые из группы путешествующих это, я так понимаю, и есть его клиенты, а вот сколько их там таких владельцев Уралов интересно?

Bordo's picture

Саша, он вроде говорил, что в среднем четыре в месяц. Что неплохо совсем.

Alexander231's picture

Ну собственно, да, весьма неплохо.

Pahh's picture

Сижу, молча завидую.

Bordo's picture

Привет! Надеюсь, белой завистью? ;)

Alexander231's picture

И все-таки... Если честно, то я с ужасом представляю себе, как Бабусики наяривают по бездорожью на этой бедрой "Ретре". Не, ну понятно, что ехать и проехать конечно можно (испытано на собственном опыте ;-)) но, блин, не знаю, конечно, как Бабусикам, но технику-то жалко! :-)
...хотя, с другой стороны, не ехать наверное тоже было нельзя.

Bordo's picture

Кстати, Ретра вполне себе держалась в строю с остальными, ни разу не застряла

Alexander231's picture

Извиняюсь за каламбур, а на мотоцикл Хари специально табличку Hari повесили?
Почему же тогда на мотоцикл Бордо не повесили табличку Bordo? Не справедливо, однако! ;-)

Bordo's picture

Они почти все вешают табличку с именем мотоцикла. Голубой мотоцикл зовут Хари, и его разумеется отдали Хари. А моего звали Пумба. Были еще Волрад, Орёл, Сергей, Роммель, Красная Угроза и забыл остальных.

Crazy_wrench's picture

Обалденно! Великолепное путешествие и не менее великолепные отчёт и фото! Бордо, спасибо!

Bordo's picture

И тебе спасибо, что нашёл время почитать и отзыв оставить!

dvapo5's picture

Огромное спасибо за пост, очень радостно за Урал наш - любят его везде.. Смешанные чувства какие то, с одной стороны приятно видеть довольных взрослых людей на оппозитах, с другой обидно за то что на новые оппозиты радуют почти исключительно иностранцев, а мы как сапожники без сапог .. Вроде бы все наше, и не наше.. да.. ну ладно..

Bordo's picture

Что поделать, жизнь так поменялась за последние 20 лет. Радует, что Уралы так любимы за границей, что конечно же работает на престиж нашей Родины. Спасибо за внимание!

Bordo's picture

В связи с кончиной Фотофайла перезалил ссылки на фотографии

appolon1388's picture

Порадовало. Снова захотелось сесть на мотоцикл и качественно "прохватить".

Bordo's picture

Так давай! Удачи :)

гриша's picture

Тебе нужно эту статью и подобные ей дублировать на других сайтах с миллионной аудиторией типа пикабу , Лив жорнал, дзен. Само собой разбив на части. А то очень большая получилась. Там её прочтут тысячи человек иэто будет полезно для популяризации мото с коляской и вообще полезно.

Bordo's picture

Ты прав, нужно осваивать новые площадки!

Dorognik's picture

Эпос...
Спасибо, с большим интересом провел три часа.

Активные обсуждения форума

User login